считать, что у последних из-за снижения резистентности организма обсеменение возможно прижизненно, вероятно, гематогенным или лимфогенным путем.
4. Выделенные штаммы CI. perfringens относились к типу А с ток-сигенностью от 2 до 40 Dlm/мл и выше и лишь в редких случаях были нетоксигенными.
5. Высокий процент обнаружения штаммов CI. perfringens типа А, обладающих термоустойчивыми спорами, указывает на возможность развития при соответствующих условиях пищевых токсикоинфекций у человека. При этом особую опасность представляют органы и ткани животных вынужденного убоя, которые более часто и массивно обсеменены этим микроорганизмом.
ЛИТЕРАТУРА
Пивоваров Ю. П. Гиг. и сан., 1964, № 12, с. 91. — Сергеева Т. И., Зем-ляницкая Е. П. Ж. микробиол., 1964, №8, с. 131. — Сидоренко Г. И. Гиг. и сан., 1965, № 1, с. 73. — Сидоренко Г. И., Борисов В. П. Там же, 1966, №5, с. 116. — Сидоренко Г. И., Пивоваров Ю. П. Вопр. пит., 1966, № 1, с. 81.— Hobbs В. С., Wilson J. G., Mth. Bull. Minist. Helth. Lab. Serv. (Lond.), 1959, v. 18, p. 198. — McKillop E. J., J. Hyg., 1959, v. 57, p. 31,—Murrell T. G., Roth L„ Med. J. Austral, 1963, v. 1, p. 61.
Поступила 12/X 1967 r.
POSSIBILITY OF CL. PERFRINGENS DISSEMINATION IN ORGANS AND TISSUES
OF SLAUGHTER CATTLE
V. S. Nichiporuk
The author studied the extent of CI. perfringens dissemination in organs and tissues of weakened and clinically healthy animals (cattle, pigs) immediately after slaughter. A study of morphological, cultural and biochemical properties, the toxigenicity and thermoresistance of the ¡solat strains of CI. perfringens was undertaken. The finding was that the organs aind tissues of weakened animails contained CI. perfringens type A in a larger per cent of cases and at a higher level than the organs and tissues of clinically healthy animals.
УДК 613.953.4:613.19
О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ МИКРОКЛИМАТА ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Е. И. Кореневская, В. С. Залевский Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, Москва
В статье на основе обобщения литературных данных и результатов исследований. Института гигиены детей и подростков в качестве важнейших направлений работ по нормированию микроклимата детских учреждений рекомендуется определение границ зоны комфорта и зоны относительного оптимума теплового состояния, а также зоны предельно допустимого напряжения терморегуляции Оля различных условий пребывания детей.
По сравнению со взрослым организм ребенка характеризуется более высоким уровнем обменных процессов, а следовательно, и теплообразования; удельная поверхность тела и скорость кровотока у ребенка больше, что при наличии хорошо разветвленной кожной сосудистой сети обеспечивает большие теплопотери. Все это на фоне функционального несовершенства механизмов теплорегуляции обусловливает повы-
шенную реактивность детского организма к воздействию метеорологических факторов. С годами эти особенности сглаживаются, однако, как показали исследования отдела гигиены детских учреждений Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, они сохраняются и в школьном возрасте. Характер ответных реакций детей на воздействие метеорологических факторов зависит не только от возраста детей, но и от вида их деятельности, закаленности организма и степени его акклиматизации к определенным условиям. Поэтому гигиеническое нормирование микроклимата детских учреждений как средство обеспечения высокой работоспособности и укрепления здоровья детских коллективов имеет ряд особенностей.
Физиологическое состояние, определяемое как «тепловой комфорт», характеризуется минимальным напряжением терморегуляции и высоким уровнем работоспособности. Сохранение теплового равновесия в этих условиях достигается незначительными колебаниями температуры кожи при отсутствии эффективного потоотделения, постоянстве теплопродукции и комфортном теплоощущении. Подавляющее большинство работ в области нормирования микроклимата детских учреждений посвящено определению границ именно этой зоны в зависимости от возраста и вида деятельности детей. Однако, к сожалению, почти все авторы ограничиваются рекомендациями лишь в отношении оптимальных температурных параметров воздушной среды и притом преимущественно в средней полосе Советского Союза. Лишь в последние годы появились работы, посвященные изучению влияния влажности воздуха на тепловое состояние детей (Н. П. Прокопьев).
Исследования сотрудников Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР показали, что нормы температуры воздуха в помещении должны быть дифференцированы также в зависимости от конструкции и температуры наружных ограждений и от инсоляции. Так, в условиях Москвы зимой в классах с ленточным остеклением за оптимальную следует принимать температуру воздуха 20—21° (вместо 18—20° по норме) при температуре наружных ограждений не ниже 17°, а стекла не ниже 10°. В солнечные дни температура воздуха в классах не должна превышать 20°.
Температурные гра Температурные границы зоны теплового комфорта НИЦЫ ЗОНЫ теплового КОМ- у детей в зависимости от времени года
форта колеблются в зави- (по данным П. А. Золотова)
симости от сезона года и климатических условий местности. Летом и осенью они сдвигаются в сторону более высоких температур в связи с сезонной переадаптацией детей, однако колебания эти невелики и не превышают 2° (см. таблицу).
В последние годы встал вопрос о создании норм микроклимата детских учреждений, дифференцированных и в климатическом аспекте.
Данные, полученные В. С. Залевским в условиях открытой атмосферы, свидетельствуют о существенных различиях в показателях, характеризующих тепловое состояние детей младшего и среднего школьного возраста в 1, 2 и 4-й климатической зоне (рис. 1). Однако в зоне теплового комфорта они сглаживаются, перекрываясь колебаниями индивидуальных показателей. Этим, по-видимому, обусловлены и небольшие различия температурных границ зоны теплового комфорта, найденные для учебных помещений школ в условиях Норильска, Москвы и Еревана.
Возраст детей Температурные границы зоны теплового комфорта (в градусах)
зима весна лето осень
Дошкольни-
ки ... 18—22 19—20 20—23 19—23
Школьники 18—22 18—23 19—23 17—24
Колебания границ зоны теплового комфорта в различных климатических условий подтверждают данные, полученные М. С. Горомосовым на взрослых (более высокие уровни на севере и более низкие на юге). Но, по предварительным данным, они незначительны (~1°), что связано с характером одежды детей. Анализ литературных данных позволяет отметить расширение температурных границ зоны комфорта и сдвиг их в сторону более низких температур с увеличением возраста детей.
Обращает на себя внимание и еще одно важное обстоятельство. В последние годы рекомендуемые нормы температуры воздуха учеб-
Рис. 1. Тепловое состояние детей 7—8 лет в зависимости от температуры воздуха в условиях открытой атмосферы в 1, 2 и 4-й климатической зоне (при интенсивности инсоляции 0,4—0,8 кал/см2 • мин и скорости
ветра до 2 м/сек). —средневзвешенная температура кожи; М — теплопродукция; 07 — влагопоте-ри; а — 1-я зона (Воркута); б —- 2-я зона (Москва); в —4-я зона (Ашхабад); г — 4-я зона (Батуми).
ных помещений возросли с 16 до 18—22° (М. А. Шарова). Это обусловлено повышением благоустройства жилищ, переходом повсеместно от печного к центральному отоплению не только в детских учреждениях, но и в жилищах, а также уменьшением теплозащитных свойств одежды детей. Низкие температурные параметры, предлагаемые О. И. Дедаб-ришвили для школ Грузии, объясняются не столько особенностями теплового состояния детей в климатических условиях Закавказья, сколько недостаточным •благоустройством зданий: исследования проводились в школах с печным отоплением. Данные, полученные нашими сотрудниками в школах 4-й зоны с центральным отоплением (1966), свидетельствуют о необходимости повышения температурных параметров зоны теплового комфорта и здесь до 18—20°.
Адаптация детей к более высокой температуре воздуха должна стать предметом специальных исследований. Процесс этот закономерен, однако, учитывая особенности детского организма, следует искать пути
тренировки системы терморегуляции ребенка в первую очередь к воздействию более низких температур путем создания в детских учреждениях динамического микроклимата. Этим в какой-то степени определена необходимость внимания к вопросу о границах зоны относительного оптимума теплового состояния детей. Микроклиматические параметры этой зоны должны обеспечивать целесообразную для данного возраста степень напряжения терморегуляции. Такие условия создаются в первую очередь в условиях открытой атмосферы с ее постоянно меняющимися метеорологическими параметрами. Поэтому прогулки, сон и физическое воспитание детей на открытом воздухе во все сезоны года имеют огромное оздоровительное значение. Однако перегрузка школьников учебными занятиями, сложность организации в дошкольных учреждениях прогулок и сна детей в холодное время года в условиях открытой атмосферы практически резко ограничивают возможности использования благотворного влияния ее на детский организм. В северных районах страны в холодное время года возможность и длительность прогулок детей еще более ограничены суровыми климатическими условиями. Так, расчеты, проведенные нами по климатологическим материалам Норильского отделения Красноярского научно-исследовательского института промышленного проектирования, показывают, что даже при снижении скорости ветра в условиях городской застройки на 40— 50% число дней, когда дети 6—10 лет могут гулять (иногда всего по 20—40 мин.), за 9 месяцев морозного периода составляет 36,6—44,9% (от 270 дней). Для детей 2—5 лет, по данным архитектора Л. Г. Назаровой (Норильск), число таких дней еще меньше (« 16—20%).
Все это диктует необходимость расширения микроклиматических границ внутри самих детских учреждений, в первую очередь обеспечивая снижение температуры воздуха и увеличение его подвижности. Создание таких условий («зоны относительного оптимума теплового состояния») целесообразно в помещениях временного пребывания детей или предназначенных для подвижных игр и физического воспитания: рекреации, гимнастические залы, раздевальные, вестибюли, прогулочные веранды (в 1-й зоне).
В зоне относительного оптимума теплового состояния, как и в условиях теплового комфорта, у детей сохраняется относительная стабилизация теплопродукции при теплоощущении «комфортно», «тепло», «прохладно». Однако за счет умеренного напряжения терморегуляции при этом могут изменяться температура кожи и плотность теплового потока. Критерием для определения верхней микроклиматической границы указанной зоны служат снижение теплопродукции, уменьшение градиента температуры кожи грудь—стопа, грудь—кисть до 2°, в первую очередь за счет повышения температуры кожи конечностей, увеличение удельного веса отдачи тепла испарением до 50%. Нижняя граница определяется в основном повышением уровня теплопродукции и увеличением латентного периода ответных реакций на тепловой раздражитель.
_1_I_I_1_1
Воркута Л1осн£сг Батуми /7шта(>ас/
Рис. 2. Диапазон средневзвешенных температур кожи у детей 7—-8 и 12—13 лет в разных климатических зонах при комфортном тепло-ощущении.
1 — дети 7—8 лет; 2 — дети 12—13 лет; а — Воркута; б — Москва; в — Батуми; г — Ашхабад.
\> ск- О)- су <5? ^ V,- ¡V "V «Ч- (ч- V V ^
□ ¿г ЕЗ^
Температурные границы этой зоны различны в зависимости от возраста детей и климатических условий местности. При одинаковой одежде с возрастом они сдвигаются в сторону более низких температур и несколько расширяются. У детей, проживающих в холодном климате, границы зоны сдвинуты в сторону более низких температур, а у школьников юга — в сторону более высоких (см. рис. 1 и 2).
Для детей 7—8 лет зона относительного оптимума теплового состояния в показанных на рис. 1 условиях инсоляции и скорости ветра характеризуется температурой воздуха в Воркуте 12—20,9°, в Москве 15—23,9° и в Ашхабаде 15—26,9°. Комфортному теплоощущению детей в условиях 1-й зоны соответствует более низкий диапазон средневзвешенных температур кожи, чем у детей во 2-й и особенно в 4-й зоне, где он уже и сдвинут в сторону более высоких значений температуры кожи (см. рис. 2).
Различия в тепловом состоянии детей в помещениях и в условиях открытой атмосферы не позволяют рассматривать эти данные как окончательные. Они требуют уточнения и свидетельствуют лишь о наличии направленности сдвигов показателей, характеризующих тепловое состояние детей разного возраста при различном климате.
Детальный анализ этих данных показывает также, что температурные границы зоны относительного оптимума являются максимально допустимым пределом колебаний температуры воздуха помещений. В районах 4-й зоны, где климатические условия в переходные периоды года вызывают превышение этих параметров, в помещениях детских учреждений необходимо применять санитарно-технические системы, обеспечивающие создание искусственного микроклимата (кондиционирование, радиационное охлаждение).
В условиях открытой атмосферы, особенно в крайних северных и южных районах страны, важно определить границы предельно допустимых (переносимых) микроклиматических параметров, воздействие которых вызывает значительное напряжение терморегуляции. Критерием при определении этих параметров должно служить постоянство теплового баланса. Установление таких параметров, естественно, не имеет отношения к микроклимату помещений для детей, важность их связана с возможностью наметить условия размещения детских учреждений в жилой застройке, радиусы их обслуживания, характер защиты территории участков и зданий от ветра на Севере и от инсоляции на Юге. Изучение границ предельно допустимого напряжения терморегуляции позволяет определить также характер индивидуальной защиты детей (их одежды) и допустимое время пребывания их на открытом воздухе.
Исследования, проведенные в институте, показали, что именно в этих условиях наиболее четко проявляются различия в тепловом состоянии детей разного возраста. Так, в 4-й климатической зоне (Ашхабад) предельно переносимой для детей 12—13 лет следует считать температуру воздуха 33°, 7—8 лет — 30° (см. рис. 1), 5—7 лет (Ташкент) —27°. Изменение скорости ветра, влажности воздуха и интенсивности инсоляции обусловливает у детей аналогичную взрослым направленность сдвигов, однако они отмечаются ,при менее интенсивных воздействиях.
Расчеты, основанные на физиологических исследованиях института, и наблюдения за прогулками детей в условиях Заполярья (архитектор Л. Г. Назарова) свидетельствуют о четкой зависимости допустимых сочетаний температуры воздуха и скорости ветра в микрорайоне от возраста детей.
В настоящей статье мы лишь пытались систематизировать данные о нормировании микроклимата в гигиене детей и подростков. Сложность вопроса заключается в необходимости определения границ указанных зон с учетом влияния на них других метеорологических факторов —
влажности, подвижности воздуха, радиоационного режима помещений и территорий участков.
Дальнейшего уточнения требуют параметры зоны теплового комфорта в связи с применением в зданиях новых систем отопления и вентиляции, новых ограждающих конструкций зданий, в частности, систем остекления и солнцезащиты.
ЛИТЕРАТУРА
Г о р о м о с о в М. С. Микроклимат жилищ и его гигиеническое нормирование. М., 1963. — Дедабришвили О. И. В кн.: Гигиена детей и подростков, 1958, т. 49, с. 31. — 3 а л е в с к и й В. С. Гиг. и сан., 1966, № 8, с. 37. — П р о к о п ь е в Н. П. Ж. гиг. и сан., 1967, № 1, с. 110.—Шарова М. А. В кн.: Вопросы гигиеиы детей и подростков. М., 1956, с. 23.
Поступила 14/1V 1967 г.
HYGIENIC STANDARDIZATION OF THE MICROCLIMATE IN CHILDREN'S INSTITUTIONS
E. I. Korenevskaya, V. S. Zalevsky
Published data aind investigation results obtained by the hygienic sections of children's institutions of the Institute of Children and Adolescents' hygiene of the USSR Public Health Ministry point to the necessity of standardizing the microclimate in children's institutions in two directions: a) determination of the limits of the «Zone of thermal comfort» for the main premises of the children's institutions; b) determination of the limits of the «zone of a relative optimal thermal state» in premises intended for the temporary stay of children aind for active games. The limits of these temperature zones fluctuated depending on children's age and local climatic conditions. Under conditions of open air, especially in the extreme northern and southern regions of the country, it is necessary to determine the limits of the «zone of the maximum permissilbe thermoregulatory stress» in order to substantiate the radius of organizing and cattering of children's institutions, the standards of thermoinsulating properties of children's clothing and the permissible time of their stay in the open air.
УДК 614.73 + 613.27] :546.26.02.14
НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ МИГРАЦИИ И МЕТАБОЛИЗМА
УГЛЕРОДА (С14)
Канд. мед. наук Н. А. Запольская, канд. биол. наук А. В. Федорова,
Е. Д. Павлицкая
Ленинградский научно-исследовательский институт радиационной гигиены
В статье приводятся данные экспериментального изучения мета-щ, болизма С14 в организме сельскохозяйственных животных и произ-
веденного расчета поступления радиоактивного углерода в рацион человека с продуктами животного происхождения.
Углерод как один из самых распространенных элементов в окружающей природе входит в качестве неотъемлемой части во все органические соединения. Из его изотопов наибольший интерес для радиационной гигиены представляет радиоактивный углерод (С14). Он образуется в атмосфере при бомбардировке ядер азота вторичными нейтронами, возникающими в космических лучах. Естественный фон С14 составляет 1 • Ю-15 кюри/л. В связи с испытаниями ядерного оружия содержание С14 в атмосфере и биосфере увеличилось с 1958 по 1965 г. на 30% (А. Д. Виноградов с сотрудниками; Broecker и Walton; Willis).
4 Гигиена и санитария, № 5
49