Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЗАУРАЛЬЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЗАУРАЛЬЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ПРИГРАНИЧЬЕ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИ-ТИЯ (СЭР) / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА СТРАТЕГИИ СЭР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Студентова Е. А.

В связи с возрастающим интересом государства к формированию и развитию конкурентных преимуществ приграничных территорий РФ перед приграничьем сопредельных государств актуальным становится вопрос поиска путей преодоления кризисного состояния таких территорий. Замедленное социально-экономическое развитие приграничья связано, во-первых, с недостаточной реализацией потенциала территорий как субъектов с особым географическим положением, а во-вторых, с отсутствием единых норм формирования стратегий социально-экономического развития муниципалитетов в Российской Федерации. Цель работы заключается в разработке структуры стратегии социально-экономического развития муниципального образования с учетом приграничного потенциала территории. В статье проведен анализ нормативно-правовой базы и авторских подходов к формированию стратегических документов муниципальных территорий, выделены основные элементы их структуры, отражена необходимость учета уникальности территории на примере приграничного потенциала. Предложен авторский подход к формированию структуры стратегии социально-экономического развития с учетом приграничного потенциала. Особое внимание уделено анализу текущего состояния социально-экономического развития территории, так как он позволяет выявить ресурсы стратегического развития. Отмечено, что фактор приграничности как стратегический ресурс может стать определяющим при выборе «локомотивов развития» территории. Проведен контент-анализ содержания действующих стратегических документов (на примере приграничных территорий Курганской области), показавший несогласованность действующих стратегий и игнорирование районами собственного приграничного положения как ресурса развития. Сделан вывод о том, что единый формат стратегического планирования на уровне муниципалитета с учетом присущей территории специфики приведет к повышению качества содержания стратегических документов и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Студентова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FEATURES OF A STRATEGY FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE BORDER MUNICIPALITIES OF THE TRANS-URALS

In connection with the growing interest of the state in the formation and development of competitive advantages of the border territories of the Russian Federation over the border of neighboring states, the issue of finding ways to overcome the crisis state of such territories becomes urgent. Slowed socio-economic development of the border region is associated, firstly, with the insufficient realizationof the potential of territories as subjects with a special geographical position, and, secondly, with the lack of uniform rules for the formation of strategies for the socio-economic development of municipalities in the Russian Federation. The purpose of the work is to develop the structure of a strategy for the socio-economic development of the municipality, taking into account the border potential of the territory. The article analyzes the regulatory framework and author's approaches to the formation of strategic documents of municipal territories, highlights the main elements of their structure, reflects the need to take into account the uniqueness of the territory by the example of crossborder potential. The author's approach to the formation of the structure of a strategy for socio-economic development with regard to cross-border potential is proposed. Particular attention is paid to the analysis of the current state of socio-economic development of the territory, as it allows you to identify the resources of strategic development. It is noted that the factor of crossborderness as a strategic resource can become decisive when choosing the “locomotives of development” of the territory. A content analysis of the content of existing strategic documents (on the example of the border territories of the Kurgan region) was carried out, which showed the inconsistency of existing strategies and the disregard of their own border position as a development resource. It is concluded that a single format of strategicplanning at the municipal level, taking into account the inherent specificity of the territory, will lead to an increase in the quality of the content of strategic documents and municipal management.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЗАУРАЛЬЯ»

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. № 2

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTH ECONOMY

Особенности разработки стратегии социально-экономического развития приграничных муниципальных образований Зауралья*

Development Features of a strategy for socio-economic development of the border municipalities of the Trans-Urals

DOI: 10.34130/2070-4992-2020-2-15-26

УДК 332.1

Е. А. Студентова, Курганский государственный университет, Курганский филиал Института экономики УрО РАН (Курган, Россия).

E. A. Studentova, Kurgan State University; the Ural branch of Russian Academy of Sciences (Kurgan, Russia)

В связи с возрастающим интересом государства к формированию и развитию конкурентных преимуществ приграничных территорий РФ перед приграничьем сопредельных государств актуальным становится вопрос поиска путей преодоления кризисного состояния таких территорий. Замедленное социально-экономическое развитие приграничья связано, во-первых, с недостаточной реализацией потенциала территорий как субъектов с особым географическим положением, а во-вторых, с отсутствием единых норм формирования стратегий социально-экономического развития муниципалитетов в Российской Федерации. Цель работы заключается в разработке структуры стратегии социально-экономического развития муниципального образования с учетом приграничного потенциала территории. В статье проведен анализ нормативно-правовой базы и авторских подходов к формированию стратегических документов муниципальных территорий, выделены основные элементы их структуры, отражена необходимость учета уникальности территории на примере приграничного потенциала. Предложен авторский подход к формированию структуры стратегии социально-экономического развития с учетом приграничного потенциала. Особое внимание уделено анализу текущего состояния социально-экономического развития территории, так как он позволяет выявить ресурсы стратегического развития. Отмечено, что фактор приграничности как стратегический ресурс может стать определяющим при выборе «локомотивов развития» территории. Проведен контент-анализ содержания действующих стратегических документов (на примере приграничных территорий Курганской области), показавший несогласованность действующих стратегий и игнорирование районами собственного приграничного положения как ресурса развития. Сделан вывод о том, что единый формат стратегического планирования на уровне муниципалитета с учетом присущей территории специфики приведет к повышению качества содержания стратегических документов и муниципального управления.

Ключевые слова: приграничная территория, приграничье, стратегия социально-экономического развития (СЭР), муниципальное образование, структура стратегии СЭР

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Института экономики УрО РАН за 2018-2020 гг. по теме НИР «Модели социальной и экономической адаптации населения региона в условиях перехода к динамичному развитию» (№ гос.рег. 0404-2019-0012).

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 2

In connection with the growing interest of the state in the formation and development of competitive advantages of the border territories of the Russian Federation over the border of neighboring states, the issue of finding ways to overcome the crisis state of such territories becomes urgent. Slowed socio-economic development of the border region is associated, firstly, with the insufficient realization of the potential of territories as subjects with a special geographical position, and, secondly, with the lack of uniform rules for the formation of strategies for the socio-economic development of municipalities in the Russian Federation. The purpose of the work is to develop the structure of a strategy for the socioeconomic development of the municipality, taking into account the border potential of the territory. The article analyzes the regulatory framework and author's approaches to the formation of strategic documents of municipal territories, highlights the main elements of their structure, reflects the need to take into account the uniqueness of the territory by the example of cross-border potential. The author's approach to the formation of the structure of a strategy for socioeconomic development with regard to cross-border potential is proposed. Particular attention is paid to the analysis of the current state of socio-economic development of the territory, as it allows you to identify the resources of strategic development. It is noted that the factor of cross-borderness as a strategic resource can become decisive when choosing the "locomotives of development" of the territory. A content analysis of the content of existing strategic documents (on the example of the border territories of the Kurgan region) was carried out, which showed the inconsistency of existing strategies and the disregard of their own border position as a development resource. It is concluded that a single format of strategic planning at the municipal level, taking into account the inherent specificity of the territory, will lead to an increase in the quality of the content of strategic documents and municipal management.

Keywords: Border territory, frontier territory, socio-economic development strategy, municipality, structure of socio-economic development strategy

Введение и постановка проблемы

Важность развития приграничных территорий в современных реалиях обусловлена рядом нормативно-правовых актов, среди которых особое место занимают 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (действующий с 2017 года) [1], Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена в 2019 году) [2] и Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации [3]. Данные документы утверждают, что сбалансированное развитие субъектов нашей страны должно базироваться на конкурентных преимуществах приграничных территорий перед приграничьем сопредельных государств [4]. К сожалению, сегодня российское приграничье относят к категории кризисного. Стагнация прилегающих к границе муниципальных образований связана с рядом факторов: 1) приграничный потенциал таких территорий игнорируется местными властями и не учитывается как ресурс социально-экономического развития (СЭР); 2) в России отсутствуют единые стандарты формирования стратегий СЭР, иными словами, законодательно определено и утверждено содержание стратегий развития на региональном и общероссийском уровнях (рис. 1).

Рис. 1. Уровни и содержание стратегий социально-экономического развития в РФ.

Источник: составлено автором на базе ФЗ-172 [1]

На предложенной схеме видно, что не только содержание стратегии социально-экономического развития, но и сама необходимость ее разработки определяется органами местного самоуправления муниципального образования. Отсутствие единых норм приводит к несогласованности стратегий муниципалитетов, хаотичному представлению информации в самом документе и недостаточному вниманию к отражению и использованию стратегических преимуществ рассматриваемой территории в целом и ее приграничного потенциала в частности. Следовательно, актуальным вопросом представляется разработка единой структуры стратегии СЭР муниципального образования с учетом особенностей конкретной рассматриваемой территории в целом и приграничного потенциала в частности.

Состояние изученности проблемы

Вопросам развития приграничных территорий посвящены работы следующих авторов: 1) Л. Л. Бож-ко [5] рассматривает возможности развития таких территорий в рамках трех возможных сценариев: а) сценарий, основанный на координации деятельности территорий; б) сценарий, основанный на селективном взаимодействии территорий; в) сценарий, предполагающий эпизодический характер отношений. Наиболее эффективным автор считает первый сценарий (максимальное взаимодействие), однако показывает, что, к сожалению, в «чистом» виде он существовать не может; 2) Я. В. Ободец, А. В. Павлюко-ва [6] выделяют два уровня в рамках стратегий социально-экономического развития: капитальные инвестиции в регион и развитие духовно-нравственной и гуманитарной сфер; 3) В. С. Антонюк и Г. В. Эрлих [7] посвятили свою работу исследованию влияния состояния таможенной инфраструктуры на уровень развития приграничья; 4) А. И. Костяев, А. А. Мицкевич, П. А. Мицкевич, Р. Юрчак [8], которые видят решение проблем приграничных территорий в развитии механизма трансграничного сотрудничества.

Вне зависимости от рассматриваемой области в рамках проблематики развития приграничных территорий авторы отмечают текущее кризисное состояние приграничных территорий России. Несмотря на это, исследователи сходятся во мнении, что уникальное географическое положение территории может (и должно быть) потенциальным фактором развития, который нельзя игнорировать. Следовательно, отражение фактора приграничности в документах стратегического планирования может стать толчком в развитии приграничных муниципальных образований.

В рамках проблематики формирования структуры стратегий СЭР территорий можно выделить следующие подходы:

1) подход, основанный на согласованности стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, субъектов РФ и страны в целом. В основе подхода - единая система механизмов разработки стратегий на всех уровнях, т. е. на первый план выдвигаются интересы страны, в соответствии с которыми разрабатываются муниципальные документы. Данный подход наиболее характерен для отечественных авторов [9-13]. Основное преимущество - в целостности системы стратегического планирования и прогнозирования, способствующей тесной координации на уровнях муниципальных образований, субъектов РФ и России в целом. При этом в качестве одной из основных проблем разработки стратегий муниципального уровня выделяется отсутствие жесткого закрепления требований к документам на уровне муниципалитета, а также (в некоторых случаях) игнорирование особенностей территории и нужд муниципального образования;

2) противоположным первому можно считать подход, наиболее характерный для зарубежных авторов [14-24], который основывается на выделении конкурентных преимуществ конкретного муниципального образования и обеспечении текущих нужд населения региона. Ключевая особенность подхода в упоре на уникальность территории при планировании и разработке документов СЭР, иными словами, интересы муниципалитета оказываются «важнее» интересов государства. К недостаткам подхода можно отнести сложность формирования единой структуры стратегии СЭР муниципальных образований и согласования документов на уровнях регионов и страны.

Общим для вышеперечисленных подходов является отражение необходимости наличия единых механизмов (или требований) разработки муниципалитетами стратегических документов с целью повышения качества их содержания.

Формирование требований к содержанию стратегий СЭР муниципальных образований

К сожалению, на сегодняшний день не существует единых требований к содержанию стратегий социально-экономического развития муниципального образования. В условиях отсутствия унифицированной формы каждый муниципалитет самостоятельно формирует данный документ и, как следствие,

их содержания значительно отличаются, что приводит к ряду трудностей, связанных с поиском информации и проведением анализа стратегий. Анализ проблематики показал, что субъекты Федерации при необходимости могут разрабатывать для входящих в них территорий рекомендованную структуру муниципальных стратегических планов [25], также существуют авторские методические инструментарии формирования стратегий муниципалитетов. Рассмотрим предлагаемый инструментарий и сформируем на его основе универсальную структуру стратегического плана муниципального образования.

На основании распоряжения об утверждении методики стратегического планирования [25] сформирована структура стратегии социально-экономического развития (СЭР) муниципального образования (рис. 2).

1.1 Оценка показателей СЭР

1 Оценка достигнутых целей СЭР 1.2 Анализ развития СЭР (З'^ОТ-анализ)

муниципалитета 1.3 Выводы об ограничениях и факторах, повлиявших на показатели СЭР

Стратегия социально-экономического развития (СЭР) муниципального образования 2.1 Цели СЭР

2 Направления СЭР 2.2 Задачи СЭР

2.3 Приоритеты СЭР

3 Сценарии СЭР 3.1 Краткое описание вероятных сценариев СЭР

3.2 Обоснование выбора целевого сценария СЭР

4.1 Конкурентные преимущества и перспективы развития отраслей

4 Определение развития отраслей экономиики и инфраструктуры 4.2 Внешние и внутренние рынки

4.3 Инвестиционные проекты и инвесторы

5 Пространственное развитие

4.4 Ожидаемый результат развития отрасли

б Ожидаемые результаты реализации Стратегии В разрезе каждого элемента целеполагания, с учетом долгосрочного прогноза СЭР

7 Сроки и этапы реализации Стратегии 8 Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии

9 Система управления и мониторинга реализации Стратегии 9.1 Контроль реализации Стратегии

9.2 Порядок мониторинга и сроки его проведения

Рис. 2. Структура стратегии социально-экономического развития согласно распоряжению № 14 города Архангельска от 2017 г. Источник: составлено автором на базе [25]

Согласно рассматриваемому нормативно-правовому документу, в структуре стратегии СЭР муниципалитета выделено 9 ключевых разделов, охватывающих информацию от оценки показателей текущего состояния территории до ожидаемых результатов развития с учетом необходимых ресурсов и сроков.

Помимо нормативно-правовой базы нами были проанализированы авторские подходы [9-13] к формированию стратегий развития муниципальных образований. Анализ подходов к содержанию стратегий СЭР муниципалитетов показал, что к элементам, выделяемым большинством авторов, относятся:

- анализ текущего состояния СЭР муниципалитета;

- целеполагание;

- сценарии развития;

- ресурсное обеспечение реализации стратегии.

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. № 2

Однако данные элементы могут включать в себя довольно широкий спектр вопросов, что в итоге и приводит к несогласованности стратегий на муниципальном уровне. В связи с этим наиболее рациональными представляются методики с большим количеством этапов, следование которым позволит унифицировать документы стратегического планирования на уровне муниципалитета. Кроме уже рассмотренных этапов целесообразно расширить существующие подходы элементом, отражающим особенности каждой конкретной территории. Такая необходимость связана с многообразием и неравномерным развитием муниципальных образований, что требует индивидуального подхода к каждому из них [26]. Опора на специфические для муниципалитета способы решения вопросов и проблем позволит выделить ограничения и перспективы развития, характерные для конкретной территории, что приведет к повышению качества документа и, как следствие, качества муниципального управления [27]. Стратегическое планирование на муниципальном уровне должно базироваться на оптимальном сочетании соблюдения требований национальной безопасности и учета возможностей и ограничений пространственного развития [28; 29], что особенно актуально для приграничных территорий ввиду их особого географического положения. При этом главной целью стратегического планирования на уровне муниципального образования должен быть выход на самодостаточный уровень развития, для этого содержание стратегий развития должно быть смещено в сферу внутренней политики территорий. В то же время при разработке стратегических документов перед органами местного самоуправления стоит задача взаимной увязки системы приоритетных направлений СЭР территории с целевыми сценариями социально-экономического развития субъекта РФ и Российской Федерации в целом [9]. Также необходимо учитывать возможности межмуниципального взаимодействия территорий в разрезах распределения ресурсов, размещения производства, оптимального организационного взаимодействия и т. д. Иными словами, суть стратегии развития сводится к достижению компромисса всех сторон, т. е. обеспечению единства стратегического планирования на всех уровнях: страны, субъектов и муниципальных образований [28].

На базе источников [25-30] предложен авторский подход к формированию структуры стратегии социально-экономического развития приграничной территории (рис. 3).

Рис. 3. Структура стратегии социально-экономического развития приграничной территории.

Источник: составлено автором на базе [25-30]

На наш взгляд, предложенная структура максимально полно охватывает основные положения и цели стратегического планирования на муниципальном уровне, учитывая при этом индивидуальные особенности конкретной территории (в данном случае - приграничной). В частности, фактор пригранично-сти предлагается как элемент следующих разделов:

1) Раздел 2. Анализ текущего состояния СЭР: наряду с универсальными показателями (человеческий потенциал, земельно-имущественный комплекс, уровень жизни и др.) целесообразно оценить показатели, характеризующие уникальность рассматриваемой территории, в частности использование приграничного потенциала, так как критерий приграничности является ресурсом стратегического развития;

2) Раздел 5. Направления развития отраслей экономики и инфраструктуры: фактор приграничности как стратегический ресурс определяет направления развития отдельных отраслей экономики и может стать определяющим фактором выбора «локомотивов развития» территории.

Контент-анализ содержания стратегий социально-экономического развития приграничных территорий Курганской области

Для оценки согласованности стратегического планирования на муниципальном уровне был проведен контент-анализ стратегий социально-экономического развития приграничных территорий Курганской области, который показал, что структура действующих документов значительно отличается для каждого территориального образования. С одной стороны, это приводит к неполному отражению информации о муниципальном образовании, с другой стороны, индивидуальный подход к стратегическому планированию позволяет отражать моменты, существенные для конкретного района. Результаты контент-анализа на основании предложенной структуры стратегий СЭР приграничных территорий представлены в таблице.

Таблица

Контент-анализ содержания стратегий социально-экономического развития приграничных территорий Курганской области

Структура стратегии социально-экономического развития муниципального образования Отражение элемента в документе

Половинский район Звериноголовский район Куртамышский район Макушинский район Петуховский район Притобольный район Целинный район

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Основные положения

1.1 Ключевые понятия - - - - - - -

1.2 Методология - - - - - - -

1.3 Основания разработки / / / / / / /

1.4 Участники / / - / / - -

2 Анализ текущего состояния СЭР

2.1 Оценка показателей СЭР / / / / / / /

2.2 Анализ развития (8ШОТ-анализ) / / - - / / /

2.3 Оценка использования приграничного потенциала - / - - / - /

2.4 Выводы об ограничениях и факторах, повлиявших на показатели СЭР / / - / / / /

3 Целеполагание

3.1 Цели СЭР / / / / / / /

3.2 Задачи СЭР / / / / / / /

3.3 Приоритеты СЭР / / / / / / /

4 Сценарии СЭР

4.1 Вероятные сценарии - / - / / / /

4.2 Целевой сценарий - / - / / / /

5 Направления развития отраслей экономики и инфраструктуры

5.1 Конкурентные преимущества и направления развития отраслей / / - / / / /

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6 7 8

5.2 Внешние и внутренние рынки - - - - - - -

5.3 Инвестиционные проекты и инвесторы Z Z Z Z Z Z Z

5.4 Ожидаемый результат развития отрасли Z Z Z Z Z - Z

5.5 Определение «локомотивов развития» Z - - - - - -

5.6 Использование фактора приграничности - Z - Z - - -

6 Пространственное развитие Z - - - Z - -

7 Ожидаемые результаты реализации стратегии Z Z Z Z Z Z Z

8 Сроки и этапы реализации стратегии Z Z - Z Z - Z

9 Ресурсное обеспечение реализации стратегии Z* Z - Z* Z - Z*

10 Система управления и мониторинга реализации стратегии Z Z - - Z - Z

10.1 Контроль реализации стратегии Z - - - Z - Z

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.2 Порядок мониторинга и сроки его проведения Z Z - - Z - Z

Источник: составлено автором на базе [31-37].

Примечание: п. 9 таблицы - означает, что в стратегии приведен ресурсный потенциал территории, но отсутствует его оценка для целей реализации стратегии (предложенный элемент отражен не в полной мере).

Примечательно, что в рассматриваемых стратегиях социально-экономического развития районы, отразившие фактор приграничности как потенциальный ресурс (Петуховский и Целинный районы), не связывают с ним направления развития отраслей экономики и инфраструктуры. При этом есть муниципальное образование (Макушинский район), которое планирует развитие отраслей с учетом специфики приграничного положения, но при этом не проводит оценку использования приграничного потенциала и не отражает фактор приграничности как сильную сторону территории. Единственный из рассматриваемых районов (Звериноголовский) учитывает фактор приграничности как сильную сторону территории (указан в SWOT-анализе в рамках оценки сферы «Транспорт и связь») и использует его для планирования стратегического развития отраслей экономики (в частности, планируется транспортное сотрудничество с Республикой Казахстан и создание единого спортивно-культурного пространства). Стоит также отметить, что структура рассмотренных стратегий СЭР значительно отличается, что затрудняет их анализ. Приведение стратегического планирования к единому формату позволит более полно отражать существенную информацию о муниципальных образованиях, а также планировать развитие территории с учетом присущей ей специфики, что в итоге должно привести к повышению качества содержания таких документов и, как следствие, качества муниципального управления.

Заключение

Для целей преодоления кризисного состояния приграничных муниципальных образований Российской Федерации на основании ряда нормативно-правовых актов и анализа авторских подходов была разработана структура стратегии социально-экономического развития приграничной территории. Ее ключевая особенность заключается в полном охвате основных положений и целей стратегического планирования на уровне муниципалитета с учетом приграничного потенциала территории как ресурса развития. В частности, предлагается включить анализ реализации потенциала приграничья как территории с особым географическим положением в раздел анализа текущего состояния СЭР муниципалитета, а также использовать фактор приграничности как определяющий при выборе «локомотивов развития» территории. Такой подход позволит планировать развитие каждого муниципального образования с учетом его индивидуальных особенностей.

Предлагаемый для территориальных стратегических документов единый формат также упростит отражение возможностей взаимной увязки системы приоритетных направлений СЭР территории с целевыми сценариями социально-экономического развития субъекта РФ и Российской Федерации в целом. Таким образом, суть стратегии развития будет сведена к обеспечению единства стратегического планирования на всех уровнях: страны, субъектов и муниципальных образований (включая межмуниципальное взаимодействие).

В данном исследовании был также проведен контент-анализ действующих стратегий социально-экономического развития приграничья Курганской области (граница с Республикой Казахстан), позволивший сделать следующие выводы: 1) отсутствие унифицированных требований к содержанию доку-

ментов стратегического планирования приводит к их несогласованности, затрудняет анализ и допускает утверждение документов, не в полной мере охватывающих специфику и перспективы развития территории; 2) при формировании документов стратегического развития муниципалитетов, прилегающих к государственной границе, их приграничный потенциал часто игнорируется или упоминается как сильная сторона в рамках SWOT-анализа без дальнейшей оценки перспектив развития, основанных на таком потенциале (в частности, из 7 рассмотренных районов только 1 планирует дальнейшее развитие с учетом фактора приграничности). В результате игнорируется фактор, использование которого может стать для приграничной территории первым шагом к выходу из состояния стагнации.

Таким образом, предложенный единый формат документа стратегического планирования позволит более полно отражать существенную информацию о муниципальных образованиях, а также планировать развитие территории с учетом присущей ей специфики, что в конечном счете должно привести к повышению качества содержания таких документов и, как следствие, качества муниципального управления.

Список литературы

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 25.11.2019).

2. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/ PILOT/main.htm (дата обращения: 19.04.2020).

3. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_30364/f9aa6cb5043d4f74b58f06d014a947d9d7bd8e9b/ (дата обращения: 30.05.2020).

4. Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2193-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/420313859 (дата обращения: 17.12.2019).

5. Божко Л. Л. Сценарные подходы к развитию приграничных территорий // ТДР. 2010. № 11. С. 3-5.

6. Ободец Я. В., Павлюкова А. В. Методические подходы к обеспечению пространственного развития приграничной территории // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-obespecheniyu-prostranstvennogo-razvitiya-prigranichnoy-territorii (дата обращения: 20.12.2019).

7. Антонюк В. С., Эрлих Г. В. Совершенствование таможенной инфраструктуры как фактор развития приграничных территорий РФ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. № 4. С. 7-11.

8. Костяев А. И., Мицкевич А. А., Юрчак Р., Мицкевич П. А. Трансграничное сотрудничество как механизм развития приграничных сельских территорий // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2014. № 2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transgranichnoe-sotrudnichestvo-kak-mehanizm-razvitiya-prigranichnyh-selskih-territoriy (дата обращения: 25.12.2019).

9. Мут Ю. В., Блинов Г. Н., Горяева Н. Г., Никифорова А. А. Методологические подходы по обеспечению сбалансированности системы стратегического планирования на муниципальном уровне // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2016. № 3. С. 18-34.

10. Романюк М. А., Личко К. П. О стратегическом планировании в Российской Федерации // Известия ТСХА. 2015. № 6. С. 83-91.

11. Орешников В. В., Аитова Ю. С. Применение методов экономико-математического моделирования при разработке стратегии развития муниципального образования // Вопросы территориального развития. 2019. № 3 (48). С. 1-13.

12. Горб В. Г. Методологические аспекты разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. 2018. № 1 (22). С. 5-11.

13. Шамарова Г. М. Разработка стратегического плана развития муниципального образования: инструменты, методика, практика // Практика муниципального управления. URL: http://cmokhv.ru/materials/mat20140403/ (дата обращения: 28.11.2019).

14. Assessing and Starting a Local Economic Development (LED) Initiative: A Primer for USAID Field Staff. Agency for International Development. Office of Poverty Reduction - Urban Programs Team. p. 11. URL: https://www.urban.org/ sites/default/files/publication/59581/411087-Assessing-and-Starting-a-Local-Economic-Development-LED-Initiative.PDF (дата обращения: 02.04.2020).

15. Toolkit IV on Strategic Municipal Planning and Performance Management At Local Level. Councel of Europe. p. 146. URL: https://rm.coe.int/smp-strategic-municipal-planning/16807470ea (дата обращения: 02.04.2020).

16. Community Economic Development for Municipal Councils. Handbook. Manitoba. p. 22. URL: https://www.gov.mb.ca/agriculture/rural-communities/community-planning/pubs/municipalguide.pdf (дата обращения: 02.04.2020).

17. Lawson J. LED Strategy and Action Plan. Stellenbosch Municipality, 2014. p. 52. URL: https://www.stellenbosch. gov.za/documents/socio-economic-data/1604-led-stratetgy-and-projects-jun-2014/file (дата обращения: 02.04.2020).

18. Fishman L. I., Ivanov M. Yu., Sosunova L. A., Petryanina O. V. Strategies of Municipal Socio-Economic Development: Do They Improve the Life Quality? GCPMED 2018. International Scientific Conference "Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development". The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences, 2019. pp. 969-979. URL: https://www.researchgate.net/publication/331905282 Strategies Of Municipal Socio-Economic Development Do They Improve_The_Life_Quality/link/5c9279ab92851cf0ae8bc5c3/download (дата обращения: 03.04.2020).

19. Swinburn G., Goga S., Murphy F., Local Economic Development: a Primer Developing and Implementing Local Economic Development Strategies and Action Plans. Bertelsmann Stiftung, Gütersloh; The World Bank, Washington, D.C., 2006. p. 83. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/763491468313739403/pdf/337690REVISED0ENGLISH0led1primer. pdf (дата обращения: 03.04.2020).

20. Promoting Local Economic Development Strategic Planning - Volume 1: Quick Guide. United Nations Human Settlements Programme, 2005. p. 37. URL: https://www.natcapsolutions.org/LASER/LASER Ecoplan-Guide.pdf#page=1&zoom =auto,483,716 (дата обращения: 18.04.2020).

21. Young C., Kaczmarek S. Local government, local economic development and quality of life in Poland. Geo Journal, 2000. pp. 225-234. URL: https://www.researchgate.net/publication/226538266 Local government local economic development_and_quality_of_life_in_Poland (дата обращения: 18.04.2020).

22. Agbevade A. Local Economic Development Strategies and Challenges: A Comparative Empirical Evidence from Ghana's Local Governance System. Journal of Public Administration and Governance, Vol. 8, No. 4, 2018. pp. 110-126. URL: https://www.researchgate.net/publication/328907569_Local_Economic_Development_Strategies_and_Challenges_A_Compar ative_Empirical_Evidence_from_Ghana's_Local_Governance_System (дата обращения: 19.04.2020).

23. Local Economic Development. Training Module. Introduction to Local Economic Development. Seberang Perai, Malaysia, 2016. p. 32. URL: https://www.local2030.org/library/254/Local-Economic-Development-Training-Module.pdf (дата обращения: 19.04.2020).

24. Chandler C. Strategic Planning In Local Government: The Main Components & Examples. Clear Point Strategy. URL: https://www.clearpointstrategy.com/government-strategic-plan-examples/ (дата обращения: 20.04.2020).

25. Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования в муниципальных образованиях Архангельской области, а также по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития муниципального образования Архангельской области: распоряжение от 15 декабря 2017 года № 14-р. Агентство стратегических разработок Архангельской области. Архангельск, 2017. 17 с.

26. Лапыгин Ю. Н., Тулинова Д. В. Формирование прогноза развития муниципального образования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. № 1. С. 26-31.

27. Ткачев С. А. Совершенствование системы документов стратегического планирования на муниципальном уровне // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 3. С. 90-99.

28. Довбий И. П., Калина Е. С., Маковкина С. А. Институциональные и правовые аспекты стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Вестник ЧелГУ. 2018. № 12 (422). С. 88-99.

29. Российское пограничье: проблемы развития в новых геополитических условиях / под ред. В. А. Колосова и А. Б. Володина. М., 2019. 180 с.

30. Мяснянкина О. В., Фокина О. М., Пискарев Р. В. Применение системного подхода при формировании стратегии муниципальных образований // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7 (33). С. 79-83.

31. Стратегия социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года. Приложение к решению Звериноголовской районной Думы Звериноголовского района от 5 июля 2018 года № 204 «О Стратегии социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года». Звериноголовское, 2018. 57 с.

32. Стратегия социально-экономического развития Куртамышского района до 2030 года. Куртамыш, 54 с.

33. Стратегии социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года. Приложение к проекту решения Макушинской районной Думы «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года». Макушино, 37 с.

34. Стратегия социально-экономического развития Половинского района до 2030 года. Администрация Поло-винского района Курганской области. Половинное, 2017. 36 с.

35. Стратегия социально-экономического развития Притобольного района до 2030 года. Глядянское, 2017. 56 с.

36. Стратегия социально-экономического развития Целинного района до 2030 года. Целинное, 2017. 82 с.

37. Стратегия социально-экономического развития Петуховского района на период до 2030 года. Приложение к решению Петуховской районной думы от 31 октября 2018г. № 308 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Петуховского района до 2030 года». 2018. 68 с.

References

1. Federal'nyj zakon "O strategicheskomplanirovanii v Rossijskoj Federatsii" ot28.06.2014 N172-FZ [Russian Federation. The Federal Law of the Russian Federation № 172-FZ of June 28, 2014About strategic planning in the Russian Federation]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (Accessed 25.11.2019). (In Russian).

2. Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025goda [The Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the Period until 2025]. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13 fevralya 2019 g. [Approved by order of the Government of the Russian Federation of February 13, 2019] № 207-r. Available at: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (Accessed 19.04.2020). (In Russian).

3. Koncepciya prigranichnogo sotrudnichestva v Rossijskoj Federacii [The concept of cross-border cooperation in the Russian Federation]. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 9 fevralya 2001 g. № 196-r [Approved by order of the Government of the Russian Federation of February 9, 2001 No. 196-p.]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30364/f9aa6cb5043d4f74b58f06d014a947d9d7bd8e9b/ (Accessed 30.05.2020). (In Russian).

4. Koncepciya razvitiya prigranichnyh territorij sub"ektov Rossijskoj Federacii, vhodyashchih v sostav Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga [The Concept of Development of the Border Territories of the Constituent Entities of the Russian Federation, which are part of the Far Eastern Federal District]. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 oktyabrya 2015goda N2193-r [Approved by order of the Government of the Russian Federation of October 28, 2015 N 2193-r]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420313859 (Accessed 17.12.2019). (In Russian).

5. Bozhko L. L. Scenarnye podhody k razvitiyu prigranichnyh territorij [Scenario Approaches to the Development of Border Areas]. TDR, 2010, no.11, Pp. 3-5. (In Russian).

6. Obodec Ya. V., Pavlyukova A. V. Metodicheskie podhody k obespecheniyu prostranstvennogo razvitiya prigranichnoj territorii [Methodological Approaches to Ensuring the Spatial Development of the Border Territory]. Gosudarstvennoe I mu-nicipal'noe upravlenie. Uchenyezapiski SKAGS [State and Municipal Management. Scholarly Notes of SKAGS], 2019, no.1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-obespecheniyu-prostranstvennogo-razvitiya-prigranichnoy-territorii (Accessed 20.12.2019).(In Russian).

7. Antonyuk V. S., Erlih G. V. Sovershenstvovanie tamozhennoj infrastruktury kak factor razvitiya prigranichnyh terri-torij RF [Improving Customs Infrastructure as a Factor in the Development of Border areas of the Russian Federation]. Vest-nik YUUrGU. Seriya: Ekonomika I menedzhment [Bulletin Of SUSU. Series: Economics and Management]. 2016, no. 4, pp. 7-11. (In Russian).

8. Kostyaev A. I., Mickevich A. A., Yurchak R., Mickevich P. A. Transgranichnoe sotrudnichestvo kak mekhanizm razvitiya prigranichnyh sel'skih territorij [Cross-Border Cooperation as a Mechanism for the Development of Border Rural Areas]. Agrarnayanauka Evro-Severo-Vostoka [Agricultural Science of the Euro-North-East], 2014, no. 2 (39). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/transgranichnoe-sotrudnichestvo-kak-mehanizm-razvitiya-prigranichnyh-selskih-territoriy (Accessed 25.12.2019). (In Russian).

9. Mut Y. V., Blinov G. N., Goryaeva N. G., Nikiforova A. A. Metodologicheskie podhody po obespecheniyu sbalansiro-vannosti sistemystrategicheskogo planirovaniya na municipal'nom urovne [Methodological Approaches to Ensure a Balanced Strategic Planning System at the Municipal Level]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Moscow University Physics Bulletin]. Seriya 21: Upravlenie (gosudarstvo I obshchestvo) [Series 21: Management (state and society)], 2016, no. 3, pp. 18-34. (In Russian).

10. Romanyuk M. A., Lichko K. P. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii [On Strategic Planning in the Russian Federation]. Izvestiya TSKHA [Proceedings of the Timiryazev Russian agrarian University], 2015, no. 6, pp. 83-91. (In Russian).

11. Oreshnikov V. V., Aitova Yu. S. Primenenie metodov ekonomiko-matematicheskogo modelirovaniya pri razrabotke strategii razvitiya municipal'nogo obrazovaniya [Application of the Methods of Economic and Mathematical Modeling in the Development of the Development Strategy of the Municipality]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Issues of Territorial Development], 2019, no. 3(48), pp. 1-13. (In Russian).

12. Gorb V. G. Metodologicheskie aspekty razrabotki strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya municipal'nogo obrazovaniya [Methodological Aspects of Developing a Strategy for Socio-Economic Development of a Municipality]. Munici-palitet: ekonomika i upravlenie [Municipality: Economics and Management], 2018, no. 1(22), Pp. 5-11. (In Russian).

13. Shamarova G. M. Razrabotka strategicheskogo plana razvitiya municipal'nogo obrazovaniya: instrumenty, metodika, praktika [Development of a Strategic Plan for the Development of a Municipal Formation: tools, methods, practice]. Praktika municipal'nogo upravleniya [Practice of Municipal Management]. Available at: http://cmokhv.ru/materials/mat20140403/ (Accessed 28.11.2019). (In Russian).

14. Assessing and Starting a Local Economic Development (LED) Initiative: A Primer for USAID Field Staff. Agency for International Development. Office of Poverty Reduction - Urban Programs Team. pp. 11. Available at: https://www.urban.org/sites/default/files/publication/59581/411087-Assessing-and-Starting-a-Local-Economic-Development-LED-Initiative.PDF (Accessed 02.04.2020).

15. Toolkit IV on Strategic Municipal Planning and Performance Management at Local Level. Councel of Europe. pp. 146. URL: https://rm.coe.int/smp-strategic-municipal-planning/16807470ea (Accessed 02.04.2020).

16. Community Economic Development for Municipal Councils. Handbook. Manitoba. pp. 22. Available at: https://www.gov.mb.ca/agriculture/rural-communities/community-planning/pubs/municipalguide.pdf (Accessed 02.04.2020).

17. Lawson, J., 2014. LED Strategy and Action Plan. Stellenbosch Municipality. pp. 52. Available at: https://www.stellenbosch.gov.za/documents/socio-economic-data/1604-led-stratetgy-and-projects-jun-2014/file (Accessed 02.04.2020).

18. Fishman, L. I., Ivanov, M. Yu., Sosunova, L. A., Petryanina, O. V., 2019. Strategies of Municipal Socio-Economic Development: Do They Improve the Life Quality? GCPMED 2018. International Scientific Conference "Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development". The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences. pp. 969-979. Available at: https://www.researchgate.net/publication/331905282_Strategies_Of_Municipal_Socio-Economic_ Development_Do_They_Improve_The_Life_Quality/link/5c9279ab92851cf0ae8bc5c3/download (Accessed 03.04.2020).

19. Swinburn, G., Goga, S., Murphy, F., 2006. Local Economic Development: a Primer Developing and Implementing Local Economic Development Strategies and Action Plans. Bertelsmann Stiftung, Gütersloh; The World Bank, Washington, D.C. 83 p. Available at: http://documents.worldbank.org/curated/en/763491468313739403/pdf/337690REVISED0ENGLISH0led1 primer.pdf (Accessed 03.04.2020).

20. Promoting Local Economic Development Strategic Planning - Volume 1: Quick Guide. United Nations Human Settlements Programme, 2005. 37 p. Available at: https://www.natcapsolutions.org/LASER/LASER_Ecoplan-Guide.pdf#page=1&zoom=auto,483,716 (Accessed 18.04.2020).

21. Young, C., Kaczmarek, S., 2000. Local government, local economic development and quality of life in Poland. Geo Journal, pp. 225-234. Available at: https://www.researchgate.net/publication/226538266_Local_government_ local_economic_development_and_quality_of_life_in_Poland (Accessed 18.04.2020).

22. Agbevade A. Local Economic Development Strategies and Challenges: A Comparative Empirical Evidence from Ghana's Local Governance System. Journal of Public Administration and Governance, Vol. 8, to. 4, 2018. pp. 110-126. Available at: https://www.researchgate.net/publication/328907569_Local_Economic_Development_Strategies_and_Challenges_A_Compar ative_Empirical_Evidence_from_Ghana's_Local_Governance_System (Accessed 19.04.2020).

23. Local Economic Development. Training Module. Introduction to Local Economic Development. Seberang Perai, Malaysia, 2016. 32 p. Available at: https://www.local2030.org/library/254/Local-Economic-Development-Training-Module.pdf (Accessed 19.04.2020).

24. Chandler, C. Strategic Planning In Local Government: The Main Components & Examples. Clear Point Strategy. URL: https://www.clearpointstrategy.com/government-strategic-plan-examples/ (Accessed 20.04.2020).

25. Rasporyazhenie ot 15 dekabrya 2017goda № 14-r «Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendacij po osushchestvleniyu strategicheskogo planirovaniya v municipal'nyh obrazovaniyah Arhangel'skoj oblasti, a takzhe po razrabotke I korrektirovke strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya municipal'nogo obrazovaniya Arhangel'skoj oblasti» [Decree of December 15, 2017 No. 14-p "On approval of methodological recommendations for the implementation of strategic planning in municipalities of the Arkhangelsk region, as well as on the development and adjustment of the strategy for socio-economic development of the municipal formation of the Arkhangelsk region"]. Agentstvo Strategicheskih Razrabotok Arhangel'skoj Oblasti [Agency for Strategic Development of the Arkhangelsk Region], Arkhangelsk, 2017, 17 p. (In Russian).

26. Lapygin Y. N., Tulinova D. V. Formirovanie prognoza razvitiya municipal'nogo obrazovaniya [Formation of a forecast for the development of a municipality]. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS [State and Municipal Administration. Scholarly notes of SKAGS], 2018, no. 1, pp. 26-31. (In Russian).

27. Tkachev S. A. Sovershenstvovanie sistemy dokumentov strategicheskogo planirovaniya na municipal'nom urovne [Improving the system of documents of strategic planning at the municipal level]. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. UchenyezapiskiSKAGS [State and Municipal Management. Scholarly Notes of SKAGS], 2016, no. 3, pp. 90-99. (In Russian).

28. Dovbij I. P., Kalina E. S., Makovkina S. A. Institucional'nye i pravovye aspekty strategicheskogo planirovaniya na fed-eral'nom, regional'nom I municipal'nom urovnyah [Institutional and legal aspects of strategic planning at the federal, regional and municipal levels]. Vestnik ChelGU [Bulletin Of ChelSU], 2018, no. 12 (422), pp. 88-99. (In Russian).

29. Rossijskoe pogranich 'e: problem razvitiya v novyh geopoliticheskih usloviyah [Russian borderland: problems of development in the new geopolitical conditions]. Pod red. V.A. Kolosova i A.B. Volodina [Edited by V. A. Kolosov and A. B. Volodin]. Moscow, 2019. 180 p. (In Russian).

30. Myasnyankina O. V., Fokina O. M., Piskarev R. V. Primenenie sistemnogo podhoda pri formirovanii strategii municipal'nyh obrazovanij [Application of a Systematic Approach to the Formation of the Strategy of Municipalities]. Innovacion-naya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya [Innovative Economy: Prospects for Development and Improvement], 2018, no. 7 (33), pp. 79-83. (In Russian).

31. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Zverinogolovskogo rajona do 2030 goda [Strategy of socio-economic development of the Zverinogolovsky district until 2030]. Prilozhenie k resheniyu Zverinogolovskoj rajonnoj Dumy Zverinogolovskogo rajona ot 5 iyulya 2018 goda № 204 «O Strategiisocial'no-ekonomicheskogorazvitiyaZverinogolovskogorajona do 2030goda» [Appendix to the decision of the Zverinogolovsky District Duma of the Zverinogolovsky District of July 5, 2018 No. 204 "On the Strategy for the Socio-Economic Development of the Zverinogolovsky District until 2030"]. Zverinogolovskoe, 2018. 57 p. (In Russian).

32. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kurtamyshskogo rajona do 2030 goda [Strategy of Socio-Economic Development of the Kurtamysh District until 2030]. Kurtamysh, 54 p. (In Russian).

33. Strategii social'no-ekonomichesko gorazvitiya Makushinskogo rajona do 2030 goda [Strategies for Socio-Economic Development of the Makushinsky District until 2030]. Prilozhenie k proektu resheniya Makushinskoj rajonnoj Dumy «Ob utver-zhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Makushinskogo rajona do 2030 goda» [Appendix to the draft decision of the Makushinsky district Duma "On approval of the Strategy for socio-economic development of the Makushinsky district until 2030"]. Makushino, 37. (In Russian).

34. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Polovinskogo rajona do 2030 goda [Strategy for Socio-Economic Development of the Polovinsky District until 2030]. Administraciya Polovinskogo rajona Kurganskoj oblasti [Administration of the Polovinsky district of the Kurgan region].Polovinnoe, 2017. 36 p. (In Russian).

35. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Pritobol'nogo rajona do 2030 goda [Strategy of Socio-Economic Development of the Toboln district until 2030]. Glyadyanskoe, 2017. 56 p. (In Russian).

36. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Celinnogo rajona do 2030 goda [Strategy for Socio-Economic Development of Tselinny District until 2030]. Celinnoe, 2017. 82 p. (In Russian).

37. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Petuhovskogo rajona na period do 2030 goda [Strategy of SocioEconomic Development of the Petukhov District for the period until 2030]. Prilozhenie k resheniyu Petuhovskoj rajonnoj Dumy ot 31 oktyabrya 2018g. № 308 «Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Petuhovskogo rajona do 2030 goda» [Appendix to the decision of the Petukhov District Duma of October 31, 2018. No. 308 "On approval of the Strategy for socio-economic development of the Petukhov district until 2030"]. 2018. 68 p. (In Russian).

Для цитирования: Студентова Е. А. Особенности разработки стратегии социально-экономического развития приграничных муниципальных образований Зауралья // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 2. С. 15-26. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-2-15-26.

For citation: Studentova E. A. Development Features of a strategy for socio-economic development of the border municipalities of the Trans-Urals // Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. No. 2. P. 15-26. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-2-15-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.