Energy output in salt miners places them on the same footing with those engaged in coal and metat mining industries.
Clinical examinations, the siudy of vaso-motor reactions and of morbidity among these workers show that rheumatism in salt miners becomes and occupational disease involving great numbers of workers and progressing parallel with the advanced age and service record.
Basing upon these investigations the authors have proposed a number of sanitary-higienic measures, which will be conducive fo the reduction of rheumatism incidence and that of the affections of gastrointestinal tract among salt miners.
* -й- -Й-
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ ФОРМЕННОЙ
ОДЕЖДЫ
3. С. Лапшина
Из Института общей и коммунальной гигиены имени А. Н. Сысина АМН СССР
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1958 г. об увеличении производства детской одежды и обуви ставит перед гигиенистами ряд неотложных задач, одной из которых является разработка гигиенических нормативов для оценки одежды и обуви детей и подростков. В январе 1954 г. в школах была введена единая школьная форменная одежда. При введении ее гигиенические свойства тканей, покрой, влияние одежды на состояние и самочувствие детей были учтены недостаточно.
В гигиенической литературе отсутствуют работы по изучению и оценке существующей форменной одежды учащихся. В настоящее время в Институте общей и коммунальной гигиены имени А. Н. Сысина АМН СССР проводится изучение и оценка форменной одежды школьников и разработка гигиенических рекомендаций по ее усовершенствованию.
Работа осуществляется по следующим трем направлениям:
1. Анкетный опрос школьников по специально разработанным картам описания одежды.
2. Лабораторные исследования физико-гигиенических свойств тканей школьной одежды.
3. Гигиеническая оценка терморегуляторных реакций ребенка в зависимости от школьной одежды при различной температуре, влажности и движении воздуха школьных 'помещений.
Опрос 1С00 школьников показал, что около 30% учеников младших классов носят хлопчатобумажную форменную одежду и около 70%—шерстяную. Школьники старших классов носят преимущественно (86%) шерстяную одежду. Почти все школьники младших классов носят гимнастерки с отложным воротником, ученики старших классов— в основном (82%) гимнастерки и кители со стоячим воротником. Свыше 50% из них жаловались на раздражающее и сдавливающее действие стоячих воротников, особенно при наклоне головы, вследствие чего большинство учеников не застегивает верхние пуговицы и крючок. Кроме отмеченного, свыше 60% учеников младших классов и около 50% учащихся старших классов вынуждены носить два ремня: один на брюках, другой сверх гимнастерки. В школах-интернатах все мальчики до 6-го класса включительно носят два ремня. Большинство детей указывало на неприятное стягивание и давление пряжки во время сидения за партой. Ученики младших классов надевают в холодное время года, кроме верхнего платья и белья, дополнительно одну-три рубашки или
кофточки. Одежда в таких случаях становится трех-пятислойной. Это задерживает удаление выделений с кожи, препятствует свободному доступу воздуха под одежду, стесняет движения, способствует изнеживанию и перегреванию организма детей. Вместе с тем большинство школьников средних и старших классов надевает под форменное платье только майку-безрукавку и трусы, вследствие чего значительная поверхность тела соприкасается с верхней одеждой, которая в процессе носки сильно загрязняется. Стирка форменной одежды производится в среднем не более 1—2 раз в год, при этом сильно изменяются ее основные гигиенические свойства и внешний вид. Срок носки шерстяной форменной одежды не превышает 1 '/2—2 лет, хлопчатобумажной — 1 — 1 '/г лет.
Существенные недостатки отмечаются главным образом в одежде мальчиков младших классов (стоячие воротники, ремни, пряжки и т. д.). Одежда для девочек по покрою в основном отвечает гигиеническим требованиям.
В ассортимент тканей входят шерстяное сукно арт. 2215, хлопчатобумажное сукно арт. 755, шерстяная школьная ткань арт. 1975, штапельное полотно арт. 4213, штапельная саржа арт. 4315. Исследования проводились на новых и ношенных в течение 1 '/г лет тканях.
Теплозащитные свойства тканей определяли по методу регулярного режима охлаждения (бикалориметр Г. М. Кондратьева). Принцип его заключается в том, что нагретое тело вместе с надетой на него тканью охлаждают в комнате в условиях «спокойного воздуха» (постоянные условия теплоотдачи). По формуле рассчитывают коэффициент теплоотдачи и обратную ему величину — термическое сопротивление.
Из 5 исследованных тканей, новых и ношеных, наибольшей теплозащитной способностью обладает шерстяное сукно, наименьшей — штапельное полотно (рис. 1). Как и следовало ожидать, тепловые свойства новых тканей значительно превышают эти овойсгва у ношеных тканей.
К числу основных и важных гигиенических свойств относится воздухопроницаемость и паропроницаемость тканей, обеспечивающие воздухообмен между внешней средой и воздухом пододежного пространства непосредственно через эти ткани (рис. 2).
Известно, что шерстяные ткани при их проветривании легче и быстрее отдают поглощенные кии кожные выделения, чем хлопчатобумажные ткани. Штапельные ткани быстро пропитываются потом, что требует частой и специальной стирки, от которой в свою очередь снижается прочность этих материалов. Наименьшей гигроскопичностью обладает хлопчатобумажное сукно (5,41% — новое и 5,60% — ношеное). Гигроскопичность ношеных тканей превышает гигроскопичность новых.
В условиях 100% влажности гигроскопичность тканей увеличилась почти в 2 раза. Способность тканей удерживать воду в своих порах различна (см. рис. 2).
Анализ гигиенических свойств исследованных тканей показал следующее.
Термическоесопротивление [ЩЛЧоЯые ткани (м2/ час/ к кал) \ш±йНошеные ткани Воздухопроницаемость Г777Л Нобые ткани ¡см 3/смгсек) 1ё223 Ношеные ткани
Рис. 1. Гигиенические свойства тканей школьной форменной одежды.
Шерстяная школьная ткань для девочек по своим гигиеническим свойствам отвечает требованиям, предъявляемым к тканям детской одежды. Она легче, мягче, тоньше, чем шерстяное и хлопчатобумажное сукно, обладает высокой гигроскопичностью, воздухо- и паро-проницаемостью, высокой водоемкостью и испаряемостью. По своим теплозащитным свойствам шерстяная ткань является удовлетворитель-
^ Гигроскопичность (Й процгнтох) и паропроницаемасть Г*<г/мгчис) тканей
Шрмкость /максимальноянвгна /г/ и испаряемость тканей (биосах)^
ш
и
!
? V
•о
в
Со
"'гп
I
Гигроскопичность и водоем*ость
IЕ23 Новые ткани IЕ5Э Ношеные ткани ¡Новые ткани
ПоропрониЦаеиостьииспар,емастАтиошеныетани
Рис. 2. Гигиенические свойства тканей
школьной форменной одежды. а — штапельное полотно; б — штапельная саржа; в — шерстяная школьная ткань; г — хлопчатобумажное сукно; д — шерстяное сукно.
нои для холодного времени года.
Шерстяное сукно обладает рядом отрицательных физико-гигиенических свойств: избыточной теплозащитной способностью, низкой воздухопроницаемостью, ларопроницаемо-стью и гигроскопичностью, высокой водоемкостью и низкой испаряемостью, кроме того, оно жесткое и тяжелое по весу. Эта ткань трудно очищается от грязи и пыли, а после стирки сильно меняет свой внешний вид и основные физико-гигиенические свойства.
Хлопчатобумажное сукно в значительной степени ке отвечает гигиеническим требованиям, но характеризуется способностью легко и быстро очищаться от грязи и мало изменять свои свойства после стирки.
Штапельная
ткань для одежды девочек наряду с положительными гигиеническими свойствами (высокая воздухо-паропроницаемость, испаряемость) обладает важным недостатком: высокая сорбция влаги, медленное освобождение от пота и газообразных веществ, в связи с чем требует частой стирки.
С целью физиолого-гигиенической оценки терморегуляторных реакций детей в условиях школы в течение всего учебного дня проводилось изучение температуры кожи и потоотделения с учетом теплового самочувствия в зависимости от одежды микроклимата классных помещений, сезонов года. Наблюдения проводились на 100 школьниках I—X классов в 5 школах Москвы.
Среди факторов внешней среды в школе наибольшим колебаниям подвержена температура воздуха. По нашим данным, она может повышаться от начала к концу уроков на 5—8" как в теплое, так и в холодное время года. Занятия во вторую смену проходят, как правило, при более высокой температуре воздуха, иногда достигающей 23°, что значительно превышает установленную гигиеническур норму температуры воздуха в классных помещениях. Самая низкая температура воздуха в классах во время наших наблюдений отмечалась зимой (14°), наиболее высокая — весной (27,8°). Разность между температурой воздуха классов и коридора колебалась от 6 до 10°. Относительная влажность в среднем равнялась 45—60%. Наименьшая влажность воздуха была весной—30% при температуре воздуха 27,8°, наивысшая — 83,2% при температуре воздуха 14°. От начала к концу занятий влажность воздуха в классах колебалась в среднем на 6—12%.
По данным ряда авторов (М. Е. Маршак, Г. X. Шахбазян и др.), изменение кожной температуры в основном зависит от температуры воздуха. Наши наблюдения показывают, что температура кожи и потоотделение у детей на всех измеряемых участках тела (грудь, спина, лоб, конечности), а также температура воздуха под одеждой и температура наружной поверхности одежды находятся в прямой зависимости от изменения температуры воздуха классных помещений. С повышением температуры воздуха в классах более всего растет температура кожи на конечностях.
Зима
Весна
н ¡с 18 го гг 24 н ю 18 го гг и ш го гг ги
Температура окружаюимго Воздуха Температура ножи: Потоотделение:
младшие школьники-грудь---палец ноги | I грудь
Ставшие школьники--грудь ........палец ноги палец ноги
26 гв
Рис. 3. Температура кожи и потоотделение у школьников разных возрастов в
разное время года.
Так, при повышении температуры воздуха с 14 до 27,9° температура кожи на разных участках тела возросла: на лбу — на 1,6°, на груди— на 1,4°, на руке — на 13,6°, на пальце ноги — на 15,8°. При этом уменьшилась разность между температурой кожи на туловище и конечностях. Так, при температуре воздуха 14—15,9° разность между ними составляла 15,4°, тогда как при температуре воздуха 26—27,9°, —1° С повышением температуры воздуха помещения уменьшается разница между температурой поверхности одежды и температурой воздуха классов, что ведет к снижению теплоотдачи с этой поверхности в окружающую среду. При сравнительной оценке влияния различной одежды на организм детей были отмечены более высокие температурные показатели (кожи, воздуха под одеждой и поверхности одежды) у детей в шерстяной одежде, чем у детей в хлопчатобумажной форме.
В весенний период года (рис. 3) у школьников отмечается наиболее высокий уровень температуры кожи по сравнению с другими сезонами года, что особенно выражено на нижних конечностях. При температуре воздуха класса свыше 24° температура кожи на конечностях приближалась к температуре кожи на груди и лбу, а у детей, носящих шерстяную одежду, нередко превышала температуру этих участков тела. У школьников младших классов по сравнению с учащимися старших классов наблюдаются более высокие температурные показатели на всех участках тела, причем, чем моложе возраст ребенка, тем значительнее разница между температурой кожи на туловище и конечностях. Перекрест температуры кожи на груди и пальце ноги в весеннее время года
3 Гигиена и санитария, № 12
33
Теплоощущение школьников в зависимости от одежды, сезонов года и температуры воздуха классов (в процентах)
Сезоны года Теплоощущение 14-16» 16» 17» 18° 19» 20» 21» 22» 22-24» 24-26» 26—28»
л Б I а X о с о ч X д 1 а X о с о ч X л н к о В М О И о 5 А н 1 а к о с о 5 л 1 а * о с л I о а X о в § б Р н и & в и о с о л н к о а к о с о А Й о. о 3 к о с о ч к А И | 3 и о с о ч Й л н В а м о с о ч к
Осень Холодно 1 ....... Прохладно ....••. Хорошо........ Жарко ...... 33,3 58,3 8,4 37,5 53,1 9,4 19,2 41,7 38,1 1 23,5 49,4 26,8 0,3 6,3 21,9 69,7 2,1 13,9 40,4 44,6 1,4 1,9 6,1 86,3 4,4 1.3 6,5 25.3 65.4 2,8 94,6 1,3 4,1 0,4 13,1 83,7 2,4 0,7 91,3 3.3 5.4 6 90,8 2 1,1 76.5 14.6 8,9 96 2,2 1,8 54,2 38,1 17,7 87,3 8,8 3,9 30,1 36,1 33,8 75,9 13.5 10.6 — — — —
Зима Холодно • ...... Прохладно ...... Хорошо........ Тепло ......... Жарко......... 21,8 65,7 12,5 23,8 71,5 4,7 11,3 37,7 51 17.6 58,3 40.7 29,9 70,1 39,8 56,2 6 90 3,4 0,6 1,5 13,5 68 17 92 6,1 1,9 81,1 17,7 1,2 81 13,7 5, с 96 1,8 2,2 62 24,6 13,4 92 4,3 3,7 33 29 38 82,3 9,1 8,6 10,7 40,3 49 54,4 33,4 12,2 — — — —
Весна Холодно ....... Прохладно '...... Хорошо........ Тепло . • ....... Жарко......... — — 1,8 9,Е 87,1 1,6 4,6 27,8 66,2 1 0,4 3,6 94,1 1,9 1,3 10,1 87,5 1,1 96,8 2,1 1,1 3,8 94,4 1.Е 0,2 — 92,1 5,е 2,С 97,2 2 0,8 84,4 10,2 5,2 90,8 5,1 4,1 53,5 29,2 17,2 80.4 20.5 9,1 21.7 43.8 34,5 56,6 29,8 13,6 10,5 20 69,5 37,6 40,3 22 2,1 97,9 20 22,9 57,1 — 100 13,7 86,:
был отмечен у школьников младших классов при температуре воздуха 25,6°, у старших школьников — при температуре воздуха 27,9°. Одновременно с повышением температуры воздуха помещений и температуры кожи растет потоотделение, причем в пределах температуры воздуха до 18—2СР оно отличается инертностью, начиная с температуры воздуха 20° и особенно выше 24° потоотделение усиливается. Электропроводность кожи в среднем колебалась от 29 до 86 условных единиц на пальце ноги и от 12 до 58 условных единиц на груди. В теплое время года потоотделение часто достигало, особенно у школьников младших классов, носящих шерстяную одежду, 80—95 условных единиц на груди и лбу и 120—150—на ладони и пальце ноги.
Такое тепловое состояние свидетельствует о напряжении терморегу-ляторной функции организма детей. Наибольший процент теплоощуще-ний «хорошо» в холодное время года падает на температуру воздуха 18—20°, если школьник носит шерстяную форменную одежду и 19—22°, если он носит хлопчатобумажную форму. В теплое время года зона комфортных температур располагается в пределах 16—20° для школьников в шерстяной форменной одежде и 17—21° — для учащихся в хлопчатобумажной форменной одежде. С повышением температуры воздуха, ростом кожных температур и потоотделения ухудшается тепловое самочувствие детей: уменьшается число теплоощущений «хорошо», повышается число теплоощущений «тепло» и «жарко» (см. таблицу).
В нашей лаборатории изготовлены опытные образцы летней одежды из сурового полотна, которые в настоящее время проходят испытания на детях в условиях школы. Предварительные данные позволяют рекомендовать эту одежду для школьников младших классов в теплое время года.
Выводы
1. Вопрос о дальнейшей рационализации школьной форменной одежды является до сих пор актуальным.
2. Существующая школьная форменная одежда из шерстяного сукна для мальчиков не отвечает гигиеническим требованиям, предъявляемым к детской одежде, как по качеству материалов, так и по покрою. Школьная форменная одежда из шерстяной школьной ткани для девочек, отвечающая гигиеническим требованиям, может быть рекомендована для холодного периода года.
3. При температуре воздуха классов 19—21°осенью, 18—21°зимойи 17—20° весной стирается разница между влиянием на организм ребенка шерстяной и хлопчатобумажной одежды. По нашим данным, эти температуры воздуха классных помещений соответствуют комфортному состоянию детей.
По физико-гигиеническим свойствам, а также по данным физиологических показателей, шерстяное сукно значительно уступает хлопчатобумажному сукну, которое в свою очередь во многом не отвечает гигиеническим требованиям, предъявляемым к тканям детской одежды. Поэтому возникает необходимость замены шерстяного и хлопчатобумажного сукна тканями более высокого качества: шерстяными (габардин, коверкот, трико) и хлопчатобумажными (габардин, коверкот, вельвет-рубчик) .
4. Учитывая, что школьники младших, средних и старших классов надевают под форменное платье разное по количеству, качеству и покрою белье, необходимо разработать рациональное специально подобранное по возрастам белье.
5. Необходимо устранить недостатки в форменной одежде для мальчиков (стоячий воротник, ремни, пряжки и т. д.).
6. Целесообразно разрабатывать форменную одежду не только в зависимости от возраста (I—IV, V, VII и VIII—X классы), но и с уче-
3*
35
том климатических условий и сезонов года. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста (несовершенный термо-регуляторный аппарат, усиленная теплоотдача, большая подвижность, а также более высокие показатели температуры кожи и потоотделения) желательно ввести в средней климатической полосе две форменные одежды: для теплого и холодного времени года.
ЛИТЕРАТУРА
Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. Киев, 1956. — Горомосов М. С. Гиг. и сан., 1951, № 8, стр. 3. —Калмыков П. К. Гиг. и сан., 1936, № 9, стр. 23. — К вопросу изучения гигиены одежды. Под ред. првф. А. Н. Сысина. М., 1953. — Ш а х б а з я н Г. X. Врач, дело, 1951, № 5, стр. 393.
Поступила 25/XI 1958 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF SCHOOL UNIFORMS
Z. S. Lapshina
A study of the physical and hygienic properties of various kinds of fabrics has proved that the woolen broadcolth does not meet the hygienic requirements: it is stiff, coarse, heavy, too warm, highly hygroscopic and dries very slowly. Physiological and hygienic assessment of the thermal condition for school children has shown that the body temperature and the perspiration reaction depend on the kind of clothing worn, the microclimate of the room, the season of the year and the children's age. The present day school uniforms, especially those worn by the boys, do not meet the majority of the main hygienic requirements for children's clothing. The author proposes various improvements of school uniforms.
it tV Ъ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОСТРОЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ
Кандидат медицинских наук Д. X. Нусбаум, кандидат медицинских наук Н. С. Фокина
Из Научно-исследовательского института физического воопитания • и школьной гигиены АПН РСФСР
В школах-интернатах имеются все основные предпосылки для создания правильного режима дня — постоянное медицинское и педагогическое наблюдение за воспитанниками, занятия только в первую смену, меньшая, чем в общеобразовательной школе, наполняемость классов, большие возможности в организации внеклассной кружковой и спортивной работы с привлечением всего коллектива воспитанников. Однако несмотря на все эти положительные моменты, в жизни школ-интернатов встречается и ряд трудностей, которые мешают созданию и выполнению четкого режима дня. Наиболее трудным моментом является организация режима учебных занятий в частности выполнения самостоятельных заданий.
Большинство воспитанников даже младших классов, по данным специально проведенного хронометража, затрачивает на приготовление уроков до 2—2'/г и даже 3 часов, что значительно превышает гигиенически допустимые нормы учебной нагрузки. В результате у них не остается времени для достаточного отдыха, прогулок, сна и творческой деятельности.
Для того чтобы упорядочить режим дня воспитанников в некоторых школах-интернатах пошли по пути строгого ограничения времени,