Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ПРОФЕССИЯМ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ПРОФЕССИЯМ Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — В.Н. Сергета, В.М. Мешков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thermoregulation of 15-16 aged young girls (76 persons) studying electrotechnical professions was investigated. Spring strain of thermoregulation was noted. This data may be used in the professional adaptation and hygienic standardization of educational process.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ПРОФЕССИЯМ»

сти ПМС от социально-экономического и гигиенического благополучия населения.

Таким образом, всеобщее повышение санитарно-гигиенической культуры сельского населения в целом и азиатской части населения в частности, улучшение экономической обеспеченности сельских семей, внедрение здорового образа жизни являются важными мероприятиями, направленными на снижение младенческой смертности в республиках Средней Азии.

Литература ' ; ■: £ г>

1. Баранов А. А. // Педиатрия,— 1989,— № 4,— С. 5—12.

2. Денисламова И. К., Молдоканов У. М. // Организация пропаганды здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое воспитание сельского населения среднеазиатских регионов: Метод, рекомендации.— Фрунзе, 1989.

3. Студеникин М. Я. // Вести. АМН СССР,— 1988.— № 12.— С. 29—34.

Поступила 05.03.90

© В. Н. СЕРГЕТА. В. М. МЕШКОВ. 1991 УДК 613.646:621.3] :612.55-055.25-053.6

В. Н. Сергета, В. М. Мешков

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ПРОФЕССИЯМ

Тернопольский медицинский институт

Для прогнозирования профессиональной адаптации подростков немаловажное значение имеет изучение санитарно-гигиенических условий обучения и ответных физиологических реакций организма [1,4, 5, 7].

Задачей настоящего исследования явилось изучение состояния терморегуляции у девушек-под-ростков < при освоении электротехнической профессии в учебно-производственном комбинате в зависимости от сезонов года.

В условиях естественного эксперимента было обследовано 76 девушек-подростков 15—16 лет, осваивающих профессии сборщика, намотчика катушек трансформаторов, не имеющих противопоказаний к данным профессиям по медицинским и психофизиологическим показателям.

Эргонометрические исследования характера трудового процесса позволили установить, что девушки работали в вынужденной рабочей позе; это приводило к значительному статическому напряжению отдельных групп мышц (спины, плечевого пояса). Работа в основном проводилась сидя, в согнутом положении тела, без изменения позы в течение 3 ч.

Процесс намотки катушек трансформаторов осуществлялся на станках ПР-159 при скорости 840 об/мин. Специфика работы девушек-подростков, условия ее организации создавали определенную психическую напряженность и требовали эмоциональной устойчивости [3].

Для изучения состояния процессов терморегуляции нами были использованы индикаторы кожной вегетативной возбудимости [2], такие как исходное сопротивление кожи, интенсивность потоотделения, радиационные теплопотери, температура кожных покровов. Интенсивность потоотделения и температуру кожных покровов определяли в 2 точках — на лбу и кисти руки. Радиационные тепло-

потери замеряли в височной области. Для характеристики терморегуляторных процессов был использован термический индекс кровообращений (ТИК) [6]. Увеличение индекса свидетельствовало о повышении теплоотдачи и ускорении кровотока в периферических сосудах, уменьшение — о снижении теплоотдачи и замедлении кровотока.

Изменение температуры кожи у подростков при воздействии факторов внешней среды коррелировало с теплоощущением. Для оценки тепло-ощущений мы пользовались 5-балльной шкалой: 1 балл — холодно, 2 — прохладно, 3 — хорошо (комфорт), 4— тепло, 5 — жарко. Изучали также состояние гемодинамики по артериальному давлению (АД) и частоте сердечных сокращений (ЧСС).

Изучение параметров внутренней среды помещений учебно-производственных цехов включало исследование всех факторов, влияющих на тепловое состояние девушек-подростков (температура, влажность и скорость движения воздуха).

Установлено, что температура воздушной среды в осенний период колебалась в пределах 18,4— 22 °С в начале занятий с увеличением к их окончанию до 20,8—24,3 °С при относительной влажности 44—62 % в начале и 47—78 % в конце занятий и скорости движения воздуха 0,15—0,25 м/с. Термоизоляция одежды у испытуемых девушек-подростков составляла 0,9—1,2 кло.

Состояние ответных терморегуляторных физиологических реакций в осенний сезон имело наиболее оптимальные параметры, о чем свидетельствовала величина температурного градиента, равная 2,75—3,51 °С. ТИК обнаруживал также тенденцию к увеличению и составлял к концу занятий 5,21 усл. ед. Наиболее интенсивное потоотделение наблюдалось в начале занятий на тыле кисти — 115,4+28,0 кОм, на лбу — 981,2±

±120,8 кОм. К концу занятий этот показатель снижался в области лба в 2 раза, на тыле кисти в 4 раза.

Анализ показателей субъективной реакции на условия внешней среды свидетельствовал о том, что от начала к концу занятий процент опрошенных, отмечавших состояние комфорта, незначительно уменьшался. В начале занятий 17,9 % девушек оценивали свои теплоощущения в 4 балла, к концу занятий — 25 %. Оценивали свои теплоощущения в 5 баллов в начале и конце занятий соответственно 21,4 и 17,8% опрошенных. Радиационные теплопотери в динамике занятий имели тенденцию к увеличению с 80,2± ±0,99 до 86,0± 1,45 ккал/(см2. ч).

Показатели, характеризующие функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, находились в пределах возрастной нормы. Так, ЧСС в динамике занятий обнаружила тенденцию к снижению соответственно с 82,7± 1,41 до 76,2± ±1,83 в минуту. АД не претерпевало существенных изменений: систолическое находилось в пределах 109,0±1.3 мм рт. ст. (начало занятий) и 109,4±1,2 мм рт. ст. (конец занятий), диасто-лическое составляло соответственно 68,2±0,74 и 67,2±0,62 мм рт. ст. Анализируя состояние микроклиматических показателей в зимний период года, можно отметить, что температура воздуха в начале занятий колебалась в пределах 19,2— 22,3 °С, незначительно увеличивалась к их окончанию — до 21,8—22,9 °С при относительной влажности 35—67 % и скорости движения воздуха 0,17-0,32 м/с.

Состояние терморегуляторных процессов указывало на то, что температура в различных топографических точках от начала к концу занятий незначительно повышалась и температурный градиент в начале и конце занятий составлял соответственно 1,31 и 1,26 °С. Термоизоляция одежды была на уровне 1,2—1,4 кло. Термический индекс свидетельствовал о значительном изменении терморегуляторных процессов у подростков от начала к концу занятий. Показатели потовыделения также не претерпевали существенных изменений, однако если в области лба этот показатель от начала к концу занятий увеличивался на 22,74±0,72 кОм, то в области тыла кисти наблюдалась обратная закономерность — снижение на 26,3 кОм. Радиационные теплопотери также незначительно увеличивались к концу занятий.

Вместе с тем субъективная оценка девушками-подростками состояния терморегуляции позволила констатировать, что если в начале занятий состояние комфорта ощущали 83,9 %, то в конце данный показатель несколько улучшался. В начале занятий оценивало свои теплоощущения в 4 балла 6,4 % опрошенных, в конце такие теплоощущения испытывало в 3 раза большее число лкц.

АД от начала к концу занятий незначительно снижалось: систолическое соответственно с 112,1±1,10 до 110,0±1,21 мм рт. ст. диастоличе-

ское с 69,9±0,68 до 67,21 ±0,79 мм рт. ст. ЧСС имела незначительную тенденцию к снижению — соответственно с 78,0±2,1 до 73,1 ±1 в минуту.

Изучение микроклиматических параметров в учебно-производственных цехах электромонтажников в весенний период показало, что температура воздушной среды находилась в начале занятий в пределах 25,1—26,7 °С, а в конце — 26,4— 27,1 °С при относительной влажности — 39—44 % и скорости движения воздуха 0,3—0,4 м/с.

В данный сезон года наблюдалось определенное напряжение терморегуляторного аппарата, о чем свидетельствовало выравнивание температурных перепадов на дистальных и проксимальных участках (лоб — кисть). Температурный градиент составлял 0,11 °С в начале и 0,19 °С в конце занятий, термоизоляция одежды — 0,7—0,9 кло. Термический индекс в динамике занятий имел также тенденцию к увеличению на 0,44 усл. ед. Потовыделение было также более интенсивным, чем в остальные сезоны года. Радиационные теплопотери находились на уровне 52,3± ±0,77 ккал/(см2 -ч) в начале и 51,4± ±0,78 ккал/(см2-ч) в конце занятий.

Если состояние комфорта в начале и конце занятий отмечали соответственно 16,6 и 13,3 % де-вушек-подростков, то ощущение «тепло» — 44,4 и 33,3 %, а состояние «жарко» — 39 и 53,4 %, что свидетельствовало о резком напряжении терморегуляторного аппарата.

ЧСС в начале занятий составляла 85,1 ± ±1,1 в минуту и к концу снижалась до 72,9± ±1,8 в минуту. Систолическое АД в начале занятий было на уровне 108,4±1,3 мм рт. ст. и к концу несколько снижалось — на 1,3 мм рт. ст. Диа-столическое АД имело тенденцию к незначительному повышению к концу занятий — с 68,3± ±0,74 до 71,4±0,68 мм рт. ст.

Резюмируя вышеизложенное, можно высказать мнение о том, что микроклиматические условия учебно-производственных цехов электромонтажников и состояние терморегуляторного аппарата в осенний и весенний сезоны года находятся в пределах оптимальных адаптационных параметров. Вместе с тем в весенний период температурный режим в цехах ухудшается, что приводит к напряжению адаптационных механизмов терморегуляторного аппарата девушек-подростков.

Изучение процессов терморегуляции у подростков может иметь существенное значение для составления нормативных гигиенических прогнозов и разработки оптимальных микроклиматических режимов обучения.

Литература

1. Гринене Э., Линдищене Д., Мараченскене Э., Ваиткяви-чюс Вл. // Физиология человека. 1987.— Т. 13.— № 6.— С. 994-997.

2. Клиническая термография / Зарецкнй В. В. и др.— М„ 1976.

3. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.— М., 1987.

4. Кореневская Е. И., Дьячкова Н. Г., Рожина М. П., Теренть-ева Г. В. // Гиг. и сан,— 1971,— № 1.— С. 50.

5. Новожилов Г. Н., Ломов О. П. Гигиеническая оценка микроклимата.— Л.. 1987.

6. Сергета В. Н.. Мешков В. М., Волык А. Д. и др. // Гиг. и сан,— 1979.— № 7,— С. 54—55.

7. Ястребов Г. Г. II Всесоюзная конф. «Работоспособ-

ность и состояние здоровья в ПТУ»: Тезисы.— М., 1978.— С. 19-20.

Поступила 26.01.90

Summary. Thermoregulation of 15-16 aged young girls (76 persons) studying electrotechnical professions was investigated. Spring strain of thermoregulation was noted. This data may be used in the professional adaptation and hygienic standardization of educational process.

Гигиена физических факторов

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991

УДК 616.127-002-092.9-084:615.931.41 -036.8-07

В. Г. Бардов, В. В. Колпак, Г. Б. Афонина

ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫХ ОБЛУЧЕНИЙ НА СИСТЕМУ ИММУНИТЕТА У ЖИВОТНЫХ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ МИОКАРДИТОМ

Киевский медицинский институт

Использование ультрафиолетовых облучений (УФО) в профилактических целях получило широкое распространение [1—3, 6, 10, 12]. Изучено и экспериментально доказано положительное влияние УФО, преимущественно длинно- и средневолновыми лучами, на многие органы и системы организма человека [2, 4, 8].

Не является исключением и иммунная система. Обладая высокой чувствительностью, она тонко реагирует на любые изменения факторов окружающей среды, в том числе и на обеспеченность человека УФ-излучением [2, 4, 5, 9]. Как показал анализ данных литературы, влияние профилактических УФО на иммунную систему многогранно. Многие авторы [ 1, 3, 4, 8, 11] указывают на высокую чувствительность показателей неспецифической резистентности (система комплемента, лизо-цим, пропердин и др.) к действию УФО. Они реагируют на него первыми и могут служить критерием для ранней оценки влияния УФ-лучей на организм человека. Установлено, что УФО ослабляет или предупреждает развитие гиперергических реакций [9]. Десенсибилизирующее действие УФО некоторые авторы [5, 9] связывают с повышением гистаминопектической активности и соответственно снижением концентрации гистамина в сыворотке крови. Имеются сведения [4], что УФО стимулирует антителообразование, способствуя более длительному сохранению антител в крови, повышает функциональную активность нейтрофи-лов, подавляет аутоиммунное бляшкообразование. Следует отметить, что эти данные касаются лишь профилактических облучений, проводимых в условиях дефицита естественной УФ-радиации. Анализ данных литературы позволяет констатировать, что, несмотря на широкое использование УФО в профилактических целях, изменения иммунной системы при различных видах патологии изучены

недостаточно. Отсутствует комплексный подход в исследовании неспецифических, гуморальных и клеточных звеньев иммуногенеза, что затрудняет внедрение профилактических УФО в практическое здравоохранение.

Целью настоящего исследования являлась оценка состояния системы иммунитета при экспериментальном миокардите в условиях биогенного УФ-оптимума и УФ-дефицита.

Исследование осуществляли на кроликах породы шиншилла обоего пола массой 2—2,5 кг, находившихся в течение 6 мес в условиях УФ-дефи-цита. Затем животные были разделены на две группы. Кролики 1-й группы продолжали находиться в условиях УФ-дефицита, 2-й был проведен курс из 30 УФ-облучений. Животные ежедневно получали по 0,5 эритемной дозы в течение 1 мес. УФО осуществляли при помощи облучателей с эритемными лампами ЛЭ-30, излучающими УФ-лучи с длиной волны 285—400 нм, т. е. длинноволновое излучение области А и средневолновое излучение области В. После завершения облучений у всех животных был воспроизведен экспериментальный миокардит путем внутривенного введения цитотоксической антимиокардиальной кроличьей сыворотки. Последняя была получена иммунизацией барана сердечным антигеном кролика. Иммунизацию в возрастающих дозах проводили 4 раза в течение месяца с промежутком 6 дней. Конечный титр противосердечных антител при постановке реакции связывания комплемента составил 1:500. Кроликам сыворотку вводили 3 раза с интервалом 3 дня в убывающих дозах.

Состояние системы иммунитета экспериментальных животных оценивали по комплексу показателей, характеризующих неспецифическую резистентность и специфическую реактивность организма. Исследовали активность лизоцима и комп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.