Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ'

НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации / государственная автоматизированная информационная система «Сфера» / система «Инцидент менеджмент» / кикшеринг / пешеходы / средства индивидуальной мобильности / транспортные средства / traffic safety / traffic violation / state automated information system «Sphere» / system «Incident management» / kicksharing / pedestrians / means of individual mobility / vehicles

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Игоревич Быков

В статье приводятся сведения о применении инновационных технологий в области обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г. Москвы (система «Инцидент менеджмент» государственной автоматизированной информационной системы «Сфера»). Рассматривается аналогичный зарубежный опыт. Формулируются предложения по применению таких технологий для выявления нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации пешеходами, лицами, управляющими средствами индивидуальной мобильности, и предупреждения возникновения кризисных ситуаций на дороге. Предлагается механизм взаимодействия с компаниями, предоставляющими услуги «кикшеринга», для предупреждения повторных нарушений лицами, управляющими средствами индивидуальной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Игоревич Быков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROSPECTS FOR THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PREVENTION OF ROAD ACCIDENTS

The article analyzes the results of the application of innovative technologies in the field of road safety on the mountain road network. Moscow (Incident Management system, the state automated information system Sphere. A similar foreign experience is given. Proposals are formulated for the use of such technologies to identify violations by pedestrians, persons operating SIM and to prevent the occurrence of crisis situations on the road. A mechanism for interaction with companies providing kicksharing services to prevent repeated violations by persons managing the SIM is roposed.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»

Научная статья УДК 342.95

Безопасность дорожного движения

© Быков А.И., 2023

НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Александр Игоревич Быков

УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве bykoviaz@yandex.ru

Аннотация. В статье приводятся сведения о применении инновационных технологий в области обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г. Москвы (система «Инцидент менеджмент» государственной автоматизированной информационной системы «Сфера»). Рассматривается аналогичный зарубежный опыт. Формулируются предложения по применению таких технологий для выявления нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации пешеходами, лицами, управляющими средствами индивидуальной мобильности, и предупреждения возникновения кризисных ситуаций на дороге. Предлагается механизм взаимодействия с компаниями, предоставляющими услуги «кикшеринга», для предупреждения повторных нарушений лицами, управляющими средствами индивидуальной мобильности.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, нарушение Пправил дорожного движения Российской Федерации, государственная автоматизированная информационная система «Сфера», система «Инцидент менеджмент», кикшеринг, пешеходы, средства индивидуальной мобильности, транспортные средства

Для цитирования: Быков А.И. Некоторые перспективы использования цифровых технологий в предупреждении дорожно-транспортных происшествий // Безопасность дорожного движения. 2023. № 4. С. 30-33.

Original article

SOME PROSPECTS FOR THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PREVENTION OF ROAD ACCIDENTS

Alexander I. Bykov

Department of the State Inspection of Traffic Safety of the Chief Direction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian

Federation for Moscow

bykoviaz@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the results of the application of innovative technologies in the field of road safety on the mountain road network. Moscow (Incident Management system, the state automated information system Sphere. A similar foreign experience is given. Proposals are formulated for the use of such technologies to identify violations by pedestrians, persons operating SIM and to prevent the occurrence of crisis situations on the road. A mechanism for interaction with companies providing kicksharing services to prevent repeated violations by persons managing the SIM is roposed.

Keywords: traffic safety, traffic violation, state automated information system «Sphere», system «Incident management», kicksharing, pedestrians, means of individual mobility, vehicles

For citation: Bykov A.I. Some prospects for the use of digital technologies in the prevention of road accidents // Road safety. 2023. № 4. P. 30-33.

Причины совершения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) на улично-до-рожной сети г. Москвы несколько отличаются от причин ДТП в других субъектах Российской Федерации.

Анализ соответствующих статистических данных позволяет выделить как традиционные виды нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ), так и относительно новые, получившие наибольшее распространение в г. Москве в последние годы.

Если в отношении водителей транспортных средств - основных «поставщиков» нарушений ПДД РФ в виде нарушений скоростного режима, являющихся основными причинами ДТП, успешно и активно применяются работающие в автоматическом режиме средства фотовидеофиксации (далее - ФВФ) [1], то нарушения ПДД РФ пешеходами и лицами, управляющими средствами индивидуальной мобильности (далее - СИМ), в настоящее время «охвачены» объективными средствами контроля не в достаточной мере.

Наряду с обозначенной проблемой в условиях сохранения устойчивой тенденции к повышению скоростного режима на автомобильных дорогах страны и на дорожной сети г. Москвы в частности, угрозу безопасности дорожного движения представляют кризисные ситуации, способные привести к возник-

новению ДТП с тяжкими последствиями (резкая остановка транспортного средства в результате ДТП, внезапного появления пешехода или СИМ на скоростных трассах и т.п.), которые требуют оперативного обнаружения и применения мер реагирования во избежание происшествий.

Однако в настоящее время в масштабах всей страны на уровне федеральных проектов или ведомственных программ не существует программ реагирования на прогнозируемые кризисные ситуации, не говоря уже о разработках соответствующей цифровой и правовой среды.

Обозначенная проблема приобретает особую актуальность в условиях сокращения штатной численности личного состава Госавтоинспекции в результате реформирования МВД России и наглядно свидетельствует о необходимости формирования новых инструментов обеспечения безопасности дорожного движения [2].

Отдельные инновационные подходы к решению обозначенных проблем заложены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204), в котором по направлению безопасных и качественных автомобильных дорог предусмотрено решение

Road

задач по обеспечению безопасности дорожного движения посредством внедрения новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации ДТП, а также автоматизированных и роботизированных технологий контроля за соблюдением ПДД РФ [3].

В этом плане в научной литературе справедливо отмечается, что активное внедрение цифровых технологий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой не просто «современный тренд», а является одним из наиболее эффективных инструментов обеспечения безопасности и профилактики ДТП [4].

Частично приведенные в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 задачи нашли практическое воплощение на дорогах Московского региона. Здесь уместно сказать о внедрении системы «Инцидент менеджмент», которая позволяет принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г. Москвы.

Данной системой в автоматическом режиме определяются различные типы (виды) ДТП, происходящих на проезжей части, в том числе с участием водителей транспортных средств, пешеходов, велосипедистов, лиц, передвигающихся на СИМ, а также вторичные ДТП.

В настоящее время в систему «Инцидент менеджмент» интегрировано 1430 обзорных камер видеонаблюдения, фиксирующих в автоматическом режиме различные типы происшествий на проезжей части, из них 770 камер видеонаблюдения установлены на протяжении Московской кольцевой автомобильной дороги (далее - МКАД) и Северо-Восточной хорды. Следует подчеркнуть, что данные обзорные камеры наблюдения не фиксируют нарушения ПДД РФ.

С учетом скоротечности развития причинно-следственных связей событий, связанных с возникновением «вторичных ДТП», Госавтоинспекцией г. Москвы во взаимодействии с Центром организации дорожного движения Правительства Москвы при по-

Safety

ступлении оповещения о ДТП реализуется следующий комплекс мероприятий.

1. Информация о возникшем на пути следования ДТП и необходимости снижения скорости движения транспортных средств передается в режиме онлайн:

в популярные навигационные автомобильные приложения для оповещения, в том числе голосового;

на табло отображения информации, расположенное, как правило, над проезжей частью (в настоящее время в порядке эксперимента установлено также 10 экранов в разделительной полосе типа «Нью-Джерси», а в следующем году планируется установка еще 160 таких экранов).

2. Информируются дорожные службы с целью направления ближайшего экипажа «Дорожного патруля» (дорожно-эксплуатирующей организации) для осуществления «прикрытия» неисправного транспортного средства и его перемещения с проезжей части в ближайшее безопасное место (стоянка, автомобильная заправочная станция, парковочный карман и т.п.).

3. В случае необходимости оформления ДТП с пострадавшими либо удаления с проезжей части пешехода направляется патрульный наряд Госавтоинспекции для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

Особенно эффективна работа рассматриваемой системы по предупреждению совершения ДТП с участием пешеходов: в автоматическом режиме фиксируется появление человека на проезжей части дороги и оперативно принимаются необходимые меры реагирования.

Только за девять месяцев текущего года эксплуатации системы «Инцидент менеджмент» в Центр управления Госавтоинспекции г. Москвы поступило более пяти тысяч сообщений о происшествиях, выявленных системой на МКАД, из них в половине случаев приняты меры реагирования: в отношении более 200 пешеходов (рис. 1), 7 водителей СИМ, более 2,5 тысяч водителей транспортных средств.

Рисунок 1 - Фиксация нахождения пешехода на МКАД

- Безопасность до

Другим по значимости в осуществлении профилактической работы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения можно отметить проведение эксперимента по внедрению на улично-дорожной сети г. Москвы государственной автоматизированной информационной системы «Сфера» [5], которая позволяет фиксировать нарушения ПДД РФ пешеходами на пешеходных переходах.

Подобные цифровые системы активно используются и в зарубежной практике. Так, в январе 2020 года полиция Лондона объявила о вводе в эксплуатацию системы распознавания лиц, которая будет автоматически искать преступников на улицах города с помощью полумиллиона камер наблюдения (в среднем житель столицы Великобритании попа-

>жного движения -

дает на камеры более 300 раз в день). В Китайской Народной Республике функционирует более 20 млн камер, сопряженных с системой идентификации, а в г. Шеньчжень уже накоплен опыт фиксации нарушений правил дорожного движения пешеходами [6].

С учетом зарубежного опыта на Бережковской набережной г. Москвы протестирован прототип светофора с биометрической камерой для задач распознавания лиц.

Фотофиксация предусматривает отображение трека перемещения пешехода и сигнала светофора. При нарушении пешеходом ПДД РФ его изображение (без идентификации) транслируется на электронное табло отображения информации, расположенное рядом с местом нарушения (рис. 2).

В условиях взрывного роста использования СИМ для снижения уровня аварийности по вине указанной категории участников дорожного движения в настоящее время прорабатывается возможность фиксации совершаемых ими правонарушений обзорными камерами на основе алгоритмов нейросети.

Имеются в виду прежде всего такие нарушения, как проезд на запрещающий сигнал светофора, проезд по пешеходному переходу (не спешившись), перевозка пассажира (рис. 3).

Одновременно возникает объективная необходимость организации взаимодействия с компаниями, предоставляющими услуги «кикшеринга», по вопросам ведения анализа нарушений ПДД РФ пользователями СИМ для принятия внутренних сервисных мер контроля, в том числе в виде ограничений на право пользования и получения услуги для постоянных нарушителей.

Такие меры могут разрабатываться на основании проводимого внутреннего контроля сведений мониторинга треков передвижения СИМ и аудита компаний «кикшеринга».

Имеющийся у компаний «инструментарий», применяемый к нарушителям ПДД РФ, достаточно разнообразен:

введение ограничений на право пользования СИМ (временная блокировка);

установление повышенного тарифа на пользование СИМ;

принудительное ограничение скоростного режима при использовании СИМ;

сервисные штрафы и дополнительные проверки на знание требований ПДД РФ (для пользователей, регулярно нарушающих ПДД РФ) и др.

Оценивая возможности применения рассмотренных выше высокотехнологичных средств в предупреждении ДТП, можно констатировать, что по такому важнейшему критерию, как автоматический режим фиксации нарушений [7], их можно отнести к элементам обустройства автомобильных дорог по примеру ФВФ соответственно использовать для

Road

фиксации нарушений ПДД РФ пешеходами и лицами, управляющими СИМ.

Для создания и обеспечения эффективного применения автоматизированной системы привлечения пешеходов к административной ответственности необходимо иметь биометрические данные всех граждан. В таком случае предоставление биометрических данных должно стать обязанностью, а не правом граждан.

В этой связи для легализации искомых высокотехнологичных устройств представляется целесообразным рассмотреть перспективы изменения законодательства об административных правонарушениях, о персональных данных, а также соответствующих нормативных правовых актов и национальных стандартов [8], что в полной мере будет соответствовать задачам, изложенным в национальных проектах [9].

Список источников

1. Головко В.В., Исаев М.М. Проблемы и перспективы использования цифровых технологий при фиксации административных правонарушений в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2023. № 2. С. 27-33.

2. Kalyuzhnyi Yu.N., Kirichek E.V. Road safety: search for optimal organizational forms of interaction // Revista Geintec: gestäo, inovagäo e tecnologias. 2021. Т. 11. № 2. С. 1293-1301.

3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 14.05.2018. № 20. Ст. 2817.

4. Калюжный Ю.Н. Цифровые технологии как новые возможности обеспечения безопасности дорожного движения // Административное право и процесс. 2021. № 11. С. 52-54.

5. Постановление Правительства Москвы от 17 марта 2021 г. № 328-ПП «О государственной автоматизированной информационной системе «Сфера» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 17. 23.03.2021.

6. Кравцов Д.А., Васильков С.А. Цифровые технологии и предупреждений преступности // Вестник Московской академии Следственного комитета РФ. 2018. № 3. С. 57-61.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 9. 2019.

Safety

8. ГОСТ Р 57144-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.11.2023).

9. Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 15) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.11.2023).

References

1. Golovko V.V., Isaev M.M. Problems and prospects of using digital technologies in fixing administrative offenses in the field of traffic // Road Safety. 2023. № 2. P. 27-33.

2. Kalyuzhnyi Yu.N., Kirichek E.V. Road safety: search for optimal organizational forms of interaction // Revista Geintec: gestao, inovagao e tecnologias. 2021. Vol. 11. № 2. P. 1293-1301.

3. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 № 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» // Collection Legislation of the Russian Federation. 14.05.2018. № 20. Art. 2817.

4. Kalyuzhny Yu.N. Digital technologies as new opportunities for ensuring road safety // Administrative law and process. 2021. № 11. P. 52-54.

5. Decree of the Government of Moscow dated March 17.03.2021 № 328-PP «On the state automated information system «Sphere» // Bulletin of the Mayor and the Government of Moscow. № 17. 23.03.2021.

6. Kravtsov D.A., Vasilkov S.A. Digital technologies and crime prevention // Bulletin of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2018. № 3. P. 57-61.

7. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 25.06.019 № 20 «On some issues arising in judicial practice when considering cases of administrative offenses provided for in Chapter 12 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation» // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. № 9. 2019.

8. GOST R 57144-2016. National standard of the Russian Federation. Special technical means operating in automatic mode and having the functions of photo and film shooting, video recording, to ensure traffic control // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 28.11.2023).

9. Passport of the national project «Safe and high-quality highways» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, Protocol № 15 dated 24.12.2018) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 28.11.2023).

Информация об авторе

А.И. Быков - кандидат юридических наук, начальник УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве Контакты: ул. Садовая-Самотечная, д. 1, Москва, Россия, 127473

Information about the author

A.I. Bykov - Candidate of Sciences in Jurisprudence, Head of the Department of the State Inspection of Traffic Safety of the Chief Direction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for Moscow Contacts: ul. Sadovaya-Samotechnaya, d. 1, Moscow, Russia, 127473

Рецензия поступила в редакцию 19.10.2023; одобрена после рецензирования 26.10.2023; принята к публикации 02.11.2023. The review was submitted 19.10.2023; approved after reviewing 26.10.2023; accepted for publication 02.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.