научный портал мвд России № 4 (60) 2022
scientific portal of the russia ministry of the interior " М '
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Административное право
Научная статья УДК 342.9
Некоторые особенности административно-правовой защиты прав
и законных интересов пешеходов
Алексей Викторович Амеличкин
Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, Орел, Россия, [email protected]
АННОТАЦИЯ. Введение. Рассматриваются проблемы, связанные с трансформацией общественных отношений в области обеспечения безопасности участников дорожного движения, в части, касающейся защиты прав и законных интересов пешеходов. Определена актуальность рассматриваемых проблем в области безопасности участников дорожного движения на сегодняшний день с учетом активного развития общественных отношений.
Проведен анализ статистики в области безопасности пешеходов, сделаны выводы об уязвимости данных участников дорожного движения перед вызовами негативных явлений в рассматриваемой сфере, проведен анализ нормативной и правовой базы, регламентирующей права и обязанности пешеходов в области дорожного движения и предложен правовой механизм повышения защиты прав и законных интересов пешеходов.
Объектом научной статьи выступают общественные отношения, возникающие между участниками дорожного движения в процессе реализации своих прав и обязанностей.
Предметом исследования выступают нормативные и правовые акты, которые непосредственно регулируют общественные отношения, связанные с защитой прав и законных интересов пешеходов и иных участников дорожного движения.
Научная новизна исследования определяется выводами автора по исследуемой проблематике и предложениями по совершенствованию действующего законодательства в области защиты прав и законных интересов пешеходов и лиц, использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные средства индивидуальной мобильности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обеспечение безопасности дорожного движения, участник дорожного движения, пешеход, защита прав, средства индивидуальной мобильности, пешеходные транспортные средства
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Амеличкин А. В. Некоторые особенности административно-правовой защиты прав и законных интересов пешеходов // Научный портал МВД России. 2022. № 4 (60). С. 7-12.
Administrative Law
Original article
Some features of administrative and legal protection of the rights and legal interests of pedestrians
Alexey V. Amelichkin
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia, [email protected]
ABSTRACT. Introduction. The problems associated with the transformation of public relations in the field of ensuring the safety of road users, in part related to the protection of the rights and legitimate interests of pedestrians, are considered. The relevance of the considered problems in the field of safety of road users today is determined, taking into account the active development of public relations.
The analysis of statistics in the field of pedestrian safety was carried out, conclusions were drawn about the vulnerability of this road user to the challenges of negative phenomena in the area under consideration, an analysis of the regulatory and legal framework regulating the rights and obligations of pedestrians in the field of road traffic was carried out, and a legal mechanism was proposed to increase the protection of rights and legitimate interests pedestrians.
The object of the scientific article is the social relations that arise between road users in the process of exercising their rights and obligations.
The subject of the study is the normative and legal acts that directly regulate social relations related to the protection of the rights and legitimate interests of pedestrians and other road users.
© Амеличкин А. В., 2022
The scientific novelty of the study is determined by the author's conclusions on the issues under study and proposals for improving the current legislation in the field of protecting the rights and legitimate interests of pedestrians and persons using roller skates, scooters and other means of individual mobility for movement.
KEYWORDS: ensuring road safety, road user, pedestrian, protection of rights, means of individual mobility, pedestrian vehicles
FOR CITATION: Amelichkin A. V. Some features of administrative and legal protection of the rights and legal interests of pedestrians // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2022. № 4 (60). P. 7-12 (In Russ.).
Проблема безопасности участников дорожного движения в современном мире по-прежнему занимает одно из ключевых мест. Наиболее объективно проблематику данной сферы общественных отношений раскрывает актуальная статистика в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так, согласно статистическим данным Организации Объединенных Наций (далее - ООН) ежегодно несчастные случаи на дорогах происходят почти с 1,3 млн людей, из которых, по оценкам специалистов ООН, около 250 тыс. - несовершеннолетние дети. Кроме того, ежегодно в мире порядка 20-50 млн людей в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) получают различные ранения и травмы, очень часто оставаясь инвалидами1. Таким образом, во всем мире ежедневно погибает в среднем 3 561 человек, а в течение часа лишаются жизни порядка 148 человек, каждую секунду погибают более двух человек, что, безусловно, не может устраивать ни гражданское общество, ни институты государства, регулирующие общественные отношения в указанной сфере.
Из всего представленного массива погибших и травмированных людей более половины составляют самые уязвимые участники дорожного движения - пешеходы.
Проблема безопасности пешеходов является актуальной и для Российской Федерации, так, при общей положительной динамике снижения количества погибших пешеходов в 2021 г. произошло 35 666 случаев наезда на пешеходов, при этом погибли 3 767 и ранены 33 233 человека. Как и в последние 10 лет, в 2021 г. наезд на пешехода является вторым по массовости видом происшествий (26,7 %), на который приходится четверть (25,3 %) от общего числа погибших в ДТП. В 67,2 % случаев нарушителями ПДД при наездах на пешеходов являлись водители транспортных средств, более чем в трети (37,5 %) - пешеходы2.
1 См.: Дорожно-транспортный травматизм: обзор // Всемирная организация здравоохранения. Ш_ : ИПрву/шшш. who.int/health-topics/road-safety#tab=tab_1 (дата обращения : 12.05.2022).
2 См.: Дорожно-транспортная аварийность в Российской
Федерации за 2021 г. : информационно-аналитический об-
зор. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022. С. 126.
Проблемы безопасности пешеходов исследовались многими специалистами, однако нам представляется, что наибольшую ценность в контексте безопасности участников дорожного движения представляет работа В. А. Городокина и З. В. Альметовой, в которой авторы рассматривают проблему пересечения пешеходами проезжей части [1].
ДТП, связанные с наездом на пешеходов вне пешеходных переходов, как правило, характеризуются высокой тяжестью последствий. Основное количество несчастных случаев произошло из-за перехода проезжей части в неположенном месте за пределами пешеходного перехода.
Стоит согласиться с В. В. Ковалёвым и А. Ф. Вербиловым в том, что повышение безопасности участников дорожного движения обеспечивается комплексом законодательных, организационных и технических мер [2].
Таким образом, наибольший интерес в контексте исследования представляет проблема административно-правового статуса пешехода в условиях современных вызовов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Правила дорожного движения (далее - ПДД) определяют основных участников дорожного движения: водитель, пассажир и пешеход. Другие лица, тем или иным образом принимающие участие в дорожном движении, например регулировщик или дорожные рабочие, не имеют статуса участника дорожного движения, и на них не распространяются отдельные положения ПДД, хотя их административно-правовой статус довольно изменчив. Такая изменчивость статуса наглядно демонстрируется на примере сотрудников дорожных служб. Исполняя свои служебные обязанности, они не имеют статуса участника дорожного движения. Но при движении на непосредственное место работы они могут являться и пешеходами, и пассажирами, и водителями3.
Действующее законодательство Российской Федерации определяет пешехода как лицо, находящееся вне транспортного средства на до-
3 См.: Об утверждении Правил дорожного движения : постановление Совета Министров - Правительства Рос. Федерации от 23 окт. 1993 г. № 1090 : ред. от 31 дек. 2020. URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения : 27.05.2022).
роге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности (далее - СИМ), велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Таким образом, понятие «пешеход» объединяет большой круг субъектов - от лица, передвигающегося пешком, до использующего для передвижения средства индивидуальной мобильности (гироскутер, моноколесо, роликовые коньки или электросамокат). На наш взгляд, объединить в одно понятие эти субъекты является неверным, так как имеются определенные различия между ними в сфере правовой регламентации и защищенности их от ДТП.
В настоящее время нередки случаи наезда пешеходов, использующих средства индивидуальной мобильности, на передвигающихся пешком, в результате которых последние погибают. Как свидетельствует актуальная статистика в области безопасности дорожного движения и проведенный анализ аварийности с участием пользователей СИМ, данные происшествия на сегодняшний день имеют динамику роста всех основных показателей ввиду растущей популярности подобных средств передвижения и развития их кикшеринга в городских агломерациях.
В настоящее время, несмотря на принятие постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»4, отнесение пользователей СИМ, оснащенных электродвигателем (электросамокаты, гироску-теры, сегвеи, моноколеса, электроскейты и т. д.), к какой-либо категории участников дорожного движения по-прежнему вызывает затруднения в связи особенностями СИМ и действующего законодательства.
Отдельные разновидности и модели СИМ схожи по своим возможностям и техническим
характеристикам с мопедом (при электродвигателе с номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт) или велосипедом с электродвигателем (при электродвигателе с номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт).
Разнообразие технических и эксплуатационных характеристик СИМ создает условия, при которых в случае участия данных средств передвижения в ДТП невозможно однозначно определить категорию участника дорожного движения, передвигавшегося на СИМ5.
Данное обстоятельство негативно сказывается на статистических данных в области обеспечения безопасности дорожного движения, так как практика учета данных транспортных средств и лиц, передвигающихся на них, различается и в отдельных случаях разрешается лишь в судебном порядке.
Так, например, в мае 2021 г. в городском округе Химки произошло ДТП, причиной которого стало то, что водитель автомобиля, поворачивая налево, допустил наезд на человека, двигающегося на электросамокате, который потерял управление и упал, попав под автомобильное колесо, после чего от полученных травм скончался.
Следственное управление УМВД России по городскому округу Химки возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации6 (нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека; максимальное наказание - до пяти лет лишения свободы). В ходе разбирательства было принято решение, что водитель электросамоката приравнивается к статусу водителя механического транспортного средства. То есть у водителя автомобиля была обязанность уступить ему дорогу, которой он пренебрег. Защита водителя автомобиля строилась на том основании, что водитель электросамоката являлся пешеходом, двигающимся на большой скорости, и не имел права находиться на дороге. Было принято решение, что водитель самоката управлял механическим транспортным средством. С этим решением не согласился ответчик и подал иск в Верховный Суд. Он оспаривал абз. 17, 38
4 См.: О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановления Правительства Рос. Федерации от 6 окт. 2022 г. № 1769 // СПС КонсультантПлюс.
5 См.: Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 г. : информационно-аналитический обзор. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022. С. 126.
6 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 : ред. от 24 сент. 2022 г. // СПС Кон-сультантПлюс.
и 55 п. 1.2 Правил. В них устанавливаются понятия, что считать механическим транспортным средством (абз. 17), кого считать пешеходом (абз. 38), а также что считать транспортным средством (абз. 55). В этом иске Верховный Суд отка-зал7.
Однако в новой редакции ПДД прописаны ключевые понятия: «транспортное средство», «механическое транспортное средство», «средства индивидуальной мобильности». К понятию «транспортное средство», которое является более общим, относятся механические транспортные средства, велосипеды и СИМ; понятию «механическое транспортное средство» согласно принятым изменениям - транспортные средства, приводимые в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины и не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды. СИМ - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)8.
Следовательно, СИМ являются транспортными средствами, но не относятся к механическим транспортным средствам, хотя многие приводятся в движение за счет электродвигателя небольшой мощности.
Кроме того, в новой редакции ПДД предлагается использование СИМ исходя из их технических характеристик, так, допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения СИМ, в пешеходной зоне - в случае если масса СИМ не превышает 35 кг. Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
Также допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения СИМ:
7 См.: Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев восемнадцатого, сорокового и пятьдесят восьмого пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 23 окт. 1993 г. № 1090 : решение Верховного Суда Рос. Федерации от 30 марта 2022 г. № АКПИ22-66) // СПС КонсультантПлюс.
8 См.: О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства
Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 6 окт. 2022 г. № 1769 // СПС КонсультантПлюс.
по тротуару, пешеходной дорожке - в случае если масса СИМ не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из следующих условий:
отсутствуют велосипедная и велопешеход-ная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
лицо, использующее для передвижения СИМ, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения СИМ, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;
по обочине - в случае если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним;
по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий: отсутствуют велосипедная и велопешеход-ная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;
СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.
Однако механизма определения весовых и скоростных характеристик СИМ на сегодняшний день нет, что создает определенные правовые трудности в практической реализации данных требований. Лица, эксплуатирующие СИМ, относятся к пешеходам, однако если данное средство имеет мощный электродвигатель, то исходя из его характеристики СИМ может быть признано мопедом или даже мотоциклом, т. е. механическим транспортным средством.
Таким образом, проблема в области определения административно-правового статуса отдельных участников дорожного движения требует законодательного решения путем закрепления в нормативных правовых актах особенностей использования и эксплуатации отдельных СИМ.
Решение данной проблемы в области обеспечения безопасности участников дорожного движения, на наш взгляд, лежит в плоскости разделения административно-правового статуса пешехода и лиц, использующих для движения СИМ. При этом, с нашей точки зрения, данные средства передвижения необходимо называть не «средства индивидуальной мобильности», а «пешеходные транспортные средства» [3].
Статус конкретного участника дорожного движения, его отличительные особенности лежат в основе его административного статуса.
В научной доктрине проблемы содержания административно-правового статуса изучены довольно подробно. Можно согласиться с Г. В. Мальцевым, который утверждает, что система прав и обязанностей, закрепленных в нормативных правовых актах, - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь находится ключ к решению основных юридических проблем [4, с. 50].
Административная правоспособность и административная дееспособность - главные составляющие административно-правового статуса субъектов административного права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности9.
На сегодняшний день согласно сложившейся юридической практике определить точно, является субъект, который использует для передвижения СИМ, пешеходом или водителем (мопеда, мотоцикла), можно лишь при условии наличия технической документации на данное средство или при проведении автотехнической судебной экспертизы в установленных законом случаях.
Кроме того, имеются различия в правах и обязанностях у лиц, передвигающихся пешком и использующих для движения СИМ, передвигающихся в инвалидных колясках, ведущих мотоцикл, мопед, велосипед. Например, при движении по краю проезжей части согласно п. 4.1 ПДД пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств, а лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, СИМ, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортного средства. И здесь возникает вопрос: а как должны двигаться в таких случаях пешеходы, исполь-
зующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства, куда по действующему законодательству относятся так называемые СИМ?
Следовательно, действующая редакция ПДД, на наш взгляд, не учитывает глобальные изменения в области организации дорожного движения, появление новых средств передвижения пешеходов, систем автономного управления транспортным средством и т. д. Активное развитие велосипедного движения, каршеринга механических транспортных средств, кикшеринга электросамокатов в настоящее время несет определенные риски при условии стагнации законодательства в указанной сфере.
Эффективность мер и слаженность действий всех субъектов, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения, - основная задача ближайших лет для нашей страны10.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, считаем необходимым разделить административно-правовой статус пешехода и пешехода, использующего для передвижения пешеходное транспортное средство (СИМ), определить понятие пешехода и пешеходного транспортного средства. Например, под пешеходным транспортным средством необходимо понимать устройство, предназначенное для передвижения лица за счет мускульной силы или имеющее двигатель с максимальной конструктивной скоростью, не превышающей 25 км/ч, не предназначенное для перевозки пассажиров. Кроме того, следует создать необходимую дорожную инфраструктуру для безопасного движения таких лиц, чтобы у них не возникал конфликт с лицами, передвигающимися пешком, и учитывались права и законные интересы всех участников дорожного движения.
9 См.: Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право : учебник 3-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, 2008. С. 125-127.
10 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. URL : http://www.kremlin.ru/events /president/news/62582 (дата обращения : 06.06.2022); Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2020 г. / Министерство труда и социальной защиты. URL : https://mintrud.gov.ru/ docs/1887 (дата обращения : 27.03.2022).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Городокин В. А., Альметова 3. В. О некоторых проблемах безопасности пешеходов // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. 2015. Т. 1. С. 231-237.
2. Ковалев В. В., Вербилов А. Ф. К вопросу о безопасности пешеходов на нерегулируемых перекрестках
без обозначенных пешеходных переходов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2021. № 21-1. С. 130-131.
3. Амеличкин А. В. Особенности и проблемы административно-правового статуса пешеходов на современном этапе развития дорожного движения // N13: Административное право и практика администрирования. 2018. № 3. С. 15-20.
4. Мальцев Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность // Конституция СССР и правовое положение личности. - М. : ИГиП АН СССР, 1979. С. 48-55.
REFERENCE
1. Gorodokin V. A., Al'metova Z. V. Modernizatsiya i nauch-nye issledovaniya v transportnom kompleks (Modernization and scientific research in the transport complex), 2015, Vol. 1, pp. 231-237.
2. Kovalev V. V., Verbilov A. F. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami (Actual problems of combating crimes and other offenses), 2021, No. 21-1, pp. 130-131.
3. Amelichkin A. V. NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya (NB: Administrative Law and Practice of Administration), 2018, No. 3, pp. 15-20.
4. Mal'tsev G. V. Konstitutsiya SSSR i pravovoe polozhenie lichnosti (The Constitution of the USSR and the legal status of the individual), Moscow: IGiP AN SSSR, 1979, pp. 48-55.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
А. В. Амеличкин - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации деятельности ГИБДД федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова» (Российская Федерация, 302027, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2).
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
A. V. Amelichkin - Candidate of Juridical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Organization of Traffic Police Activities of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov» (Ignatov str., 2, Orel, 302027, Russian Federation).
Рукопись поступила в редакцию 28.06.2022; одобрена после рецензирования 19.07.2022; принята к публикации 14.11.2022.
The article was submitted 28.06.2022; approved after reviewing 19.07.2022; accepted for publication 14.11.2022.