Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ МИКРОКЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В КРУЖКОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ МИКРОКЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В КРУЖКОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ МИКРОКЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В КРУЖКОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

2. Карпова Н. И., Малышев Э. Н. Низкочастотные акустические колебания на производстве. — М., 1980.

3. Колмаков В. Н.. Свидовый В. И., Шлейкин А. Г-ЦТ иг. труда. — 1984. — № 10.— С. 48—49.

4. Лишко В. К- Малышева М. К-, Г ревизорская Т. И. Ц Биохимия.— 1974.— Т. 39, № 1. —С. 60.

5. Свидовый В. И., Колмаков В. И., Кузнецова Г. В. Ц Гиг. и сан. — 1985. — № 10, —С. 73—74.

6. Чумакова В. М., Осинская Л. Ф. Ц Вопр. мед. химии.— 1977. — № 5. — С. 712—716.

Поступила П. 10.86

УДК 371.74:061.236.7|:6!3.155

В. Н. Сергета, В. Я. Перейма

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ МИКРОКЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИИ В КРУЖКОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Тернопольскнй медицинский институт

В рациональной организации свободного времени учащихся значительное место принадлежит внешкольным учреждениям, основная форма работы которых — кружковая деятельность, протекающая по типу активного отдыха и имеющая оздоровительное значение для детей и подростков, поскольку занятия по собственному выбору значительно восстанавливают работоспособность после утомления, наступившего в процессе предшествующих занятий в школе. Вместе с тем все это возможно лишь при правильной организации внешкольной деятельности и создании благоприятных условий окружающей среды, в частности микроклимата.

Кружки внешкольных учреждений по профилю деятельности можно разделить на гуманитарные, химические,

Таблица 1

Рекомендуемые параметры зоны теплового комформа (в °С)

Климатический район и под-Район Ориентация помещений, град, (при отсчете азимутов от севера) Сезон года Смена работы внешкольного учреждения

утренняя вечерняя

IA, 1Б и 1Г 45—135 Осень 19—21 20—21

Зима — _

Весна _ _

135—225 Осень 18—21 18—22

Зима 19—22 18—22

Весна 21 20

225—315 Осень 20—23 23

Зима 22 21

Весна 20—22 20—21

1В, 1Д, II и III 45—135 Осень 19—20 19—21

Зима _ _

Весна 21 _

135-225 Осень 18—21 19—22

Зима 19—20 20

Весна 21 21

225—315 Осень 21—23 22

Зима 21 21

Весна 21—22 21—22

IV 315—45 Осень 21—22 21—23

Зима 18—19 19—20

Весна 22 22—23

45—135 Осень 23—24 24

Зима 16—18 17—19

Весна 24 23—25

135—225 Осень 21—23 22—24

Зима 16—17 17—18

Весна 22 22—23

225—315 Осень 21—24 22—24

Зима 17—18 18— !9

Весна 23 21—23

спортивные и технические. Последние имеют большое проф-ориентационное значение и играют ведущую роль в системе внешкольной работы. Цель нашего исследования—обосновать пути обеспечения оптимальных микроклиматических условий в помещениях кружков технического профиля.

Тепловой комфорт человека, находящегося в помещении, обебспечивается, с одной стороны, с помощью собственных

Таблица 2

Рекомендуемые параметры зоны умеренного напряжения терморегуляции (в °С)

Ориентация помещений. Смо-на работы внешкольного учреждения

Климатический град, (при Сезон

район и под- отсчете ази- года

район мутов от вечерняя

севера) утренняя

IA, 1Б И 1Г 315-45 Осень 20—21 20-22

Зима 20 20—21

Весна 21—23 21—24

45—135 Осень 19—22 19—23

Зима 21—22 20—23

Весна 20—24 21—25

135—225 Осень} 18—22 18—21

Зима 18—21 17—20

Весна 20—24 19—23

225—315 Осень 21—25 20—25

Зима 19—23 19—22

Весна 20—24 20—23

IB, 1Д, II и III 315—45 Осень 19—20 20

Зима 19 19

Весна 20—23 20—24

45—135 Осень 18—22 18—22

Зима 19—21 19—21

Весна 19—23 19—24

135-225 Осень 17—22 17—23

Зима 17—21 17—22

Весна 19—24 17—22

225—315 Осень 20-25 20—24

Зима 18—22 18—22

Весна 19—24 19—24

IV 315-45 Осень 22—27 23—28

Зима 16—22 17—22

Весна 20—25 21—25

45—135 Осень 21—27 22—28

Зима 16—23 17—23

Весна 21—25 20—26

135—225 Осень 20—28 20—27

Зима 16—24 16-25

Весна 20—25 21—27

225—315 Осень 21—28 22—27

Зима 17—25 17—26

Весна 21—27 20—27

регулирующих систем, с другом — нормированием микроклиматических параметров.

Как показали исследования [1], у детей и подростков индивидуальная вариабельность реакций на воздействие метеофакторов в условиях теплового комфорта очень велика. Поэтому даже в однородном детском коллективе температурная норма, ограниченная рамками комфорта, всегда вызывает у части детей нерезко выраженное напряжение терморегуляции, которое не только не вредно, но даже полезно. На этом построена вся система закаливания, направленная на тренировку аппарата терморегуляции. Следовательно, необходимо нормировать не только зону теплового комфорта, но и зону умеренного напряжения терморегуляции.

Микроклиматические условия кружковых помещений внешкольных учреждений изучали в различные, сезоны года в утреннюю и послеобеденную смены работы в зависимости от ориентации светонесущих проемов. Определяли температуру, скорость движения и относительную влажность воздуха в различных точках помещений, кожную температуру, величины радиационных теплопотерь и потоотделения у испытуемых, которые оценивали свое теплоощущенне по 5-балльной системе. Кроме того, рассчитывался термический индекс кровообращения. Исследования были проведены в натурных условиях и позволяли рекомендовать зоны теплового комфорта (табл. 1) и зоны умеренного напряжения терморегуляции (табл. 2) для климатических районов и подрайонов страны при относительной влажности 40— 60% » скорости движения воздуха 0,1—0,2 м/с.

В отличие от температурных границ зон теплового комфорта и умеренного напряжения терморегуляции, разработанных для школьников в условиях мышечного покоя [2], рекомендуемые нами параметры температурного режима предназначены для использования в условиях труда средней интенсивности и дифференцируются не только ио климатическим районам и сезонам года, но и в зависимости от ориентации помещений и смены кружковых занятий.

Местное регулирование расхода теплоносителя в условиях функционирующего учреждения в разные смены работы следует осуществлять установкой на подводках к приборам кранов двойной регулировки.

В каждом кружковом помещении площадь форточек

или фрамуг должна составлять не менее 'До—'/го площади пола. Вентиляция кабинетов должна осуществляться организованным протоком подогретого воздуха в количестве не менее 16—20 м3/ч на одного учащегося. Допускается применение децентрализованного притока неподогретого воздуха при обеспечении установленных величин нормируемых параметров внутреннего воздуха. Удаление воздуха должно предусматриваться частично за счет естественной вытяжной вентиляции при однократном обмене в 1 ч, частично через рекреационные помещения.

Длительность проветривания кружковых помещений между сменами зависит от наружной температуры воздуха и рекомендуется при температуре 6°С и выше 26—35 мин, от 0 до 5°С — 20—30 мин, от 0 до —5 °С — 15—25 мин, от —5 до — 10°С— 10—15 мин, ниже — 10°С — 5—10 мин.

Во время занятий кружков в теплые дни целесообразно держать форточки открытыми.

Во время занятий кружков в утренние часы неблагоприятными вследствие значительных радиационных тепло-потерь являются рабочие места, расположенные в первом (от окна) ряду помещений северной ориентации (для осеннего периода), в первых рядах помещении, обращенных на все стороны горизонта, и все рабочие места помещений, обращенных на север (для зимнего периода). При занятиях в послеобеденные часы неблагоприятными являются рабочие места в помещениях северной ориентации (в зимний период).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В помещениях северной ориентации в течение всего рабочего дня во все сезоны годы, а в помещениях восточной ориентации зимой в первую смену, зимой и вес-нон во вторую смену зона теплового комфорта отсутствует. Следовательно, занятия в них будут приводить к напряжению терморегуляторного аппарата учащихся.

Литература

1. Губернский 10. Д., Кореневская Е. И. Гигиенические основы кондиционирования микроклимата жилых и общественных зданий. — М., 1978.

2. Кореневская Е. П., Рогачевская Л. Г. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий. — М., 1974.

Поступила 04.08.86

УДК 615.285.7.015.46:612.017.1

С. Д. Жамсаранова, С. Н. Лебедева, В. А. Ляшенко

ИММУНОДЕПРЕССИВНЫЕ ЭФФЕКТЫ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ГЕРБИЦИДОМ 2,4-0 В ОРГАНИЗМЕ МЫШЕЙ

Восточно-Сибирский технологический институт, Улан-Удэ; Институт иммунологии Минздрава СССР, Москва

Иммунотоксилогическнй анализ пестицидов является важным фактором профилактики поражений иммунной системы у лиц, имеющих производственный контакт с ними [2, 8]. В этой свсязи приобретает актуальность определение иммунологического механизма ряда заболевании, индуцированных пестицидами.

В настоящей работе исследовано влияние широко применяющегося в практике сельского хозяйства гербицида 2,4-Д(2,4-дихлорфенокснуксусной кислоты) на гуморальный и клеточный иммунитет.

Иммунотоксикологическую активность 2,4-Д изучали на мышах-самцах СВА и Р, (СВАхС57В13) массой 17— 20 г. Влияние препарата на гуморальный иммунный ответ оценивали по числу антителообразующих клеток (АОК) в селезенке мышей, иммунизированных введением эритроцитов барана из расчета 2-108 на мышь. АОК определяли методом локального гемолиза в монослое эритроцитов в специальных камерах [7]. Количество АОК определяли па пике иммунного ответа на 5-е сутки после введения антигена.

2,4-Д вводили нерорально в дозах 1/20, 1/15, 1/100 ЬОзо (ЬО50 400 мг/кг [5]) в течение 5 дней до антигенной стимуляции и 5 дней после антигенной стимуляции, в другом варианте опыта — в течение 2 дней до иммунизации, в день иммунизации и в течение 2 дней после введения антигена. По окончании опыта животных забивали под эфирным наркозом. Число АОК рассчитывали на 10е спле-ноцитов. Жизнеспособность спленоцитов при выполнении иммунологического анализа оценивали с помощью пробы с трппановым синим.

При изучении влияния 2,4-Д на клеточный иммунитет использовали реакцию «трансплантат протнБ хозяина» (РТПХ). Реципиентам мышам Г, (СВАХС57В:6) вводили под кожу стопы задней конечности 3-10° спленоцитов доноров СВА. В другую стопу вводили сингенные клетки селезенки (от гибридов р!) в той же концентрации. Гербицид 2,4-Д вводили перорально мышам Р, (СВАхС57В1с) в течение 5 дней до введения клеток донора СВА. На 5-й день мышей р1 (СВАХС57В1в) забивали, извлекали подколенные лимфатические узлы и определяли индекс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.