Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНСОЛЯЦИИ ЗДАНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНСОЛЯЦИИ ЗДАНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE INSOLATION OF BUILDINGS AND GROUNDS OF EXTRASCHOOL INSTITUTIONS FOR CHILDREN

Modeling experiments were undertaken to simulate insolation inside and just outside extra-school facilities for children, with the use of 8 different variants of orientation of windows and axes of buildings. The optimal orientation of rooms for hobby groups was found to be a southern one with an interval between the adjacent buildings of no less than two building heights.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНСОЛЯЦИИ ЗДАНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

OCCUPATIONAL FATIGUE IN STUDENTS OF A TEXTILE TECHNICAL SCHOOL

V. /. Komi, E. L. Panin

A total of 124 girls aged 15 to 17 years studying in a textile vocational school at the worsted factory in Monino (Moscow Region) were examined according to a procedure worked out by the authors. This study of occupational fatigue in adolescents who differed only in health status showed signs of fatigue to be more frequent and marked in those

adolescents belonging to the «third group of health». An analysis of correlations between the indices studied indicated that the degree of occupational fatigue depended on the health status (r = +0.37) and the degree of occupational fitness (r = —0.37) of the girls.

УДК 613.5:1727.1:721.01 1.22

В. H. Сергета

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНСОЛЯЦИИ ЗДАНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Терноиольскин медицинским институт

Среди многообразия факторов окружающей среды инсоляцию считают интегральным показателем, предопределяющим ультрафиолетовый, световой и тепловой режимы в помещениях и на территориях (Ю. Д. Жилов), и, следовательно, обусловливающим в определенной мере работоспособность учащихся (А. Н. Глущенко).

Поскольку занятия во внешкольных учреждениях проходят как в первую (9—12 ч), так и во вторую (15—18 ч) половину дня, мы поставили своей целью изучить условия инсоляции кружковых помещений и площадок на территориях в различные сезоны года на протяжении светового дня. Для экспериментального моделирования процессов инсоляции использовали наиболее наглядный и простой по конструкции ннсолятор Л. А. Серка в нашей модификации. Он состоит из неподвижного «искусственного солнца» и поворотного планшета-столика, на котором устанавливается модель. Сто-лик-планшет выполнен из металла, что позволяло применять для моделей унифицированные магнитные блоки и быстро создавать заданные условия по размеру помещений, оконных проемов и др.

Воспроизводили условия инсоляции на 50° северной широты для весенне-осеннего, зимнего и летнего сезонов. Всего изучено 8 вариантов возможной ориентации помещений: С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, 3 и СЗ. Оценивали следующие показатели: время, продолжительность и глубину инсоляции, продолжительность инсоляции рабочих мест в зависимости от их размещения, инсолируемыеточки помещений.

Полученные данные изучения инсоляционного режима в зимнее время свидетельствовали о том, что рекомендуемая часовая инсоляция помещений в основном осуществлялась с 11 ч 30 мин до 16 ч при ориентации их на юг, юго-запад и запад, причем наибольшая глубина инсоляции наблюдалась при западной ориентации — 4 м 15 см, при юго-западной ориентации она равнялась 4 м, при южной — 3 м 40 см. Даже при наиболее оптимальных вариантах ориентации солнечные лучи попадают в рабочие комнаты во время отсутствия в них

учащихся, так как занятия в кружках проходили до 12 ч и после 15 ч, что в зимнее время являлось отрицательным фактором.

Иной по сравнению с зимним периодом инсоля-ционный режим наблюдался в кружковых помещениях в весенний и осенний сезоны. Инсоляция помещений имелась уже при северо-восточной ориентации помещений, при этом солнечные лучи проникали в помещение на глубину 1 м 65 см с 8 ч 30 мин утра и ннсолировалн его в течение

1 ч 30 мин, освещал 5 рабочих мест первого ряда.

Восточная ориентация увеличивала время инсоляции помещений в 3 раза, а в глубину—до 4 м 85 см.

При юго-восточной ориентации обеспечивались 6-часовая инсоляция помещений в период утренних кружковых занятий и в перерыве между 1-й и 2-й сменой при максимальной (до 5 м) глубине проникновения солнечных лучей, что приводило к длительной (5 ч 35 мин) инсоляции первого ряда рабочих мест и, естественно, к перегреву учащихся. Второй ряд рабочих мест ннсолировался в течение

2 ч 50 мин.

Южная ориентация доводила время инсоляции до 8 ч 20 мни, т. е. практически при кружковой работе 1-й и 2-й смен, но глубина инсоляции снижалась и составляла 1 м 95 см, что являлось, несомненно, положительным фактором, способствующим предупреждению перегревания организма кружковцев, особенно работающих на втором ряду. Все же 35% рабочих мест первого ряда подвергались длительной инсоляции.

При юго-западной ориентации время инсоляции составляло 5 ч 50 мин, лучи в помещение начинали проникать с 11 ч 35 мин на глубину 4 м 50 см, освещая рабочие места первого ряда в течение 5 ч и второго — в течение 2 ч 10 мин.

Западная ориентация светоприемов обеспечивала 3-часовую инсоляцию помещений, начиная с 13 ч 50 мин дня с глубиной до 4 м 80 см. Северозападная ориентация — 40-минутную инсоляцию помещения на глубину до 1 м 40 см во время занятий 2-й смены.

Следовательно, в весенний и осенний периоды значительно расширяются временные границы инсоляции помещений. Наиболее глубоко солнечные лучи проникают в них при восточной, юго-восточной, южной, юго-западной и западной ориентации. Не менее половины времени занятий в утренние ' часы и */3 во второй половине дня проходят при

непосредственной инсоляции рабочих мест. Поэтому ориентация окон кружковых помещений на указанные румбы требует обязательного применения солнцезащитных средств и вызывает необходимость рационального размещения оборудования для предупреждения блесткости на рабочей поверхности. Наиболее оптимальной ориентацией помещений для кружковой работы в весенний и осенний сезоны следует считать южную.

В экспериментальных исследованиях па моделях мы также получили возможные варианты инсоляции и затенения территории и площадок различного назначения, прилегающих к внешкольным учреждениям.

Исследования позволили установить следующее. Инсоляция территорий детских внешкольных учреждений зависит от таких факторов, как сезон года, соседство расположенных в непосредственной 4 близости различных зданий и ориентация оси здания самого внешкольного учреждения. Так, зимой при разрывах между зданием внешкольного учреждения и близрасположенным более 3 высот (Н) время инсоляции территории составляло 7 ч, при разрыве 3—2 Н — 6 ч 20 мин, при разрыве 2—1 Н — 5 ч 40 мин, при разрыве менее 1 Н — 3 ч 40 мин, весной и осенью — соответственно 9 ч, 8 ч 30 мин, 8 ч, 7 ч 40 мин, летом — соответственно 11 ч, 10 ч 45 мин, 10 ч 05 мин и 9 ч 50 мин.

При расположении здания внешкольного учреждения осью С — Ю длительность инсоляции прилегающих территорий зимой 3 ч 30 мин, весной и осенью — 7 ч 30 мин, летом — 10 ч, при ориентации оси здания СВ — ЮЗ — соответственно 3 ч 10 мин, 7 ч 15 мин и 9 ч 45 мин, при расположении здания осыо В — 3 — Зч и 9ч 30 мин, при расположении оси здания СЗ — ЮВ — 4 ч 50 мин, 8 ч 20 мин и 10 ч 30 мин.

Результаты исследования на моделях позволяют рекомендовать при размещении вновь строящихся зданий и благоустройстве территорий учитывать время и продолжительность их инсоляции, а также в какую половину дня они ннсолируются. Например, желательно, чтобы спортивные, зоологические и метеорологические площадки, зоны отдыха, кордо- и автодромы инсолнровались в первую половину дня, тогда как участки плодового сада, полевых и овощных культур, цветоводства, парники, бассейн для испытания судомоделей, хозяйственный двор могут инсолироваться и во второй половине дня. Разрыв между зданием внешколь-* ного учреждения и близрасположенным должен быть не менее двух высот наиболее высокого здания.

Еще не разработаны строительные нормы про-

ектирования дворовых клубов при жэках, не созданы типовые проекты этих учреждений, нет санитарно-гигиенических норм и правил их эксплуатации. Исследования показали, что выбор помещений для размещения дворовых клубов ведется произвольно. Обычно жэк отводит для них помещения в цокольных этажах или квартиры на первых этажах жилых зданий, причем не учитывается ориентация комнат этих помещений, которая играет важную роль в оздоровлении условии занятий в клубах. Основываясь на вышеизложенном, мы провели с помощью ннсолятора изучение 4 вариантов модели трехкомнатной жнлой секции. Полученные результаты позволили рекомендовать отводить для размещения дворовых клубов квартиры, расположенные в зданиях, имеющих широтную (В — 3) или в азимуте 45° (СВ — ЮЗ) ориентацию их длинной осн.

Для сопоставления экспериментальных данных, полученных при изучении инсоляции в моделированных условиях, мы определили в естественных условиях ориентацию кружковых помещений 21 дома пионеров и школьников, 6 станций юных техников и 38 двсровых клубов. Всего обследовано 480 кружковых комнат.

Полученные данные показали, что более половины кружковых помещений, домов пионеров и школьников ориентировано на благоприятные стороны горизонта. Северо-восточную ориентацию имеют 8,8% помещений, восточную— 16,4%, юго-восточную— 21,3%, южную — 9,3%. Однако еще значительное число кружковых помещений имеет неблагоприятную ориентацию.

Такое же положение наблюдалось с кружковыми помещениями станций юных техников, где встречались все возможные ориентации.

Все обследованные дворовые клубы (252 кружковых помещения) расположены на первых этапах жилых зданий (за исключением 4 в цокольных этажах). Кружковые комнаты ориентированы следующим образом: 19,1% — на юго-запад, 16,1% — на восток, 13,5% — на юг, 13,1"« — на юго-восток, 12,7% — на запад, 10,1% — на северо-запад, 8,3% — на северо-восток и 7,1% — на север.

Примечательно, что на рекомендованные нами азимуты ориентирована длинными осями только половина обследованных зданий домов пионеров и школьников, станций юных техников и дворовых клубов.

Таким образом, приведенные в нашей работе данные свидетельствуют о том, что отсутствие раздела СНиП «Внешкольные учреждения» сказывается отрицательно на организации сети учреждений для учебно-воспитательной работы со школьниками во внеучебное время.

Результаты исследований, проведенных в естественных, и в моделированных условиях, позволили разработать указанные гигиенические рекомендации, которые могут бытьиоложены в основу нормативных документов по внешкольному обучению.

ЛИТЕРАТУРА

Глущенко А. Н.— В кн.: Актуальные проблемы гигиены Жилое Ю. Д. Световой и ультрафиолетовый климат в по-обучения и воспитания школьников. Минск, 1974, с. 74. мсщениях для детей и подростков. М., 1978.

Поступила 7/XII 1979 к

MODELING OF THE INSOLATION OF BUILDINGS AND GROUNDS OF EXTRA-SCHOOL INSTITUTIONS FOR CHILDREN

V. N. Sergela

Modeling experiments were undertaken to simulate inso- rooms for hobby groups was found to be a southern one, lation inside and just outside extra-school facilities for chil- with an interval between the adjacent buildings of no less dren. with the use of 8 different variants of orientation of than two building heights, windows and axes of buildings. The optimal orientation of

УДК в 14.73:614.771 ]:1в 13.263:633.1:546.791

E. JI. Мордберг, И. И. Шевченко, А. Ф. Архипов

ВЫНОС РАДИОНУКЛИДОВ УРАН-РАДИЕВОГО РЯДА УРОЖАЕМ ПШЕНИЦЫ ИЗ ЗАГРЯЗНЕННОЙ ПОЧВЫ

Опытный участок почвы (маломощный, малогумусовый легкоглиннстый чернозем с общей мощностью гумусового слоя около 50 см) был загрязнен в экспериментальном порядке слабосернокислой вытяжкой урановой руды (Е. Л. Мордберг и соавт., 1979) и через несколько лет перепахан и засеян озимой пшеницей (сорт Безостая). По достижении ею полной спелости на участке выделено 16 площадок (по 10—15 м2), на которых собран урожай зерна и соломы. Семнадцатая площадка, не подвергавшаяся загрязнению, находилась вблизи от опытного участка и на ней тоже были проведены посев и уборка. С каждой площадки брали также пробу почвы в виде 5 кернов глубиной 25 см, расположенных «конвертом». Выход биомассы надземной части растений на контрольном участке составлял около 1 кг/м2 при соотношении соломы и зерна 1:1.

В отобранных пробах и, 22вИа, 23 «ТИ и 210РЬ определяли по методикам, применявшимся ранее (Е. Л. Мордберг и соавт., 1976), а Са и Mg в почве (обменные), золе зерна и соломы — по методи-

Таблица 1

Коэффициенты корреляции (г) и «коэффициенты перехода» (Кп) из почвы в зерно

Нуклид Р* • • Кп

и 0,48 0,05 0,86

J30Xh 0,47 0,05 0,30

"0Ra 0,45 0,05 0,70

uopb 0,46 0,05 0,57

* Уровень значимости г по одностороннему критерию (,' положителен).

** Размерность Кп дана в кюри на 1 кг зерна/кюри на I г почвы.

кам, изложенным в руководстве Е. В. Аринушки-ной. В почве измеряли также обменную кислотность по Каппену и содержание сульфат-иона в солевой вытяжке осаждением в виде сульфата бария. Стабильный РЬ определяли во всех пробах по методике В. М. Александру ка и соавт. Все данные выражали в расчете на сухую массу растений и воздушно-сухую массу почвы.

Данные обрабатывали с целью получения эмпирических зависимостей, необходимых для санитарно-гигиенических оценок — прогноза возможного поступления радионуклидов с пищей и оценки выноса к прогнозу самоочищения почвы.

Были подтверждены выводы нашей работы (Е. Л. Мордберг и соавт., 1976), свидетельствующие о том, что удельную активность радионуклидов в зерне можно в первом приближении считать пропорциональной их удельной активности в почве. Коэффициенты корреляции между этими величинами и регрессионные коэффициенты («коэффициенты перехода») приведены в табл. 1 (в расчет брали все точки, включая контрольную). Допустимость центрирования регрессионных линейных уравнений проверена по И-критерию.

Общий вынос нуклидов определяется в основном их накоплением в соломе. Однако линейные связи между содержанием в соломе (или целом растении) и почве оказались незначимыми. Поэтому мы попытались ввести в зависимость другие факторы. Известно, что в случае, например, накопления 9озГ)9и$гСа в растении пропорционально отношению ""Бг/обменный Са в почве (Н. П. Архипов и соавт.). Мы попытались установить, нет ли сходной зависимости для нуклидов уран-радиевого ряда. Из различных форм обработки данных в плане выяснения этой связи остановимся прежде всего на следующей. В логарифмической форме такую зависимость можно представить в следующем виде:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.