Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
2015. Т. 13. С. 66-75
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 327(571.53:519)
Иркутская область и Республика Корея в середине второго десятилетия XXI в.: декларируемое партнерство или взаимовыгодное сотрудничество?
Д. М. Башурова, И. В. Олейников
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация. Представлены классификация и анализ особенностей двустороннего взаимодействия между Иркутской областью и регионами Республики Корея в середине второго десятилетия XXI в. Показана связь двусторонних региональных проектов с инициативами на межгосударственном уровне. Особое внимание сосредоточено на состоянии и перспективах административного, экономического и гуманитарного сотрудничества. Выявлены проблемы двустороннего сотрудничества в инвестиционной и гуманитарной сферах.
Ключевые слова: Иркутская область, Республика Корея, международное сотрудничество, регион, инвестиции, партнерство.
В начале XXI в. центр мирового экономического развития переместился в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Осознавая это, центральное правительство и региональные власти Российской Федерации пытаются реализовать идею активизации сотрудничества со странами АТР. Так, на саммите АТЭС 2012 г. российские власти предложили руководству стран Восточной Азии для обеспечения энергобезопасности задействовать российские нефтегазовые ресурсы, заявили о возможности использования российского пространства в качестве транзитной территории. Транссиб и Северный морской путь были позиционированы в качестве мостов, которые могли бы связать страны Европы и Азии и по которым осуществлялись бы поставки природных ресурсов и товаров.
После начала украинского кризиса 2014 г. и резкого ухудшения связей со странами Запада «поворот на Восток» в российской политике стал прорисовываться как неизбежная реальность - необходимость политического блокирования с восточными партнерами вызывала ответный запрос на реальное, содержательное экономическое сотрудничество.
Следует подчеркнуть, что сходные идеи в последнее время выдвигает и корейское руководство. Так, к примеру, в октябре 2013 г. президент Республики Корея Пак Кын Хе выступила с Евразийской инициативой по постепенной трансформации Евразии в единый континент мира и благополучия [17]. Проект предполагает, что Республика Корея должна играть одну из главных ролей в движении к миру и сопроцветанию в регионе [13, с. 183]. Власти Республики Корея полагают, что сотрудничество в Евразии находится еще на начальном уровне, плодотворному взаимодействию мешают наличие давних конфликтов и
экономическая конкуренция. Для расширения сотрудничества с регионами российского Дальнего Востока корейская сторона планирует развивать портовую инфраструктуру восточного побережья для более тесной интеграции транспортных потоков в Восточной Азии.
Республика Корея позиционирует себя в качестве одного из главных элементов возможной региональной зоны свободной торговли. Однако власти Республики Корея стараются выстраивать равномерный диалог и с Российской Федерацией, и с Китайской Народной Республикой, которые, в свою очередь, пытаются реализовать проекты инфраструктурных коридоров. Вместе с тем корейская сторона справедливо полагает, что сотрудничество с российскими регионами является важным параметром межгосударственного взаимодействия, и реализация совместных межрегиональных проектов будет способствовать развитию функциональных связей, укреплению доверия между партнерами и улучшению общего климата двустороннего взаимодействия.
Цель данной статьи заключается в классификации и анализе особенностей двустороннего взаимодействия между Иркутской областью и регионами Республики Корея в середине второго десятилетия XXI в.
Помимо этого, представляется важным дать ответ на следующие вопросы: по какой траектории реализуется региональное взаимодействие? Отвечает ли это взаимодействие содержанию инициатив, выдвигаемых на межгосударственном уровне? Действительно ли в Иркутской области и Республике Корея реализуются взаимовыгодные совместные проекты или все инициативы сводятся до уровня деклараций?
* * *
Иркутская область представляет собой регион, который в силу географического расположения на перекрестке транспортных путей из Азии в Европу вынужден встраиваться в трансграничные интеграционные процессы. Сотрудничество с Республикой Корея - важная составляющая внешнеэкономического сотрудничества региона со странами Восточной Азии.
Новый импульс к развитию отношений Иркутской области с южнокорейскими партнерами придало открытие в июне 2009 г. Генерального консульства Республики Корея в Иркутске. Крупным мероприятием, положившим начало установлению новых деловых связей, стало проведение в Иркутске в сентябре 2010 г. первого бизнес-форума «Российско-корейский диалог». Корейской стороной впервые была подчеркнута роль регионов Сибири и Дальнего Востока как связующего звена между КНДР, Южной Кореей и Россией.
На протяжении 2010-2015 гг. сотрудничество между Иркутской областью и Республикой Корея развивается в рамках нескольких базовых направлений.
Первое направление - торгово-экономическое, является основным. В его рамках следует выделить взаимодействие в сфере торговли товарами, услугами, а также инвестиционные контакты. Республика Корея в настоящее время является одним из ведущих торговых партнеров Иркутской области со следующими показателями по итогам 2014 г.: экспорт из региона в РК составил 365 670,1 тыс. долл. США (5,1 % от общего объема), а импорт - 29 426,0 тыс. долл. США (2 % от общего объема) [18]. За январь-апрель 2015 г. двусторонний товарооборот достиг 241 362,4 тыс. долл. США [19]. Основу экспорта Ир-
кутской области в Республику Корея составляют необработанный алюминий и нефть, дизельное топливо и бензин. Предприятия региона экспортируют на корейский рынок целлюлозу, крафт-бумагу, картон и пиломатериалы. Из Республики Корея в Иркутскую область поставляются химические продукты, изделия из черных металлов, машины и промышленное оборудование, транспортные средства и запчасти, бытовая техника. Более 90 % торгового оборота составляют экспортные поставки продукции иркутских производителей на рынок Южной Кореи, что обуславливает перекос сальдо торгового баланса в двустороннем торгово-экономическом взаимодействии.
В контактах Иркутской области и Республики Корея существует положительная динамика - в летне-осенний период и во время новогодних праздников между Иркутском и Сеулом осуществляются международные рейсы авиакомпаниями Korean Air и «Сибирь» [9], что является важным индикатором наличия деловых и туристических обменов. Появление авиарейсов повысило транспортную доступность Кореи для жителей Иркутской области. Соглашение об отмене виз между РФ и Республикой Корея, подписанное в конце 2013 г., способствовало интенсификации сотрудничества между двумя странами. Представители частных компаний могут чаще совершать деловые поездки, что благотворно сказалось на развитии среднего бизнеса.
В январе 2012 г. вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области Г. Истомин встретился с генеральным директором корейской строительной компании Ibel Construction Чанг Санг Хынг [7]. Компания планировала производить строительные материалы на территории области, реализовывать совместные проекты. Но эта актуальная инициатива корейской стороны, к сожалению, не нашла отклика у иркутских партнеров.
Определенный прорыв во взаимодействии Иркутской области и Республики Корея в экономической сфере был сделан на рубеже 2013-2014 гг., когда губернатору Иркутской области С. В. Ерощенко специалистами корейской компании «Инчхон Интернешнл» были представлены проекты Baikal Smart City - проект современной городской застройки с развитой инфраструктурой, состоящей из административного, культурного, музейного, развлекательного, бизнес-комплекса и ботанического сада, и Air City, включающий в себя новый терминал аэропорта, логистический хаб и торгово-развлекательный комплекс [10]. В корпорацию по развитию проекта Baikal Smart City входят такие южнокорейские компании, как Heerim, Samoo, Hyundai Amco, Centious (KT and Cisco), LG Husys. К реализации проекта будет привлечена Корпорация развития Иркутской области. По итогам состоявшихся переговоров сторонами был подписан план по проведению предпроектных работ по реконструкции аэропорта Иркутска. С иркутской стороны партнером в реализации обозначенных проектов является фонд «Иркутская слобода».
В ходе переговоров с представителями компании Lotte Hotel Construction корейская сторона отметила готовность рассмотреть в качестве возможного места для строительства отелей территорию вблизи оз. Байкал.
Развивается сотрудничество в сфере туризма. В летний период с туристическими целями на оз. Байкал приезжает более 3 тыс. корейцев. В период до введения безвизового режима поездок между РФ и РК 1 января 2014 г., по сло-
вам господина генерального консула Республики Корея в Иркутске, наблюдалось увеличение количества виз, выданных в Иркутске. Так, в 2010 г. было выдано около 900 виз, в 2011 г. - 1 500, в 2012 г. - более 2 тыс. [6]. Эти данные свидетельствуют о повышении интереса жителей региона к Республике Корея. Иркутян привлекает медицинский туризм в корейские клиники, предлагающие качественное высокотехнологичное лечение.
Период с 2012 г. по настоящее время характеризуется устойчивой динамикой развития сотрудничества в области медицинских услуг. В июле 2012 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере здравоохранения между Министерством здравоохранения Иркутской области и Администрацией г. Ко-ян. Предполагается обмен опытом, медицинскими разработками, профессиональное сотрудничество по различным направлениям оказания высокотехнологичной помощи в области кардиохирургии, онкологии, эндоскопической хирургии, нейрохирургии. В мае 2013 г. Иркутск посетила делегация Администрации района Каннам и Ассоциации медицинского туризма района Каннам, которая дала высокую оценку организации деятельности Детской областной клинической больницы, выразила заинтересованность в обмене технологиями. В марте 2015 г. при поддержке Генерального консульства Республики Корея в Иркутске на площадке выставочного комплекса ОАО «Сибэкспоцентр» прошла выставка медицинского туризма Республики Корея. С корейской стороны в выставке приняли участие такие компании, как Международный медицинский центр «Чхонсим», «Аксле Интермед», стоматология Line Up, туркомпания Us-Travel, Клиника восточной медицины при Университете Санджи, корейская медицинская компания BTMEDI, Международная клиника Святой Марии, клиника GMBC провинции Кенгидо, клиника Fatima, клиника при Государственном университете Кенбук.
На фоне поступательного развития торгово-экономических связей инвестиционное сотрудничество остается слабовыраженным. Принимая во внимание мнение корейской стороны о необходимости предоставления гарантий инвесторам, отметим разработанные и внедренные руководством региона меры поддержки инвесторов - создание инвестиционного фонда, законодательство о предоставлении государственных гарантий, создание индустриальных парков с размещением новых производств, налоговые льготы.
Следующее направление сотрудничества - административные контакты на субнациональном и муниципальном уровнях. К ним относятся двусторонние связи на уровне региональных органов исполнительной и законодательной власти, проекты Представительства МИД РФ в г. Иркутске и инициативы Генерального консульства Республики Корея на территории области, контакты в рамках региональных международных форматов, а также «эксподипломатия».
В 2012 г. прошла презентация Иркутской области в Республике Корея, по ее результатам стороны выразили надежду на развитие туристических обменов между Кореей и Россией в целом и Восточной Сибирью в частности. В том же году соглашение о сотрудничестве подписали Министерство здравоохранения Иркутской области и представители г. Коян. В 2013 г. Правительство Иркутской области и Корейское агентство по содействию торговле и инвестициям (KOTRA) договорились о взаимодействии по привлечению инвестиций в эко-
номику региона и обсудили вопросы возможного участия корейских партнеров в инфраструктурных, энергетических, медицинских, транспортных и туристических проектах [1, с. 15]. В декабре 2013 г. состоялся визит делегации Иркутской области в Сеул для участия в Шестом российско-корейском бизнес-диалоге.
Отметим, что преимуществом региона в области привлечения иностранных партнеров является использование инструментов «эксподипломатии». В апреле 2014 г. состоялись переговоры генерального директора выставочной площадки «Сибэкспоцентр» А. Шаповалова с директором отделения КОТЯА во Владивостоке Ким Ханилем и директором Национальной организации туризма Кореи во Владивостоке Пак Хюн Боном [5]. Рассматривались варианты организации экспозиций корейских компаний на иркутских выставках и проведение универсальной корейской выставки, которая не только бы представляла товары и технологии РК, но и знакомила жителей Иркутской области с корейской культурой и традициями. Определенные результаты дает проведение презентаций региона за рубежом. Так, Иркутская область является регулярным участником международной туристической выставки КОТБЛ, проводимой в Сеуле.
Развивается взаимодействие между Иркутской областью и Республикой Корея на уровне региональных парламентов. В августе 2013 г. Законодательное собрание Иркутской области и парламент провинции Чхунчхон-намдо подписали совместный протокол: решено организовывать визиты делегаций для обмена опытом в области законотворческой деятельности, обмениваться информацией в сфере работы представительных органов и взаимодействия со структурами исполнительной власти обоих регионов [14]. В октябре 2013 г. состоялась аналогичная встреча иркутских парламентариев с делегацией парламента провинции Кенсанбук-до Республики Корея [4].
Представительство МИД России в г. Иркутске продолжает взаимодействие с Правительством Иркутской области по включению в план и дальнейшей реализации мероприятий, направленных на привлечение корейской стороны к реализации инвестиционных проектов региона, наращиванию усилий по углублению партнерства с государствами АТР. Поддержка в поиске южнокорейских партнеров оказывается Генеральным консульством Республики Корея в г. Иркутске. Для активизации практических контактов деловых кругов Генконсульство РК выступило с инициативой организации в областном центре деловой площадки - регионального форума, основной целью которого является создание условий для диалога представителей бизнеса Иркутской области и южнокорейских деловых кругов. Реализация инициативы возможна при условии объединения усилий Правительства Иркутской области и Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири. Отметим, что южнокорейской стороной уделяется большое внимание сотрудничеству с российскими регионами через региональные торгово-промышленные палаты двух стран. Неоднократно со стороны ТПП РК поднимался вопрос об интернационализации малого и среднего бизнеса через структуры Торгово-промышленной палаты.
2011 г. был отмечен подписанием соглашения о партнерстве между двумя муниципалитетами - Иркутском и Канныном, в котором были определены такие сферы сотрудничества, как экономика, наука и техника. Важную роль в развитии сотрудничества Иркутска и Каннына сыграл Иркутский государ-
ственный университет - в 2007 г. были проведены обмены студенческими делегациями ИГУ и Университета Квандонга. В 2009 г. было подписано первое соглашение об установлении дружеских связей между городами.
В сентябре 2014 г. состоялась встреча мэра Иркутска Виктора Кондрашова с новым генеральным консулом в Иркутске господином Пак Чон Намом [3]. Мэр Иркутска сконцентрировал внимание на нескольких направлениях сотрудничества с корейской стороной: строительство корейского диагностического центра, отеля с привлечением корейских инвестиций, создание совместного предприятия на базе МУП «Детская молочная кухня».
Еще одно направление сотрудничества Иркутской области с регионами Республики Корея - контакты в рамках международных форматов. Правительство Иркутской области является членом Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА), секретариат которой находится в Южной Корее, с 1996 г. курируя работу в подкомиссии по приграничному сотрудничеству организации. По итогам X Генеральной ассамблеи АРАССВА было принято важное решение - Иркутская область была выбрана председательствующим регионом Ассоциации на период с октября 2014 г. по октябрь 2016 г. [2].
Третье направление сотрудничества - гуманитарное взаимодействие -контакты в образовательной сфере, спортивные обмены.
Сотрудничество между Иркутской областью и Республикой Корея в сфере высшего образования постепенно развивается между корейскими вузами и такими иркутскими университетами, как МГЛУ ЕАЛИ (институт иностранных языков), ИГУ, ИРНИТУ. Так, в 2014 г. Иркутский государственный университет с официальным визитом посетила делегация Генерального консульства Республики Корея в Иркутске. Представители университета рассказывали о практике сотрудничества с корейскими вузами, а корейский консул предложил увеличить количество корейских преподавателей в ИГУ для преподавания не только языка, но и культуры [16].
С 2010 г. наблюдается тенденция роста контактов в области школьного образования. В августе 2014 г. в Иркутске в очередной раз прошел Международный детский форум стран. С января 2013 г. реализуются проекты в рамках Соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности между Министерством образования Иркутской области и Департаментом образования г. Ульсан. В декабре 2014 г. южнокорейские школьники успешно выступили на Х Азиатско-Тихоокеанской астрономической олимпиаде школьников [8].
В качестве приоритетных направлений сотрудничества Иркутской области с Республикой Корея в период 2011-2014 гг. можно выделить проекты по внедрению современных технологий в медицину, развитию сотрудничества в химической промышленности, сельском хозяйстве, туризме (в том числе и медицинском), освоению лесных ресурсов, организации и проведению совместных научных исследований, участию корейских компаний в разработке природных ресурсов региона, привлечению корейских инвестиций в социально значимые проекты.
Анализ текущего состояния сотрудничества Иркутской области с Республикой Корея, в совокупности с намеченными договоренностями, достигнутыми
по итогам сотрудничества в 2012-2013 гг., позволяет сделать вывод об их заинтересованности в реализации совместных проектов в области туриндустрии, налаживании прямых контактов между предприятиями, проектов в сфере газо-и нефтедобычи, строительства, экологии, культурной и гуманитарной сферах. С корейской стороны предлагается работа в сфере экоиндустрии, направленная на сокращение выбросов углекислого газа, решение проблем изменения климата, мониторинг экологической ситуации.
Однако плодотворное сотрудничество, по мнению корейской стороны, возможно при предоставлении гарантий инвесторам, наличии коммерчески выгодных предложений и льгот, создающих благоприятные условия для участия в реализации инвестиционных проектов. В свою очередь Иркутская область предоставляет налоговые льготы инвесторам, вовлеченным в реализацию социально значимых проектов.
* * *
Изменение внешнеполитического курса Российской Федерации, переориентация на «восточное направление», вызванное событиями прошлого 2014 г., особо не сказалось на взаимодействии Иркутской области и регионов Республики Корея. На фоне выпадов азиатских союзников США в отношении более независимой внешней политики РФ позиция официального Сеула выглядит гораздо более сбалансированной. Россия необходима Республике Корея для решения проблем, связанных с угрозами безопасности на Корейском полуострове, исходящими прежде всего от КНДР, и в качестве перспективного транзитного моста для корейских товаров - в политике корейской стороны присутствует традиционная экономическая прагматичность. Подтверждением такого курса является инициатива Правительства Республики Корея о проведении в 2015 г. проекта «Евразийский экспресс дружбы» по маршруту Сеул - Владивосток - Иркутск - Москва - Берлин [12]. Проект проводится МИД РК совместно с Управлением железной дороги РК в преддверии 25-летия установления дипломатических отношений между РК и РФ и 70-летия освобождения Кореи. Одна из целей проекта - создание сети комплексной логистики, соединяющей Азию с Европой.
В рамках регионального взаимодействия существуют проблемы, заключающиеся в недостаточном развитии экономических связей и гуманитарного направления. В двустороннем сотрудничестве превалируют декларативные заявления, подписываются очередные протоколы и меморандумы о намерениях по привлечению корейского капитала в проекты в экономике Иркутской области, но реализованных совместных инициатив, в том числе и в сфере инвест-проектов, пока не так много. У региональных властей и представителей местного бизнеса возникает непонимание возможностей экономического потенциала Республики Корея - сотрудничество сводится к поставке сырья или продукции первого передела из Иркутской области, в то время как инициативы корейской стороны зачастую игнорируются российской стороной вследствие нерешительности или незаинтересованности.
По словам предыдущего генерального консула Республики Корея в г. Иркутске, господина Чон Дон Ена, взаимодействие корейских и российских предприятий развивается на основе самостоятельных инициатив, причем основной
преградой для развития бизнес-контактов является языковой барьер - официальные сайты российских фирм оформлены на русском, а корейских - на корейском языке [6].
Подчеркнем, что в деле активизации взаимовыгодного международного сотрудничества Иркутской области значительную роль продолжает играть федеральный центр. Инвестиционная программа с международным участием, инициированная региональными акторами, - будь то правительство региона или же бизнес-структуры, - должна пройти ряд согласований и получить одобрение не только региональных, но и федеральных министерств и ведомств, что значительно повышает временные и административные издержки [12, с. 297]. Кроме того, и экономические связи Иркутской области с Республикой Корея осуществляются преимущественно через представительства торговых компаний, дистрибьюторские и дилерские центры, расположенные в федеральном центре РФ - Москве или Санкт-Петербурге.
В последние годы на процессы международного сотрудничества, в том числе и с Республикой Корея, отрицательно влиял и фактор турбулентности региональных элит Иркутской области - частая смена губернаторов не способствовала формированию положительных ожиданий у зарубежного бизнес-сообщества.
Можно констатировать, что, несмотря на наличие обширной базы совместных проектов, некоторые инициативы властей и предпринимателей Иркутской области и РК пробуксовывают из-за внешних и внутренних проблем. Корейские партнеры не спешат вкладывать значительные средства в экономику региона не только в силу опасений потерять вложенные инвестиции, но и из-за элементарной нехватки информации о возможностях реализации инвестпроек-тов. В этих условиях Правительство Иркутской области должно планомерно использовать все рычаги для привлечения иностранных инвестиций в регион, повышая уровень экономической и правовой открытости для зарубежных инвесторов, интенсивно позиционируя территорию в международном пространстве. В условиях некоторого замедления темпов экономического развития ресурсы Республики Корея могут использоваться не только для взаимовыгодного сотрудничества, но и для экономической модернизации Иркутской области. Полагаем, что наличие объективных факторов, способствующих сближению Российской Федерации со странами АТР, в совокупности с инициативой региональных властей будет постепенно нивелировать негативное влияние обозначенных проблем сотрудничества.
Список литературы
1. Irkutsk Region Development. Korea to Expand Economic Cooperation with Russia's Irkutsk Region [Electronic resource] // Business Korea. - 18.11.2013. - URL: http://175.126.167.8/article/2217/irkutsk-region-development-korea-expand-economic-cooperation-russia's-irkutsk-region (mode of access: 14.06.2015).
2. X Генеральная Ассамблея Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии [Электронный ресурс] // Иркутская область : офиц. сайт. - URL: http://www.irkobl.ru/sites/economy/foreign_economic/cooperation/?print=y (дата обращения: 14.01.2015).
3. 25 сентября состоялась встреча мэра Виктора Кондрашова с Генеральным Консулом Республики Корея в городе Иркутск [Электронный ресурс] // Пресс-служба ад-
министрации города Иркутска : офиц. портал г. Иркутска. - 25.09.14. - URL: http://admirk.ru/Pages/25-sentyabrya-sostoyalas-vstrecha-mera-Viktora-Kondrashova-s-Generalnym-Konsulom-Respubliki-Koreya-v-gorode-Irkutsk.aspx (дата обращения: 14.01.2015).
4. Встреча с парламентариями провинции Кенсанбук-до Республики Корея [Электронный ресурс] // Законодательное Собрание Иркутской области : офиц. сайт. -28.10.2013. - http://www.irk.gov.ru/events/news/detail.php?ID=6455 (дата обращения: 14.06.2015).
5. Выставочный комплекс «Сибэкспоцентр» развивает сотрудничество с Республикой Корея [Электронный ресурс] // Сибэкспоцентр : офиц. сайт. - 17.04.2014. - URL: http://www.sibexpo.ru/ru/main/novosti_2012/2014/04/17/11630/ (дата обращения: 14.06.2015).
6. Елизарова А. «Я словно воспитываю ребенка». Генеральный консул Республики Корея в Иркутске о новой работе [Электронный ресурс] / А. Елизарова // Иркутская область. Siberia. - 15.02.13. - URL: http://kommersant-irk.com/ya-slovno-vospityvayu-rebenka/ (дата обращения: 14.11.2013).
7. Законодательное Собрание Иркутской области налаживает сотрудничество с Республикой Корея [Электронный ресурс] // Baikal-info.ru. - 30.01.2012. - URL: http://baikal-info.ru/archives/20505 (дата обращения: 27.05.2015).
8. Звезды объединили [Электронный ресурс] // Иркутский государственный университет : офиц. сайт. - 11.12.2014. - URL: http://isu.ru/ru/news/newsitem.html?action=show&id=1955 (дата обращения: 22.05.2015).
9. Из иркутского аэропорта возобновили рейсы в Сеул [Электронный ресурс] // Ирк.ру. - URL: http://www.irk.ru/tourism/news/20141231/flights (дата обращения: 27.01.2015).
10. Махнева А. Корейский орел в Иркутске [Электронный ресурс] / А. Махнева // Конкурент. - 30.12.14. - URL: http://www.vsp.ru/economic/2013/12/30/538956 (дата обращения: 01.02.2015).
11. Около 250 представителей Южной Кореи отправятся в Москву по Транссибу [Электронный ресурс] // РИА Новости. - 20.04.2015. - URL: http://ria.ru/world/ 20150420/1059665260.html (дата обращения: 10.06.2015).
12. Олейников И. В. Иркутская область: сотрудничество со странами АТР в начале XXI в. / И. В. Олейников // Тихоокеанская Россия в межцивилизационном и общероссийском пространстве: прошлое, настоящее, будущее (Седьмые Крушановские чтения, 2011 г.). - Владивосток : Дальнаука, 2013. - С. 293-298.
13. Олейников И. В. К итогам IX Восточно-азиатского экономического и культурного форума (Университет Квандонг, Республика Корея) / И. В. Олейников // Изв. Ир-кут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2014. -Т. 8. - С. 182-186.
14. По итогам встречи парламентариев Иркутской области и корейской провинции Чхунчхон-намдо подписан протокол [Электронный ресурс] // Байкал-Инфо. -21.08.2013. - URL: http://baikal-info.ru/archives/82396 (дата обращения: 14.11.2013).
15. Правительство Иркутской области договорилось о привлечении инвестиций из Республики Корея в экономику региона [Электронный ресурс] // Байкал-Инфо. -08.07.2013. - URL: http://baikal-info.ru/archives/77559 (дата обращения: 05.02.2015).
16. Развивая сотрудничество с Республикой Корея [Электронный ресурс] // Иркутский государственный университет : офиц. сайт. - 19.08.2014. - URL: http://isu.ru/ru/news/newsitem.html?action=show&id=1576 (дата обращения: 22.05.2015).
17. Строкань С. Евразийская интеграция по-корейски [Электронный ресурс] / С. Строкань // Коммерсант.ру. - 23.06.14. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/2497385 (дата обращения: 01.02.2015).
18. Экспорт и импорт по странам по Иркутской области за 2014 г. [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. Сибирское таможенное управление : офиц. сайт. - URL: http://stu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 10726: 2014-&catid=179:2012-12-27-01-28-15&Itemid=254 (дата обращения: 27.01.2015).
19. Экспорт и импорт по странам по Иркутской области по странам-контрагентам за январь-апрель 2015 г. [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. Сибирское таможенное управление : офиц. сайт. - URL: http://stu.customs.ru/ index.php?option=com_content& view=article&id=11448:2015-&catid=179:2012-12-27-01-28-15&Itemid=254 (дата обращения: 15.06.2015).
Irkutsk Region and the Republic of Korea in the Middle of second Decade of XXI Century: Declared Partnership or Mutually Beneficial Cooperation?
D. M. Bashurova, I. V. Oleynikov
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. The article presents classification and analysis of the characteristics of bilateral cooperation between the Irkutsk region and the Republic of Korea's regions in the middle of the second decade of the XXI century. The links of bilateral regional projects with intergovernmental level initiatives is shown. Special emphasis is made on the status and prospects of the administrative, economic and humanitarian cooperation. The article reveals bilateral cooperation problems in humanitarian and investment spheres.
Keywords: Irkutsk region, Republic of Korea, international cooperation, region, investment, partnership.
Башурова Дарья Михайловна
аспирант, кафедра мировой истории
и международных отношений,
исторический факультет
Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1
тел.: 8(3952)243875
e-mail: [email protected]
Олейников Илья Васильевич
кандидат исторических наук, доцент, кафедра политологии, истории и регионоведения, исторический факультет
Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса 1-410 б тел.: 8(3952)334372 e-mail: [email protected]
Bashurova Darya Mikhailovna
Postgraduate Student, Department of World
History and International Relations,
Faculty of History
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003
tel. 8(3952)241974
e-mail: dasha_bashurova@mail. ru
Oleynikov Ilya Vasilievich
Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Department of Political Science, History and Regional Studies, Faculty of History
Irkutsk State University
1-410 b, K. Marx st., Irkutsk, 664003
tel.: 8(3952)334372
e-mail: [email protected]