Научная статья на тему 'Некоторые правовые аспекты мобилизационной подготовки органов внутренних дел в современных условиях'

Некоторые правовые аспекты мобилизационной подготовки органов внутренних дел в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4819
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / ОРГАНИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ / MOBILIZATION TRAINING / ORGANIZATION / CONCRETE ASPECTS OF MOBILIZATION TRAINING AND PREPARATIONS / BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жирнов Ю.Н.

В статье выделена растущая значимость мобилизационной подготовки МВД России в условиях международной напряженности. Отмечено, что мобилизационные органы в системе органов внутренних дел создавались и реорганизовывались в обстановке внешней угрозы. Рассмотрена современная структура мобилизационных органов в системе МВД России, изучен зарубежный опыт организации и правового регулирования мобилизации в полиции. На основе анализа федерального законодательства в сфере мобилизации и мобилизационной подготовки выявлены вопросы, требующие корректировки. Сформулированы основные принципы мобилизационной подготовки органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жирнов Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present-Day Legal Aspects of Preparing Interior MinistryBodies and Units for Emergency Mobilization

The author emphasizes the growing importance of mobilization readiness in the system of the Ministry of Internal Affairs as international tensions mount. Attention is called to the fact that most mobilization arrangements in the Ministry’s system emerged and evolved in response to external threats. The Ministry’s current mobilization structure is also described. The author reviews international experience of organizing and legally regulating police mobilization and proposes appropriate amendments to the Russian law, including federal acts. Basic principles of police mobilization training are articulated.

Текст научной работы на тему «Некоторые правовые аспекты мобилизационной подготовки органов внутренних дел в современных условиях»

Ю.Н. ЖИРНОВ,

адъюнкт* кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

(Академия управления МВД России)

Yu.N. ZHIRNOV,

Adjunct** of the Department of Police Management in Special Conditions (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 355.24

о

u

О X

и

о

u

О ^

о <

о

<

I

^

ш

s

а H

ii0

Некоторые правовые аспекты мобилизационной подготовки органов внутренних дел в современных условиях

Present-Day Legal Aspects of Preparing Interior Ministry Bodies and Units for Emergency Mobilization

В статье выделена растущая значимость мобилизационной подготовки МВД России в условиях международной напряженности. Отмечено, что мобилизационные органы в системе органов внутренних дел создавались и реорганизовывались в обстановке внешней угрозы. Рассмотрена современная структура мобилизационных органов в системе МВД России, изучен зарубежный опыт организации и правового регулирования мобилизации в полиции. На основе анализа федерального законодательства в сфере мобилизации и мобилизационной подготовки выявлены вопросы, требующие корректировки. Сформулированы основные принципы мобилизационной подготовки органов внутренних дел.

Мобилизационная подготовка, организация и содержание мобилизационной подготовки в органах внутренних дел МВД России.

The author emphasizes the growing importance of mobilization readiness in the system of the Ministry of Internal Affairs as international tensions mount. Attention is called to the fact that most mobilization arrangements in the Ministry's system emerged and evolved in response to external threats. The Ministry's current mobilization structure is also described. The author reviews international experience of organizing and legally regulating police mobilization and proposes appropriate amendments to the Russian law, including federal acts. Basic principles of police mobilization training are articulated.

Mobilization training, organization and concrete aspects of mobilization training and preparations in branches and bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Роль подразделений по мобилизационной подготовке в системе органов внутренних дел (далее — ОВД) всегда возрастала в периоды нарастания внешней угрозы. Так, первый мобилизационный отдел (Моботдел) в составе НКВД СССР на правах самостоятельного подразделения был создан приказом НКВД СССР от 20 апреля 1939 г. на базе 5-го от-

дела Первого управления НКВД СССР [7]. С 27 марта 1959 г. он был реорганизован в Военно-мобилизационный отдел МВД СССР. С того момента мобилизационные работники ОВД всегда были на передовой линии решения задач как в годы Великой Отечественной войны, так и во время последующих локальных конфликтов.

* Ранее - заместитель начальника ЦПП ГУ МВД России по Ростов- ** Formerly - Deputy Head of the Professional Training Center of the

ской области. Branch ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia for the Region ofRostov.

Сегодня Управление организации мобилизационной подготовки входит в состав Департамента государственной службы и кадров МВД России и состоит из трех отделов: организации непосредственной подготовки к переводу и перевода на работу в условиях военного времени, организации отмобилизования и обеспечения выполнения мобилизационных планов, гражданской обороны, а также группы мобилизационного делопроизводства.

Основной задачей Управления является разработка и обеспечение в системе МВД России реализации государственной политики по вопросам мобилизационной подготовки, мобилизации и гражданской обороны. В территориальных подразделениях МВД России созданы самостоятельные структурные подразделения — отделы мобилизационной подготовки и мобилизации, находящиеся в непосредственном подчинении заместителя начальника ГУ МВД России по субъекту РФ.

Задачей данных отделов, в соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России [4], является участие в разработке и обеспечении в ОВД реализации государственной политики в области мобилизационной, боевой готовности и гражданской обороны. В типовой состав отдела входят служба радиационно-химической защиты и отделение боевой и мобилизационной готовности.

Сложившаяся в России структура системы мобилизационной подготовки характерна в целом для многих стран, в том числе и государств, являющихся членами НАТО. Так, Министерство внутренних дел Франции, имея собственные мобилизационные структуры, координирует также вопросы мобилизационной подготовки экономики и гражданской обороны [5].

Интересен опыт Великобритании, где правовой основой мобилизации является в том числе и Закон «О полиции» 1996 г. [9], предусматривающий в разделах 24, 26, 98 разные виды и уровни мобилизации полиции. Мобилизация здесь имеет многоуровневую схему: мобилизация личного состава и оборудования, мобилизация на национальном, на региональном и местном уровнях. При этом для каждого уровня регламентированы свои ключевые роли, определены структуры и процессы, обеспечивающие эффективную мобилизацию, предусмотрен ее мониторинг в Национальном координационном центре полиции (ОТоСС).

В новейшей литературе проблемы и подходы к совершенствованию организации мобилизации в России выявляются и анализируются исключительно на примере системы мобилизационной подготовки Вооруженных Сил РФ [8], тогда как вопросы мобилизацион-

ной подготовки ОВД остаются вне поля зрения исследователей, за исключением исследования В.Б. Княжева в области территориальной обороны Российской Федерации с участием МВД России [6]. В связи с этим целесообразно обратить внимание на правовую базу мобилизации, применимую для ОВД.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации, уточняется, что перевод Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск на организацию и состав военного времени осуществляется в степени боевой готовности, а перевод федеральных органов государственной власти на работу в условиях военного времени — по степеням готовности. В связи с этим МВД России как федеральный орган исполнительной власти, а также входящие в него органы внутренних дел Российской Федерации переводятся на работу военного времени.

Правовой основой мобилизационной подготовки в целом и для органов внутренних дел, в частности, является федеральный закон [1], определяющий данную подготовку как комплекс мероприятий мирного времени по подготовке органов государственной власти (к которым относятся ОВД) и специальных формирований к решению двух задач: 1) обеспечению защиты государства от вооруженного нападения; 2) удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

В соответствии с указанным законом [1, ч. 2 ст. 1] (применительно к ОВД) под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу органов государственной власти на работу в условиях военного времени, а также переводу специальных формирований на организацию и состав военного времени.

В соответствии с Указом Президента России [3] Правительству РФ поручено определять полномочия федеральных органов исполнительной власти и руководить их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации. В данном случае Указ полностью дублирует п. 1 ст. 6 Федерального закона «О мобилизационной подготовке», в чем нет практической надобности. В связи с этим полагаем, что Указ целесообразно отнести к нормативным правовым актам, утратившим силу.

В целом, в том числе и для МВД России, мобилизационная подготовка и мобилизация проводятся в соответствии с упомянутым выше федеральным законом, другими законами об обороне [2], где рассматриваются составные части организации обороны России. В то же время в законодательстве, регламентирующем деятельность ОВД (Федеральный закон «О полиции» и др.), вопросы мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности полностью отсутствуют, что нельзя признать правильным.

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

111

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

112

Кроме того, Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3 оперирует как понятием «мобилизационная подготовка», так и понятием «мобилизация» [1], используя их как синонимы (ст.ст. 2, 3 и др.), что представляется некорректным, так как данные понятия имеют различные значения и разделены в ст. 1 данного закона. К подготовке отнесены приготовительные мероприятия мирного времени, тогда как к самой мобилизации — уже реальные действия военного времени. Очевидно, что их принципы и задачи различаются.

На официальном сайте МВД России этому вопросу также не уделено отдельного внимания, содержится лишь пояснение термина «мобилизационная подготовка», взятое из федерального закона. Какая бы то ни было специфика, нормативная основа или привязка к деятельности ОВД полностью отсутствует, что также нельзя признать правильным, учитывая важность этого участка работы.

Сформулированные в ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О мобилизационной подготовке» [1] принципы мобилизационной подготовки и мобилизации в большей степени относятся именно к мобилизации, тогда как применительно к подготовке они, на наш взгляд, неконкретны, неагрегированы и не адекватны современным реалиям. Полагаем, что принципы мобилизации и принципы мобилизационной подготовки следует разделить.

К основным принципам мобилизационной подготовки ОВД следует отнести:

— принцип научной обоснованности и концептуальной разработанности — органы мобилизационной подготовки ОВД должны строить свою работу на основе отвечающей современным вызовам, научно разработанной и обоснованной концепции мобилизационной подготовки;

— принцип нормативного закрепления — все аспекты мобилизационной подготовки должны базироваться на стройных и непротиворечивых положениях федерального законодательства и принятых в его развитие ведомственных актах;

— принцип планомерности — наличие актуальных, надлежаще утвержденных планов подготовки;

— принцип осуществимости объективного контроля и оценки эффективности — наличие разработанных критериев и механизмов оценки результатов подготовки;

— принцип комплексности и согласованности межведомственного взаимодействия — наличие нормативно закрепленного согласования взаимодействия вовлеченных в мобилизационную работу органов государственной власти.

К содержанию мобилизационной подготовки следует отнести:

правовое регулирование в данной сфере; научное и методическое обеспечение; определение условий работы и подготовку ОВД к работе в период мобилизации и в военное время;

проведение учений по мероприятиям по переводу ОВД на работу в условиях военного времени;

подготовку (тактическую, организационную, морально-психологическую и др.) органов внутренних дел к мобилизации; проведение учений по мобилизации ОВД; разработку мобилизационных планов ОВД; подготовку ОВД к работе в период мобилизации и в военное время;

проведение учений по переводу ОВД на работу в условиях военного времени; оценку состояния мобилизационной готовности ОВД;

контроль состояния мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей ОВД в военное время (в пределах компетенции);

регламентацию и учебную отработку создания специальных формирований, предназначенных для действий при объявлении мобилизации; регламентацию и учебную подготовку техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы РФ или использования в их интересах; создание и сохранение резервного (страхового) фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска в системе МВД;

регламентацию и учебную подготовку организации нормированного снабжения персонала ОВД продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи, средствами радиоэлектронной борьбы и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время; создание в установленном порядке запасных пунктов управления ОВД, учебную подготовку указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени; организацию воинского учета в ОВД; проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов; регулярное повышение квалификации работников мобилизационных органов; межведомственное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации; международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации (в рамках ОДКБ).

Таким образом, в ОВД мобилизационная подготовка является составной частью служебной (оперативной, управленческой) подготовки рядового и начальствующего состава. Мобилизационная подготовка проводится для глубокого усвоения должностными лицами теоретических основ мобилизационного развертывания МВД России и постоянного совершенствования практических навыков выполнения мобилизационных мероприятий.

К основным задачам мобилизационной подготовки органов внутренних дел в современных условиях следует отнести: овладение руководящим составом территориальных органов МВД

России основами управления при мобилизации, повышение мобилизационной готовности органов управления (штабов), слаженности их работы по управлению мобилизационным развертыванием, отработку взаимодействия между органами внутренних дел и комплектующими военными комиссариатами, органами государственной власти и местного самоуправления, практическую подготовку личного состава ОВД к мобилизационным мероприятиям, совершенствование способов приема и распределения мобилизационных ресурсов, совершенствование приемов боевого слаживания, изучение опыта мобилизационной подготовки.

Список литературы:

1.

2.

3.

4.

5.

О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3 (ред. от 6. 05.04.2013) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014. Об обороне: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750. 7.

О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации: Указ Президента РФ от 14 ноября 1997 г. № 1227 // 8. СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5281. Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России: приказ МВД России от 9. 6 октября 2008 г. № 861 // СПС Гарант. Баятова И.М. Зарубежный опыт финансового обеспечения работ по мобилизационной подготовке и государственной поддержке организаций, которым установлены

мобилизационные задания // Учет и статистика. 2014. № 4 (36).

Княжев В.Б. Теоретико-правовые и организационные основы территориальной обороны в Российской Федерации и участия в ней МВД России: дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2013. Коритчук В.В., Кузнецов С.Г. Управление подготовкой и накоплением мобилизационных ресурсов в современных условиях // Военная мысль. 2015. № 2. Куприянов Г.П., Шимановский М.В., Краснян-чук Н.А. Оперативная и мобилизационная подготовка как основа боевой готовности Вооруженных Сил РФ // Военная мысль. 2015. № 1. Police Act 1996 // Законодательство Великобритании: официальный сайт. URL: http:// www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/16/contents (дата обращения: 15.03.2016).

E-mail: yuriyzhirnov@mail.ru

О и О X

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.