DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_147
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРИГРАНИЧНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ SOME PROBLEMS OF DETERMINING THE LEGAL STATUS OF BORDER MUNICIPALITIES
МУНКУЕВА Светлана Алексеевна,
кандидат юридических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления». Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40В, стр. 1. E-mail: sveto4r@.mail.ru;
НАМЖИЛОВА Дарима Цыреновна,
кандидат исторических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления». Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40В, стр. 1. E-mail: darinam@mail.ru;
Munkueva Svetlana Alekseevna,
PhD in Law, Associate Professor
FGBOU VO East Siberian State University of Technology and Management. Republic of Buryatia, Ulan-Ude, st. Klyuchevskaya, 40V, building 1. E-mail: sveto4r@mail.ru;
Namzhilova Darima Tsyrenovna,
PhD, Associate Professor FGBOU VO East Siberian State University of Technology and Management.
Republic of Buryatia, Ulan-Ude, st. Klyuchevskaya, 40V, building 1. E-mail: darinam@mail.ru
Краткая аннотация: в исследовании осуществлен анализ современного законодательства относительно правового статуса приграничных муниципальных образований. Изменение государственной тактики развития в целом влечет неизменные изменения в организации публичной власти. Так, нами выявлены некоторые проблемы определения правового статуса приграничных муниципальных образований. Действующие концепции развития государственной политики в том числе и в области местного самоуправления должны совершенствоваться далее. При этом современные геополитические изменения показывают необходимость развития приграничного сотрудничества, участниками которых несомненно становятся приграничные муниципальные образования. Методологическую основу исследования составили методы научного познания, сравнения, анализа, позволившие выявить проблемы регулирования правового статуса приграничных муниципальных образований, представлено обоснование необходимости их разрешения, а также представлены некоторые пробелы в законодательстве в исследуемой сфере.
Аbstract: the study carried out an analysis of modern legislation regarding the legal status of border municipalities. A change in state development tactics in general entails permanent changes in the organization of public power. Thus, we have identified some problems in determining the legal status of border municipalities. The existing concepts for the development of state policy, including in the field of local self-government, should be further improved. At the same time, modern geopolitical changes show the need to develop cross-border cooperation, in which border municipalities undoubtedly become participants. The methodological basis of the study was the methods of scientific knowledge, comparison, analysis, which made it possible to identify the problems of regulating the legal status of border municipalities, the rationale for the need to resolve them, as well as some gaps in the legislation in the field under study.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная реформа, приграничное муниципальное образование, приграничное сотрудничество, правовой статус приграничных муниципальных образований, полномочия муниципальных образований.
Keywords: local government, border municipal formation, border cooperation, legal status of border municipalities.
Для цитирования: Мункуева С.А., Намжилова Д.Ц. Некоторые проблемы определения правового статуса приграничных муниципальных образований//Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 147-149. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_147.
For citation: Munkueva S.A., Namzhilova D.Ts. Some problems of determining the legal status of border municipalities // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 147-149. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_147.
Статья поступила в редакцию: 11.02.2023
Особенности развития межгосударственных отношений, поиск наиболее эффективных методов и способов организации как внутригосударственных, так и международных отношений публичных органов власти приводит к необходимости их постоянного теоретико-практического совершенствования. В контексте современных особенностей международных отношений крайне внимательного и точного регулирования требуют в том числе и правовое совершенствование приграничного сотрудничества. При этом особое внимание следует обратить на организацию и правовое совершенствование приграничных муниципальных образований, участвующих в приграничном сотрудничестве.
Одним из вопросов, привлекающих внимание считаем правовой статус приграничных муниципальных образований в свете его недостаточного правового и теоретического закрепления. При этом различие правовых статусов разных видов муниципальных образований неопровержимо [8].
Определение приграничного муниципального образования закреплено в Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа от 28 октября 2015 г. № 2193-р. [7] (далее - Концепция). Так, согласно представленной концепции приграничными муниципальными образованиями являются городское или сельское поселение (населенный пункт), муниципальный район, городской округ, расположенные в пределах дальневосточных приграничных территорий. Как видим, определение несколько неполное, не соответствующее нормам Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 3(219)
ской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ [1], в соответствии с которым перечень видов муниципальных образований гораздо шире, представленного в Концепции. Однако в сложившейся ситуации следует отметить, что Концепцию следовало бы скорректировать в представленной части и привести в соответствие с действующих законодательством
Кроме того, считаем нелишним законодательно закрепить список всех приграничных муниципальных образований в Российской Федерации. В данном случае очевидно, что встает вопрос о том, что количество и виды приграничных муниципальных образований крайне сложно мониторить, ведь вопросы их реорганизации отнесены к их же ведению, что создает определенные проблемы в нормативные акты, закрепляющие перечень приграничных муниципальных образований.
На данный момент подобный перечень приграничных муниципальных образований закреплен Указом Президента РФ от 9 января 2011 г. № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» [6]. Возможно данный указ следует усовершенствовать и внести в него весь перечень приграничных муниципальных образований с указанием тех, на территории которых установлены те или иные ограничения.
Представленный выше вопрос необходимо разрешить в виду очевидности необходимости законодательного совершенствования их правового статуса. Более того, необходимо именно в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. следует внести понятие приграничных муниципальных образований, четко указать на их правовой статус или указать отсылочные нормы. Считаем, что именно законодательное закрепление правового статуса приграничных муниципальных образований, которое на современном этапе не произведено, должно обеспечить наиболее эффективное осуществление местного самоуправления.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] (далее - ФЗ 131) не уточняет особенности осуществления местного самоуправления в приграничных районах, оставляя ссылку на Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-! «О Государственной границе Российской Федерации» [2]. Так, за муниципальными образованиями остаются обязанности по предоставлению земельных участков для нужд защиты Государственной границы; по оказанию помощи пограничным органам, Вооруженным Силам Российской Федерации, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнению их законных предписаний, предоставлению необходимой для их деятельности информации; по созданию условий для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории [2].
Следует обратить внимание на то, что достаточно много нормативных актов содержат нормы относительно правового статуса приграничных муниципальных образований. Так, к таковым относятся Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Концепция внешней политики Российской Федерации, Основы государственной пограничной политики Российской Федерации. Представленный перечень далеко не закрытый, т.к. нормы, отражающиеся на правовом статусе приграничных муниципальных образований, содержатся в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период 2 до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, международных договорах и др. Представленный спектр нормативных правовых актов должен быть взаимосогласован. Следовательно, представляется необходимым не только наиболее полно отобразить права и обязанности приграничных муниципальных образований в ФЗ 131, но и разработать механизм и порядок их осуществления [8].
Сложно не согласиться с авторами, по мнению которых приграничные муниципальные образования следует развивать с учетом особенностей их геополитического расположения. Так, с учетом «поворота» современной государственной стратегии развития «на Восток» считаем, что именно данное направление весьма актуально и требует научно-теоретических исследований.
Интересно то, что в Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа от 28 октября 2015 г. № 2193-р определены различные проблемы развития приграничных муниципальных образований. При этом, в Концепции подчеркивается необходимость их разрешения. Однако нормативных актов, программ, проектов, позволяющих их разрешить на данный момент практически нет. Учитывая такое положение некоторыми авторами предлагается обратить внимание на «проблемы, затрудняющие развитие приграничного (трансграничного) сотрудничества в муниципальных образованиях (например, законодательные пробелы, слабая инфраструктура границы)» [10]. При этом авторами предлагается развивать приграничные муниципальные образования в социально-экономическом плане. Несомненно, с данными выводами следует согласиться, но для начала необходимо законодательно и теоретически определить правовой статус приграничных муниципальных образований.
Выводы: резюмируя, отметим, что о необходимости дальнейшего развития приграничного сотрудничества не вызывает сомнений. Однако при осуществлении такой деятельности необходимо законодательно закрепить правовой статус приграничных муниципальных образований, чего на данный момент н сделано. Так, считаем необходимым скооперировать все нормы, устанавливающие правовой статус муниципальных образований из разных нормативных актов в единый, например, в ФЗ-131. Отметим, что согласно исследованиям многих авторов множество приграничных муниципальных образований находится в сложной социально-экономической ситуации.
Более того, учитывая практику недружественных отношений соседних государств считаем, что следует особое внимание уделять вопросам защиты и охраны государственной границы с установлением более точных и расширенных правомочий муниципальных образований. Однако данный момент требует отдельного научного исследования.
Развитие внешнеэкономических отношений, смена вектора экономического развития нашего государства требует особого подхода к
совершенствованию приграничного сотрудничества муниципальных образований.
Библиогра фия:
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 06.10.2003. №40. Ст. 3822.
2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»// Российская газета. 04.05.1993. № 84.
3. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества»// Собрание законодательства Российской Федерации. -31.07.2017. -№ 31 (часть I). - Ст. 4728
4. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 5 декабря 2016 г. № 49 ст. 6886.
5. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2018 г. № 174 «Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43004
6. Указ Президента РФ от 9 января 2011 г. N 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» //Российская газета. 11 января 2011 г. N 1.
7. Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2193-р //Режим доступа: http://government.ru/docs/25984/
8. Мункуева С.А, Намжилова Д.Ц. Некоторые особенности правового статуса приграничных муниципальных образований /ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 1(205). С.20-21.
9. Шугрина Е. С. Особенности правового статуса разных видов муниципальных образований // Lex russica. № 2 (123) февраль 2017. -С.17-25.
10. Цветкова О.В. Приграничное сотрудничество муниципальных образований Российской Федерации в оценках экспертов // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 4 URL: www.evestnik-mgou.ru
1. Federal Law of October 6, 2003 No. 131-FZ "On the General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation"// Collected
Legislation of the Russian Federation. 06.10.2003. No. 40. Art. 3822.
2. Law of the Russian Federation of April 1, 1993 No. 4730-I "On the State Border of the Russian Federation" / / Rossiyskaya Gazeta. 05/04/1993. No. 84.
3. Federal Law of July 26, 2017 No. 179-FZ "On the fundamentals of cross-border cooperation"// Collected Legislation of the Russian Federation. -
31.07.2017. - No. 31 (Part I). - Art. 4728
4. Decree of the President of the Russian Federation of November 30, 2016 No. 640 "On Approval of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation"
// Collected Legislation of the Russian Federation. December 5, 2016 No. 49 Art. 6886.
5. Decree of the President of the Russian Federation of April 25, 2018 No. 174 "On Approval of the Fundamentals of the State Border Policy of the Russian
Federation" // Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43004
6. Decree of the President of the Russian Federation of January 9, 2011 N 26 "On approval of the list of border areas where foreign citizens, stateless per-
sons and foreign legal entities cannot own land plots" // Rossiyskaya Gazeta. January 11, 2011 N 1.
7. Concept for the development of border areas of the subjects of the Russian Federation that are part of the Far Eastern Federal District, approved by the
order of the Government of the Russian Federation dated October 28, 2015 No. 2193-r // Access mode: http://government.ru/docs/25984/
8. Munkueva S.A., Namzhilova D.Ts. Some features of the legal status of border municipalities // LAW AND STATE: theory and practice. 2022. No. 1(205).
S.20-21.
9. Shugrina E. S. Features of the legal status of different types of municipalities // Lex russica. No. 2 (123) February 2017. -p.17-25.
10. Tsvetkova O.V. Cross-border cooperation of municipalities of the Russian Federation in the assessments of experts // Bulletin of the Moscow State Re-
gional University (electronic journal). 2018. No. 4 URL: www.evestnik-mgou.ru