Научная статья на тему 'Особенности проведения проверки сообщения о преступлениях, предусмотренных статьей 191. 1 УК РФ'

Особенности проведения проверки сообщения о преступлениях, предусмотренных статьей 191. 1 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1112
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВЕРКА СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ / ЛЕСОНАРУШЕНИЯ / ЛЕСОПРОДУКЦИЯ / НЕЗАКОННО ЗАГОТОВЛЕННАЯ ДРЕВЕСИНА / ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / VERIFICATION OF REPORTS ON CRIMES / TORT OF THE FOREST CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / TIMBER / ILLEGALLY HARVESTEDED WOOD / CRIME SCENE INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов С. П.

В статье рассмотрены вопросы, относящиеся к проверке сообщения о приобретении, хранении, перевозке, переработке в целях сбыта или сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины. Предлагается перечень средств и методов предварительной проверки сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 191.1 УК РФ. Раскрываются тактические основы проведения некоторых проверочных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грибунов С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF CARRYING OUT THE verification OF THE REPORT ON CRIMES STIPULATED BY ART. 191.1 OF THE RUSSIAN CRIMINAL CODE OR

The article considers the issues related to the verification of the report on acquisition, storage, transportation, processing for the purpose of sale or sale of notoriously illegally harvesteded wood. It proposes the list of means and methods of preliminary checking of the report on crimes, provided by art. 191.1 of the Russian Criminal Code. The tactical bases of several testing actions are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения проверки сообщения о преступлениях, предусмотренных статьей 191. 1 УК РФ»

С.П. Грибунов

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 191.1 УК РФ

В статье рассмотрены вопросы, относящиеся к проверке сообщения о приобретении, хранении, перевозке, переработке в целях сбыта или сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины. Предлагается перечень средств и методов предварительной проверки сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 191.1 УК РФ. Раскрываются тактические основы проведения некоторых проверочных мероприятий.

Ключевые слова: проверка сообщения о преступлениях, лесонарушения, лесопродукция, незаконно заготовленная древесина, осмотр места происшествия.

S.P. Gribunov

PECULIARITIES OF CARRYING OUT THE VERIFICATION OF THE REPORT ON CRIMES STIPULATED BY ART. 191.1 OF THE RUSSIAN CRIMINAL CODE OR

The article considers the issues related to the verification of the report on acquisition, storage, transportation, processing for the purpose of sale or sale of notoriously illegally harvesteded wood. It proposes the list of means and methods of preliminary checking of the report on crimes, provided by art. 191.1 of the Russian Criminal Code. The tactical bases of several testing actions are revealed.

Keywords: verification of reports on crimes, tort of the Forest Code of the Russian Federation, timber, illegally harvesteded wood, crime scene investigation.

Актуальность темы обусловлена сложной криминогенной ситуацией в сфере лесопромышленного комплекса, оборота лесопродукции в Российской Федерации. Вопрос особенно остро стоит в Сибирском регионе, так как лесная отрасль является одной из важнейших составляющих в структуре промышленного производства.

Иркутская область располагает уникальными лесными ресурса-

ми. В этом отношении регион с его обширными запасами леса и близостью Китая, как потенциального потребителя лесоматериалов с его практически неограниченными запросами, чрезвычайно удобен с точки зрения удовлетворения спроса на нелегально добытую древесину. Согласно статистическим данным Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования только

за 2016 г. Россия экспортировала в Китай 34 млн кубометров древесины хвойных пород, 10,43 млн кубометров пиломатериалов [1]. Годовой товарооборот Иркутской области и Китая составляет более 18 млрд рублей, где основным доходом является деятельность, связанная с лесопромышленным комплексом [2]. Согласно данным только в Иркутской области на учет поставлено более 1600 пунктов отгрузки, переработки, хранения древесины и пиломатериалов. А.А. Тирских отмечал, что «.. .лесная промышленность является одной из ключевых отраслей специализации экономики Иркутской области» [3, с. 169].

Одной из причин сложившейся криминогенной ситуации в лесопромышленном комплексе области является то, что в последние годы на смену крупным государственным лесодобывающим предприятиям приходят мелкие и средние лесопользователи, относящиеся к лесным ресурсам как к источнику получения «быстрой» прибыли, не заинтересованные в проведении лесо-восстановительных мероприятий. Под прикрытием документально оформленной, легальной деятельности одновременно осуществляется и нелегальная. Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в создании условий для незаконной заготовки древесины отдельными гражданами, коммерческими структурами. Деятель-

ность по заготовке лесных ресурсов нередко носит преступно организованный характер. Рубки ведутся в огромном объеме, принося преступным группировкам прибыль, а Сибирскому региону и стране в целом экологический вред и огромные экономические убытки.

Уголовная ответственность за преступления в сфере лесопользования предусмотрена многими составами УК РФ, однако учитывая сложившуюся ситуацию в сфере лесопользования, в 2014 г. кодекс был дополнен ст. 191.1, установившей ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины [4].

Однако на территории Иркутской области, равно как и по России, практика применения указанной нормы до настоящего времени не сложилась и количество разрешенных в суде уголовных дел по ст. 191.1 УК РФ остается минимальным.

Указанные обстоятельства, на наш взгляд, можно объяснить тем, что появление в тексте УК РФ новых составов влечет за собой проблемы правоприменения, «осторожное» отношение к случаям совершения таких преступлений. Такая ситуация сохраняется вплоть до появления стабильной практики рассмотрения дел в суде [5, с. 108].

Кроме этого, возникают вопросы в процессе квалификации

при определении бланкетных и оценочных признаков в конструкции рассматриваемого состава преступления. Так, И.В. Матвиенко указывает, что органы дознания и следствия редко выносят постановление о возбуждении уголовного дела по ст. 191.1 УК РФ, квалифицируя деяние, как правило, по ст. 260 УК РФ [6, с. 41], что снижает статистические показатели по ст. 191.1 УК РФ.

На сложившуюся ситуацию влияет также некачественное проведение проверочных мероприятий и первоначальных следственных действий, непринятие своевременных мер к раскрытию преступлений по горячим следам, ненадлежащее оперативное сопровождение и т.д.

Мы согласны с мнением А.В. Варданяна о том, что «...своевременность возбуждения уголовного дела зачастую является залогом его успешного расследования, при том, что нередко утрата доказательств происходит в результате позднего реагирования на поступившую информацию в ОВД» [7, с. 57]. «.Задержка начала процесса расследования приводит к наиболее быстрой потере доказательств особой важности, и безнаказанности правонарушителя» [8, с. 306]. Кроме того, необходимо обратить внимание, что расследование преступлений может быть проведено в полном объеме только при условии качественной и своевременной проверки первоначальных материалов.

Учитывая квалификационные особенности ст. 191.1 УК РФ в выявлении и проверке фактов, связанных с приобретением, хранением перевозкой, переработкой в целях сбыта или сбытом заведомо незаконно заготовленной древесины, необходимо установить: время, место, способ совершения преступления, выявить свидетелей, обнаружить и изъять следы преступления, установить всю цепочку действий преступления и обратить особое внимание на установление ущерба, незаконности происхождения древесины и, соответственно, «заведо-мость» этого обстоятельства для лица, в отношении которого проводится проверка.

Решение указанных задач заключается в производстве отдельных следственных и процессуальных действий, допускаемых на стадии возбуждения уголовного дела в соответствии со ст. ст. 144, 145 УПК РФ и в проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Необходимо отметить, что значительная часть преступлений, предусмотренных ст. 191.1 УК РФ, совершается в условиях латентно-сти, соответственно их выявление, пресечение и раскрытие возможно только посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, лица, осуществляющие незаконную деятельность в сфере ле-

сопромышленного комплекса, постоянно ведут наблюдение за подъездными путями к местам незаконных рубок лесных насаждений, в связи с чем необходимо использовать тактические приемы и методы с целью выявления признаков ст. 191.1 УК РФ.

Учитывая сложившуюся практику применения данной статьи в Иркутской области, органами предварительного расследования в рамках проверки сообщений фактов, связанных с приобретением, хранением перевозкой, переработкой в целях сбыта или сбытом заведомо незаконно заготовленной древесины, должны быть проведены следующие мероприятия и следственные действия:

1. Проверить и установить номера автотранспорта по учётам ГИБДД и их владельцев, перевозящих круглый лес и лесоматериалы, а также установить номера тракторов и самоходных машин в Гостехнадзоре.

2. Истребовать из Министерства лесного комплекса сведения о наличии (отсутствии) у лиц, в отношении которых проводится проверка, заключённого договора купли-продажи лесных насаждений либо аренды лесного участка, с которого была вывезена древесина, лесоматериалы.

3. Осмотреть место происшествия: лесной массив, пункт переработки и отгрузки древесины, авто-

транспорт, перевозящий круглый лес либо лесоматериалы.

В случае осмотра автотранспорта и (или) тяжёлой техники, включая трактора и лесозаготовительные валочные комплексы, такие как Харвестер, Форвардер, подлежит фиксации в протоколе их расположение, соответственно с фиксацией на схеме осмотра места происшествия, техническое состояние, идентификационные номера двигателей, рамы, государственные регистрационные знаки автотранспортных средств в целях установления собственника транспортного средства, характерные отличительные признаки для установления возможного использования в других преступлениях.

В протоколе осмотра необходимо отразить наличие в автотранспорте (салоне, кузове) предметов, с помощью которых возможно установление личности подозреваемого, следы, указывающие на использование автотранспорта при заготовке и перевозке древесины: бензопилы, цепи, канистры с бензином и маслом, видеорегистратор, мобильный телефон, радиостанции, а также записи, незаполненные бланки това-ротранспортной накладной (ТТН), договор купли-продажи лесных насаждений и т.д. При наличии видеорегистратора имеется необходимость изъятия флеш-карты для использования в дальнейшем в качестве доказательств.

Кроме этого, при осмотре транспортных средств необходимо обеспечить сохранность вещей в нем, остатков пищи, документов, окурков, спичек, отпечатков обуви водителей и пассажиров на педалях и резиновых ковриках салона, которые способны стать предметом экспертного исследования [9, с. 306].

При осмотре автомобиля необходимо наряду с его отличительными признаками фиксировать в протоколе с помощью фотографирования и видеосъёмки рисунок протектора шины автомобиля и степень его изношенности с учётом возможного назначения и проведения трасологической экспертизы. Часто в целях исключения возможной конфискации судом транспортных средств как орудий преступления используется незарегистрированный транспорт либо принадлежащий третьим лицам, которые могут быть не осведомлены, что находятся на месте происшествия. Поэтому должны приниматься меры по установлению собственника транспортного средства и проверки его на причастность к совершению преступления, в том числе в форме пособничества, проверки на использование задержанного транспортного средства при совершении других преступлений или нарушений в сфере лесного законодательства. При этом должны также приниматься меры, исключающие повторное использование задержан-

ных автомобилей, лесозаготовительной техники в совершении аналогичных преступлений.

Автомобили и спецтехника должны быть изъяты, осмотрены и признаны вещественным доказательством. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 21 от 18.10.2012 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», орудия, с помощью которых совершена рубка деревьев, а также использовавшийся при этом транспорт, принадлежащий виновным, рассматриваются как вещественные доказательства и могут быть конфискованы на основании п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ [10]. Следователями и дознавателями должна быть обеспечена сохранность составляющей части автомобиля - шин, так как имеются случаи замены покрышек автомобиля. Однако в практической деятельности не всегда вещественные доказательства остаются на площадках до окончания расследования уголовного дела в связи с возращением вещественных доказательств собственникам. Некоторые орудия преступления (автомобили, снегоходы, лесозаготовительная техника) являются дорогостоящими, поэтому лица, осуществляющие предварительное расследование, не всегда берут на себя ответственность за

сохранность данных вещественных доказательств.

Осмотр лесопродукции должен быть проведен со специалистом из Министерства лесного комплекса, его территориальных подразделений, лесничеств с целью определения её характеристик (порода, возраст, категория древесины, степень поражённости насекомыми-вредителями, пожаром, объём и стоимость, таксы [11, с. 25].

Во избежание последующей порчи древесины следователем в соответствии с ч. 4 ст. 82 УПК РФ должны приниматься меры по ее своевременной оценке и последующей передаче на реализацию. Стоимость древесины, признанной в качестве вещественного доказательства, передаваемой на реализацию Росимущества в Иркутской области, устанавливается по общей практике путем проведения судебной бухгалтерской экспертизы ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области. Стоимость кубического метра древесины рассчитывается согласно постановлению правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», а также постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Учитывая сложившуюся обстановку в Иркутской области при изъятии, хранении и реализации незаконно добытой древесины, прокуратура Иркутской области разработала схемы хранения и реализации незаконно заготовленной древесины и орудий преступлений, которые в настоящее время успешно применяются [12, с. 56-57].

При проверке сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 191.1 УК РФ, могут быть назначены следующие экспертизы: тра-сологическая, ботаническая, почвоведческая, бухгалтерская, лесотехническая, судебно-ботаническая с применением метода дендрохронологии, судебно-химическая экспертиза грунта, для проведения которых необходимы образцы для последующей идентификации.

4. При нахождении нелегальной лесопродукции на пункте приема, переработки, отгрузки древесины должны быть изъяты все документы, подтверждающие законность нахождения на территории пункта лесоматериалов (журналы дежурств, ответственных за приемку лесоматериалов, журналы сдачи, приёмки древесины, копии договоров купли-продажи лесопродукции гражданами и организациями, корешки приходных кассовых ордеров, бухгалтерские тетради, если таковые имеются, и т.п.), документы погрузочной техники (технические паспорта, договоры купли-

продажи, аренды, журналы въезда-выезда автотранспорта на территорию тупика и т. п.).

Также необходимо установить лиц, работающих на данном пункте. При необходимости провести их опрос и отобрать объяснения.

5. В случае предъявления лицами договоров купли-продажи древесины должны быть установлены данные о продавце лесоматериалов, указанном в договорах, он должен быть опрошен об обстоятельствах заключения договоров купли-продажи древесины, её реализации и законности происхождения.

6. Должна быть обеспечена охрана места происшествия и сохранность изъятой лесопродукции, до момента передачи ответственным лицам на хранение.

7. В необходимых случаях истребованы в банковских учреждениях сведения о движении денежных средств по счетам организаций и лиц, осуществлявших продажу и приобретение лесоматериала.

8. При наличии достаточных оснований необходимо проведение осмотра места заготовки и погрузки древесины.

9. В случае задержания на месте происшествия автотранспорта с лесоматериалами должна быть осмотрена техника; опрошены водители: где была осуществлена заготовка леса и погрузка древесины; какие сопроводительные документы имеются на груз; кому предназнача-

лась древесина; каков порядок расчётов за оказанные услуги по транспортировке; средства связи с владельцем данного груза; какое количество автомобилей находилось на месте погрузки, периодичность их выезда с места отгрузки; имелся ли автомобиль сопровождения.

К примеру, основанием прекращения уголовного дела Братским районным судом и уголовного преследования по ч. 2 ст. 191.1 УК РФ в отношении К. по эпизоду перевозки в целях сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенной в крупном размере группой лиц по предварительному сговору, послужил отказ государственного обвинителя от поддержания обвинения ввиду того, что в фабуле предъявленного обвинения не указано, какие именно действия по перевозке незаконно заготовленной древесины совершал именно К.

Следователем должны быть истребованы от территориального лесничества копии документов, подтверждающих принадлежность участка леса; сведения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда, если лицо являлось лесопользователем, арендатором; справка о том, что договоры аренды лесного участка или купли-продажи лесных насаждений не заключались, а если договоры имеются, то по каким основаниям.

Таким образом, при выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, связанных с приобретением, хранением, перевозкой, переработкой в целях сбыта или сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины, должен быть использован весь комплекс уголовно-процессуальных средств и оперативно-розыскных возможностей, предусмотренных действующим законодательством.

Все сказанное выше позволяет сделать выводы о том, что следователю (дознавателю) необходимо обратить внимание на качественную проверку сообщения о преступлении данной категории, что в дальнейшем обеспечит установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Сложности в следственной и судебной практике свидетельствуют о несомненной актуальности данной темы и необходимости дальнейшей разработки теоретических положений и практических рекомендаций для эффективного расследования приобретения, хранения, перевозки, переработки в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Мировой экспорт и заготовка древесины // Научно-исследовательский и аналитический центр экономики леса и природопользования. URL:http://www.umocpartner. ru/statistics/ehksport-lesoprodukcii-v-kitajj-

v-2012-2016-godakh/ (дата обращения: 11.01.2018).

2. Официальный портал Иркутской области URL: http://irkobl.ru/ (дата обращения: 11.01.2018).

3. Тирских А.А. Некоторые аспекты состояния преступности в лесной сфере Иркутской области // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф.. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2012. С. 169-172.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 N 277-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 30 (Ч. I). Ст. 4278. http://ivo.garant.ru/ #/document/70700804/paragraph/1:0 (дата обращения 11.01.2018).

5. Унжакова С.В., Забавко Р.А. Дискуссионные вопросы квалификации преступления, предусмотренного ст. 191.1 УК РФ // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. № 3. С. 107-111.

6. Матвиенко И.В. Особенности возбуждения уголовного дела о приобретении, хранении, перевозке, переработке в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины // Мир юридической науки. 2017. № 5. С. 40-44.

7. Варданян А.В., Грибунов О.П., Трубкина О.В. Особенности первоначального этапа расследования мошенничеств в сфере страхования: монография. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД РФ, 2016. 152 c.

8. Казанцев С.Я., Самитов Э.О. Особенности возбуждения уголовного дела по делам о хищениях, совершенных с использованием интернет-технологий // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 7. С. 140-143.

9. Чхвимиани Э.Ж. Особенности осмотра транспортных средств при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Криминалистика и судебно-

экспертная деятельность в условиях современности: материалы II Всерос. науч. практ. конф. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2014. С. 304-309.

10. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_136950/ (дата обращения: 12.01.2017).

11. Унжакова С.В. Использование специальных знаний при расследовании незаконной рубки лесных насаждений: монография. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД РФ, 2016. 116 с.

12. Унжакова С.В. Особенности возбуждения уголовных дел о незаконной рубке лесных насаждений (по материалам Иркутской области) // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2011. № 4. С. 52-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.