Научная статья на тему 'Академическая мобильность и основные принципы признания квалификаций высшего образования КНР в ведущих странах мира'

Академическая мобильность и основные принципы признания квалификаций высшего образования КНР в ведущих странах мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Житникова Марина Николаевна

В статье обсуждается роль двусторонних соглашений о взаимном признании документов об образовании между КНР и развитыми государствами в условиях эволюции масштабов и структуры академической мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC MOBILITY AND BASIC PRINCIPAL OF RECOGNITION OF CHINESE HIGHER EDUCATION QUALIFICATIONS IN DEVELOPED COUNTRIES

The role of mutual recognition agreements of the higher education qualifications between China and developed countries in modern conditions of academic mobility are considered.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность и основные принципы признания квалификаций высшего образования КНР в ведущих странах мира»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность высшей школы

№ 102

УДК 378.1

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИЗНАНИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР

В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА

М.Н. ЖИТНИКОВА

Статья представлена доктором технических наук, профессором Прохоровым А.В.

В статье обсуждается роль двусторонних соглашений о взаимном признании документов об образовании между КНР и развитыми государствами в условиях эволюции масштабов и структуры академической мобильности.

Международная академическая мобильность, затрагивая непосредственные интересы таких сфер государственной деятельности, как политика, экономика, образование, культура, представляет собой главную составляющую процесса мировой интеграции в области образования и науки, который быстро расширяется в масштабах и приобретает новые формы и содержание. К основным характеристикам международной академической мобильности относятся профессионально квалификационная структура иностранных учащихся, географические особенности их распределения по странам, количественные показатели и динамика их изменения.

В последнее десятилетие из года в год росла численность китайских студентов, обучающихся в зарубежных вузах. По данным последнего статистического справочника ЮНЕСКО «Всемирный доклад по образованию 2004» китайские студенты за рубежом составляли 8,5 процентов от всей более чем полутора миллионной «армии» иностранных студентов. В тоже время это составляет только около 1 процента численности китайских студентов, обучающих в родных вузах [1].

В августе 2004 года университетской общественностью Китая во время проведения второго Форума ректоров китайских и зарубежных вузов была отмечена памятная дата: ровно 150 лет назад Йельский университет США присудил ученую степень бакалавра гуманитарных наук студенту Жун Хуну - первому среди обучавшихся в США китайских студентов [2].

Студенты, обучавшиеся в зарубежных вузах, играют важную роль в экономической жизни Китая. Это подтверждают следующие показатели: в период с 1994 по 2003 гг. из КНР за рубеж уехали учиться более 700 тыс. человек, а более 170 тыс. из них уже вернулись на родину [2]. При этом число возвращающихся на родину после окончания обучения китайских граждан с каждым годом растет.

Китайские студенты обучаются более чем в ста странах мира, однако, их распределение по странам-экспортерам высшего образования неравномерно. Подавляющее число китайских граждан обучаются в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), лидерами среди этих стран являются США, Великобритания, Г ермания, Франция, Австралия, Канада, Япония. Так в 2000/2001 учебном году из 120 тыс. китайских студентов, обучавшихся за рубежом, три четверти являлись студентами вузов США, Великобритании, Германии и Австралии, почти половина граждан КНР обучалась в США (59,9 тыс.), около 10% (12 тыс.) - в вузах Великобритании и приблизительно равное число студентов (около 9 тыс. - 8 %) было зарегистрировано в Германии, Австралии [3]. Примерно такая же численность китайских студентов - около 8 тыс. человек была достигнута в прошлом учебном году и в России.

Однако такое распределение китайских студентов по странам-лидерам не является постоянным, в следующие годы картина претерпела существенные изменения. Прежде всего следует отметить относительно небольшой рост численности студентов из Китая в вузах США - только 8% по отношению к рассмотренному выше уровню численности 2000/2001 учебного года, в тоже время почти трехкратное увеличение их численности в вузах Великобритании, более чем двухкратное - в высших учебных заведения Германии и Австралии (рисунок). А последние данные Института международного образования, (Нью-Йорк), свидетельствуют уже и о снижении в США численности китайских студентов в 2003/2004 году.

350

США Великобритания Австралия Германия

Рисунок. Динамика роста численности китайских студентов в ведущих странах-экспортерах высшего образования (рассчитано автором по статистическим данным HESA, DAAD, OPEN DOORS, AEI)

Однако в последние годы возрастает роль КНР и как экспортера образовательных услуг

- все большее число иностранных студентов интересуются программами китайского высшего образования. Как правило, при рассмотрении потоков академической мобильности между странами Севера и Юга обнаруживается, что практически всегда поток студентов из стран Юга более наполнен: обучение в престижных вузах развитых стран открывает перед выпускниками из стран с низким уровнем развития значительные карьерные возможности при возвращении на родину. А изменение пропорций «импорт-экспорт» образования в сторону увеличения экспорта в традиционных странах-импортерах подтверждает достижение определенных успехов в реформировании образования в этих государствах.

В результате проводимых в образовании КНР, и в частности, в высшем образовании реформ, программы университетов и колледжей КНР становятся все более привлекательными для иностранных студентов, о чем свидетельствуют следующие факты. В последние несколько лет численность иностранных студентов в Китае увеличивается ежегодно в среднем на 30%. В 2003/2004 учебном году в китайских вузах обучались около 78 тыс. студентов из 175 стран мира, среди которых по численности лидируют граждане Южной Кореи, Японии, Вьетнама, Индонезии при одновременном увеличении студенческой мобильности из США и стран Европы. Официальные власти страны ожидают, что в 2004/2005 учебном году число иностранных студентов в китайских вузах может достичь уровня 86 тыс. человек. Это самый высокий показатель численности иностранных студентов в КНР с начала реформ: 20 лет назад только 8 тыс. иностранцев обучалось в вузах Китая, а к 2008 году Министерство образования КНР прогнозирует увеличение численности иностранных студентов до 120 тысяч.

В условиях возрастающей академической мобильности проблемы признания зарубежных квалификаций, как комплексная проблема гарантии прав человека при одновременном сохранении должного уровня высшего образования, приобретает особое значение.

Международное академическое сотрудничество и признание квалификаций, полученных в зарубежных государствах, регулируется в КНР как национальным законодательством, так и международными договорами в области образования. Статья 67 Закона КНР об образовании и статья 12 Закона КНР о высшем образовании подтверждают, что государство всячески содействует и поддерживает международные образовательные обмены и международное сотрудничество в области образования. В соответствии со ст. 70 Закона КНР об образовании признание документов об образовании, выданных зарубежными образовательными учреждениями, основано на международных договорах и внутренних нормативных правовых актах [4].

Созданный при Совете по академическим степеням Госсовета КНР (Academic Degrees Committee of the State Council - ADCSC) Национальный центр развития послевузовского обучения (National Development Center of Degree and Postgraduate Education of China -NDCDPEC) ведет активную работу с посольствами Канады, Германии, Австрии, Новой Зеландии, Австралии в Пекине, консультирует выезжающих в эти страны китайских граждан

[5].

Только гражданам, прошедшим конкурс на получение государственной стипендии для обучения в зарубежных вузах, правительство страны может гарантировать признание полученных за рубежом квалификаций. Все остальные китайские студенты, не обладая достаточной информацией о зарубежных поставщиках образования, находясь под влиянием порой весьма агрессивной рекламы, рискуют вложить свои средства в образование, которое никогда не будет признано в Китае. Предвидя дальнейшее увеличение и разнообразие иностранных дипломов и свидетельств, выданных иностранными зарубежными заведениями, Министерство образования в 2004 году опубликовало перечень иностранных документов об образовании, которые не признаются в Китае. Среди них:

- различные свидетельства о языковой подготовке, дающие право поступления в иностранное учебное заведение, а также любые другие свидетельства о прохождении кратких курсов обучения;

- свидетельства о прохождении исследовательской практики (стажировки) в зарубежном вузе или исследовательском институте;

- иностранные дипломы, выданные совместными университетами, если они не уполномочены Комитетом по академическим степеням Госсовета на выдачу таких документов;

- свидетельства о присвоении квалификации ниже, чем степень бакалавра, выданные совместными учебными заведениями, если они не уполномочены Комитетами по образованию провинций или муниципалитетов на выдачу таких документов;

- иностранные академические степени или другие документы об образовании, если они получены по итогам заочного обучения;

- неакадемические степени и почетные степени.

В условиях роста международной академической мобильности Китай активно развивает двухстороннее академическое сотрудничество в области взаимного признания квалификаций. В последние десятилетия Китай подписал 15 двухсторонних соглашений по признанию периодов обучения, дипломов и степеней со следующими государствами: Шри-Ланка (1988), Алжир, Перу (1991), Маврикий (1992), Узбекистан (1993), Камерун (1994), Россия, Румыния (1995), Египет, Венгрия (1997), Украина, Монголия (1998), Беларусь (2000), Германия (2002), Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия (2003). Характерной особенностью хронологии подписания этих соглашений является то, что первые соглашения о взаимном

признании были подписаны Китаем с государствами с переходным типом экономики, а последние пять - с экономически развитыми странами [6].

Эти пять соглашений представляют собой уникальные для большинства из этих стран случаи в их практике признания иностранных квалификаций. Таких соглашений на государственном уровне эти государства, как правило, не подписывают, так как осуществление признания в них относится к компетенции высших учебных заведений, а имеющиеся в наличии носят исключительно рекомендательный характер. Мотивацией подписания вышеуказанных соглашений со стороны западных государств, по всей видимости, послужил возросший интерес граждан КНР к программам высшего образования в этих странах и, как следствие этого, - трех-, четырехкратное увеличение численности китайских студентов в вузах этих государств.

Соглашение между КНР и ФРГ в области взаимного признания квалификаций об образовании, подписанное 9 апреля 2002г. в Берлине, явилось реальным подтверждением дальнейшей интеграции китайского образования в международное образовательное пространство и стало первым двухсторонним соглашением между КНР и развитым государством в области признания документов об образовании. Это соглашение вступило в силу после публикации его девяти статей 7 января 2004 года [7].

Соглашение содержит рекомендации компетентным органам, которые на основе их собственного правового статуса решают вопросы о признании.

В статьях соглашения рассматриваются только квалификации, относящиеся к высшему образованию в каждой из сторон, или периоды высшего образования.

Действие соглашения распространяется с немецкой стороны на все государственные и признанные государством высшие учебные заведения и с китайской стороны - на все государственные и признанные государством высшие учебные заведения и научноисследовательские заведения, которые получили право присвоения академических степеней.

Благодаря этому соглашению, студенты обеих стран получили потенциальную возможность продолжать образование в вузах стран-участниц не только после получения определенной итоговой квалификации, но и после освоения только определенной части образовательной программы или сдачи промежуточного экзамена (в вузах Г ермании) на основе требований программы и результатов академической успеваемости. Выпускники младших колледжей, обладатели дипломов о завершении коротких программ высшего образования (2-3 года обучения), также получили возможность продолжить обучение в вузе после сдачи соответствующего единого экзамена.

При этом из-за различия в структуре уровней и квалификаций высшего образования, нормативных сроков освоения программ высшего образования по различным специальностям в договаривающихся странах установлены различные процедуры продолжения образования.

Так, владельцы китайского свидетельства бакалавра (xueshi) могут быть допущены к получению высшего образования в Германии на основе постановления о соответствующем промежуточном экзамене, при этом вопросы перезачета экзаменационной успеваемости решают высшие учебные заведения на основе их внутренних правил, а допуск к государственным экзаменам в ФРГ, а также соответствующий перезачет результатов экзаменов осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Обладатели немецких квалификаций, например, свидетельства дипломированного специалиста (Diplom-FH), выданного высшими профессиональными школами - университетами прикладных наук (Fachhochschulen), или новой степени бакалавр (Bachelor / Bakkalaureusgrades), введенной в систему квалификаций высшего образования Германии в 1998г., а также студенты немецких университетов или высших школ, приравненных к университетам, окончившие не менее шести семестров обучения и прошедшие предварительный или промежуточный экзамены,

могут принять участие во вступительных экзаменах в магистратуру китайского университета.

В статьях соглашения, касающихся послевузовского обучения, в частности докторских программ, и защиты докторской диссертации, условия признания и доступа более мягкие. Так обладатели китайского свидетельства магистра (shuoshi) могут приступить непосредственно к процессу защиты диссертации в Федеративной Республике Г ермании без прохождения установленных программой курсов. Доступ к докторским программам в ФРГ с целью защиты диссертации могут получить и обладатели академической степени бакалавра (xueshi) с отличными итогами обучения. Однако в соглашении оговариваются и дополнительные условия: допуск осуществляется в соответствии с правилами защиты докторской диссертации в высших учебных заведениях и может зависеть от результатов «академического коллоквиума», а для выпускников бакалавриата - дополнительной письменной научной работы.

Для получения доступа к докторским программам в вузах и научно-исследовательских институтах КНР обладатели свидетельств дипломированного специалиста (Diplom), магистра (Magister Artium), присвоенных университетами ФРГ, а также высшими школами, приравненными к университетам, выпускники соответствующих государственных экзаменов (Staatsexamen) и владельцы введенной в 1998г. новой квалификации (Master) - магистерской степени, могут быть допущены к защите докторской диссертации в высших учебных заведениях КНР. Специально оговаривается, что китайские высшие учебные заведения каждый раз рассматривают возможность освобождения соискателей с перечисленными выше свидетельствами, прошедших при этом вступительные экзамены на докторскую программу в Германии, от полного срока обучения и предоставления возможности непосредственного перехода к работе над диссертацией. А согласно п.3 Статьи 6 данного соглашения доступ к докторским программам в КНР получают и обладатели дипломов высших профессиональных школ Германии (Diplom) и новой степени бакалавр (Bachelor / Bakkalaureusgrades), введенной в 1998г., при отличных академических успехах.

Следующим в ряду двусторонних соглашений стало соглашение о взаимном признании академических степеней высшего образования между Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Великобритании и Северной Ирландии, подписанное в феврале 2003г. В соответствии с этим соглашением вузам Великобритании и Северной Ирландии рекомендуется принимать обладателей степени бакалавра, выполнивших вступительные требования английских вузов, на магистерские программы, а обладателей магистерской степени - на докторские. Аналогичные правила действуют и в отношении обладателей степеней бакалавра и магистра, присвоенных английскими вузами. Подтверждением дальнейшего углубления международного сотрудничества в области образования между КНР и Великобританией является учреждение в апреле 2004 г. в Китае филиала известного британского Ноттингемского университета.

Соглашение в области взаимного признания документов об образовании между КНР и Францией, подписанное 30 сентября 2003г. ответственными за образование в этих странах министрами, позволяет снять многие вопросы, возникавшие при определении доступа обладателей квалификаций китайского образования на определенный уровень и программу французского высшего образования и даже при выдаче им дипломов и обусловленные значительными различиями в структурах и организации высшего образования во Франции и КНР.

Данное соглашение предоставляет доступ к программам высшего образования во Франции всем китайским гражданам, успешно завершившим старшую ступень средней школы. Соглашение затрагивает и вопросы признания послевузовского обучения. В таблице перечислены возможные траектории обладателей квалификаций, полученных в образовательных учреждениях КНР, в системе высшего образования Франции.

Таблица 1

Особенности признания квалификаций КНР во Франции

Квалификация, полученная в КНР Соответствие уровню образования во Франции Возможные траектории во Франции

Свидетельство об окончании средней школы старшей ступени + результаты единых выпускных экзаменов Диплом общеобразовательного бакалавриата Diplôme du Baccalauréat Général Первый цикл высшего образования: - 1 курс университета - 1 курс Университетских институтов технологии (IUT - Institut universitaire de Technologie) - 1 курс специальных подготовительных курсов для поступления в Гранд-Эколи (CPGE - Classe préparatoire aux Grandes Ecoles) - 1 курс подготовительного этапа инженерных институтов

Окончание 1 курса обучения в вузе КНР = 60 ECTS Первый цикл высшего образования: - 2 курс университета

Окончание 2 курсов обучения в вузе КНР = 120 ECTS Второй цикл высшего образования: - 3 курс университета (программа лиценциата) - DSAA (при удовлетворении другим условиям поступления)

Диплом о завершении программы специального курса высшего образования Лиценциат (Licence) = 180 ECTS Второй цикл высшего образования: - на программу метриз (Maîtrise); - на 1 курс программы мастер (Master) - на 1 курс инженерного института

Окончание 3 курсов обучения в вузе КНР

Свидетельство о присвоении академической степени бакалавра Лиценциат + 60 ECTS Третий цикл высшего образования: - DEA (Diplôme d'Etudes approfondies) - DESS (Diplôme d'Etudes supérieures spécialisées) - на 2 курс программы мастера (профессиональная или исследовательская программа) - на 2 курс инженерного института

Свидетельство о присвоении академической степени магистра = 300 ECTS Третий цикл высшего образования: - докторская программа

В результате подписания данного соглашения студенты, завершившие четырехлетнюю программу китайского высшего образования, получают возможность быть зачисленными непосредственно на программы послевузовского обучения соответствующего французского университета, ведущие к получению «Диплома углубленной подготовки» (Diplôme d'Etudes approfondies, DEA) и «Диплома о высшем специализированном образовании» (Diplôme d'Etudes supérieures spécialisées, DESS).

Однако еще раз следует подчеркнуть, что данное соглашение носит исключительно рекомендательный характер. Министерство образования, науки и исследований Франции не устанавливает каких-либо принудительных процедур признания по отношению к иностранным документам об образовании - только учебные заведения этой страны, обладающие достаточной автономией, полномочны рассматривать вопросы признания, доступа и приема и выносить по ним официальные решения.

Подписанные Китаем в последние годы соглашения с развитыми государствами - Г ер-манией, Францией, Великобританией, Австралией - свидетельствуют, с одной стороны, об успехах в реформировании китайского образования, его интеграции в мировую образовательную систему, а с другой стороны, отражают одновременно как интерес западных государств - мировых лидеров по экспорту образовательных услуг - к увеличению численности китайских студентов в вузах своих стран, так и озабоченность неуправляемостью этого процесса. Новые соглашения о взаимном признании призваны стать инструментом упорядочивания потоков академической мобильности и способствовать развитию цивилизованного рынка международных образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирный доклад по образованию 2004. Сравнение мировой статистики по образованию. - Монреаль, Институт Статистики ЮНЕСКО, 2004.

2. Xinghua News Agency. www.russian.xinghuanet.com/xilan.htm 28 августа 2004г.

3. Education at a Glance: OECD Indicators - 2003 Edition. - OECD, 2003. Р. 276.

4. Образовательное законодательство зарубежных стран. / Сост: Ю.А. Кудрявцев, И.Ю. Егорова, О.Л. Ворожейкина, В.Ф Пугач, Л.Н. Тарасюк; Под ред. В.М. Сырых.- М.: Готика, 2003. С. 237, 212.

5. China Education Association for International Exchange. - Beijing: CEAIE, 2001. P. 12. - Китайская ассоциация международных обменов.

6. Final Report. The Regional Convention on the Recognition of Studies, Diplomas and Degrees in Higher Education in Asia and Pacific. Seventh Session of the Regional Committee, Perth, Australia, 2003. P. 45-53. - Итоговый отчет. Региональная Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана. Седьмая сессия регионального комитета. - Перт, Австралия, 2003. 7. Abkommen zwischen der Regierung der bundesrepublik Deutschland und der Regierung der Volksrepublik China über die gegenseitige Anerkennung von Gleichwertigkeiten im Hochschulbereich/ Bekanntmachung des deutsch-chinesischen Abkommens über die gegenseitige Anerkennuug von Gleichwertigkeiten im Hocnschulbereich. - BGBI TellII, Nr.11 vom 14.04.2004. 2004. Р. 494-496. - Соглашение между правительствами Федеративной Республики Г ермании и Китайской народной Республики о взаимном признании квалификаций в сфере образования.

ACADEMIC MOBILITY AND BASIC PRINCIPAL OF RECOGNITION OF CHINESE HIGHER EDUCATION QUALIFICATIONS IN DEVELOPED COUNTRIES

Zhitnikova M.N.

The role of mutual recognition agreements of the higher education qualifications between China and developed countries in modern conditions of academic mobility are considered.

Сведения об авторе

Житникова Марина Николаевна, окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (1982), начальник отдела Центра международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт Центра экспертизы и признания ИПИБ МГУ им. М.В. Ломоносова, автор более 20 научных работ, область научных интересов - международное образование, проблемы признания документов об образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.