Научная статья на тему 'Приоритетные направления предупреждения незаконных рубок лесных насаждений'

Приоритетные направления предупреждения незаконных рубок лесных насаждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1358
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЕ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ / ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ILLEGAL LOGGING OF FOREST PLANTATIONS / OBSESSIVLEY PREVENTION / SPECIAL PREVENTION / CRIMINAL PREVENTION / ENFORCEMENT PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калашников О.Д., Меркулов М.А.

В научной статье рассматриваются приоритетные направления незаконных рубок лесных насаждений на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях. Особое внимание уделяется охранительным и уголовно-правовым мерам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY AREAS PREVENTION OF ILLEGAL LOGGING OF FOREST PLANTATIONS

The article discusses the priority areas of illegal logging of forest plantations on General social and specially-criminological level. Special attention is paid to the protective and criminal measures.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления предупреждения незаконных рубок лесных насаждений»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННЫХ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

PRIORITY AREAS PREVENTION OF ILLEGAL LOGGING OF

FOREST PLANTATIONS

УДК 343.9

О.Д. КАЛАШНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Нижегородская академия МВД России) kalasnikov_oleg@mail.ru

O.D. KALASHNIKOV,

candidate of law, associate professor (Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia)

М.А. МЕРКУЛОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Нижегородская академия МВД России) mmamis@rambler.ru

M.A. MERKULOV,

candidate of law, associate professor (Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в научной статье рассматриваются приоритетные направления незаконных рубок лесных насаждений на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях. Особое внимание уделяется охранительным и уголовно-правовым мерам.

Ключевые слова: незаконные рубки лесных насаждений, общесоциальное предупреждение, специальное предупреждение, уголовно-правовое предупреждение, охранительное предупреждение.

Abstract: the article discusses the priority areas of illegal logging of forest plantations on General social and specially-criminological level. Special attention is paid to the protective and criminal measures.

Keywords: illegal logging of forest plantations, obsessivley prevention, special prevention, criminal prevention, enforcement prevention.

Защита окружающей среды от преступных посягательств и предупреждение экологических преступлений является одним из главных направлений государственной политики [3, с. 34]. Важным объектом природы является лес.

В настоящее время в России большое распространение, с учетом латентной составляющей, получила незаконная рубка лесных насаждений (статья 260 УК РФ).

Так, по данным ГИАЦ МВД России за 2015 год, на территории Российской Федерации зарегистрировано 648 преступлений в сфере лесозаготовок.

Наибольшие темпы прироста рассматриваемых преступлений зарегистрированы в следующих субъектах Российской Федерации: Калининградская область (+250%), Алтайский край (+250%), Владимирская область (+150%).

Размер материального ущерба в 2015 году на территории Российской Федерации по преступлениям в сфере лесозаготовок составил 1,33 млрд рублей.

Нелегальная заготовка и незаконный вывоз леса из России спровоцировали тот факт, что некоторые зарубежные страны, такие как Финляндия, Китай, практически приостановили вырубку собственных лесных угодий, надеясь на более дешевое сырье, которое поставляется из Российской Федерации, несмотря на его криминальное происхождение.

Незаконные рубки леса в настоящее время чаще всего совершаются организованно, на профессиональной основе, с использованием современных технических средств [6, с. 112]. Данные преступления представляют угрозу экономической и экологической безопасности России. Все это требует разработки эффективных мер, направленных на предупреждение данного преступления.

Предупреждение незаконных рубок лесных насаждений целесообразно осуществлять на трех уровнях: общесоциальном, специальном и индивидуальном.

Так как в ряде случаев рубка леса осуществляется гражданами вследствие недостаточности денежных средств на содержание семьи; безработицы, характерной в большей степени для сельской местности, приоритет в предупреждении рассматриваемого преступления, по нашему мнению, принадлежит общесоциальному предупреждению.

Общесоциальное предупреждение понимается в основном как система мероприятий социального, экономического, политического, культурного и иного характера, ориентированных на рост экономики, улучшение качества жизни граждан [2, с. 118].

Общесоциальное предупреждение преступлений напрямую не направлено на устранение детерминант, обусловливающих совершение рассматриваемых преступлений, и реализуется успешным проведением социальных, экономических, культурных и иных реформ.

Необходимо повышать уровень жизни населения, выделять дополнительные рабочие места в целях сокращения безработицы, минимизировать дифференциацию населения по социальному статусу.

Названные общесоциальные меры косвенно влияют на состояние преступности в рассматриваемой сфере. Тем не менее, чем выше уровень социального, экономического, культурного состояния жизни общества, тем больше оснований полагать, что преступность в таком обществе будет ниже, нежели в обществе, прозябающем в экономической разрухе.

В качестве примера можно назвать такие экономически развитые страны, как Швейцария, Сингапур.

Однако в настоящее время, по нашему мнению, в условиях коренного реформирования российского общества предупреждение незаконных рубок лесных насаждений невозможно осуществить лишь общесоциальными методами.

В связи с этим возрастает роль специальной профилактики, ориентированной непосредственно на выявление и устранение причин преступности и способствующих ей условий.

Наиболее действенным видом специального предупреждения незаконных рубок лесных насаждений является оперативно-разыскное предупреждение, осуществляемое путем проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Необходимым условием предупреждения преступлений должна служить неотвратимость ответственности каждого виновного за совершенное им преступление, так как чувство безнаказанности способствует совершению новых преступлений.

В отдельную группу мер предупреждения незаконных рубок лесных насаждений следует выделить меры пропаганды уголовного законодательства.

Наиболее эффективным способом уголовно-правовой пропаганды является использование сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел средств массовой информации с целью разъяснения гражданам норм действующего уголовного законодательства, доведение информации о судебном рассмотрении наиболее резонансных уголовных дел, об исполнении уголовного наказания [7, с. 54].

В целях эффективного предупреждения данных преступлений необходимо создание в субъектах Российской Федерации специального органа по борьбе с незаконными рубками лесных насаждений - экологической (лесной) полиции. Лесную полицию, по нашему мнению, необходимо создавать либо в структуре органов внутренних дел, либо, что более предпочтительно, как самостоятельный правоохранительный орган.

Следующее направление предупреждения рассматриваемых преступлений - охранительное предупреждение - комплекс профилактических мероприятий, ориентированных на лиц, склонных к совершению рассматриваемых преступлений.

Необходимо ужесточить проверку перевозки древесины через посты органов внутренних дел и таможенные посты; проводить комплексные рейды и профилактические мероприятия с привлечением авиации, проводить учет лесного фонда.

Так, в частности, с 2005 года в Иркутской области проводится работа по усилению контроля за экспортом леса.

Одной из ее форм является эксперимент по внедрению и применению системы электронного поштучного учета круглых материалов. Суть его заключается в том, что при поступлении леса на место отгрузки контролером лесозаготовительного предприятия производится маркировка каждого бревна жесткой пластмассовой биркой, прикрепляемой к торцу бревна, которая содержит номер, необходимый для идентификации товара. Результаты измерений маркированных бревен вводятся в базу данных предприятия-лесозаготовителя и затем передаются в таможенный орган.

Идентификация лесоматериалов с использованием бирок позволит существенно снизить время, необходимое для осуществления любых видов государственного контроля [8].

Данный передовой опыт необходимо внедрять в другие «лесные» субъекты Российской Федерации.

В целях предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота леса следует активнее создавать условия для развития легального бизнеса в сфере не только заготовки леса, но и его глубокой переработки.

Перспективным направлением предупреждения незаконных рубок лесных насаждений является система охраны лесов, основанная на технологиях авиационного мониторинга [4].

Необходимо создание единой информационной базы о предприятиях различных форм собственности, занимающихся заготовкой и переработкой древесины, а также фирмах - участниках экспортных операций.

Определенный передовой опыт имеется в некоторых регионах Российской Федерации.

Так, в Республике Башкортостан с 2008 года стала формироваться информационная система учета круглых лесоматериалов, которая приносит результаты.

В Республике Башкортостан с 2012 года в договоры аренды стали вносить обязательное условие по предоставлению лесопользователями информации об объемах вывозимой древесины перед ее транспортировкой. Это позволяет исключить «черную бухгалтерию», которая сопряжена с практикой оформления одних и тех же документов на различные партии древесины [5].

Необходимо совершенствовать материально-техническую базу специальных субъектов профилактики.

Так, на территории Республики Башкортостан действует девять мобильных групп лесных инспекторов, передвигающихся на автомобилях, оборудованных системой GPS-навигации. Один из автомобилей снабжен камерами видеофиксации, информация с которых поступает в режиме реального времени на пункт контроля Министерства лесного хозяйства.

По нашему мнению, только совместные усилия органов государственной власти Российской

Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций и населения будут способствовать предупреждению незаконных рубок лесных насаждений.

Такой положительный опыт в ряде регионов также имеется.

Так, в частности, в Иркутской области арендаторы лесных насаждений создают свои службы охраны и сами успешно борются с незаконными рубками.

С 1954 года в Иркутской области действует Иркутская областная общественная организация «Всероссийское общество охраны природы», которая осуществляет взаимодействие со многими субъектами профилактики в данной отрасли [1].

Данный передовой опыт необходимо внедрять и в другие субъекты Российской Федерации, богатые лесом.

Практический опыт свидетельствует о том, что применяемые наказания за преступления, совершаемые в сфере лесопромышленного комплекса, очень часто не соответствуют уровню общественной опасности криминальных посягательств. В большинстве случаев лишение свободы как вид наказания применяется условно.

В связи с этим судам при назначении наказания необходимо всесторонне изучать особенности личности преступника, детерминанты, способствующие совершению преступлений, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Литература

1. Иркутская областная общественная организация «Всероссийское общество охраны природы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bogard.isu.ru/irkvoop/irkvoop.htm (Дата обращения 03.02.2016).

2. Калашников О.Д., Меркулов М.А. Криминология в схемах и определениях. - Нижний Новгород, 2013. С. 118.

3. Конфоркин И.А. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений: монография. [Электронный ресурс]. Доступ из системы Консультант Плюс.

4. Лес может приносить экономике существенно больше пользы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wood.ru/ru/ lg_2007_1547.html (Дата обращения 13.03.2016).

5. Опыт Башкирии в организации госконтроля за движением круглого леса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// greenpressa.ru (Дата обращения 23.03.2016).

6. Трухин С. Проблемы доказывания умысла по делам о незаконных рубках лесных насаждений // Уголовное право. 2012. № 1. С. 112.

7. УстиновВ.С. Система предупредительного воздействия на преступность и уголовно-правовая профилактика. - М., 1983. С. 54.

8. Электронный учет лесоматериалов на Иркутской таможне [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yandex.ru/search (Дата обращения 03.02.2016).

= References =

1.Irkutsk regional public organization «all-Russian society of nature protection» [Electronic resource]. Mode of access: http:// bogard.isu.ru/irkvoop/irkvoop.htm (accessed 03.02.2016).

2. Kalashnikov O.D., Merkulov M.A. Criminology in diagrams and definitions. - Nizhniy Novgorod, 2013. Р. 118.

3. ConforKin I.A. Criminal liability for illegal felling of forest plantations. [Electronic resource]. Access to the system Consultant Plus.

4. The forest can bring to the economy is much more good [Electronic resource]. Mode of access: http://www.wood.ru/ru/ lg_2007_1547.html (accessed 13.03.2016).

5. The experience of Bashkortostan in organization of state control over the movement of round timber [Electronic resource]. Mode of access: http://greenpressa.ru (accessed 23.03.2016).

6. Truhin S. Problems of proving intent in cases of illegal felling of forest plantations // Criminal law. 2012. № 1. P.112.

7. Ustinov V.S. The warning System impact on crime and criminal prevention. - M., 1983. P. 54.

8. Electronic accounting of timber in the Irkutsk customs [Electronic resource]. Mode of access: http://yandex.ru/search (accessed 03.02.2016)._

(статья сдана в редакцию 23.03.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.