ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О НЕЗАКОННОЙ РУБКЕ ЛЕСНЫ1Х НАСАЖДЕНИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)
С.В. Унжакова,
преподаватель кафедры уголовного процесса ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России
Данная статья посвящена особенностям возбуждения уголовных дел о незаконной рубке лесных насаждений, совершаемых на территории Иркутской области. Автором предпринята попытка рассмотрения отдельных проблемных вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел данной категории, и предлагаются пути их устранения.
The article is dedicated to the peculiarities of case adjudication on the illegal felling in the territory of Irkutsk region. The author has made an attempt to consider the particular problematic issues connected with the cases of this category and the ways of their elimination are suggested.
Эффективная, результативная, научно обоснованная деятельность следователя (дознавателя) в стадии возбуждения уголовного дела является залогом успешного предварительного расследования и непосредственно влияет на полноту, всесторонность и быстроту расследование уголовного дела. Не является исключением деятельность следователя в стадии возбуждения уголовного дела о незаконной рубке лесных насаждений.
Unzhakova S. The peculiarities of case adjudicaon on the Illicit felling (based on the materials of Irkutsk region)
Статистические данные о возбужденных уголовных дел по ст. 260 УК РФ в Иркутской области свидетельствует о неблагоприятных тенденциях. Так, в 1997 г. на территории Иркутской области было зарегистрировано 9 преступлений данной категории, в 1998 г. - 30, в 1999 г. - 80 преступлений, в 2000 г. - 260 преступлений, возбужденных по ст. 260 УК РФ, в 2001 г. - 450, в 2002 г. - 634, в 2003 г. - 661, в 2004 г. - 721, в 2005 г. - 780, в 2006 г. - 990, в 2007 г. - 1248, в 2008 - 1992, в 2009 г. - 2304, в 2010 - 2179 преступлений, за 10 месяцев в 2011 г. уже возбуждено 1927 уголовных дел.
В ходе изучения следственной практики и уголовных дел, возбужденных по ст. 260 УК РФ на территории Иркутской области, автором предпринята попытка рассмотрения отдельных проблемных вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел данной категории.
Так, согласно анализу уголовных дел, основными поводами для возбуждения уголовных дел по ст. 260 УК РФ являются: заявление о преступлении - в 30 % случаев от общего числа выявленных незаконных рубок, из них заявления, сделанные по результатам проверок сотрудниками лесничеств - 29 %, заявления граждан - 1 %; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников - 70 %, в том числе в процессе рейдов, осуществляемых сотрудниками ОВД - 67,7 %, в порядке реализации информации, полученной в результате оперативнорозыскной деятельности - 2,3 %. Возбуждение уголовного дела в связи с явкой с повинной или по постановлению прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, автором не выявлено.
Эти статистические данные позволяют сделать вывод о том, что значительным не реализованным потенциалом в системе противодействия незаконным рубкам лесных насаждений обладают следующие мероприятия: а) системная разъяснительная работа с населением, в том числе с привлечением возможностей СМИ, повышение гражданской активности, привлечение к охране леса и выявлению фактов незаконных рубок общественных; б) интенсификация ОРД, особенно в отношении рынка сбыта незаконно вырубленного леса. Для координации усилий правоохранительных органов в вопросах противодействия незаконным рубкам лесных насаждений необходимо создание единого оперативного банка данных о лесных ресурсах и о легальной лесозаготовительной деятельности, о формах документов на право лесозаготовки и транспортировку древесины, а также единого координационного центра.
Следующей проблемой в стадии возбуждения уголовного дела, выявленной при анализе уголовных дел, является определение размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного
законодательства» от 8 мая 2007 г. № 273. В соответствии с данным постановлением, размер ущерба определяется по следующими таксам: а) таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается; б) таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается.
В соответствии с указанным Постановлением существует ряд правил, обязательных при исчислении размера ущерба. Например, при исчислении стоимости древесины по ставкам лесных податей, разделение ее на деловую и дровяную не производится, а применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности; за основу расчета ущерба берется минимальная ставка платы древесины, отпускаемой на корню за 1 кубометр деловой древесины средней категории крупности соответствующей породы соответствующего лесотаксового пояса, района, если иное не указано в законе; диаметр ствола деревьев при исчислении размера ущерба измеряется на высоте 1,3 метра от корневой шейки дерева (в случае обнаружения пней при осмотре места незаконной рубки меньшей высоты в документах, предоставляемых органами управления лесным хозяйством, должны содержаться сведения о переводе диаметров пней в диаметры стволов, измеряемых на указанной высоте); размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 2, 3 и 5 раз в зависимости от того, где было нарушение лесного законодательства и в какой период года (размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 3 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов и в 2 раза, если незаконная рубка осуществлялась в декабре - январе) и т.д.
Анализ уголовных дел, возбужденных на территории Иркутской области по ст. 260 УК России, показал, что часто встречаются следующие ошибки при расчете ущерба: ссылки на отмененные нормативные акты, неправильная ссылка на пункты, части постановлений, неправильно примененные коэффициенты, что может привести к неправильной квалификации преступного деяния.
Таким образом, для устранения выше указанных ошибок необходимо проводить семинары со следователями и дознавателями, расследующие уголовные дела о незаконной рубке лесных насаждений, по нормативноправовой базе, регламентирующую данную деятельность.
Другим проблемным вопросом при возбуждении уголовных дел по преступлениям данной категории является то обстоятельство, что в большом числе случаев выявляются только непосредственные исполнители незаконной рубки лесных насаждений. После возбуждения уголовного дела требуется оперативно-розыскное сопровождение следственной деятельности. Эффективность оперативно-розыскной деятельности ОВД по выявлению и предупреждению преступлений в рассматриваемой сфере, а также
оперативному обеспечению предварительного следствия остается на низком уровне.
По утверждению проинтервьюированных автором специалистов, работа по делам оперативного учета проводится нерезультативно. Это утверждение подтверждается и имеющейся статистикой в части количества уголовных дел, возбужденных по оперативным данным. В отношении организованных преступных групп, коррумпированных должностных лиц оперативные разработки практически не проводятся, не используется весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Случаи возбуждения уголовных дел по материалам оперативно -розыскной деятельности с привлечением к уголовной ответственности должностных лиц, совершающих незаконные рубки лесных насаждений, носят единичный характер. Сотрудники оперативных подразделений ограничиваются проведением ОРМ в отношении руководителей лесничеств и коммерческих предприятий, оставляя без внимания деятельность органов исполнительной власти области и местного самоуправления в данной сфере.
Таким образом, для выявления преступных деяний и их успешного расследования требуется тщательное изучение общей оперативной обстановки, системный подход к оценке информации и комплексность ее анализа. В этой связи противоправную деятельность в сфере лесного хозяйства целесообразно анализировать по месту, времени, способам соответствующих посягательств, контингенту лиц, привлеченных к юридической ответственности за их совершение, и другим факторам, в первую очередь относящимся к характеристикам криминалистической характеристики данных деяний.
Необходимо устанавливать «цепочки» преступных связей, отслеживая не только систему незаконной лесозаготовки, но и систему последующего движения незаконно вырубленной древесины, деятельность ее скупщиков.
В определенной степени недостаточно удовлетворительная ситуация связана с тем, что в настоящее время в соответствии с основным законодательным документом, регламентирующим деятельность служб и подразделений ОВД - Законом «О полиции» - на органы внутренних дел природоохранные функции не возложены. Поэтому в условиях нормативноправового вакуума приходится «приспосабливать» деятельность создаваемых в последнее время экологических подразделений милиции под существующее законодательство.
В Иркутской области в соответствии с постановлением губернатора области и приказом ГУВД с 1 января 2004 г. в составе МОБ ГУВД был создан отдел по борьбе с правонарушениями в лесной сфере, так называемая «лесная милиция». Несмотря на небольшие сроки своего существования, силами созданных отделов органов внутренних дел проводится значительный объем работы по выявлению, раскрытию и предотвращению преступлений в лесной сфере.
Практика свидетельствует, что именно целенаправленная работа рассматриваемых подразделений органов внутренних дел способна положительно повлиять на ситуацию, сложившуюся в сфере лесопользования, и в совокупности с профессионализмом следователей, обеспечить качественное и своевременное выявление, раскрытие и расследование уголовных дел по фактам незаконных рубок лесных насаждений.
Другим вопросом, нуждающимся в разрешении зачастую одновременно с возбуждением уголовного дела и после осмотра места преступления, является определение места нахождение вещественных доказательств. Если этот вопрос не решить сразу, изъятая по уголовным делам лесозаготовительная техника, древесина, являющиеся вещественными доказательствами, остаются на месте преступления, что создает условия для их последующего хищения, уничтожения виновными лицами, сокращения доказательственной базы по делу.
Таким образом, сохранность вещественных доказательств по уголовным делам, возбужденным по ст. 260 УК России, влияет на полноту доказывания рассматриваемых преступлений и данный вопрос необходимо разрешать на самых ранних этапах расследования уголовного дела, чаще всего сразу после осмотра места преступления фактически в момент возбуждения уголовного дела.
Учитывая, сложившуюся обстановку в Иркутской области при изъятии, хранении и реализации незаконно добытой древесины, прокуратура Иркутской области разработала схемы хранения и реализации незаконно заготовленной древесины и орудий лесонарушений, которые в настоящее время успешно применяются. В соответствии с данными схемами, например, незаконно заготовленная древесина после осмотра места происшествия передается по акту приема-передачи лесничеству, которое самостоятельно осуществляет вывоз древесины с места незаконной рубки. Далее следователь, дознаватель незамедлительно принимает решение о хранении вещественных доказательств (п. 1 ч. 2 ст. 82 УПК РФ). Для этого между ГУВД по Иркутской области и лесничеством заключается договор хранения. Оценка передаваемой на хранение древесины производится исходя из ее рыночной стоимости, сложившейся на конкретной территории, на основании справки лесничества.
В дальнейшем во избежание порчи древесины, отнесенной к категории скоропортящихся товаров, следователем, дознавателем до принятия процессуального решения по уголовному делу, выносится постановление о реализации вещественного доказательства в соответствии с ч. 4 ст. 82 УПК РФ. На основании постановления составляется уведомление, в котором, в частности, указывается место хранения, количество, цена, отличительные признаки и другие характеристики, необходимые для реализации древесины. К уведомлению прилагается копия вышеуказанного постановления следователя. Также копии уведомления и постановления направляются для сведения в соответствующее лесничество.
После реализации древесины Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направляет в соответствующие ОВД отчет о распоряжении имуществом, который прилагается к материалам уголовного дела.
В целях надлежащего ведомственного контроля, учета сданной на ответственное хранение древесины, например, руководством ОВД Боханского района Иркутской области назначен ответственный сотрудник с возложением обязанностей по ее учету, соблюдению условий хранения и составлению следователем, дознавателем вышеперечисленной документации.
Имеются особенности возбуждения уголовных дел по фактам незаконной рубки лесных насаждений с точки зрения совокупности необходимых для принятия процессуального решения документов. К ним относятся следующие документы: рапорт сотрудника милиции; заявление от лесничества (или иного субъекта, входящего в структуру Комитета по природным ресурсам); справка (выписка из материалов лесоустройства) о лесных насаждениях; ведомость перечета деревьев; акт о лесонарушении; план участка, где имела место незаконная рубка леса; справка расчета ущерба, причиненного лесничеству; сведения о возмещенном ущербе; справка о том, заключался ли договор аренды лесных насаждений или договор купли-продажи лесных насаждений, производился ли отвод лесосеки; копия лесной декларации; перечетная ведомость; протокол осмотра места происшествия; справка от лесничества, когда проводилась проверка данного участка; при задержании транспорта с лесом составляется протокол осмотра транспортного средства, груза, находящегося на нем, а также протокол досмотра водителя и других лиц, следующих с ним; объяснения от лесонарушителей и других лиц, которые впоследствии могут быть призваны свидетелями по уголовному делу; ходатайства о признании органа управления лесным хозяйством гражданским истцом по уголовному делу (при наличии ущерба); доверенность на лицо, представляющее в правоохранительных органах и в суде интересы органа управления лесным хозяйством; другие необходимые материалы в зависимости от ситуации совершения преступления; сопроводительное письмо на материалы, передаваемые в органы предварительного расследования, в котором указывается, по какому факту передается материал, какие меры приняты к сохранности изъятых вещественных доказательств и где эти доказательства хранятся.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что следователю (дознавателю) необходимо обратить особое внимание не только на полноту сбора документов, но и правильность составления и на первоначальном этапе расследования незаконной рубки лесных насаждений.
Рассматривая вопрос о возбуждении уголовного дела, хотелось бы остановиться непосредственно на постановлении о возбуждении уголовного дела. Проведенный автором анализ уголовных дел показывает, что
следователи не всегда четко и правильно описывают событие преступления (фабулу).
К примеру, в материалах уголовных дел используются понятия «лесорубочный билет», «группа лесов», хотя с момента введения в действие нового Лесного кодекса РФ данные понятия не применяются. Многочисленные примеры, обнаруженные в постановлениях о возбуждении уголовных дел, свидетельствуют о том, что следователи не отслеживают изменения, происходящие в законодательстве.
Одной из проблемных ситуаций при возбуждении уголовного дела по факту незаконных рубок лесных насаждений является задержание транспортного средства с незаконно заготовленным лесом. Незаконная рубка в данной ситуации выявляется в основном при проверке документов сотрудниками ГИБДД на транспортируемый лес во время вывоза, непосредственно в лесу или на дороге.
Абсолютное большинство незаконных рубок осуществляется с целью реализации леса и получения материальной выгоды. На федеральном уровне до сих пор не урегулированы вопросы, касающиеся, в частности, порядка перевозки лесопродукции, и лица, осуществляющие незаконную рубку лесных насаждений, активно этим пользуются. Для разрешения возникшей проблемы следовало бы выполнить п. 2 плана мероприятий по борьбе с незаконной заготовкой и оборотом древесины (утв. МПР РФ, МВД РФ, Минэкономразвития РФ, МНС РФ, Минтрансом РФ, МПС РФ, ФСНП РФ, ГТК РФ, Минпромнауки РФ), оговаривающего необходимость разработки, утверждения и согласования федеральными органами исполнительной власти единого документа, подтверждающего законность приобретения древесины и ее вывоза (перевозки). Несмотря на то, что упомянутый документ был утвержден всеми заинтересованными министерствами и ведомствами еще в начале 2003 г., названный пункт, являющийся в контексте нашей темы одним из ключевых, до сих пор не выполнен. «Благодаря» этому перевозчики и покупатели лесопродукции успешно вывозят и перепродают (как на территории России, так и за рубеж) незаконно добытый, а затем легализованный по подложным документам лес.
В ряде регионов России, где подобные проблемы встают особенно остро, заинтересованные органы и власти пытаются решать эти вопросы самостоятельно. Так, указом президента Республики Бурятия № 118 от 21 июня 2001 г. «О дополнительных мерах по контролю за оборотом древесины и пиломатериалов, вывозимых за пределы Республики Бурятия» установлено, что «при отпуске древесины на корню вывозка и перевозка древесины и пиломатериалов разрешается при наличии у лесопользователей разрешительных документов (лесорубочного билета, накладной, акта освидетельствования заготовленной древесины, акта переработки древесины - при вывозке и перевозке пиломатериалов) с указанием количества и распределения древесины на крупную, среднюю, мелкую и дрова». Этот же документ запрещает вывоз древесины и пиломатериалов за пределы республики без осуществления
обязательного лесопатологического контроля, исследования истинности происхождения отгружаемой древесины и пиломатериалов.
В настоящее время при транспортировке леса водитель должен иметь при себе товарно-транспортную накладную (путевой лист) и копию лесной декларации, подтверждающие легальность перевозимого леса и которые позволяют определить место заготовки и вывозки древесины. Таким образом, из путевого листа можно выяснить, кто является отправителем и получателем груза.
Еще одной проблемой при возбуждении уголовного дела является тот факт, что не всегда на местах выполняются указания «Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с нарушениями федерального лесного законодательства и порядке оформления и передачи материалов о лесонарушениях и лесных пожарах в правоохранительные органы» от 14 мая 1997 г., утвержденные Генеральной прокуратурой РФ, МВД России, Рослесхозом.
Как показывает практика, факты незаконных рубок выявляются работниками лесничеств несвоевременно, в связи с этим заявления от руководителей лесничеств о незаконной рубке лесных насаждений поступают в ОВД спустя длительное время после совершения преступления.
Данные недостатки влекут за собой отсутствие реальной возможности своевременного выезда следственно-оперативной группы на место незаконной рубки лесных насаждений, что приводит к спорным вопросам об ее истинном объеме, значительно затрудняет возможность установления личности и местонахождения правонарушителей, обнаружение следов преступления.
В таких случаях лесозаготовительная техника, используемая при рубке деревьев, с места совершения преступления виновными лицами вывозится, лес реализовывается, древесина продается, либо поступает на переработку, что приводит к отсутствию вещественных доказательств по уголовным делам указанной категории.
По каждому уголовному делу, возбужденному по заявлению сотрудников лесничеств, поступившему в ОВД после обнаружения незаконной рубки спустя 10 суток, выносятся представления СО при ГОРОВД Иркутской области в отношении должностных лиц лесничеств в порядке ст. 73 и ч. 2 ст. 158 УПК России, однако данные меры не улучшают сложившуюся ситуацию.
Изучение следственной и судебной практики показывает, что до настоящего времени расследование по делам о незаконной рубке лесных насаждений проводится недостаточно квалифицированно, что снижает эффективность предварительного расследования, полноту доказывания и не позволяет в полной мере выполнить требование всестороннего исследования обстоятельств по каждому уголовному делу.
Таким образом, в сложившейся ситуации для обеспечения более успешной и эффективной работы следователей и дознавателей в стадии возбуждения уголовных дел по факту совершения незаконных рубок лесных
насаждений и расследования в целом необходимо комплексное решения проблем исходя из особенностей и специфики расследования данной категории дел.