УДК 343.773
Куркутова Е. С. студент 4 курса специальность «Экономическая безопасность» Институт экономики, управления и прикладной информатики
КонстантиноваН.А., к.истн.
доцент
кафедра Менеджмента, предпринимательства и экономической безопасности в АПК Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского Россия, г. Иркутск АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА, СОВЕРШЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА 2014-2017 Г.Г.
Аннотация: статья посвящена незаконным рубкам лесных насаждений массово проявляющихся на всех территориях России. С каждым годом количество преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», и правонарушений, предусмотренных ст. 8.28. КоАП РФ «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан» увеличивается. В Иркутском районе Иркутской области в 2017 году было выявлено 276 преступлений в сфере лесопромышленного комплекса, изъято из незаконного оборота 1009,57 куб.метров древесины, сумма ущерба, причинённого государству, составила 9,9 млн.руб.
Ключевые слова: анализ преступности, преступления в сфере лесопромышленного комплекса, экологические преступления, лесорубы, незаконная рубка, лес, статистика.
Kurkutova E.S.
4th year student of the Institute of Economics Management and Applied Informatics Irkutsk State Agrarian University named after Ezhevsky
Irkutsk, Russia Konstantinova N.A. Candidate of historical sciences, associate professor
Assistant Professor of the Department of Management, Entrepreneurship
and Economic Security in the Agroindustrial Complex Irkutsk State Agrarian University named after Ezhevsky
Irkutsk, Russia
ANALYSIS OF STATISTICAL DATA ON CRIMES IN THE SPHERE OF AREAS OF THE IRKUTSKY DISTRICT OF THE IRKUTSK
REGION FOR THE 2014-2017 YEAR
Abstract: The article is devoted to illegal logging of forest plantations that are massively manifested in all territories of Russia. Every year the number of crimes provided for by Art. 260 of the Criminal Code of the Russian Federation "Illegal felling of forest plantations", and offenses under Art. 8.28. Administrative Code of the Russian Federation "Illegal logging, damage to forest plantations or unauthorized excavation in the forests of trees, bushes, lianas" is increasing. In the Irkutsk region of the Irkutsk region in 2017, 276 crimes were identified in the sphere of the timber industry complex, 1009.57 cubic meters of timber were withdrawn from the illegal circulation, the amount of damage caused to the state amounted to 9.9 million rubles.
Key words: crime analysis, crimes in the sphere of the timber industry complex, environmental crimes, loggers, illegal logging, forest, statistics.
Целью статьи является анализ статистических данных Иркутского района по преступлениям в лесной отрасли, выявлению причин правонарушений и предложению мер по декриминализации преступлений в сфере ЛПК.
Лес является жизненно важным природным объектом, который обеспечивает благоприятную экологическую обстановку, удовлетворяет множество потребностей людей, выполняет важные экономические, рекреационные и культурные функции.
Несмотря на то, что в Конституции РФ прописаны права каждого человека на благоприятную окружающую среду и гарантия охраны природных ресурсов как основу жизни и деятельности людей, эти права нарушаются [1, с.15].
Сейчас на территории Иркутского района Иркутской области можно увидеть страшную картину из пеньков, срубов, поваленных деревьев и бурелома. Все это, следствие ежедневных действий «убийц леса» или «черных лесорубов», которые незаконно уничтожают национальное богатство страны в огромных масштабах и приносят непоправимый ущерб экологии и экономике нашей стране. Это связано с множеством проблем в организации работы по противодействию коррупции в сфере лесопромышленного комплекса.
Понятие права в лесопромышленном комплексе включает в себя регулирование общественных отношений государственной властью связанных с заготовкой и переработкой древесины, система общеобязательных правил поведения направленных на сохранение природных ресурсов.
Согласно статье 42 Конституции РФ: «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Статья 58 Конституции РФ гласит: «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» [1,
с.20].
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативно-правовые акты основываются на следующих принципах:
1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно -гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
6) обеспечение охраны и защиты лесов;
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством РФ порядке и формах;
8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;
10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
11) платность использования лесов.
В статье 99 ЛК РФ указано, что «лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред».
В статье 100 ЛК РФ указано, что «лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации».
Административная ответственность за различные виды лесонарушений предусмотрена ст. ст. 8.24-8.28.1 КоАП РФ и включает в себя как незаконную рубку, так и иные действия, нарушающие установленный
порядок лесопользования.
Уголовная ответственность наступает только за незаконную рубку или повреждение до степени прекращения роста древесной растительности в соответствии со ст. 260 УК РФ. Редакция данной статьи уголовного закона неоднократно изменялась.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 277-ФЗ, вступившим в силу 2 августа 2014 года, усилена ответственность за совершение лесонарушений, в том числе, увеличено наказание в виде лишения свободы по части 2 и части 3 статьи 260 УК РФ до 4 лет и 7 лет, и соответственно, изменилась подсудность дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 260 УК РФ.
Кроме того, Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 277 -ФЗ установлена уголовная ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины (ст. 191.1 УК РФ).
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" уголовная ответственность по пунктам "а" и "в" части 2 статьи 260 УК РФ наступает вне зависимости от того, совершена ли незаконная рубка лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан в значительном размере.
Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).
Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчёта об использовании лесов подлежит квалификации по статье 8.25 КоАП РФ.
Также указанным постановлением разъяснено, что критерием отграничения преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, от административного правонарушения является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста, содеянное влечёт административную ответственность по статье 8.28 КоАП РФ.
Как уже указано выше, лесной фонд является федеральной собственностью. При этом Российская Федерация часть своих полномочий по управлению лесным фондом передала субъектам Российской Федерации.
Такие полномочия перечислены в статье 83 ЛК РФ. Органы
государственной власти субъектов Федерации осуществляют предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также осуществляют другие полномочия в области лесопользования, в том числе лесной контроль и надзор.
Согласно части 5 статьи 30 ЛК РФ порядок и нормативы заготовки древесины для собственных нужд граждан устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 14 марта 2009 года № 32 -Ф3 статья 29 ЛК РФ дополнена частью 8.2, в соответствии с которой в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Для осуществления полномочий в отношении лесного фонда в Иркутской области приняты следующие нормативные акты:
- Закон Иркутской области от 7 октября 2009 года № 67/33 -ОЗ "Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области";
- Закон Иркутской области от 10 ноября 2011 года № 109-ОЗ "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области";
- Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 12 марта 2010 года № 95 "Об отнесении лесов на территории Иркутской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ";
- Постановление Губернатора Иркутской области от 9 февраля 2009 года № 23-П "Об утверждении Лесного плана Иркутской области";
- Постановление Главы администрации Иркутской области от 31 октября 2007 года № 237-ПА "Об агентстве лесного хозяйства Иркутской области" (вместе с "Положением об агентстве лесного хозяйства Иркутской области") и другие нормативные акты [9].
Агентство лесного хозяйства Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и находится в ведении министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области [9].
На территории Иркутской области создано 37 лесничеств, которые являются территориальными отделами Агентства лесного хозяйства.
Режим и порядок посещения особо охраняемых природных территорий регламентирован Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33 -ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", поскольку эти территории
относятся к объектам общенационального достояния, имеют высочайший приоритет по их сохранению в естественном, не тронутом человеком состоянии [9].
Причиной большинства незаконных рубок, является желании получить материальную выгоду за счет реализации древесины. У многих преступников эта деятельность является основным способом заработка. В основном это жители деревень, в которых есть проблемы трудоустройства. А спрос на древесину, судебная практика наказания условными сроками или небольшими штрафами за преступления. Как правило безнаказанность порождает беззаконие.
По мнению Жеребкина Г.Н., «к незаконной рубке леса зачастую оказываются причастны должностные лица лесоохранных структур и местных администраций. Они обладают необходимыми профессиональными знаниями и опытом, хорошо знают технологию лесозаготовительных работ, особенности учета вырубленной древесины и контроля над ее дальнейшим движением, имеют широкий круг социальных связей. Вовлечение таких специалистов в преступную деятельность позволяет лесным браконьерам более тщательно спланировать предстоящие незаконные рубки леса, подобрать необходимых для этого лиц, разработать изощренные способы совершения преступлений, скрывать их следы» [8, ст.43].
На территории Иркутской области на площади около 767 900 км2 находится большой ресурсный потенциал, экологическое и культурное наследие страны, одним из которых является лес. Площадь территории Иркутского района составляет 1167200 Га из которых около 713000 Га покрыта лесными насаждениями (61%).
На территории Иркутского района находятся крупные предприятий ЛПК, производящие отпуск древесины на корню, переработку и продажу лесопродукции, а также охрану лесов, такие как, Ангарское лесничество, площадь 112 403 га, Голоустенское лесничество, площадь 221 219 га, Иркутское лесничество, площадь 265 369 га, которое включает в себя Гороховское участковое лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Приморское участковое лесничество, ФГУП «Заповедное Прибайкальское», площадь 105 000 га, ОГАУ «Региональный лесопожарный центр Иркутской области».
Таблица 1- Преступления в сфере ЛПК на территории Иркутского
района Иркутской области за 2014-2017 год
Года Выявлено преступлений предусмотренных ст.260 УК РФ Раскрыто преступлений предусмотренных статьей 260 УК РФ Процент раскрываемости преступлений от общего числа выявленных преступлений, в %
2014 385 104 29,0
2015 329 76 23,1
2016 422 74 17,5
2017 276 53 19,2
Анализ статистических данных о незаконных рубках лесных насаждений свидетельствует о том, что количество выявленных преступлений в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократилось на 146, при этом процент раскрываемости от общего числа выявленных преступлений не доходит даже до половины. Например, в 2014 году процент раскрытых преступлений составил 29,0%, а в 2017 году 19,2%.
Сотрудники полиции ежегодно проводят значительное количество различных мероприятий по декриминализации преступлений в лесной отрасти. Изымают большое количество орудий преступлений, привлекают к ответственности лесонарушителей.
Так в 2014 году сотрудниками полиции было проведено 158 рейдовых мероприятий, в результате которых, возбуждено 104 уголовных дела (5 по ст. 158 УК РФ, 99 по ст. 260 УК РФ), с места происшествия изъято: тракторов - 76 ед., автомашин - 62 ед., бензопил - 108 ед., древесины - 2025 куб.м. Поставлено на дакто-фото-видео учет 149 человек, имеющих отношение к незаконным заготовкам древесины.
За период 2015 года по ст. 260 УК РФ зарегистрировано 329 уголовных дела, раскрыто 76 уголовных дел. Отдельно по статьям:
- ч. 1 ст. 260 УК РФ - 20 УД, раскрыто 9 УД;
- ч.2 ст. 260 УК РФ - 53 УД, раскрыто 24 УД;
- ч.3 ст. 260 УК РФ - 256 УД, раскрыто 44 УД;
- ч. 1 ст. 158 УК РФ -14 УД, раскрыто 9 УД.
В 2016 году по Иркутскому району зарегистрировано 422 телефонных сообщения и заявления о происшествиях в сфере ЛПК. За год сотрудниками специализированной группы МУ МВД России «Иркутское» по декриминализации лесной отрасли проведено 226 рейдовых мероприятий, в результате которых, возбуждено 74 уголовных дела.
За период 2017 года было зарегистрировано 276 телефонных сообщений и заявлений о происшествиях в сфере ЛПК, раскрыто - 53. Сотрудниками специализированной группы МУ МВД России «Иркутское» по декриминализации лесной отрасли проведено 91 рейдовое мероприятие, в результате которых изъято: трактора - 23, бензопилы - 31, а/м грузовые - 34,
а/м легковые - 11, жилой вагончик - 3, древесина - 1009,57 куб. м.
Ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений» предусматривает наказание в виде штрафа от 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей или лишением свободы от 2 до 7 лет.
Как показывает судебная практика, нарушители в основном наказываются условными сроками или небольшими штрафами, что является совершенно неприемлемым и неадекватным и создает впечатление о безнаказанности и вседозволенности «черных лесорубов».
Большое количество незаконных рубок, совершается иностранными гражданами поскольку зачастую при совершении рубок деревьев иностранные граждане делаю вид, что не осознают, что совершают незаконную рубку деревьев, т.к. якобы не владеют информацией о том, каким образом отводится лесозаготовительная деляна, какие визуальные признаки должны присутствовать на уже отведенной лесозаготовительной деляне, а также о правовых последствиях. Иностранные граждане осознано совершают незаконную рубку, пользуясь пробелами в законодательстве и пытаются уйти от ответственности, вводя в заблуждение органы следствия и дознания по своим данным (ФИО, место рождения, год рождения и т.д.), отсутствием документов и незнанием законодательства РФ.
Поводом для возбуждения уголовного дела по ст. 260 УК РФ является в соответствии с ч.1 ст.140 УПК РФ может служить заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников. Ст. 148 УПК РФ предусматривает, что в отсутствии оснований выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Из-за таких негативных обстоятельств, как: большой разрыв во времени от совершения преступления до осмотра места происшествия и возбуждении уголовного дела, сложность сбора доказательств, и невозможностью определить причастных к незаконной рубке, появляются сложности в раскрытии преступления и возбуждения уголовного дела. Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является размер ущерба. Это связано с нормами уголовного законодательства в котором установлено, что уголовная ответственность наступает за незаконную рубку деревьев в значительном размере от 10 000 рублей; крупном размере от 100 000 и особо крупном - 250 000 рублей.
Таблица 2 - Количество изъятой древесины на территории Иркутского района Иркутской области за 2014-2017 год_
Года Изъято куб.м. древесины
2014 2347,0
2015 2635,5
2016 1770,0
2017 1009,6
Всего за период 2014-2017 года правоохранительными органами было изъято 7762,1 куб.м. древесины на общую сумму причиненного материального ущерба в размере 61,2 млн.руб.
Наибольшее количество незаконных рубок выявляется в районе с. Горохово, д. Быково, с. Еловка, п. Усть-Балей Иркутского района, совершаемых жителями Боханского района из-за проблем отсутствия там рабочих мест.
Сотрудниками агентства лесного хозяйства Иркутской области должным образом не осуществляется контроль за деятельностью заготовителей, не осуществляются рейдовые мероприятия по лесным массивам с целью пресечения незаконной заготовки древесины. Работа сотрудников лесничеств сводится только к фиксации лесонарушения, на месте которого уже отсутствуют лица, совершившие незаконную рубку.
Изъятая полицейскими незаконно добытая древесина подлежит учету и хранению как вещественное доказательство по уголовному делу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.08.2002 г. № 620 (ред. от 10.03.2009 г.) «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно». Решение в отношении вещественных доказательств принимается судьей при вынесении приговора.
Жеребкин Г.Н. поясняет, что в случае «невозможности хранения вещественного доказательства при материалах уголовного дела в силу их громоздкости, если это скоропортящийся товар или продукция, лицо, производящее расследование обязано передать вещественные доказательства в соответствии с вышеуказанным постановлением в подразделения Федерального агентства по управлению государственным имуществом на хранение или реализацию. Средства, вырученные от реализации незаконно заготовленной древесины, должны поступать на депозитный счет органа, в чьем производстве находится уголовное дело, а при вынесении приговора должны обращаться в доход государства. При этом следует также иметь в виду, что суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат (п.16 Постановления Пленума)» [8, ст.110,111].
Все эти негативные факторы приносят ущерб не только экологии страны, но и её экономике, что хорошо видно в таблице 3.
Таблица 3 - Ущерб причиненный экономике Иркутской области из -за незаконной рубки лесных насаждений на территории Иркутского района Иркутской области за 2014-2017 год
Год Сумма ущерба, в млн.руб. Темпы прироста к предыдущему году, в %
2014 16,0 -
2015 17,9 11,8
2016 17,4 -2,7
2017 9,9 -43,1
Актуальным вопросом остаются незаконные рубки в лесах, расположенных вблизи пос. Плишкино Иркутского района, поскольку в настоящий момент сотрудниками администрации Хомутовского МО не произведена паспортизация и не поставлены на баланс лесные насаждения, произрастающие на территории Хомутовского МО. «Чёрные лесорубы» обладают таковой информацией и незаконно готовят древесину именно на таких землях, что позволяет им уйти от уголовной ответственности.
Сотрудники администрации Хомутовского МО длительное время производят расчёт ущерба, причиненного в результате незаконных рубок, в соответствии с решением думы Хомутовского МО, согласно которого расчет ущерба складывается из восстановительной стоимости и стоимости компенсационного озеленения, а не в соответствии с постановлением правительства РФ № 310 от 22.05.2007г. «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» или иных нормативно -правовых актов, разработанных правительством РФ. В результате чего, в соответствии с действующим законодательством, сумму причинённого ущерба именно от совершения незаконной рубки, установить затруднительно.
Значительная территория лесных массивов, совершение преступлений в условиях неочевидности, невозможность своевременного выезда на место происшествия в связи с погодными условиями, большой временной промежуток между совершением незаконной рубки и ее обнаружением.
Несвоевременное выявление мест незаконных рубок, как правило, они обнаруживаются после вывоза древесины, вывода техники и людей.
Следователи испытывают сложности в процессе доказывания вины обвиняемого. Из-за отсутствия свидетелей преступления, утрачиваются следы места преступления.
Преступная деятельность нарушителей зачастую маскируется под легальную и связана с исполнением служебных обязанностей сотрудников, уполномоченных в области ведения лесного хозяйства. Совершаемые преступные деяния основаны на реализации схем, состоящих из этапов, каждый из которых обособлен в пространстве и во времени, но направлен на трансформацию лесных ресурсов в финансовые потоки. Поэтому
закономерно, что действия преступников подпадают под признаки, как правило, нескольких составов преступлений, предусмотренных в Уголовном кодексе РФ.
По мнению Жеребкина Г.Н. «значительная доля преступлений приходится на группы, участники которых совершают преступные действия в отдаленных друг от друга районах — местах заготовки и отгрузки древесины, что позволяет им оставаться безнаказанными в течение длительного времени и причинять государству значительный ущерб» [8, ст.44,45].
Таблица 4- Ущерб причиненный экономики из-за рубки лесных насаждений по всей территории Иркутской области за 2014-2017 год
Год Сумма ущерба, в млрд.руб. Темпы прироста к предыдущему году, в %
2014 2,7 -
2015 3,5 29,6
2016 4,2 20
2017 3,4 -19,0
На территории Иркутской области совершается огромное количество преступлений в лесной отрасли, преступления совершаемые на территории Иркутского района, это только малая, но все же значительная часть ущерба и вреда причиненного государственному лесному фонду, экономики Иркутской области и стране в целом. «Черные лесорубы» орудуют в Куйтунском, Тайшетском, Усть-Удинском, Тулунском, Осинском, Зиминском, Нижнеудинском и других районах области. Например 14 ноября 2017 г. сотрудниками ГУ МВД России по Иркутской области вблизи д. Веселая Поляна Боханского района при совершении незаконной рубки лесных насаждений были задержаны 6 граждан, причинивших лесному фонду ущерб в размере 84 тыс. руб. С места преступления изъяты 3 трактора, 3 бензопилы и 1 внедорожник, которые использовались при совершении преступления, а также незаконно заготовленная древесина. По факту незаконной рубки деревьев следственным отделом МО МВД России «Боханский» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ - незаконная рубка лесных насаждений совершенная в крупном размере.
В Нижнеудинском лесничестве выявлено 130 фактов незаконных рубок, причиненный ущерб составил более 12 млн. рублей. В Черемховском районе «черные лесорубы» заготовить более двух тысяч кубометров древесины на 16 миллионов рублей.
Важно отметить, что Сибирский федеральный округ лидирует по объему нелегальных рубок леса: 1,3 млн. куб. м. леса было вырублено за 2016 год, что составляет 77% от всей незаконно срубленной древесины в России. В 2016 году почти 77% от общего объема незаконных рубок в стране приходится на Сибирский федеральный округ (1,3 млн. куб. м), в том числе
67% на Иркутскую область (1,1 млн. куб. м).
В последние годы нелегальная заготовка и контрабандный вывоз леса в России приняли столь значительные масштабы, что это предопределило возникновение уникального транснационального социального феномена. Некоторые сопредельные государства, например, Китай отказались от вырубки собственного леса, рассчитывая на более дешевое сырье у нас в стране, невзирая на его криминальное происхождение.
В целях декриминализации преступлений в лесной отрасли мы предлагаем следующие меры:
- Жеребкин Г.Н. предлагает: «совместно с органами государственной власти субъектов РФ в Сибирском федеральном округе проработать предложения по внесению изменений и дополнений в федеральное и региональное законодательство, направленных на усиление уголовной ответственности за преступления в лесной сфере, совершенные организованными преступными группами либо в особо крупном размере, а также предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с заготовкой, переработкой и экспортом лесных ресурсов» [8,ст.124];
- повышать социальную жизнь населения поселков и деревень, бороться с безработицей;
- для выявления мест незаконных рубок привлекать беспилотные летательные аппараты и малую авиацию;
- передавать в пользу государства технику и оборудование изъятое у «черных лесорубов»;
- обеспечить средствами спутниковой и радиосвязи, автотранспортом повышенной проходимости, приборами спутниковой навигации и видеокамерами правоохранительные органы.
Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2017) // СЗ РФ. -1996. - №25. - Ст. 2954.
3. Лесной кодекс Российской Федерации" ФЗ от 04.12.2006 № 200 -ФЗ (ред. от 29.12.2017)// СЗ РФ.- 2004.- Ст. 109.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018)// Российская газета.-31 декабря 2001.-№ 256.
5. Об особо охраняемых природных территориях: ФЗ от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ.
6. Об охране окружающей среды: ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от
29.12.2010 г.).
7. О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации: ФЗ от 04.12.2006 г. № 201 -ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 г. № 217-ФЗ, от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ, от 22.07.2008 г. № 141 -ФЗ, от 22.07.2008 г. № 143-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ, от 08.05.2009 г. № 93ФЗ, от 27.12.2009 г. № 365-ФЗ, от 27.12.2009 г. № 379-ФЗ, от 29.12.2010г. № 442-ФЗ).
8. Жеребкин Г.Н. «Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Анализ нелегальных рубок на российском Дальнем Востоке и методика их расследования» — Владивосток: WWF России, «Апельсин», 2011 г. — 136 с. 8 цв. илл.
9. Иркутский областной суд [Электронный ресурс]. - Режим доступа (http://oblsud. irk. sudrf. ru/modules.php?id=513 &name=docum_sud).
УДК 343.9:328.185:658.7
Кутепов О.Е., к.ю.н. Скаблова К.В. студент 4 курса Институт Истории и Права Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского
Россия, г. Калуга
ВОПРОСЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОРРУПЦИИ В КОНТРАКТНОЙ
СИСТЕМЕ
Аннотация: Одной из острых проблем современного российского общества в последнее время является коррупция. Одной из важных является проблема коррупции в контрактной системе.
Ключевые слова: коррупция, коррупция в контрактной системе, контрактная служба, взяточничество, государственные закупки.
Kutepov O. E. Candidate of Legal Sciences Kaluga State University of K.E. Tsiolkovsky
Kaluga, Rassia Skablova K V., student 4 courses Institute of History and Right Kaluga State University of K.E. Tsiolkovsky
Kaluga, Rassia
QUESTIONS OF PREVENTION OF CORRUPTION IN CONTRACT
SYSTEM
Annotation: One of burning issues of modern Russian society is corruption recently. One of important is the corruption problem in contract system.
Keywords: corruption, corruption in contract system, contract service, bribery, government procurement.
По результатам исследования систем государственных закупок 77 стран, проведенного Всемирным банком в 2016 г., система