М.С. Большаков,
Академия управления МВД России
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ
SOME PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA
В связи с особенностями высшего профессионального образования, получаемого в учебных заведениях МВД России, в статье раскрывается проблема необходимости разработки и принятия специальных нормативно-правовых актов по обширному кругу актуальных вопросов образования.
Внимание акцентировано на анализе существующей нормативно-правовой базы, регулирующей высшее профессиональное образование, получаемое в учебных заведениях МВД России, а также на круге вопросов, требующих административно-правового регулирования посредством принятия специальных ведомственных нормативно-правовых актов.
In connection with specific characteristics of the higher professional education in educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia the article analyses the problem of necessity to develop and adopt special regulatory legal acts on a wide range of acute issues of education.
The attention is drawn to the analyses of existing regulatory framework for higher professional education in educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia as well as on a number of issues for which adoption of special subordinate legislation is required.
Значение высшего профессионального образования (далее — ВПО), получаемого в настоящее время в высших учебных заведениях Министерства внутренних дел России (далее — МВД России), за последние 10 лет значительно возросло. С повышением уровня научно-педагогического потенциала и увеличением количества специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием (с 3 до 19 за последние 10 лет) постепенно происходило увеличение общего числа обучающихся курсантов и слушателей. Ежегодно учебные заведения МВД России выпускают около 20 тыс. дипломированных специалистов, в том числе по очной форме — около 8 тыс. человек, а за последние пять лет в подразделения органов внутренних дел направлено около 57 тыс. специалистов, окончивших образовательные учреждения МВД России по очной форме обучения. По заочной форме обучения подготовлено почти 80 тыс. специалистов с высшим профессиональным образованием [9].
Особенности подготовки специалистов в учебных заведениях МВД России позволяют говорить об уникальности получаемого в них образования. В чем же состоит его уникальность?
Во-первых, ориентация процесса образования на потребности одного ведомства — Министерства внутренних дел Российской Федерации и его отдельных комплектующих органов внут-
ренних дел, заинтересованных в получении их будущими сотрудниками качественного образования. При этом стоит заметить, что потребности комплектующих подразделений ОВД могут разниться в зависимости от особенностей региона, уровня и качества преступности в регионе, необходимости замещения отдельных должностей в подразделениях ОВД высококвалифицированными сотрудниками. Надо учитывать, что потребности самих комплектующих органов (работодателей) в течение периода обучения направленных ими будущих специалистов зачастую меняются. Наиболее распространенными причинами такой ситуации остаются:
а) избыток сотрудников ОВД, получивших образование по одинаковой с направленным на обучение слушателем специальности в учебных заведениях ВПО, не относящихся к МВД России;
б) усиление требований к подготовленному специалисту, которым он на момент назначения на должность может в полной мере не отвечать. Такое возможно, когда на последнем этапе обучения в вузе по одной из юридических специальностей или после выпуска из него перед назначением на должность резко меняется законодательство (в первую очередь уголовное, уголовнопроцессуальное, административное);
в) обыденная ротация кадров, направленная на сокращение востребованных ранее должностей, замещаемых при прохождении службы в ОВД.
Во-вторых, ориентация образования на практическую деятельность ОВД по выполнению задач, закрепленных в законе РФ «О милиции» и ведомственных нормативно-правовых актах. Известно, что в любом учебном процессе значительную роль играет практика. Как правило, во всех высших учебных заведениях она существует в трех видах: ознакомительная, направленная на получение первоначальных профессиональных навыков и преддипломная. В системе образования МВД России существует еще один ее вид. Речь идет о практике, когда курсанты и слушатели в свободное от занятий время привлекаются к мероприятиям, проводимым органами внутренних дел и непосредственно связанным с их будущей деятельностью. К примеру, они активно участвуют в поддержании правопорядка, обеспечивают общественную и личную безопасность граждан в период проведения массовых мероприятий, выборов, культурных, спортивных и праздничных мероприятий, как правило, на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится учебное заведение.
В-третьих, в силу особого значения для общества деятельности ОВД, направленной на реализацию правоохранительной функции государства в широком ее смысле, особое значение в образовании курсантов и слушателей приобретает воспитание. При этом процесс воспитания должен носить не разовый, а систематический характер, тесно переплетаться с процессом обучения и быть организованным в соответствии с высокими ценностными ориентирами.
Учитывая указанные существенные особенности образования, получаемого в высших учебных заведениях МВД России, и говоря об уникальности этого образования, необходимо упомянуть о тех существующих нормативноправовые актах, которые регулируют ведомственное образование. Современная ситуация такова, что фактически на уровне МВД России нет специальных нормативно-правовых актов по обширному кругу вопросов высшего профессионального образования, поэтому объективно существующие особенности ведомственного образования МВД России не находят своего юридического закрепления, дальнейшего развития и качественного применения во всех учебных заведениях МВД России. Так чем же руководствуются учебные заведения в своей деятельности?
Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч. 1 ст. 72) [1]. Это означает возможность правового регулирования сферы ВПО на федеральном и региональном уровнях. Высшие учебные заведения МВД России, осуществляя образовательную функцию, в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными нормативно-
правовыми актами в области образования и науки. В этом они ничем не отличаются от других учебных заведений высшего профессионального образования. На федеральном уровне речь идет прежде всего о двух базовых законах: Закон РФ «Об образовании» [2] и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [3], о национальной доктрине образования [4], концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [5], федеральной целевой программе развития образования на 2006 — 2010 г. [6], а также типовом положении о вузе [7]. Вместе с тем потребность в принятии подзаконных актов, регулирующих отдельные вопросы воспитания и обучения курсантов и слушателей, назрела давно. Об этом постоянно упоминают на проходящих в высших учебных заведениях МВД России научных конференциях, круглых столах и семинарах.
Общеизвестно, что нормативно-правовые акты субъектов РФ, а также правовые акты органов местного самоуправления принимаются по общим вопросам организации системы ВПО с учетом региональной компетенции. Как правило, региональное законодательство дополняет федеральное законодательство в части социальной поддержки студентов и работников образовательных учреждений ВПО, дополнительного финансирования и решения социально-экономических вопросов, прогнозирования и планирования целевой подготовки кадров для нужд региона. Органы управления образованием субъектов могут выполнять и делегированные функции: осуществлять контроль за качеством образования, принимать участие в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений ВПО в регионе. Однако в сфере высшего образования остается достаточно субъектов образовательных отношений, на которых фактически не распространяется действие правовых актов, принятых на региональном и муниципальном уровнях. В их число входят и образовательные учреждения МВД России. Тем самым в некоторой степени не учитываются особенности отдельных регионов, которые влияют на их потребности в специалистах с высшим образованием. Как было уже сказано, курсанты и слушатели учебных заведений МВД России зачастую выполняют функции по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на территории места нахождения учебного заведения. Тот вклад, который они вносят в выполнение указанных функций, имеет существенные различия в каждом субъекте федерации с учетом численности населения, уровня безработицы и других сопутствующих факторов, влияющих на криминальную обстановку. Региональная финансовая поддержка такой категории граждан, которыми являются курсанты и
слушатели высших учебных заведений МВД России, позволит сформировать у них дополнительную мотивацию на качественное исполнение своих служебных обязанностей с самого начала своего профессионального становления, на выбор постоянного места работы в ОВД. По этой же причине органы управления образованием субъектов РФ фактически лишены функций по осуществлению контроля за качеством образования в этой сфере и не принимают участия в лицензировании и аккредитации ведомственных образовательных учреждений. Такие общественные отношения, связанные с необходимостью регионального контроля качества образования и дополнительным региональным финансированием, должны быть урегулированы нормами административного и финансового права.
В связи с возникновением принципов автономии вузов и академических свобод особое значение приобретают локальные нормативные акты образовательных учреждений ВПО (устав, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, приказы ректора, начальника, решения Ученого совета и т.д.). Повышение в современных условиях значения устава как источника регулирования отношений в системе ВПО определяется тем, что он выступает учредительным документом и основным локальным нормативно-правовым актом. Так, например в Уставе Воронежского института МВД России указано, что учредителем института является Российская Федерация и полномочия учредителя института от имени Российской Федерации осуществляет МВД России. В первом разделе устава раскрывается направление социального заказа на образование — осуществление подготовки специалистов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по программам среднего профессионального, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования [8]. Это положение служит правовой гарантией обеспечения ОВД высококвалифицированными кадрами с высшим профессиональным образованием, соответствующим современным образовательным стандартам, что является одним из важнейших звеньев национальной безопасности России.
Обозначенная совокупность вопросов позволяет говорить о необходимости принятия целого ряда подзаконных нормативно-правовых актов на уровне МВД России, которые будут отражать специфику ведомственного высшего профессионального образования. Прежде всего, о принятии Положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) МВД России, в котором названная специфика и соответствующие ей общественные отношения могут
найти свое правовое закрепление. Наряду с типовым положением в целях единообразия и полноты правового регулирования необходимо разработать и принять иные акты (типовые и примерные положения), которые будут отражать в себе вопросы отдельных сфер научной, образовательной, методической и служебной деятельности учебных заведений МВД России. Речь может идти о Примерном положении об университетском комплексе МВД России, Примерном положении об Ученом совете высшего учебного заведения МВД России, Примерном положении о попечительском совете высшего учебного заведения МВД России, Примерном положении об организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей в высшем учебном заведении МВД России, Примерном положении об организации и проведении практики (стажировки) курсантов и слушателей высшего учебного заведения МВД России, Типовом положении о воспитательной деятельности в высшем учебном заведении МВД России, Примерном положении о служебно-боевой подготовке в высшем учебном заведении МВД России и других. Этот шаг позволит проводить единую воспитательную и образовательную политику на территории Российской Федерации во всех ведомственных учебных заведениях. Вместе с тем указанные акты целесообразно разрабатывать и принимать в форме единого документа. Например, они могут быть приняты в качестве нескольких приложений к Положению об образовательном учреждении ВПО (высшем учебном заведении) МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. — 25 дек.
2. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // СЗ РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 150.
3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 2006 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 36. — Ст. 4135.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 // СЗ РФ. — 2001. — №41. — Ст. 4089.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №1756-р // Высшее и среднее профессиональное образование: бюллетень Минобразования РФ. — 2003. — №1. — С. 3.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы: утв. Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г.
№ 803 // Юридическое образование и наука. — 2006. — №1. — С. 2 —13.
7. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71. // СЗ РФ. — 2008. — № 8. — Ст. 731.
8. Устав Воронежского института МВД России: утвержден Приказом МВД России от 15 июля 2009 г. № 540 // http://vimvd.ru/institute /regulations/
9. Амельчаков И.Ф. Высокий профессио-нализм — противодействие криминалу / И.Ф. Амельчаков // Милиция. — 2009. — № 1. — С. 13.