Научная статья на тему 'Возможности и перспективы строительства Тувинско-Монгольской магистрали'

Возможности и перспективы строительства Тувинско-Монгольской магистрали Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ТУВА / МОНГОЛИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев В.И., Дабиев Д.Ф.

В статье показано, что Тува обладает значительным минерально-ресурсным потенциалом. Однако из-за неразвитости транспортной инфраструктуры и труднодоступности большинства месторождений, расположенных в удаленных от транспортных коммуникаций горно-таежных районах, уровень их промышленного освоения крайне низок. Для определения экономической целесообразности строительства Тувинско-Монгольской магистрали применен метод доходного подхода и регионального подхода Ш.Ш. Байбусинова, который позволяет определить прирост ВРП от освоения объектов недропользования. Строительство железной дороги через Туву и Монголию в Китай это одна из сложных и интересных проблем как с экономической, так и с геополитической точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности и перспективы строительства Тувинско-Монгольской магистрали»

26 (377) - 2014

Инвестиционная деятельность

УДК 330.322.5; 330.15

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

_ _ _ _ _ ,

ТУВИНСКО-МОНГОЛЬСКОИ МАГИСТРАЛИ*

В.И. ЛЕБЕДЕВ,

доктор геолого-минералогических наук, директор E-mail: vil@tikopr.sbras.ru

Д.ф. ДАБИЕВ,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории региональной экономики E-mail: dabiev@rambler.ru Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН

В статье показано, что Тува обладает значительным минерально-ресурсным потенциалом. Однако из-за неразвитости транспортной инфраструктуры и труднодоступности большинства месторождений, расположенных в удаленных от транспортных коммуникаций горно-таежных районах, уровень их промышленного освоения крайне низок. Для определения экономической целесообразности строительства Тувинско-Монгольской магистрали применен метод доходного подхода и регионального подхода Ш.Ш. Байбусинова, который позволяет определить прирост ВРП от освоения объектов недропользования. Строительство железной дороги через Туву и Монголию в Китай - это одна из сложных и интересных проблем как с экономической, так и с геополитической точек зрения.

Ключевые слова: минеральные ресурсы, железная дорога, Тува, Монголия, инвестиции, инфраструктурный проект, промышленность

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Становление инфраструктуры как основное условие развития слабо освоенного региона (на примере Тувы)», проект № 13-12-17001 а/Т.

Пространственный дисбаланс между производственными и сырьевыми отраслями является фактором роста транспортных и иных издержек, которые увеличивают цены на российскую продукцию. Тем не менее этот перекос можно преодолеть, учитывая, что Сибирь и Дальний Восток, где сосредоточены основные запасы нефти, угля и металлов, с началом тысячелетия стали намного ближе к финансово-экономическому центру планеты, который постепенно перемещается в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Следовательно, Россия должна перестроить экономику таким образом, чтобы поставлять сырьевую и наукоемкую продукцию как в страны АТР, так и для внутреннего потребления. Для этого целесообразно создать такие экономические условия, при которых значительная часть металлургических, производственных и иных компаний, имеющих более высокую добавленную стоимость, переместилась бы в регионы Сибири и Дальнего Востока. Соответственно будет преодолен географический перекос в развитии различных отраслей экономики, что должно благоприятно отразиться не только на сырьевых отраслях, но и на секторах реальной экономики.

В целях дальнейшего ускоренного развития экономики страны, в том числе регионов Сибири и Дальнего Востока, Правительством РФ и региональными органами власти приняты следующие перспективные стратегии и программы социально-экономического развития:

- распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.»;

- распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г.»;

- распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.»;

- постановление Правительства РФ от 15.04.1996 № 480 «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года» (с изменениями и дополнениями).

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. рассмотрены инерционный, энерго-сырьевой и инновационный сценарии развития России. Для преодоления пространственного и структурного дисбаланса развития страны впервые отдается приоритет южным и восточным регионам.

В большинстве субъектов РФ на региональном уровне также разработаны важные экономические документы в целях обеспечения экономического роста и благосостояния населения. В Республике Тува разработаны два принципиально важных документа, от реализации которых зависит дальнейшее развитие республики:

1) постановление Правительства Республики Тыва от 21.02.2008 № 91 «О проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года» (далее - Стратегия);

2) постановление Правительства Республики Тыва от 21.02.2008 № 92 «Об утверждении проекта Программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2015 года» (далее - Программа).

Основной целью Стратегии является повышение уровня развития республики через модернизацию экономики и создание центров роста, развитие традиционной экономики в сельских

районах и повышение уровня и качества жизни населения республики до среднероссийского. В Стратегии также подчеркивается, что основные конкурентные преимущества Республики Тыва связаны с горнодобывающей, лесоперерабатывающей промышленностью, переработкой продукции сельского хозяйства, производством строительных материалов, лечебно-оздоровительным и туристским комплексом.

Республика Тыва обладает минерально-ресурсным потенциалом, сопоставимым с другими богатейшими территориями Сибирского федерального округа - Красноярским краем, Кемеровской и Томской областями, однако серьезно отстает от них в социально-экономическом развитии. На ее территории выявлены значительные по запасам месторождения коксующегося и энергетического угля, кобальта, золота, цветных и редких металлов, редкоземельных элементов, различных строительных материалов, минерализованных и пресных подземных вод, геотермальные источники (см. рисунок).

Суммарная ценность разведанных в Туве запасов всех видов минерального сырья (с учетом скидки на его добычу и переработку), по оценке Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов (ТувИКОПР) СО РАН, превышает 4 140 млрд долл. [4].

Однако из-за неразвитости транспортной инфраструктуры и труднодоступности большинства месторождений, расположенных в удаленных от транспортных коммуникаций горно-таежных районах, уровень их промышленного освоения крайне низок. Республика по сути отрезана от основных магистральных транспортных артерий, и освоение ее минеральных ресурсов в послереформенные годы велось в масштабах, соответствующих лишь частному предпринимательству. Несмотря на некоторые социально-экономические плюсы такого освоения, транспортная недоступность сырьевых источников приводила к повышенным издержкам по всей технологической цепочке природопользования и снижению конкурентоспособности этой продукции на российском и мировом рынках. А экологический ущерб от такого освоения и недостаточно качественного его геолого-экономического обоснования превышал размеры налоговых поступлений. Слабая развитость и депрессивность региона, отсутствие железнодорожного сообщения с другими регионами, низкая конкурентоспособность выпускаемых товаров значительно повышали инвестиционные

..А-,

< \ V

V»..

.3*4

\ ЗАПАДНЫЙ 4 V. МАКРОРАЙОН

л г. • 5 ~

С

■9

»О

ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРАЙОН

«

Г'

М'

/ю ж н ы й : .

МШР.д&ШШ:

-I

¿КГ

4

2

2

16

Месторождения полезных ископаемых в разрезе макрорайонов Республики Тыва: месторождения коксующихся углей: 1 - Элегестское; 2 - Каа-Хемское; 3 - Эрбекское; 4 - Межегейское; 5 - Чаданское; 6 - Чангыс-Хадынское; месторождения золота: 7 - Билелик; 8 - Алгияк; 9 - Черная; 10 - Хор-Ос; 11 - Кара-Ос; 12 - Хорлелиг; 13 - Тарданское; 14 - Бай-Сют; 15 - Кагжирба; 16 - Кара-Бельдир; 17 - Эйлиг-Хем; 18 - Куйлуг-Хем; 19 - Эми; 20 - Нарын; 21 - Ак-Адыр; месторождения цветных металлов: 22 - Кызыл-Таштыгское свинцово-цинковое; 23 - Ак-Сугское медно-молибденовое; 24 - Баянкольское нефелиновых руд; 25 - Хову-Аксынское кобальт-никелевое; редкие и редкоземельные металлы: 26 - Улуг-Танзекское тантал-ниобатов; 27 - Тастыгское литиевое; асбест: 28 - Ак-Довуракское хризотил-асбестовое; глины и суглинки легкоплавные для кирпича: 29 - Шеминское; 30 - Чаданское; 31 - Торгалыгское; 32 - Хайраканское; 33 - Туранское; 34 - Мергенское; 35 - Светлое; карбонатные породы для извести: 36 - Хайраканское уч.№1; 37 - Баянкольское; 38 - Шагонарское: 39 - Торгалыгское: 40 - Чаданское; 41 - Хову-Аксынское; 42 - Самагалтайское; строительные пески: 43 - Кызылское; 44 - Ак-Довуракское; щебень строительный: 45 - Сукпакское; 46 - Шагонарское; камни облицовочные: 47 - Чаданское; 48 - Хайраканское; 49 - Карачатское; 50 - Мугур-Аксынское; 51 - Хам-Дытское; месторождения каменной соли: 52 - Дус-Дагское

риски региона. А отсутствие инвестиций не позволяло модернизировать физически и морально устаревшие основные фонды республики, что сказывалось на конкурентоспособности вывозимого из республики сырья. Объем инвестиций в республике к 2000 г. упал более чем в 20 раз по отношению к 1990 г. Их рост стал наблюдаться только с начала XXI в. и лишь в 2008 г. их объем достиг 3 261 млн руб. [2]. Несмотря на положительные тенденции, главными проблемами остаются: высокая степень износа основных фондов, значительное сокращение

инвестиций в реальный сектор экономики, низкий удельный вес инвестиций частных предприятий и др. Частный инвестор не спешит вкладывать капитал (даже на уровне 12-15% от стоимости проекта) в сделки с повышенным риском. Подтверждением этому служит инвестиционный проект строительства железной дороги Кызыл - Курагино, который был включен в государственный реестр и обеспечивался финансированием на 50% из Инвестиционного фонда Российской Федерации (остальное -частным бизнесом). Из-за банкротства частного

партнера начало строительства было перенесено с 2010 на 2011 г., но не возобновилось и в 2013 г. Хотя эта железная дорога могла уже в настоящее время в корне изменить социально-экономическую ситуацию в Тыве, так как она соединяла бы республику с Кузбассом и Транссибирской магистралью.

К 2006 г. учеными Сибирского отделения РАН, в том числе ТувИКОПР СО РАН, удалось разработать ряд инновационных технологий по переработке минерального сырья. Кроме того, ТувИКОПР СО РАН разработал технико-экономические обоснования нескольких инфраструктурных проектов. Все это значительно изменило отношение частных инвесторов к минеральным богатствам Республики Тыва. Резко возрос их интерес к месторождениям этого края. В 2006 г. китайской компанией «Лунсинь» была приобретена лицензия на разработку Кызыл-Таштыгского свинцово-цинкового месторождения. В 2007 г. ОАО «ГМК «Норильский никель» приобрело лицензию на разведку и добычу меди, молибдена и попутных компонентов на Ак-Сугс-ком медно-порфировом месторождении. В 2009 г. разрез Каа-Хемский был продан компании ООО «Еп+Девелопмент». Конечно же этому в немалой степени способствовала публикация о проекте железной дороги Кызыл - Курагино, намеченной к сдаче в 2016 г. [6]. В настоящее время в республике из предприятий горнодобывающей отрасли действуют: ОАО «Горно-обогатительный комбинат «Туваасбест» проектной мощностью 120 тыс. т текстильных сортов хризотил-асбеста; Каа-Хемский и Чадаанский разрезы с проектной добычей угля не менее 1,5 млн т; ряд золотодобывающих предприятий, реализующих более 1,8 т золота в год на сумму около 1,7 млрд долл., и др.

В условиях рыночной экономики средства федерального бюджета не могут быть единственным источником финансирования инноваций в регионе. Тем не менее поступление значительных средств федерального бюджета в республику служит своего рода сигналом для частных компаний о целесообразности реализации крупных инвестиционных проектов на данной территории и необратимости государственной инновационной политики. Частные компании в России обычно занимают выжидательную позицию и только после утверждения масштабных государственных программ социально-экономического развития конкретного региона и принятия решения об их целевом финансировании из федерального бюджета включаются в инвестиро-

вание инновационных проектов, существенно повышающих экономический потенциал территории.

В Стратегии отмечается, что основные конкурентные преимущества региона связаны с горнодобывающей и лесоперерабатывающей отраслями промышленности, переработкой продукции сельского хозяйства, производством строительных материалов, лечебно-оздоровительным и туристским комплексом [7]. Однако из перечисленных конкурентных преимуществ только разведанные запасы минерального сырья обладают колоссальным потенциалом, способным даже вывести республику из разряда дотационных. Поэтому, по мнению авторов, именно горнодобывающая отрасль должна стать «локомотивом роста». При этом другие отрасли экономики будут вспомогательными, но развиваться они будут на более высоком социально-экономическом и технологическом уровнях, поскольку от предприятий горнодобывающей отрасли республика получит значительные бюджетные вливания. Тем не менее сырьевая стратегия должна дополняться не только инновационным развитием добывающих отраслей на базе новейших технологий, предложенных учеными, но и с учетом традиций, ценностей и норм этносов, населяющих регион. Она не сможет развиваться без реализации новейших инфраструктурных проектов, обеспечивающих транспортный выход как в другие регионы России, так и за ее пределы. К таким инфраструктурным проектам можно отнести дальнейшее строительство железнодорожных коммуникаций из Республики Тыва в Монголию и Китай по трассам:

- западной: Кызыл - Ак-довурак - Улангом -

Урумчи;

- южной: Кызыл - Нарын - Мурен - Эрденет.

Характерной особенностью экспорта угля является разнонаправленность географических поставок, при которой половина угля экспортируется в Европу, вторая половина - в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом низкая пропускная способность железных дорог и портов ограничивает рост производства и экспорта углей в стране [3]. Поэтому для России в настоящее время особо актуален вопрос строительства дополнительных железнодорожных магистралей, которые, с одной стороны, разгрузили бы часть грузопотоков, с другой - имели бы важнейшее значение в транспортной и геополитической стратегии страны.

Строительство железной дороги через Туву и Монголию в Китай - это одна из сложных и инте-

ресных проблем как с экономической, так и с геополитической точек зрения. Безусловно, в результате ее решения откроются новые возможности для торговых и экономических отношений, в том числе для ввоза (вывоза) товаров не только в Монголию и Китай, но и в другие страны Центральной Азии.

Наиболее вероятна реализация перспективного варианта вывоза из Тувы продукции минерального сырья: каменного угля, концентратов металлов, строительных материалов и др.

При продолжении строительства железной дороги через Туву в Монголию и Китай откроются большие возможности для развития горнодобывающей промышленности не только Тувы, но и южных районов Красноярского края, Хакасии и Алтая, на территориях которых расположены уникальные крупные месторождения полезных ископаемых, как разведанные, так и требующие детальной разведки и дополнительных геологических изысканий.

Понятно, что при реализации этого варианта строительства железной дороги масштабы вывоза минерального и других видов сырья из республики по трассе Кызыл - Курагино не уменьшатся, поскольку грузопоток в основном будет обеспечен коксующимися углям из Элегестского и, возможно, Межегейского месторождений.

Наиболее весомым и рентабельным в грузопотоке, вероятнее всего, станет вывоз коксующегося угля в Китай, который в последние годы испытывает огромный дефицит загрузки мощностей своих металлургических заводов. Соответственно одним из главных продуктов вывоза по трассе Кызыл -Ак-Довурак - Улангом - Урумчи должен стать каменный уголь Улуг-хемского бассейна - одного из крупных бассейнов коксующегося каменного угля в России. Это определяется тем, что концентраты цветных металлов, редких и редкоземельных металлов малотоннажны, а цемент, строительные материалы и другие продукты переработки минерального сырья, по всей вероятности, составят меньшую часть грузопотока по сравнению с углем.

В том случае, если железная дорога будет построена по трассе Кызыл - Самагалтай - Эрзин -Мурен - Эрденет, а также по трассе Кызыл - Ак-Довурак - Улангом - Ховд - Урумчи, практически все крупные и средние месторождения будут востребованы на рынках минеральной продукции как в России, так и за рубежом.

Конечно, этот сценарий наименее вероятен, так как развитие транспортной и энергетической

инфраструктур является весьма капиталоемким, и без серьезного участия сопредельных государств и крупных международных инвесторов вряд ли осуществим. Тем не менее можно привести результаты предварительных экономических расчетов, свидетельствующие об эффективности освоения минеральных ресурсов Тувы и ее приграничных территорий с учетом строительства железных дорог как в южном, так и в западном макрорайонах республики с перспективой их выхода в Монголию и Китай. При реализации данного сценария, по мнению авторов, будут востребованы следующие месторождения полезных ископаемых: месторождения каменного угля Улуг-Хемского бассейна, месторождения цветных металлов, редких и редкоземельных металлов, месторождения асбеста, строительных материалов, рудного золота и т.д. (табл. 1).

В основу экономической оценки разработки месторождений полезных ископаемых Тувы положен доходный подход, при котором критерием оценки выступает чистый дисконтированный доход, показывающий эффективность вложения инвестиционных ресурсов в освоение месторождения [5]. После получения экономических оценок отдельных месторождений следует рассчитать валовую добавленную стоимость эффективной для освоения минерально-сырьевой базы региона и определить прирост ВРП от освоения (эксплуатации) объектов недропользования [9]. Экономическая оценка эффективности освоения минеральных ресурсов региона с применением доходного подхода позволяет определить потенциал недр каждого района региона в стоимостном выражении и ранжировать их по данному критерию.

Результаты геолого-экономической оценки разработки месторождений полезных ископаемых Тувы показывают, что при оптимальном сценарии развития, т.е. если железная дорога в Монголию и Китай будет построена по двум трассам, ежегодный прирост ВРП составит 143,9 млрд руб., при этом ВРП на душу населения может приблизиться к уровню 15,4 тыс. долл., а ежегодные поступления в республиканский бюджет - 36,3 млрд руб.

Для промышленного освоения перечисленных месторождений полезных ископаемых, по предварительным подсчетам, потребуется более 26 тыс. рабочих мест. Следует отметить, что по данным на ноябрь 2011 г., в республике насчитывалось 25,6 тыс. безработных, что составляет 18,4% трудоспособного населения [8]. Если говорить о соци-

Таблица 1

Результаты экономической оценки разработки месторождений полезных ископаемых Тувы при реализации оптимального сценария

Месторождение Ежегодный прирост ВРП, млн руб. Ежегодные поступления в республиканский бюджет, млн руб. Рабочие места, чел.

Угольные

Элегестское 34 979,4 8 655,6 2 271

Межегейское 28 836,5 7 304,6 1 950

Западная часть Улуг-Хемского бассейна 21 017,6 5 805,5 1 950

(вариант государственно-частного партнерства)

Восточная часть Улуг-Хемского бассейна 21 017,6 5 805,5 1 950

(вариант государственно-частного партнерства)

Всего 105 851,1 27 571,2 8 121

Цветных металлов

Баян-Кольское нефелиновое 3 063,9 2 051,9 5 700

Кызыл-Таштыгское свинцово-цинковое 1 566,0 237,6 1 200

Ак-Сугское медно-молибденовое 9 435,77 1 990,1 2 350

Хову-Аксынское кобальтовое 390,9 361,6 950

Всего 14 456,57 4 641,2 10 200

Редких и редкоземельных металлов

Улуг-Танзекское ниобий-танталовое 19 349,7 3 415,8 6 300

(вариант государственно-частного партнерства)

Кара-Сугское флюоритовое 914,1 145,3 700

Всего 20 263,8 3 561,1 7 000

Рудного золота

Тарданское 1 483,9 274,7 55

Кара-Бельдырское 997,3 159,1 47

Всего 2 481,2 433,8 102

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительных материалов

Ак-Довуракское (и/или Саянское) асбестовое 470,2 72,5 450

Цементный завод в г Шагонаре 437,7 68,0 300

Всего 907,9 140,5 750

Итого... 143 960,57 36 347,8 26173

альном эффекте создания горнопромышленных предприятий и возможности привлечения части безработных к работе в добывающем секторе, то здесь возникает вопрос, насколько соответствует образовательный и квалификационный уровень безработных в республике требованиям, предъявляемым к горным специальностям.

Большая часть безработных имеет низкий образовательный уровень: доля безработных со средним общим образованием составляет 42,7%, не имеющих среднего общего образования - 23,5%. Доля безработных с высшим и средним профессиональным образованием значительно меньше (табл. 2).

Квалификационный анализ официально зарегистрированной безработицы показывает, что большая часть безработных граждан имеет педагогическое, сельскохозяйственное и экономическое образование. Специалистов, имеющих горное обра-

зование, среди безработных единицы. Вероятно, на начальном этапе освоения минерально-сырьевого комплекса республики часть квалифицированных рабочих, управленческого и инженерно-технического персонала необходимо будет привлекать из других регионов страны. Также, учитывая значительную долю молодежи в структуре населения республики, следует обеспечить возможность получения образования по горным и железнодорожным специальностям в образовательных учреждениях на территории Тувы. Здесь необходима координация действий Правительства Республики Тыва, бизнеса, заинтересованных в притоке квалифицированных кадров. Уже в настоящее время в республике ведется активная работа по обеспечению кадрами предприятий горнодобывающего сектора экономики. Около 100 тувинских абитуриентов направлены на учебу в ведущие вузы страны на горнотехнические специальности. В Кызыле началось перепрофили-

Таблица 2

Состав безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения Республики Тыва на 01.07.2012 [1]

рование нескольких ПТУ для подготовки рабочих и специалистов среднего звена по различным горным и железнодорожным специальностям.

Таким образом, предварительные расчеты показывают, что строительство Тувинско-Монгольской магистрали имеет экономическое обоснование, учитывая, что основным грузопотоком могут стать полезные ископаемые Тувы, юга Красноярского края, Хакасии и Монголии. С другой стороны, магистраль может значительно разгрузить грузопоток Транссиба. В данной ситуации опыт экономической оценки освоения минерально-сырьевых ресурсов Тувы с учетом реализации транспортного инфраструктурного проекта по строительству Тувинско-Монголь-

ской магистрали необходимо спроектировать как на Монголию, так и на северо-западные районы Китая, где будет проходить магистраль. Необходимо также сделать оценку возможности вовлечения месторождений минерально-сырьевых ресурсов территорий юга Красноярского края, Хакасии и Алтая при строительстве данной магистрали.

Список литературы

1. Государственная служба занятости. Агентство занятости населения Республики Тыва. http:// tuva.regiontrud.ru/home.aspx.

2. Дабиев Д.Ф., Дамдын О.С., Лебедев В.И. Анализ инвестиционной деятельности в Тыве // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2010. № 3. С. 335-339.

3. Кичанов М. Угольный перегруз // Эксперт Сибирь. 2013. № 4.

4. Лебедев В.И., Кужугет К.С. Минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва: возможности его использования в 1999-2001 гг. и перспективы дальнейшего освоения. Кызыл: ТИКОПР СО РАН, препринт № 3. 1998. 35 с.

5. Методические рекомендации по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов месторождений твердых полезных ископаемых (кроме углей и горючих сланцев). М.: ГКЗ Минприроды РФ, 1999. 75 с.

6. Оюн Д. Глава Тувы выступил с ежегодным посланием Парламенту. URL: http://www.tuvaonline. ru/2007/07/18/4759_poslanie.html.

7. Правительством Республики Тыва принят проект Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года в новой редакции. URL: http://mert.tuva.ru/directions/socio-economic-development/news/31.html.

8. Численность экономически активного населения Республики Тыва. http://www.tuvastat. ru/digital/region9/DocLib...D1%8F.htm.

9. Экономическая оценка освоения минеральных ресурсов Карелии / под ред. Ш.Ш. Байбусинова. Петрозаводск: 2001. 284 с.

Численность

Категория Численность, чел. зарегистрированных безработных к общей численности, %

Возраст

16-17 лет 31 0,3

18-24 года 1 796 20,5

25-29 лет 1 725 19,6

Друг°й 4 950 56,5

Предпенсионный 273 3,1

Пол

Женщины 4 355 49,6

Мужчины 4 420 50,4

Место проживания

Городская местность 2 294 25,6

Сельская местность 6 481 74,4

Образование

Высшее 249 2,8

профессиональное

Среднее профессиональное 893 10,2

Начальное 1 831 20,8

профессиональное

Среднее общее 3 749 42,7

Без полного среднего 2 053 23,5

Всего... 8 775 100,0

Mneecmutuionnaa deameM>nocmb

26 (377) - 2014

Investing

PROSPECTS AND OPPORTUNITIES OF CONSTRUCTION OF A TUVA-MONGOLIAN MAIN ROAD

Vladimir I. LEBEDEV, David F. DABIEV

Abstract

The article says that there is a considerable mineral resource potential in the Tuva Republic. However, one needs to make efforts to explore mineral resources and develop industry in this area because of backwardness of the transport infrastructure and inaccessibility of majority of the fields located in the mountain and taiga areas too remote from transport communications. The authors used a method of profit and regional approach by Sh. Sh. Baibusinov to determine the regional gross product's gain due to development of subsurface resources. This is necessary to evaluate an economic feasibility of construction of the Tuva-Mongolian high iron. Railroad construction through Tuva and Mongolia to China is one of the complex and interesting problems both from economic and geopolitical points of view.

Keywords: mineral resources, railroad, Tuva, Mongolia, investment, infrastructure project, industry

References

1. Public employment service. Agency of employment of the Republic of Tyva population. Available at: http://tuva.regiontrud.ru/home.aspx. (In Russ.)

2. Dabiev D.F., Damdyn O.S., Lebedev V.I. Analiz investitsionnoi deiatel'nosti v Tyve [The analysis of investing in Tyva]. Problemy sovremennoi ekonomiki. Evraziiskii mezhdunarodnyi nauchno-analiticheskii zhurnal - Problems of modern economy. Eurasian international scientific and analytical journal, 2010, no.3,pp.335-339.

3. Kichanov M. Ugol'nyi peregruz [A coal overweight]. Ekspert Sibir'- Expert Siberia, 2013, no. 4.

4. Lebedev V.I., Kuzhuget K.S. Mineral'no-syr 'evoi potentsial Respubliki Tyva: vozmozhnosti ego ispol'zovaniia v 1999-2001 gg. i perspektivy dal'neishego osvoeniia [A raw material and mineral resources capacity of the Republic of Tyva: the possibilities of use in 1999-2001 and prospects of the further development]. Kyzyl, TIENR of Siberian Branch of RAS Publ., vol. 3, 1998, 35 p.

5. Metodicheskie rekomendatsii po tekhniko-eko-nomicheskomu obosnovaniiu konditsii dlia podscheta zapasov mestorozhdenii tverdykh poleznykh iskopae-mykh (krome uglei i goriuchikh slantsev) [Methodical recommendations on a feasibility study of standards for calculation of stocks of hard-rock minerals fields (except coal and combustible shale)]. Moscow, GKZ Minprirody RF Publ., 1999, 75 p.

6. Oiun D. Glava Tuvy vystupil s ezhegodnym po-slaniem Parlamentu [The Tuva head's annual message to the Parliament.]. Available at: http://www.tuvaonline. ru/2007/07/18/4759_poslanie.html. (In Russ.)

7. Pravitel'stvom Respubliki Tyva priniat proekt Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Respub-liki Tyva do 2020 goda v novoi redaktsii [The government of the Republic of Tyva approved the project of Strategy of social and economic development of the Republic of Tyva till 2020 in a new edition]. Available at: http://mert.tuva.ru/directions/socio-economic-de-velopment/news/31.html. (In Russ.)

8. The number of economically active population of the Republic of Tyva. Available at: http://www. tuvastat.ru/digital/region9/DocLib.. .D1 %8F.htm. (In Russ.)

9. Baibusinov Sh.Sh. Ekonomicheskaia otsenka osvoeniia mineral'nykh resursov Karelii [An economic assessment of mineral resources development of Karelia]. Petrozavodsk, 2001, 284 p.

Vladimir I. LEBEDEV

Tuvinian Institute for the Exploration of Natural Resources of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Kyzyl, Russian Federation vil@tikopr.sbras.ru

David F. DABIEV

Tuvinian Institute for the Exploration of Natural Resources of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Kyzyl, Russian Federation dabiev@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.