4. Наиболее приемлемыми для мойки посуды из полиолефинов являются сочетания: сульфанола, кальцинированной соды, тринатрийфосфата и порошкообразного силиката натрия; сульфанола и кальцинированной соды; сульфанола или олеин-сульфата и каустической соды.
5. При конструировании новых посудомоечных машин необходимо учитывать сравнительно легкий вес полимерной посуды.
ЛИТЕРАТУРА
Балашов М. М. Гиг. и сан., 1965, № 12, с. 65. — Кнафельман П. И. Молочная пром., 1963, № 10, с. 29. — М о р е й н и с И. Я. Гигиена в предприятиях общественного питания. М., 1959, с. 230; с. 232. — Петровский К. С. Гигиена питания. М., 1964. —Фронгольц М. Р. Молочная пром., 1965, № 8, с. 34. — Черникова Л. В. Гигиена и санитария предприятий общественного питания. М., 1964. — М о о р В. Мойка и дезинфекция в молочном деле. М., 1957.
Поступила 7/VII 1969 г.
A STUDY OF THE EFFICIENCY IN WASHING DISHES MADE OF POLYOLEFINS
K. S. Petrovsky, D.D. Brown
The authors studied the efficiency in washing of dishes made of polyolefins polyethylene of high density and polypropylene) by means of modern detergents and dish washing equipment. The quality of dish washing was controlled by a simple, quick and reliable method consisting of staining the residual traces of fat and protein on the dishes with special reagents. The results of washing of plastic dishes corresponded to that of dishes made of porcelain on condition that they were washed with sufficiently high concentrations of synthetic detergens together with the ordinary washing means.
УДК 8)2.55-053.5(575.4-25) «32»
О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В АШХАБАДЕ
Канд. мед. наук Е. И. Кореневская, Е. А. Семенцова
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва, и Узбекский научно-исследовательский институт гигиены, Ташкент
Данные литературы свидетельствуют о существенных колебаниях тер-морегуляторных реакций организма под влиянием сезонных изменений климата. Так, по данным Р. 3. Кафаровой, у школьников Азербайджана в условиях теплового комфорта теплопродукция понижается от зимы к лету на 16,4%, уровень потоотделения повышается. Изменяется по сезонам и порог ощущения тепла и холода (М. М. Волл, В. Г. Лучинский). Сезонная перестройка теплообмена на новый уровень реакций обусловливает различное тепловое состояние при одной и той же температуре воздуха помещений в холодное и теплое время года. Оптимальное тепловое состояние у взрослых (М. С. Горомосов) и детей (П. А. Золотов) летом наблюдается при более высокой, чем зимой, температуре воздуха.
Анализируя причины сезонных изменений реакций теплообмена, большинство авторов справедливо указывают на роль годовых колебаний радиационного теплового баланаса атмосферы. Очевидно, колебания эти оказывают как непосредственное, так и опосредованное влияние на организм путем смены общего микроклиматического фона среды обитания (жилые и общественные помещения). Материалы, полученные П. А. Золотовым, свидетельствуют о том, что сезонные изменения уровня теплоотдачи у школьников 14—17 лет (г. Горький) при одной и той же температуре в учебных помещениях обусловлены в первую очередь различиями в температуре ограждающих поверхностей и влажности воздуха. Существенную
роль в формировании определенного стереотипа реакций теплообмена играют и сезонные изменения одежды людей.
Мы изучали сезонные изменения микроклимата и теплового состояния детей младшего школьного возраста в одной из школ Ашхабада.
В течение учебного дня регистрировали температуру, влажность и подвижность воздуха классных комнат, измеряли температуру ограждений и радиационную температуру (по шаровому термометру). В конце каждого урока определяли тепловое состояние детей по температуре кожи лба, груди, предплечья, кисти, голени, интенсивность потоотделения и теплоизлучения с открытых участков кожи лба, щеки и теплоощущение (по опросу учащихся). Всего сделано более 10 ООО различных определений физиологических реакций.
В период исследования температура, влажность и подвижность наружного воздуха весной и осенью были примерно одинаковыми, а зимой температура наружного воздуха была ниже на 20—30° (табл. 1). Такие метеорологические условия характерны для Ашхабада и подтверждают, что сезонные колебания метеорологических параметров здесь значительно меньшие, чем в средней полосе Советского Союза. Существенные различия наблюдаются в уровне солнечной радиации. Суммарная солнечная радиация в зимние месяцы колеблется от 5 до 7 ккал/см2, в весенние — от 9 до 17 ккал/см2, в осенние — от 9 до 15 ккал/см2.
Таблица I
Метеорологические условия помещений и открытой атмосферы в период исследований
Сезон Открытая атмосфера Учебные помещения
температура воздуха (в градусах) влажность воздуха (в %> скорость движения воздуха (в м/сек) температура воздуха (в градусах) влажность воздуха (в %) скорость движения воздуха (в м/сек) радиационная температура (в градусах)
Зима...... Весна...... Осень...... —1—10 19—30 23—30 43—68 29—68 28—72 0,8—1,3 0,6—1,7 0,7—1,8 21 29 22 51 0,15—0,2[ 0,09—0,85 0,10—0,80 22 31
21—28 23—32 46—85 25—81 20—28 26—32
Как видно из табл. 1, температура воздуха в классах во все сезоны колебалась почти в одних и тех же пределах. Наиболее высоки ее значения осенью — в среднем за период исследования 27,7° (весной 24,2—25,0°). Радиационная температура помещений была близка к температуре воздуха: зимой и весной она отличалась от последней на 1—2°, что целиком зависело от состояния небосвода; в ясные, солнечные дни превышала температуру воздуха, в пасмурные — была равна ей или оставалась более низкой. Осенью чаще всего радиационная температура была выше температуры воздуха на 1—4° и лишь в отдельные пасмурные дни ниже ее на 1°.
Различия в уровнях влажности воздуха зависели от специфического для каждого сезона режима проветривания. Зимой, как правило, во время уроков окна были закрыты. Иногда классы кратковременно проветривали через приоткрытое окно или дверь. Весной классы систематически односторонне проветривали во время уроков, но конструкция здания допускала и сквозное проветривание. Классы имели по три наружные стены. Стена с основными светопроемами могла трансформироваться, и учебное помещение превращалось в класс на открытом воздухе. В верхней части стены, противоположной основным светопроемам, располагались фрамуги (рекреационное помещение примыкало к одной из торцовых стен класса). Весной и осенью значительная часть уроков проходила при сквозном проветривании. Осенью в части классов это достигалось путем полного раскрытия одной наружной стены и фрамуг (режим сквозного проветривания с
36
35-
54.
§ 33
о
а.
31 -30.
широкой аэрацией). Такой воздушный режим учебных помещений в переходные периоды года определял уровень влажности воздуха, приближая его к атмосферным параметрам, и способствовал увеличению подвижности
воздуха.
От сезона к сезону изменялся и характер одежды детей. Зимой теплоизоляция одежды колебалась от 1,0 до 2,0 cío (средняя 1,35 cío), весной —от 0,5 до 1,5 cío (средняя 0,9 cío), осенью — от 0,5до0,9с1о (средняя 0,7 cío).
Установленные нами специфические особенности сезонных изменений теплообмена школьников могут быть объяснены только комплексом изменений как среды, так и одежды детей.
Как и в средней полосе Советского Союза (Москва), в весенний период, несмотря на облегчение одежды, у школьников отмечается тенденция к увеличению теплоотдачи по сравнению с зимой, более высокие уровни температуры кожи груди и лба (на 0,1—0,8°), более интенсивное потоотделение (рис. 1). Теплопродукция при этом почти не изменяется: средние ее значения колеблются в зависимости от температуры воздуха зимой в пределах 0,87—1,05 ккал/м2-мин, весной в пределах 0,83—1,07 ккал/м2-мин. Но весной увеличение подвижности воздуха и уменьшение теплоизоляции одежды обусловило незначи-
| 29
§. »Н
I 27'
I 25
24
kn—-ч
21
JLA
Ú
zi ге
----7 □ 8 0S
--3
I?
rS fe
<о
it
■Э 9-Ю § I
1 § с;
VÁ
22 23 ¿4 25 26 27 2в 28 Температура воздуха (в градусах)
Рис. 1. Показатели теплоотдачи у детей в разное время года — зима, весна, осень (средние данные).
1—3— температура кожи груди; 4—6— температура кожи стопы; 7—9— потоотделение.
Туловище
Стопа
тельное (на 0,1—0,8°) снижение температуры кожи рук и ног (на открытых и закрытых участках).
Осенью на всех участках тела температура кожи у школьников значительно ниже, чем зимой и весной (на 0,3—3,5°, различия статистически достоверны; см. рис. 1). Очевидно, в формировании осеннего стереотипа реакций сыграло роль как увеличение подвижности воздуха и облегчение одежды детей, так и влияние на организм предшествующих, летних, метеорологических условий. Лето в Ашхабаде характеризуется крайне высокими уровнями интенсивности солнечного'излучения и температуры воздуха при малой его подвижности. Возможно, именно летняя адаптация к условиям нагревающего климата и обусловила столь низкие уровни температуры кожи у детей при довольно высокой температуре воздуха и средней скорости его дви-
ШШ 1
EJ 3
ЕЭ 4 □ ^
Рис. 2. Половые различия в теплоотдаче у детей
| в разные сезоны года. I, 2— зима; 3, 4— весна; 5, 6— осень. 1, 3, 5— мальчики; 2, 4, 6— девочки.
жения. Активное потоотделение у детей осенью начинается при температуре воздуха 28°, весной — при 24—25°. При температуре 23° и даже 24е значительная часть детей оценивала теплоощущение как «прохладно», что сказалось на средней оценке (средний балл 2,7—2,9), тогда как зимой и весной те же дети оценивали те же температурные условия в основном как «тепло» и даже «жарко» (средний балл 3,5—3,9).
Однако описанные сезонные изменения реакций теплообмена определяются не только различиями в тепловом состоянии при одинаковой температуре воздуха зимой, весной и осенью, они сохраняются и при одинаковом теплоощущении «комфорт» (благодаря большому числу наблюдений различия в температуре кожи зимой и весной достоверны; табл. 2).
Роль одежды проявляется особенно четко при анализе различий теплоотдачи у мальчиков и девочек (рис. 2). В условиях теплового комфорта во все сезоны года отмечаются за счет более легкой одежды у девочек более низкие уровни температуры кожи рук и ног при увеличенном градиенте температуры кожи груди и стопы и менее интенсивном потоотделении. Однако различия эти значительно меньше сезонных изменений, отмеченных выше. Наименьшие половые различия показателей отмечаются зимой, когда теплоизоляция одежды у девочек и мальчиков отличается меньше.
Следует отметить, что специфика климатических условий Ашхабада (крайне жаркое лето) создает особую динамику сезонных изменений. В условиях средней полосы оптимальные температурные параметры от зимы к осени расширяются как в сторону высоких, так и низких температур (П. А. Золотое и др.), в Ашхабаде же они лишь сдвигаются в сторону более высоких температур.
Осенью за оптимальную температуру следует принимать 24—26°. Дискомфортные теплоощущения, высокие уровни потоотделения и температуры кожи у детей весной при температуре воздуха 23—26° позволяют утверждать, что в условиях Ашхабада, где уже в апреле наружная температура очень высокая, обязательно не одностороннее проветривание, а широкая аэрация помещений наряду со значительно более ранним, чем в средней полосе Советского Союза, облегчением одежды детей.
се
а к
ч ъ «о 2 га х
о.
о •&
г
о
а а
о
ч >»
X
Об
ч
а Ей «к х 2 грудь, стопа о> ея ао СО см со"
ь грудь, кисть со с* Ю со" СО сч"
со (0
м н
а о
X X (0 13 о о
4 и о О >.0.
п а о — о. о н
5 X X Щ
5т
Ч
В &
СЗ
X
С4
а. и
я
4)
н
Эа
о.
ИИНЭйОИГ -двн ежэиь
сч — о о5 | о> | »■> |
— о © о Ю
О — —
о" — о* +1 +1 +1
■Ч" со о" —
о
5
со
Е
X
со
ст> о
— со
о -ч-
о" —"
+1 +1
со о
о
+1
см
1Л 1Л
— — СО
о — о"
+1 +1 +1
О — 00
ООО
+1 +1 +1
00 из —
ООО
+1 +1 +1
со см см
со" со" сч" со со со
ООО
+1 +1 +1
<м со о
ю ю со со со
о
-н
N
СО
о
о
+1 о
8
ООО
о о" о"
+1 +1 +1 о оо -ч-
— СО ^
г— -ч- о -сч-
сй
Выводы
1. Сезонные изменения теплообмена у школьников обусловлены как непосредственным влиянием годовых колебаний радиационного теплового баланса атмосферы, так и сменой общего микроклиматического фона помещений и одежды детей.
2. В условиях Ашхабада у детей осенью по сравнению с зимой и весной наблюдается сдвиг температурных границ зоны теплового комфорта в сторону более высокой температуры воздуха.
3. Половые различия в уровнях теплоотдачи у детей младшего школьного возраста в значительной степени зависят от специфики одежды, более теплой у мальчиков и облегченной у девочек.
ЛИТЕРАТУРА
В о л л М. М. [Педиатрия, 1940, № 7—8, с. 8. — Г о р о м о с о в М. С. Микроклимат жилищ и его гигиеническое нормирование. М., 1963. — 3 о л о т о в П. А. Гиг. и сан., 1958, № 11, с. 28. — К а ф а р о в а Р. 3. Материалы 6-й научной конференции по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1963, с. 357. — Л у -чинский В. Г. Педиатрия, 1940, № 7—8, с. 12.
Поступила 22/XII 1969 г.
SEASOANL CHANGES IN THE THERMAL STATE OF PUPILS IN ASHKHABAD
E. I. Korenevskaya, E. A. Sementsova
The paper deals with season changes in the thermotaxis of small children in Askhabad. The authors analysed the role of annual changes in microclimatic conditions of school buildings (the temperature of walls, the humidity and the air current rate), and that of the children's clothing in the formation of a physiological stereotype specific for each separate season. The temperature limits of the thermal zone of comfort were determined for small schoolchildren for the warm time of the year.
УДК 612.766.1-06:615.847.1-
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ АЭРОИОНИЗАЦИИ ПРИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ
Канд. биол. наук Л. В. Серова, канд. мед. наук А. М. Лакшин
Кафедра гигиены Московского медицинского стоматологического института
В предлагаемой работе представлены результаты применения отрицательных аэроионов при длительных физических нагрузках у животных. Как известно, отрицательные ионы при разовом применении повышают уровень газообмена, увеличивают количество кислорода в крови, что может, очевидно, ускорить восстановление после физической нагрузки. Под влиянием отрицательной аэроионизации быстро ликвидируется вызванное мышечной работой накопление молочной кислоты в крови, причем в последней уменьшается количество сахара и фосфора, что может указывать на повышенную утилизацию этих веществ в тканях.
Для опытов использовали взрослых белых мышей-самцов (средний вес 18г),содержавшихся в виварии на обычной смешанной диете. В течение 10 мин. одновременно у 5 животных определяли газообмен, затем давали нагрузку — «принудительное» плавание в течение 10 мин. при температуре воды 30°, после чего мышей быстро вытирали и помещали на 10 мин. в камеру для определения газообмена. Эту процедуру повторяли несколько раз — всего животные получали 3 нагрузки по 10 мин. У каждой группы газообмен определяли в покое в начале опыта и непосредственно после каждой нагрузки, т. е. всего по 4 раза.