ББК 5. УДК 61:355.
вопросы мобилизации и мобилизационной готовности в новой военной доктрине рф
ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЖИРНОВ,
адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академия управления Министерства внутренних дел РФ
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. На основе анализа новой Военной Доктрины РФ, с учётом относительно слабого исследовательского внимания к вопросам мобилизационной готовности и подготовки, сделан вывод о том, что Доктрина, в целом адекватно отражая задачи мобилизационной готовности и подготовки, тем не менее, в указанной части нуждается в существенной смысловой и стилистической корректировке. В частности требует расшифровки ряд понятий: «других войск и органов» и т.п. Выявлены противоречия в структурном построении Доктрины, отмечено отсутствие вопросов мобилизации в числе основных приоритетов развития военной организации (статья 36 Доктрины). Требует дополнения ст. 40 Доктрины, где заданный уровень мобилизационной готовности зависит группы лишь военных факторов, тогда как прогноза требует не только военная угроза, а во взаимосвязи — экономика, геополитика, климат и т.п. В Доктрине слабо обоснован «заданный уровень мобилизационной готовности». Соответственно, предложено дополнить положения Доктрины о комплексной научной обоснованности и концептуальной проработке мобилизационной подготовки. Предложено в задачи мобилизационной готовности включить и информационные аспекты, в части как подготовки резервистов, так и противодействия информационным атакам.
Ключевые слова: Мобилизация, мобилизационная подготовка, военная Доктрина.
Annotation. Annotation. Based on the analysis of a new Military Doctrine of the Russian Federation, taking into account the relatively weak research focus on mobilization readiness and training, concluded that the Doctrine, in General, adequately reflecting the challenges of mobilization and preparation, nevertheless, in this section needs substantial semantic and stylistic adjustments. In particular, decryption requires a number of concepts: «other troops and organs», etc. The revealed contradictions in the structuring of the Doctrine, noted the lack of mobilization among the main development priorities of the military organization (article 36 of the Doctrine). Requires the addition of article 40 of the Doctrine, which specified the level of mobilization readiness of the group depends only military factors, while prediction requires not only a military threat, but in relationship — Economics, geopolitics, climate etc. In the doctrine of the weakly justified «given the level of mobilization readiness.» Accordingly, it is proposed to Supplement the provisions of the comprehensive Doctrine of scientific validity and conceptual elaboration of mobilization training. Proposed in the tasks of mobilization to include informational aspects, in part as training reservists and counter information attacks.
Keywords: Mobilization, mobilization preparation, military Doctrine.
В русской и зарубежной военной и военно-правовой науке мобилизация традиционно понималась как комплекс мероприятий по плановому и своевременному переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики и всех государственных институтов. Мобилизация появилась параллельно с созданием массовых армий, которые участвовали в масштабных и мировых войнах1. После окончания холодной войны казалось,
что реальная угроза глобального вооруженного (ядерного) конфликта ушла в прошлое и у государств есть определенные гарантии безопасности, а также время на плановую мобилизационную подготовку в условиях относительной стабильности. В связи с этим, во многих государствах бывшего СССР мобилизационная система фактически прекратила существование, а мобилизационная подготовка не велась, что хорошо
видно на примере современной Украины. В условиях резкого обострения геополитической напряженности, террористической угрозы и международных отношений, нарастающей интенсивности локальных войн, мобилизационная подготовка приобретает важнейшее значение и требует серьезного внимания.
В 2003 г. Л. А. Харкевич отмечая, что Россия «не в состоянии экономически содержать в мирное время большую армию, способную решать задачи в войне обычными средствами», считал «чрезвычайно важным» формирование условий «для своевременного наращивания боевой мощи своих Вооруженных Сил за счет стратегических резервов»1. Вопросы использования таких резервов и, что наиболее важно, способность их быстрой мобилизации, требуют теоретической и практической разработки. Структура современной мобилизационной подготовки нуждается в постоянном совершенствовании и не может опираться на классический тип мобилизационного плана, как это было в начале 1940 годов. Сегодня содержание большой армии не требуется, так как в современной высокотехнологичной войне не будет фронтовых операций. В то же время, вооруженная сила сегодня является наиболее применимым инструментом внешней политики по реализации «жизненно важных интересов». Опыт последних пяти лет наглядно показал быстрое снижение порога применения военной силы как метода разрешения международных конфликтов2. В этой связи на повестку дня вновь вышло понятие постоянной (повышенной) мобилизационной готовности.
Ещё на рубеже нового тысячелетия в российской литературе отмечались негативные тенденции, затрагивающие, в том числе и безопасность России: расширение НАТО, усиление исламского фундаментализма на Ближнем и Среднем Востоке позиций, приход радикальных режимов к политической власти на почве активизации международного терроризма; ухудшение экономического положения России связанное с экономической нестабильностью3. Примечательно, что за прошедшие почти 15 лет усилия российской внешней политики, международного сообщества, не привели к исчезновению указанных угроз, наоборот, их опасность возросла многократно. Таким образом, идеи и идеалы коллективной безопасности, вновь оказались иллюзиями. С середины июля 2015 г. Президент России неоднократно призывал к «мобилизации широкой коалиции в регионе для противодействия террористической угрозе»4, однако у «широкой коалиции» в последние годы проявляются исключительно свои «узкие» цели, не только не способствующие противодействию терроризму, а стимулирующие его вплоть до формирования террористических государств, непосредственно граничащих с соседями России.
В этих условиях актуализируются вопросы мобилизационной подготовки, как Вооруженных сил РФ, так и органов внутренних дел. Повышенное внимание к мобилизационным вопросам помимо закрепления в новой военной доктрине, рассматривались и в иных аспектах. Так, Президент России поручил Правительству РФ и Совету Безопасности РФ представить предложения по созданию новой системы военной подготовки студентов, с учётом мобилизационной потребности Вооружённых Сил РФ5.
В то же время, есть и другая аналитическая тенденция. В условиях перехода к высокоточному оружию, технологичным и информационным войнам, неизбежно возникли сомнения в целесообразности традиционной и очень затратной мобилизационной подготовки. Данный вопрос в целом был разрешен с принятием новой Военной доктрины Российской Федерации (Утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976)6 (далее — Доктрина), которая обстоятельно, но в некоторых частях не вполне корректно определяет мобилизационную готовность Российской Федерации. По смыслу определения Доктрины — это способность государства к выполнению мобилизационных планов, с чем следует согласиться. В то же время, упоминание здесь же «других войск и органов», которые во вступительных положениях Доктрины никак не определены, с последующим перечислением «также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций», требует корректировки, так как порождает неясность соотнесения «других органов» и перечисленных органов власти.
Наличие определенных спорных моментов в части мобилизационной подготовки может объясняться и тем, что сегодня исследовательское внимание к вопросам мобилизационной готовности и подготовки, минимально. В литературе идет лишь фрагментарная разработка отдельных организационных и правовых7 вопросов мобилизации Вооруженных Сил, исследование подготовки кадров8, при отсутствии обобщающих трудов, способных заложить научную и концептуальную основу современной мобилизационной подготовки.
Доктрина обозначает мобилизационную готовность в двух аспектах:
• общем — для всех родов войск и органов военного управления, куда следует, вероятно отнести и «другие войска и органы», которые постоянно упоминаются в Доктрине, но ни разу не определяются;
• специальном (пункт «в» статьи 32) — применительно к боевой и мобилизационной готовности и подготовке стратегических ядерных сил и средств. Здесь стоит задача обеспечить
функционирование указанных средств и систем управления, возможность их применения. В данном определении речь идет лишь об уровне готовности («гарантирующем нанесение неприемлемого ущерба агрессору в любых условиях обстановки»), но не о времени, что закрепляет боевую, но не касается мобилизационной готовности, что не вполне соответствует её общему пониманию.
Статья 35 Доктрины, раскрывая основные задачи развития военной организации, в целом развивает положения о мобилизационной готовности, регламентируя приведение структуры, состава и численности компонентов всей военной организации в соответствие с задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учетом достаточной ресурсной обеспеченности. Здесь же (пункт «ж») ставится задача совершенствования системы создания запаса (выделено нами) мобилизационных ресурсов, включая вооружения, военной и спецтехники и материально-технических средств. Данный пункт требует стилистического уточнения. Выделенное понятие представляется некорректным и не в полной мере соответствующим действующему законодательству о государственных резервах9, в соответствии с которым правильнее было бы вместо понятия «системы создания запаса» использовать понятие «совершенствования системы резервирования мобилизационных ресурсов».
Структурное построение Доктрины также представляется противоречивым. В частности, с одной стороны, документ предусматривает развитие мобилизационной базы, обеспечение мобилизационного развертывания и совершенствование методов комплектования и подготовки мобилизационных резервов и ресурсов, а с другой, в числе основных приоритетов развития военной организации (статья 36 Доктрины) мобилизация отсутствует, что представляется неправильным. Во-первых, как свидетельствует исторический опыт, именно от мобилизационного развертывания во многом зависел успех противостояния агрессору в первую (1812-1814 гг.) и вторую (19411945 гг.) Отечественные войны. Во-вторых, статья 38 Доктрины предусматривает для строительства и развития Вооруженных Сил необходимость (пункт «б») обеспечивать рациональное соотношение соединений и воинских частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для мобилизационного развертывания, а также повышение качества мобилизационной подготовки наравне с оперативной, боевой и специальной. В-третьих, в перечне средств выполнения основных задач строительства и развития Вооруженных Сил (ст. 39) обосновано упо-
мянуты (пункт «е»): поддержание мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем проведение мобилизационного развертывания, а также заблаговременное создание запаса мобилизационных ресурсов. В-четвертых, в новой Доктрине мобилизационной готовности отведен целый раздел (статьи 40-42). Таким образом, полагаем целесообразным включение мобилизационной готовности в число основных приоритетов развития военной организации, перечисленных в статье 36 Доктрины.
Отдельный раздел Доктрины «Мобилизационная подготовка и мобилизационная готовность Российской Федерации», на наш взгляд, нуждается в совершенствовании. Так в статье 40 указано, что «мобилизационная готовность Российской Федерации обеспечивается подготовкой к выполнению в установленные сроки мобилизационных планов». Ранее по тексту речь идет то о «мобилизационной готовности Вооруженных Сил, других войск и органов», то о мобилизационной готовности Российской Федерации в целом, что требует корректировки в плане однозначности. Кроме того, представляется стилистически некорректным применение понятия «обеспечивается подготовкой к выполнению...». Исходя из определения мобилизационной готовности (пункт «м» статьи 7 Доктрины) следует изложить указанный фрагмент статьи 40 в следующей редакции: «мобилизационная готовность Российской Федерации обеспечивается способностью к выполнению в установленные сроки мобилизационных планов». В данном случае от государства требуется именно способность или готовность, тогда как подготовка представляет собой промежуточный этап по их достижению.
Положения статьи 40 Доктрины обосновано базируются на том, что заданный уровень мобилизационной готовности государства зависит от группы факторов: прогнозируемой военной угрозы, характера военного конфликта и достигается за счет мобилизационной подготовки и оснащения современным вооружением. В то же время, как свидетельствует современная геополитическая и экономическая ситуация, прогноза требует не только военная угроза, а во взаимосвязи — экономика, геополитика, климат и т.п. «Заданный уровень мобилизационной готовности» также должен быть обоснован. Исходя из этого, полагаем необходимым дополнить положения Доктрины о комплексной научной обоснованности и концептуальной проработке мобилизационной подготовки.
Статья 41 Доктрины в целом корректно обозначает основной целью мобилизационной подготовки подготовку экономики, органов власти всех уровней, Вооруженных Сил к выполнению следующих функций: защита государства от вооруженного нападения;
удовлетворение потребностей государства в военное время; удовлетворение нужд населения в военное время. В то же время, в современных условиях следует обратить внимание на то, что вооруженному нападению всегда предшествует информационное, а войне, всегда — информационная война10. В связи с этим в задачи мобилизационной готовности целесообразно включить и информационные аспекты, в части как подготовки резервистов, так и противодействия информационным атакам. Здесь следует обратить внимание на опыт мобилизационных Наставлений РККА (см. §1.2) 1920-1930 годов, где в разделе партийно-политической работы подробно излагались задачи морально-психологической подготовки личного состава в ходе мобилизации, а также задачи контрпропаганды.
Развивая положения статьи 41, статья 42 Доктрины определяет основные задачи мобилизационной подготовки в институциональной, финансовой сферах, материально-техническом снабжении и обеспечении нужд населения в военное время. Важнейшим представляется пункт «б», обосновывающий задачу поддержания промышленного потенциала страны на уровне, достаточном для удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время. В то же время, пункт «е» статьи 42 Доктрины представляется излишним и повторяющим задачу, поставленную в пункте «б». Полагаем, нет смысла указывать на задачу обеспечения дополнительными ресурсами, тогда как ранее уже ставилась задача обеспечения достаточного уровня.
Пункты «ж, з» статьи 42 Доктрины в числе основных задач называют организацию восстановительных работ, в том числе и на производственных мощностях, прикрытия на транспортных коммуникациях, а также снабжения населения, что непосредственно к мобилизации не относится, так как не входит в мобилизационные планы и реализуется специально создаваемыми органами, не имеющими отношение к мобилизации.
Таким образом, Доктрина, уделяя значительное внимание и в целом адекватно отражая задачи мобилизационной готовности и подготовки, тем не менее, в части исследуемых задач нуждается в корректировке.
1 Михневич Н. П. Основы стратегии. СПб.: Изд-во: Тип. Тренке и Фюсно, 1913. С. 49; State, society, and mobilization in Europe during the First World War, edited by John Horne, Cambridge-New York: Cambridge University Press, 1997. P. 6 и др.
2 Харкевич Л. А. Вопросы осуществления мобилизационной подготовки и мобилизации в современных условиях// Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2003. Вып. № 4. Т. 9. С. 782.
3 Алешин В. А. Эволюция угроз военной безопасности России (2000 2009 гг.)// Армия и общество. 2009. №2. С. 54.
4 Харкевич Л. А. Политические условия мобилизационных
мероприятий и их возможности в обеспечении военной безопасности Российской Федерации. Тамбов: ТГТУ 2001. С. 12; Он же Вопросы осуществления мобилизационной подготовки и мобилизации в современных условиях// Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2003. Вып. № 4. Т. 9. С. 782.
5 Заявление Президента России Владимира Путина в связи с завершением переговоров по иранской ядерной программе 14 июля 2015 года// Президент России. Официальный сайт http:// www.kremlin.ru/events/president/news/49957
6 Перечень поручений Президента России по итогам встречи со студентами Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», состоявшейся 22 января 2014 г.// Президент России. Официальный сайт http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/20300
7 Российская газета. 2014. 30 декабря. N 298.
8 Радецкий С. А. Теоретические и практические проблемы увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при объявлении мобилизации// Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012. Вып. № 1. С. 62.
9 Антонов П. И. Мобилизационная подготовка мощный резерв национальной безопасности// Технологии гражданской безопасности. 2007. Выпуск № 4. Т. 4.
10 Статья 1 Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном материальном резерве»// Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 3; 2013. N 52 (часть I). Ст. 6961.
11 На примере событий 2014-2015 годов стало очевидно, что информационные войны сопровождаются реальными и весьма существенными жертвами, а ущерб, наносимый ими, сопоставим с ущербом от реальной войны.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном материальном резерве»// Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 3; 2013. N 52 (часть I). Ст. 6961.
2. Военная доктрина Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976// Российская газета. 2014. 30 декабря. N 298.
3. Антонов П. И. Мобилизационная подготовка мощный резерв национальной безопасности// Технологии гражданской безопасности. 2007. Выпуск № 4. Т. 4.
4. Алешин В. А. Эволюция угроз военной безопасности России (2000 2009 гг.)// Армия и общество. 2009. №2.
5. Заявление Президента России Владимира Путина в связи с завершением переговоров по иранской ядерной программе 14 июля 2015 года// Президент России. Официальный сайт http://www.kremlin.ru/ events/president/news/49957
6. Михневич Н. П. Основы стратегии. СПб.: Изд-во: Тип. Тренке и Фюсно, 1913.
7. Перечень поручений Президента России по итогам встречи со студентами Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», состоявшейся 22 января 2014 г.// Президент России. Официальный сайт http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/20300
8. Радецкий С. А. Теоретические и практические проблемы увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при объявлении мобилизации// Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012. Вып. № 1.
9. Харкевич Л. А. Вопросы осуществления мобилизационной подготовки и мобилизации в современных условиях// Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2003. Вып. № 4. Т. 9.
10. Харкевич Л. А. Политические условия мобилизационных мероприятий и их возможности в обеспечении военной безопасности Российской Федерации. Тамбов: ТГТУ, 2001.
11. State, society, and mobilization in Europe during the First World War, edited by John Horne, Cambridge-New York: Cambridge University Press, 1997.
1. Federal'nyj zakon ot 29.12.1994 N 79-FZ (red. ot 28.12.2013) «O gosudarstvennom material'nom rezerve»// Sobranie zakonodatel'stva RF. 1995. N 1. St. 3; 2013. N 52 (chast' I). St. 6961.
2. Voennaja doktrina Rossijskoj Federacii. Utv. Prezidentom RF 25.12.2014 N Pr-2976// Rossijskaja gazeta. 2014. 30 dekabrja. N 298.
3. Antonov P. I. Mobilizacionnaja podgotovka moshhnyj rezerv nacional'noj bezopasnosti// Tehnologii grazhdanskoj bezopasnosti. 2007. Vypusk № 4. T. 4.
4. Aleshin V A. Jevoljucija ugroz voennoj bezopasnosti Rossii (2000 2009 gg.)// Armija i obshhestvo.
2009. №2.
5. Zajavlenie Prezidenta Rossii Vladimira Putina v svjazi s zaversheniem peregovorov po iranskoj jadernoj programme 14 ijulja 2015 goda// Prezident Rossii. Oficial'nyj sajt http://www.kremlin.ru/events/president/ news/49957
6. Mihnevich N. P. Osnovy strategii. SPb.: Izd-vo: Tip. Trenke i Fjusno, 1913.
7. Perechen' poruchenij Prezidenta Rossii po itogam vstrechi so studentami Nacional'nogo issledovatel'skogo jadernogo universiteta «MIFI», sostojavshejsja 22 janvarja 2014 g.// Prezident Rossii. Oficial'nyj sajt http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/20300
8. Radeckij S. A. Teoreticheskie i prakticheskie problemy uvol'nenija voennosluzhashhih, prohodjashhih voennuju sluzhbu po kontraktu, pri ob#javlenii mobilizacii// Probely v rossijskom zakonodatel'stve. Juridicheskij zhurnal. 2012. Vyp. № 1.
9. Harkevich L. A. Voprosy osushhestvlenija mobilizacionnoj podgotovki i mobilizacii v sovremennyh uslovijah// Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2003. Vyp. № 4. T. 9.
10. Harkevich L. A. Politicheskie uslovija mobilizacionnyh meroprijatij i ih vozmozhnosti v obespechenii voennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Tambov: TGTU, 2001.
11. State, society, and mobilization in Europe during the First World War, edited by John Horne, Cambridge-New York: Cambridge University Press, 1997.
Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Ки-коть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
Применительно к реалиям современного общества системати-зированно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.
Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.