УДК 342
РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
О. В. Цветкова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Мичуринский проспект, 13-176, Москва, 432011, Россия
В статье рассматривается развитие приграничных территорий Российской Федерации за счет активизации межмуниципального приграничного (трансграничного) сотрудничества. Особое внимание уделяется политико-правовой базе приграничного сотрудничества, автор указывает на «пробелы» в нормативно-правовом регулировании приграничных отношений на муниципальном уровне и предлагает ряд рекомендаций по проекту Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». По результатам эмпирического исследования, проведенного методом экспертных интервью и методом экспертной фокус-группы, определены векторы развития приграничных муниципальных образований и изучен практический опыт приграничного (трансграничного) сотрудничества на примере муниципальных образований Псковской области. По результатам исследования выявлены направления по активизации межмуниципального приграничного (трансграничного) сотрудничества субъектов Российской Федерации, что позволит в полной мере реализовать возможный потенциал приграничных связей Псковской области с сопредельными государствами. Автор предлагает ряд направлений, способствующих активизации приграничного (трансграничного) взаимодействия: создание единого информационного портала, расширение зоны местного приграничного передвижения; создание особой экономической зоны с льготным налоговым режимом; отнесение вопросов приграничного сотрудничества к полномочиям органов местного самоуправления приграничных муниципальных образований; привлечение инвесторов по обе стороны границы и развития предпринимательства путем налоговых льгот для малого и среднего бизнеса в приграничной зоне для совместного ведения проектов; повышение технической оснащенности пропускных пунктов в приграничных муниципальных образованиях. В статье представлены выводы и рекомендации для использования экспертным сообществом и органами государственной власти по вопросу роли местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества в развитии приграничных субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: приграничная территория, приграничные муниципальные образования, приграничное (трансграничное) сотрудничество, Псковская область.
Развитие приграничных территорий и совершенствование законодательства в области приграничного сотрудничества — актуальная проблема. Политика межмуниципального приграничного сотрудничества является частью общей практики государственного приграничного сотрудничества.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2017
Как видно из определений приграничного сотрудничества, взятых из разных источников, единства в понимании этой формы нет. Более того, по поводу территориального масштаба сотрудничества единого мнения не наблюдается. В данной статье под приграничным сотрудничеством понимается совокупность согласованных действий:
— органов государственной власти всех уровней, находящихся на сопредельных территориях;
— местного самоуправления;
— хозяйствующих субъектов;
— общественных организаций, научных и учебных заведений;
— финансовых институтов, направленных на развитие прямых взаимовыгодных и долгосрочных связей предприятий и учреждений (Болотов, 2005, с. 40).
Трансграничное сотрудничество, на наш взгляд, — это особая форма деятельности, осуществляемая на региональном уровне во всех ее общих и частных формах. Трансграничное сотрудничество (crossborder cooperation) — это общение между расположенными по обе стороны государственной границы регионами, самоуправлениями, предприятиями, институционализированными группами интересов и индивидами, а также их совместные акции, направленные на достижение каких-либо целей (Тюйр, 2004, с. 9).
Проблемами приграничных муниципальных образований в налаживании приграничных (трансграничных) контактов являются большая дифференциация приграничных муниципалитетов-соседей и отсутствие законодательно закрепленного разграничения полномочий органов публичной власти в сфере приграничного (трансграничного) сотрудничества. Приграничные регионы зависят от уровня открытости государственных границ. Поскольку каждый соседний регион другого государства обладает уникальным набором особенных черт, в России нет и быть не может единой сложившейся модели построения приграничных отношений.
На сегодняшний день наблюдается ряд проблем приграничных муниципальных образований в сфере приграничного сотрудничества.
Во-первых, ресурс приграничного сотрудничества имеет особую масштабность: Россия занимает первое место в мире по протяженности государственной границы и числу сопредельных государств. Приграничное или прибрежное положение занимают 49 субъектов РФ, почти 400 муниципальных образований, т. е. 70 % территории страны.
Во-вторых, в политико-территориальной структуре Российской Федерации присутствует большая дифференциация приграничных муниципалитетов-соседей.
В-третьих, отсутствует законодательно закрепленное разграничение полномочий органов публичной власти в сфере приграничного (трансграничного) сотрудничества.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРИГРАНИЧНОГО (ТРАНСГРАНИЧНОГО) СОТРУДНИЧЕСТВА СУБЪЕКТОВ РФ
В настоящее время законодательство никак не регулирует сферу межмуниципального сотрудничества в развитии приграничных территорий Российской Федерации. Проект федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации» был принят в первом чтении в 2010 г и с того времени лежит без движения (Проект Федерального закона № 351626-5..., http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=76327&rnd=2 63249.639512119 0).
В ноябре 2016 г. разработан проект поправок к проекту федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». Предпосылками к доработке законопроекта выступило то, что до настоящего времени существуют определенные «пробелы» в его нормативно-правовом регулировании, что не способствует его активному развитию и не позволяет в полной мере реализовать возможный потенциал связей с приграничными государствами (Цветкова, 2015, с. 85).
Правительство Российской Федерации предложило внести в проект федерального закона № 351626-5 «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации» ряд поправок. В данных поправках в отношении приграничных муниципальных образований следует обратить внимание на статьи 8,11,12,13 (Проект поправок., http://www.ved.gov.ru/interreg_cooperation/ project_activity/federal_zakon).
В дополнение к проекту поправок автор выносит рекомендательные предложения по проекту Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». На законодательном уровне необходимо закрепить основные положения:
— заключение на муниципальном уровне соглашений о приграничном сотрудничестве с приграничными муниципальными образованиями сопредельных государств;
— участие приграничных муниципальных образований в разработке и реализации программ и проектов приграничного сотрудничества;
— финансирование приграничной торговли из федерального бюджета по инвестиционным проектам;
— отнести осуществление приграничного сотрудничества в части решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления приграничных муниципальных образований, что создаст условия для формирования конкурентной среды на основе законодательных инициатив региональных (муниципальных) органов управления.
В настоящее время наблюдаются «пробелы» в нормативно-правовом регулировании в отношении приграничного сотрудничества на муниципальном уровне:
— законопроект не предусматривает финансирование приграничной торговли из федерального бюджета;
— отсутствуют проработанные механизмы заключения соглашений о приграничном сотрудничестве субъектами РФ и муниципальными образо-
ваниями, что затрудняет реализацию принятых на себя Российской Федерацией международных обязательств в этой сфере;
— ряд положений законопроекта дублирует действующее законодательство РФ.
Таким образом, в федеральном законе № 351626-5 «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации» особенно важно закрепить на законодательном уровне полномочия органов местного самоуправления приграничных муниципальных образований в сфере приграничного сотрудничества по двум основным положениям: заключение на муниципальном уровне соглашений о приграничном сотрудничестве с приграничными муниципальными образованиями сопредельных государств; участие приграничных муниципальных образований в разработке и реализации программ и проектов приграничного сотрудничества.
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Приграничные субъекты РФ обладают во внутристрановом измерении особенностью, связанной с их географическим положением. В основном они расположены на значительном расстоянии от федерального центра и слабо развиты в социально-экономическом отношении (центр-периферийный подход), но при этом у них существует возможность получать выгоды (импульсы развития) от своего положения при условии приграничного (трансграничного) сотрудничества с сопредельной территорией другого государства (Цветкова, 2016, с. 43).
Исследование по межмуниципальному сотрудничеству в развитии приграничных территорий было проведено методом экспертных интервью и экспертной фокус-группы представителей органов публичной власти Псковской об-ласти1. Проведенные в ходе настоящего исследования экспертные интервью и дискуссии обнаруживают следующие позиции региональных и местных экспертов.
Эксперты в отношении программ приграничного взаимодействия рассматривают приграничное сотрудничество как важный элемент интеграции приграничных муниципальных районов. Многие эксперты высказали опасение в отношении Евросоюза, представители которого политизируют региональное сотрудничество. Отметим, санкции ЕС против России не коснулись программ приграничного сотрудничества, однако в одном из пунктов программного документа возможность блокирования реализации программы указывается в качестве возможного риска.
Эксперты выступают за развитие муниципальных образований в рамках программы приграничного сотрудничества по нескольким направлениям:
1 Исследование проведено при поддержке Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив.
1) создать условия в сфере предпринимательства для ведения бизнеса, т. е. наладить инфраструктуру и логистику в приграничных муниципальных образованиях (например, проведение всевозможных ярмарок, куда бы свою продукцию могли привозить и ремесленники, и фермеры, и мастера народного творчества);
2) способствовать продвижению новых видов продукции (развитие традиционных видов животноводства и альтернативных — продвижение рыболовства за пределы региона);
3) благодаря участию в программе решить вопросы с торфяными пожарами и борщевиком (отдельные приграничные участки муниципальных образований).
Таким образом, эксперты однозначно высказывались за расширение приграничного сотрудничества с целью социально-экономического развития муниципальных образований, но отметили, что ряд важных вопросов в отношении приграничного взаимодействия не относится к компетенции муниципальных образований.
В отношении особой экономической зоны на территории приграничного субъекта РФ с льготными режимами все участники фокус-группы высказались положительно. На территории Псковской области существует особая экономическая зона (ОЭЗ), где действует режим осуществления предпринимательской деятельности, который предусматривает уникальные преимущества для инвесторов: налоговые и таможенные льготы. Режим свободной таможенной зоны (СТЗ), действующий на территории ОЭЗ, позволяет выгодно размещать предприятия, для создания которых зачастую требуется ввозить на территорию России дорогостоящее оборудование и компоненты из-за рубежа. Ввозимые на территорию ОЭЗ иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования. Для резидентов ОЭЗ «Моглино» установлен особый налоговый режим, что позволяет снизить издержки на запуск нового производства.
Как отмечено экспертами в отношении вектора развития производства экспортной продукции, в приграничных муниципальных образованиях сильнее всего развиты пищевая промышленность и машиностроение. В Псковской области расположены предприятия, продукция которых поставляется далеко за пределы региона. Администрация Псковской области выступает за развитие местного производства пищевой промышленности и ведет «политику поддержания местного производителя». Например, ввоз молочных продуктов высокого качества из Белоруссии не поддерживается, хотя качество местного производства намного уступает, тем самым участники не поддержали идею таможенных льгот на ввоз продукции с соседних приграничных государств.
Особо отмечен вектор развития сферы приграничной торговли. Эксперты высказали мнение о востребованности шоп-туров на территории приграничных муниципальных образований. Особо востребованы сегодня у иностранных туристов шоп-туры в Псков за товарами повседневного спроса, и появился
новый термин «Лента-тур». По мнению экспертов, разница курса валют позволяет туристам из Латвии и Эстонии выгодно приобретать товары на приграничной территории муниципальных районов Псковской области. По оценкам экспертов, развитие мегамаркетов в приграничной территории даст особый толчок привлечению шоп-туристов на территорию приграничных муниципальных образований. На сегодняшний день хорошо налажена логистика в виде автобусных туров с Латвией и Эстонией (например «Лента-тур»).
Следует отметить, что экспертное сообщество считает развитие малого предпринимательства не таким важным, как развитие крупного бизнеса, поскольку подчеркивается необходимость развития огромных продовольственных мегацентров на приграничной муниципальной территории. При этом эксперты отмечают недостаточную техническую оснащенность большинства пропускных пунктов и низкое качество дорог в приграничной зоне, хотя логистика шоп-туров из Латвии и Эстонии неплохо отработана.
Все участники фокус-группы высказались за развитие иностранных тур-потоков. Основной аргументацией данной позиции выступал тезис о том, что Псковская область традиционно воспринимается как территория «культурно-познавательного туризма»: «не многие регионы могут похвастаться такой высокой концентрацией памятников истории и культуры — на площади чуть более 55 тыс. кв. км находится более 5000 тысяч объектов культурного наследия». Активно используется слоган «Псковская область — Россия начинается здесь!», символизирующий, с одной стороны, богатый историко-культурный потенциал территории, а с другой — ее самобытность. На данный момент востребован маршрут по следующим направлениям: Псков — Пушкинские горы — Изборск — Печоры. Уникальным турпродуктом может выступить город Великие Луки, который имеет все шансы стать туристическим центром юга Псковской области. Все участники сошлись во мнении, что необходимо модернизировать Псковский аэропорт, так как он не соответствует европейским стандартам.
В отношении вопроса развития предпринимательства в приграничных муниципальных образованиях и налаживания экономических мостов между приграничными муниципалитетами отмечено особое приграничное (трансграничное) взаимодействие между предпринимателями Пскова и Тарту (Эстония). В данную группу входят представители самых различных направлений предпринимательской деятельности и представители бизнеса от Ганзейского сообщества: от обработки металлов до рыбной ловли и перерабатывающей промышленности. Отмечено, что в Псковской области зарегистрировано около 30 предприятий, созданных при участии эстонского капитала.
Таким образом, по результатам работы фокус-группы были выделены основные направления в межмуниципальном приграничном (трансграничном) сотрудничестве, развитию которых необходимо уделить особое внимание на муниципальном уровне:
— таможенно-логистический комплекс в приграничных муниципальных образованиях;
— кластерные инициативы и промышленная кооперация муниципальных образований;
— субъекты малого и среднего бизнеса на приграничной территории, поддержка эспортоориентированных предприятий.
На региональном уровне в приграничном (трансграничном) сотрудничестве отмечена потребность:
— в создании единого окна поддержки экспортеров — возможности поддержки Российского экспортного центра, финансовая и нефинансовая поддержка;
— в развитии железнодорожных транспортных коридоров в приграничных регионах, оптимизация таможенных процедур;
— во внедрении и в реализации инвестиционных проектов в приграничных регионах СЗФО;
— в развитии промышленной кооперации и поддержке кластерных инициатив;
— в поддержке промышленных кластеров, возможность формирования кластера в автомобильной промышленности;
— в правовом регулировании торговых отношений в приграничных территориях, рассмотрение вопросов таможенного права.
Эмпирическую часть исследования составляет экспертный опрос, в котором приняли участие ряд экспертов по приграничному сотрудничеству муниципальных образований Псковской области.
Прежде чем оценивать состояние межмуниципального приграничного сотрудничества, стоит отметить, что экспертами выделяется несколько направлений, находящихся в разной степени развития, в которых приграничное (трансграничное) сотрудничество осуществляется на разных уровнях.
1. Межмуниципальные приграничные проекты на уровне администраций субъектов на сопредельной приграничной территории. В качестве примера таких совместных программ и проектов были названы инфраструктурные проекты (строительство железных дорог, оборудование морских портов), экологические, природные и культурно-исторические проекты (содержание заповедных зон, возрождение памятников истории), про-мышленно-экономические (заключение соглашений о сотрудничестве областей в сфере экономики, строительство заводов).
2. Локальные межрегиональные проекты на уровне муниципалитетов. Чаще всего это социокультурные, гуманитарные, спортивные, молодежно-волонтерские проекты городов-побратимов.
3. Частное приграничное взаимодействие. Это взаимодействие носит самостоятельный характер, реализуется и развивается прежде всего за счет личной мотивации муниципального образования (предпринимателей, образовательных и научных учреждений, общественных организаций).
4. Приграничное взаимодействие населения (трудовая миграция, туризм, шопинг в пределах приграничной зоны).
Говоря о развитии приграничного (трансграничного) сотрудничества региональных властей как объединении усилий и ресурсов для решения совместных задач и реализации общих проектов муниципальных образований, следует отметить, что в данном случае уровень муниципального взаимодействия оценива-
ется неоднозначно. С одной стороны, эксперты соглашаются, что для субъектов РФ замкнутость не характерна, приграничные регионы стараются налаживать связь, но с другой стороны, срабатывает центр-периферийный подход, так как в основном приграничные субъекты РФ удалены от федерального центра и являются дотационными.
Эксперты позитивно оценивают взаимодействие в сфере международного приграничного сотрудничества, особенно это относится к реализации программ приграничного сотрудничества. Традиционно сильной стороной внешних связей Псковской области являются программы приграничного и межрегионального сотрудничества. На данном этапе в рамках Европейского партнерства существуют программы приграничного сотрудничества с Латвией и с Эстонией (Программа приграничного сотрудничества Латвия — Россия 2014-2020, http://economics.pskov.ru/sites/default/files/latviyajop.pdf; Программа приграничного сотрудничества Эстония — Россия 2014-2020, http://inter. lenobl.ru/Files/file/ee_ru_rus.pdf).
Концепция развития муниципалитетов приграничных регионов должна включать в себя, прежде всего, социально-экономическое развитие и концепцию укрепления межгосударственных отношений. Эксперты отмечают потребность в создании единого информационного портала, так как необходимость в нем ощущается не только в российских приграничных муниципалитетах, но и на приграничных территориях соседних государств.
Эксперты однозначно высказались по поводу того, что наблюдается определенный скепсис в отношении экономический кооперации муниципалитетов. Экономическая интеграция приграничных территорий возможна только в результате длительной совместной работы муниципальных образований в отношении приграничного (трансграничного) сотрудничества. Программы приграничного сотрудничества в муниципальных образованиях Псковской области в основном работают в культурной сфере (культурный обмен).
Для развития приграничных муниципальных образований в экономической сфере необходимо привлечение инвестиций, в том числе иностранных (особенно иностранных, так как вместе с ними приходят современные технологии и доступ к европейскому рынку). Эстонцы и латыши проявляют интерес к заготовке и переработке леса, транспортной сфере, производству стройматериалов и мебели, туристическим проектам и гостиничному хозяйству, переработке рыбной продукции. На данный момент большая часть совместных предприятий работает в сфере торговли и сервиса, а не товарного производства. Нельзя обойти вниманием и «серый сектор» экономики: жители приграничных районов давно оценили разницу цен в Псковской области и Евросоюзе.
Также эксперты положительно высказались в отношении расширения зоны местного приграничного передвижения — изменения радиуса безвизовой зоны с 30 до 150 км.
Таким образом, выделим основные векторы развития приграничного (трансграничного) сотрудничества муниципальных образований Псковской области:
— развитие иностранных турпотоков на приграничной территории с элементами шоп-туризма;
— развитие особой экономической зоны на территории приграничных муниципальных образований с льготными режимами;
— развитие предпринимательства на территории ОЭЗ «Моглино».
В заключение можно высказать следующие рекомендации по развитию местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества приграничных субъектов Российской Федерации.
1. Создать интегрированную и унифицированную нормативно-правовую базу приграничного (трансграничного) сотрудничества. Возможно, с этой целью следует создать единый информационный портал, на котором любые заинтересованные лица или организации смогут получить консультацию.
2. Для создания каналов информационного обмена между приграничными территориями, а в перспективе и интеграции информационного поля, необходимо развивать в пространстве уже существующих средств массовой информации приграничный (трансграничный) компонент.
3. Расширить зону местного приграничного передвижения, изменив радиус безвизовой зоны с 30-50 км до 150 км.
4. Создать особую экономическую зону (ОЭЗ) с льготным налоговым режимом, которая будет предоставлять инвесторам возможность размещения производства на территориях с выгодным географическим положением.
5. Проработать механизмы заключения соглашений о приграничном сотрудничестве субъектами РФ, а также муниципальными образованиями в федеральном законе «О приграничном сотрудничестве». Регламентировать федеральным законодательством реализацию приграничными регионами прав, предоставленных им международным законодательством.
6. В федеральном законе «О приграничном сотрудничестве» отнести осуществление приграничного сотрудничества в части решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления приграничных муниципальных образований, которые на практике решают большинство возникающих вопросов, особенно оперативного характера, что создаст условия для формирования конкурентной среды на основе законодательных инициатив региональных (муниципальных) органов управления.
7. Привлечь инвесторов по обе стороны границы для совместного ведения проектов и развивать предпринимательство путем налоговых льгот для малого и среднего бизнеса в приграничной зоне.
8. Определить статус приграничной торговли с учетом положений законодательных актов Российской Федерации. Для этого необходимо провести с сопредельными странами переговоры в целях корректировки положений действующих соглашений и подписания новых соглашений по приграничной торговле, определив в них перечень пограничных регионов и глубину приграничных территорий.
9. Повысить техническую оснащенность пропускных пунктов приграничных субъектов РФ. Эта рекомендация актуальна для российской границы, которая ранее выполняла, главным образом, барьерную функцию.
10. Ввести особый финансовый режим в пределах приграничных территорий. Например, в результате развития сотрудничества в финансово-кредитной сфере и реализации «Соглашения о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах» у предприятий — участников внешнеэкономической деятельности появилась возможность расчетов по внешнеторговым контрактам в национальных валютах и возможность снижения издержек за счет отсутствия курсовых рисков.
11. Четче определить статус приграничной торговли с учетом положений законодательных актов РФ в связи с тем, что в настоящее время понятию приграничной торговли, и это нередко отражено в действующих соглашениях о приграничной торговле, придается необоснованно широкое толкование. Оно сводится, по существу, к торговле между целыми, иногда даже несопредельными регионами двух государства.
12. Предоставить объем налоговых и таможенных льгот для развития совместного предпринимательства и реализации совместных крупных ресурсных проектов на российской приграничной территории. В настоящее время предпринимательская деятельность на приграничных территориях осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах без специальных льгот. Предоставление каких-либо таможенных и налоговых льгот предусмотрено только в особых экономических зонах, которые со временем могут быть трансформированы в проекты приграничных торгово-экономических комплексов.
13. Усилить внимание к проектам, направленным на интенсификацию транспортного сообщения на приграничных территориях и развитие локальных объектов дорожной инфраструктуры муниципальных образований с целью стимулирования социально-экономического развития соседних областей. Особый интерес представляет использование опыта отдельных еврорегионов в сфере охраны водных ресурсов.
Литература
Болотов Д. А. Приграничное (международное) сотрудничество в системе межмуниципального взаимодействия. СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2005. 118 с.
Программа приграничного сотрудничества Латвия — Россия 2014-2020. URL: http://eco-nomics.pskov.ru/sites/default/files/latviyajop.pdf (дата обращения: 01.03.2017).
Программа приграничного сотрудничества Эстония-Россия 2014-2020. URL: http://inter. lenobl.ru/Files/file/ee_ru_rus.pdf (дата обращения: 01.03.2017).
Проект Федерального закона № 351626-5 «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=P RJ&n=76327&rnd=263249.639512119#0 (дата обращения: 01.03.2017).
Проект поправок к проекту федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». URL: http://www.ved.gov.ru/interreg_cooperation/project_ activity/federal_zakon/ (дата обращения: 01.03.2017).
Тюйр К. Базовые Понятия Трансграничного Сотрудничества // Справочник по трансграничному сотрудничеству. Таллинн: Velvet, 2004. С. 9-10.
Цветкова О. В. Границы и межрегиональные отношения в политико-территориальной структуре России: технологии моделирования. Ульяновск: УлГУ, 2016. 384 с.
Цветкова О. В. Политико-правовые проблемы пограничных регионов // Власть. Москва. 2015. № 9. С. 83-88.
Цветкова Ольга Викторовна — кандидат политических наук, доцент [email protected]
Статья поступила в редакцию: 3 марта 2017 г; рекомендована в печать: 13 апреля 2017 г
Для цитирования: Цветкова О. В. Роль местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества в развитии приграничных территорий Российской Федерации (на примере Псковской области) // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. Т. 13, № 2. С. 65-76.
THE ROLE OF LOCAL GOVERNMENT AND INTER-MUNICIPAL COOPERATION IN THE DEVELOPMENT OF BORDER TERRITORIES OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF PSKOV REGION)
Olga V. Tsvetkova
Moscow State University named after M. V. Lomonosov,
13-176, Michurinsky Prospekt, Moscow, 432011, Russia, [email protected]
The article discusses the development of border territories of the Russian Federation through enhanced inter-municipal cross-border (transboundary) cooperation. Special attention is paid to the political-legal basis of border cooperation, the author points to "gaps" in the legal regulation of cross-border relations at the municipal level, and proposes a number of recommendations on the draft Federal law "On the fundamentals of cross-border cooperation in the Russian Federation". According to the results of empirical research conducted by means of expert interviews and expert focus groups, identified the vectors of development of border municipalities and studied the practical experience of cross-border (transboundary) cooperation on the example of municipalities of the Pskov region. The results of the study identified areas to enhance inter-municipal cross-border (transboundary) cooperation of subjects of the Russian Federation that will allow to fully realize the possible potential of cross-border relations of the Pskov region with neighboring States. The author suggests a number of areas that contribute to enhancing cross-border (transboundary) cooperation: the creation of a single information portal, expanding the zone of local border movement; the creation of a special economic zone with preferential tax regime; the allocation of cross-border cooperation to the powers of local authorities in border municipalities; involvement of investors on both sides of the border and development of entrepreneurship through tax incentives for small and medium businesses in the border area for joint projects; improving the technical equipment of checkpoints in the border municipalities. The article presents conclusions and recommendations for the expert community and public authorities in relation to the role of local government and inter-municipal cooperation in the development of frontier subjects of the Russian Federation.
Keywords: border area, the border of the municipal formation, cross-border (transboundary) cooperation, Pskov oblast.
References
Bolotov D. A. Prigranichnoe (mezhdunarodnoe) sotrudnichestvo vsisteme mezhmunitsipal'nogo vzaimodeistviia [Cross-Border (international) cooperation in the system of inter-municipal relations]. St. Petersburg, St. Petersburg Polytechnical University Press, 2005. 118 p. (In Russian)
Programma prigranichnogo sotrudnichestva Latviia — Rossiia 2014-2020 [Latvia-Russia Cross Border Cooperation Programme 2014-2020]. Available at: http://economics.pskov.ru/sites/default/ files/latviyajop.pdf (accessed: 01/03/2017). (In Russian)
Programma prigranichnogo sotrudnichestva Estoniia — Rossiia 2014-2020 [Estonia-Russia Cross Border Cooperation Programme 2014-2020]. Available at: http://inter.lenobl.ru/Files/file/ ee_ru_rus.pdf (accessed: 01.03.2017). (In Russian)
Proekt Federal'nogo zakona № 351626-5 «Ob osnovakh prigranichnogo sotrudnichestva v Rossiiskoi Federatsii» [The draft Federal law № 351626-5 "On the fundamentals of cross-border cooperation in the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cg i?req=doc&base=PRJ&n=76327&rnd=263249.639512119#0 (accessed: 01.03.2017). (in Russian)
Proekt popravok k proektu federal'nogo zakona «Ob osnovakh prigranichnogo sotrudnichestva v Rossiiskoi Federatsii» [Draft amendments to draft Federal law "On the basis of cross-border cooperation in the Russian Federation"]. Available at: http://www.ved.gov.ru/interreg_cooperation/ project_activity/federal_zakon/ (accessed: 01.03.2017). (In Russian)
Tiuir K. Bazovye Poniatiia Transgranichnogo Sotrudnichestva [The Basic Concepts of cross-border Cooperation]. Spravochnik po transgranichnomu sotrudnichestvu [Handbook on cross-border cooperation]. Tallinn, Velvet Publ., 2004, pp. 9-10. (In Russian)
Tsvetkova O. V. Granitsy i mezhregional'nye otnosheniia v politiko-territorial'noi strukture Rossii: tekhnologii modelirovaniia [Border and inter-regional relations in the political-territorial structure of Russia: simulation technology]. Ul'ianovsk, UlGU Publ., 2016. 384 p. (In Russian)
Tsvetkova O. V. Politiko-pravovye problemy pogranichnykh regionov [Political and legal problems of the border regions]. Vlast'. Moscow, 2015, no. 9, pp. 83-88. (In Russian)
For citation: Tsvetkova O. V. The role of local government and inter-municipal cooperation in the development of border territories of the Russian Federation (on example of Pskov region). Political Expertise: POLITEX, 2017, vol. 13, no. 2, pp. 65-76.