УДК 343.98
ББК 67.522 DOI 10.25724/VAMVD.GOPQ
В. С. Хоршева
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ, ДОЗНАВАТЕЛЯ
С ОПЕРАТИВНЫМИ СЛУЖБАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В статье раскрываются принципы и задачи взаимодействия следователя (дознавателя) с сотрудниками оперативных подразделений в ходе расследования преступлений. Дана классификация современных форм взаимодействия по различным признакам. Рассматриваются такие формы организации взаимодействия, как создание следственно-оперативных групп и деятельность в их составе, совместное производство следственных и иных процессуальных действий, использование результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывании и т. д. Проанализированы правовые основы взаимодействия следователя (дознавателя) с оперативными службами. Освещены вопросы эффективности взаимодействия следователя (дознавателя) с оперативными подразделениями на современном этапе. Рассмотрены этапы взаимодействия подразделений органов внутренних дел в ходе расследования преступлений. Обоснована необходимость совершенствования ст. 38 УПК РФ в части установления срока исполнения поручений следователя, аналогичные изменения нужно внести в ст. 41 УПК РФ, регламентирующую полномочия дознавателя.
Ключевые слова: следователь, дознаватель, орган дознания, предварительное расследование, формы взаимодействия, оперативно-разыскная деятельность, следственно-оперативная группа, планирование, следственные действия.
V. S. Khorsheva
ON SOME ASPECTS OF INTERACTION OF THE INVESTIGATOR,
RESEARCHER WITH OPERATIONAL SERVICES
OF THE INTERIOR BODIES DURING THE INVESTIGATION OF CRIMES
The article describes the principles and tasks of the interaction of the investigator (inquirer) with the staff of operational units during the investigation of crimes. The classification of modern forms of interaction according to various criteria is given. Such forms of organizing interaction are considered, such as the creation and action as part of investigative-operational groups, the joint production of investigative and other procedural actions, the use of the results of operational-search activity in proving, etc. Analyzed the legal basis for the interaction of the investigator (investigator) with operational services. The issues of the effectiveness of the interaction of the investigator (investigator) with the operational units at the present stage are highlighted. The stages of interaction between the units of internal affairs bodies in the course of crime investigation are considered. The necessity of the improvement of art. 38 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation, in terms of establishing the time limit for the execution of the investigator's instructions, make the same changes in art. 41 of the Code of Criminal Procedure regulating the powers of the inquirer.
Key words: investigator, investigator, agency in charge of preliminary investigation, preliminary investigation, interaction forms, operational-search activity, investigative-operational group, planning, investigative actions.
Эффективность раскрытия и расследования преступлений невозможна без взаимодействия различных подразделений правоохранительных органов. Под взаимодействием понимается основанная на законе и подзаконных нормативных правовых актах, согласованная по целям, задачам, месту и времени совместная служебная деятельность следователя и органа дознания, на-
правленная на всестороннее раскрытие и расследование преступлений.
Правовой основой взаимодействия следователя (дознавателя) с другими службами органов внутренних дел являются Конституция РФ, международные договоры РФ по вопросам борьбы с преступностью, положения УК и УПК РФ, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О поли-
ции», Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») и ведомственные нормативные правовые акты.
Цели взаимодействия включают в себя не только совместное проведение следственных действий, составление согласованных планов, но и постоянный контакт при производстве предварительного расследования по уголовным делам.
К задачам взаимодействия можно отнести предупреждение, раскрытие и расследование преступлений; изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших; возмещение потерпевшим причиненного преступлениями ущерба; розыск скрывшихся подозреваемых (обвиняемых).
К числу основных принципов, на основе которых осуществляется взаимодействие следователя (дознавателя) с органами дознания, относятся следующие:
1. Законность. Взаимодействие должно основываться на строгом соблюдении норм уголовно-процессуального закона, требований ведомственных нормативных правовых актов и инструкций, регламентирующих основания, порядок взаимодействия. Контроль над всеми участниками взаимодействия, осуществляемый руководителями следственных органов и органов дознания, а также прокурорский надзор обеспечивают неукоснительное соблюдение законности.
2. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, защита их законных интересов в первую очередь закреплены положениями Конституции РФ (глава 2). В ходе производства предварительного расследования запрещается применение действий и принятие решений, создающих опасность для жизни и здоровья, а также унижающих честь и достоинство участников уголовного судопроизводства. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их родственникам или близким лицам угрожают противоправными деяниями, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности [1].
3. Оптимальное и наиболее рациональное использование сил и средств. Данный принцип обусловлен необходимостью быстрого и полного раскрытия преступления, а также установления и изобличения лиц, причастных к его совершению. При получении новой информации или доказательств по уголовному делу как следователю (дознавателю), так и сотрудникам оперативных подразделе-
ний нужно постоянно обмениваться ей для решения вопроса об использовании тех или иных возможностей на данном этапе.
4. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий и непрерывность совместной деятельности на всех этапах расследования по уголовному делу. Раскрытие и расследование преступлений строится на непрерывном взаимодействии следователя (дознавателя) и оперативных работников. Осуществляя взаимодействие по уголовному делу, следователь (дознаватель) и сотрудники оперативного подразделения составляют план следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, который должен быть согласован с руководителями следственного органа (начальником подразделения дознания), оперативного подразделения и утвержден начальником отдела полиции. В ходе производства расследования по уголовному делу план может быть скорректирован (изменен, дополнен). Согласованный план должен содержать: следственные и разыскные версии; обстоятельства, подлежащие установлению; необходимые к производству следственные и процессуальные действия; обстоятельства, подлежащие установлению оперативно-разыскным путем; сроки исполнения; исполнителей.
5. Независимость сотрудников органа дознания в выборе применяемых ими средств и методов оперативно-разыскной деятельности. Выполняя поручения следователя (дознавателя), сотрудники оперативных подразделений свободны в выборе средств, методов и тактических приемов. В поручении следователь (дознаватель) указывает только конкретные задачи, необходимые для исполнения.
6. Процессуальная самостоятельность следователя (дознавателя) в принятии решений, руководящая роль и ответственность за своевременное и качественное расследование преступления. В соответствии с данным принципом, закрепленным в п. 3 ч. 2 ст. 38 и п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ, следователь (дознаватель) несет персональную ответственность за производство расследования, своевременность проведения следственных и иных процессуальных действий, решения о направлении хода расследования.
Взаимодействие следователей (дознавателей) с оперативными работниками в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и ФЗ «Об ОРД» осуществляется непосредственно в процессе предварительного расследования по уголовному делу, а также до возбуждения уголовного дела и после приостановления предварительного следствия. На стадии возбуждения уголовного дела взаимодействие направлено на проверку
информации и сбор достаточных материалов и их анализ для возбуждения уголовного дела. По приостановленным уголовным делам взаимодействие связано с решением задач по розыску скрывшегося от следствия и дознания подозреваемого, обвиняемого.
Необходимость во взаимодействии возникает в различных ситуациях, наиболее типичными из которых являются:
— совершение неочевидного преступления, когда неизвестно лицо, его совершившее;
— решение вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам оперативно-разыскной деятельности;
— расследование сложных, многоэпизодных уголовных дел.
Производство предварительного расследования по сложному уголовному делу или делу, имеющему большой объем, может быть поручено группе следователей (дознавателей), о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. В данную группу могут быть привлечены сотрудники оперативных подразделений [2, с. 10].
Условно взаимодействие подразделений органов внутренних дел при расследовании преступлений можно разделить на несколько этапов.
Первый этап совпадает с предварительной (процессуальной) проверкой сообщения о преступлении и со стадией возбуждения уголовного дела. Проверка сообщения о преступлении, как правило, проводится следственно-оперативной группой (далее — СОГ). Чаще всего проверка начинается с осмотра места происшествия, в ходе нее помощь следователю оказывают оперативные работники, специалисты-криминалисты. Оперативные работники оказывают помощь в обследовании территории, прилегающей к месту происшествия, выявлении очевидцев и др.; специалисты-криминалисты - в обнаружении, изъятии следов преступления. Ошибки, допущенные на первоначальном этапе расследования, не могут, как правило, быть восполнены впоследствии, что отрицательно отражается на дальнейшем ходе расследования.
Второй этап относится к первоначальной стадии производства предварительного расследования. Непосредственно на этом этапе реализуются все основные формы взаимодействия (разработка и проверка следственных версий, составление плана совместных следственных и оперативно-разыскных мероприятий, выполнение по поручению следователя оперативно-разыскных мероприятий, совместное обсуждение полученных результатов и т. д.).
Третий этап производства расследования по уголовному делу связан с предъявлением обвинения, допросом обвиняемого, сбором дополнительных доказательств и решением иных задач расследования. На этой стадии при взаимодействии осуществляются деятельность по проверке показаний обвиняемого, розыск скрывшихся подозреваемых, обвиняемых, деятельность по установлению возможных новых источников доказательств, анализ проделанной работы.
Четвертый этап является заключительным и связан с завершением расследования по уголовному делу. Следователь подводит итоги расследования, проверяет, все ли обстоятельства, подлежащие установлению, установлены, достаточно ли убедительно доказана вина обвиняемого. Как правило, именно в этот период совместно разрабатываются и реализуются профилактические меры противодействия преступности.
С содержанием взаимодействия тесно связано понятие его форм.
Формы взаимодействия определены объемом и содержанием следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, которые предстоит реализовать по расследуемому уголовному делу.
Классифицируя формы взаимодействия по различным признакам, их можно разделить на процессуальные и непроцессуальные.
Процессуальное взаимодействие осуществляется на основе положений уголовно-процессуального закона. Его формами являются:
1) поручения следователя, дознавателя о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ);
2) совместное производство следственных и иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164 УПК РФ);
3) привлечение специалистов к участию в производстве следственных действий (ст. 168 УПК РФ);
Наиболее распространенной процессуальной формой взаимодействия между следователем (дознавателем) и сотрудниками оперативных подразделений является исполнение оперативными работниками отдельных поручений следователя (дознавателя) о проведении следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Данная форма регламентируется п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ.
В поручении следователь (дознаватель) должен указать обстоятельства совершенного преступления, приметы похищенного имущества, приметы возможных причастных к совершению преступления лиц, обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу. При необхо-
димости к поручению прилагают копии соответствующих постановлений, решений суда и других документов, фотографии, фотороботы. Сотрудники оперативных подразделений с учетом конкретных условий и своих возможностей сами определяют виды оперативно-разыскных мероприятий, силы и технические средства, необходимые для решения поставленных задач. Поручение не должно носить формальный характер. Результаты оперативно-разыскных мероприятий должны быть представлены в виде рапортов, справок, объяснений. Поручения следователя (дознавателя) приобщают к материалам уголовного дела.
Кроме оперативно-разыскных и разыскных мероприятий, следователь (дознаватель) вправе поручать органу дознания производство следственных действий (обыск, допрос, освидетельствование и т. п.). Это обусловлено, например, большим объемом работы по уголовному делу; необходимостью проведения комплекса следственных действий одновременно в разных местах (например, серии обысков у подозреваемых лиц); невозможностью проведения следственного действия лично в другом районе, области, городе.
В УПК РФ отсутствует четкая регламентация того, какие именно следственные и процессуальные действия следователь (дознаватель) может поручить органу дознания, однако не стоит поручать производство следственных действий, требующих детального знания материалов уголовного дела (следственный эксперимент, очная ставка, допрос подозреваемого (обвиняемого), предъявление обвинения и т. д.).
Уголовно-процессуальный закон также не регламентирует срок исполнения поручения следователя (дознавателя), что приводит к длительному исполнению органом дознания поручений следователя (дознавателя), а это отрицательно сказывается на сроках предварительного следствия. В соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами срок исполнения поручения следователя (дознавателя) составляет 10 суток. В связи с тем, что в следственной практике возможны ошибки толкования данной нормы, представляется необходимым внести изменения в ст. 38, 41 УПК РФ, дополнив п. 4 ч. 2 ст. 38 и п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ нормой о том, что поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.
Не менее важным видом взаимодействия является разыскная деятельность в целях установления местонахождения подозреваемых (обвиняемых) лиц, похищенного имущества, возможных свидетелей. Розыск осуществляется совместными усилиями следователя (дознавателя) и оперативных работников. Розыск может быть объявлен как
во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением (ч. 2 ст. 210 УПК РФ). Сам следователь должен поддерживать непосредственную связь с оперативными работниками, периодически уточнять, появилась ли новая информация о разыскиваемом лице, и при получении новых сведений принимать меры по их проверке.
Совместное производство следственных и иных процессуальных действий, регламентированное п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164 УПК РФ, является следующей процессуальной формой взаимодействия следователя (дознавателя) с органами дознания. Необходимость привлечения оперативных сотрудников к производству следственных действий возникает при невозможности эффективного производства следственного действия единолично следователем.
Привлечение оперативных работников к производству следственных и иных процессуальных действий обусловлено: сложностью производства следственного действия; большим объемом работы при производстве следственного действия (осмотр места происшествия на обширной территории, обыск больших помещений, следственный эксперимент), что затрудняет его выполнение единолично следователем; необходимостью принятия различных мер организационно-тактического характера (например, обеспечение понятыми, статистами); обеспечением безопасности участников следственного действия [3, с. 59].
Как правило, содействие оперативных работников при производстве следственных действий начинается с осмотра места происшествия. Сотрудники оперативных подразделений осуществляют мероприятия по установлению очевидцев происшествия, по проверке мест хранения и сбыта похищенного имущества, проверке по криминалистическим учетам похищенного имущества, установлению, обнаружению и задержанию лиц, причастных к совершению преступления, а также сообщают в дежурную часть данные, имеющие значение для поиска и задержания причастных к совершению преступления лиц по горячим следам (приметы подозреваемых лиц, особенности похищенного имущества).
При производстве допроса взаимодействие осуществляется на стадии подготовки к данному следственному действию путем обмена взаимной информацией, а также в ходе допроса (например, при проверке информации, полученной при допросе об алиби, о других участниках преступления).
Что касается взаимодействия в ходе обыска, то оно начинается на стадии подготовки к следственному действию. При этом следователь (дозна-
ватель) выносит мотивированное постановление; совместно с оперативными работниками определяет время проведения, конкретные задачи обыска, участников следственного действия, тактические приемы; проводит сбор информации об обыскиваемом лице (наличие недвижимого имущества: квартиры, дома, гаража, дачи; образ его жизни, состав семьи и т. п.). Во время обыска оперативные работники помогают следователю (дознавателю) обследовать обыскиваемое помещение с целью отыскания искомых объектов, при необходимости обыскивают дворовые постройки, гаражи, участки, прилегающую территорию. При обнаружении искомых предметов, документов они ставят в известность следователя. Оперативные работники также помогают следователю обеспечивать порядок и безопасность участников при производстве следственного действия, ведут наблюдение за поведением обыскиваемого и членов его семьи.
Непроцессуальные формы взаимодействия не закреплены уголовно-процессуальным законом, а осуществляются на основании нормативных правовых актов, приказов, инструкций, указаний. К ним относятся:
1) создание СОГ и деятельность в ее составе;
2) совместное планирование следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по уголовному делу;
3) использование результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывании.
К непроцессуальным формам взаимодействия можно отнести оперативное сопровождение уголовного дела; взаимный обмен информацией о результатах расследования и оперативно-разыскных мероприятий, ее обсуждение; взаимодействие с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при назначении судебных экспертиз. Перечень непроцессуальных форм взаимодействия не является исчерпывающим.
Наиболее эффективная форма взаимодействия следователя (дознавателя) с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, — создание СОГ. По объему задач СОГ подразделяются на дежурную и специализированную.
Дежурная СОГ создается для обеспечения производства неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий непосредственно после поступления сообщения о преступлении. Она формируется из числа сотрудников, осуществляющих суточное дежурство по органу внутренних дел, и состоит из следователя или дознавателя, оперативных сотрудников, специалистов-криминалистов, при необходимости привлекается инспектор-кинолог. При осложнении оперативной обстановки на территории, обслужи-
ваемой отделом полиции, может создаваться несколько дежурных СОГ.
Специализированная группа создается для обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОВД в процессе производства расследования по конкретному уголовному делу, а также отдельным категориям преступлений: тяжким и особо тяжким; прошлых лет, серийным преступлениям; экономическим преступлениям и другим, в том числе тем, по которым лица, совершившие их, не установлены. Формируется специализированная СОГ из числа наиболее опытных следователей (дознавателей) и работников оперативных подразделений, имеющих достаточный опыт расследования преступлений, на основании приказа начальника ОВД. По ходу расследования состав участников СОГ может изменяться.
Каждый участник СОГ наделен кругом определенных обязанностей.
Руководитель группы (следователь, дознаватель) определяет направление расследования, несет персональную ответственность за полноту, своевременность и качество расследования, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов.
По поручению руководителя СОГ оперативные сотрудники проводят оперативно-разыскные мероприятия, направленные на установление свидетелей, мест сбыта и хранения похищенного имущества, причастных к совершению преступления лиц.
Специалист-криминалист оказывает содействие следователю (дознавателю) в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов, объектов, документов, отборе образцов для сравнительного исследования, оказывает помощь в производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, разработке версий совершенного преступления, а также другую помощь, требующую специальных познаний.
Как показывает практика, образование СОГ дает ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и оперативных работников [4, с. 4].
Осуществляя взаимодействие при расследовании преступления, следователь (дознаватель) совместно с сотрудниками оперативных подразделений разрабатывают план следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий вне зависимости от этапа производства расследования по уголовному делу. План должен быть согласован с руководителем следственного подразделения (начальником подразделения дознания) и начальником оперативного подразделения и утвержден начальником отдела полиции. План должен
включать: разыскные и следственные версии, подлежащие проверке; перечень необходимых следственных действий; обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем; конкретные сроки исполнения и лиц, ответственных за исполнение. В ходе производства расследования по уголовному делу план может быть изменен и дополнен. Ответственность за исполнение плана расследования несет следователь.
Следующей формой непроцессуального взаимодействия является использование результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывании. Такая форма взаимодействия предусмотрена ст. 11 ФЗ «Об ОРД» [5]. Согласно положениям данной статьи результаты оперативно-разыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; проведения оперативно-разыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; выявлению и установлению лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление; розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от исполнения наказания; без вести пропавших. Результаты оперативно-разыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, их оформляют рапортом об обнаружении признаков преступлений, который с материалами проверки направляют для принятия
1. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений специализированными подразделениями дознания органов внутренних дел: учеб. пособие / Т. Ф. Скогорева [и др.]. Волгоград, 2016.
3. Плеснева Л. П. Взаимодействие следователя с органами дознания: правовые и организационные основы: моногр. Иркутск, 2016.
4. Кучкина В. Г. Сравнительный анализ следственных и следственно-оперативных групп // Рос. следователь. 2011. № 24.
5. Об оперативно-розыскной деятельности: фе-дер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
© Хоршева В. С., 2019
решения в порядке ст. 144, 145 УПК РФ. Их также используют в доказывании по уголовным делам.
При предоставлении результатов ОРД, полученных в ходе оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним должны быть приложены копии судебных решений о проведении оперативно-разыскных мероприятий.
Полученные в ходе оперативно-разыскных мероприятий фотоснимки, аудио- и видеозаписи, носители компьютерной информации, справки, планы, которые могут иметь доказательственное значение по уголовному делу, должны быть переданы следователю (дознавателю).
Подводя итог, можно сказать, что взаимодействие следователя (дознавателя) с органом дознания должно основываться и осуществляться в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, федеральных законов и требованиями нормативных правовых актов, приказов, инструкций, регламентирующих основания, порядок взаимодействия. Только совместное согласованное взаимодействие в ходе расследования преступлений позволит качественно, всесторонне и в кратчайшие сроки расследовать уголовное дело, повысить качество производства следственных и процессуальных действий.
1. Federal Law No. 3-FZ of 7 February 2011. "On the Police". Available from: reference legal system "Consultant Plus".
2. Skogoreva T. F., Kolosovich M. S., Popova O. A. ( et al). Organization of Interaction in the Detection and Investigation of Crimes by Specialized Units of the Internal Affairs Inquiry. Volgograd; 2016.
3. Plesneva L. P. The Interaction of the Investigator with the Bodies of Inquiry: the legal and organizational framework: monograph. Irkutsk; 2016.
4. Kuchkina V. G. Comparative Analysis of Investigative and Investigative-operative Groups. Russian investigator. 2011; 24.
5. Federal Law No 144-FZ of 12 August 1995. "On the Operational-Search Activity". Available from: reference legal system "Consultant Plus".
© Khorsheva V. S., 2019
Хоршева Валентина Сергеевна, доцент кафедры
предварительного расследования учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук; e-mail: [email protected]
Khorsheva Valentina Sergeevna, senior lecturer at the department of preliminary investigation of the training and scientific complex of the preliminary investigation in the law-enforcement bodies of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, candidate of juridical sciences; e-mail: [email protected]
* * *