Научная статья на тему 'Участие субъектов Российской Федерации в процессах международного сотрудничества: общие и особенные формы установления связей'

Участие субъектов Российской Федерации в процессах международного сотрудничества: общие и особенные формы установления связей Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2008
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / РЕГИОН / REGION / ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / FORMS OF INTERNATIONAL COOPERATION / ПОБРАТИМСКИЕ КОНТАКТЫ / TWIN-CITY CONTACTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Елохина Юлия Валерьевна, Олейников Илья Васильевич

Рассмотрены вопросы участия отдельных регионов РФ в процессах международного сотрудничества. Авторы приходят к выводу, что наряду с традиционными формами появляются и особенные формы установления межрегионального сотрудничества, обусловленные географическим местоположением и потенциалом региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Елохина Юлия Валерьевна, Олейников Илья Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of the Russian Federation Regions in International Cooperation Processes: General and Particular Forms of Making Contacts

The article considers the issues of participation of the RF regions in international cooperation processes. The authors conclude that along with traditional forms there have been developed some particular forms of interregional cooperation caused by geographical location and potential of the region.

Текст научной работы на тему «Участие субъектов Российской Федерации в процессах международного сотрудничества: общие и особенные формы установления связей»

МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / MECHANISMS AND FORMS OF GLOBALISATION

Серия «Политология. Религиоведение»

2013. № 1 (10). С. 27-33 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 327(47)

Участие субъектов Российской Федерации в процессах международного сотрудничества:

*

общие и особенные формы установления связей

Ю. В. Елохина, И. В. Олейников

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Рассмотрены вопросы участия отдельных регионов РФ в процессах международного сотрудничества. Авторы приходят к выводу, что наряду с традиционными формами появляются и особенные формы установления межрегионального сотрудничества, обусловленные географическим местоположением и потенциалом региона.

Ключевые слова: международное сотрудничество, регион, формы международного сотрудничества, побратимские контакты.

В начале 90-х гг. XX в. коренным образом изменился внутренний политический и экономический уклад в России. Российские регионы оказались в ситуации, когда поиски новых партнеров за рубежом могли помочь в преодолении значительных социально-экономических проблем. Отлаженные межрегиональные связи, создававшиеся в советскую эпоху, оказались разорванными, в новой ситуации было необходимо выстраивать новую политику диалога даже с проверенными партнерами. Общая неопределенность ситуации в начале 1990-х гг. разделила регионы на две группы, в которые вошли субъекты Федерации, активно начавшие поиск зарубежных партнеров, и депрессивные окраины, дезориентированные после распада СССР и потерявшие значительную часть внешних связей и контактов.

В развитии международных связей российских регионов можно выделить несколько важных периодов, прежде всего начало 1990-х гг. Это время оказалось крайне сложным для предприятий, научных организаций, которые после крушения советской системы были вынуждены искать зарубежных партнеров, инвесторов с целью привлечения необходимого финансирования для выживания в новых рыночных условиях.

В период экономического кризиса 1998 г. регионы продолжали устанавливать контакты с зарубежными партнерами, но уже с меньшей активностью.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», госконтракт № 16.740.11.0701.

Вторая волна активного поиска зарубежных партнеров российскими регионами начинается в первой половине 2000-х гг. Этому есть ряд объяснений: во-первых, постепенно улучшалась экономическая ситуация, повышался инвестиционный климат, во-вторых, в 1990-е гг. был наработан первичный опыт установления международных контактов, в-третьих, законодательно была регламентирована процедура установления связей с иностранными партнерами. Правовая база в области регламентации международного сотрудничества регионов складывается постепенно после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. и президентского указа № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» в 1996 г. В 2000-х гг. все большее число российских регионов начинает активизировать свои межрегиональные и международные контакты.

В данной статье предполагается рассмотреть на конкретных примерах, по какому сценарию происходит участие некоторых регионов Российской Федерации в процессах международного сотрудничества, и выделить общие и особенные формы сотрудничества и механизмы поиска потенциальных партнеров. Полагаем, что анализ форм внешних связей различных регионов РФ будет инструментальным при дальнейшей работе над составлением развернутой типологии международного сотрудничества регионов Байкальской Сибири - Иркутской области и Республики Бурятия.

Экономические и социально-гуманитарные связи российских регионов осуществляются в разных формах. Можно выделить ряд наиболее устойчивых и общих форм сотрудничества. К основным формам международного сотрудничества относятся:

1) текущие мероприятия, проводимые за рубежом с целью внешнего позиционирования региона. Чаще всего такие мероприятия проходятся в городах-побратимах, в регионах-партнерах и представляют собой визиты официальных делегаций, состоящих из чиновников администраций региона, бизнесменов и общественных деятелей;

2) совместные акции в социально-гуманитарной или культурной сфере: проведение международных научных и научно-практических конференций, приуроченных к годовщинам важных исторических событий выставок, конгрессов и т. д.;

3) экономические форумы с целью привлечения бизнес-партнеров и презентации экономического потенциала предприятий и региона в целом. Такая форма является достаточно дорогостоящей, поэтому она закрепилась лишь в отдельных субъектах РФ. Экономические форумы могут иметь различные источники финансирования, но независимо от этого их основная цель - подписание соглашений, планов совместного взаимодействия в экономической сфере;

4) непосредственное осуществление совместных проектов в различных сферах. Эта форма представляется практическим шагом к реализации достигнутых договоренностей;

5) подписание совместных программ социально-экономического, научно-технического развития, программ гуманитарного сотрудничества, соглашений о дружбе и сотрудничестве. Такие программы могут носить декларативный характер, тем не менее, они могут обозначить рамки интересов сторон и заложить основу для дальнейшего взаимодействия;

6) контакты с общественными организациями, осуществляющими международное сотрудничество, с зарубежными общественными объединениями, землячествами и иными организационными группами граждан;

7) открытие специальных площадок для развития внешних контактов (например, в Иркутске такого рода площадкой является муниципальное учреждение «Дом Европы»).

Однако кроме вышеупомянутых форм сотрудничества существуют и иные способы поиска партнеров и установления контактов в различных областях. Для выявления таких особых вариантов рассмотрим более подробно примеры отдельных регионов.

Статус Санкт-Петербурга как второй столицы России, столицы культурной жизни очень значим и весом для репутации города, в том числе и в плане установления экономических и культурных контактов. Санкт-Петербург стал развивать международные связи еще в середине XX в. Так, в 1953 г. было положено начало побратимским контактам с финским городом Турку. С этого времени и по сегодняшний день количество партнеров в лице городов и регионов других стран постоянно увеличивается. По информации комитета по международным связям Санкт-Петербурга, на 2012 г. официально закреплены связи между северной столицей и 27 зарубежными регионами, а также 89 зарубежными городами [5].

Рассматривая динамику установления связей между Санкт-Петербургом и зарубежными городами, мы должны отметить следующие важные моменты. Во-первых, установление партнерских отношений началось задолго до распада СССР, причем контакты устанавливались не только с городами стран, входивших в орбиту социалистического влияния (например, в 1961 г. городом-побратимом стала Осака (Япония), а в 1962 г. - Манчестер (Великобритания)). Однако региональный принцип установления партнерских взаимосвязей очень заметен при изучении списка установленных контактов. Так, очевидно, что для Санкт-Петербурга особый интерес представляли и представляют связи со странами Северной и Центральной Европы. При этом в некоторых государствах (например, Финляндии) у Санкт-Петербурга есть сразу несколько городов, с которыми подписаны официальные соглашения о сотрудничестве (Турку, Хельсинки).

Установление официальных побратимских связей с городами стран -бывших республик СССР началось не сразу после распада Советского Союза. Видимо, тому можно найти ряд объяснений, в том числе и на уровне бытового восприятия территориального пространства и связей. Только спустя несколько лет с момента распада советской системы начинают подписываться побратимские соглашения с городами бывших союзных республик. Так, в 1997 г. был подписан договор Санкт-Петербурга с Ереваном и Ригой, позже с Баку, Минском, Одессой, Николаевом, Харьковом. Наиболее активно подписание договоров об установлении сотрудничества с городами стран ближнего зарубежья развивается в первом десятилетии ХХ1 в.

Не только отдельные города становятся объектами для установления международных связей. С конца 1990-х гг. появляется новая тенденция -установление взаимовыгодных контактов с регионами, провинциями, обла-

стями и краями зарубежных государств посредством договоров. Так, в 1998 г. были установлены связи Санкт-Петербурга с Пловдивской областью (Болгария), Кошицким краем (Словакия), практически ежегодно подписывались соглашения с регионами Швеции, Финляндии, Германии, Италии, Швейцарии, Норвегии, Украины и даже Филиппинами [5].

Пример другого субъекта РФ - Республики Тыва - показывает, что достаточно сложно взаимодействовать с регионами и городами других государств, если на территории субъекта не располагается их официальное представительство/консульство. Появляется необходимость приглашения представителей государств из консульств и посольств, расположенных в других регионах России, которые зачастую являются конкурентами за возможные иностранные инвестиции. В частности, в Тыве нет консульства КНР, поэтому для участия в официальных мероприятиях приходится приглашать представителей КНР из других сибирских регионов. Так, к примеру, в августе 2008 г. генеральный консул КНР в г. Иркутске госпожа Го Минь и консул по экономическим вопросам Фу Синшан были приглашены для ознакомления с республикой и участия в церемонии открытия освоения Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд [1].

Конечно, ситуация с отсутствием консульств иностранных государств не способствует развитию международных связей, однако на примере Республики Тывы можно рассмотреть другой механизм установления сотрудничества с другими странами и регионами - участие в международной ассоциации, призванной усилить взаимодействие между регионами соседних государств. Так, установить контакты с Республикой Корея Республике Тыве удалось посредством участия в структурах Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА, The Association of North East Asia Régional Governments). Данная организация действует с 1996 г., ее основной задачей является продвижение сотрудничества между администрациями регионов Северо-Восточной Азии. Республика Тыва подключилась к деятельности АРАССВА в 2006 г. Организация АРАССВА также знакомит представителей государств-членов с актуальной информацией об экономическом развитии регионов Северо-Восточной Азии, на регулярной основе проводятся специальные встречи для представителей региональных администраций [2]. В качестве члена организации Республика Тыва имеет право принимать участие в совместных мероприятиях, что весьма важно для поиска партнеров для региона, не имеющего значительного потенциала для привлечения зарубежных партнеров.

Ряд субъектов Российской Федерации активно использует механизм участия в деятельности международных организаций и ассоциаций. Кроме Республики Тыва, в структурах Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии принимают участие Забайкальский край, Иркутская область, Республика Бурятия. Другой регион РФ, Республика Карелия, участвует в деятельности Совета Баренцева Евро-Арктического региона, Совета государств Балтийского моря и Ассамблеи еврорегионов.

В случае с Томской областью развитие международного сотрудничества, на наш взгляд, достаточно легко проиллюстрировать, рассматривая международные связи университетов, расположенных в центре региона. С начала

1990-х гг. университеты и университетское сообщество Томска активно включаются в проведение совместных образовательных программ с зарубежными партнерами - иностранными вузами (реализация программ ТЕМПУС/ТАСИС Европейского союза, правительственные (USAID) и неправительственные (Soros Foundation) программы США). При поддержке иностранных партнеров открылись совместные исследовательские центры на базе томских университетов. Таким образом, развитие контактов с зарубежными контрагентами по линии высшего образования является значимым для всего региона. Сохраняется эта тенденция и сейчас, когда на официальном уровне лозунг международной деятельности области выглядит следующим образом: «Остров интеллекта в океане ресурсов» (обладая двумя конкурентными преимуществами - богатыми природными ресурсами и человеческим капиталом, область делает ставку на развитие экономики знаний, основой которой является сильный научно-образовательный комплекс) [3].

Еще одним фактором в развитии международного сотрудничества Томской области является поиск зарубежных партнеров предприятиями, в советский период имевших статус «закрытых», выполнявших важные оборонные заказы. Например, Сибирский химический комбинат в сложное постперестроечное время начал активно работать над привлечением заказов из-за границы. Ряду предприятий оборонной промышленности удалось совершить прорыв на внешние рынки, и сейчас, согласно официальным статистическим данным, «Томская область осуществляет внешнеэкономическую деятельность с 59 странами мира. Основными внешнеторговыми партнерами региона являются Германия, Казахстан, Китай, Киргизия, Литва, США, Узбекистан, Украина Финляндия, Франция. Главные статьи экспорта - продукция химической промышленности, древесина, машины и оборудование» [3].

На примере отношений Томской области с Германией мы можем отметить, что большим успехом в продвижении межрегионального сотрудничества является проведение в регионе мероприятий, которые бы имели важность не только для самого региона, соседних субъектов, но и для России в целом. Это создает дополнительный капитал для региона в глазах международных партнеров. В этой связи проведение межгосударственных консультаций и переговоров с участием первых лиц государств является очень важной ступенью для поднятия репутации региона среди международных партнеров. Так, проведение в 2006 г. российско-германских межгосударственных консультаций на высшем уровне стимулировало деятельность по развитию межрегиональных связей: «После проведения российско-германского саммита и победы Томска в конкурсе на создание особых экономических зон, регион захлестнула волна иностранных делегаций, желающих лично ознакомиться с возможностями, предлагаемыми нашей территорией, 2008 г. стал рекордным по количеству проведения презентаций в России и за рубежом» [6].

Рассмотрим еще один вид поддержания межрегиональных связей на примере Республики Татарстан. Татарстан как национальная республика в настоящее время использует свой потенциал для привлечения и установления контактов посредством проведения Всемирного конгресса татар. Первый такой конгресс состоялся в 1992 г. в Казани. Затем начал действовать исполни-

тельный комитет конгресса для организации мероприятий по развитию и привлечению внимания к татарскому языку и культуре не только в России, но и за рубежом, так Всемирный конгресс татар получил статус наблюдателя при Межпарламентской ассамблее СНГ [4]. Кроме того, Татарстан является членом Организации непредставленных наций и народностей, членом Ассамблеи регионов Европы. Таким образом, «национальный» ресурс также активно используется субъектами РФ для развития международных контактов.

Рассмотрев опыт участия отдельных российских регионов в установлении международных связей, мы можем сделать некоторые выводы и выявить определенные закономерности в установлении межрегиональных и международных экономических, политических, социальных, культурных и иных контактов.

В конце 1990-х и начале 2000-х гг. способы установления межрегиональных связей становятся более разнообразными. Наряду с традиционными формами - подписанием совместных программ, проведением форумов - появляются и особенные формы установления сотрудничества, обусловленные местоположением и потенциалом региона. Географический фактор в поиске международных партнеров является очень весомым. И при активной позиции региональных администраций сотрудничество с соседними странами развивается даже несмотря на экономические трудности.

При установлении международных контактов в первой половине 1990-х гг. оказался востребованным опыт, полученный в советское время. Отдельные регионы стали устанавливать контакты, побратимские связи с городами и регионами других государств в 1950-60-х гг., т. е. задолго до распада СССР. Как представляется, этот опыт сыграл положительную роль в 1990-е гг., когда искать внешних контрагентов субъектам РФ приходилось в силу неблагоприятной экономической конъюнктуры и негативных политических тенденций.

Некоторые регионы в силу своей слабой значимости пытаются установить контакты с зарубежными регионами посредством участия в международных организациях и ассоциациях, что дает возможность преодоления своей неконкурентоспособности.

Наряду с этим образовательные институты - университеты и исследовательские центры - продолжают играть важную роль в развитии международных связей субъектов Российской Федерации.

Для национальных республик характерно установление межрегиональных и международных контактов на основе национальной общности. Проведение форумов, конгрессов, привлечение диаспор, проживающих за рубежом, к установлению культурных и экономических связей между регионами разных государств - серьезный ресурс. Необходимо также отметить, что одной из задач на пути дальнейшего расширения межрегиональных контактов является привлечение институтов гражданского общества к выстраиванию межрегиональных экономических, политических, культурных и иных отношений. Плодотворное межрегиональное сотрудничество не может опираться только на контакты между официальными лицами и структурами. Формальный межрегиональный диалог должен быть дополнен и подкреплен неформальным -инициативы проведения совместных мероприятий и акций должны исходить не только от представителей администраций, но и НКО, образовательных и

культурных учреждений, заинтересованных групп граждан. Только в таком случае международное и межрегиональное сотрудничество будет успешным.

1. Информация о сотрудничестве Республики Тыва с Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mert.tuva.ru/suborgs/agency-foreigneconomic/relations/china/

2. Тыва - Корея [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mert.tuva.ru /suborgs/agency-foreigneconomic/relations/korea/ Международное сотрудничество Томской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Томской области. - URL: /cms.tomsk.gov.ru/ru/external_relation/international_cooperation/

3. Международные связи Республики Татарстан на современном этапе [Электронный ресурс]. - URL: http://1997-2011.tatarstan.ru/?DNSID=97bea089f74aaae64f e7c299aa5f13c6&node_id=1521

4. Сотрудничество Санкт-Петербурга с зарубежными городами и регионами [Электронный ресурс]. - URL :http://www.kvs.spb.ru/?p=sotrudnichestvo_sankt-peterburga_s_zarubezhnimi_gorodami_i_regionami 19

5. Томск продолжает успешно развивать международные связи [Электронный ресурс]. - URL: www.obzor.websib.ru/news/277976

Participation of the Russian Federation Regions in International Cooperation Processes: General and Particular Forms of Making Contacts

Yu. V. Elokhina, I. V. Oleynikov

Irkutsk State University, Irkutsk

The article considers the issues of participation of the RF regions in international cooperation processes. The authors conclude that along with traditional forms there have been developed some particular forms of interregional cooperation caused by geographical location and potential of the region.

Key words: international cooperation, region, forms of international cooperation, twin-city contacts.

Елохина Юлия Валерьевна - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел. 8(3952)241974, e-mail: julflower@yandex.ru

Олейников Илья Васильевич - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры политологии и истории исторического факультета Иркутского государственного университета, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1-410 б, тел. 89500600051, e-mail: ilyavasilich@yandex. ru

Elokhina Yulia Valerievna - Candidate of Historical Sciences, Lecturer of the Department of World History and International Relations, Faculty of History of the Irkutsk State University, 664003, Irkutsk, Karl Marx St.,1, phone 8(3952)241974, e-mail: julflower@yandex.ru

Oleynikov Ilya Vasilievich - Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Political Science and History, Faculty of History of the Irkutsk State University, 664003, Irkutsk, Karl Marx St., 1-410 b, phone 89500600051, e-mail: ilyavasilich@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.