Научная статья на тему 'Административная процедура нострификации'

Административная процедура нострификации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОЦЕДУРА / НОСТРИФИКАЦИЯ / ПРОЦЕСС / СТАДИИ / ПОДТВЕРЖДЕНИЕ / ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / INTERACTION / PROCEDURE / NOSTRIFICATION / PROCESS / STAGES / CONFIRMATION / EQUIVALENCE / EDUCATION / ADMINISTRATIVE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сизов Иван Юрьевич

Анализируются вопросы реализации административной процедуры признания в Российской Федерации образования или квалификации, полученных физическим лицом в иностранном государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сизов Иван Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The administrative procedure of notification

The article is devoted to the implementation of administrative procedures for recognition in the Russian Federation education or qualifications received by an individual in a foreign country.

Текст научной работы на тему «Административная процедура нострификации»

УДК 34 ББК 67

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА НОСТРИФИКАЦИИ

ИВАН ЮРЬЕВИЧ СИЗОВ,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: ivasi158@yandex.ru Рецензент: заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Василенко Г.Н. Научная специальность — 12.00.14 административное право,

административный процесс.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются вопросы реализации административной процедуры признания в Российской Федерации образования или квалификации, полученных физическим лицом в иностранном государстве.

Ключевые слова: взаимодействие, процедура, нострификация, процесс, стадии, подтверждение, эквивалентность, образование, административное право.

Annotation. The article is devoted to the implementation of administrative procedures for recognition in the Russian Federation education or qualifications received by an individual in a foreign country.

Keywords: interaction, procedure, nostrification, process, stages, confirmation, equivalence, education, administrative law.

Административный процесс, в широком смысле, может быть представлен как совокупность нормативно определенных, позитивных либо юрисдикционных производств и процедур. Каждое административное производство или процедура обеспечивает четко обусловленную в правовых источниках цель. Учитывая, что сфера государственного управления имеет довольно обширные границы, можно с уверенностью сказать о том, что административный процесс, как неотъемлемая часть управленческой деятельности также получил широкое распространение. Подтверждением этого служит многообразие административных производств и процедур, среди которых выделяют производство по делам об административных правонарушениях, исполнительное производство, производство по рассмотрению обращений граждан, процедуры технического регулирования, аттестации, квотирования, размещения государственного заказа, аккредитации, учета и отчетности, деклариро-вания[1], лицензирования и многие другие.

Однако в рамках настоящей статьи позволим себе остановиться на характеристике лишь одной из административных процедур, которая не является традиционным объектом научного поиска и не рассматривается в научных трудах как часть структуры административного процесса. В целях восполнения выявленного пробела, считаем целесообразным, обратить внимание научного сообщества на актуальность исследования особенностей административной процеду-

ры нострификации.

В интересах рассматриваемой в статье проблематики предлагаем под административной процедурой нострификации понимать регламентированную нормами административно-процессуального права деятельность уполномоченных субъектов исполнительной власти по признанию в Российской Федерации образования или квалификации, полученных физическим лицом в иностранном государстве, которая выражается в форме официального подтверждения значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством Российской Федерации прав.

Процедура нострификации включает в себя условия и порядок рассмотрения и разрешения административных дел в рассматриваемой сфере отношений.

Термин нострификация происходит от сочетания слов латинского языка «mster» (наш) и <^асеге» (делать) и в широком смысле означает признание документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании, то есть согласие соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на

территории государства.

Правовая основа административной процедуры нострификации существенно отличается от нормативных источников большинства процедур и производств в рамках административного процесса. Это объясняется самой правовой природой нострификации, которая возникла и развивается на стыке отраслей международного и административно-процессуального права. В этой связи система источников регулирования нострификации может быть представлена следующим образом:

• международные договоры[2], например, Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). Статья 97 «Трудовая деятельность трудящихся государств-членов»;

• федеральные законы, например, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 107); Федеральный закон от 05.05.2014 № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

• нормативные указы Президента РФ, такие как, Указ Президента РФ от 02.01.2015 №9 2 «О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и г. Севастополя, и документов о прохождении ими военной службы»;

• нормативные постановления Правительства РФ, среди которых — Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 № 611 «Об утверждении Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации»;

• ведомственные подзаконные нормативные правовые акты, например, Приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

Анализ указанных выше правовых источников позволяет выделить в рамках административной процедуры нострификации следующие стадии:

1. Прием, проверка и регистрация заявления и прилагаемых к нему документов;

2. Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов;

3. Проведение экспертизы в целях оценки уровня образования и (или) квалификации, определения равноценности академических и (или) профессиональных прав;

4. Принятие решения о признании или об отказе в признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации;

5. Принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче дубликата свидетельства о признании;

6. Оформление и выдача свидетельства о признании;

7. Оформление и выдача дубликата свидетельства о признании;

8. Исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;

9. Рассмотрение повторного заявления.

Ключевыми участниками рассматриваемой административной процедуры являются заявитель и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки — Рособрнадзор).

Заявителями в рамках процедуры нострификации выступают обладатели соответствующего образования и (или) квалификации или их законные представители, или уполномоченные обладателями иностранного образования и (или) иностранной квалификации либо их законными представителями лица, действующие на основании оформленных в установленном порядке доверенностей.

Решения о признании принимаются на основе соответствующей информации о квалификациях, в отношении которых запрашивается признание.

Обязанность представления надлежащей информации лежит, прежде всего, на заявителе, который обеспечивает добросовестность такой информации.

Независимо от обязанности заявителя учебные заведения, выдавшие указанные квалификации, обязаны представлять по запросу заявителя и в разумных пределах всю относящуюся к делу информацию обладателю квалификации, учебному заведению или полномочным органам той страны, где испрашивается признание.

Ответственность за доказывание того, что заявление не отвечает соответствующим требованиям, лежит на органе, осуществляющем оценку.

Организационно-техническим обеспечением полномочий Рособрнадзора по исполнению нострификации занимается Федеральное государственное научное учреждение «Главный государственный экспертный центр оценки образования» (ФГБНУ «Главэкспертцентр»).

Нострификация иностранных документов об образовании — это стандартизированная форма легализации на территории Российской Федерации образования, полученного за рубежом.

Различают академическое и профессиональное признание иностранных документов об образовании.

Академическое признание позволяет обладателю иностранных документов об образовании продолжить образование в Российской Федерации в образовательном учреждении соответствующего уровня.

Профессиональное признание позволяет обладателю иностранных документов об образовании осуществлять профессиональную деятельность на территории Российской Федерации (за исключением документов об образовании по медицинским и фармацевтическим специальностям). То же самое относится и к документам о среднем образовании.

Признание иностранных документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации осуществляется на основании положений Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ETS № 165)

от 11 апреля 1997 г. (Лиссабонская конвенция) и профильных национальных нормативных правовых актов, система которых приведена выше.

Процедура нострификации включает проведение экспертизы. На основании экспертного заключения, сравнения общих требований к структуре образования в стране выдачи документа об образовании и в России, учёта международных обязательств, принятых Российской Федерацией, соответствия критериям эквивалентности, Рособрнадзор выносит решение об установлении эквивалентности с выдачей соответствующего свидетельства.

По результатам экспертизы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, принимается одно из следующих решений:

1) признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации, в том числе признание иностранного образования в качестве периода обучения по образовательной программе определенного уровня, с правом на продолжение обучения по данной образовательной программе в Российской Федерации;

2) отказ в признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.

К заявлению об установлении эквивалентности прилагаются следующие документы:

• легализованный в установленном порядке документ об образовании или ученом звании (оригинал или нотариально заверенная копия);

• легализованное в установленном порядке приложение к документу об образовании (оригинал или нотариально заверенная копия) с указанием пройденных учебных курсов и их объёма, полученных итоговых оценок, перечня практик, курсовых и выпускных квалификационных работ, других составляющих учебного процесса;

• заверенный перевод документа об образовании или ученом звании и приложения к нему.

При необходимости от заявителя может быть потребована дополнительная документация (детализация описания пройденных курсов, сведения о предыдущем образовании и т. д.).

Заявитель вправе представить также другие доказательства своей подготовки, в том числе документы о последующих уровнях образования, о допуске к профессиональной деятельности и практическом опыте.

Используемые для установления эквивалентности материалы и документы представляются с заверенным переводом. Заверение перевода осуществляется, как правило, российским нотариусом, посольством (консульством) Российской Федерации в стране, в которой выдан документ об образовании. В отдельных случаях может быть предъявлен перевод, выполненный посольством (консульством) в России того государства, на территории которого выдан документ об образовании.

Решение о выдаче свидетельства об эквивалентности принимается на основании:

• положительного заключения о признании документа об образовании;

• положительного экспертного заключения о соответствии содержания образования;

• соответствия общих требований к структуре

образования в России и в стране выдачи документа об образовании;

• международных соглашений об эквивалентности и обязательств, подписанных и принятых Российской Федерации.

За выдачу свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации и дубликата указанного свидетельства уплачивается государственная пошлина в размере и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В заключении следует отметить, что административная процедура нострификации обеспечивает реализацию гораздо более масштабного процесса, нежели отдельное направление образовательной политики в рамках государственного управления. 19 сентября 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования.

Общие цели программы действий, начало которой положила Болонская декларация, соответствуют национальным целям и стратегии развития образования в России. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одного из принципов государственной политики России в сфере образования выделяет создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе.

Сегодня Россия, как участник процесса формирования общеевропейского пространства высшего образования, разделяет цели повышения доступности высшего профессионального образования, интеграции науки и образования, повышения мобильности и усиления интернационализации, совершенствования системы взаимного обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что административная процедура нострификации является одним из ключевых инструментов реализации Бо-лонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования.

Литература

1. Сизов И.Ю., Василенко Г.Н. Декларирование как часть позитивно-юрисдикционной институциональной административно-процессуальной школы // Административное и муниципальное право, № 3, 2016.

2. Письмо МИД России от 19.06.2012 № 9333/ дп «О международных договорах о признании документов об образовании» (вместе с «Международными договорами Российской Федерации о признании иностранных документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях») // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.