Уголовно-правовые науки
DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_293 УДК 343.132
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ СЛЕДСТВИЯ
И ДОЗНАНИЯ С ИНЫМИ СЛУЖБАМИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ Some features of the interaction of the investigation and inquiry authorities with other services during the performance of urgent investigative actions at the scene
ДАВЫДОВ Николай Михайлович,
преподаватель кафедры специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России. 450091, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: kolazero99@ya.ru;
РЕЗЯПОВ Артур Айратович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса
Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий, кандидат педагогических наук. 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а. E-mail: rezyapov007@bk.ru;
Davydov Nikolay Mikhailovich,
Lecturer of the Department of Special Training of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.. 450091, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muxinov St., 2. E-mail: kolazero99@ya.ru;
Rezyapov Artur Ayratovich,
Candidate of Law, Associate Professor, Department of Criminal Law and Process of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology. 453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 47a Lenina Ave. E-mail: rezyapov007@bk.ru
Краткая аннотация: в данной статье затронута тема взаимодействия органов следствия и дознания при производстве такого неотложного следственного действия, как осмотр места происшествия с подразделениями уголовного розыска, участковыми уполномоченными полиции, экс-пертно-криминалистической службой при расследовании преступлений. Проведён научно-исследовательский анализ проблем взаимодействия применительно к практической деятельности и предложены некоторые пути их решения.
Abstract: This article touches upon the topic of interaction between the investigation and inquiry bodies in the production of such an urgent investigative action as an inspection of the scene with criminal investigation units, district police officers, and forensic service in the investigation of crimes. A research analysis of interaction problems in relation to practical activities has been carried out and some ways of solving them have been proposed.
Ключевые слова: дознаватель, преступление, следователь, сотрудник уголовного розыска, следственно-оперативная группа, следственные действия, участковый уполномоченный полиции, оперативно-розыскные мероприятия профилактика, кинолог, эксперт.
Keywords: investigator, crime, investigator, criminal investigation officer, investigative-operational group, investigative actions, district police officer, operational-search measures, prevention, cynologist, expert.
Для цитирования: Давыдов Н.М., Резяпов А.А. Некоторые особенности взаимодействия органов следствия и дознания с иными службами при производстве неотложных следственных действий на месте происшествия //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 293-294. http://doi. org/10.47643/1815-1337_2023_5_293.
For citation: Davydov N.M., Rezyapov A.A. Some features of the interaction of the investigation and inquiry authorities with other services during the performance of urgent investigative actions at the scene // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 293-294. http://doi.org/10.47643/l8l5-1337_2023_5_293.
Статья поступила в редакцию: 17.04.2023
Ни для кого не секрет, что в системе правоохранительных органов существует разделение сотрудников по роду их деятельности. Взять хотя бы обычный районный отдел Министерства Внутренних дел Российской Федерации, в котором помимо сотрудников внутренней службы, задачей которых является обеспечение бесперебойного функционирования основных частей полиции, еще есть и органы предварительного расследования это следствие и дознание, в чьи задачи входит расследование уголовных дел и направление их в суд, а так же сотрудники уголовного розыска, занимающиеся раскрытием и выявлением преступлений, участковые уполномоченные полиции, в чьи задачи в основном входит профилактика и раскрытие преступлений превентивной направленности, эксперты-криминалисты и кинологи. В данной статье мы затронем тему взаимодействия сотрудников органов следствия и дознания с иными подразделениями при производстве следственных действий.
Помимо предоставления ответов на запросы сотрудников органов предварительного расследования иные службы полиции взаимодействуют еще и при производстве такого следственного действия, как осмотр места происшествия. При проведении указанного следственного действия необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, которые регламентируют производство осмотра места происшествия. Так, основания производства осмотра места происшествия указаны в ст. 176 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Необходимо также сказать о том, что с помощью осмотра места происшествия сотрудникам полиции удается выдвинуть ту или иную версию произошедшего события, либо вовсе исключить версию произошедшего происшествия. Объектом осмотра может быть не только квартира или дом, но и любой участок местности, расположенный на определенном расстоянии от ближайшего ориентира, на котором происходило или могло происходить то или иное значимое для следствия событие.
Также хочется отметить, что для суда помимо протоколов допроса и заключения эксперта при рассмотрении уголовного дела одним из ключевых доказательств является протокол осмотра места происшествия. Судья прежде всего обращает внимание на то, где были обнаружены представленные вещественные доказательства, как они были изъяты с места происшествия и упакованы. Бывают случаи, когда обвинение терпело неудачу именно в связи с тем, что при производстве осмотра места происшествия были изъяты вещественные доказательства с нарушением норм уголовно-процессуального права.
Ошибочно считать, что осмотр места происшествия есть прерогатива исключительно следователя или дознавателя. Те, кто так считают глубоко
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)
ошибаются, ведь не только сотрудники следствия и дознания задействованы при проведении осмотра. Помимо них, в следственном действии принимают участие и понятые, а также сотрудники уголовного розыска, участковые уполномоченные полиции, эксперт-криминалист и кинолог с собакой. Да, осмотр места происшествия в основном проводит руководитель следственно-оперативной группы, которым является следователь или дознаватель в чьем производстве находится данное уголовное дело, однако на основании ч. 2 ст. 172 УПК РФ осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела, а значит его может произвести и сотрудник уголовного розыска, и участковый уполномоченный полиции производя при необходимости неотложные следственные действия, либо по поручению следователя или дознавателя на стадии сбора материала по сообщению о преступлении.
Однако, не все авторы придерживаются такой точки зрения. Так, к примеру, преподаватель кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Паутова Т.А в своей статье «Отдельные вопросы взаимодействия дознавателей с участковыми уполномоченными полиции на стадии предварительного расследования»; считает, что органы следствия пользуясь своей возможностью предоставлять органу дознания поручения, злоупотребляют своим правом и поручают участковым уполномоченным и сотрудникам уголовного розыска следственные и процессуальные действия, которые должны проводить сами, ведь от их качества зависит доказательвенная база любого уголовного дела. В виду того, что участковые уполномоченные полиции и сотрудники уголовного розыска не обладают определенной компетентностью в проведении следственных действий, то зачастую они производят их с большим количеством нарушений. Указанное обстоятельство не только не дает необходимого результата, но также делает трудоемким поиск последующих доказательств. С мнением автора в данном случае можно согласиться, ведь проведение следственных действий, а в данном случае осмотра места происшествия не должно поручаться лицу, профессионально не компетентному в этом вопросе. Если следователь, либо дознаватель желает получить качественную доказательственную базу, тогда он должен самостоятельно осуществить необходимый сбор доказательств путем проведения следственных действий. Всегда при производстве любых следственных действий необходимо непосредственное восприятие информации тем лицом, в чьем производстве находится дело [1].
В ходе производства осмотра бывают и случаи недопонимания руководителя следственно-оперативной группы с иными участниками. Кто-либо из участников следственно-оперативной группы может посчитать, что у него достаточно опыта, чтобы не присутствовать при осмотре места происшествия, либо отказать в предоставлении понятых для оформления протокола. В данном случае необходимо осознавать, что усилия всех участников следственно-оперативной группы должны быть сконцентрированы на поиске преступника и сборе доказательств его вины, а так же на установление истины. Все это означает то, что личные неприязненные отношения должны быть отодвинуты на задний план для объединения общих усилий.
Кроме того, чтобы произвести качественный осмотр следователю и дознавателю необходима помощь эксперта-криминалиста. Участие эксперта при производстве осмотра места происшествия регламентировано статьей 84 УПК РФ и заключается оно в том, что в качестве специалиста должно быть привлечено не заинтересованное в исходе дела лицо, которое обладает специальными познаниями, необходимы для оказания содействия в качественном сборе, исследовании и оценке доказательств».
Органы следствия помимо эксперта так же тесно взаимодействует и с сотрудником органа дознания, а именно сотрудниками уголовного розыска и участковым уполномоченным полиции. Выполняя поручение руководителя следственно-оперативной группы сотрудник уголовного розыска участвуя в осмотре места происшествия вместе с остальными членными следственно-оперативной группы изучают окружающую местность, само место совершения преступления или правонарушения, возможные следы, которые были оставлены преступником на месте совершения преступления. Участие сотрудника уголовного розыска при производстве осмотра места происшествия необходимо для того, чтобы он мог изучив обстановку выдвинуть вместе с руководителем группы определенную версию, кусаемую того, кто мог быть причастен к совершению того или иного преступления [2]. Участковый уполномоченный полиции в состав следственно-оперативной группы хоть и не входит, ведь его основной задачей является профилактика преступлений и административных правонарушений, но участие в осмотре места происшествия все же принимает, а именно производит охрану места происшествия, обеспечивает сохранность следов и иных вещественных доказательств.
Подводя итог данной статьи, хочется сказать о том, что взаимодействие следователя и дознавателя с иными службами полиции в ходе производства такого следственного действия, как осмотр места происшествия есть необходимость, обусловленная практикой раскрытия и расследования преступлений. Вклад каждого участника следственно-оперативной группы должен быть нацелен на достижение одной цели - установление истины, установлении преступника и раскрытии преступления. Но вместе с тем, каждый сотрудник правоохранительных органов должен осуществлять ту деятельность, компетенция в которой у него имеется.
Библиогра фия:
1. Паутова Т.А. Отдельные вопросы взаимодействия дознавателей с участковыми уполномоченными полиции на стадии предварительного расследования // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 1 (4). С. 86-90.
2. Спрун С.В. Поручение органу дознания МВД России производства процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела // Практика. 2014. № 2 (28). С. 96-102.
References:
1. Pautova T.A. Separate issues of interaction of interrogators with district police officers at the stage of preliminary investigation // Bulletin of the Tyumen Institute for Advanced Training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 1 (4). pp. 86-90.
2. Suprun S.V. Assignment to the body of inquiry of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the production of procedural actions and operational investigative measures before the initiation of a criminal case // Praktika. 2014. No. 2 (28). pp. 96-102.