Научная статья на тему 'Признание квалификаций в Российской Федерации: современное состояние'

Признание квалификаций в Российской Федерации: современное состояние Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коропченко Алексей Анатольевич

Настоящая статья посвящена проблемам признания иностранных документов об образовании и формированию в России распределенной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коропченко Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOGNITION OF QUALIFICATIONS IN RUSSIAN FEDERATION: MODERN CONDITIONS

The recognition of foreign qualifications are discussed

Текст научной работы на тему «Признание квалификаций в Российской Федерации: современное состояние»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 116

УДК 378.1

ПРИЗНАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

А.А. КОРОПЧЕНКО

Статья представлена доктором технических наук, профессором Прохоровым А.В.

Настоящая статья посвящена проблемам признания иностранных документов об образовании и формированию в России распределенной системы.

Современный этап развития образования практически во всех странах мира характеризуется процессами интернационализации и интеграции, создавая предпосылки для построения единого образовательного пространства при сохранении национальных особенностей и преимуществ национальных образовательных систем. Развитые страны усиливают конкурентную борьбу за лидерство в мировой системе образования, что в современном обществе является одним из наиболее эффективных инструментов влияния на международные события. Участниками и активными субъектами академической мобильности являются миллионы людей, представляющих практически все страны мира. В настоящее время ее участниками являются более 3 млн. человек: к тем 2,5 млн. иностранных граждан, проходящих разные формы обучения в других странах, необходимо прибавить и значительное число лиц, получающих образование в своих странах, но в образовательных учреждениях, не имеющих отношения к собственной системе образования. Все обладатели иностранных квалификаций сталкиваются с комплексом административных, социальных, психологических проблем, связанных с признанием документов об образовании.

Число участников академической мобильности увеличивается с каждым годом, вовлекая все большее число стран и граждан. Согласно данным ЮНЕСКО, более 100 стран принимают на обучение иностранных граждан [1]. На рис.1 приведены данные по 10 странам - лидерам на рынке образовательных услуг.

Российская Федерация является одним из ключевых игроков на конкурентном рынке образовательных услуг. В настоящее время Россия занимает 7 место в мире по количеству иностранных учащихся, что ни в коей мере не соответствует потенциальным возможностям российского образования.

В России уровень образованности населения является одним из наиболее значимых конкурентных преимуществ в мировой экономике. Сохранение и поддержание динамического развития образовательной сферы должно стать залогом динамичного социального и экономического развития страны, ее перехода от сырьевой модели экономического роста, используемой в настоящее время, к росту, опирающемуся на развитие современных отраслей, на использование и производство новых знаний и технологий.

В завершенном недавно масштабном исследовании под названием «Политический атлас современности», выполненном учеными МГИМО, Института общественного проектирования и информационной группы «Эксперт», проведен комплексный анализ 192 суверенных государств современного мира, разработана многомерная классификация и выстроено несколько рейтингов, в том числе рейтинг потенциала международного влияния (табл. 1), [2].

В соответствии с этим рейтингом Россия по степени влияния на мировые события занимает лишь 7 место.

□ 1-США

□ 2-Великобритания

□ 3-Германия

□ 4-Франция

□ 5-Австралия

□ 6-Япония

□ 7-Россия

□ 8-Новая Зеландия

□ 9-Италия

□ 10-Бельгия

Рис. 1. Количество иностранных студентов, обучающихся в 10 странах-лидерах в 2004 г.

Таблица 1

Рейтинг потенциала международного влияния

Место Страна

1 США

2 Китай

3 Япония

4 Г ермания

5 Франция

6 Великобритания

7 Россия

8 Индия

Хотя при составлении представленной таблицы использовалось большое количество параметров, в то же время прослеживается значительная корреляция с численностью иностранных граждан, обучающихся в тех или иных государствах. Следовательно, увеличивая число иностранных студентов, Россия должна стать и более активным игроком на мировой арене.

В последнее время на федеральном уровне принят ряд основополагающих документов, в которых существенное место уделяется вопросам обучения иностранных граждан. К ним относятся Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, Федеральная программа развития образования, План мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации. В этих документах отражены шаги по реализации главной задачи: усилению роли России в мировом образовательном пространстве, более соответствующей ее потенциалу и возможностям. Практически во всех документах уделяется внимание проблеме признания квалификаций, так как без обеспечения справедливого признания крайне сложно привлечь иностранных учащихся для обучения в образовательных учреждениях России.

Российская Федерация пытается активно участвовать и в интеграционных европейских механизмах, связанных с Болонским процессом. Одним из его основополагающих принципов яв-

ляется принцип взаимного признания квалификаций среднего и высшего образования, полученного в зарубежных странах, а Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию, в Европейском регионе (Лиссабонская конвенция) является краеугольным камнем процесса. Необходимо отметить, что указанная конвенция охватывает не только высшее образование, но имеет отношение и к выпускникам школ, получившим полное среднее образование; ее участниками стали или могут стать 45 стран-членов Совета Европы, 10 стран, не являющихся членами Совета Европы, в том числе США, Канада, Израиль.

В настоящее время Лиссабонская конвенция стала главным документом в области взаимного признания, а ее положения активно используются странами-участницами в процессе реформирования национальных систем образования. К основным положениям конвенции можно отнести следующие:

- признание огромного разнообразия систем образования;

- расширение прав университетов в вопросах признания зарубежных квалификаций;

- отказ от понятий «нострификация», «эквивалентность» и переход к понятию «признание». В основу положено не выявление близости или различия учебных планов, а сравнение всей совокупности знаний с точки зрения готовности продолжить обучение на более высоком уровне;

- создание постоянно действующего Комитета по признанию квалификаций и сети национальных информационных центров ЕМС.

В Болонском процессе проблеме признания квалификаций и периодов обучения уделяется постоянное внимание. Об этом шла речь и на берлинской конференции европейских министров, ответственных за образование (Германия, 2003 г.), и на конференции в Бергене (Норвегия, 2005г.). На последней встрече министры приняли на себя обязательства по обеспечению полного выполнения положений Лиссабонской конвенции и по включению этих принципов в национальное законодательство. В этой связи представляется целесообразным провести анализ процедур признания, осуществляемых в Российской Федерации, которая, в отличие от многих европейских государств, в том числе и лидеров по числу иностранных студентов, подписала и ратифицировала Лиссабонскую конвенцию еще в 2000 году.

До последнего времени в Российской Федерации действовала строго централизованная система подтверждения и признания иностранных квалификаций, когда все необходимые действия происходили только в федеральном органе управления образованием. В настоящее время исполнение этих функций возложено на Федеральную службу по надзору в сфере образования (далее - Рособрнадзор). Согласно действующему российскому законодательству каждый обладатель иностранной квалификации независимо от цели приезда в Россию - для продолжения обучения или профессиональной деятельности - должен получить свидетельство о признании его предшествующего образования. Необходимость и обязанность обращения в федеральный орган существенно ограничивает академическую мобильность и не в состоянии обеспечить даже существующие потоки, не говоря уже о потребности их увеличения. На практике постоянно возникают ситуации, доходящие до абсурда.

Пример 1. Российская Федерация имеет специальное соглашение с Республикой Таджикистан, в соответствии с которым российский ВАК одновременно осуществляет функции ВАКа Таджикистана. В результате выпускник любого таджикского вуза, желающий продолжить обучение в аспирантуре, даже в стенах родного вуза, обязан отправить оригиналы своих документов об образовании в Москву (Рособрнадзор) и получить соответствующее свидетельство о том, что его диплом «... эквивалентен российскому диплому о высшем профессиональном образовании, что дает его обладателю право поступления на программы послевузовского профессионального образования Российской Федерации». В отсутствие такого свидетельства ВАК России не утвердит результаты защиты в таджикской аспирантуре выпускника таджикского вуза.

Пример 2. В последнее время университеты активно развивают новые формы кооперации. Так, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса в течение нескольких лет реализует разработанную совместно с вузами-партнерами из Китая модель образовательного сотрудничества «2*2». В соответствии с этой моделью студенты из Китая первые 2 года обучаются в своей стране с помощью российских и китайских преподавателей. Потом они переезжают в Россию и следующие 2 года обучаются в российском вузе. Согласно действующему законодательству все китайские студенты должны отправить свои академические справки за 2 курса плюс дипломы об окончании средней школы в Москву для получения свидетельства о признании и только после этого быть зачислены на 3 курс. Совершенно очевидна практическая нецелесообразность такого шага, но это требование российского законодательства.

Первым шагом на пути становления новой системы, более адекватной современным условиям, стала реализация упомянутых выше концепций и Плана мероприятий по поддержке экспорта ., в котором было заложено «продолжение работы . по развитию сети национальных российских служб экспертизы иностранных документов об образовании с целью их оценки, легализации, признания и установлении эквивалентности.» [3]. Ответственными за выполнение этого пункта были определены Минобразование и МИД России, указаны и сроки - 2002 - 2004 годы.

В силу ряда причин, а также известной российской специфики не все запланированное было сделано, но главное произошло - положено начало формированию распределенной системы подтверждения и признания документов об образовании.

Хотя речь в вышеперечисленных документах идет о признании иностранных квалификаций, обсуждаемую проблему следует рассматривать шире и в распределенную систему подтверждения и признания включить два взаимосвязанных процесса: подтверждение российских документов об образовании для участников внутренней и внешней миграции и признания иностранных документов об образовании на территории Российской Федерации. Объединение этих процессов в единую систему обусловлено тем, что процедура подтверждения российских документов облегчает их дальнейшее признание на территории иностранных государств. При этом подтверждение документов, с одной стороны, играет важную роль при их последующем признании за рубежом, а с другой стороны, выполняет функцию защиты российской системы образования как на территории России, так и за ее пределами.

В условиях Российской Федерации с ее огромными территориями, тысячами образовательных учреждений и сотнями тысяч человек, вовлеченных в процессы подтверждения и признания, наиболее эффективной представляется следующая программа действий по развитию системы подтверждения и признания документов об образовании:

1. Приведение законодательной и нормативной правовой базы подтверждения и признания в соответствие с ратифицированными Россией международными правовыми актами.

2. Поэтапная децентрализация системы подтверждения и признания с созданием специализированных центров в различных регионах страны.

Формирование предлагаемой распределенной системы подтверждения и признания документов об образовании должно проходить в несколько этапов:

этап 1 - создание отдельных центров в федеральных округах. В первую очередь необходимо открытие центров в округах с наибольшим количеством иностранных граждан - Центральном, Северо-Западном и Южном [4];

этап 2 - наделение ведущих университетов страны полномочиями по проведению процедур признания. При этом представляется целесообразным поручить этим вузам осуществление академического признания, а профессиональное признание закрепить за федеральными центрами;

этап 3 - наделение всех университетов полномочиями по проведению процедур академического признания;

этап 4 - формирование специализированных организаций, осуществляющих профессиональное признание. Например, на базе учреждений Академии медицинских наук или Минздрава России - для медицинских специальностей, на базе учреждений Академии образования - по педагогическим специальностям и т.д.

При этом вопросы подтверждения документов об образовании должны оставаться достаточно централизованными, то есть оставаться в ведении федерального органа и отдельных центров в федеральных округах.

Схематически распределенную систему можно представить в следующем виде (рис. 2).

Этапы 1 и 2 могут реализовываться одновременно в связи с тем, что к настоящему времени в нескольких ведущих университетах страны уже созданы условия, во-первых, для осуществления академического признания силами собственных специалистов, во-вторых, для создания на их базе специализированных центров федерального уровня.

Ведущие вузы страны, активно вовлеченные в процессы академической и профессиональной мобильности, в течение многих лет предпринимают попытки самостоятельно решать встающие перед ними проблемы, особенно при приеме на обучение иностранных граждан.

россииские

документы

>

иностранные

документы

>

россииские документы —►

иностранные

документы

иностранные

документы

Рис. 2. Распределенная система подтверждения и признания документов об образовании

До последнего времени центром подготовки специалистов для зарубежных стран был Российский университет дружбы народов (РУДН). Он изначально создавался для обучения иностранных граждан и долгое время был безусловным лидером по количеству иностранных студентов. Вполне естественно, что большинство специалистов в области международного образования работали или сотрудничали с РУДН, здесь формировались группы экспертов и информа-

ционно-аналитические центры по сравнительному образованию. Поэтому вопросы приема иностранных граждан решаются непосредственно в самом университете.

В настоящее время наибольшее количество иностранных студентов обучается в Московском государственном университете, имеющем вековые традиции и накопленный опыт в образовании. Учитывая уникальный кадровый и научный потенциал университета, в 2000 г. былы сформирована Служба экспертизы и признания документов об образовании Центра международного образования МГУ.

Третьим звеном этой цепочки является Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ), один из центров подготовки иностранных граждан по инженерным специальностям. Созданная в нем в 1998 году лаборатория по оценке иностранных документов стала базой для открытия в дальнейшем первой и единственной в стране кафедры «Управление международным образованием», где ведется подготовка специалистов по различным образовательным программам в области международного образования, в том числе и по вопросам признания.

Основываясь на накопленном опыте перечисленных организаций, в 2002 году в рамках Федеральной программы развития образования было сформировано направление «Развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями России». Одним из разделов этого направления стало формирование центров признания в федеральных округах со статусом федерально-экспериментальных площадок. В соответствии с этой программой появились центры признания в Москве (на базе МГУ), Ростове-на-Дону (на базе Ростовского государственного строительного университета), Санкт-Петербурге (на базе СПбГПУ) и объединенный центр на базе Алтайского государственного (Барнаул), Новосибирского государственного (Новосибирск) и Томского государственного (Томск) университетов.

Возникшая в результате административных реформ Федеральная служба по надзору в сфере образования продолжила работу по созданию распределенной системы признания иностранных квалификаций. В результате поддержки со стороны Федеральной службы и активности самих университетов в 2005-2006 годах статус уполномоченных получили следующие центры, с которыми были подписаны соответствующие договора об организации совместной деятельности в области признания иностранных документов об образовании:

1. ФГУП «Интеробразование» (Москва);

2. Центр экспертизы и признания документов об образовании МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва);

3. Центр оценки документов об образовании СПбГПУ (Санкт-Петербург);

4. Центр оценки документов об образовании ДГТУ (Ростов-на-Дону);

5. Центр экспертизы иностранных документов об образовании РГУ им. И. Канта (Калининград);

6. Центр оценки документов об образовании АГУ (Барнаул).

В настоящее время происходит формирование аналогичных центров во Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске.

Эти центры получили право осуществлять прием и экспертизу иностранных документов об образовании с целью их дальнейшего признания в Федеральной службе.

Итоги деятельности этих центров в 2006 г. приведены в табл. 2, составленной на основе экспертных оценок автора данной статьи.

Необходимо отметить, что до 2002 года вопросами признания иностранных квалификаций занимались непосредственно сотрудники Министерства образования, с сентября 2002 г. функции по приему документов и первичной экспертизе были возложены на ФГУП «Интеробразование», которое в течение нескольких лет было единственной организацией в стране, обеспечивающей признание (и до сих пор является единственной по подтверждению российских документов об образовании).

Таблица 2

№ п/п Название уполномоченного центра Количество проведенных экспертиз

1 ФГУП «Интеробразование» 8GGG

2 Центр экспертизы и признания документов об образовании МГУ им. М.В. Ломоносова 1GGG

3 Центр оценки документов об образовании СПбГПУ 6GG

4 Центр оценки документов об образовании ДГТУ 3GG

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Центр экспертизы иностранных документов об образовании РГУ им. И. Канта 1GG

6 Центр оценки документов об образовании АГУ нет данных

Таким образом началась практическая реализация распределенной системы, именно 1 и 2 пунктов, в отношении процедуры признания иностранных квалификаций. В разрабатываемых в настоящее время в Федеральной службе по надзору в сфере образования административных регламентах [5] закрепляется необходимость делегирования части полномочий от федерального органа к специализированным организациям или непосредственно образовательным учреждениям.

Но сделаны только первые шаги. Необходима дальнейшая работа по формированию современной системы признания с учетом накопленного опыта не только зарубежных, но и российских организаций. Специалисты в области признания знают, что в Российской Федерации более 100 нормативно-правовых актов имеют отношение к признанию иностранных квалификаций, многие из них устарели, а некоторые просто противоречат друг другу и вступившим в силу международным обязательствам России. Тем не менее, можно выразить надежду, что в недалеком будущем в Российской Федерации будут установлены оптимальные формы осуществления признания, соответствующие ее международным обязательствам и общепринятой мировой практике, в том числе и университеты самостоятельно будут принимать решения, создавать ли им собственные специализированные подразделения или ограничиться взаимодействием с уже существующими центрами в более крупных университетах или данном федеральном округе.

ЛИТЕРАТУРА

1. UNESCO Institute for Statictics. http://stats.uis.unesco.org

2. Журнал «Эксперт», №43, 2006. С. 30.

3. План мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 №1536-р.

4. Коропченко А.А. Проблемы информационной безопасности российской системы признания документов об образовании // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, 2004. С. 20-24.

5. www.obrnadzor. gov. ru

RECOGNITION OF QUALIFICATIONS IN RUSSIAN FEDERATION: MODERN CONDITIONS

Koropchenko A.A.

The recognition of foreign qualifications are discussed.

Сведения об авторе

Коропченко Алексей Анатольевич, 1958 г.р., окончил МГУ им. М. В. Ломоносова (1981), кандидат педагогических наук, доцент ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт Центра экспертизы и признания документов об образовании ИПИБ МГУ им. М. В. Ломоносова, автор более 70 научных работ, область научных интересов - проблемы подтверждения и признания документов об образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.