способа верификации её семантики; с другой стороны - как главного звена рецептивно-интерпретационной деятельности при формировании и совершенствовании профессиональной компетенции в процессе обучения транвербализации будущих переводчиков.
Подтверждается положение о том, что категориальная семантика грамматической формы имеет когнитивно-дискурсивную природу и жанровую специфику, учёт которых является важным условием полноценной трансвербализации художественного дискурса.
Практическую значимость для обучения переводческой деятельности представляют наши выводы о том, что английская каузативная конструкция have something (smth) done в художественном дискурсе, коррелируя с русскоязычны-
Библиографический список
ми формами (возвратных глаголов, кратких причастий и неопределённо-личных предложений), может выступать в качестве их трансвербов. Можно предположить, что данная конструкция выполняет компенсирующую функцию для трёх русскоязычных форм (в том числе и при трансвербализации), поскольку такие формы отсутствуют в английском языке (то есть являются безэквивалентными).
Перспектива дальнейших исследований заключается в совершенствовании применения метода прототипического/непрототипического моделирования семантики грамматической формы при трансвербализации с целью развития навыков рефлективной деятельности у будущих лингвистов-переводчиков в процессе поиска переводческого коррелята в рамках не только художественного, но и других видов дискурса.
1. Емельянова Я.Б. Концепция мультикомпетенции переводчика. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015; № 8 (161): 82 - 87.
2. Гавриленко Н.Н. Методика реализации компетентностного подхода при обучении переводу. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015; Выпуск 14 (725): 113 - 127.
3. Коровкина М.Е., Семёнов А.Л., Ершов В.И. Компетентностный подход к переводу специальных текстов. Филологические науки в МГИМО. 2020; № 2 (22): 69 - 75.
4. Везнер И.А., Лисица И.В. Трансвербализация непрототипической каузативной семантики в аспекте формирования дискурсивной компетенции будущих переводчиков. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6: 33 - 37.
5. Везнер И.А., Лисица И.В. Лингводидактический аспект трансвербализации семантики каузативной конструкции have something done. Сибирский педагогический журнал. 2021; № 3: 7 - 19.
6. Пушкин А.С. Сочинения: в 3 т. Проза. Москва: Художественная литература, 1987; Т. 3.
7. The Complete Prose Tales of Alexandr Sergeyevitch Pushkin. Translated from the Russian by Gillon R. Aitken. New York: W. W. Norton & Company, 1996.
8. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаг 1918-1956. Опыт художественного исследования. Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
9. Solzhenitsyn A.I. The Gulag Archipelago. Translated from the Russian by Thomas P. Whitney. New York: Harper & Row, 1974.
10. Бесолова Е.Б., Габуниа З.М. О знаковой функции и культурной семантике волос. Известия СОИГСИ. 2017; № 23 (62): 117 - 129.
11. Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.
12. Везнер И.А., Везнер С.И. К вопросу о трансвербализации глагольной категориальной семантики. Язык. Культура. Личность: сборник научных трудов. Барнаул: Алт-ГПУ 2020: 102 - 110.
References
1. Emel'yanova Ya.B. Koncepciya mul'tikompetencii perevodchika. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 8 (161): 82 - 87.
2. Gavrilenko N.N. Metodika realizacii kompetentnostnogo podhoda pri obuchenii perevodu. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2015; Vy-pusk 14 (725): 113 - 127.
3. Korovkina M.E., Semenov A.L., Ershov V.I. Kompetentnostnyj podhod k perevodu special'nyh tekstov. Filologicheskie nauki v MGIMO. 2020; № 2 (22): 69 - 75.
4. Vezner I.A., Lisica I.V. Transverbalizaciya neprototipicheskoj kauzativnoj semantiki v aspekte formirovaniya diskursivnoj kompetencii buduschih perevodchikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6: 33 - 37.
5. Vezner I.A., Lisica I.V. Lingvodidakticheskij aspekt transverbalizacii semantiki kauzativnoj konstrukcii have something done. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2021; № 3: 7 - 19.
6. Pushkin A.S. Sochineniya: v 3 t. Proza. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1987; T. 3.
7. The Complete Prose Tales of Alexandr Sergeyevitch Pushkin. Translated from the Russian by Gillon R. Aitken. New York: W. W. Norton & Company, 1996.
8. Solzhenicyn A.I. Arhipelag GULag 1918-1956. Opythudozhestvennogo issledovaniya. Ekaterinburg: «U-Faktoriya», 2006.
9. Solzhenitsyn A.I. The Gulag Archipelago. Translated from the Russian by Thomas P. Whitney. New York: Harper & Row, 1974.
10. Besolova E.B., Gabunia Z.M. O znakovoj funkcii i kul'turnoj semantike volos. Izvestiya SOIGSI. 2017; № 23 (62): 117 - 129.
11. Sozina E.K. Soznanie i pis'mo v russkoj literature. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2001.
12. Vezner I.A., Vezner S.I. K voprosu o transverbalizacii glagol'noj kategorial'noj semantiki. Yazyk. Kultura. Lichnost': sbornik nauchnyh trudov. Barnaul: AltGPU, 2020: 102 - 110.
Статья поступила в редакцию 04.01.22
УДК 378.14
Malkov P.Yu, Cand. of Sciences (Biology), senior lectures, Gorno-Altaisk State University, Katunskiy State Nature Biosphere Reserve (Gorno-Altaisk, Russia),
E-mail: [email protected]
Malkova A.N., Cand. of Sciences (Biology), teacher, Republican Center of Additional Education (Gorno-Altaisk, Russia)
SOME CHARACTERISTICS OF ORGANIZATION OF ONLINE COURSES ON BIOLOGICAL AND ECOLOGICAL SCIENCES FOR UNIVERSITY STUDENTS AND SCHOOL SUPPLMENTARY EDUCATION. The paper characterizes the use of new digital technologies in teaching biological and ecological sciences. The comparison of positive and negative aspects at the levels of the university and school supplementary education is provided, based upon the practical pedagogical experience of the authors. Major difficulties of the online education as well as its elimination strategies are discussed. It is shown that the specifics of online presentation of educational material determine the need for the teacher to develop fundamentally new skills. Previously, such skills were not so in demand or were not decisive. The paper also discusses the issue of the social and moral responsibility of the educator in formation of the student's soft competencies in the era of remote education.
Key words: biology, ecology, online education, digitalization, competencies, educator, student.
П.Ю. Малков, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ Горно-Алтайский государственный университет, ФГБУ Государственный природный биосферный
заповедник «Катунский», г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
А.Н. Малкова, канд. биол. наук, педагог АУДО РА «Республиканский центр дополнительного образования», г. Горно-Алтайск
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье охарактеризована специфика применения цифровых технологий при реализации образовательного процесса в рамках дисциплин биологического и экологического направлений. На основе педагогического опыта авторов проведено сравнение положительных и негативных аспектов, возникающих при осуществлении учебной деятельности со студентами вузов и детьми школьного возраста, обучающимися в системе дополнительного образования. Определены основные трудности усвоения учебного материала и возможные пути их преодоления в условиях онлайн-образования естественнонаучного
профиля. Показано, что специфика изложения учебного материала в режиме онлайн детерминирует необходимость развития у педагога принципиально новых навыков. Ранее такие навыки были не столь востребованы или, по крайней мере, не являлись определяющими. Обсуждается вопрос социальной и моральной ответственности педагога в формировании личностных качеств обучаемых в условиях их частичной изоляции.
Ключевые слова: биология, экология, онлайн-образование, цифровизация, компетенции, преподаватель, обучающийся.
Широкое внедрение цифровых технологий в общественную и частную жизнь - одна из наиболее явных и устойчивых тенденций, определяющих вектор развития современного социума. До последнего времени это затрагивало преимущественно такие аспекты человеческой жизни, как коммуникационные отношения, новостное пространство, индустрии хобби и развлечений, а также финансы. Система образования на этом виртуально продвинутом фоне отличалась значительно большей консервативностью. Сертифицированное дистанционное обучение активно развивалось лишь по специальностям, напрямую связанным с компьютерными технологиями, где гарантиями качества профессиональной подготовки являлись сами производители IT-продукции, поддерживающие и контролирующие образовательные платформы соответствующей направленности. Административные меры, направленные на уравнивание традиционного и он-лайн-образования, начали предпринимать в США и ЕС с начала 2010-х годов, а в России этот процесс начал реализовываться еще позднее [1]. Кардинальное изменение произошло с началом пандемии COVID-19, которая оказала прямое влияние не только на здоровье и демографию населения, но и на ситуацию с организацией образования во всем мире [2; 3; 4].
Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что сложившаяся в современных условиях практика онлайн-образования в государственных учебных учреждениях пока еще находится на стадии перехода от первичного этапа, когда дистанционное обучение служит экстренной карантинной мерой, ко второму этапу, который должен состоять в реализации системы апробированных и специфических для разных направлений подготовки методических и метонхло-гических подходов. Совершенно очевидно, что эффективность онлайн-обучннин зависит не только от предметного содержания разработанных учебных материалов, но и от мотивации обучающихся к самообразованию, которая в значительной мере определяется организацией взаимодействия между педагогом и учащимися.
В связи с этим цель представленной статьи состоит в описании возможностей применения дистанционных форм обучения в образовательном процессе по дисциплинам естественнонаучного цикла. Исходя из сформулированной цели, определены основные задачи, которые включают анализ преимуществ и недостатков онлайн-обучения применительно к случаю биологического и экологического направления, а также описание возможных способов преодоления потенциальных или фактических негативных проявлений. Сравнительно слабая проработка этой проблематики в современной научной литературе характеризует новизну выбранной темы. Практическая и теоретическая значимость исследования продиктованы сложившимися в течение чрезвычайно короткого периода времени реалиями, в результате которых онлайн-обучение перешло из категории перспективной, но сравнительно редко реализуемой формы в категорию общей практики образования.
Фактической основой послужили сведения об активности обучающихся, полученные в процессе подготовки и реализации онлайн-обучения студентов-биологов вузов и детей школьного возраста, обучающихся в системе дополнительного образования по биологическому профилю. Образовательные приемы на уровне высшей школы апробированы в Горно-Алтайском государственном университете (ГАГУ) в ходе прохождения дисциплин «Теория систематики и методы полевых исследований» и «Статистические методы обработки биологических данных», а также в Алтайском государственном университете (АлтГУ) - дисциплина «Методы полевых исследований». Онлайн-технологии в системе дополнительного образования прошли практическую проверку при организации обучения детей школьного возраста в технопарке «Квантроиум-04» в творческих модулях «Нейрофизиология», «Молекулярная биология» и «Экосистемы».
В качестве основной образовательной платформы во всех перечисленных случаях использована виртуальная система Moodle, которая в последнее время относительно широко применяется для организации процесса онлайн-обуче-ния. Система предоставляет сравнительно широкий спектр возможностей для формирования образовательного контента: это мультимедийное наполнение, включающее загрузку презентаций, авторских видео- и аудиороликов, сторонних гиперссылок, а также средств проверки полученных знаний у обучающихся, средств контроля их посещаемости и активности. В системе Moodle реализованы разнообразные формы поддержания связи между обучающимися и педагогом: электронная почта, форум, чат.
Практика показывает, что базовые принципы работы в системе Moodle уже на первых онлайн-занятиях с приемлемой степенью полноты осваивают не только студенты вузов, но и учащиеся дополнительных образовательных учреждений старших классов. Ученики среднего возраста нередко испытывают определенные затруднения в освоении это образовательной платформы, что, как правило, обусловливается недостаточным уровнем мотивации к самостоятельной рабыте. Образовательную работу с обучающимися этой возрастной группы желательнее проводить под непосредственным контролем преподавателя. Таким требовбнт-ям в большей мере соответствуют программные средства, позволяющие о ргани-зовывать интернет-конференции, в частности Zoom, Discord и Scype, так как они обеспечивают прямое онлайн-общение и соответствующий контроль.
Наиболее важным этапом процесса дистанционного обучения выступают занятия, отведенные на изложение теоретического материала. Если это не прямое онлайн-подключение (конференция) с активным взаимодействием обучающихся и педагога, то необходимый уровень усвоения теоретического материала, как правило, обеспечивается путем предоставления видеолекции, записанной автором и заранее размещенной на образовательной или сторонних платформах. Однако следует подчеркнуть, что видеолекция, как сравнительно недавно вошедшая в арсенал обучающих средств форма подачи теоретического материала, накладывает ряд принципиально новых требований к компетенциям преподавателя. В частности, ее создание требует таких крайне специфичных навыков, как умение держаться перед камерой, правильно говорить в микрофон, монтировать видеоролики в специальных редакторах, загружать видео на платформы, например, YouTube или Rutube. Все перечисленное явным образом отличается от традиционного умения проводить лекцию в аудитории. Кроме того, практика показывает, что видеолекции, продолжительность которых соответствует классическим академическим часам, как правило, мало подходят для онлайн-обучения. В условиях интернет-просмотра, который нередко сопровождается дополнительными отвлекающими факторами, более целесообразны небольшие видеофрагменты продолжительностью 10-15 минут, что достаточно четко демонстрирует анализ эффективности «удержания» аудитории смонтированных авторами статьи образовательных видео и размещенных на общедоступном видеоканале в плат фор ме УоиТиЬе. Идеально, ее ли видеоз апись происходит в специально обо-рудованнойстудии.гдесущественная роль в организации процесса принадлежит пеофессионрльнем°олеретору и монтажеру (рис. 1), однако имея определенный и пыт, такую работу можно проводить и самостоятельно.
Рис. 1. Фрагмент записи видеолекции подисциплине«Методыполевых исследований» в цтудииИАИУ
Рнс.2. Феаедейдвидедзайииип«актечеыко»оианяыия си цли«РЮ «Эаоиисаениов «АРанториум-04»
Наиболее логичной формой продолжения представления материала слу-оие °ехселтлациа присоденувелмс мостме-йлиесл, эксперпементаллелапии пол евой работы по изучаемой теме (рис. 2). В результате если студенты или уча-щаеса иополниеельаоглоОрозасоепя лассаоянис еoвеоpетоэхдпусзеихезьyю рааетусамостлстеаьно.сроцеспорученьпиепaхulвaтапcе несОсодимыеком-посанцип и фермиалат сoеснeтхтеоющрe лавыки. К соуаленхю, еьрелилснплие алпап кaдосвУ, ^т1ксзс1носхе сеоoаыо оеи хр)оитаPниниT Фкпоу таoвс^нис сa-няйср осyщeртеляeтсявзолиесeтeшнo,у инмсЛк-рвууое(тоecтьбeз еьттупа к лaбуpaвоови,аlyзeйныи февдамоюи учеинилоомздaтнчнcма мaтуеиaлфвыпоы-
нить просто нереально. Такие задания приходится реализовывать в упрощенном оцифрованном виде, что в некоторых случаях, хотя и далеко не всегда, не дает возможности сформироваться практическим умениям и навыкам. В набольшей мере эта объективная проблема вызывает обеспокоенность при обучении студентов. Система дополнительного образования детей, разумеется, таких ограничений не ставит, и в результате педагог располагает значительно более широким выбором средств выявления знаний обучающихся. В частности, для закрепления материала в системе дополнительного образования в качестве замены практическим занятиям вполне эффективны игровые и развлекательные формы, такие как викторины, кроссворды, творческие задачи, ответы на которые содержатся в тематических видеолекциях. Подобные образовательные технологии в принципе могут быть реализованы и со студентами вузов, более того, они даже имеет определенное стимулирующее и познавательное значение, но в связи с ограниченностью академических часов, отводимых на усвоение большинства биологических дисциплин, они далеко не всегда могут быть проведены в реальности. В качестве наиболее творческой формы систематизации теоретических знаний возможны интерактивные дебаты и дискуссии, позволяющие выявить и оценить у обучающихся наличие компетенций, связанных со способностью критически анализировать информацию, излагать свою точку зрения в команде и координировать программу действий.
Не менее важная проблема, имеющая непосредственную связь с переходом на онлайн-обучение, связана с вопросом необходимости разработки эффективных мер по предотвращению возможного обмана со стороны обучающихся. Главным образом это касается проблем «скачивания» творческих заданий (реферат, эссе, презентация) из сети или их «списывания» у наиболее ответственных и успешных студентов. В случае с дополнительным образованием детей такая проблема в целом большой обеспокоенности не вызывает и, насколько нам известно, даже не рассматривается как таковая в специальной литературе. В отношении же студентов, для которых результат обучения обычно имеет прямое материальное значение, мировая практика показывает, что, как правило, они чаще стараются списать на курсах естественных и точных наук, причем именно на онлайн-курсах [5]. В связи с этим вопросы организации онлайн-контроля в условиях дистанционного обучения все чаще служат предметом для специального рассмотрения [6]. В отношении дистанционных курсов биологического профиля приемлемые результаты могут быть получены при условии активного включения в образовательный процесс систем типа «Антиплагиат» либо путем увеличения количества вариантов заданий для самостоятельного выполнения. Наилучшим
Библиографический список
стимулом к активизации познавательной деятельности детей в системе дополнительного образования выступает участие в многочисленных научно-исследовательских конкурсах, проводимых на региональном, всероссийском и международном уровне.
Пандемия также вызвала усиление уровня стресса и беспокойства в обществе [7]. В случае со студентами вузов это в значительной мере обусловлено увеличением неопределенности в социально-экономической ситуации, зависящей от пандемии, что стало особой проблемой как для педагогов в вопросах организации образовательного процесса, так и для самих студентов. В специальных исследованиях по данному вопросу отмечается, что склонность к переживанию тревоги в значительной мере связана не только с объективными факторами, но и с личностными субъективными особенностями восприятия окружающей действительности [8]. Это накладывает серьезные требования и социальную ответственность на коммуникативные действия преподавателя. Пути решения указанной проблемы стоят за рамками простого обсуждения возможностей онлайн-образо-вания, так как в данном контексте на первый план выходят моральные качества преподавателя, его умение разбираться в психическом состоянии обучающегося. В связи с этим уместно напомнить ставшие классическими слова замечательного педагога К.Д. Ушинского [9, с. 147]: «Можно излагать науку с тем направлением, чтобы она могла быть приложена к жизни, но никогда не должно унижать ее до ремесленного обучения».
Подводя итог сказанному выше, отметим, что система дистанционного обучения имеет как явные положительные, так и в целом нежелательные аспекты. В числе позитивных свойств обучения в онлайн-режиме значимы следующие: практически неограниченный доступ к научной информации в сети Интернет, возможность перераспределения рабочего времени обучающихся и неоднократного пересмотра учебного материала в формате видео. Из существенных негативных свойств отметим невозможность (в сравнительно нередких случаях) обеспечить выработку необходимых практических навыков, а также отсутствие классических форм общения, что в дальнейшем может повлиять на социализацию обучающихся. Последний из перечисленных пунктов представляется чрезвычайно важным, поскольку вполне вероятно, что в условиях частичной изоляции он оказывает воздействие на личностные качества обучаемых.
Таким образом, на современном этапе профессиональная ценность педагога складывается из его знаний в преподаваемой предметной области, технической осведомленности в вопросах организации учебного пространства и умения найти адекватные механизмы поддержания творческой активности учащихся.
1. Кузнецов Н.В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия. E-Management. 2019; № 1 (2): 19 - 25.
2. Афанасьева Н.Б., Дели А.Д. Использование онлайн-курсов национальной платформы «Открытое образование» в обучении экологии и биологии. Вестник Череповецкого государственного университета. 2018; № 2 (83): 116 - 124.
3. Чистякова Н.С., Ларина Н.П. Опыт кафедры биологии Читинской государственной медицинской академии в реализации онлайн-обучения у студентов в условиях пандемии COVID-19. Образование в области безопасности жизнедеятельности и новых технологий: проблемы и перспективы развития. Чита: ЗабГУ 2021: 139 - 144.
4. Nurdiyanti N., Wajdi M., Magfirah N., Fadhilah N. University students' perception towards online learning in biology. JurnalPendidikan BiologiIndonesia. 2021; № 3 (7): 240 - 247.
5. Hsu J.L. Promoting Academic Integrity and Student Learning in Online Biology Courses. Journal of Microbiology and Biology Education. 2021; № 1(22): 1 - 7.
6. Ивашкина Т.А. Организация онлайн-контроля в условиях дистанционного обучения средствами цифровых технологий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 92 - 94.
7. Алехин А.Н., Дубинина Е.А. Пандемия: клинико-психологический аспект. Артериальная гипертензия. 2020; № 3 (26): 312 - 316.
8. Шадрина А.В., Чернявская В.С. Образовательные возможности группового консультирования для снижения тревожности студентов в ситуации пандемии. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 371 - 373.
9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. 1948; Т. 1: 147.
References
1. Kuznecov N.V. Onlajn-obrazovanie: klyuchevye trendy i prepyatstviya. E-Management. 2019; № 1 (2): 19 - 25.
2. Afanas'eva N.B., Deli A.D. Ispol'zovanie onlajn-kursov nacional'noj platformy «Otkrytoe obrazovanie» v obuchenii ekologii i biologii. VestnikCherepoveckogogosudarstvennogo universiteta. 2018; № 2 (83): 116 - 124.
3. Chistyakova N.S., Larina N.P. Opyt kafedry biologii Chitinskoj gosudarstvennoj medicinskoj akademii v realizacii onlajn-obucheniya u studentov v usloviyah pandemii COVID-19. Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti i novyh tehnologij: problemy iperspektivy razvitiya. Chita: ZabGU, 2021: 139 - 144.
4. Nurdiyanti N., Wajdi M., Magfirah N., Fadhilah N. University students' perception towards online learning in biology. Jurnal Pendidikan Biologi Indonesia. 2021; № 3 (7): 240 - 247.
5. Hsu J.L. Promoting Academic Integrity and Student Learning in Online Biology Courses. Journal of Microbiology and Biology Education. 2021; № 1(22): 1 - 7.
6. Ivashkina T.A. Organizaciya onlajn-kontrolya v usloviyah distancionnogo obucheniya sredstvami cifrovyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 92 - 94.
7. Alehin A.N., Dubinina E.A. Pandemiya: kliniko-psihologicheskij aspekt. Arterial'naya gipertenziya. 2020; № 3 (26): 312 - 316.
8. Shadrina A.V., Chernyavskaya V.S. Obrazovatel'nye vozmozhnosti gruppovogo konsul'tirovaniya dlya snizheniya trevozhnosti studentov v situacii pandemii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 371 - 373.
9. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenj. 1948; T. 1: 147.
Статья поступила в редакцию 29.12.21
УДК 378.6:94 (574)
Ogoltsova E.G., Cand of Sciences (Pedagogy), PhD, senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia); senior lecturer, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected], ORCID 0000-0002-3743-879Х Paletskaia T.V., Cand of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected], ORCID 0000-0002-1176-006X
HISTORY OF INCLUSIVE PRACTICE IN WESTERN EUROPE. This article attempts to conduct a comparative analysis of the development of inclusive practice in Western European countries (Germany and the UK). Based on the studied sources describing the modern experience of the implementation and development of inclusive education in these countries, the existing models of inclusive education are described according to the following criteria: institute of tutoring and assistance,
зз