Научная статья на тему 'Некоторые особенности оперативно-розыскного противодействия экономической преступности на объектах социальной сферы'

Некоторые особенности оперативно-розыскного противодействия экономической преступности на объектах социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
социальная сфера / ее объекты / оперативно-розыскное противодействие / его особенности / преступления экономической направленности (хищения бюджетных средств и их нецелевое расходование) / social sphere / its objects / operational investigative counteraction / its features / crimes of an economic orientation (embezzlement of budgetary funds and their misuse)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Пётр Иванович

Актуальность определения и анализа отличительных особенностей оперативно-розыскного противодействия экономической преступности во многом обусловлена необходимостью формирования современной его модели, способной адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы, исходящие прежде всего от преступной среды, оказывающей существенное влияние на дестабилизацию оперативной обстановки на объектах социальной сферы, понимаемой нами как совокупность социально-бюджетных и внебюджетных экономических отношений в области пенсионного, социального обеспечения и страхования, здравоохранения, образования, науки, культуры и искусства, спорта и туризма, муниципального жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, а также экономических отношений в области функционирования государственных внебюджетных фондов по реализации законодательно закрепленных прав и интересов граждан и государства в указанных сферах жизни общества. Автор считает необходимым привлечь к этому внимание научной общественности. В условиях формирования в Российской Федерации правового государства и гражданского общества тем более недопустимы факты совершения, наряду с другими преступлениями, хищений бюджетных средств и нецелевого их расходования, ибо они могут ставить под сомнение вопрос, связанный с успешной (своевременной) реализацией федеральных и целевых программ, а также национальных проектов. На этом фоне, как показывает выборочное исследование, ныне существующий механизм противодействия нуждается в совершенствовании как в научном, так и прикладном плане. В первую очередь на это подталкивает интенсивно происходящий процесс цифровизации во всех сферах экономики. В связи с этим многие преступления, включая экономической направленности, просто на просто «ушли» в виртуальное пространство, обретая при этом специфические черты, и тем самым все сложнее стало их выявлять и пресекать. Одновременно хотим заметить, что в настоящей статье нами, не претендуя на исчерпывающее рассмотрение всех проблем, связанных с оперативно-розыскным противодействием хищений и нецелевых расходований бюджетных средств на объектах социальной сферы, предпринята попытка осветить лишь некоторые особенности указанной деятельности. Постановка проблемы: как показывает проведенное выборочное изучение, без оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической направленности, совершаемым в социальной сфере, невозможно обеспечить защиту бюджетных и внебюджетных средств от преступных посягательств ввиду наличия в рассматриваемой сфере глубоко скрытых способов (схем) подготовки и совершения названных противоправных деяний. Цель исследования: выработка научно обоснованных подходов к разработке современной модели оперативно-розыскного противодействия экономическим преступлениям на объектах социальной сферы. Такая цель вряд ли может быть успешно достигнута без учета отличительных особенностей указанного вида деятельности, поскольку они во многом отражают специфику и совокупность форм и методов оперативно-розыскной работы. Методы исследования: общенаучные, включающие формально-логические (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), частнонаучные (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов). Результаты и ключевые выводы: учет уже познанных закономерностей при разработке современной модели оперативно-розыскного противодействия экономическим преступлениям должен выступить в качестве для этого предпосылки. Автором в настоящей научной статье предпринята попытка теоретически обосновать важность разработки указанной модели с учетом современных реалий, которая, по его мнению, является своеобразным инструментом оптимизации рассматриваемого вида деятельности. Одновременно высказано предложение о необходимости заблаговременно подвергнуть научному осмыслению организационно-правовой механизм претворения ее в жизнь.объективной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Пётр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Features of Operational Investigative Counteraction to Economic Crime at Social Facilities

The relevance of defining and analyzing the distinctive features of operational investigative counteraction to economic crime is largely due to the need to form a modern model of it that can adequately respond to new challenges and threats emanating primarily from the criminal environment, which has a significant impact on the destabilization of the operational situation at social facilities, understood by us as a set of socio-budgetary and extra-budgetary economic relations in the field of pension, social security and insurance, health, education, science, culture and art, sports and tourism, municipal housing and communal services and consumer services, as well as economic relations in the field of functioning of state extra-budgetary funds for the implementation of legally enshrined rights and interests of citizens and the state in these areas of society. The author considers it necessary to draw the attention of the scientific community to this. In the context of the formation of the rule of law and civil society in the Russian Federation, the facts of committing, along with other crimes, embezzlement of budget funds and their misuse are all the more because they can call into question the issue related to the successful (timely) implementation of federal and targeted programs, as well as national projects. Against this background, as a sample study shows, the current counteraction mechanism needs to be improved both scientifically and in applied terms. First of all, this is being pushed by the intensively ongoing process of digitalization in all sectors of the economy. In this regard, many crimes, including economic ones, simply "went" into the virtual space, while acquiring specific features, and thus it became increasingly difficult to identify and stop them. At the same time, we would like to note that in this article, without claiming to exhaustively consider all the problems associated with operational investigative counteraction to embezzlement and misuse of budget funds at social facilities, we have attempted to highlight only some of the features of this activity. Problem statement: as the conducted selective study shows, without operational investigative counteraction to economic crimes committed in the social sphere, it is impossible to ensure the protection of budgetary and extra-budgetary funds from criminal encroachments due to the presence in the area under consideration of deeply hidden methods (schemes) of preparing and committing these illegal acts. The purpose of the study: to develop scientifically based approaches to the development of a modern model of operational investigative counteraction to economic crimes at social facilities. Such a goal can hardly be successfully achieved without taking into account the distinctive features of this type of activity, since they largely reflect the specifics and set of forms and methods of operational investigative work. Research methods: general scientific, including formal logical (analysis, synthesis, generalization, hypotheses), private scientific (observation, questioning, interviewing, content analysis of documents). Results and key conclusions: taking into account already known patterns in the development of a modern model of operational investigative counteraction to economic crimes should act as an objective prerequisite for this. The author in this scientific article attempts to theoretically substantiate the importance of developing this model taking into account modern realities, which, in his opinion, is a kind of tool for optimizing the type of activity under consideration. At the same time, a proposal was made on the need to subject the organizational and legal mechanism of its implementation to scientific understanding in advance.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности оперативно-розыскного противодействия экономической преступности на объектах социальной сферы»

Иванов Пётр Иванович,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, Ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

ORCID 0000-0002-2367-3369

E-mail: ivanovpi1952@yandex.ru

Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки

УДК 343.9

DOI 10.24412/2072-9391-2023-468-97-106

Дата поступления статьи: 31 августа 2023 г. Дата принятия статьи в печать: 15 декабря 2023 г.

Petr Ivanovich Ivanov,

Doctor of Law, Professor,

Merited Lawyer of the Russian Federation,

Chief Researcher of the Research Center,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

ORCID 0000-0002-2367-3369

E-mail: ivanovpi1952@yandex.ru

Scientific specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences

Некоторые особенности оперативно-розыскного противодействия экономической преступности на объектах социальной сферы

Some Features of Operational Investigative Counteraction to Economic Crime at Social Facilities

Аннотация

Актуальность определения и анализа отличительных особенностей оперативно-розыскного противодействия экономической преступности во многом обусловлена необходимостью формирования современной его модели, способной адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы, исходящие прежде всего от преступной среды, оказывающей существенное влияние на дестабилизацию оперативной обстановки на объектах социальной сферы, понимаемой нами как совокупность социально-бюджетных и внебюджетных экономических отношений в области пенсионного, социального обеспечения и страхования, здравоохранения, образования, науки, культуры и искусства, спорта и туризма, муниципального жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, а также экономических отношений в области функционирования государственных внебюджетных фондов по реализации законодательно закрепленных прав и интересов граждан и государства в указанных сферах жизни общества.

Автор считает необходимым привлечь к этому внимание научной общественности. В ус-

Abstract

The relevance of defining and analyzing the distinctive features of operational investigative counteraction to economic crime is largely due to the need to form a modern model of it that can adequately respond to new challenges and threats emanating primarily from the criminal environment, which has a significant impact on the de-stabilization of the operational situation at social facilities, understood by us as a set of socio-bud-getary and extra-budgetary economic relations in the field of pension, social security and insurance, health, education, science, culture and art, sports and tourism, municipal housing and communal services and consumer services, as well as economic relations in the field of functioning of state extra-budgetary funds for the implementation of legally enshrined rights and interests of citizens and the state in these areas of society.

The author considers it necessary to draw the attention of the scientific community to this. In the context of the formation of the rule of law and civil society in the Russian Federation, the facts of committing, along with other crimes, embezzlement of budget funds and their misuse are all the more

98

ловиях формирования в Российской Федерации правового государства и гражданского общества тем более недопустимы факты совершения, наряду с другими преступлениями, хищений бюджетных средств и нецелевого их расходования, ибо они могут ставить под сомнение вопрос, связанный с успешной (своевременной) реализацией федеральных и целевых программ, а также национальных проектов. На этом фоне, как показывает выборочное исследование, ныне существующий механизм противодействия нуждается в совершенствовании как в научном, так и прикладном плане. В первую очередь на это подталкивает интенсивно происходящий процесс цифровизации во всех сферах экономики. В связи с этим многие преступления, включая экономической направленности, просто на просто «ушли» в виртуальное пространство, обретая при этом специфические черты, и тем самым все сложнее стало их выявлять и пресекать.

Одновременно хотим заметить, что в настоящей статье нами, не претендуя на исчерпывающее рассмотрение всех проблем, связанных с оперативно-розыскным противодействием хищений и нецелевых расходований бюджетных средств на объектах социальной сферы, предпринята попытка осветить лишь некоторые особенности указанной деятельности.

Постановка проблемы: как показывает проведенное выборочное изучение, без оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической направленности, совершаемым в социальной сфере, невозможно обеспечить защиту бюджетных и внебюджетных средств от преступных посягательств ввиду наличия в рассматриваемой сфере глубоко скрытых способов (схем) подготовки и совершения названных противоправных деяний.

Цель исследования: выработка научно обоснованных подходов к разработке современной модели оперативно-розыскного противодействия экономическим преступлениям на объектах социальной сферы. Такая цель вряд ли может быть успешно достигнута без учета отличительных особенностей указанного вида деятельности, поскольку они во многом отражают специфику и совокупность форм и методов оперативно-розыскной работы.

Методы исследования: общенаучные, включающие формально-логические (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), частнонауч-ные (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов).

Результаты и ключевые выводы: учет уже познанных закономерностей при разработке современной модели оперативно-розыскного противодействия экономическим преступлениям должен выступить в качестве объективной

unacceptable, because they can call into question the issue related to the successful (timely) implementation of federal and targeted programs, as well as national projects. Against this background, as a sample study shows, the current counteraction mechanism needs to be improved both scientifically and in applied terms. First of all, this is being pushed by the intensively ongoing process of digitalization in all sectors of the economy. In this regard, many crimes, including economic ones, simply "went" into the virtual space, while acquiring specific features, and thus it became increasingly difficult to identify and stop them.

At the same time, we would like to note that in this article, without claiming to exhaustively consider all the problems associated with operational investigative counteraction to embezzlement and misuse of budget funds at social facilities, we have attempted to highlight only some of the features of this activity.

Problem statement: as the conducted selective study shows, without operational investigative counteraction to economic crimes committed in the social sphere, it is impossible to ensure the protection of budgetary and extra-budgetary funds from criminal encroachments due to the presence in the area under consideration of deeply hidden methods (schemes) of preparing and committing these illegal acts.

The purpose of the study: to develop scientifically based approaches to the development of a modern model of operational investigative counteraction to economic crimes at social facilities. Such a goal can hardly be successfully achieved without taking into account the distinctive features of this type of activity, since they largely reflect the specifics and set of forms and methods of operational investigative work.

Research methods: general scientific, including formal logical (analysis, synthesis, generalization, hypotheses), private scientific (observation, questioning, interviewing, content analysis of documents).

Results and key conclusions: taking into account already known patterns in the development of a modern model of operational investigative counteraction to economic crimes should act as an objective prerequisite for this. The author in this scientific article attempts to theoretically substantiate the importance of developing this model taking into account modern realities, which, in his opinion, is a kind of tool for optimizing the type of activity under consideration. At the same time, a proposal was made on the need to subject the organizational and legal mechanism of its implementation to scientific understanding in advance.

для этого предпосылки. Автором в настоящей научной статье предпринята попытка теоретически обосновать важность разработки указанной модели с учетом современных реалий, которая, по его мнению, является своеобразным инструментом оптимизации рассматриваемого вида деятельности. Одновременно высказано предложение о необходимости заблаговременно подвергнуть научному осмыслению организационно-правовой механизм претворения ее в жизнь.

Ключевые слова: социальная сфера; ее объекты; оперативно-розыскное противодействие; его особенности; преступления экономической направленности (хищения бюджетных средств и их нецелевое расходование).

Keywords: social sphere; its objects; operational investigative counteraction; its features; crimes of an economic orientation (embezzlement of budgetary funds and their misuse).

Результаты проведенного нами выборочного изучения и анализа позволяют утверждать о том, что ныне действующая система оперативно-розыскного противодействия экономическим преступлениям, совершаемым на объектах социальной сферы, несколько «устаревает» и не отражает происходящим в настоящее время в цифровой среде преобразованиям. Такое положение дел во многом обусловлено совокупностью обстоятельств1. К их числу мы относим:

— продолжающуюся либерализацию уголовного законодательства в сфере экономики. Прежние формы и методы противодействия в этих условиях зачастую не срабатывают в плане своевременного изобличения преступников, орудующих на объектах социальной сферы;

— значительную долю теневой экономики, высокий уровень криминализации экономических отношений, распространенность кор-рупционно-криминальных деяний. На этом фоне преступная среда стала качественно иной. Противоправные процессы, как правило, происходят в ней скрытно от посторонних глаз. Так, реальные денежные платежные единицы все чаще стали конвертироваться в виртуальные активы (цифровую валюту). Тем самым различные виды электронных денег находятся в обращении у преступников. Чтобы сокрыть следы финансовых транзакций злоумышленники взяли на вооружение технологию (процедуру) использования анонимных криптовалют в проводимых ими криминальных взаиморасчетах. В настоящее время большим спросом у них

1 Эти обстоятельства, как правило, определяют особенности (специфику) оперативно-розыскного противодействия. К числу внешних факторов в первую очередь мы относим недружественные действия иностранных государств против Российской Федерации (их экономические санкции и ограничения).

пользуются программные средства аноними-зации личности в цифровом пространстве для целей сокрытия преступлений. Многие исследователи утверждают, что, по существу, сформировался криминальный рынок услуг.

Все вышеперечисленное объективно диктует необходимость пересмотра с позиции цифровой трансформации системы оперативно-розыскного противодействия.

На сегодня отчетливо обозначились следующие тенденции экономической преступности, которые до недавнего времени не относились к числу особо значимых:

— доминирование преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере расходования бюджетных средств, выделяемых на поддержку объектов социальной сферы в целях их нормального функционирования. Статистика показывает, что каждое второе зарегистрированное преступление имеет коррупционную направленность. Данное обстоятельство мы рассматриваем как источник угрозы экономической безопасности указанной сферы;

— неуклонный рост числа названных преступлений, совершаемых завуалированно посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, тем самым деяния приобретают высокотехнологический и высокоинтеллектуальный характер. В этих условиях сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК) столкнулись с проблемой отсутствия современных методик, прежде всего, их выявления и раскрытия;

— высокий уровень латентности преступлений экономической и коррупционной направленности, совершаемых в социальной сфере. Заметим, что нередко кураторы региональных

100

проектов (программ) оказываются аффилированными должностными лицами бюджетополучателей, а потому совершаемые ими преступления высоколатентны (скрытны).

В рамках настоящей статьи нами на суд научной общественности выносится авторский вариант научно-прикладной конструкции (модели) оперативно-розыскного противодействия в виде следующих блок-модулей: «Среда»2, «Уголовно наказуемые деяния», «Детерминанты»3, «Совокупность мер». Каждый из них — научный комплекс, органически связан между собой и входит в структуру оперативно-розыскного противодействия.

Остановимся на краткой их характеристике.

Блок-модуль 1 «Среда».

Составными элементами данного блок-модуля, наряду со многими другими, выступают цифровая трансформация, глобализация. Оперативные подразделения полиции тем самым оказались в замкнутой информационно-цифровой сфере [3], которая стала выступать в качестве среды их функционирования.

Говоря об этом, забегая вперед отметим, что для нас представляет особый интерес криминальная среда4. Ее устойчивость прежде всего определяет материальные и нематериальные ресурсы, которые и являются основным условием ее динамического развития.

Блок-модуль 2 «Уголовно наказуемые деяния».

Повышенная общественная опасность преступлений экономической направленности, совершаемых на объектах анализируемой сферы, определяется следующими обстоятельствами: сопряженностью их с коррупцией («откаты», вымогательства, так называемые факты «кры-шевания); преобладанием в общем количестве зарегистрированных противоправных деяний,

2 Среда - это прежде всего то, среди чего пребывает человек, в рамках системного подхода она рассматривается как совокупность всех объектов, динамика свойств которых оказывает влияние на систему, а также тех объектов, чьи свойства изменяются в результате деятельности системы. См.: Якушкина М. С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 66. Применительно к настоящей работе нас интересует лишь ее составная часть - криминальная. В этом плане автор разделяет мнение А. Е. Шалагина, который утверждает, что криминальная среда - это исторически сложившаяся и относительно устойчивая часть социальной среды, источником существования и воспроизводства которой являются доходы от преступной деятельности, активно противостоящая мерам государственного и общественного контроля. Об этом см.: Шалагин А. Е. Криминальная среда и ее общественная опасность // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2016. Т. 2. С. 136.

3 Профессор В. Д. Малков под ними понимает конкретные факторы (обстоятельства) которые порождают явление, обусловливают его существование. См.: Криминология : учеб. для вузов / под ред. В. Д. Малкова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 7.

4 Под криминальной средой нами понимается исторически

сложившаяся и относительно устойчивая часть социальной среды,

источником существования и воспроизводства которой являются доходы от преступной деятельности, активно противостоящая мерам

государственного и общественного контроля.

совершенных в организованных формах; наличием, как ни странно «экзотичных» для данной сферы преступлений (легализация доходов, полученных от хищений бюджетных средств, коррупции; контрабанда; вывод финансовых активов за рубеж).

Хотим подчеркнуть, что сегодня ведомственная статистика отдельно не выделяет количество зарегистрированных преступлений экономической направленности, совершенных в социальной сфере. Между тем отметим два момента: за последние три года этот показатель неуклонно сокращается (уменьшается, снижается); какие бы не были цифры, они вряд ли отражают реальное состояние преступности, поскольку уровень латентности последней весьма высокий.

В настоящее время по данным нашего исследования складывается следующая общая картина: к сожалению, число выявленных преступлений экономической направленности постепенно сокращается. Так, в прошлом году по сравнению с 2021 г. число выявленных преступлений сократилось более чем на 5,3 %. Небезынтересны следующие данные: удельный вес указанных преступлений в общем числе зарегистрированных хоть и составляет менее 6 %, в то же время наблюдается рост установленного размера причиненного материального ущерба от преступлений экономической направленности. Это связано прежде всего с тем, что свыше 60 % в общем числе выявленных преступлений экономической направленности -тяжкие и особо тяжкие преступления, ущерб от которых, как правило, исчисляется в крупном и особо крупном размере.

Проведенное выборочное исследование показывает, что преступления экономической направленности, совершаемые на объектах социальной сферы, относятся к группе высоколатентных (скрытой преступности)5. Необходимо отметить, что злоумышленники нередко прибегают к использованию подставных или аффилированных организаций6 и тем самым придают внешне правомерный вид процессу расходования бюджетных денежных средств, что позволяет им уйти от уголовного преследования. Кроме того, указанные де-

5 Так, по данным ФКУ «ГИАЦ МВД России» наблюдается динамика снижения числа зарегистрированных фактов, например, легализации (отмывания) доходов, полученных от преступлений коррупционной направленности в течение последних трех лет. В частности, подразделениями ЭБиПК выявлено: в 2019 г. - 144 факта, в 2020 г. - 114, в 2021 г. - 106. Мы со своей стороны полагаем, что из-за высокого уровня их латентности вряд ли эти цифры отражают реальное положение дел, а потому картина динамики снижения, на наш взгляд, выглядит парадоксальной.

6 Беляева Л. И., Иванов П. И. Искусственная латентность преступлений в сфере экономики и обеспечение неотвратимости уголовной ответственности // Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел. М., 2016. С. 101-111.

яния высокотехнологичны и носят высокоин- ловливают ее существование, но и множество

теллектуальный характер7.

В социальной сфере освоение бюджетных средств, как показывает проведенный анализ, является своего рода «питательной средой» для коррупции. Преступления в сфере расходования бюджетных средств на социальные выплаты в большинстве случаев совершаются при содействии должностных лиц органов исполнительной власти. При этом лица, виновные в совершении хищений бюджетных средств, используя свои коррумпированные связи, оказывают влияние на должностных лиц органов исполнительной власти. Должностные лица органа государственной власти и местного самоуправления — распорядители бюджетных средств, выделенных на конкретные цели, зачастую самоустраняются от участия в уголовном преследовании лиц, совершивших хищения бюджетных средств, из карьерных или псевдокорпоративных интересов. Более того, отдельные руководители реагируют на обращение правоохранительных органов особым образом — вносят изменения в должностные инструкции, позволяющие переквалифицировать действия подозреваемых на малозначительное преступление или даже дисциплинарный проступок.

Блок-модуль 3 «Детерминанты».

Сегодня оперативно-следственная практика убедительно показывает, что характерной особенностью социальной сферы, на объектах которой имеют место многочисленные факты противоправного завладения лицами криминально активными бюджетными средствами, выделенными на реализацию национальных проектов (программ), является высокая степень распространенности глубоко замаскированных криминальных схем (способов), создающих трудности в их своевременном распознании на предмет наличия в них конкретного состава преступления. Этому отчасти способствует процесс цифровизации. Ярким примером адаптации криминальных структур к сложившимся условиям служит хотя бы тот факт, что они стали все чаще квотировать реальные денежные платежные единицы в виртуальные активы (цифровую валюту), чтобы избежать уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Следует иметь в виду, что экономическую преступность в социальной сфере порождают не только вышеуказанные факторы и обус-

7 Небезынтересны в этом плане следующие данные: свыше 60 % общего количества зарегистрированных преступлений в сфере освоения бюджетных средств имеют коррупционную направленность. Коррупционные схемы нередко обнаруживаются при выделении и расходовании бюджетных средств аффилированным должностным лицам, курирующим те или иные региональные проекты (программы).

других8.

На этом фоне криминальная среда (цифровая среда) подверглась качественным изменениям, что не могло не сказаться на организации оперативно-розыскного противодействия и в первую очередь на его составной части — предупредительно-профилактической деятельности.

Блок-модуль 4 «Совокупность мер».

В данном случае речь идет о преимущественном принятии оперативно-розыскных мер [5; 6] в рамках оперативно-розыскного противодействия9. Отметим, что на необходимость разработки и принятия неотложных мер по обеспечению защиты бюджетных средств от преступных посягательсств в первую очередь ориентируют государственная программа10 и концепция11.

На организацию оперативно-розыскного противодействия накладывает свой отпечаток совокупность так называемых внутренних и внешних факторов12.

Следует обратить особое внимание еще на одну деталь: общеизвестно, что сегодня на «вооружении» криминальных структур находятся самые современные технические средства связи, видеофиксации, негласного прослушивания и наблюдения за перемещением интересующих их объектов, такой уровень обеспеченности создает серьезные трудности оператив-

8 К числу негативных обстоятельств мы также относим процесс глобализации, цифровую трансформацию преступности, прозрачность границ, незаконную миграцию, 1Т-преступления, этническую организованную преступность, киберпреступность, распространенность коррупционно-криминальных деяний. Сюда же включаем вызовы и угрозы экономической безопасности (теневую экономику, высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере).

9 Под оперативно-розыскным противодействием нами понимается процесс реализации органами внутренних дел и их подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции в соответствии с федеральными законами «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» во взаимодействии с другими правоохранительными, контрольно-надзорными органами и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, (институтами гражданского общества) комплекса преимущественно негласных оперативно-розыскных мер, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие фактов хищений бюджетных средств, нецелевого их расходования, легализации (отмывания) доходов, полученных от преступлений экономической и коррупционной направленности.

10 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» : постановление Правительства Рос. Федерации от 5 апр. 2014 г. № 345 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18 (ч. 4). Ст. 2188.

11 Об утверждении Концепции реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации : приказ МВД России от 14 окт. 2021 г. № 760.

12 К этой группе факторов прежде всего мы относим введение

санкций со стороны некоторых иностранных государств в отношении ряда российских предприятий и целых отраслей экономики, импортозамещение, государственную поддержку товаропроизводителей, специальную военную операцию.

102

ным подразделениям полиции при реализации ими принципа наступательности, нацеленного на опережение планируемых и подготавливаемых противоправных действий со стороны преступников.

Учитывая это, мы предлагаем вести некий паспорт «риска»13, в котором, наряду с другими данными, сконцентрировать сведения о новых вызовах и угрозах экономической безопасности рассматриваемой сферы для того, чтобы заранее предвидеть возможные в ней количественно-качественные изменения, приводящие к нежелательным последствиям. Этот процесс должен охватываться оперативно-розыскным прогнозированием, конечным его результатом служит прогноз, который представляет собой научно обоснованное, вероятностное суждение о будущем состоянии экономической преступности, ее тенденциях развития, детерминантах и последствиях противоправных деяний, личности преступника, о также о мерах оперативно-розыскного противодействия. Следует отметить, что, несмотря на вероятностный характер прогноза, многолетний опыт убедительно показывает его потенциальные возможности в программировании и планировании противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.

Как нам представляется, надлежащая организация противодействия в рассматриваемом контексте (аспекте) предполагает:

- заключение соглашений между органами внутренних дел и органами государственной власти и местного самоуправления с государственными корпорациями о взаимодействии и совместной работе в сфере защиты бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов;

- обеспечение информационного взаимодействия между подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России с министерствами и ведомствами региона, отвечающими за распределение и контроль целевого использования бюджетных средств (территориальные подразделения Счетной палаты Российской Федерации, Росфинмо-ниторинга, Федерального казначейства Российской Федерации);

- создание и поддержание в актуальном состоянии единого цифрового ресурса, способствующего получению информации о состоя-

13 В настоящее время социальная сфера оказалась в таком звене (сегменте) экономики, которое в большей степени подвержено влиянию криминальных структур, что, как правило, «прощупывается» посредством оперативно-розыскного мониторинга, понимаемого нами как система наблюдения, анализа, оценки и прогноза противоправных деяний, связанных с освоением бюджетных средств, совокупности негативных факторов, а также реализуемых планов, программ и стратегий по противодействию экономическим и коррупционным преступлениям в названной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нии финансирования исполнения национальных проектов;

- налаживание взаимодействия территориальных органов МВД России с контрольно-надзорными органами исполнительной власти в целях контроля за деятельностью субъектов, отвечающих за распределение бюджетных средств, а также организаций, учреждений, предприятий, осуществляющих их освоение;

- повышение скоординированности совместной работы территориальных органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными органами14;

- обеспечение качественного оперативного сопровождения уголовных дел о хищении бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, прежде всего путем тщательного совместного планирования предстоящих оперативно-розыскных мероприятий и первоначальных (последующих) следственных действий по делам указанной категории;

- организацию изучения сотрудниками основ и новелл бюджетного законодательства, обеспечение овладения ими информацией о типичных способах совершения преступлений, связанных с хищениями бюджетных средств, а также об имеющемся положительном опыте их пресечения. Основными формами при этом выступают занятия в системе служебной подготовки, обмен опытом с приведением конкретных примеров из практики документирования, подробный разбор наиболее распространенных ошибок и недостатков, совместные совещания, рабочие встречи, прием зачетов, тестирование;

- обновление по мере необходимости по результатам мониторинга информации о правонарушениях перечня объектов первоочередной оперативной заинтересованности (так называемых групп риска);

- проведение необходимого спектра оперативно-розыскных мероприятий по сбору данных о коррупционных рисках в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд;

- привлечение при необходимости сотрудников специальных технических подразделений с целью получения оперативно значимой информации при проведении электронных торгов по госзаказу;

- обеспечение доступа к системе «Электронный бюджет» в целях оперативного отслеживания бюджетных средств от главного распорядителя до конечного получателя.

14 В частности, с территориальными органами прокуратуры,

следственными управлениями в субъектах Российской Федерации, управлениями (отделами) ФСБ России по отдельным регионам

и субъектам Российской Федерации (в том числе путем проведения совместных совещаний-семинаров), в вопросах своевременного и быстрого принятия мер по отработке полученной оперативной информации о фактах хищений бюджетных средств и их нецелевого расходования.

Со своей стороны считаем принципиально важным при организации оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической направленности, совершаемым на объектах социальной сферы, предусмотреть весь комплекс15 оперативно-розыскных и иных мер по решению в приоритетном порядке следующих двух групп системных задач:

— предотвращение противоправной деятельности должностных лиц, совершающих хищения бюджетных средств, выделенных на выплаты и пособия с использованием своего служебного положения16. Подобного рода действия, безусловно, негативно сказываются в первую очередь на уровне жизни наименее защищенных слоев населения;

— предупреждение и раскрытие хищений бюджетных средств, включая средства, выделенные на закупки для государственных и муниципальных нужд, федеральные и целевые программы, а также на финансирование национальных проектов. Факты совершения их недобросовестными бюджетополучателями путем заключения фиктивных договоров должны быть при этом в центре внимания.

Как нам представляется, в настоящее время в интересах успешного решения названных задач во многом созданы необходимые условия.

К особенностям оперативно-розыскного противодействия, помимо вышеуказанных, следует относить также подчинение всех элементов системы противодействия экономической преступности (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений) интересам недопущения хищений и нецелевого расходования бюджетных средств. Как видим, противодействие как собирательное понятие «пронизывает насквозь» все указанные нами элементы.

Результаты изучения и анализа научной литературы, состояния правового регулирования и оперативно-следственной практики позволили в интересах успешного решения вышепе-

15 Оперативно-розыскной комплекс в содержательном плане есть взаимоувязанная система мер, носящих теоретический, правовой, организационный, тактический, информационный, экономический и иной характер, и принимаемых оперативными подразделениями полиции в целях недопущения совершения преступлений, успешного решения оперативно-тактических задач, стоящих перед ними. Данный комплекс нами рассматривается как собирательное понятие и выступает своеобразным инструментом разрешения возникающих задач в рамках следующих типичных криминальных ситуаций: «от подучетного лица - к преступлению», «от преступного события - к подучетному лицу», «от преступно нажитого имущества - к механизму его формирования», «от предикатного преступления - к легализации доходов, полученных от его совершения», «от формирования умысла - к мерам по его пресечению», «от жертвы - к лицу (лицам), склонным к преступлениям».

16 Организация оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК органов внутренних дел в сфере противодействия преступным посягательствам на бюджетные средства, выделенные на выплаты и пособия : аналитический обзор с предложениями. М. : ВНИИ МВД России, 2022. 46 с.

речисленных задач сформулировать семь тесно связанных между собой правил. Укажем их.

Первое правило: обеспечение нацеленности противодействия, прежде всего, на борьбу с организованными формами преступлений экономической направленности на объектах социальной сферы, тем самым подчеркивается социальная ориентированность принимаемых мер в рамках оперативно-розыскного противодействия. Второе правило: комплексное использование сил и средств путем налаживания применительно к современным условиям внутреннего17 и внешнего взаимодействия. Третье правило: создание разветвленной сети содействующих [1; 2] структур правоохранительной направленности, в том числе включением в нее частных охранных структур, внештатных сотрудников поли-ции18. Четвертое правило: точечное принятие мер, связанных с проведением оперативно-розыскных и иных мероприятий (специальные аналитические и оперативные мероприятия, так как они и другие считаются финан-соемкими и дорогостоящими). Пятое правило: исключение в процессе принятия оперативно-розыскных мер каких-либо фактов необоснованного давления на бизнес, сопровождаемого кошмаром. При этом следует помнить: превыше всего - защита собственности и экономических интересов добросовестных предпринимателей19. Шестое правило: обеспечение руководителями органов внутренних дел и их подразделений оперативной готовности на случай осложнения оперативной обстановки (вариантов алгоритмов действий сотрудников по наиболее типичным оперативно-тактическим ситуациям). Планирование создания мобильных оперативных групп и обеспечение их пакетом заблаговременно разработанных алгоритмов действий. Органы внутренних дел в этом плане на примере борьбы с фальшивомонетничеством накопили солидный опыт, который может помочь им при разработке соответствующих оперативно-служебных документов. Наконец, седьмое правило: строгое соблюдение в рамках компетенции органов внутренних дел государственной по-

17 Об утверждении Перечня оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность : приказ МВД России от 31 марта 2023 г. № 199.

18 Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции : приказ МВД России от 10 янв. 2012 г. № 8.

19 Принимая оперативно-розыскные и иные меры, следует стро-

го соблюдать экономические интересы добросовестных предпри-

нимателей, не ущемляя их конституционные права и обязанности. Более подробно об этом см.: Иванов П. И. Об обеспечении защиты прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, от преступных посягательств // Безопасность бизнеса. 2021. № 2. С. 21-26.

104

литики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации20.

Соблюдение названных правил, на наш взгляд, создает необходимые условия для успешного решения задач, стоящих перед подразделениями ЭБиПК.

Научно-теоретическое осмысление понятия, сущности и содержания оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической направленности, совершаемым на объектах социальной сферы, немыслимо без познания совокупности закономерно-стей21, поскольку многие из которых еще даже не установлены. Автор в рамках настоящей статьи поставил перед собой цель обозначить (выявить) и представить читателям для дальнейшего углубленного изучения четыре группы закономерностей, имеющих, по его мнению, непосредственное отношение к заявленной им теме.

Проведенное выборочное изучение убедительно показывает, что упомянутая группа закономерностей находит свое проявление в следующем виде:

- причинно-следственной связи между такими видами деятельности, как выделение, распределение, расходование, освоение бюджетных средств и осуществление контроля за их правомерным использованием, образующими единую целостную систему, составные элементы которой находятся в тесном взаимодействии. Отдельно взятая подсистема не в состоянии передать свойства самой системы. Знание этой группы закономерностей способствует надлежащей организации оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической направленности, совершаемым на объектах социальной сферы. Можно добиться упорядочения указанного вида деятельности лишь путем учета реального состояния всех вышеуказанных элементов, так как все звенья цепи взаимосвязаны между собой;

- взаимосвязей и взаимообусловленностей между целью противодействия и задачами, функциями, приводящими к ней, посредством принятия подразделениями ЭБиПК, обслуживающими социальную сферу, оперативно-розыскных и иных мер с использованием специальных сил, средств, методов и мероприятий. Строгое соблюдение такой схемы позволяет

20 Об утверждении Концепции реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации : приказ МВД России от 14 окт. 2021 г. № 760.

21 Под закономерностью здесь и далее мы понимаем объективно существующие, необходимые, устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся взаимосвязи между реализацией в системе МВД России государственной политики по обеспечению экономической безопасности и оперативно-розыскным обеспечением защиты в социальной сфере бюджетных средств от преступных посягательств.

отслеживать состояние противодействия, его предназначение, а также своевременно выявить и устранить имеющиеся недостатки и упущения, прежде всего, в ресурсном его обеспечении (информационном, кадровом, материально-техническом и финансовом);

- межотраслевых связей и отношений между такими областями научных знаний, как уголовное право, криминология, с одной стороны, с другой - экономическая теория и теория оперативно-розыскной деятельности. А это, на наш взгляд, подразумевает тесную сопряженность научных достижений в рамках каждой из них, используемых при разработке современной модели оперативно-розыскного противодействия преступлений экономической направленности. «Реперной точкой», безусловно, при этом выступают познанные закономерности. Заметим, что получению новых знаний во многом способствуют совместные наработки нескольких наук, которые затем могут быть использованы в целях создания названной модели. К числу такого рода знания мы относим определение перспектив внедрения риск-ориентированного подхода к оперативно-розыскному противодействию22.

Предлагая читателям названный метод23, мы предварительно изучили и проанализировали законодательные и иные нормативные правовые акты, имеющуюся практику применительно к хозяйствующим структурам, а также научную литературу. Со своей стороны полагаем вполне возможным применение метода риск-ориентированного подхода для нужд оперативно-розыскной деятельности [4]. Одновременно считаем целесообразным предварительно разработать и принять концепцию его внедрения в указанную деятельность, создав для этого межведомственную рабочую группу из числа наиболее подготовленных научных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

— взаимозависимости между современной системой обеспечения экономической безопасности социальной сферы и совокупностью но-

22 По нашему мнению, сущность внедрения рассматриваемого метода в оперативно-розыскное противодействие заключается в необходимости принятия в соответствии с действующим законодательством действенных оперативно-розыскных и иных мер, чтобы исключить вероятность нанесения вреда (ущерба) экономическим интересам, прежде всего, бизнес-сообществам социальной сферы в результате реализации угрозы, исходящей от уголовно наказуемых деяний.

23 Понятие риск-ориентированного подхода появилось в поправках к Федеральному закону от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внесенных в середине 2015 г. Разумеется, формы и методы оперативного контроля не регулируются указанным законодательным актом.

вых вызовов и угроз, влияющих на состояние защиты бюджетных средств от преступных посягательств. На фоне действия этой закономерности претерпевают существенные изменения задачи и функции подразделений ЭБиПК, в том числе обслуживающих объекты социальной сферы.

Необходимость углубленного познания и этой закономерности обусловлена поиском наиболее эффективных форм и методов противодействия.

Знание указанных закономерностей и их учет в оперативно-розыскном обеспечении деятельности по противодействию экономическим преступлениям в рассматриваемой сфере позволяет выявить неиспользованные резервы, возможные риски, а также избежать непроизводительные затраты (расходы) при проведении сложных оперативно-розыскных мероприятий.

Говоря о закономерностях, мы невольно вспоминаем о важности и значимости научного обеспечения оперативно-розыскного противодействия. В системе этой деятельности ключевыми компонентами выступают не только закономерности, но и принципы (руководящие идеи, основополагающие начала). Мы в своих работах неоднократно обращались к этой теме. Сейчас подчеркнем лишь два взаимосвязанных между собой момента: 1) принципы оперативно-розыскной деятельности (общеправовые и отраслевые), в том числе оперативно-розыскного противодействия как неотъемлемого ее элемента, выражены в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности; 2) принципы отражают и закономерности дальнейшего ее развития.

Подводя итог, отметим следующее.

Во-первых, социальная сфера как многоотраслевая отрасль, характеризующаяся общностью социальной, экономической и культурной жизни, в силу постоянных огромных финансо-

вых вливаний оказалась весьма привлекательной со стороны организованных преступных структур. Она в настоящее время в силу подверженности криминальному влиянию является одним из объектов оперативно-розыскного противодействия.

Во-вторых, оперативно-розыскное противодействие есть ответная реакция органов внутренних дел и их подразделений ЭБиПК на действия криминальных структур (лиц, склонных к совершению экономических преступлений на объектах социальной сферы), направленные на противоправное завладение бюджетными средствами, выделенными на реализацию федеральных и целевых программ, а также национальных проектов.

В-третьих, механизм оперативно-розыскного противодействия экономической преступности по большому счету представляет собой систему, определяющую порядок принятия и осуществления оперативно-розыскных и иных мер, направленных на своевременное выявление и пресечение противоправных посягательств на бюджетные средства.

В-четвертых, оперативно-розыскное противодействие экономической преступности на объектах социальной сферы нами представлено в целях углубленного изучения его понятия, сущности и содержания, а также связей и отношений подсистем (компонентов) в виде четырех блок-модулей: «Среда», «Уголовно наказуемые деяния», «Детерминанты», «Совокупность мер». Все они находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

В-пятых, специфику оперативно-розыскного противодействия, прежде всего, определяют следующие черты (свойства, признаки): территориальные масштабы социальной сферы, законодательное и иное нормативное правовое регулирование, приоритетность среди иных направлений, характер действий субъектов и объектов; наличие органов на каждом уровне управления.

Список литературы:

References:

1. Владимиров С. И., Иванов П. И. Ак- 1. туальные проблемы содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25).

С. 39-42. 2.

2. Владимиров С. И., Иванов П. И. Содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел (сравнительный анализ законодательных актов) // Труды Академии управления МВД России. 2013. 3. № 4 (28). С. 103-106.

Vladimirov S. I., Ivanov P. I. Actual problems of citizens' assistance to operational units of internal affairs bodies // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2013. № 1 (25). S. 39-42. Vladimirov S. I., Ivanov P. I. Citizens assist to operational units of the Interior (comparative analysis of legislation) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2013. № 4 (28). S. 103-106. Goloskokov L. V. Pravoohranitel'nye organy v zamknutom kruge cifrovyh i drugih vysokih

3. Голоскоков Л. В. Правоохранительные органы в замкнутом круге цифровых и других высоких технологий // Цифровые технологии в борьбе с преступностью: проблемы, состояние, тенденции (Долговские чтения) : сб. трудов I Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. О. С. Капинус. М. 2021. С. 331-335.

4. Иванов П. И. Внедрение метода риск-ориентированного подхода в деятельность по оперативно-розыскному противодействию экономическим и коррупционным преступлениям (в порядке постановки проблемы) // Юристъ-Правоведъ. 2023. № 1 (104). С. 80-89.

5. Иванов П. И. Оперативно-розыскная деятельность в условиях цифровой реальности: ее научное обеспечение // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 2 (68). С. 64-67.

6. Иванов П. И. Оперативно-розыскное противодействие киберпреступлениям: точка зрения // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 4 (64). С. 83-92.

tekhnologij // Cifrovye tekhnologii v bor'be s prestupnost'yu: problemy, sostoyanie, ten-dencii (Dolgovskie chteniya) : sb. trudov I Vseros. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. O. S. Kapinus. M. 2021. S. 331-335.

4. Ivanov P. I. Implementation of the risk-based approach method in the operational search activity countering economic and corruption crimes (in the order of the problem statement) // Jurist-Pravoved. 2023. № 1 (104). S. 80-89.

5. Ivanov P. I. Operational investigative activity in the conditions of digital reality: its scientific support // Bulletin of the Kaliningrad branch of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 2 (68). S. 64-67.

6. Ivanov P. I. Operational-Investigative Counteraction to Cybercrimes (Problems and Ways to Solve Them) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 4 (64). S. 83-92.

Для цитирования:

For citation:

Иванов Пётр Иванович. Некоторые особенности оперативно-розыскного противодействия экономической преступности на объектах социальной сферы // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 4 (68). С. 97-106.

Ivanov Petr Ivanovich. Some Features of Operational Investigative Counteraction to Economic Crime at Social Facilities // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 4 (68). P. 97-106.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.