Научная статья на тему 'Некоторые практические аспекты осуществления признания и установления эквивалентности иностранных квалафикаций'

Некоторые практические аспекты осуществления признания и установления эквивалентности иностранных квалафикаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зверев Николай Игоревич, Житникова Марина Николаевна, Ткач Геннадий Федорович

В статье проанализированы основные международные и российские законодательные и нормативные правовые акты в области признания, приведены определения понятий, используемых в области признания документов об образовании, рассмотрены общие вопросы приема на обучение граждан с иностранными документами об образовании, также особенности приема обладателей иностранных документов об образовании на различные образовательные программы российского высшего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PRACTICAL ASPECTS OF FOREIGN QUALIFICATIONS' RECOGNITION

The article contains the analysis of the basic international and Russian laws and orders in the field of foreign qualifications' recognition as well as definitions of conceptions are used in this field, general problems of enrolment for study people who have foreign documents of education and especially of enrolment people who have foreign documents of education for different educational programs of Russian high professional education.

Текст научной работы на тему «Некоторые практические аспекты осуществления признания и установления эквивалентности иностранных квалафикаций»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 116

УДК 378.1

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИЗНАНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ КВАЛАФИКАЦИЙ

Н.И. ЗВЕРЕВ, М.Н. ЖИТНИКОВА, Г.Ф. ТКАЧ Статья представлена доктором технических наук, профессором Прохоровым А.В.

В статье проанализированы основные международные и российские законодательные и нормативные правовые акты в области признания, приведены определения понятий, используемых в области признания документов об образовании, рассмотрены общие вопросы приема на обучение граждан с иностранными документами об образовании, также особенности приема обладателей иностранных документов об образовании на различные образовательные программы российского высшего профессионального образования.

В настоящее время в университетах России обучается около 90 тыс. иностранных граждан, из них около двух третей - по долгосрочным программам. Расширяется поток российских граждан, которые проходили обучение в зарубежных странах и вернулись на родину для продолжения обучения. Это означает, что ежегодно около 20 тыс. обладателей иностранных документов об образовании приступает к обучению в российских учебных заведениях по основным образовательным программам, представляя зарубежные документы о предшествующем образовании, в отношении которых необходимо принять решение о признании.

Решению вопроса о признании обязательно предшествует экспертиза документа об образовании и его приложений. Проведение полноценной глубокой экспертизы, подготовка экспертных заключений, принятие официальных решений - это функциональное назначение специально подготовленных экспертов и ответственных чиновников, наделенных соответствующими полномочиями. Процедура проведения экспертизы требует тщательной кропотливой работы, больших временных затрат, глубоких специальных знаний, богатого опыта. Между тем, в реальных условиях деятельности руководителей и сотрудников приемных комиссий, подготовительных факультетов (отделений) для иностранных граждан, учебных и международных служб образовательных учреждений практически постоянно возникают проблемы, связанные с вопросами признания иностранных документов об образовании. Выход из этого противоречия заключается в том, что в большинстве случаев для решения оперативных вопросов не требуется получения окончательных официальных решений, а достаточно только проведения предварительной экспресс-экспертизы, позволяющей сделать оценку документов или их копий и «отсечь» заведомо «неправильные». Но даже такая предварительная экспертиза требует определённого уровня знаний и владения специальной информацией и терминологией. Ознакомление читателя с такого рода знаниями, информацией и терминологией и является целью настоящего материала, который составлен в результате изучения и анализа действующих нормативных документов по вопросам признания и обобщения многолетнего практического опыта работы.

Основные международные и российские законодательные и нормативные правовые акты в области признания

Международные договора или правовые акты в области признания - это международные конвенции, многосторонние или двусторонние межправительственные соглашения и протоколы, а также рекомендации международных организаций, в работе которых участвует Российская Федерация. Такого рода международными актами в области признания Россия связана бо-

лее чем со ста странами мира. Один только их перечень занял бы несколько страниц, а их подробное описание - предмет особого исследования. Для целей настоящей работы важно подчеркнуть, что международные конвенции, как правило, регламентируют общие принципы, механизмы, критерии и процедуры признания, дают определения ключевых понятий, но не определяют конкретного соответствия между теми или иными квалификациями. К самым главным принципам осуществления признания относятся следующие:

- признаются документы об образовании, если они получены легальным путем и не являются поддельными или фальшивыми;

- признаются документы об образовании, выданные учебным заведением, официально признанным полномочными органами страны принадлежности этого образовательного учреждения (например, аккредитованных в соответствии с национальными требованиями; при этом всевозможные «международные» аккредитации имеют вспомогательное значение);

- страна, где признается иностранный документ об образовании, не должна предоставлять обладателю прав больше, чем он/она имел бы в стране получения квалификации.

В отличие от конвенций многосторонние и двусторонние межправительственные соглашения, как правило, устанавливают конкретные соответствия между квалификациями и документами, их подтверждающими, и наделяют определенными правами их обладателей, что, однако, не исключает, а, напротив, подразумевает проведение экспертизы каждого документа специалистами и принятие решений в индивидуальном порядке.

Перечень стран, с которыми Российская Федерация (в том числе как правопреемница СССР) имеет двухсторонние или многосторонние соглашения о взаимном признании документов об образовании, насчитывает около 100 документов. Следует подчеркнуть, что многие соглашения устарели и/или имеют избирательный характер. Например, с Францией есть соглашение о признании степеней кандидата и доктора наук соответственно, а с Турцией подписано соглашение только о взаимном признании дипломов старших членов экипажей морских судов.

Вопросы признания зарубежных документов об образовании в Российской Федерации регулируются Статьями 28 и 37 Закона Российской Федерации «Об образовании», Статьей 23 Закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004г. №300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» и приказом Минобразования России от 09.01.1997 № 15. При этом следует принимать во внимание Статью 1 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в которой устанавливается, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральными законами, применяются правила международного договора.

Определение понятий, используемых в области признания документов об образовании

Для сотрудников учебных заведений, имеющих отношение к оценке иностранных документов об образовании, важно иметь в виду, что эти вопросы являются правовыми, более того -связанными с обеспечением и реализацией прав человека. Из этого следует, что при обсуждении и решении вопросов признания необходимо строго придерживаться принятых терминов и определений. Наиболее современная и полная система определений содержится в Лиссабонской конвенции, которая вступила в силу в отношении Российской Федерации 01.07.2000 г. Исходя из целей настоящей работы, приведем наиболее важные из них [1].

Доступ (к высшему образованию) - право лиц, обладающих соответствующей квалификацией, представлять свою кандидатуру и быть рассмотренным с целью приема в высшее учебное заведение.

Прием (в учебные заведения и на программы высшего образования) — действие или система, разрешающие кандидатам, обладающим соответствующей квалификацией, продолжать высшее образование в определенном учебном заведении и/или по определенной программе высшего образования.

Оценка (высших учебныых заведений и программ) - определение качества образования в данном высшем учебном заведении или по данной программе высшего образования.

Оценка (индивидуальным квалификаций) — письменное заключение или оценка компетентным органом индивидуальных иностранных квалификаций.

Полномочный орган по вопросам признания - орган, официально уполномоченный принимать решения обязывающего характера по вопросам признания иностранных квалификаций.

Высшее образование — все виды курсов обучения или групп курсов обучения, а также подготовки специалистов или исследователей на послесреднем уровне, которые признаются соответствующими органами Стороны как составляющие систему высшего образования.

Высшее учебное заведение — учреждение, предоставляющее высшее образование и признаваемое полномочным органом Стороны как составляющее ее систему высшего образования.

Программа высшего образования - курс обучения, признаваемый полномочным органом Стороны как составляющей ее системы высшего образования, и по завершению которого студент получает квалификацию высшего образования.

Период обучения - любая составная часть программы высшего образования, которая была оценена и документирована и которая, хотя и не представляет собой программу обучения, обеспечивает существенное приобретение знаний или навыков.

Квалификация:

A. Квалификация высшего образования - любой документ о присуждении степени, диплом или иное свидетельство, выданное полномочным органом и удостоверяющее успешное завершение программы высшего образования.

B. Квалификация, дающая доступ к высшему образованию — любой выдаваемый полномочным органом диплом или иное свидетельство, удостоверяющее успешное завершение программы обучения и дающее его обладателю право на рассмотрение его кандидатуры с целью приема в высшее учебное заведение (см. определение доступа).

Признание — официальное подтверждение полномочным органом значимости иностранной образовательной квалификации в целях доступа ее обладателя к образовательной и/или профессиональной деятельности.

Требования:

A. Общие требования — условия, которые должны быть выполнены во всех случаях для доступа к высшему образованию или к его определенному уровню, или для получения квалификации высшего образования определенного уровня.

B. Особые требования — условия, которые должны быть выполнены в дополнение к общим требованиям для обеспечения приема на специфичную программу высшего образования или для получения специфичной квалификации высшего образования в определенной области знаний.

Общие вопросы приема на обучение граждан с иностранными документами об образовании

Прием иностранных и российских граждан, имеющих иностранные документы об образовании, в высшие учебные заведения Российской Федерации регулируется целом рядом законов и подзаконных актов.

Прежде всего, это Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ. При этом Закон СССР от 24 июня 1981 года № 5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» утратил силу. Согласно

ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В области образования - это Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 57), в соответствии с которым обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в российских образовательных учреждениях осуществляется по прямым договорам, заключенным этими образовательными учреждениями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации (Инструктивное письмо Минобразования России от 07.04.2003 № 14-52-388 ин/13).

Пунктом 5 действующего Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, также предусмотрено, что г р а ж д а н е и н о с т р а н н ы х г о с у д а р с т в ( в к л ю ч а я г р а ж д а н р е с п у б -лик бывшего СССР ) принимаются в высшие учебные заведения:

- в соответствии с международными договорами;

- в пределах контрольных цифр приема по направлениям Минобразования России;

- в соответствии с прямыми договорами высшего учебного заведения на места в пределах численности, определяемой лицензией, с оплатой стоимости обучения на условиях, устанавливаемых правилами приема [2].

Согласно Соглашению о предоставлении равных прав гражданам государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года на поступление в учебные заведения [3], Стороны Соглашения (Республика Беларусь,Республика Казахстан , Кыргызская Республика и Рос -сийская Федерация ) предоставляют равные права гражданам государств-участников для поступления в государственные учебные заведения Сторон на основе взаимно признаваемых документов государственного образца как на места, финансируемые из государственного бюджета, так и на места с оплатой стоимости обучения по договорам, в соответствии с правилами приема, утвержденными государственным учебным заведением (Инструктивное письмо Минобразования России от 28.03.2003 № 14-55-345 ин/15).

Лица, проживающие на территории государств - республик бывшего СССР (кроме граждан вышеперечисленных республик, для которых равные права предусмотрены Договором), также могут приниматься в высшие учебные заведения на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств бюджета, в порядке, определяемом правилами приема в конкретное высшее учебное заведение [2].

Во исполнение положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25.12.1998г., Договора о создании Союзного государства от 08.12.1999г. и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27.02.1996г., документы об образовании государственного образца Республики Беларусь признаются на территории Российской Федерации без свидетельства об эквивалентности и дают право на продолжение обучения и осуществление профессиональной деятельности наравне с российскими документами об образовании государственного образца (письмо руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.06.2005 № 01-291/05-01). В данном случае под документами об образовании подразумеваются документы любого уровня (свидетельства об окончании средней школы, аттестаты, дипломы и т. д.).

При рассмотрении документов об образовании выпускников, окончивших общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, учебные комплексы Р е с п у б л и к и Б е л а р у с ь и поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации, следует принимать во внима-

ние, что для оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях этого государства, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, с 1 сентября 2002 года была введена следующая система оценок: «10» - «превосходно», «9» - «отлично», «8» - «почти отлично», «7» - «очень хорошо», «6» - «хорошо», «5» - «почти хорошо», «4» - «весьма удовлетворительно», «3» - «удовлетворительно», «2», «1» - «почти удовлетворительно», «0» - «неудовлетворительно» [4].

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки практически ежегодно информирует руководителей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации о перечне государств, документы государственного образца о среднем (полном) общем образовании которых, на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации, признаются в качестве документов, дающих право на поступление в образовательные учреждения профессионального образования Российской Федерации без прохождения процедуры признания и установления эквивалентности. Так, согласно последнему инструктивному письму Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, все документы государственного образца о среднем (полном) общем образовании, выданные до 31 декабря 2006г. на территориях Азербайджанской Республи -ки, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Рес -публики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан и Украины, дают их обладателям право на поступление в российские образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования без свидетельства об эквивалентности (Инструктивное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.01.2006 № 02-55-13 ин/экв. http://www.obrnadzor.gov.ru/oficial docs/).

Этим же письмом Рособрнадзор разрешает прием документов о среднем (полном) общем образовании, выданных на территориях Латвийской, Литовской, Эстонской Республик, Республик Узбекистан и Туркменистан, без прохождения процедуры признания и установления эквивалентности при условии получения их обладателями свидетельств об эквивалентности в установленном порядке до 1 января 2007 года после зачисления в вуз.

Следует при этом иметь в виду, что системы оценок, применяемые для итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений большинства вышеперечисленных государств, аналогичны российской пятибалльной шкале оценок, в тоже время в Украине и Республике Молдова используются 12-балльная и 10-балльная системы оценок. При этом соответствие оценок средней школы в Украине российским оценкам следующее: «12», «11», «10» баллов - «отлично»; «9», «8», «7» - «хорошо»; «6», «5», «4»- «удовлетворительно»; «3», «2», «1» - «неудовлетворительно»; а в Республике Молдова : «10», «9» - «отлично»; «8», «7»- «хорошо»; «6», «5»- «удовлетворительно» и «4», «3», «2», «1» - «неудовлетворительно».

Все обладатели иностранных документов об образовании, за исключением документов, перечисленных выше, при поступлении в российские образовательные учреждения должны представлять свидетельство о признании и/или свидетельство об установлении эквивалентности зарубежных документов об образовании, выданные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

В соответствии с письмом руководителя Рособрнадзора от 12.10.2004 № 01-129/05-01 с 17 июня 2004 года действительными являются свидетельства об эквивалентности, выданные на бланке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки за подписью заместителей руководителя Е . Н . Г еворкян или П . Е . Кондрашова .

Особенности приема обладателей иностранных документов об образовании на первый курс основных образовательных программ высшего профессионального образования

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Фе-

дерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти [2], на первый курс принимаются лица, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании, а также диплом о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования. В соответствии с этим, обладатели иностранных документов об образовании должны представить в приемную комиссию имеющийся у них документ об образовании и свидетельство об его эквивалентности российскому аттестату о среднем (полном) общем образовании или российскому диплому о среднем профессиональном образовании.

Ниже приводятся типовые примеры записей в свидетельствах о признании и/или эквивалентности, выдаваемых в настоящее время Рособрнадзором обладателям иностранных документов об образовании.

В связи с Вашим обращением сообщаем, что документ об образовании (аттестат № 010103401 об окончании общей средней школы высшей ступени), выданный на имя Чжан Лян (ZhangLiang) 30 июня 2001 года средней школой высшей ступени № 27 г. Ланьчжоу, провинция Ганьсу, Китайская Народная Республика, эквивалентен российскому аттестату о среднем (полном) общем образовании и дает право поступления на первый курс образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования Российской Федерации в соответствии с действующими в них правилами приема.

Рассмотрев материалы Вашего заявления, сообщаем, что уровень образования, полученного Вами за время учебы в Ереванском государственном колледже легкой промышленности, Республика Армения, соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам образовательных учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации, обучавшимся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

В связи с этим документ об образовании (диплом серии АК № 032312), выданный Арутюня-ну Гору Айковичу 08 июля 2004 года Ереванским государственным колледжем легкой промышленности, эквивалентен российскому диплому о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации «Бухгалтер» с соответствующим равенством прав при продолжении обучения.

В связи с Вашим обращением сообщаем, что документ об образовании (диплом № 019523), выданный Григорович Светлане Викторовне 28 июня 1994 года Самаркандским техникумом железнодорожного транспорта, Республика Узбекистан, признается в Российской Федерации и дает право на поступление на первый курс образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации в соответствии с действующими в них правилами приема.

Исключение 1. От необходимости представлять Свидетельство об эквивалентности освобождены обладатели документов о среднем (полном) общем образовании, полученном в следующих странах: Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Беларусь, Грузии, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Молдова, Республике Таджикистан и Украине.

Исключение 2. От необходимости представлять Свидетельство о признании и/или эквивалентности освобождены обладатели документов о среднем профессиональном образовании, полученном в Республике Беларусь.

Исключение 3. По документам о среднем (полном) общем образовании, выданным на территориях Латвийской, Литовской, Эстонской Республик, Республик Узбекистан и Туркменистан по решению приемной комиссии конкретного вуза свидетельства об установлении эквивалентности могут быть представлены в период до 1 января следующего года.

Особенности приема обладателей иностранных документов об образовании на последующие курсы основных образовательных программ высшего профессионального образования

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти [2], на первый и последующие курсы принимаются лица, имеющие диплом государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании, академическую справку установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании или диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании различных ступеней. В соответствии с этим, обладатели иностранных документов об образовании должны представить в приемную комиссию имеющийся у них документ об образовании и свидетельство о его признании в качестве документа, подтверждающего прохождение периода обучения по программе высшего профессионального образования.

Приведем типовой пример записи в свидетельствах о признании и/или эквивалентности.

***

В связи с Вашим обращением сообщаем, что документ об образовании (академическая справка № 8-5/05), выданный Чмиховскому Александру Викторовичу 09 ноября 2005 года Кременчугским государственным политехническим университетом, Украина, признается в Российской Федерации в качестве документа, свидетельствующего о прохождении периода высшего образования и дающего право продолжать образование в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации с учетом уровня полученной подготовки.

Исключение . От необходимости представлять свидетельство о признании и/или эквивалентности освобождены обладатели документов, полученных в Республике Беларусь.

Наличие вышеуказанных свидетельств о признании и/или эквивалентности дает право ученому совету вуза своим решением установить эквивалентность содержащихся в иностранном документе об образовании прослушанных в зарубежном университете курсов курсам, содержащимся в соответствующем государственном образовательном стандарте, и по окончании обучения внести в приложение к диплому о высшем профессиональном образовании необходимую запись (со звездочкой) с указанием зарубежного университета, в котором были прослушаны эти курсы (в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденной приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. № 65) [5].

Следует иметь в виду, что в этих случаях в графе приложения к диплому «Предыдущий документ об образовании» указывается, как правило, иностранный документ о получении среднего (полного) общего или среднего профессионального образования. Это влечет за собой необходимость представления кандидатом на обучение также и свидетельства об эквивалентности этого документа.

Аналогичный порядок может быть использован в случае совместных образовательных программ, ведущих к получению так называемых «двойных» степеней (дипломов).

Особенности приема обладателей иностранных документов об образовании в магистратуру

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти [2], на обучение по

программе подготовки магистра принимаются лица, имеющие диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании различных ступеней. В соответствии с этим, обладатели иностранных документов об образовании должны представить в приемную комиссию имеющийся у них документ об образовании и Свидетельство о его эквивалентности документу о российском высшем профессиональном образовании той или иной ступени, или Свидетельство о его признании в качестве документа, подтверждающего получение высшего профессионального образования той или иной ступени.

Ниже приводятся соответствующие типовые примеры записей в свидетельствах о признании и/или эквивалентности.

Рассмотрев материалы Вашего заявления, сообщаем, что уровень образования, полученного Вами за время учебы в Сеульском национальном университете, Республика Корея, соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, обучавшимся по направлению «Филологическое образование».

В связи с этим документ об образовании (свидетельство об окончании № 016461), выданный на имя Ли Чжин Хи (Lee Jin Hee) 26 июля 2004 года Сеульским национальным университетом, эквивалентен российскому диплому о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «Бакалавр филологического образования» с соответствующим равенством прав при продолжении обучения.

Рассмотрев материалы Вашего заявления, сообщаем, что документ об образовании (свидетельство о присуждении степени бакалавра), выданный на имя Симидзу Такаюки (Shimizu Takayuki) 09 августа 2005 года Университетом Мэджи, Япония, признан в Российской Федерации в качестве документа о высшем профессиональном образовании с присвоением квалификации (степени) «бакалавр».

В связи с этим вышеуказанный документ дает право на продолжение обучения по образовательным программам высшего профессионального образования следующей ступени в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) и действующими правилами приема в образовательные учреждения Российской Федерации.

***

Исключение 1. От необходимости представлять Свидетельство о признании и/или эквивалентности освобождены обладатели документов, полученных в Республике Беларусь.

В заключение необходимо отметить, что при рассмотрении возможностей продолжения обучения обладателей иностранных документов об образовании в российских образовательных учреждениях должны быть решены вопросы соответствия академической подготовки каждого кандидата, полученной в иностранном образовательном учреждении, требованиям нового этапа обучения. Неправомерное решение таких вопросов может привести как к неспособности кандидата освоить образовательную программу, так и к возможному последующему непризнанию итогового российского документа об образовании в иностранном государстве, если таковой документ будет получен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе/ Лиссабон, ЮНЕСКО/Совет Европы, 1997.

http://conventions.coe.int/Treatv/Commun/OueVoulezVous.asp?NT=165&CM=1&CL=RUS

2. Приказ Минобразования России от 14.01.2003 № 50, зарегистрированный Минюстом России 06.02.2003 № 4188. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 03/50.html

3. Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года на поступление в учебные заведения от 24 ноября 1998 г. http://www.ipaeurasec.org

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2002г. №21 «О введении десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования». http://ripo.unibel.bv/pto/files/10balpto.rar

5. Приказ Минобрнауки России от 10.03.2005 №65 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов». www.edu.ru/db/mo/Data/d 05/m65.html

SOME PRACTICAL ASPECTS OF FOREIGN QUALIFICATIONS’ RECOGNITION

Zverev N.I., Zhitnikova M.N., Tkach G.F.

The article contains the analysis of the basic international and Russian laws and orders in the field of foreign qualifications’ recognition as well as definitions of conceptions are used in this field, general problems of enrolment for study people who have foreign documents of education and especially of enrolment people who have foreign documents of education for different educational programs of Russian high professional education.

Сведения об авторах

Зверев Николай Игоревич 1950 г.р., окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (1971), кандидат физикоматематических наук, доцент, директор Центра международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра экспертизы и признания ИПИБ МГУ им. М.В. Ломоносова, автор более 100 научных работ, область научных интересов - международное сотрудничество в области образования.

Житникова Марина Николаевна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1982), начальник отдела Центра международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт Центра экспертизы и признания ИПИБ МГУ им. М.В. Ломоносова, автор около 30 научных работ, область научных интересов - международное образование, проблемы признания документов об образовании.

Ткач Геннадий Федорович 1938 г.р., окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (1961), кандидат физикоматематических наук, доцент кафедры сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов, автор более 80 научных работ, область научных интересов - сравнительный анализ систем образования РФ и зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.