Научная статья на тему 'ЛЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ЛЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
424
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ / ДЕРЕВЬЯ / НЕЗАКОННАЯ РУБКА / ЛЕС / ЛЕСНОЙ ФОНД / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косых Валерия Александровна

В статье раскрывается проблема существующего подхода к предмету преступлений, предусмотренных статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации - незаконная рубка лесных насаждений. Рассмотрены практические примеры расследования указанных преступлений, а также хищения деревьев, незаконно вырубленных на землях сельскохозяйственного назначения. Автором предлагается сформировать единый подход к квалификации незаконных рубок и отнести лесные насаждения, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения к предмету преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ. Определен статус лесных насаждений, произрастающих в полосе отвода железной дороги. Приведены доводы о необходимости включения в предмет экологических преступлений всех лесных насаждений, произрастающих как на землях лесного фонда, на землях сельскохозяйственного назначения, так и на землях иных категорий, поскольку все леса являются частью экосистемы и выполняют единую функцию поддержания экологического баланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREST PLANTATIONS AS A SUBJECT OF CRIMINAL ENCROACHMENT. THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECT

The article reveals the problem of the existing approach to the subject of crimes provided for in Article 260 of the Criminal Code of the Russian Federation - illegal felling of forest plantations. Practical examples of the investigation of these crimes, as well as the theft of trees illegally cut down on agricultural lands, are considered. The author proposes to form a unified approach to the qualification of illegal logging and to attribute forest plantations growing on agricultural lands to the subject of crimes under Art. 260 of the Criminal Code of the Russian Federation. The status of forest plantations growing in the railway right-of-way has been determined. Arguments are made about the need to include in the subject of environmental crimes all forest plantations growing both on forest lands, on agricultural lands, and on lands of other categories, since all forests are part of the ecosystem and perform a single function of maintaining the ecological balance.

Текст научной работы на тему «ЛЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

№10 2021 [ЮН]

Лесные насаждения как предмет преступного посягательства. Теоретический и практический аспект

Косых Валерия Александровна,

старший следователь следственного отдела Котласского ЛО МВД России на транспорте E-mail: [email protected]

В статье раскрывается проблема существующего подхода к предмету преступлений, предусмотренных статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации - незаконная рубка лесных насаждений. Рассмотрены практические примеры расследования указанных преступлений, а также хищения деревьев, незаконно вырубленных на землях сельскохозяйственного назначения. Автором предлагается сформировать единый подход к квалификации незаконных рубок и отнести лесные насаждения, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения к предмету преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ. Определен статус лесных насаждений, произрастающих в полосе отвода железной дороги. Приведены доводы о необходимости включения в предмет экологических преступлений всех лесных насаждений, произрастающих как на землях лесного фонда, на землях сельскохозяйственного назначения, так и на землях иных категорий, поскольку все леса являются частью экосистемы и выполняют единую функцию поддержания экологического баланса.

Ключевые слова: лесные насаждения, деревья, незаконная рубка, лес, лесной фонд, земли сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время стоит обратить внимание, что выявленные учеными более десятилетия назад криминогенные факторы, способствующие совершению незаконных рубок лесных насаждений, актуальны в современных условиях. Частое изменение законодательства, регулирующего процедуру лесопользования; несовершенство нормативной базы, регулирующей лесопромышленный комплекс; реализация норм лесного законодательства, отменяющих разрешительную процедуру и закрепляющих исключительно договорные методы при отпуске древесины; повышение спроса на древесину; переориентация лесного законодательства на установление рыночных механизмов в сфере лесного хозяйства [1, с. 1827] - эти и другие факторы разрастания теневого рынка леса в настоящее время имеют тенденцию к укреплению и адаптируются к изменениям в экономической сфере страны. К таковым можно отнести неэффективность применения норм уголовного законодательства за преступления, связанные с незаконной заготовкой, переработкой в целях сбыта и сбытом заведомо незаконно заготовленной древесины. На наш взгляд, наиболее эффективным решением сформировавшейся и укрепившейся проблемы борьбы с незаконными рубками лесных насаждений и незаконным оборотом леса в целом, является изменение подхода к применению понятия «лес», «лесные насаждения», как предмету преступных посягательств на научнотеоретическом и практическом уровне.

Обращаясь к судебно-следственной практике расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконной рубкой, а также хищениями лесных насаждений, следует обратить внимание на существенное отличие характеристик единого предмета указанных преступлений - лесных насаждений.

Так, согласно пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года № 21 (в редакции от 30.11.2017 года) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», предметом преступлений, предусмотренных ст. 26 УК РФ и 261 УК РФ, являются как лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, так и деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). Вместе с тем, в рассматриваемом пункте также указано -

50

не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества. [2]

В практической деятельности органы предварительного следствия применяют вышеназванные положения Пленума при производстве предварительного следствия, как правило, следующим образом.

Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений на землях лесного фонда. На момент возбуждения уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, органу предварительного следствия необходимо располагать достоверными материалами о месте расположения лесных насаждений, на которые было совершено преступное посягательство, а именно данными о выделе и квартале участка земель лесного фонда, на котором данные насаждения были незаконно вырублены; сведениями о причиненном государству в результате данного преступления материальном ущербе, предоставляемыми территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов -лесничествами, функционирующими в частности на землях лесного фонда, на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. [3] При непосредственном взаимодействии с лесничествами, в ходе расследования, органом предварительного следствия устанавливается событие преступления, в том числе место совершения преступления, в соответствии требованиями ст. 73 УПК РФ. [4] Применительно к преступлениям, предусмотренным ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», установлению подлежат такие обстоятельства, как: место совершения незаконной рубки - выдел, квартал по данным лесоустройства (географические координаты границ незаконной рубки), категория земель, на которых расположены лесные насаждения; сведения об отведенных в районе совершения преступления делянах физическим и юридическим лицам; данные космического мониторинга (при наличии). Для квалификации деяния как незаконной рубки лесных насаждений основным условием является расположение незаконно

вырубленных лесных насаждений на землях лесного фонда, а также состояние лесных насаждений на момент их вырубки (являются ли они живорастущими или сухостойными). Иными словами, квалификация преступления зависит от места расположения предмета преступного посягательства. Кроме того, при определении имущественного ущерба, причиненного преступлением применяется методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 года № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства». [5] Данная методика при определении размера вреда предусматривает увеличение размера такс в зависимости от характеристик лесных насаждений, сезона, в который осуществляется незаконная рубка и прочих условий. Таким образом, размер причиненного ущерба в результате совершения незаконной рубки лесных насаждений на землях лесного фонда исчисляется в кратном размере, что, в определенной степени подчеркивает общественную опасность преступлений данной категории и в последствии обязывает виновное лицо возместить причиненный ущерб. В случае, если незаконная рубка лесных насаждений осуществляется не на землях лесного фонда, квалификация преступления меняется, а преступление переходит из категории экологических преступлений в категорию преступлений против собственности.

Расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с хищениями древесины, произрастающей на землях, не входящих в состав лесного фонда. Наиболее распространенным примером является осуществление рубки лесных насаждений, которые произрастают на землях сельскохозяйственного назначения. Указанное преступление квалифицируется органами предварительного следствия как кража, то есть тайное хищение чужого имущества, предусмотренная ст. 158 УК РФ. При установлении подлежащих доказыванию обстоятельств, орган предварительного следствия истребует необходимую информацию о месте расположения лесных насаждений, причиненном ущербе в региональном подразделении Федерального агентства по управлению государственным имуществом по месту совершения преступления. В таком случае расчет причиненного ущерба осуществляется без применения вышеуказанной методики, расчет производится исходя из рыночной стоимости древесины. Таким образом, на наш взгляд, осуществляется занижение причиненного преступлением вреда, что является неверным, поскольку незаконная рубка деревьев, кустарников и лиан, произрастающих на землях лесного фонда, равно как и произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, причиняет одинаковый ущерб экологии и экономике государства,

51

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА

№10 2021 [ЮН]

а также восстановление утраченных ресурсов требует одинаковых временных и финансовых затрат. При таких обстоятельствах разграничение таких преступлений только по признаку места совершения преступления, недопустимо. Проблема сохранения лесов в современных условиях выходит на первый план.

Проблема разграничения предмета незаконной рубки лесных насаждений от преступлений против собственности существует длительное время и не решена сейчас. При ее решении следует учитывать произрастают ли деревья, кустарники и лианы естественным образом или были высажены человеком для введения их в товарооборот. На наш взгляд существует необходимость отнести к предмету преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ лесные насаждения, произрастающие не только на землях лесного фонда, но и на землях сельскохозяйственного назначения, городских и муниципальных территориях, как естественно выращенные, так и высаженные человеком с целью восстановления экосистемы после произведенных работ по расчистке от древесной растительности участков. Верным в таком случае является мнение А.М. Бойцова о том, что лесные насаждения следует считать предметом хищения, когда высаживаются они с целью введения в товарный оборот и получения прибыли от их реализации, если это не связано с лесовосстановлением. [6, с. 138-139] Однако, как справедливо отмечено Н.А. Селяковым, «экологическим преступление будет тогда, когда посягает на природный компонент, находящийся в неразрывной связи с окружающей природной средой». [7, с. 71-72] Любое лесное насаждение, будь то дерево или кустарник, произрастающие естественным путем или после высадки человеком, становятся частью экосистемы и выполняют свои функции по поддержанию баланса кислорода и углекислого газа в атмосфере, формированию и улучшению почв, защите их от эрозии.

Важно понимать, что леса (деревья, кустарники, лианы), в отличие от других природных ресурсов, являются восполняемым ресурсом. Неоднообразный подход к борьбе с незаконными рубками леса приведет к снижению реальной возможности восстановить древесные ресурсы. Дерево, произрастающее на землях лесного фонда и на землях, к примеру, сельскохозяйственного назначения, является частью единой экосистемы, обладает одинаковыми качественными характеристиками и выполняет одинаковые функции. Это говорит о том, что использование, охрана и защита лесных насаждений должны быть едиными и унифицированным для лесов на всех категориях земель. Внимание правоприменителя должно быть обращено не столько на правовой статус леса, сколько на его ценность как элемента экосистемы и экологической безопасности.

Статус лесов, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, в настоящее время применительно к рассмотрению их как пред-

мету преступного посягательства, фактически не определен. Постановлением Пленума Верховного суда РФ леса на землях данных категорий, как говорилось выше, необоснованно исключены из предмета преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ. Фактически такие леса и земли остались бесхозными. [8, с. 29] Вместе с тем объемы лесных насаждений на таких землях являются достаточно внушительными, поэтому вырубка их причиняет ущерб экологии и экономике страны в равной степени с незаконными рубками на землях лесного фонда.

В условиях современного состояния лесов в Российской Федерации, количество пожаров, приводящих к естественной утрате запасов ценных пород древесины; нарастающие объемы незаконных рубок древесины обуславливают необходимость формирования единого подхода предмету преступлений, связанных с незаконными рубками лесных насаждений с целью сохранения лесов всех категорий

Так, согласно данных Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общий запас древесины в нашей стране на начало 2021 года составляет 102,2 млрд кбм (по итогам первого цикла государственной инвентаризации лесов, продолжавшаяся в России 13 лет на площади 1 187,6 млн га - территории 85 регионов страны). [9] Вместе с тем объемы фактической заготовки древесины в Российской Федерации в связи с растущим спросом увеличиваются. Так, к примеру, в 2010 году объем заготовленной древесины в РФ составил 173633,7 кбм, в 2015 году - 205143,5 кбм, в 2020 году - 216834,4 кбм. При этом объемы воспроизводства лесов в 2020 году составили 1133,7 тысяч га [10], что, на наш взгляд, не соразмерно к постоянно растущим объемам заготовки леса.

В отдельную категорию стоит выделить незаконные вырубки лесных насаждений на землях, арендуемых у Российской Федерации ОАО «Российские железные дороги», в частности, в полосах отвода вдоль железных дорог. Квалификация таких преступных деяний осуществляется также исходя из статуса лесных насаждений, которые произрастают на землях данной категории. Как правило, в практической деятельности незаконные рубки лесных насаждений в полосе отвода железной дороги квалифицируют по ст. 260 УК РФ - незаконная рубка лесных насаждений.

К примеру, в 2020 году Первоуральским городским судом Свердловской области вынесен обвинительный приговор по уголовному делу в отношении жителя Алтайского края по ч. 3 ст. 260 УК РФ - незаконная рубка лесных насаждений в особо крупном размере. В ходе судебного разбирательства установлено, что в 2017 году в г. Первоуральске в границах полосы отвода железной дороги на перегоне станций бригада рабочих, выполняя работы по габаритной рубке опасных деревьев, представляющих угрозу для безопасного движения железнодорожного транспорта, под ру-

52

ководством подсудимого в отсутствие разрешительных документов ОАО «РЖД» на выполнение сплошной рубки здоровых деревьев, по его указанию незаконно вырубили за пределами отведенных участков 112 деревьев породы сосна, береза, осина, в результате чего Российской Федерации причинен имущественный ущерб на сумму 685 624 рубля. [11]

Также, в июле 2020 года Устьянским районным судом Архангельской области вынесен обвинительный приговор в отношении местного жителя по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. Г ч. 2 ст. 260 УК РФ - незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в крупном размере. В ходе судебного следствия установлено, что в период марта 2020 года, не заключив в установленном порядке договор на заготовление древесины и не получив акт-допуск на проведение работ в полосе отвода железной дороги, действуя умышленно, осуществил незаконную рубку деревьев породы ель объемом 5,55 кбм, деревьев породы береза объемом 2,366 кбм, являющихся в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права частью сооружения-комплекса защитных лесонасаждений, произрастающих в полосе отвода железной дороги в границах пикета (данные изъяты), в результате чего Российской Федерации причинен имущественный ущерб на сумму 146 951 рубль, что является крупным размером. [12]

Вместе с тем, статус и принадлежность таких лесных насаждений определен законодателем следующим образом. Согласно ст. 90 Земельного кодекса РФ полоса отвода относится к землям транспорта. [13] Полоса отвода железных дорог -земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. [14] При этом согласно Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» № 2288-р от 14.11.2016 года, в пределах полосы отвода размещаются защитные лесонасаждения

[15] , которые переданы ОАО «РЖД» на праве собственности, а земельные участки, занимаемые полосой отвода, предоставляются ОАО «РЖД» на основании договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

[16] С учетом данных положений, в соответствии со ст. 136 Гражданского кодекса РФ, поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы) принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании. Таким образом, лесные насаждения,

произрастающие в полосе отвода, а также образующаяся при ее использовании древесина, принадлежат ОАО «Российские железные дороги» на праве собственности.

Несмотря на то, что полоса отвода железной дороги с произрастающими на ней лесными насаждениями, не входит в состав лесного фонда, а также, что фактически такие лесные насаждения являются не частью экосистемы, а частью комплекса-сооружения защитных лесонасаждений и предназначены для защиты железных дорог от неблагоприятного воздействия природных явлений и антропогенных факторов, на практике вырубка лесных насаждений на землях данной категории квалифицируется как экологическое преступление, то есть по ст. 260 УК РФ, как и определено законодателем в п. 15 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года № 21 (в редакции от 30.11.2017 года) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

При таких обстоятельствах, выделять лесные насаждения, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения и также фактически являющиеся частью экосистемы, не наш взгляд, нецелесообразно и искажает, на наш взгляд, представление о совершаемых преступлениях, связанных с незаконными рубками деревьев, необоснованно исключая их из общей массы экологических преступлений.

Формирование единого теоретического и практического подхода к предмету преступлений, связанных с незаконными рубками лесных насаждений позволит выработать единую методику расследования уголовных дел и адаптировать ее к современным условиям деятельности лесопромышленного комплекса и системы лесопользования.

Литература

1. Травина И.Г., Ларичев В.Д. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с незаконной рубкой лесных насаждений: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2008. - 148 с.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года № 21 (в редакции от 30.11.2017 года) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.09.2021)

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 года № 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2021) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:

28.09.2021)

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года № 174-ФЗ

53

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА

№10 2021 [ЮН]

(ред. от 17.06.2021) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:

20.09.2021)

5. Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 года № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (ред. от 18.12.2020) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.09.2021)

6. Бойцов А.М. Преступление против собственности. СПб., 2002.

7. Селяков Н.А. Преступность в сфере лесопромышленного комплекса (криминологический и экономико-правовой аспекты на примере Архангельской области): монография / Н.А. Селяков. - М.: Юпитер, 2005. - 176 с.

8. Жеребкин Г.Н. Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Анализ нелегальных рубок на российском Дальнем Востоке и методика их расследования. Владивосток: WWF России, «Апельсин», 2011. -136 с.

9. Подведены итоги инвентаризации лесов общий запас древесины в Рф превышает 102 млрд кубометров [Электронный ресурс] // URL: http://www.mnr.gov.ru (дата обращения:

03.10.2021) .

10. Официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс] // URL: www.rosstat.gov.ru (дата обращения: 09.10.2021).

11. Официальные данные Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс] // URL: www. genproc.gov.ru (дата обращения: 09.10.2021)

12. Приговор Устьянского районного суда Архангельской области от 06 июля 2020 года [Электронный ресурс] // URL: www.ustyansud - arh. sudrf.ru (дата обращения: 09.10.2021).

13. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:

28.09.2021)

14. Федеральный закон «О железнодорожном

транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 года № 17-ФЗ (ред. от 11.06.2021) [Электронный ресурс] // URL: http://www.

consultant.ru (дата обращения: 28.09.2021)

15. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» № 2288-р от 14.11.2016 года (в ред. от 08.06.2020 года) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2021)

16. Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (в ред. от 29.07.2020 года) [Электронный ресурс] //

URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:

30.09.2021)

FOREST PLANTATIONS AS A SUBJECT OF CRIMINAL ENCROACHMENT. THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECT

Kosykh V.A

Department Kotlassky LO of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport

The article reveals the problem of the existing approach to the subject of crimes provided for in Article 260 of the Criminal Code of the Russian Federation - illegal felling of forest plantations. Practical examples of the investigation of these crimes, as well as the theft of trees illegally cut down on agricultural lands, are considered. The author proposes to form a unified approach to the qualification of illegal logging and to attribute forest plantations growing on agricultural lands to the subject of crimes under Art. 260 of the Criminal Code of the Russian Federation. The status of forest plantations growing in the railway right-of-way has been determined. Arguments are made about the need to include in the subject of environmental crimes all forest plantations growing both on forest lands, on agricultural lands, and on lands of other categories, since all forests are part of the ecosystem and perform a single function of maintaining the ecological balance.

Keywords; forest plantations, trees, illegal felling, forest, forest fund, agricultural land.

References

1. Travina I.G., Larichev V.D. Criminal law and criminological problems of combating illegal felling of forest plantations: Monograph. - Moscow: All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. -- 148 p.

2. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated October 18, 2012 No. 21 (as amended on November 30, 2017) “On the application by courts of legislation on liability for violations in the field of environmental protection and nature management” [Electronic resource] // URL: http: //www. consultant.ru (date accessed: 09/28/2021)

3. Forest Code of the Russian Federation of 04.12.2006 No. 200-FZ (as amended on 02.07.2021) (as amended and supplemented, entered into force from 01.09.2021) [Electronic resource] // URL: http: //www.consultant.ru (date accessed: 09/28/2021)

4. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 12/18/2001 No. 174-FZ (as amended on 06/17/2021) [Electronic resource] // URL: http://www.consultant.ru (date of access: 09/20/2021)

5. Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2018 No. 1730 “On approval of the specifics of compensation for damage caused to forests and natural objects in them as a result of violation of forest legislation” (as amended on December 18, 2020) [Electronic resource] // URL: http: //www.con-sultant.ru (date accessed: 23.09.2021)

6. Boytsov A.M. Property crime. SPb., 2002.

7. Selyakov N.A. Crime in the sphere of the timber industry complex (criminological and economic and legal aspects on the example of the Arkhangelsk region): monograph / N.A. Selyakov. - M.: Jupiter, 2005. - 176 p.

8. Zherebkin G.N. Responsibility for illegal felling of forest plantations. Analysis of illegal logging in the Russian Far East and methods of their investigation. Vladivostok: WWF Russia, «Orange», 2011. -136 p.

9. The results of the forest inventory have been summed up, the total timber stock in the Russian Federation exceeds 102 billion cubic meters [Electronic resource] // URL: http://www.mnr.gov. ru (date of access: 03.10.2021).

10. Official data of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation [Electronic resource] // URL: www.rosstat.gov. ru (date of access: 09.10.2021).

11. Official data of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation [Electronic resource] // URL: www.genproc.gov.ru (date of access: 09.10.2021)

12. The verdict of the Ustyansud District Court of the Arkhangelsk Region dated July 6, 2020 [Electronic resource] // URL: www. ustyansud - arh.sudrf.ru (date of access: 09.10.2021).

54

13. Land Code of the Russian Federation of October 25, 2001 No. 136-FZ (as amended on 02.07.2021) [Electronic resource] // URL: http://www.consultant.ru (date of access: 28.09.2021)

14. Federal Law “On Railway Transport in the Russian Federation” dated January 10, 2003 No. 17-Fz (as amended on 06/11/2021) [Electronic resource] // URL: http://www.consultant.ru (date of access: 28.09.2021)

15. Instructions on the current maintenance of the railway track, approved by order of JSC Russian Railways No. 2288-r dated

November 14, 2016 (as amended on June 8, 2020) [Electronic resource] // URL: http: //www.consultant. ru (date accessed:

30.09.2021)

16. Decree of the Government of the Russian Federation of April 29, 2006 No. 264 “On the procedure for using land plots that are federal property and provided to the open joint stock company” Russian Railways “(as amended on July 29, 2020) [Electronic resource] // URL: http: //www.consultant.ru (date accessed:

30.09.2021)

55

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.