Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ развития транспортной инфраструктуры трансграничных территорий Тувы, Монголии и Китая'

Ретроспективный анализ развития транспортной инфраструктуры трансграничных территорий Тувы, Монголии и Китая Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
383
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кылгыдай А.Ч.

Трансграничным территориям уделяется приоритетное внимание в региональной экономической политике, поскольку инфраструктура такого региона формируется с помощью интернациональных механизмов. Особое значение для развития приграничных регионов имеют внешние связи, которые в большинстве случаев служат стимулом для интеграции в экономику сопредельных стран. В настоящей статье сделан ретроспективный анализ развития транспортной инфраструктуры приграничных территорий Республики Тыва с учетом их трансграничности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ развития транспортной инфраструктуры трансграничных территорий Тувы, Монголии и Китая»

УДК 338.22

ретроспективный анализ

развития транспортной инфраструктуры

трансграничных территорий тувы,

монголии и китая

а. ч. кылгыдай,

научный сотрудник лаборатории региональной экономики E-mail: aikys_k@mail. ru Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН

Трансграничным территориям уделяется приоритетное внимание в региональной экономической политике, поскольку инфраструктура такого региона формируется с помощью интернациональных механизмов. Особое значение для развития приграничных регионов имеют внешние связи, которые в большинстве случаев служат стимулом для интеграции в экономику сопредельных стран. В настоящей статье сделан ретроспективный анализ развития транспортной инфраструктуры приграничных территорий Республики Тыва с учетом их транс-граничности.

Ключевые слова: приграничный регион, трансграничная территория, транспортная инфраструктура.

Практика становления и развития экономических связей между пограничными регионами разных стран свидетельствует о том, что в ходе реализации внешних связей возникает уникальный механизм эффективного интеграционного межрегионального сотрудничества. В рамках такого механизма возможно ускоренное возрождение экономических контактов между регионами сопредельных государств, а самое главное - формирование и приумножение относительных конкурентных преимуществ, которыми располагает каждая территория. Это означает, что трансграничные региональные отношения не только существенно увеличивают потенциал каждой территории, но и создают материально-техническую и организационно-экономическую основу

для более рационального достижения поставленных регионами экономических и социальных целей.

В современных условиях развития интеграционных взаимодействий в социально-экономической, культурной, экологической, природоохранной сферах приграничные территории могут рассматриваться как отдельные трансграничные единицы, для которых необходима разработка согласованных между странами общих программ развития. Индикатором эффективности международного геополитического и экономического сотрудничества является в первую очередь состояние трансграничных территорий. Между тем приграничные территории азиатской России в социально-экономическом плане как отставали по темпам социально-экономического развития от западных рубежей нашей страны, так и продолжают отставать даже от прилегающих к ним регионов [9].

Существуют общие тенденции, факторы и проблемы трансграничного экономического развития, что позволяет разработать единую политику эффективного управления национальной экономикой на уровне ее регионального звена. Эта политика должна включать такие приоритетные направления, как развитие сети, форм и инструментов трансграничного сотрудничества, распространение инновационной компетентности, реализацию проектов развития трансграничной инфраструктуры.

Республика Тыва (Тува) представляет собой уникальный регион, расположенный в центральной

- 39

части Азиатского материка. С одной стороны Тува граничит с Республикой Горный Алтай, Красноярским краем, Республикой Хакасия, Иркутской областью, Республикой Бурятия, с другой - по ее территории проходит исторически сложившаяся государственная граница России с Монголией. Сочетание выгодного географического положения и богатого природно-ресурсного потенциала определило привлекательность Республики Тыва для внешних партнеров.

Между тем Тува - приграничный регион с комплексом нерешенных социальных и экономических проблем, главной из которых является относительная транспортная изолированность республики. Тува - один из немногих субъектов Российской Федерации, не имеющий железнодорожной связи с остальными регионами страны. Кроме того, в республике очень слабо развита автотранспортная сеть, доступность многих населенных пунктов в приграничных районах республики ограничена. Наиболее развиты в этом отношении районы, по которым проходит федеральная автотрасса М-54.

Несмотря на то, что Тува отнесена к проблемным слаборазвитым регионам Российской Федерации, показатели социально-экономического развития которых значительно отстают от средних по стране, она имеет важное стратегическое значение как приграничная территория, по которой проходят автомобильная трасса федерального значения и воздушные коридоры, включая международные и кроссполярные трассы.

Одним из факторов стратегического значения приграничного региона является его транспортно-географическое положение. Тува расположена на стыке восточно-сибирских таежных и центрально-азиатских пустынно-степных ландшафтов, в широкой полосе горных хребтов и межгорных котловин. Ограничивающими факторами географического положения Тувы являются ее окруженность горными хребтами, сильные зимние морозы и весенние ветры. Именно окруженность горами обусловила транспортную изолированность республики от высокоразвитых регионов Сибири, при этом Республика Тыва не имеет железнодорожного сообщения с другими районами страны. Ближайшая железнодорожная станция находится в Абакане (Хакасия), к которой имеются два выхода: по Усинскому тракту (протяженность 415 км) или по трассе Ак-Довурак -Абаза (239 км), выезд на которую находится в 400 км от Кызыла.

В начале XX в. главными видами транспорта в Туве были верховые и вьючные лошади, волы, верблюды, а в Восточной Туве - олени. Позднее стали использоваться сани и телеги. Основными дорогами были проселочные и вьючные, которые связывали Туву с Россией и Монголией. Крупные реки (Бий-Хем, Каа-Хем и Улуг-Хем) использовались для лесосплава, перевозки грузов на плотах и лодках. Постепенно основным видом транспорта стали автомобили, практически вытеснив гужевой транспорт. В 1945 г. в Туве насчитывалось 208 автомашин, в том числе 128 грузовых. В это же время было организовано регулярное пассажирское сообщение между Кызылом и Абаканом, причем вначале по этому маршруту курсировали только одна грузовая автомашина и один автобус.

Развитие автотранспорта имеет серьезное значение для республики, так как труднодоступные горные хребты Саян усложняют внешние транспортные связи. В настоящее время для перевозки больших объемов грузов и пассажиров в Туве проложена широкая сеть автомобильных дорог, общая протяженность которых составляет более 6 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - около 3 тыс. км. Внутрирайонное сообщение осуществляется по улучшенным грунтовым и проселочным дорогам.

На сегодняшний день основным и самым дорогим способом транспортировки грузов в республике является автомобильный транспорт (99,8 % от общего объема грузоперевозок). Большая часть межрегиональных грузов перевозится по двум автомобильным дорогам III категории, соединяющим Республику Тыва с другими регионами России и с соседней Монголией. Это федеральная трасса М-54 (Красноярск - Кызыл - Эрзин) и территориальная А-161 (Ак-Довурак - Чадан - Кызыл). Состояние существующей транспортной инфраструктуры не только не обеспечивает в полной мере потребности региональной экономики, но даже сдерживает ее развитие. Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом высоки, что снижает конкурентоспособность произведенных в республике товаров и ограничивает ее участие в межрегиональных связях и освоении природных ресурсов.

Вопрос строительства железной дороги, связывающей Республику Тыва с железнодорожной сетью страны, неоднократно поднимался в советское время, и различными организациями изучались несколько вариантов трасс, которые можно объединить в следующие четыре группы [15].

1. Восточный или Амыльский вариант предусматривал примыкание железной дороги на участке Минусинск - Жерлык, пересечение хребтов Западного Саяна, выход в долину р. Бий-Хем в районе поселка Сыстыг-Хем и далее - спуск до Кызыла. Осуществление этого варианта в значительной мере зависело от целесообразности сооружения железнодорожной линии Абакан - Слюдянка как восточного звена Южно-Сибирской магистрали. Для связи с Кызылом потребовалось бы строительство ветки Сыстыг-Хем - Кызыл (213 км) от основной трассы магистрали.

Однако введение в эксплуатацию железной дороги Абакан - Тайшет, замкнувшей Южсиб на главной Сибирской магистрали, и участка Тайшет -Усть-Кут, являющегося частью будущего северного обхода о. Байкал, отодвинуло строительство южного обхода Байкала (линии Абакан - Слюдянка) на далекую перспективу. Восточный вариант трассы обосновывался необходимостью транзитных перевозок, строительство же железной дороги на участках Абакан - Тайшет и Тайшет - Усть-Кут с продолжением ее до Тынды сняло эту проблему. В связи с этим сооружение линии Абакан - Сыстыг-Хем - Кызыл (514 км) строительной стоимостью около 240 млн руб. (в ценах соответствующих лет) только для обеспечения выхода из Тувы на магистральную сеть железных дорог страны было сочтено неоправданным.

2. Усинский вариант предусматривал строительство железной дороги вдоль Усинского тракта. Эта трасса, соединяющая Абакан с Кызылом, является кратчайшей, но данный проект предусматривал выполнение сложных строительных работ. Наличие горных перевалов и прижимов требовало создания большого количества подпорных стенок, козырьков, мостов, селедуков, виадуков, тоннелей и других инженерных сооружений. Большие уклоны, малые радиусы кривых ухудшили бы эксплуатационные показатели железной дороги и значительно снизили весовые нормы, скорости перевозок, уменьшили ее пропускную способность.

3. Енисейский вариант предполагал строительство железной дороги по Саянскому ущелью вдоль р. Верхний Енисей. С началом строительства Саянской ГЭС сооружение железной дороги по этой трассе стало невозможным.

4. Западный (Онский) вариант предусматривал строительство железной дороги Абаза - Ак-Довурак -Шагонар - Кызыл. Ее трасса протяженностью около

620 км пролегла бы в непосредственной близости от автомобильной дороги Абаза - Ак-Довурак, по долине р. Она с пересечением хребтов Западного Саяна и выходом в долину р. Улуг-Хем на участке Чаа-Холь -Шагонар - Кызыл. При сооружении такой линии потребовалось бы строительство нескольких тоннелей с объемом капитальных вложений около 100 млн руб. По экспертным оценкам, стоимость строительства железнодорожной линии по трассе Западного варианта составляла около 340 млн руб. [15].

Согласно многочисленным исследованиям, наиболее оптимальным и реальным вариантом транспортного развития является создание железнодорожной линии Кызыл -Курагино и примыкающего к ней подъездного пути к Элегестскому угольному месторождению. Инженерно-геологические изыскания и разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства железной дороги в Туву были выполнены в 1976-1982 гг. Разработка ТЭО строительства проводилась институтом «Сиб-гипротранс» (г. Новосибирск) в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.12.1976 № 1020 «О мерах по дальнейшему развитию производительных сил Тувинской АССР» и была согласована с МПС, Минтрансстроем и Госпланом СССР. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11.04.1984 № 297 проектирование железной дороги Курагино -Кызыл предполагалось осуществить в 1991-1995 гг. Однако из-за кардинально изменившихся в начале 1990-х гг. экономической ситуации и инвестиционных возможностей государства реализовать проект такого масштаба не представилось возможным.

Комплексная оценка эффективности и социально-экономической целесообразности строительства железной дороги Курагино - Кызыл в увязке с освоением Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна и перспективами социально-экономического развития Республики Тыва выполнена Государственным научно-исследовательским учреждением «Совет по изучению производительных сил» (ГНИУ СОПС) при Министерстве экономического развития и торговли РФ и Президиуме РАН.

Основные характеристики железной дороги Курагино - Кызыл приведены далее на основании ТЭО, выполненного институтом «Сибгипротранс» в 1982 г. Дорога должна проектироваться как однопутная, с тепловозной тягой. Общая протяженность железнодорожной линии составляет 459,5 км,

подъездной железнодорожный путь к Элегестскому месторождению - 38 км.

Проектируемая железнодорожная линия относится к высшей (пятой) категории по сложности строительства. Для ее прокладки требуется возведение большого количества искусственных сооружений, в том числе двух тоннелей длиной 980 и 3 150 м. Согласно ТЭО, проектная стоимость строительства этой железной дороги составила около 1,2 млрд руб. в ценах 1982 г. В 2004 г. общая стоимость строительства (согласно перерасчетам, выполненным ОАО «Сибгипротранс» в текущих ценах через коэффициенты-дефляторы) оценивается в 45,3 млрд руб.

В настоящее время на уровне Правительства РФ принято решение о строительстве железнодорожной линии Курагино - Кызыл, которая откроет новые возможности для инвестирования в экономику республики. Целью проекта является создание опорной инфраструктуры для ускорения социально-экономического развития Республики Тыва на основе вовлечения в хозяйственный оборот месторождений ценных полезных ископаемых. Проект «Курагино - Кызыл» не просто создаст транспортную инфраструктуру, а имея важное геополитическое и государственное значение, решит ключевые вопросы развития приграничного региона. Кроме того, строительство этой железной дороги имеет и международное значение - укрепление транспортной связи с Монголией.

Железная дорога Курагино - Кызыл является одним из крупнейших российских инвестиционных проектов на территории Тувы. Строительство 400-километровой железной дороги через Саянские горы предполагается на условиях государственно-частного партнерства. Четырехстороннее соглашение между Министерством транспорта РФ, правительствами Красноярского края, Республики Тыва и Тувинской энергетической промышленной корпорацией (ТЭПК) о строительстве железнодорожной линии было подписано в феврале 2013 г. в рамках X Красноярского экономического форума. Эта дорога стратегически важна для развития угледобывающего комплекса и транспортной инфраструктуры региона, поскольку должна связать единую систему дорог с Элегестским угольным месторождением в Туве. Проект «Курагино - Кызыл» объединяет четыре объекта: Элегестское угольное месторождение в Туве, предполагаемое строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино с выходом на

Транссибирскую магистраль, морской порт Ванино на Дальнем Востоке и электростанцию в Республике Тыва. Инвестиции в данный проект оцениваются в 195 млрд руб., пропускная способность железной дороги составит около 27 млн т грузов в год [10].

Новые перспективы для развития экономических отношений между Монголией и Тувой открывают планы продлить проектируемую железнодорожную ветку Курагино - Кызыл через границу в Монголию (см. рисунок). Предположительная протяженность железнодорожной линии Кызыл -Госграница по трассе Кызыл - Самагалтай - Эрзин -Цаган-Тологой составит 250 км.

Предполагается доработать проект железной дороги Курагино - Кызыл с учетом сквозного железнодорожного пути через Туву в Западную Монголию. Федеральный центр поддержал эту инициативу республики и выразил заинтересованность в сквозном варианте дороги, что позволит в сотрудничестве с монгольскими властями начать освоение минерально-сырьевой базы Западной Монголии [3].

Как сообщает монгольская газета «Зууны мэ-дээ», Монголия приступила к разработке ТЭО для строительства железнодорожной сети на западе страны. Если появится железнодорожное сообще-

Курэгино

1 Республика Тыва

Красноярский ■ 1

край Я

лТурак

О Элегест

V Бай-Хаак

МОНГОЛИЯ

Карта предполагаемой железной дороги Курагино - Кызыл: 1 - существующий проект; 2 - предложение удлинить дорогу на 24,3 км; 3 - инициатива Кызыла после 2014 г протянуть железную дорогу в Монголию

ние с Кызылом, то и западные аймаки Монголии получат выход к железной дороге в Россию [12]. В соглашении Республики Тыва с Убсунурским аймаком Монголии от 2002 г. в числе запланированных решений значится кроме всего и развитие транспортного коридора Абакан - Кызыл - Хандагайты (Россия) - Улангом - Ховд - Булган (Монголия) -Такишкен - Урумчи (Китай).

Тувинские ученые также поддерживают вариант сквозного железнодорожного пути через Туву в Монголию и Китай. Частично инженерные изыскания для его прокладки уже проведены [13].

Вопрос о строительстве железной дороги в Туву, связанный с расширением экономических связей России и Монголии, был актуален еще в советское время. Институт экономики и организации промышленного производства СО АН СССР в течение ряда лет совместно с другими организациями участвовал в разработке Комплексной программы научно-технического прогресса МНР на период до 2005 г. В рамках этого документа разрабатывалась подпрограмма взаимодействия Монголии с сопредельными районами СССР, в том числе и с Тувинской АССР. При этом была выявлена заинтересованность монгольской стороны в создании дублирующего железнодорожного пути из МНР в СССР через территорию Тувы в дополнение к имеющимся выходам. Тогда же рассматривалось строительство железной дороги от Эрдэнэта до Морена для освоения крупнейшего месторождения фосфоритов Хубсугульского бассейна, одновременно власти Монголии предлагали обсудить продолжение дороги Эрдэнэт - Морен до Кызыла. При этом железнодорожная ветка на Кызыл рассматривалась как имеющая самостоятельное значение для развития связей северных аймаков МНР с Тувинской АССР или как транзитная линия, которая была необходима в связи с ростом поставок оборудования и других грузов из СССР в МНР. Грузообразующими факторами тогда выступали фосфориты Хубсугула (концентрат) для вывоза в СССР, а также развитие связей по освоению отходов комбината Эрдэнэт [7].

В настоящее время для развития внешнеэкономической деятельности и увеличения внешнеторгового оборота Правительством Республики Тыва совместно с федеральными органами рассмотрен вопрос о совершенствовании региональной транспортной инфраструктуры. Принято официальное решение об изменении направления трассы М-54 и придании федерального статуса автодороге Абакан -

Ак-Довурак - Чадан - Хандагайты - Госграница. Поворот М-54 открывает целый ряд перспектив, причем не только регионального или государственного, но и международного значения, и предлагает новые возможности для экономической интеграции России с Китаем и другими азиатскими странами [5].

Тува намерена с помощью Монголии интегрироваться в сеть трансконтинентальных транспортных коридоров, предусмотренных программой Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). В частности, республика предложила монгольским властям объединить усилия по скорейшему переводу в статус многостороннего перехода автомобильного пункта пропуска (АПП) «Хандагайты (Россия) - Боршо (Монголия)», который работает пока только в двустороннем режиме. Предложение Тувы предполагает реконструкцию АПП под необходимые для этого статуса технические параметры, а также доработку соответствующих государственных правовых актов. Новый статус даст возможность открыть этот пункт не только для перевозок между Монголией и Россией, но и между третьими странами [2].

Решение Правительства РФ о перенаправлении федеральной трассы М-54 на автомобильный пункт пропуска «Хандагайты - Боршо» придает еще большую актуальность проекту «Курагино - Кызыл». По расчетам специалистов, изменение маршрута автомагистрали позитивно скажется на ее качестве и способно в разы повысить востребованность АПП со стороны международных перевозчиков. Открытие многостороннего режима пункта пропуска позволит создать с помощью автодороги Хандагайты (Россия) - Улангом - Ховд (Монголия) - Урумчи (КНР) кратчайший маршрут для автомобильного выхода в трансконтинентальный транспортный коридор «Европа - Западный Китай». При этом значение тувинского «окна» из Азии в Европу многократно возрастает с включением Тувы в Транссиб через железную дорогу Курагино - Кызыл [2].

Рост инвестиционной активности в Туве, начало разработок коксующихся углей Улуг-Хемского бассейна и увеличение внешнеторгового оборота смещают вектор деловой активности к западным районам Тувы с выходом автомобильных дорог Кызыл - Чадан - Хандагайты к государственной границе с Монголией (Боршоо). Дальше данный маршрут органично вписывается в проект «Новый шелковый путь» трансконтинентального транспортного коридора «Европа - Западный Китай» с вы-

ходом на Улангом (Монголия) - Ховд (Монголия) -Урумчи (Китай).

Раньше федеральная трасса от Кызыла шла на село Эрзин в южном направлении к границе и фактически заканчивалась пустынной территорией. Теперь она пойдет на запад - к городам Шагонар и Чадан, далее к центру Овюрского района с выходом к госгранице, откуда - менее 100 км до города Улангом, центра монгольского аймака Увс. Поворот М-54 разрабатывался также с учетом инфраструктурных проектов соседних регионов. После ввода в эксплуатацию автомобильной дороги Абакан - Большой Ортон - Таштагол с подъездом к городу Между-реченску (которую строят Хакасия и Кемеровская область) и автомобильной дороги Кызыл - Чадан они кратчайшим путем соединят федеральные трассы М-52 «Чуйский тракт» и М-53 «Байкал». Важно и то, что новый маршрут обеспечивает, во-первых, соединение между собой административных центров Хакасии и Тувы, во-вторых, подъезд к многостороннему пункту пропуска «Хандагайты -Боршоо». Статус многостороннего он приобрел в 2007 г. по официальному ходатайству Тувы в рамках межправительственного российско-монгольского соглашения. Чтобы этот пункт пропуска реально заработал в многостороннем режиме, необходимо привести его технические характеристики в соответствие с международными требованиями. В решении данного вопроса заинтересована и монгольская сторона [5], вопрос о придании данному пункту пропуска международного статуса отражен в программе правительства Монголии на 2012-2016 гг. [2].

С завершением строительства железной дороги Курагино - Кызыл возрастет значение этой автомобильной трассы и для регионов Восточной Сибири. Следует отметить, что китайская сторона принимает активное участие в строительстве и совершенствовании монгольского участка дороги (600 км), который в настоящее время является мало обустроенным и труднопроходимым для большегрузных автомобилей на участке Уенч - Ховд - Улангом [4].

В условиях транспортной изоляции, когда высокогорная приграничная республика связана с другими субъектами РФ лишь одной автомагистралью М-54, неотъемлемой частью транспортной системы Тувы стал воздушный транспорт. Первые самолеты здесь появились в 1936 г., когда Тувинская Народная Республика отмечала 15-летие своего образования. В честь этого юбилея СССР подарил Туве 15 легковых автомобилей и 2 самолета По-2,

которые провели в день празднования демонстрационные полеты в Кызыле [14]. В 1945 г. было открыто воздушное сообщение по линии Красноярск -Абакан - Кызыл, осуществлявшееся самолетами Красноярского аэропорта.

В 1946 г. в Туве была создана гражданская авиация, а с 1948 г. самолеты Ли-2 стали выполнять пассажирские рейсы из Красноярска в Кызыл. Спустя несколько лет Тува получила первые два самолета Ан-2, а в 1955 г. - появились Як-12. В 1956 г. авиапарк республики состоял из 13 самолетов, в 1958 г. местному аэропорту было выделено помещение под гостиницу для рейсовых экипажей и предоставлено помещение для городского агентства по предварительной продаже авиабилетов. С 1963 г. авиаотряд Тувы стал называться Тувинским объединенным авиаотрядом Красноярского территориального управления гражданского воздушного флота. В 1972 г. его авиапарк насчитывал 12 вертолетов Ми-1 и 22 самолета Ан-2.

С развалом Советского Союза гражданская авиация Тувы начала испытывать настоящие трудности. В 1993 г. вместо авиаотряда в республике появляется ОАО «Тувинские авиационные линии». В начале 2007 г. большинство самолетов Як-40 были сняты с полетов ввиду выработки межремонтного ресурса, а оставшиеся простаивали из-за отсутствия топлива.

В настоящее время авиаперевозки в республике осуществляются ФГУП «Тувинские авиалинии». Воздушный транспорт в основном обслуживает пассажирские перевозки на местных воздушных линиях и осуществляет работы, связанные с применением авиации. В связи с ростом тарифов на авиаперевозки в последнее время в республике сократилось число авиарейсов, сузилась география полетов.

Достаточно долго воздушное сообщение с республикой практически отсутствовало из-за нерентабельности авиаперевозок. Возрождение авиасообщения началось в 2012 г., когда Республика Тыва была включена в один перечень с дальневосточными регионами, для которых Правительство РФ открыло субсидирование части рейсов. Это решение способствовало и возобновлению полетов на местных авиалиниях. В настоящее время власти Тувы добились распространения субсидий и на другие направления в авиаперевозках. В частности, планируется начать рейсы по маршрутам Кызыл - Новосибирск и, возможно, Кызыл - Иркутск [11]. Авиакомпанией «КрасАвиа» осуществляются авиарейсы Кызыл -

Красноярск самолетом L-410 чешского производства, предназначенным для перевозки до 19 пассажиров на дальность до 700 км [6]. В дальнейшем авиарейс Кызыл - Красноярск будет осуществлять компания «Томск Авиа», которая также обеспечит перелеты по маршруту Кызыл - Новосибирск.

В настоящее время с целью сохранения и обеспечения возможности развития стратегически важного тувинского аэропорта он передан на государственный уровень. ФГУП «Аэропорт Кызыл» получило статус федерального казенного предприятия. Это является гарантией того, что инвестиционный проект по реконструкции комплекса аэропорта в Кызыле в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» будет реализован в полном объеме [1].

Стратегической мерой, направленной на развитие Тувы как трансграничной территории, является обеспечение свободного надежного доступа республики к внутренней российской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения. В перспективе предусматривается развитие аэропорта в Кызыле, в частности реконструкция взлетно-посадочной полосы и возведение таможенно-пропус-кного пункта. Это позволит увеличить транзитные пассажиро- и грузопотоки, следующие из России (и обратно) в страны Юго-Восточной Азии, Китай и Монголию.

Кроме того, через территорию Тувы проходят международный авиатранспортный коридор МВТ-А-91 и автодорога, связывающая Россию, Монголию и Китай (Кызыл - Чадан - Хандагайты -Улангом - Ховд - Булган - Такишкен - Фукан Ми-чуань - Урумчи).

Настоящее и будущее воздушных перевозок через Туву обнадеживают. Речь идет не только о промежуточных посадках международных рейсов в рамках проекта трансполярных трасс. Уже сегодня у местных авиаторов есть предложения от коллег из Монголии о налаживании воздушного моста с территорией этого, сопредельного с Россией государства [8].

Список литературы

1. В Туве аэропорт «Кызыл» получил статус федерального казенного предприятия. [Электронный ресурс]. URL: http://gov. tuva. ru/press_center/ news/transport/2954.

2. В Улан-Баторе состоялись официальные переговоры Главы Тувы с премьер-министром

Монголии. [Электронный ресурс]. URL: http://gov. tuva. ru/press_center/news/activity/1701.

3. Ветку Курагино - Кызыл могут удлинить. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gudok. ru/transport/zd/?pub_id=387230.

4. Информация о межрегиональном и приграничном сотрудничестве Республики Тыва с Монголией. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mert. tuva. ru/suborgs/agency-foreigneconomic/relations/ mool.

5. Кара-оол Ш. Реализация высокого потенциала Тувы - в интересах всей страны. [Электронный ресурс]. URL: http://gov. tuva. ru/press_center/news/ transport/2134.

6. КрасАвиа по просьбе властей Тувы увеличил количество рейсов Красноярск - Кызыл. [Электронный ресурс]. URL: http://gov. tuva. ru/ press_center/news/transport/1827/?sphrase_id=972.

7. Материалы научно-практического совещания «Проблемы развития производительных сил Тувинской АССР на период до 2005 года и основные направления дальнейшего развития ее минерально-сырьевой базы» // М. А. Журавель / под ред. Г. Н. Дол-гополова. Кызыл: Госкомиздат Тув. АССР, 1988.

8. Мост из Монголии в Туву. [Электронный ресурс]. URL: http://www. akfaremont. ru/arts/Most_ iz_mongolii_v. html.

9. Приграничные и трансграничные территории Азиатской России и сопредельных стран (проблемы и предпосылки устойчивого развития) / под ред. П. Я. Бакланова, А. К. Тулохонова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010.

10. Работы по подготовке проектной документации строительства железной дороги в Туву идут с опережением графика. [Электронный ресурс]. URL: http://gov. tuva. ru/press_center/news/other_news/3069.

11. Тува приблизилась к группе регионов с высокой социально-политической устойчивостью. [Электронный ресурс]. URL: http://gov. tuva. ru/ press_center/news/politics/2658/?sphrase_id=971.

12. Тува-Онлайн. Новости Республики Тыва. [Электронный ресурс] . URL: http://www. tuvaonline. ru/2007/04/28/railway-mongolia. html.

13. «Тувинская правда» от 10.02.2011. № 12 (17035).

14. Уже 65 лет «на крыле» // Газета «Плюс Ин-форм» от 15.06.2011. № 24 (491).

15. Экономика Тувинской АССР / под ред. С. В. Клопова. Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.