УДК 343.773
ББК Х407.2+Х408.134.3
йО!: 10.14529/^210102
НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Т. А. Далгалы
Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск, Д. Ж. Гостькова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Цель настоящей статьи - криминологический анализ правоприменительной практики привлечения к уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений. Раскрывается важный актуальный вопрос о том, какие основные направления уголовной политики и особенности привлечения уголовной ответственности за данное преступное деяние сложились на сегодняшний день в правоприменительной практике в России. В статье детально анализируются вопросы детерминации указанного экологического преступления. Авторами исследуются последствия и меры противодействия. Особое внимание уделяется исследованию влияния общественного экологического мониторинга в механизме противодействия незаконной рубки лесных насаждений. В заключении авторами делается вывод об эффективности предложенных мер противодействия незаконной рубки лесных насаждений.
Ключевые слова: незаконная рубка, лесные насаждения, преступление, общественный экологический мониторинг, древесина.
Незаконная рубка лесных насаждений включает в себя все незаконные методы, связанные с заготовкой, обработкой и реализацией древесины. Незаконность возникает, когда законы нарушаются на любом этапе цепочки поставок, например: вырубка леса по незаконно полученной лицензии (разрешению) или на особо охраняемой территории; заготовка сверх разрешенных квот; наем нелегальных рабочих; неуплата налогов; экспорт продукции без уплаты экспортных пошлин.
Лесам России принадлежит исключительное глобальное биосферное значение, поскольку они обеспечивают экологическую безопасность страны и планеты. Именно поэтому незаконная рубка лесных насаждений представляет собой реальную угрозу экологической и экономической безопасности государства. Российская Федерация имеет площадь 17 125 191 км. Лесом покрыты 796,2 млн га, что составляет 45,4 % всей территории России. Однако за период с 2000 по 2013 гг. было вырублено 36,5 млн га леса. Площадь лесных массивов сократилась на 20,3 млн га (первое место в мире). По данным Россельхоза за 2019 год Иркутская область и Красноярский край лидируют по объемам незаконной рубки лесных насаждений. Регионы-
лидеры по объемам незаконной рубки лесных насаждений в 2019 году: 1) Иркутская область -441 тыс. куб. м; 2) Красноярский край -114 тыс. куб. м; 3) Забайкальский край -102 тыс. куб. м; 4) Республика Бурятия -71 тыс. куб. м; 5) Архангельская область -66 тыс. куб. м; 6) Свердловская область -39 тыс. куб. м; 7) Пермский край -30 тыс. куб. м; 8) Кемеровская область -27 тыс. куб. м; 9) Приморский край -24 тыс. куб. м; 10) Хабаровский край -18 тыс. куб. м; 11) Вологодская область -17 тыс. куб. м.
Исходя из анализа общего объема незаконной рубки лесных насаждений в России, на указанные одиннадцать регионов приходится 80 %.
По официальным данным Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации государственными лесными инспекторами в 2019 году выявлено 14,8 тыс. фактов незаконной рубки лесных насаждений объемом 1,2 млн. куб. м. Вместе с тем, по словам и.о. министра лесного комплекса Иркутской области Д. Петренева, объем выявленной незаконно заготовленной древесины в регионе в 2020 году составил порядка 144 тыс. кубометров, в прошлом году этот показатель достигал
267 тыс. кубометров [4, с. 14]. Однако столь резкое снижение объемов выявленной незаконно заготовленной древесины не всегда означает реальное снижение количества совершенных преступных деяний. Уровень латент-ности данного вида преступности достигает по самым смелым оценкам 70 %, именно поэтому официальная статистика не раскрывает достаточных данных оценки ее динамики.
Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) представляет собой повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан. Цели запрета на вырубку леса заключаются в следующем: предотвратить дальнейшую деградацию и потерю естественного лесного покрова; восстановить леса, которые были сильно деградированы; защищать и поддерживать биоразнообразие; поддерживать экологические и гидрологические функции лесов; сохранять рекреационные, эстетические и культурные ценности.
Однако существует большое количество трудностей, с которыми сталкиваются правоохранительные органы. Часть из них связана с бланкетностью уголовно-правовой нормы и наличием некоторых оценочных признаков. Как показал анализ правоприменительной практики, возникают сложности в разграничении данного состава преступления с административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.28 КоАП РФ. Так, основным критерием для разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений, предусмотренной ст. 260 УК РФ, и незаконной рубки, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер причиненного ущерба, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике и превышающий согласно примечанию к ст. 260 УК РФ 5000 руб. Причем в данном случае речь не идет о недостаточной компетенции или профессионализме сотрудников правоохранительных органов. Речь здесь идет о том, что доказать размер причиненного виновными лицами ущерба далеко не всегда легко, так как зачастую реальные объемы незаконной рубки не удается точно установить ввиду оперативности «черных лесорубов». Более того, дистанционный мониторинг, который применяется для контроля за рубкой лесных насаждений, не всегда покрывает всю территорию того или
иного лесного хозяйства, а персонала и государственных инспекторов не хватает для оценки деятельности виновных лиц. При этом виновные лица, часто имеют законные основания и все необходимые разрешения на рубку лесных насаждений, однако объемы рубки de jure и объемы de facto часто не совпадают. При выдаче разрешения на рубку лесных насаждений органы исполнительной власти признают, что соответствующие лица будут априори действовать только в рамках разрешенных объемов, то есть добросовестно. Однако на практике, когда сотрудники выезжают на место рубки, обозначенное в разрешении, в целях проверки законности действий, оказывается налицо совершение преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.
По мнению многих авторов [1, 3, 5, 6], в целях наиболее эффективного противодействия незаконной рубке лесных насаждений необходимо также раскрыть причины ее совершения. Существуют различные причины незаконных рубок, но они часто являются признаками более широких организационно-управленческих проблем. К ним в первую очередь следует отнести несовершенство уголовного законодательства, слабые институты, коррупцию в органах государственной власти, недостаточное покрытие территории лесного хозяйства средствами дистанционного мониторинга, а также отсутствие механизма взаимодействия правоохранительных органов и иных субъектов.
Кроме того, незаконным рубкам способствуют экономические условия. Так, незаконно заготовленная древесина обычно дешевле, чем легальная древесина, при этом ее трудно отличить от законной древесины. Это значительно снижает конкурентоспособность законной древесины и изделий из нее.
Следующим важным аспектом проблемы незаконной рубки лесных насаждений являются последствия совершения данных преступных деяний. Анализ правоприменительной практики позволяет выделить следующие виды последствий: экологические, экономические и социальные.
Воздействие на окружающую среду, которое оказывается вследствие незаконной рубки лесных насаждений, сложно переоценить. К экологическим последствиям незаконных рубок относятся деградация лесов, потеря биоразнообразия, нерациональное природопользование и т.д., что приводит к
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2021, vol. 21, no. 1, pp. 13-17
Далгалы Т. А., Гостькова Д. Ж.
Незаконная рубка лесных насаждений: криминологический анализ правоприменительной...
глобальному изменению климата и всей экосистемы.
Экономические последствия образуют все финансовые потери от незаконной рубки, включая недоимку налоговых сборов и пошлин. Так, когда деревья рубят без соответствующих разрешений и экспортируются контрабандой за границу, государство несет потери доходов от налогов и сборов. Особенно важно в данном случае указать и потери доходов от совершения коррупционных преступлений в данной сфере. Незаконные рубки искажают и снижают рыночные цены на древесину, что создает недобросовестную конкуренцию и препятствует усилиям по внедрению устойчивого лесопользования в долгосрочной перспективе.
Социальные последствия незаконных рубок также разнообразны. Так, незаконные рубки подрывают уважение граждан к закону и часто ассоциируются с коррупцией. Это также может повлечь за собой негативные последствия для местного населения и возможные конфликты в отношении использования местных ресурсов.
Запрет на незаконную вырубку в лесах, введенный в еще Петром I в 1678 году и получивший дальнейшее развитие в российском уголовном законодательстве советского и постсоветского периодов, в целом можно рассматривать как успех в достижении сохранения лесов в России. Однако запрет на незаконную рубку лесных насаждений не был полностью успешным и эффективным. Таким образом, выявлено несколько условий, которые могут способствовать противодействию совершения данного вида преступлений. Они включают усиление государственной политики в данной области; разработку и совершенствование соответствующей законодательной базы; освоение альтернативных древесных ресурсов; адекватные ресурсы для защиты лесов и правоохранительных органов; распространение и осведомленность общественности; повышение эффективности лесной промышленности; более широкое использование и разработку системы мониторинга устойчивого лесопользования [2]. Эффективность общественного экологического мониторинга, особенно в рамках взаимодействия с государственным надзором в данной области, трудно переоценить. Например, в субъектах Российской Федерации действуют межведомственные комиссии по борьбе с незаконными руб-
ками. Также в целях осуществления общественного экологического контроля гражданам предоставлено право получения статуса общественного лесного инспектора, для получения такого статуса достаточно обратиться в орган государственной власти, уполномоченный в области лесных отношений. Достаточно перспективной является инициатива создания мобильного приложения «Берегите лес!», позволяющая гражданам бесплатно и круглосуточно сообщать о нарушениях лесного законодательства, свидетелями которых они являются.
В заключение следует отметить, что проводимые сотрудниками правоохранительных органов проверки соблюдения законодательства в сфере лесопользования, а также дальнейшее использование результатов дистанционного космического мониторинга состояния лесов способствуют активизации и эффективности работы по выявлению незаконных рубок лесных насаждений, привлечению виновных лиц к уголовной ответственности и возмещению причиненного преступлениями ущерба.
Литература
1. Ефремов, Д. Ф. Методические (типовые) рекомендации по предотвращению и снижению масштабов незаконной заготовки и нелегального оборота древесины для субъектов Российской Федерации / Д. Ф. Ефремов. -М., 2011. - 89 с.
2. Забавко, Р. А. Уголовная ответственность за преступления против окружающей среды и природных ресурсов / Р. А. Забавко. -Иркутск, 2016. - 123 с.
3. Каплунов, В. Н. Преступления, посягающие на лесные ресурсы: уголовно-правовая и криминологическая характеристика (по материалам Дальневосточного федерального округа): дис. ... канд. юрид. наук / В. Н. Каплунов. - Хабаровск, 2011. - 207 с.
4. Косых, В. А. Незаконный оборот леса и лесоматериалов в Российской Федерации: сущность, детерминация, проблемы противодействия: дис. ... канд. юрид. наук / В. А. Косых. - СПб., 2020. - 252 с.
5. Полещук, О. В. Криминологический анализ преступности в сфере лесопользования в Приморском крае / О. В. Полещук // Право и политика: теоретические и практические проблемы. URL: http://www.vniiln.ru.
6. Чураков, Д. Б. Противодействие преступным посягательствам на сохранность
лесных и иных насаждений (уголовно- канд. юрид. наук / Д. Б. Чураков. - М., 2017. -правовые и криминологические меры): дис. ... 286 с.
Далгалы Татьяна Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск. E-mail: tanya.rodionova@gmail.com.
Гостькова Динара Жолаушобаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: bulikeevadz@mail.ru .
Статья поступила в редакцию 13 января 2021 г.
DOI: 10.14529/law210102
ILLEGAL LOGGING OF FOREST PLANTS: A CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE
T. A. Dalgaly
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russian Federation, D. Zh. Gostkova
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The purpose of this article is a criminological analysis of the law enforcement practice of bringing to criminal responsibility for illegal logging of forest plantations. The article reveals an important topical issue about what the main directions of criminal policy and the peculiarities of bringing criminal responsibility for this criminal act have developed today in law enforcement practice in Russia. The article analyzes in detail the issues of determination of the specified environmental crime. The authors investigate the consequences and countermeasures. Particular attention is paid to the study of the impact of public environmental monitoring in the mechanism of countering illegal logging of forest plantations. In conclusion, the authors dwell upon the effectiveness of the proposed measures to counter illegal logging of forest plantations.
Keywords: illegal logging, forest plantations, crime, public environmental monitoring, timber.
Referenses
1. Efremov D. F. Metodicheskiye (tipovyye) rekomendatsii po predotvrashcheniyu i snizheniyu mas sh
Federatsii [Methodological (standard) recommendations for the prevention and reduction of illegal logging and illegal timber turnover for the subjects of the Russian Federation]. Moscow, 2011, 89 p.
2. Zabavko R. A. Ugolovnaya otvetstvennost' za prestupleniya protiv okru- zhayushchei sredy i prirodnykh resursov [Criminal liability for crimes against the environment and natural resources]. Irkutsk, 2016,123 p.
3. Kaplunov V. N. Prestupleniya, posyagayushchiye na lesnyye resursy: ugo-lovno-pravovaya i kriminologich e skay a kharakte ris tika (po ma te rialam dal 'n ev os to chn ogo fede ral 'n ogo okruga): dis. ... kand. yurid. nauk [Crimes encroaching on forest resource s: criminal-legal and criminological characteristics (based on the materials of the Far Eastern Federal District). Diss. Cand. (Law.)]. Khabarovsk, 2011, 207 p.
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2021, vol. 21, no. 1, pp. 13-17
Далгалы Т. А., Гостькова Д. Ж.
Незаконная рубка лесных насаждений: криминологический анализ правоприменительной...
4. Kosykh V. A. Nezakonnyy oborot lesa i lesomaterialov v Rossiyskoy Federatsii: sushchnost', determinatsiya, problemy protivodeystviya: dis. ... kand. yurid. nauk [Illegal turnover of timber and timber products in the Russian Federation: essence, determination, problems of counteraction]. St. Petersburg., 2020, 252 p.
5. Poleshchuk O. V. [Criminological analysis of crime in the field of forest management in Primorsky Krai]. Pravo i politika: teoreticheskiye i prakticheskiye problemy[Pravo i politika: teoreticheskie i prakticheskie problemy]. Available at: www.vniiln.ru.
6. Churakov D. B. Pro tivode is tviye pre s tupnym posyaga te I's tvam na s o -kh rann os t' lesnykh i inykh nasazhdenii(ugolovno-pravovyye i kriminologicheskiye mery): dis. ... kand. yurid. nauk [Counteraction to criminal encroachments on the safety of forest and other plantings (criminal-legal and criminological measures). Diss. Cand. (Law.)]. Moscow, 2017, 286 p.
Tatyana Aleksandrovna Dalgaly - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of Criminal Law and Criminology Department, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russian Federation. E-mail: tanya.rodionova@gmail.com.
Dinara Zholaushobayevna Gostkova - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of the Department of Criminal and Penal Law, Criminology, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: bulikeevadz@mail.ru.
Received 13 January, 2021.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Далгалы, Т. А. Незаконная рубка лесных насаждений: криминологический анализ правоприменительной практики / Т. А. Далгалы, Д. Ж. Гостькова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2021. - Т. 21, № 1. -С. 1 3-17. БО!: 10.14529Ла%210102.
Dalgaly T. A., Gostkova D. ZH. Illegal logging of forest plants: a criminological analysis of law enforcement practice. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2021, vol. 21, no. 1, pp. 13-17. (in Russ.) DOI: 10.14529/law210102.