ИНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРАВА
OTHER SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF LAW
Научная статья © Фарахиев Д.М., 2024
УДК 34
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
Динар Минзеферович Фарахиев
Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан [email protected]
Аннотация. Рассматриваются отдельные аспекты деятельности сотрудников оперативных подразделений при выявлении и раскрытии преступлений в сфере лесопользования. Разрабатывается алгоритм выявления и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом древесины (заготовка и реализация незаконно заготовленной древесины), выделяемой гражданам для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд в соответствии со ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативные подразделения, выявление, лесопользование, незаконный оборот древесины, договор купли-продажи лесных насаждений, практика
Для цитирования: Фарахиев Д.М. Некоторые особенности оперативно-розыскной деятельности в процессе раскрытия преступлений в сфере лесопользования // Современная наука. 2024. № 3. С. 59-62.
Original article
SOME FEATURES OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES IN THE PROCESS OF DISCLOSURE OF CRIMES IN THE SPHERE OF FORESTRY MANAGEMENT
Dinar M. Farakhiev
Department of Economic Security and Anti-Corruption of the Ministry of Internal Affairs for the Republic of Tatarstan [email protected]
Abstract. Certain aspects of the activities of employees of operational units in identifying and solving crimes in the field of forest management are considered. An algorithm is being developed for identifying and solving crimes related to illegal timber trafficking (harvesting and selling illegally harvested timber) allocated to citizens for the purposes of heating, construction of buildings and other own needs in accordance with Art. 30 Forest Code of the Russian Federation.
Keywords: operational investigative activities, operational units, detection, forest management, illegal timber trafficking, forest stand purchase and sale agreement, practice
For citation: Farakhiev D.M. Some features of operational search activities in the process of disclosure of crimes in the sphere of forestry management // Modern Science. 2024. № 3. P. 59-62.
Охрана окружающей среды является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Охрана окружающей среды и право граждан на здоровую окружающую среду закреплены в первую очередь Конституцией Российской Федерации.
Вопросы обеспечения безопасности окружающей среды, выявления и раскрытия преступлений, связанных с незаконными рубками лесных насаждений, выступают предметом обсуждений различных областей знаний, в том числе права и экономики.
М.А. Васильева изучает вопросы преодоления противодействия расследованию исследуемых видов преступлений, а также применения экспертиз в целях формирования доказательственной базы по уголовным делам [1, 2].
В свою очередь, М.А. Булгакова рассматривает вопросы обеспечения экономической безопасности в сфере лесопользования [3, 4, 5]. В настоящей статье рассматриваются вопросы выявления
и раскрытия исследуемых видов преступлений средствами оперативно-розыскной деятельности.
Следует отметить, что порядок и нормативы заготовки древесины, а также ставки платы для граждан регламентированы нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.
Всего в Российской Федерации по указанному основанию ежегодно заготавливается более 11 млн м3 древесины, из которых до 80% поступает в нелегальный оборот.
Наиболее сложным в исследуемом направлении оперативно-розыскной деятельности является определение способов сокрытия противоправной деятельности, а именно «тайная перевозка железнодорожным, автомобильным транспортом и сбыт с помощью поддельных документов, контрабанда круглого леса и лесоматериалов за рубеж, перемешивание незаконно вырубленной древесины с легально заготовленной на складах и площадках погрузки, уничтожение следов и ору-
ПРАВО
59
дий преступления, дача ложных показаний либо отказ от дачи показаний, воздействие на очевидцев, свидетелей с целью дачи ими ложных показаний и т.д.» [6].
Наиболее значимой информацией для оперативных подразделений и органов предварительного расследования должны стать сведения о следах противоправной деятельности. Необходимо выявить и зафиксировать остатки деревьев со следами рубки или спила, пилы и другие инструменты, которые могли быть использованы при совершении преступлений в сфере лесопользования и тем самым оставить следы.
Для отнесения слоев грунта на объекте-носителе к конкретному участку местности необходимо отобрать образцы для сравнительного исследования грунта (почв) с участков местности, прилегающих к месту преступления.
При выявлении исследуемых видов преступлений необходимо учитывать следующие особенности:
доказательная база должна свидетельствовать о заранее спланированной коммерческой рубке, которая не предусмотрена лесохозяйственным регламентом, и ее легализации путем оформления фиктивных договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с положениями ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации [7] (далее - ЛК РФ);
умысел на вовлечение древесины в коммерческий оборот возникает до момента начала оформления документов в соответствии с положениями ст. 30 ЛК РФ;
указанная противоправная деятельность невозможна без участия должностных лиц, осуществляющих лесной контроль и надзор, и должностных лиц, осуществляющих организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления.
При написании настоящего исследования автором использовался положительный опыт территориальных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее -подразделения ЭБиПК).
Так, в Красноярском крае выявлена и пресечена деятельность преступного сообщества, действовавшего на территории субъекта, участники которого осуществляли незаконные рубки лесных насаждений под видом заготовки древесины для собственных нужд в рамках заключенных договоров купли-продажи лесных насаждений для отопления, строительства и реконструкции жилых строений с целью дальнейшей реализации (сбыта).
По результатам оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ЭБиПК задокументированы факты незаконных рубок в составе организованной группы на территории К., И1. и И2. лесничеств Красноярского края в объеме 300 тыс. м3.
Вместе с тем при незаконной заготовке древесины заключено 1700 договоров купли-продажи лесных насаждений. Кроме того, в отношении наиболее активных участников преступного сообщества в отдельное производство выделен материал по признакам состава преступления, пред-
усмотренного ч. 1 ст. 210 Уголовного кодекса Российской Федерации [8] (далее - УК РФ). Ущерб лесному фонду Российской Федерации составил более 251 млн руб.
На территории Республики Хакасия пресечена деятельность преступного сообщества, действовавшего на территории Республики Хакасия и Красноярского края, участники которого осуществляли незаконные рубки лесных насаждений под видом заготовки гражданами древесины для собственных нужд в рамках реализации договоров купли-продажи лесных насаждений на строительство и ремонт (реконструкцию) зданий (помещений), при этом переработка и сбыт древесины осуществлялись как на внутреннем рынке (Красноярский край), так и за пределами Российской Федерации (Китай, Афганистан, Япония, Узбекистан, Таджикистан).
Для осуществления экспорта лесоматериалов использовались подконтрольные организации, зарегистрированные на территории вышеуказанных субъектов Российской Федерации.
В ходе проверочных мероприятий возбуждено 18 уголовных дел, в том числе 12 - по ч. 3 ст. 260 УК РФ, 2 - по ч. 1 ст. 285 УК РФ, 1 - по ч. 3 ст. 160 УК РФ, 3 - по ч. 3 ст. 191.1.
При этом объем незаконной заготовки древесины составил свыше 6 тыс. м3, причиненный ущерб - более 25 млн руб. В дальнейшем в отношении 12 фигурантов по двум эпизодам преступной деятельности возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 210 УК РФ.
В Кировской области выявлена организованная группа, действующая на территории Д. и К. районов, в составе индивидуального предпринимателя и должностных лиц структурного подразделения Министерства лесного хозяйства - КОГ-КУ «К...».
В ходе проверочных мероприятий выявлены факты совершения незаконной заготовки древесины под видом реализации договоров купли-продажи лесных насаждений в квартале № «...», выдел «...», «...» Д. участкового лесничества Д. лесничества Кировской области. При этом установлено, что незаконная заготовка осуществлялась от имени 83 физических лиц в объеме 2,9 тыс. м3.
По результатам проведенных мероприятий в отношении индивидуального предпринимателя и иных неустановленных лиц, включая должностных, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ. В ходе реализации договоров купли-продажи лесных насаждений причиненный ущерб составил более 48 млн руб.
Таким образом, на основании вышеуказанных материалов правоприменительной практики предлагаем следующий алгоритм выявления и документирования исследуемых видов преступлений посредством осуществления оперативно-розыскных и иных мероприятий.
1. В органах, исполняющих переданные полномочия в области лесных отношений, необходимо истребовать список лиц, с которыми заключены договоры купли-продажи лесных насаждений
60
ЬА'Н'
в разрезе лесничеств и оснований для ее получения (обеспечение дровами, строительство и т.д.).
2. Провести анализ записей, имеющихся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учёта древесины и сделок с ней.
3. Провести комплекс оперативно-разыскных мероприятий, направленных на определение субъекта коммерческой деятельности - бенефициара указанной схемы (лицо, организующее заготовку по ранее выработанной преступной схеме). Указанное лицо может быть известно широкому кругу лиц, проживающих на территории населенного пункта (физическое или юридическое лицо или индивидуальный предприниматель).
4. При проведении мероприятий целесообразно учитывать следующую последовательность действий со стороны организаторов незаконной схемы:
4.1. Подбор лесного участка и его отвод.
4.2. Оформление документов (договор купли-продажи лесных насаждений с приложениями и дополнительными соглашениями).
4.3. Фактическая заготовка древесины.
4.4. Оформление документов на перевозку (сопроводительные документы).
4.5. Вывоз древесины, ее первичная переработка и реализация.
5. Истребовать оригиналы документов на заготовку в лесничестве (договор купли-продажи лесных насаждений с приложениями и дополнительными соглашениями, доверенности, разрешение на строительство, справки о наличии печного отопления), заверенные копии материалов лесоустройства, государственное задание учреждения (лесничества).
6. Осуществить натурный осмотр лесосеки с привлечением экспертов (при наличии оснований, предусмотренных законодательством).
7. Провести обследование пунктов хранения древесины бенефициара с обязательным изъятием черновых документов о перемещении древесины, водителей и бригадиров (обратить внимание на то, что все указанные лица получают заработную плату исходя из объема заготовки (кубатуры).
8. Провести опросы указанных лиц.
9. Провести подробные опросы граждан, с которыми заключены договоры купли-продажи лесных насаждений. При этом возможны варианты как участия граждан в оформлении разрешительной документации, так и отсутствия осведомленности о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.
Кроме того, отвод участков для заготовки древесины гражданами для собственных нужд, осуществляемый лесничествами, финансируется бюджетом Российской Федерации, и, соответственно, любое наличное или безналичное вознаграждение должностному лицу лесничества подлежит квалификации по соответствующей статье Особенной части УК РФ.
При этом необходимо отметить, что оборот указанной древесины полностью нелегален, как при реализации ее на внутреннем рынке (квалифицируется по ст. 191.1 УК РФ), так и за преде-
лами Российской Федерации при осуществлении экспорта (квалифицируется по ст. 226.1 УК РФ).
В своих исследованиях А.С. Кусаинов отмечает, что «проблема также заключается в том, что низкая результативность расследования обусловлена отсутствием взаимодействия между лесной охраной и правоохранительными органами» [9].
Принимая во внимание вышеуказанное мнение, целесообразно рассмотреть вопрос о введении в действие межведомственного приказа «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования» [10], который бы увеличил эффективность деятельности правоохранительных органов в сфере лесопользования.
Таким образом, противоправная деятельность, связанная с незаконным оборотом древесины для собственных нужд, включающая всю цепочку действий фигурантов (рубка - переработка и транспортировка - сбыт), может квалифицироваться по ст. 260, 191.1, 226.1, 290, а в отдельных случаях, в отношении наиболее активных участников - по ст. 210 УК РФ. Вместе с тем в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности в целях эффективности выявления и раскрытия преступлений в сфере лесопользования предлагается использовать вышеуказанный алгоритм действий.
Список источников
1. Васильева М.А. Ветеринарно-санитарная экспертиза как специальный метод криминалистики (на примере расследования преступлений против общественной безопасности) // Аграрное и земельное право. 2019. № 12(180). С. 149-151.
2. Васильева М.А., Лебедева А.А. Некоторые аспекты преодоления противодействия расследованию экологических преступлений, подследственных следователям Следственного комитета Российской Федерации // Юридическая психология. 2019. № 4. С. 8-11.
3. Булгакова М.А. Борьба с лесными пожарами в системе обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. № 3. С. 107-111.
4. Булгакова М.А. Обеспечение экономической безопасности лесной отрасли России: вопросы теории и практики // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 1. С. 29-33. DOI 10.33693/2541-80252019-15-1-29-33.
5. Булгакова М.А. Методология сбалансированного ведения лесного хозяйства в интересах сохранения биосферного равновесия. М.: ИП Черняева Ю.И., 2019. 168 с.
6. Аминев Ф.Г. О проблемах повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений, связанных с нарушением порядка лесопользования // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 3. С. 462-465.
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.07.2024).
8.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.07.2024).
9. Кусаинов А.С. Проблемные вопросы выявления и раскрытия преступлений в сфере лесопользования // Юридическая гносеология. 2023. № 2. С. 67-71.
10. Проект Приказа Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, СК России, Рослесхоза, Рос-
О --61
природнадзора, ФТС России «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.07.2024). Документ не вступил в силу.
References
1. Vasilyeva M.A. Veterinary and sanitary examination as a special method of forensic science (on the example of investigating crimes against public safety) // Agrarian and land law. 2019. № 12 (180). P. 149-151.
2. Vasilyeva M.A., Lebedeva A.A. Some aspects of overcoming opposition to the investigation of environmental crimes under investigation by investigators of the Investigative Committee of the Russian Federation // Legal Psychology. 2019. № 4. P. 8-11.
3. Bulgakova M.A. Fighting forest fires in the system of ensuring the economic security of the state // Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 3. P. 107-111.
4. Bulgakova M.A. Ensuring economic security of the forest industry in Russia: issues of theory and practice // Problems of Economics and Legal Practice. 2019. Vol. 15. № 1. P. 29-33. DOI 10.33693/2541-8025-2019-15-1-29-33.
5. Bulgakova M.A. Methodology of balanced forest management in the interests of preserving the biosphere equilibrium. M.: IE Chernyaeva Yu.I., 2019. 168 p.
6. Aminev F.G. On the problems of increasing the efficiency of detection and investigation of crimes related to violation of forest management procedures // Gaps in Russian legislation. 2018. № 3. P. 462-465.
7. Forest Code of the Russian Federation dated 04.12.2006 № 200-FZ Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.07.2024).
8. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.07.2024).
9. Kusainov A.S. Problematic issues of detection and disclosure of crimes in the field of forest management // Legal gnoseology. 2023. № 2. P. 67-71.
10. Draft order of the Prosecutor General's Office of Russia, the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Ministry of Emergency Situations of Russia, the Investigative Committee of Russia, the Federal Forestry Agency, Rosprirodnadzor, and the Federal Customs Service of Russia «On approval of the Instruction on the procedure for interaction in identifying, preventing, investigating and solving crimes in the field of forest management» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.07.2024). The document has not entered into force.
Информация об авторе
Д.М. Фарахиев - оперуполномоченный Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан
Контакты: ул. Лобачевского, д. 9, Казань, Россия, 420111 Information about the author
D.M. Farakhiev - Detective Officer of the Department of Economic Security and Anti-Corruption of the Ministry of Internal Affairs for the Republic of Tatarstan
Contacts: ul. Lobachevskogo, d. 9, Kazan, Russia, 420111
Статья поступила в редакцию 12.08.2024; одобрена после рецензирования 20.08.2024; принята к публикации 27.08.2024. The article was submitted 12.08.2024; approved after reviewing 20.08.2024; accepted for publication 27.08.2024.
62
LAW