Научная статья на тему 'О НОВЫХ ВЫЗОВАХ И УГРОЗАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МЕРАХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

О НОВЫХ ВЫЗОВАХ И УГРОЗАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МЕРАХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРЕСТУПНЫЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Пётр Иванович

В рамках настоящей статьи предпринята попытка проанализировать сложившуюся криминальную ситуацию в сфере расходования бюджетных средств, выделяемых государством на борьбу с коронавирусной инфекцией, и определить меры по усилению оперативно-розыскного противодействия по защите этих средств от преступных посягательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Пётр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NEW CHALLENGES AND THREATS TO ECONOMIC SECURITY AND MEASURES OF OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE COUNTERACTION

Within the framework of this article, an attempt has been made to analyze the current criminal situation in the sphere of spending budget funds allocated by the state to combat coronavirus infection, and to identify measures to strengthen operational investigative counteraction to protect these funds from criminal encroachments.

Текст научной работы на тему «О НОВЫХ ВЫЗОВАХ И УГРОЗАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МЕРАХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

О новых вызовах и угрозах экономической безопасности и мерах оперативно-розыскного

противодействия

ПЁТР ИВАНОВИЧ ИВАНОВ,

главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

About new Challenges and Threats to Economic Security and Measures of Operational and Investigative Counteraction

PYOTR IVANOVICH IVANOV,

Chief Researcher of the Research Center, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

УДК 343.98

Аннотация. В рамках настоящей статьи предпринята попытка проанализировать сложившуюся криминальную ситуацию в сфере расходования бюджетных средств, выделяемых государством на борьбу с коро-навирусной инфекцией, и определить меры по усилению оперативно-розыскного противодействия по защите этих средств от преступных посягательств.

Ключевые слова и словосочетания: экономическая безопасность; расходование бюджетных средств; преступления экономической и коррупционной направленности; преступные посягательства; оперативно-розыскное противодействие; коронавирусная инфекция.

Annotation. Within the framework of this article, an attempt has been made to analyze the current criminal situation in the sphere of spending budget funds allocated by the state to combat coronavirus infection, and to identify measures to strengthen operational investigative counteraction to protect these funds from criminal encroachments.

Keywords and phrases: economic security; budget spending; crimes of economic and corruption orientation; criminal encroachments; operational-investigative counteraction; coronavirus infection.

Среди вызовов и угроз, перечисленных в документах стратегического планирования1, преступления, связанные с хи-

1 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902; О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

щением бюджетных средств и их нецелевым расходованием2, на фоне некоторой нестабильности экономической ситуации в стране оказались в числе основных источников, от которых во многом исходит угроза экономической безопасности.

2 В ходе дальнейшего изложения наряду с указанными противо -правными деяниями будут использоваться словосочетания «преступления экономической и коррупционной направленности», «противоправное завладение бюджетными средствами».

Глава государства неоднократно обращал внимание руководителей правоохранительных органов на необходимость скорейшего очищения от криминала сферы бюджетного финансирования, включая расходование бюджетных средств на борьбу с коронавирусной инфекцией1.

Мы попытаемся определить меры по усилению оперативно-розыскного противодействия2 по защите этих средств от преступных посягательств.

В настоящее время принят ряд нормативных правовых актов3, внесших существенные изменения и дополнения в механизм оперативного реагирования на заявления и сообщения о фактах хищений и злоупотреблений должностных лиц, ведающих вопросами бюджетного ассигнования.

Разновидность преступлений экономической и коррупционной направленности в работе рассматривается как источник новой угрозы экономической безопасности, поскольку распространение коронавирусной инфекции — разновидность внезапно возникшей чрезвычайной ситуации, и эта угроза сегодня с ней тесно связана.

Принимая решение о необходимости осуществления научно обоснованного комплекса мероприятий с целью преодоления новых угроз экономической безопасности, спровоцированных пандемией коронавиру-са, руководители подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел должны ответить на следующие основные вопросы:

— какие вызовы4 и угрозы5 являются определяющими на предстоящий период, продол-

1 Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 3 марта 2021 г. URL: http://www. kremlin.ru/catalog/persons/310/events/65090 (дата обращения: 10.04.2021).

2 Под оперативно-розыскным противодействием нами понимается вид деятельности, осуществляемый оперативными подразделениями полиции в соответствии с федеральными законами «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» во взаимодействии с другими правоохранительными, контрольно-надзорными органами и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, посредством принятия комплекса преимущественно негласных оперативно-розыскных мер, направленных на своевременное выявление и пресечение преступлений, связанных с завладением бюджетных средств, выделяемых на борьбу с коронавирусной инфекцией.

3 О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. № 1541; Концепция реализации в системе МВД России государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации: приказ МВД России от 14 октября 2021 г. № 760.

4 Вызовы, в нашем понимании, - это совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности.

5 Нами под угрозами понимается комплекс условий и факторов,

создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба

государственным интересам в рассматриваемой сфере.

жают оставаться в зоне риска [4, с. 116—130; 5, с. 350-358];

— что необходимо в первую очередь предпринять для того, чтобы максимально минимизировать последствия угроз;

— какие формы и методы оперативно-розыскной работы являются наиболее эффективными и результативными;

— в каком объеме и на какие цели выделены бюджетные средства, как они распределены по бюджетополучателям системы здравоохранения;

— какие факторы (детерминанты) являются на сегодняшний день определяющими (идеологические, политические, правовые, социально-экономические, организационные, информационные, технические, методические, тактические) при выборе криминально активными лицами тех или иных способов преступного посягательства. При их анализе и оценке, прежде всего, следует руководствоваться нормами федерального закона6, где предусмотрены формы и методы профилактики, которые оперативно-розыскная профилактика, осуществляемая оперативными подразделениями полиции, также включает их в качестве структурных элементов системы;

— какие способы (схемы) получили наибольшее распространение при их совершении, не сопряжены ли они коррупционными проявлениями [6]. Проведенный нами выборочный анализ убедительно показывает, что не уменьшается количество зарегистрированных преступлений экономической и коррупционной направленности, совершаемых криминальными структурами, имеющими коррупционные связи с представителями органов власти и управления [2, с. 123—131]. Тем самым подобного рода деяния продолжают оставаться одним из основных источников криминально-коррупционной угрозы;

— как поступить при проведении оперативно-розыскных мероприятий, чтобы не «кош-марить» бизнес7. Это чаще всего возможно на этапе проверки первичной информации о подготавливаемых и совершаемых хищениях [1, с. 21—26];

— как предотвратить случаи возможного использования криминальными структурами в целях противоправного завладения бюджетными

6 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Как известно, необходимость снижения административного давления на бизнес вытекает из Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.

денежными средствами современных информационно -телекоммуникационных технологий. При этом важно иметь в виду, что на осуществляемую оперативно-розыскную работу накладывает свой отпечаток цифровая экономика1 в целом;

— какой сегодня существует положительный опыт своевременного выявления и пресечения корыстных преступлений, совершаемых в сфере расходования средств, направляемых на борьбу с коронавирусной инфекцией, чтобы его можно было бы перенять [3, с. 60—67];

— каков механизм риск-ориентированного подхода, как его использовать в интересах пресечения корыстных преступлений. Рисковые зоны в нашем понимании — это те экономические структуры, которые в силу различных причин оказались под воздействием дельцов теневой экономики. Такие зоны выявляются посредством мониторинга (наблюдения и системы контроля). А потому они и выступают зонами приоритетного мониторинга2. Иными словами, мониторинг позволяет определить «реперные точки», служащие как бы ориентиром для усиленного осуществления в этих зонах интенсивной оперативно-розыскной работы;

— оценить, какими собственными силами и средствами располагает, для того чтобы стабилизировать ситуацию, нужны ли приданные силы и средства;

— как произвести расстановку с учетом сложившейся криминальной ситуации негласных сил и средств оперативно-розыскной деятельности, какие звенья бюджетного финансирования нуждаются в скорейшем укреплении (уплотнении) оперативных позиций;

— какие формы взаимодействия целесообразно применить при привлечении в целях предупреждения и раскрытия хищений, нецелевого расходования бюджетных средств и иных хозяйственных и должностных преступлений других оперативных подразделений полиции. В последнее время некоторое распространение в интересах своевременного пресечения посяга-

1 Цифровая экономика есть хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. См.: О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

2 Под мониторингом автор понимает наблюдение, анализ, оценку и прогноз противоправных деяний, связанных с противоправным завладением бюджетными средствами, выделенными на борьбу с коронавирусной инфекцией, совокупность негативных факторов, а также реализация планов, программ и стратегий по противодействию указанных видов преступлений.

тельств на бюджетные средства получила такая форма взаимодействия, как совместное с Рос-финмониторингом изучение сведений о риск-ориентированных участниках госконтрактов3;

— какие контрольно-надзорные органы целесообразно задействовать для достижения указанных целей;

— какие информационные системы, ведомственные и межведомственные, следует использовать в интересах обеспечения полноты и всесторонности проверки первичной оперативной информации о фактах хищений и иных преступлений, связанных с использованием денежных средств в целях борьбы с коронавирусной инфекцией. При наличии достаточных на то оснований рекомендуется осуществлять проверку подозреваемых по имеющимся базам данных Росфинмониторинга, Росреестра, ФТС России в целях установления наличия у них активов и иного имущества. В поисках ответа на поставленный вопрос целесообразно руководствоваться многими нормативно-правовыми актами4, регламентирующими порядок эксплуатации и использования информационных систем;

— какие контрмеры чаще всего предпринимает противоборствующая сторона, создавая благоприятные для себя условия в целях завладения бюджетными средствами.

Руководители подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, получив ответы на вышеперечисленные вопросы, будут иметь полную картину состояния дел по линии оперативно-розыскного противодействия хищениям и иным видам преступлений, посягающих на денежные средства, используемые в целях борьбы с коронавирус-ной инфекцией.

Между тем хотим отметить, что они, осуществляя поиск ответов на указанные вопросы, должны:

— понимать, что любая аналитическая работа предполагает присутствие в ее структуре элементов предвидения, обращенного в будущее (ожидаемая криминальная ситуация);

— уяснить для себя закономерности развития преступного поведения лиц, ведающих вопросами бюджетного ассигнования;

3 Так, например, в прошлом году таким путем проведено почти 8 тысяч проверок получателей средств федерального бюджета. В общей сложности тем самым удалось задокументировать свыше 2, 5 тысяч преступлений в части освоения бюджетных ассигнований и 800 — связанных с нацпроектами.

4 Об утверждении Положения об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями): приказ Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, СК, ФСКН, ФТС, ФСИН России от 14 мая 2013 г. № 192/420/279/15/229/1071/293.

— заранее определить исходя из сложившейся криминальной ситуации примерный пошаговый алгоритм действий (своего рода «дорожную карту»);

— знать, что основой прогнозирования служит собранная упорядоченная (систематизированная) информация, позволяющая сформулировать вполне обоснованный вывод о реальном положении дел, связанном с процессом освоения бюджетных средств, выделяемых на борьбу с коронавирусной инфекцией.

В обобщенном виде из-за ограниченности объема статьи лишь отметим, что усиление разведывательно-поисковой составляющей оперативно-розыскной деятельности подразумевает:

— активное осуществление аналитической, технической, информационной и иных видов «разведки»;

— создание при необходимости в системе органов внутренних дел новых информационных систем;

— тактически грамотную легализацию данных, полученных оперативным путем, в процессе их использования в уголовном судопроиз-водстве1;

— привлечение с согласия отдельных граждан к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий;

— документирование оперативно-розыскной деятельности путем заведения дела оперативного учета.

Подытоживая сказанное, отметим следующее.

Во-первых, некоторое осложнение криминальной ситуации, обусловленное распространением коронавируса, требует поиска действенных форм и методов оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности

1 При этом необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349 (ст. 11); Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД, МО, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, СК России от 27 сентября 2013 г. № 766/703/509/507/1820/42/535/398/68.

в сфере расходования бюджетных ассигнований на борьбу с коронавирусной инфекцией.

Во-вторых, в сложившихся условиях прогнозируется дальнейший рост преступлений, связанных с завладением денежных средств, используемых в целях борьбы с пандемией и ее последствиями, поддержку населения, предприятий и организаций в период самоизоляции. Существует большая вероятность увеличения числа совершаемых деяний, связанных с отмыванием денег, мошенничеств, в отношении граждан и организаций. Сохраняется большая вероятность легализации (отмывания) доходов, незаконного перемещения средств за рубеж. На фоне нестабильности криминальной ситуации не исключаются попытки финансирования экстремистских и террористических организаций.

В-третьих, среди приоритетов, создающих соответствующие условия для активизации оперативной работы, продолжают оставаться разработка и внедрение в практические подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции научно обоснованных методических рекомендаций по своевременному выявлению и предупреждению хищений денежных средств, направляемых на борьбу с коронавирусной инфекцией. Определение на основе изучения и анализа передового опыта пошагового алгоритма действий по их документированию — ключевая на сегодняшний день потребность.

В-четвертых, основные усилия подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции целесообразно в первую очередь сосредоточить на выявлении и пресечении хищений и фактов нецелевого расходования бюджетных средств, документировании завуалированных преступных действий лиц, причастных к их совершению, обеспечении возмещения причиненного материального ущерба. В интересах своевременного получения оперативно значимой информации важно силами и средствами оперативных подразделений полиции выстраивать на местах многоуровневую систему отслеживания движения целевых средств.

Список литературы:

1. Иванов П. И. Об обеспечении защиты прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, от преступных посягательств // Безопасность бизнеса. 2021. № 2.

2. Иванов П. И. Об особенностях выявления и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств (оперативно-розыскной аспект) // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 3 (59).

3. Иванов П. И. О разработке отечественной системы оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51).

4. Иванов П. И. Риски и угрозы, учитываемые подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России на региональном уровне при чрезвычайных ситуациях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 4 (95).

5. Иванов П. И., Шитов А. С. Основные направления деятельности подразделений ЭБиПК территориальных органов

МВД России на региональном уровне в период пандемии коронавируса // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции (Москва, 23 октября 2020 г.). Москва: Академия управления МВД России. 2020.

6. Криминологическая характеристика «откатов» в современной России: монография / под общ. ред. д-ра юрид. наук Р. В. Жубри-на. Москва: Юрлитинформ, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.