DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_20
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРИГРАНИЧНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ANALYSIS OF MODELS AND MECHANISMS OF INTERACTION STATE AND LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES WHEN EXERCISING POWERS IN THE BORDER TERRITORIES
МУНКУЕВА Светлана Алексеевна,
кандидат юридических наук, доцент
ФГБОУ ВО Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления». Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40В, стр. 1. E-mail: sveto4r@mail.ru;
НАМЖИЛОВА Дарима Цыреновна,
к.и.н., доцент ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления». Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40В, стр. 1. E-mail: darinam@mail.ru;
Munkueva Svetlana Alekseevna,
PhD in Law, Associate Professor FGBOU VO East Siberian State University of Technology and Management. Republic of Buryatia, Ulan-Ude, st. Klyuchevskaya, 40V, building 1. E-mail: sveto4r@mail.ru;
Namzhilova Darima Tsyrenovna,
PhD, Associate Professor FGBOU VO East Siberian State University of Technology and Management. Republic of Buryatia, Ulan-Ude, st. Klyuchevskaya, 40V, building 1. E-mail: darinam@mail.ru
Краткая аннотация: в статье исследуются некоторые особенности правового статуса приграничных муниципальных образований с учетом современных реформаторских тенденций российского законодательства в области местного самоуправления. Учитывая конституционный принцип «независимости» местной власти от государственной, современные направления реформирования местного самоуправления некоторым образом дискредитируют представленный принцип, что несомненно привлекает научно-исследовательский интерес. Особенно указанная проблема касается приграничных муниципальных образований, на которые и ранее были возложены некоторые государственные полномочия в связи с их особым расположением. Современные тенденции развития законодательства о местном самоуправлении не только предоставляют приграничным муниципалитетам дополнительные правомочия, но и ограничивают их самостоятельность при осуществлении предоставленных полномочий и обязательств. Таким образом, посредством использования методов научного познания, сравнения, анализа нами исследованы проблемы нормативно-правового регулирования правового статуса приграничных муниципальных образований, предложены пути их разрешения, а также представлены некоторые пробелы в законодательстве в исследуемой сфере.
АЬ&га&: The article examines some of the features of the legal status of border municipalities, taking into account the modern reform trends of Russian legislation in the field of local self-government. Taking into account the constitutional principle of"independence" of local government from the state, modern directions of reforming local government in some way discredit the presented principle, which undoubtedly attracts research interest. This problem especially concerns the border municipalities, which were previously entrusted with some state powers in connection with their special location. Modern trends in the development of legislation on local self-government not only provide border municipalities with additional powers, but also limit their independence in the implementation of the granted powers and obligations. Thus, through the use of methods of scientific knowledge, comparison, analysis, we have investigated the problems of legal regulation of the legal status of border municipalities, proposed ways to resolve them, and also presented some gaps in the legislation in the area under study.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная реформа, приграничное муниципальное образование, приграничное сотрудничество, правовой статус приграничных муниципальных образований, полномочия муниципальных образований.
Keywords: local government, border municipal formation, border cooperation, legal status of border municipalities.
Дата направления статьи в редакцию: 16.11.2021
Дата публикации: 31.01.2022
Глобализация современного мира требует развития государственного управления во сферах общественных отношений. Так, развитие государственности невозможно представить без развития международных отношений, что мы и наблюдаем в современном мире. Активная политика российского государства направлена в том числе на развитие приграничного сотрудничества, о чем свидетельствует правотворческая активность органов государственной власти. Так, о значимости проводимых реформ приграничных правоотношений в том числе, отражающихся на правовом статусе приграничных муниципальных образований высказываются ведущие ученые и практики [1]. Несомненно, роль развития приграничного сотрудничества является значимым и для местного самоуправления, допущенного к таковой деятельности. Однако приграничное сотрудничество является ни сколько правомочием, сколько обязанностью муниципальных образований, что может отражаться на эффективности разрешения ими вопросов местного значения. В связи с этим назревает ряд важнейших вопросов относительно правового регулирования механизма приграничного сотрудничества муниципальных образований. Таким образом, следует проанализировать правовой статус приграничных муниципальных образований, дополнившихся рядом прав и обязанностей.
Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] (далее - ФЗ 131) не уточняет особенности осуществления местного самоуправления в приграничных районах, оставляя ссылку на Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 473СМ «О Государственной границе Российской Федерации» [3]. Так, за муниципальными образованиями остаются обязанности по предоставлению земельных участков для нужд защиты Государственной границы; по оказанию помощи пограничным органам, Вооруженным Силам Российской Федерации, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнению их законных предписаний, предоставлению необходимой для их деятельности информации; по созданию условий для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.
Анализ представленной выше нормы не позволяет более полно определить правовой статус приграничных муниципальных образований. Такое положение требует законодательного дополнения и, возможно, посредством внесения в ФЗ 131 отсылочных норм к таким нормативным актам, регулирующим приграничное сотрудничество в Российской Федерации, как федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества» [4], «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [5], «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [6], «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [7], Концепция внешней политики Российской Федерации [8], Основы государственной пограничной политики Российской Федерации [9]. Представленный перечень далеко не закрытый, т.к. нормы, отражающиеся на правовом статусе приграничных муниципальных образований, содержатся в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период 2 до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, международных договорах и др. Представленный спектр нормативных правовых актов должен быть взаимосогласован. Следовательно, представляется необходимым не только наиболее полно отобразить права и обязанности приграничных муниципальных образований в ФЗ 131, но и разработать механизм и порядок их осуществления.
Одним из стратегически важных направлений государственной политики в сфере приграничного сотрудничества является восточная часть территории Российской Федерации. Так, в настоящее время действует Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2193-р [1С]. В представленном акте закреплены понятие приграничного муниципального образования как городского или сельского поселения (населенного пункта), муниципального района, городского округа, расположенных в пределах дальневосточных приграничных территорий, а также приграничных населенных пунктов как населенных пунктов, расположенных на территории приграничного муниципального образования. Учитывая, что Федеральный закон от 26 июля 2С17 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» закрепил, что муниципальные образования приграничных субъектов Российской Федерации - муниципальные образования, расположенные на территориях приграничных субъектов Российской Федерации [11], а также с учетом закрепленных в ФЗ 131 иных видов муниципальных образований, которые также расположены в приграничных территориях, следовало бы в Концепции виды приграничных муниципальных образований уточнить.
В целом данное положение объясняется тем, что данная Концепция была скорректирована в последний раз 20 апреля 2019 года. Однако возможно ли оправдание данного пробела относить к давности нормативного акта.
Выводы: Следует отметить, что проводимые исследования показывают слабую эффективность развития приграничных районов на практике. Так, согласно исследованиям, выявлены повышение уровня миграции населения, снижение численности трудоспособного населения, низкий уровень доходов населения, высокие тарифы на энергоресурсы, высокая налоговая нагрузка на предпринимательство и др. [12], свидетельствующие о необходимости повышения эффективности реализации Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. При этом это только один из показателей, указывающих на незавершенность практического разрешения проблем приграничных районов.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что необходимость совершенствования законодательства о приграничных муниципальных образованиях остается. При этом не умолим тот факт, что развитие приграничных отношений, в которых участвуют муниципальные образования, является необходимым и стратегически важным в развитии современного государства.
Библиография:
1. С. Журова: принятый закон «Об основах приграничного сотрудничества» впервые определяет права и обязанности органов местного самоуправления в этой области// Государственная Дума (duma.gov.ru)
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. С6.1С.2СС3. №40. Ст. 3822.
3. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»// Российская газета. 04.05.1993. № 84.
4. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» // Российская газета. 31 июля 2017 г.
№ 167.
5. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 16 января 1999 г.
6. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. 18 декабря 2003 г. № 254.
7. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» // Российская газета. 31 июля 2017 г.
№ 167.
8. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 16 января 1999 г.
9. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. 18 декабря 2003 г. № 254.
10. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 19 октября 1999 г. № 206.
11. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 5 декабря 2016 г. № 49 ст. 6886.
12. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2018 г. № 174 «Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43004
13. Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2193-р //Режим доступа: http://government. ru/docs/25984/
14. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества»// Собрание законодательства Российской Федерации. -31.07.2017. -№ 31 (часть I). - Ст. 4728
15. Аюшеева А.О., Жигжитова Б.Н., Миронова М.В. Развитие приграничных территорий Республики Бурятия на современном этапе // Глобальный научный. - №5 (110). - 2020. - С. 144-148.
References (transliterated):
1. S. ZHurova: prinyatyj zakon «Ob osnovah prigranichnogo sotrudnichestva» vpervye opredelyaet prava i obyazannosti organov mestnogo samoupravleniya v etoj oblasti// Gosudarstvennaya Duma (duma.gov.ru)
2. Federal'nyj zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii»// Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 06.10.2003. №40. St. 3822.
3. Zakon RF ot 1 aprelya 1993 g. № 4730-I «O Gosudarstvennoj granice Rossijskoj Federacii»// Rossijskaya gazeta. 04.05.1993. № 84.
4. Federal'nyj zakon ot 26 iyulya 2017 g. № 179-FZ «Ob osnovah prigranichnogo sotrudnichestva» // Rossijskaya gazeta. 31 iyulya 2017 g. №
167.
5. Federal'nyj zakon ot 4 yanvarya 1999 g. № 4-FZ «O koordinacii mezhdunarodnyh i vneshneekonomicheskih svyazej sub"ektov Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 16 yanvarya 1999 g.
6. Federal'nyj zakon ot 8 dekabrya 2003 g. № 164-FZ «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoj deyatel'nosti» // Rossijskaya gazeta. 18 dekabrya 2003 g. № 254.
7. Federal'nyj zakon ot 26 iyulya 2017 g. № 179-FZ «Ob osnovah prigranichnogo sotrudnichestva» // Rossijskaya gazeta. 31 iyulya 2017 g. №
167.
8. Federal'nyj zakon ot 4 yanvarya 1999 g. № 4-FZ «O koordinacii mezhdunarodnyh i vneshneekonomicheskih svyazej sub"ektov Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 16 yanvarya 1999 g.
9. Federal'nyj zakon ot 8 dekabrya 2003 g. № 164-FZ «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoj deyatel'nosti» // Rossijskaya gazeta. 18 dekabrya 2003 g. № 254.
10. Federal'nyj zakon ot 6 oktyabrya 1999 g. № 184-FZ «Ob obshchih principah organizacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 19 oktyabrya 1999 g. № 206.
11. Ukaz Prezidenta RF ot 30.11.2016 № 640 «Ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 5 dekabrya 2016 g. № 49 st. 6886.
12. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 25.04.2018 g. № 174 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj pogranichnoj politiki Rossijskoj Federacii» // Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43004
13. Koncepciya razvitiya prigranichnyh territorij sub"ektov Rossijskoj Federacii, vhodyashchih v sostav Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga, ut-verzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 oktyabrya 2015 goda № 2193-r //Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/25984/
14. Federal'nyj zakon ot 26 iyulya 2017 g. № 179-FZ «Ob osnovah prigranichnogo sotrudnichestva»// Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. -31.07.2017. -№ 31 (chast I). - St. 4728
15. Ayusheeva A.O., ZHigzhitova B.N., Mironova M.V. Razvitie prigranichnyh territorij Respubliki Buryatiya na sovremennom etape // Global'nyj nauchnyj. - №5 (110). - 2020. - S. 144-148.