СОЦИОЛОГИЯ
Инновации как основа оптимизации образовательного процесса в учебных заведениях МВД России
Ю.В. Стригуненко
В статье рассматриваются инновационные аспекты развития системы профессиональной подготовки кадров и оптимизации образовательного процесса в учебных заведениях МВД России. Автор отмечает, что в настоящее время значимость успешной модернизации высшей профессиональной школы в инновационном развитии России осознается как приоритетная задача государства и общества.
Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях, направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений -обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.
Именно инновации (нововведения), как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания,
организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.
Инновационная деятельность - это освоение в образовательных учреждениях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев. Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения педагогических инноваций. Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.
Осуществляемый в настоящее время переход российского общества к инновационному пути развития коренным образом изменяет роль высшей школы, выдвигая новые требования к ка-
Стригуненко Юлия Владимировна -к.соц.н., преподаватель кафедры философии и социологии ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России». E-mail: [email protected]
Статья подготовлена при выполнении НИР по теме «Новые теоретические подходы к исследованиям модернизации России в контексте усложняющегося социума», проводимой в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг. (Соглашение № 8812 от 15 ноября 2012 г.).
честву образовательных услуг. На современном этапе ведущими странами мира особое значение в формировании и накоплении человеческого капитала придается образованию. Его уровень определяет интеллектуальный потенциал госу-дарства1. Именно это определяет ту особую роль, которую в развитии России всегда играло и будет играть образование. Невозможно не согласиться с мнением Н.В. Астафьевой, что «в совокупности с наукой, общественно-политическими институтами, культурой система высшего образования становится важнейшим фактором создания в России инновационной экономики на принципиально новой технологической основе, ключевым средством развития человеческого потенциала и обеспечения демократических свобод личности»2. В контексте отмеченного вполне закономерно то, что проблемам модернизации отечественной системы образования, в том числе и системы профессионального образования МВД России, уделяется самое пристальное внимание.
Практика последних лет продемонстрировала ряд серьезных организационных проблем в системе управления подготовкой кадров МВД России, препятствующих выполнению возложенных на министерство задач по непрерывному воспроизводству необходимого количества специалистов органов внутренних дел с требуемым набором квалификационных характеристик, соответствующих вызовам XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Это обусловливает необходимость дальнейшего поиска инновационных управленческих стратегий, более рациональных организационных механизмов деятельности системы подготовки кадров в системе МВД. Данный вопрос актуализировался задачами, сформулированными в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., приоритетном национальном проекте «Образование», целевой программе «Реформирование системы работы с кадрами и профессионального образования МВД России на период до 2011г.».
Среди требующих пристального внимания проблем ведомственного образования можно выделить следующие:
- недостаточно качественная система отбора кандидатов для обучения;
- отсутствие эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями и комплектующими органами;
- недостаточная практическая подготовленность выпускников ведомственных образовательных учреждений;
- методическое однообразие в проведении учебных занятий;
- практические занятия по дисциплинам специализации проводятся зачастую без использования имеющихся полигонных комплексов, специализированных классов, лабораторий;
- недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса3.
В этой связи следует констатировать, что одной из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями системы МВД России, является формирование современной модели образования, призванной обеспечить эффективное решение задач в сфере профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, отвечающей современным требованиям правоохранительной деятельности. Следует отметить, что многое в данном направлении уже делается4:
- формируется система мониторинга профессионального образования МВД России, предназначенная для оценки качества обучения в ведомственных вузах. В ней будет учитываться не только оценка качества обучения, основанная на комплексе контрольных тестов для курсантов и слушателей, начиная с третьего курса, но и сумма остаточных знаний выпускников образовательных учреждений МВД России в течение первых трех лет службы. Помимо тестирования, в систему мониторинга входит также и комплекс сбора, обработки и анализа служебных отзывов на качество подготовки выпускников образовательных учреждений МВД России;
- в соответствии с решениями Совета МВД России по науке и передовому опыту в 2008 г. началась реализация проекта по созданию единой системы персонального учета научных работников, адъюнктов и докторантов вузов МВД России, а также проводимых ими научных исследований;
- с 2008 г. ведутся работы по созданию системы информирования граждан о наличии и качестве профессиональных образовательных услуг в учебных заведениях МВД России. В учебном процессе акцент сделан на усиление практической составляющей, что обусловливается прежде всего потребностями практики правоохранительной деятельности. Как отметил М.И. Суходольский, «сегодня мы вынуждены признать, что подготовка полицейского оставляет желать лучшего... Поэтому мы решили постепенно, но кардинально изменить систему профподготовки. В первую очередь акцент будет сделан на практические занятия. По сути, создана инновационная схема обучения людей - блочно-модульная модель учебного процесса., в основе которой лежит ситуационное моделирование на занятиях. Сотрудников, слушателей и курсантов обучают на конкретных примерах и типичных ситуациях. Это значит, вместо абстрактной теории люди будут получать реальные, практические навыки, отработанные до автоматизма.»5;
- формируется централизованная видеотека учебных фильмов. На Центральном образовательном портале МВД создан банк видеоматериалов из 47 фильмов общей продолжительностью более 30 часов. Активно развивается система дистанционного обучения, которая позволяет почти вдвое сократить расходы на подготовку кадров и повысить практическую направленность обучения. Система доказала свою эффективность. В настоящее время с помощью ЕИТКС ОВД в системе дистанционных образовательных технологий работают 30 ОВД, 13 образовательных учреждений, 12 учебных
центров. Ведутся работы по созданию в каждом образовательном учреждении МВД России электронной библиотеки. В перспективе речь идет о формировании межвузовской библиотечной системы с правом доступа к имеющимся методическим материалам каждого заинтересованного курсанта или сотрудника. Одновременно разрабатывается проект «Книга по требованию», предполагающий обеспечение учащихся необходимыми учебно-методическими и программными материалами в электронном виде.
Тенденции развития образовательной системы, самой сферы правоохранительной деятельности предопределяют необходимость изменения ведомственной системы образования, его технологий, методик обучения, усиление их действенности по развитию творческого мышления, его инновационности и прогностичности, формирования так называемого «инновационного образования». Его концепция впервые была предложена широкой общественности в подготовленном в 1979 г. Д. Боткиным, М. Эльмандирой и М. Малицей докладе Римского клуба «Нет пределов обучению»6. В нем была предпринята попытка определить роль и место образования в решении глобальных проблем современности, преодолении разрыва, возникшего между человеком и созданной им цивилизацией.
Главными чертами в данной концепции инновационного обучения являются предвосхищение и соучастие7. Предвосхищение - это способность понять новые, необычные ситуации, предусмотреть будущие события, оценить последствия принятых решений. Соучастие - это социальная активность, участие индивида в важнейших видах деятельности, его личное влияние на принятие различного вида решений, способность проявлять инициативу. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Оно представляет собой новую модель обучения, ориентированную на максимальное развитие творческих способностей человека, создание мотивационной потребности к саморазвитию и самообучению как в системе формального образования, так и неформального и информального образования.
Инновационное образование имеет в своей основе личностно-ориентированную парадигму, сущность которой, по мнению Е.В. Бондаревской, состоит «в преодолении противоречия между отношением к человеку как к ученику, то есть как субъекту обучения и воспитания, и его отношением к себе как человеку, субъекту жизни»8. «Интегральным критерием качества высшего образования выступает уровень способностей специалиста к различным видам деятельности - профессиональной, инновационной, а также к деятельности в области саморазвития и самообразования»9, - подтверждает К.К. Колин.
Личностно-смысловая направленность содержания образования предполагает реализацию в образовательном пространстве таких базисных ценностей личности, как самореализация, жизнет-
ворчество, культурная идентификация, индивидуализация и др. Поэтому становится важным, что в современной системе образования особое внимание должно быть уделено процессам порождения и развития знания, а не его трансляции. Кроме того, по своей сути инновационное образование выступает системообразующим фактором интеграции учебного процесса и научного поиска. Оно не только делает возможным использование в процессе обучения новых знаний, но и включает в инновационный образовательный процесс элемент творческого поиска.
Новая парадигма образования должна помочь человеку жить в гармонии с окружающей природой и людьми. Самым ценным знанием становится знание самостоятельно понятое, осознанное и готовое к применению. На смену технике и технологии, информатизации приходит эра образования. Становится очевидным, что все будет зависеть от культурного состояния человека, от степени развитости его знаний и творческих способностей - одним словом, от эффективности создания творческого пространства и времени. При этом осуществляется переход от педагогических инноваций, направленных на развитие репродуктивного мышления человека, к педагогическим инновациям, направленным на развитие его инновационного мышления.
Следует отметить, что под оптимизацией понимают научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения успешности решения его задач и затрат времени учащихся и учителя. Концепция оптимизации обучения - теоретические представления об обучении как целостной системе, критериях оптимизации и оптимальности, мерах, обеспечивающих достижение оптимальных результатов в обучении и развитии школьников. Ю.К. Бабанским сформулированы два критерия оптимальности:
- наилучшее для данных условий и возможностей ученика результаты обучения (критерий оптимальности результатов обучения);
- минимально необходимые затраты времени и усилий учителя и ученика на достижение этих результатов (критерий оптимальности времени).
Основными требованиями к выбору оптимального сочетания методов обучения являются: наиболее эффективное решение задач образования, а также учет специфики содержания учебного материала, возможностей учащихся в учебной деятельности, своих возможностей использования различных методов обучения.
Переход к новому обществу, основанному на инновационном потенциале человека, требует и перехода от «поддерживающей системы образования» к «инновационной». Инновационное образование, ориентированное на гибкую систему передачи знаний, не ограничивается определенными сроками обучения и стенами учебных заведений, приобретает черты жизнедеятельности, то есть процесса развития личности в течение всей социально активной жизни, а социальная жизнь -черты непрерывного образовательного процесса.
В качестве непрерывного процесса образование перестает быть в основном внешне организованным процессом и становится в значительной степени личным делом обучающегося (образованием личности). Оно теряет свою обязательность и всеобщность, приобретает персонифицированный, личностно ориентированный характер, определяется потребностями самого обучающегося10. Инновационное образование является для человека постоянным поставщиком знаний и информации.
Основными путями и условиями совершенствования системы высшего профессионального образования МВД России, по нашему мнению, являются:
- во-первых, системный и всесторонний комплексный анализ результатов управленческой и образовательной деятельности в вузах МВД России;
- во-вторых, выявление специфических условий и факторов, их влияния на образовательный процесс как социальную систему;
- в-третьих, разработка и реализация концепции образовательной политики в МВД.
В Министерстве внутренних дел Российской Федерации уже многие годы функционирует развитая система образовательных учреждений. В настоящее время подготовка юридических кадров для следственных подразделений, полиции общественной безопасности и криминальной полиции в вузах МВД России осуществляется по 5 специализациям: оперативно-розыскная, оперативно-экономическая (БЭП), административно-правовая (участковые уполномоченные), административно-правовая деятельность ГИБДД, экономико-правовая (вневедомственная охрана). В них ведется подготовка широкого круга специалистов для служб и подразделений органов внутренних дел:
- оперативных работников, осуществляющих борьбу с организованной и транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, терроризмом, преступлениями в сфере высоких технологий, в области экономики;
- следователей и дознавателей;
- сотрудников по охране общественного порядка и безопасности;
- экспертов-криминалистов;
- специалистов по международному сотрудничеству;
- радиоинженеров, специалистов в области защиты информации.
Большая часть специалистов, работающих в органах внутренних дел, имеют высшее или среднее специальное образование. Всего в учебных заведениях МВД России ведется обучение по 11 специальностям высшего профессионального образования. Ежегодно учебные заведения МВД России выпускают более 30 тысяч дипломированных специалистов. Теоретическое и практическое изучение системы ВПО в МВД России показало, что в целях совершенствования качества подготовки кадров приоритетными задачами следует считать следующие:
- эффективное обеспечение целевой подготовки кадров для правоохранительных органов;
- создание гибкой системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов разного профиля;
- разработка в этих целях отраслевых стандартов, отражающих специфику профессионального использования специалиста;
- удовлетворение потребности органов внутренних дел в квалифицированных специалистах с высшим образованием;
- удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования, специальности и квалификации;
- распространение правовых, гуманитарных и технических знаний среди личного состава органов внутренних дел, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.
Подготовка кадров для правоохранительных органов, в том числе для МВД России, характеризуется иными, чем в гражданских вузах, условиями и имеет свою специфику, которая выражается в следующем:
- четко определенная сфера профессиональной деятельности;
- прогнозируемая потребность в кадрах;
- наличие целевого набора обучаемых и соответствующего распределения выпускников.
В связи с этим заказчиком (органами внутренних дел) востребованы специалисты, обладающие профессионально значимыми знаниями, навыками и умениями, ориентированностью полученного образования на те профессиональные задачи, которые предстоит решать сотруднику органов внутренних дел.
Анализ положительного опыта ведущих вузов системы, современного состояния и тенденций развития правовой науки показал, что в содержание обучения сотрудников криминальной полиции и полиции общественной безопасности, по численности составляющих основную часть кадров среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, требуется внести изменения в подготовку прежде всего специа-листов-юристов, имея в виду большую их ориентацию на специфику правоохранительной деятельности. Кроме того, нуждается в изменении содержание и форма управления системой ВПО.
При разработке более действенной концепции образовательной политики в вузах МВД России необходимо учитывать следующие факторы, определяющие современную ситуацию в правоохранительной сфере:
- более высокие требования к уровню юридической подготовки сотрудников правоохранительных органов в области тех отраслей права и законодательства, которые являются предметной областью их деятельности, предъявляют развитие конституционной и судебной реформ, укрепление гражданских прав и процессуальных гарантий их осуществления; обновление значительного массива законодательных актов, регулирующих деятельность правоохранительной системы;
- необходимость существенных изменений форм и методов работы правоохранительных органов диктует увеличение масштабов различной социальной патологии (преступности, террористических проявлений, наркомании, различного рода социальных отклонений);
- более высокие требования к уровню профессионализма, интеллектуальной и специальной подготовки кадров правоохранительных органов предъявляют непрерывный рост «профессионализма» в преступной среде, появление новых видов правонарушений, связанных с использованием достижений научно-технического прогресса, значительное возрастание опасности экономической преступности.
Анализ указанных факторов показывает, что существенное улучшение результатов деятельности системы высшего профессионального образования в МВД на базе профильного юридического образования необходимо осуществлять в рамках современного социокультурного контекста. Осуществленный нами анализ нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность высших учебных заведений МВД России, показал, что основное внимание в них обращено на организацию учебного процесса. Вместе с тем изучение учебного и воспитательного процессов с позиции управленческой науки позволяет утверждать, что недостаточно рассматривать качество подготовки сотрудников органов внутренних дел только с позиции организации учебного процесса. Практика его в вузах МВД показала, что для него характерны определенные недостатки, связанные с нецеленаправленным применением науки управления в образовательном процессе.
Эффективная деятельность системы высшего профессионального образования МВД, как и любой другой социально организованной системы, зависит от степени полноты и взаимосвязи ее компонентов, соответствия результатов деятельности существующим общественным потребностям, от множества других социальных (внутренних и внешних, объективных и субъективных) условий и факторов. Первостепенное значение среди них имеет уровень и качество управления. «Если и есть какой-то кризис в системе образования, - справедливо указывает B.C. Литвиненко, ректор Горного института (первого в России высшего технического учебного заведения, учрежденного Екатериной II 21 октября 1773 г.), - то это кризис управленцев»11.
С точки зрения обеспечения эффективного управления системой образования важнейшее значение имеют:
- профессионализм управленцев;
- обоснованность применяемых стратегий управления;
- точность прогнозирования процессов в обществе и в образовательной сфере;
- учет факторов, определяющих способность данной системы к самоорганизации, то есть к своевременной коррекции методов, способов и форм деятельности в изменяющейся обстановке, в интересах достижения поставленных целей.
Соответствовать требованиям эффективного управления в изменяющейся обстановке будет такая социально организованная система, которая:
- во-первых, обеспечивает достижение стоящих перед ней целей;
- во-вторых, элементы (подсистемы) данной системы обеспечивают ее устойчивое развитие;
- в-третьих, она способна адаптироваться к изменяющимся условиям;
- в-четвертых, субъекты управления, находящиеся в сложной иерархической системе подчиненности, согласованно функционируют в интересах достижения заявленных целей и задач.
При этом для любой социально организованной системы главной целью совершенствования управления выступает его оптимизация, то есть достижение наилучших результатов деятельности при наименее возможных затратах сил, средств и ресурсов. Важно заметить, что содержание этого процесса применительно к системе профессионального образования заключается не только в коррекции целей и средств образовательной деятельности в зависимости от результатов, но и в поиске наиболее рационального построения организационной структуры подсистемы управления, разработке и внедрении новых управленческих моделей и технологий. Как справедливо заметил Ю.П. Адлер: «В последние годы стало особенно ясно, что эффективность управления вносит в конечный результат не меньший вклад, чем эффективность производства, если не больший. Эта проблема существует на многих уровнях - от отрасли до учебной группы. Особенность современного этапа заключается в переориентации управления на системы качества»12.
Процесс оптимизации подсистемы управления профессиональным образованием в вузах МВД должен охватывать не только ее отдельные структурные составляющие (элементы), но и всю совокупность объектов и субъектов управления, взаимосвязей горизонтального и вертикального порядка, то есть иметь системный характер. Оптимизация подсистемы управления предполагает формулирование и реализацию научно обоснованных целей, принципов, задач деятельности всех структурных звеньев управления. При этом оптимизации (управленческим воздействиям с целью достижения наилучших результатов) должны подвергаться в первую очередь те сферы (уровни структуры, компоненты) деятельности, в которых допускается рассогласование в схеме «цель - средство - результат». Соответственно оптимизация подсистемы управления приобретает характер одного из ведущих приоритетов и в системе высшего профессионального образования МВД.
Под оптимизацией управления системой высшего профессионального образования МВД России следует понимать поиск и применение новейших организационных приемов и технологий, обеспечивающих постоянное и динамичное развитие образовательной системы, максимальную эффективность ее функционирования, а также позволяющих достичь наилучших результатов в
образовательной деятельности учебных заведений при наименьших затратах сил, средств и ресурсов. Говоря иначе, речь идет о такой модели управления системой высшего профессионального образования, которая была бы сбалансирована на всех уровнях и обеспечивала соответствие планируемых целей профессиональной подготовки курсантов и слушателей, применяемых в образовательном процессе средств (интеллектуально-духовных, педагогических, методических, воспитательных, информационных, материально-финансовых и др.) с достигаемыми результатами этой деятельности.
Она позволила бы, с одной стороны, минимизировать усилия всех субъектов управления профессиональным образованием, а с другой - максимально обеспечить подготовку специалистов для органов внутренних дел. На практике «выстраивание» данной модели управления возможно при наличии ряда условий. Одно из них касается четкого соответствия целей и задач управленческих воздействий назревшим потребностям общества в совершенствовании правоохранительной деятельности, современным требованиям к высшему образованию, научно обоснованной модели профессиональных качеств сотрудника полиции.
Одной из главных задач управления системой образовательной деятельности по подготовке специалистов для служб и подразделений органов внутренних дел является выработка обоснованной стратегии развития вузов МВД. Первостепенное значение в современных условиях имеет стратегия, сосредоточивающая внимание на следующих направлениях:
- определение модели оптимальной управленческой деятельности;
- разработка алгоритма формирования содержания высшего профессионального образования;
- обеспечение должного уровня компетентности управленческих, педагогических и научно-педагогических кадров как основных субъектов этой деятельности.
Учитывая, что состояние управления определяется характером управленческой деятельности руководителей всех структурных звеньев системы профессионального образования, представляется актуальным выявление наиболее приемлемой модели руководства применительно к рассматриваемой системе. Оптимальная управленческая деятельность детерминируется комплексом теоретико-методологических, организационных (административных) и социально-психологических условий и факторов. Таким образом, процесс оптимизации управления системой ВПО должен охватывать всю совокупность объектов и субъектов управления (включая и руководство МВД, органов внутренних дел, полномочное в области профессионального образования), взаимосвязей между ними горизонтального и вертикального характера, иметь комплексный, системный характер, нацеленность на решение управленческих задач при минимальном использовании имеющихся сил и средств.
В недавно принятой Национальной доктрине образования в Российской Федерации понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» не нашли отражения даже в самом общем плане, в том числе в порядке постановки в числе пятнадцати сформулированных основных целей и задач образования. Не лучше обстоит дело и применительно к ведомственным нормативным документам. В Инструкции по организации и ведению учебного процесса в вузах МВД понятия «гуманизации» и «гуманитаризации» не нашли отражения. Ни в требованиях к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса, ни в требованиях к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, ни в требованиях к содержанию основных профессиональных образовательных программ.
Современные концепции профессионального образования должны отражать значительно возросшую роль гуманитарных ценностей, объективно набирающих силу процессов гуманизации, гуманитаризации общественных отношений, правоохранительной и правоприменительной практики. В этом плане нужны безотлагательные корректировки правовой основы образовательной сферы, определение важнейших целевых ориентиров, нормативных требований применительно к аспектам гуманизации и гуманитаризации в рамках учебно-воспитательного процесса. Крайне важно дать четкие современные содержательные характеристики понятий гуманизации и гуманитаризации, поскольку в различные исторические эпохи их наполнение отличалось и не было вполне тождественным.
Это тем более важно, что в конце XX в. и начале XXI в. мир столкнулся с феноменом кризиса гуманизма, выразившимся:
- в разжигании множества локальных и региональных войн, в которых гибнут и получают телесные и духовные увечья сотни тысяч людей;
- в бомбежках мирных городов в центре цивилизованной Европы, на севере Африки, Ближнем и Среднем Востоке;
- в массовом обнищании миллионов наших сограждан;
- в разгуле криминалитета, наркомафии и терроризма;
- моральной деградации общества.
Важной составляющей концепции образовательной политики в вузах МВД должна стать, по нашему мнению, и индивидуализация учебно-воспитательной деятельности. Представляется, что в современных условиях должная профессиональная подготовка высококвалифицированных сотрудников для органов внутренних дел возможна лишь на путях решительного поворота от массового обучения, ориентированного на средний уровень подготовленности обучающихся, к индивидуализации учебной деятельности.
Вступление человечества в III тысячелетие отмечено колоссальными достижениями в соци-
альном прогрессе. В немалой мере они обусловлены качественными изменениями в системах обучения и воспитания людей. Вся вторая половина ушедшего XX столетия стала периодом беспрецедентного по своим масштабам развития образования в мире и растущего осознания его жизненно важной роли в обеспечении безопасности и устойчивого социального развития государств, повышении уровня и качества жизни населения. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что лидирующей нацией XXI в. будет та, которая фундаментом своего роста сделает именно первенство в образовательных технологиях и системах, создаст наиболее эффективное образовательное пространство, максимально развивающее интеллектуальный и духовный потенциал личности и народа в целом. Сегодня, как никогда, важным становится эффективность образовательного процесса и продуктивность приобретаемых знаний. Точно так же от качественных характеристик образования сотрудников формирующейся полиции будут напрямую зависеть состояние законности и правопорядка, степень защищенности законных прав и интересов граждан, уровень социальной стабильности в обществе.
Система высшего профессионального образования МВД Российской Федерации, организационно входящая в систему высшего профессионального образования страны, нуждается в:
- серьезных структурных и качественных преобразованиях;
- качественном совершенствовании учебных планов и программ подготовки специалистов;
- повышении квалификации и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава вузов МВД;
- модернизации учебно-материальной базы.
Изменившаяся роль знаний в современном
обществе, информатизация как новый фактор глобального порядка позволяют уверенно констатировать, что образование как вид духовной деятельности существенно трансформирует свою социальную роль. В начале XXI в. образование (в первую очередь его подсистема высшего профессионального образования) из обслуживающей материально-производственную сферу и подчиненного ей института становится ведущим видом деятельности в структуре совокуп-
----------- Ключевые слова ----------------------
Инновации, оптимизация образовательного процесса в учебных заведениях МВД России, проблемы образования в учебных заведениях МВД России, специфика подготовки кадров для правоохранительных органов, концепция образовательной политики в вузах МВД России.
ной общественной практики. Ибо именно она обусловливает позитивные преобразования в общественных отношениях, функционировании социальных систем, в том числе связанных с обеспечением законности и правопорядка. Смещается и основной вектор его целевой направленности. В условиях информационной и антропоцентрической стадии цивилизационного прогресса приоритетными целями образования становятся:
- преодоление одномерности и однофунк-циональности человеческого бытия;
- выравнивание уровней человеческого сознания и технико-технологического развития;
- ориентация на синтез культур;
- направление вектора активности обучаемых на формирование целостности внутреннего мира личности и «экологизацию его духа»;
- закрепление жизнесмысловых ориентаций на самоопределение, саморазвитие, самореализацию человека.
Значимость успешной модернизации высшей профессиональной школы в инновационном развитии России осознается как приоритетная задача государства и общества. Вне тесной взаимосвязи качественного вузовского образования, соответствующего современным требованиям социально-экономической жизни, невозможна успешная перспектива устойчивого развития общества. Отмеченное предопределяет выбор инновационного пути развития системы профессиональной подготовки кадров МВД России как необходимого условия повышения ее эффективности в контексте задач, стоящих перед органами внутренних дел на современном этапе развития общества.
Strigunenko J.V. Innovations as a Basis of Optimization ofEducational Process in Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Summary: In the article innovative aspects of development of system of vocational training of shots and optimization of educational process in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The author notes that nowadays the importance of successful modernization of the higher vocational school in innovative development of Russia is realized as a priority problem of the state and society.
-------------- Keywords ----------
Innovations, optimization of educational process in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, an education problem in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, specifics of training for law enforcement agencies, the concept of educational policy in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Примечания
1. Президент России. Образование для инновационных обществ в XXI веке // http://www.kremlin.ru/text/docs/2006/07/108823.shtml.
2. Астафьева Н.В. Методология управления инновационным развитием университетских комплексов: автореф. дис.. .д-ра эконом. наук. Саратов, 2008. С.3.
3. Кикоть В.Я. Система образования МВД России. Вчера. Сегодня. Завтра // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. № 3. С.15.
4. Юдин А.В. Инновационные методы подготовки кадров и оптимизация научно-образовательного процесса // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. № 2. С. 17-21.
5. Фалалеев М. Чисто учебное убийство. Милиционеров отучат ошибаться // Российская газета. 14.05.2009.
6. Botkin J., Elmanjra M., Malitza M. No limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. Oxford, etc.: Pergamon press, 1979.
7. Струк Е.Н. Инновационная парадигма образования в изменяющемся мире // Высшее образование для XXI века: Третья международная научная конференция. М.: МосГУ, 2006. С. 50.
8. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование. Опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 1997. С. 13.
9. Колин К.К. Человеческий потенциал и инновационная экономика // Вестник Российской академии естественных наук. 2003. № 4. С. 16.
10. Ильин Г.П. Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) // http://www.znanie.org/jornal/ n1/st_obraz_posle_obraz.html
11. Литвиненко В.С. Есть только один культ - культ профессионализма //НГ - регионы. 28.11. 2000.
12. См. подр.: Системы качества в образовании: Сборник переводов с английского. Вып. 1.4. /Под общ. ред. Ю.П.Адлера. М.: МИ-СИС, 2000. С 11;. Бакштановский В.И. Моральный выбор: цели, средства, результаты. Томск, 1997; Кветной И.С. Деятельность как система. Социально-философский подход. В кн.: Философские и социологические проблемы человеческой деятельности. Краснодар, 2004. С.5-18; Стребков Ю.С. Деятельность как способ присвоения человеком своей сущности. В кн.: Целостность человека в системе деятельности, сознания и общения. М., 2005. С.7-11; Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 2007. С.12-13 и др.