2. Deklaraciya o sozdanii obshcheevropejskogo prostranstva vysshego obrazovaniya (Bolonskaya deklaraciya) [angl.] (Prinyata v g. Bolon'e 19.06.1999) iz informacionnogo banka «Mezhdunarodnoe pravo».
3. Ukaz Prezidenta RF ot 26 maya 2009 goda № 552 «O merah po sovershenstvovaniyu vysshego yuridicheskogo obrazovaniya v RF» // Rossijskaya gazeta. 2009. 29 maya. № 97.
4. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 28 yanvarya 1997 № 2-P « Po delu o proverke konstitucionnosti ch. 4 st. 44 UPK RSFSR v svyazi s zhalobami grazhdan V.V. Antipova, R.L. Gitisa i S.V. Abramova» // Vestnik Konstitucionnogo Suda RF. 1997. №1.
5. Federal'nyj zakon ot 21 noyabrya 2011 g. № 324-FZ «O besplatnoj yuridicheskoj pomoshchi v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 2011. 23 noyabrya. № 263.
6. SHevyrev S. P. Istoriya Moskovskogo universiteta. M., 1855. S. 353.
7. Mejer D. I. Voprosy grazhdanskogo prava, vozbuzhdennye Mejerom // ZHurnal Ministerstva YUsticii. 1861. № 7. S. 225-231.
КДЛЯН Е.Л. - кандидат юридических наук, доцент, Сочинский государственный университет.
МАГДЕСЯН Г.А. - кандидат юридических наук, доцент, Сочинский государственный университет (galina01.75@yandex.ru) KDLYAN, E.L. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Sochi StateUniversity.
MAGDESYAN, G.A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Sochi State University (galina01.75@yandex.ru)
УДК 340.132.2
СААЯ С.В., ХОМУШКУ С.К. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДОГОВОРНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА2
Ключевые слова: межрегиональные связи, международные связи субъектов Российской Федерации, законодательство Республики Тыва, трансграничные связи.
В статье проанализированы нормативно-правовые акты для оценки договорно-нормативной базы международных и межрегиональных связей Республики Тыва. Хронологически охвачен период с 2000 по 2017 гг. Показано, что международные внешнеэкономические и межрегиональные связи Республики Тыва можно разделить на следующие направления сотрудничества: сотрудничество по линии субъектов Российской Федерации; взаимодействие Правительства Республики Тыва и региональных администраций соседних государств, контакты муниципальных органов приграничных районов Республики Тыва и муниципалитетов соседних государств. Реально у Республики Тыва всего два перспективных партнера - это Монголия и Китай. При этом для Тувы представляется перспективным расширение культурных и экономических связей.
SAAYA, S.V., HOMUSHKU, S.K. THE RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE CONTRACTUAL AND REGULATORY FRAMEWORK OF INTERNATIONAL AND INTERREGIONAL LINKS OF REPUBLIC OF TUVA
Keywords: interregional links, international links of the Russian Federation, the legislation of the Republic of Tuva, cross-border linkages.
In this article the legal and regulatory instruments for evaluating of the contractual and regulatory framework of international and interregional links of the Republic of Tuva are presented. It is shown that the international foreign economic and interregional ties of the Republic of Tuva can be divided into the following areas of cooperation: cooperation along the lines of the subjects of the Russian Federation; interaction of the Government of the Republic of Tuva and regional administrations of neighboring countries, contacts of municipal bodies of the border areas of the Republic of Tuva and municipalities of neighboring countries. Actually, the Republic of Tuva has only two promising partners: Mongolia and China. At the same time, expansion of cultural and economic ties seems promising for Tuva.
В современном мире одним из показателей и факторов интеграции субъекта федерации в международные и межрегиональные связи является наличие соответствующей нормативно-правовой и договорной базы. В соответствии с российским законодательством, нормативно-правовую базу международных и межрегиональных связей Республики Тыва можно условно поделить на следующие группы: международные документы, федеральное и региональное законодательство, а также подзаконные акты органов исполнительной власти и соглашения о сотрудничестве органов местного самоуправления. Так, в первую группу входят международно-правовые акты и международные договоры, регулирующие
2 Работа выполнена в рамках исследования, проводимого за счет средств, выделенных Российским гуманитарным научным фондом на выполнение научно-исследовательской работы по Договору №17-11-17002/17-ОГОН
сотрудничество регионов, участниками которых является Российская Федерация и ее субъекты, которые определяют общие начала осуществления международных и межрегиональных связей [1].
Вторую группу составляют: Конституция Российской Федерации [2], Федеральные законы «О международных договорах Российской Федерации» [3], «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»[4], «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [5], «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6], Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» [7], «О порядке выезда из Российской Федерации» [8], «Об основах приграничного сотрудничества» [9], «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [10], Таможенный кодекс Российской Федерации [11], Гражданский Кодекс РФ. Республика Тыва, наряду с другими субъектами Российской Федерации, получила право на осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с Федеративным договором «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» [12]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, к совместному ведению России и ее субъектов относится «координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации» (п. «о» ст. 72) [2]. В.В. Гайдук и Ю.А. Демьяненко считают, что сфера внешних сношений не является исключительным ведением федерации, поскольку легитимным правом осуществлять межрегиональные связи обладают и субъекты Российской Федерации [13]. Кроме того, Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» в развернутом виде сформулировал право субъектов Российской Федерации на осуществление международных и внешнеэкономических связей (ст. 1) [4].
Третью группу составляет региональное законодательство. В частности, на уровне Республики Тыва, как субъекта Российской Федерации, нормативно-правовую базу межрегиональных связей составляют Конституция Республики Тыва (далее - Конституция РТ) [14] и закон Республики Тыва «О межрегиональных, международных и внешнеэкономических связях Республики Тыва» [15]. В совместном ведении Российской Федерации и Республики Тыва находятся: обеспечение соответствия Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Тыва Конституции Российской Федерации и федеральным законам; режим пограничных зон (п. «а» ст. 59); координация международных и внешнеэкономических связей Республики Тыва, выполнение международных договоров Российской Федерации (п. «о» ст. 59) [14]. Конституция РТ к полномочиям Республики Тыва по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Тыва относит: осуществление экономических, научно-технических и культурных связей Республики Тыва с субъектами Российской Федерации и зарубежными партнерами (п. «в» ст. 61) [14]. Осуществление Республикой Тыва внешнеэкономических и иных связей с органами государственной власти иностранных государств может осуществляться в пределах и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 64) [14].
В законе международные внешнеэкономические связи Республики Тыва определены как соглашение Республики Тыва с иностранными партнерами, осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, в соответствии с компетенцией Республики Тыва. Межрегиональные связи определены договорами, заключенными Республикой Тыва с другими субъектами Российской Федерации [15]. Кроме того, субъектом межрегиональных связей может выступать законодательный орган - Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва, который наделен правом осуществлять межпарламентские связи и сотрудничество с
законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Также он может участвовать в работе межрегиональных и региональных парламентских организаций и объединений (ст. 48) [15].
Четвертую группу составляют подзаконные акты, которые делятся на акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и акты Правительства Республики Тыва. Их в большей степени можно отнести к механизму реализации международных и межрегиональных связей. В данной связи выделим Указ Президента РФ от 03-06-96 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации (2017); Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской федерации»; Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации (2001 г.); рекомендации Совета глав субъектов РФ при МИД России (2003 г.); Правила государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации; Постановление Правительства Российской Федерации «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств»; Военную доктрину РФ; Доктрину информационной безопасности РФ; Концепцию внешней политики Российской Федерации; Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации; Концепцию национальной безопасности РФ; Концепцию государственной политики РФ в области международного научно-технического сотрудничества.
Среди ключевых постановлений Правительства Республики Тыва по вопросам международных и внешнеэкономических связей отметим: Постановление Правительства Республики Тыва «О представительстве Республики Тыва в г. Улангоме Убса-Нурского аймака Монголии» [16]; Постановление Правительства Республики Тыва «Об утверждении положения об агентстве по внешнеэкономическим связям Республики Тыва и его структуры»; Постановление Правительства Республики Тыва от 13 августа 2009 г. № 383 «Об утверждении административного регламента агентства по внешнеэкономическим связям Республики Тыва по предоставлению консульских услуг в области внешнеэкономической деятельности»; Постановление от 12 сентября 2007 г. № 867 об утверждении «Положения о Координационном совете по международным, внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при Правительстве Республики Тыва» (с изменениями от 11 февраля 2010 г.).
В соответствии с законодательством, международные внешнеэкономические и межрегиональные связи Республики Тыва реализуются в рамках многосторонних соглашений о создании регионов приграничного и трансграничного сотрудничества с участием Российской Федерации. Так, еще в 1990-х гг. заключены ряд Соглашений Правительства Республики Тыва с органами государственной власти и организациями иностранных государств: Соглашение о взаимодействии между Правительством Республики Тыва и Федеральным агентством по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Республика Тыва реализует межрегиональные связи в рамках Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» (МААС) [17]. Начиная с 2000-х гг., Правительство Республики Тыва в целях расширения межрегиональных связей внутри России заключило ряд соглашений между сопредельными и другими субъектами Российской Федерации: Алтай, Бурятия, Хакассия, Томская область, Красноярский край, Московская область, Кемеровская область [18].
В процессе регулирования международных и межрегиональных связей важно учитывать, что Республика Тыва является приграничным субъектом Российской Федерации. А.В. Демидов вполне обоснованно считает, что эффективным инструментов налаживания
торгово-экономических связей приграничных территорий является облегчение режима таможенных процедур [19]. Так, относительно тувинского участка российско-монгольской границы действует Соглашение в форме обмена нотами между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о внесении изменения в соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о пограничных пунктах пропуска и упрощенном сообщении через российско-монгольскую государственную границу и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о пограничных пунктах пропуска и упрощенном сообщении через российско-монгольскую государственную границу от 10 августа 1994 г.
Российское государство, кроме органов государственной власти, в развитии международного и межрегионального сотрудничества значительную роль отводит муниципальным образованиям [20]. Так, Республика Тыва в период с 2000-2017 гг. подписала Соглашение между Правительством Республики Тыва Российской Федерации и с администрациями приграничных аймаков Монголии [21]. Аналогичные соглашения заключены между приграничными районами Республики Тыва и аймаками Монголии [21].
В 2001 г. в г. Кызыле открыто Генеральное консульство Монголии, а в 2003 г. -Представительство Республики Тыва в г. Улангоме Увсанурского аймака [22]. В области гуманитарных и культурных связей регулярно проводятся различные совместные мероприятия и обмены делегациями для участия в фестивалях, научно-практических конференциях и симпозиумах. Одним из перспективных направлений сотрудничества является наука и образование [23]. По линии министерств и ведомств республики, хозяйствующих субъектов осуществляется сотрудничество в области сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, туризма и спорта, а также по линии правоохранительных органов Российской Федерации и МЧС России [24].
В 2017 году Министерство транспорта России приняло решение о начале реконструкции тувинского пункта пропуска «Хандагайты» на государственной границе. Данный проект вызвал встречную активность и монгольской стороны, и проявляет заинтересованность в расширении технических возможностей, развития таможенной инфраструктуры для расширения приграничных связей. С другой стороны китайская сторона принимает активное участие в строительстве и совершенствовании монгольского участка дороги, который на сегодняшний день является мало обустроенным и труднопроходимым для большегрузных автомобилей на участке Уенч-Ховд-Улангом [25]. Реализация данного проекта открывает широкие перспективы в трансграничном сотрудничестве трех государств - России, Китая, Монголии.
Анализ российско-китайских отношений, в которых участвует и Республика Тыва, как один субъектов Российской Федерации, показывает, что наблюдается активизация межрегиональных связей Республики Тыва с приграничными территориями Китая. Так, в 2007 г. заключено Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Тыва и Народным Правительством Автономного района Внутренней Монголии и провинцией Хэйлунцзян Китайской Народной Республики, а также соглашение об установлении побратимских связей между Республикой Тыва и Автономным районом Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики [23].
Из всех проектов реальным оказалось сотрудничество на основе Протокола намерений о сотрудничестве в области торгово-экономических связей между Правительством Республики Тыва и провинцией Ляонин Китайской Народной Республики (2006 г.). На его основе заключено Соглашение между Правительством Республики Тыва и ООО «Лунсин» о создании условий государственно-частного партнерства, в соответствии с которым начало свою деятельность ООО «Лунсин» по освоению Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд в Республике Тыва.
Однако эпизодичными остаются другие направления сотрудничества. В 2010 г., в результате встречи с руководителем Канцелярии иностранных дел Мэрии г. Маньчжурия Автономного района Внутренняя Монголия КНР г-жой Чжан Цзин, был подписан
предварительно согласованный Протокол намерений о сотрудничестве в области координации вопросов торгово-экономических, научно-технических и культурных связей между Канцелярией иностранных дел Мэрии г. Маньчжурия Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики и Агентством по внешнеэкономическим связям Республики Тыва Российской Федерации [23]. В других сферах сотрудничества определенный сдвиг наблюдается в последние два года. ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» заключил ряд соглашений и сотрудничает с китайскими университетами и научными институтами [18]. Обсуждение возможности реализации совместных проектов с китайскими партнерами продолжилось в ноябре 2015 г., когда в Туве побывала делегация из Китая во главе с заместителем председателя Народного правительства Синьдзян-Уйгурского автономного района КНР Ши Даганом [24].
Проведенный анализ позволяет международные внешнеэкономические и межрегиональные связи Республики Тыва разделить на следующие направления сотрудничества: сотрудничество по линии субъект - субъект Российская Федерация, Правительство Республики Тыва - региональные администрации соседних государств, муниципальные органы приграничных районов Республики Тыва - муниципалитеты соседних государств. Реально у Республики Тыва всего два перспективных партнера - это Монголия и Китай. На наш взгляд, более перспективным для Тувы может быть расширение культурных и экономических связей.
Подводя итоги, можно отметить, что правовое регулирование международных внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Тыва осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Тыва, законов Республики Тыва. В свою очередь, необходимость дальнейшего развития международного и межрегионального сотрудничества требует актуализации и более детальной проработки договорно-нормативной базы для формирования эффективного механизма правового регулирования международных внешнеэкономических и межрегиональных связей на региональном уровне.
Литература и источники
1. Федеральный закон от 22 июля 2002 г. № 91-ФЗ «О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей»
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
3. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014 г.).
4. Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями от: 24.07.2015 г.).
6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
7. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г.).
8. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 1 июня 2017 г.).
9. Федеральный закон от 26.07.2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества».
10. Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017 г.).
11. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.
12. Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации».
13. Гайдук В.В., Демьяненко Ю.А. Трансформация института межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации: этапы и их особенности // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. С. 204.
14. Конституция Республики Тыва (принята на референдуме 6 мая 2001 г. с изменениями и дополнениями от 21 апреля 2008 г.).
15. Закон Республики Тыва от 31 марта 2005 г. № 846 BX-I «О межрегиональных, международных и внешнеэкономических связях Республики Тыва» (с изменениями и дополнениями от 6 ноября 2015 г.).
16. Распоряжение Правительства РФ от 24.05.1994 г. № 759-р «Об открытии в г. Кызыле (Республика Тыва) отделения Генерального консульства Монголии»; Постановление Правительства Республики Тыва от 7 марта 2003 г. № 111 «О представительстве Республики Тыва в г. Улангоме Убса-Нурского аймака Монголии».
17. Договор учредителей Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение» (МААС) от 10 июля 1992 г.//http://www.sibacc.ш/regюns/regюn/1096/
18. http://tuvsu. ru/?view=page&id=fS25G7heniOyolOo66he
19. Демидов А.В. А.В. Межрегиональные и приграничные связи во внешней политике России. // Право и безопасность. 2008. №4 (29). Декабрь. С.56.
20. Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской федерации».
21. www.mert.tuva.ru/suborgs/agency-foreigneconomic/relations/mool/
22. Постановление Правительства Республики Тыва от 7 марта 2003 г. № 111 «О представительстве Республики Тыва в г. Улангоме Убса-Нурского аймака Монголии».
23. http://www.mert.tuva.ru/suborgs/agency-foreigneconomic/relations/china/
24. Цой С. Взгляд на Туву из МИД Китая. //http://tuvapravda.ru/?q=content/
References and Sources
1. Federal'nyi zakon ot 22 iyuj 2002 g. № 91-FZ «O ratifikacii Evropeiskoi ramochnoi konvencii o prigranichnom sotrudnichestve territorial'nyh soobshestv i vlastei» Ratificirovat' Evropeiskuyu ramochnuyu konvenciyu o prigranichnom sotrudnichestve territorial'nyh soobshestv i vlastei ot 21 majа 1980 goda, podpisannuyu ot imeni Rossiiskoi Federacii v gorode Strasburge 3 nojаbrjа 1999 g.
2. К^шй^уа Rossiiskoi Federacii (prin^ta vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ).
3. Federal'nyi zakon ot 15 iyuj 1995 g. № 101-FZ «O mezhdunarodnyh dogovorah Rossiiskoi Federacii» (red. ot 12.03.2014 g.).
4. Federal'nyi zakon ot 4 jаnvarjа 1999 g. №4-FZ «O koordinacii mezhdunarodnyh i vneshneyеkonomicheskih sjzei sub''ektov Rossiiskoi Federacii».
5. Federal'nyi zakon ot 8 dekabrjа 2003 g. № 164-FZ
«Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovanijа vneshnetorgovoi dejаtel'nosti» (s izmenenijаmi i dopolnenijаmi ot: 24.07.2015 g.).
6. Federal'nyi zakon ot 6 ок^аЬца 2003 g. №131-FZ «Ob obshih principah organizacii mestnogo samoupravlenijа v RF».
7. Zakon RF ot 1 аргеЦа 1993 g. № 4730-I «O Gosudarstvennoi granice Rossiiskoi Federacii» (s izmenenijаmi i dopolnenijаmi ot 30 dekabrjа 2015 g., 3 iyuj 2016 g.).
8. Federal'nyi zakon ot 15 avgusta 1996 g. № 114-FZ «O porjаdke vyezda iz Rossiiskoi Federacii» (s izmenenijаmi i dopolnenijаmi ot 1 iyunjа 2017 g.).
9. Federal'nyi zakon ot 26.07.2017 g. № 179-FZ «Ob osnovah prigranichnogo sotrudnichestva».
10. Federal'nyi zakon ot 09.07.1999 g. № 160-FZ «Ob inostrannyh investicijаh v Rossiiskoi Federacii» (red. ot 18.07.2017 g.).
11. Tamozhennyi kodeks Rossiiskoi Federacii ot 28 та)а 2003 g. № 61-FZ.
12. Federativnom dogovore ot 31 marta 1992 g. «O razgranichenii predmetov vedem^ i polnomochii mezhdu federal'nymi organami gosudarstvennoi vlasti Rossiiskoi Federacii i organami vlasti avtonomnoi oblasti, avtonomnyh okrugov v sostave Rossiiskoi Federacii».
13. Gaiduk V.V., Demjаnenko YU.A. Transformac^ instituta mezhregional'nogo sotrudnichestva sub''ektov Rossiiskoi Federacii: уе1ару i ih osobennosti. // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser^: Social'no-gumanitarnye nauki. 2013. S. 204.
14. Кошййисуа Respubliki Tyva (prin^ta na referendume 6 та)а 2001 g. s izmenenijаmi i dopolnenijаmi ot 21 аргеЦа 2008 g.).
15. Zakon Respubliki Tyva ot 31 marta 2005 g. № 846 BX-I «O mezhregional'nyh, mezhdunarodnyh i vneshneyеkonomicheskih syjаzjаh Respubliki Tyva» (s izmenenijаmi i dopolneniiаmi ot 6 жуаЬца 2015 g.).
16. Rasporjаzhenie Pravitel'stva RF ot 24.05.1994 g. № 759-r «Ob otkrytii v g. Kyzyle (Respublika Tyva) otdelenijа General'nogo konsul'stva Mongolii»; Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tyva ot 7 marta 2003 g. № 111 «O predstavitel'stve Respubliki Tyva v g. Ulangome Ubsa-Nurskogo aimaka Mongolii».
17. Dogovor uchreditelei Mezhregional'noi Associacii «Sibirskoe soglashenie» (MAAS) ot 10 iyuj 1992 g.//http://www.sibacc.ru/regions/region/1096/
18. http://tuvsu.ru/?view=page&id=fS25G7heniOyolOo66he
19. Demidov A.V. A.V. Mezhregional'nye i prigranichnye syjаzi vo vneshnei politike Rossii. // Pravo i bezopasnost'. №4 (29), dekabr' 2008. - S. 56.
20. Ukaz Prezidenta RF ot 15 oktjаbrjа 1999 g. № 1370 «Ob utverzhdenii Osnovnyh polozhenii gosudarstvennoi politiki v oblasti razv^^ mestnogo samoupravlenijа v Rossiiskoi federacii».
21. www.mert.tuva.ru/suborgs/agency-foreigneconomic/relations/mool/
22. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tyva ot 7 marta 2003 g. № 111 «O predstavitel'stve Respubliki Tyva v g. Ulangome Ubsa-Nurskogo aimaka Mongolii».
23. http://www.mert.tuva.ru/suborgs/agency-foreigneconomic/relations/china/
24. Coi S. Vzgljаd na Tuvu iz MID Кйа)а. //http://tuvapravda.ru/?q=content/
СААЯ САИДА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории, истории государства и права Тувинского государственного университета saaja.caida@yandex.ru
ХОМУШКУ САЯНА КОМБУЙ-ООЛОВНА - преподаватель кафедры теории, истории государства и права Тувинского государственного университета (Sayana-7@yandex.ru)
SAYA, SAIDA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Theory, History of State and Law, Tuva State University (saaja.caida@yandex.ru)
HOMUSHKU, SAYANA K-O. - Teacher, Department of Theory, History of State and Law of Tuva State University (Sayana-7@yandex.ru)
УДК 342.55
МИХЕЕВ Д.С.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ3
Ключевые слова: гражданское общество, местное самоуправление, правовое регулирование.
В статье - рецензии высказано мнение о монографии Н.С. Вавилова и Т.Н. Михеевой «Правовое регулирование деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне» (M: Юрист, 2016. 224с.), посвященной правовой регламентации институтов гражданского общества на уровне местного самоуправления.
MIKHEEV, D.S.
INNOVATIVE APPROACHES TO ACTIVITY OF INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY
AT THE MUNICIPAL LEVEL
Keywords: civil society, local self-government, legal regulation.
In the article - review it was expressed the opinion about the monograph of N.S. Vavilov and T.N. Mikheeva «Legal regulation of activity of institutions of civil society at the municipal level» (M: Jurist, 2016. 224 p.) devoted to legal regulation of institutes of civil society at the level of local self-government.
Монография Н.С. Вавилова и Т.Н. Михеевой «Правовое регулирование деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне» посвящена актуальной и недостаточно исследованной теме. Необходимость ее разработки определяется отсутствием в современном законодательном поле систематизированного правового регулирования в части институтов гражданского общества на самом близком к гражданам уровне - муниципальном. И, если в целом в юридической литературе имеется достаточно трудов, посвященных гражданскому обществу, его элементам, равно как и научных работ, исследующих такой уровень публичной власти как местное самоуправление, то объединения в одном монографическом исследовании двух глобальных институтов попыток не наблюдается. В связи с чем необходимо отметить научную новизну исследования, его бесспорную теоретическую значимость для института местного самоуправления, возможность практической реализации многих положений и выводов в современном муниципальном строительстве.
На сегодня в правовой науке весьма перспективными направлениями изучения выступают не просто составляющие гражданского общества с теоретико-правовых позиций, но и вопросы усиления роли граждан, населения в процедурах принятия решений по вопросам местного значения, формы деятельности гражданского общества на муниципальном уровне (в том числе специфические именно для муниципалитетов), механизмы его воздействия на органы местного самоуправления как органы публичной власти в местных сообществах. Нуждаются в дальнейшем исследовании формы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, проблемы диалога институтов гражданского общества и муниципальных органов власти.
Н.С. Вавилов и Т.Н. Михеева сделали успешную попытку решить как вышеперечисленные, так и некоторые сопутствующие задачи исследования на основе изучения и анализа Конституции Российской Федерации и федерального законодательства,
3 Публикация подготовлена в рамках грантового проекта № 15-33-01364 Российского фонда фундаментальных исследований