Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ДОПУСКА К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ДОПУСКА К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
медицинское обеспечение безопасности дорожного движения / обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств / medical provision of road safety / mandatory medical examination of candidates for drivers of vehicles

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляхов Павел Владимирович

В статье рассматриваются нарушения медицинского допуска к управлению транспортным средством, которые выражаются в виде нарушений порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидата в водители (водителя) либо нарушений в виде непрохождения медицинского освидетельствования лицом, претендующим на управление транспортным средством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ляхов Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE QUALIFICATION OF VIOLATIONS OF MEDICAL ADMISSION TO DRIVING A VEHICLE

The article considers violations of medical admission to driving a vehicle, which are expressed in the form of violations of the procedure for conducting a mandatory medical examination of a candidate for driver (driver) or violations in the form of failure to undergo a medical examination by a person applying to drive a vehicle.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ДОПУСКА К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ»

Научная статья © Ляхов П.В., 2024

УДК 342.95

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ДОПУСКА К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Павел Владимирович Ляхов

Научный центр БДД МВД России pliakhov2@mvd.ru

Аннотация. В статье рассматриваются нарушения медицинского допуска к управлению транспортным средством, которые выражаются в виде нарушений порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидата в водители (водителя) либо нарушений в виде непрохождения медицинского освидетельствования лицом, претендующим на управление транспортным средством.

Ключевые слова: медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств

Для цитирования: Ляхов П.В. Некоторые особенности квалификации нарушений медицинского допуска к управлению транспортным средством // Современная наука. 2024. № 1. С. 20-23.

Original article

SOME FEATURES OF THE QUALIFICATION OF VIOLATIONS OF MEDICAL ADMISSION TO DRIVING A VEHICLE

Pavel V. Lyakhov

Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation pliakhov2@mvd.ru

Abstract. The article considers violations of medical admission to driving a vehicle, which are expressed in the form of violations of the procedure for conducting a mandatory medical examination of a candidate for driver (driver) or violations in the form of failure to undergo a medical examination by a person applying to drive a vehicle.

Keywords: medical provision of road safety, mandatory medical examination of candidates for drivers of vehicles For citation: Lyakhov P.V. Some features of the qualification of violations of medical admission to driving a vehicle // Modern Science. 2024. № 1. P. 20-23.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее -ФЗ о БДД) к физическому лицу, реализующему свое гражданское право на управление транспортным средством (далее - ТС), наряду с прочими, предъявлено требование о соответствии его состояния здоровья установленным критериям [1, 2].

Критериями к состоянию здоровья определены заболевания (состояния), являющиеся медицинскими противопоказаниями, медицинскими показаниями и медицинскими ограничениями к управлению ТС.

Для того, чтобы квалифицировать нарушение медицинского допуска к управлению ТС, в первую очередь необходимо определить, когда появились медицинские противопоказания, медицинские показания, медицинские ограничения.

Если они существовали до проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидата в водители (водителя) и не были выявлены при его прохождении, то это является признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) «Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных,

периодических, предрейсовых или послерейсо-вых медицинских осмотров». В данном случае усматривается нарушение в деятельности субъекта обязательного медицинского освидетельствования, а именно медицинской организации, в которой лицо проходило обязательное медицинское освидетельствование [3].

Рассматривая объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.32 КоАП РФ, а именно нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей (кандидатов в водители) ТС, необходимо отметить, что оно будет считаться оконченным с момента, когда лицу будет выдано медицинское заключение, в котором не будет указано наличие медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению ТС.

Таким образом, для квалификации действий (бездействия) медицинской организации как административного правонарушения не является обязательным факт получения лицом, прошедшим обязательное медицинское освидетельствование, права управления ТС, то есть получения водительского удостоверения (п. 4 ст. 25 ФЗ о БДД), а уж тем более непосредственное управление ТС при выданном водительском удостоверении.

В соответствии с абз. 3 п. 7 ст. 23 ФЗ о БДД обследование врачом-психиатром и врачом пси-

хиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях.

Исходя из этого, в случае, если медицинская организация, в которую обращалось лицо для прохождения обязательного медицинского освидетельствования, не является организацией, в которой осуществлялось обследование данными врачами, и при прохождении обследования врачом-психиатром или врачом психиатром-наркологом наличие медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений по профилю данных врачей не выявлено, но фактически они существовали, то ответственность за нарушение допуска должна ложиться на медицинскую организацию, в которой проходило обследование.

При этом моментом совершения нарушения будет являться момент выдачи справки, в которой не указано наличие медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений (п. 13 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) (далее - Порядок обязательного медицинского освидетельствования) [4].

Рассмотренные обстоятельства предполагают, что медицинское освидетельствование проводилось, но при его проведении допущены нарушения, которые не позволили установить существующие медицинские противопоказания, медицинские показания или медицинские ограничения.

Однако возможно, что физическое лицо, реализующее свое гражданское право на управление ТС, вовсе не проходило медицинское освидетельствование и для получения допуска к сдаче экзаменов предоставило в подразделение Госавтоинспекции заведомо подложное медицинское заключение, изготовленное самостоятельно либо приобретенное за плату.

Такой факт хотя и затрагивает вопрос медицинского допуска к управлению ТС, однако рассматривается как нарушение установленного порядка обращения с официальными документами, а также нарушение прав граждан [5] и содержит признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [6], а именно использование заведомо поддельного официального документа, предоставляющего право.

Следует заметить, что в настоящее время в сети Интернет широко распространены предложения о продаже различных справок, в том числе медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению ТС без прохождения соответствующего медицинского освидетельствования.

Для пресечения данных противоправных предложений активно применяется практика блокирования интернет-сайтов, содержащих данную информацию. Это осуществляется за счет обращения в суд прокурора с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределен-

ного круга лиц или интересов Российской Федерации [7].

Необходимо заметить, что непрохождение медицинского освидетельствования может быть и следствием нарушения со стороны медицинской организации, в которую обратилось лицо, то есть выдача медицинского заключения без проведения установленных осмотров и обследований врачами-специалистами, инструментальных и лабораторных исследований [8].

В данном случае подлежит привлечению к ответственности не только лицо, использовавшее заведомо подложное медицинское заключение, но и работник медицинской организации, выдавший поддельное медицинское заключение [9], либо лицо осуществившее изготовление [10, 11] и (или) сбыт поддельного медицинского заключения [12].

Если медицинские противопоказания, медицинские показания, медицинские ограничения появились уже после прохождения кандидатом в водители (водителем) обязательного медицинского освидетельствования, то в данном случае сам этот факт должен являться основанием только для аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей ТС (кандидатов в водители ТС) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению ТС и приостановления действия водительского удостоверения до момента прохождения внеочередного медицинского освидетельствования.

Необходимо отметить, что в настоящий момент такой порядок функционирует только в отношении лиц, работающих водителями, и совершенно не затрагивает абсолютное большинство так называемых водителей-любителей [13].

Тем не менее в случае, если водитель продолжает управлять ТС, зная о наличии у него медицинских противопоказаний, или медицинских ограничений, или медицинских показаний, то это должно являться основанием для привлечения его к ответственности [14, 15], так как такой запрет определен п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации [16]. Однако в настоящее время ответственность за управление ТС при наличии медицинских противопоказаний, или медицинских ограничений, или медицинских показаний не установлена.

В первую очередь необходимо разграничить управление при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению при наличии медицинских показаний, что уже ранее отмечал А.Ю. Якимов [17, 18].

Заболевания (состояния), являющиеся медицинскими противопоказаниями и медицинскими ограничениями, препятствуют возможности безопасного управления ТС. Однако если наличие медицинских противопоказаний полностью исключает допуск к управлению ТС, то медицинские ограничения устанавливают запрет только на допуск к управлению ТС определенных категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Рассматривая заболевания (состояния), являющиеся медицинскими показаниями, можно сказать, что они не устанавливают запрета, а только

определяют условия, при которых лицо может быть допущено к управлению ТС.

Таким образом, при наличии у лица медицинских противопоказаний нарушением будет управление любым ТС, при медицинских ограничениях - управление ТС определенных категорий, назначения и конструктивных характеристик, а при медицинских показаниях - нарушение условий, при соблюдении которых допуск является легитимным. Исходя из этих обстоятельств, ответственность должна быть дифференцирована.

Список источников

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст. 4873.

2. Бажина М.А. Правовое регулирование Безопасности дорожного движения в эпоху цифровизации // Безопасность дорожного движения. 2021. № 4. С. 4-6.

3. Решение Динского районного суда Краснодарского края от 10 апреля 2020 г. по делу № 2а-531/2020 // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 05.03.2024).

4. Приказ Минздрава России от 24 ноября 2021 г. № 1092н «Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 № 66130) // URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 26.03.2024).

5. Лебедев В.М. и др. Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 4. Особенная часть. Разделы X -XII / ответственный редактор В.М. Лебедев. М.: Издательство Юрайт, 2023. 276 с.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

7. Решение Собинского городского суда Владимирской области от 29.07.2020 по делу № 2а-1-438/2020 // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 01.03.2024).

8. Приговор Киреевского районного суда Тульской области от 14 марта 2018 г. по делу № 1-45/2018 // URL: https://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/33309193 (дата обращения: 22.03.2024).

9. Постановление Первомайского районного суда города Ижевска от 7 февраля 2020 г. по делу № 1-139/2020 // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 01.03.2024).

10. Решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 20 мая 2020 г. по делу № 1-61/2020 // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 30.03.2024).

11. Постановление Ковровского городского суда Владимирской области от 17 февраля 2020 г. по делу № 1-69/2020 // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 30.03.2024).

12. Решение Красногорского городского суда от 28 мая 2020 г. по делу № 2А-4371/2020 // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 30.03.2024).

13. Баканов К.С., Исаев М.М., Коблов П.С. Приоритет безопасности дорожного движения над эконо-

мическими результатами хозяйственной деятельности при перевозке пассажиров автобусами: М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 282 с.

14. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2018 г. № 87-КГ18-3 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.03.2024).

15. Кузнецов Д.Ю. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, управлявших транспортными средствами // Безопасность дорожного движения. 2023. № 3. С. 53-56.

16. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 22.11.1993. № 47. Ст. 4531.

17. Якимов А.Ю. Отсутствие права на управление транспортными средствами как квалифицирующий признак составов административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 29-34.

18. Порташников О.М., Антонов С.Н., Баканов К.С. и др. Выявление и доказывание сотрудниками Госавтоинспекции фактов управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения: методические рекомендации. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2016.

References

1. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ (as amended on 14.04.2023) «On road safety» // Collection Legislation of the Russian Federation. 11.12.1995. № 50. Art. 4873.

2. Bazhina M.A. Legal regulation of road safety in the era of digitalization // Road safety. 2021. № 4. P. 4-6.

3. Decision of the Dinsky District Court of the Krasnodar Territory dated 10.04.2020 in case № 2a-531/2020 // URL: https://sudact.ru/ (date of access: 05.03.2024).

4. Order of the Ministry of Health of Russia dated 24.11.2021 № 1092n «On approval of the procedure for conducting compulsory medical examination of vehicle drivers (candidate vehicle drivers), the procedure for issuing and the form of a medical report on the presence (absence) of vehicle drivers (candidates) as drivers of vehicles) medical contraindications, medical indications or medical restrictions for driving vehicles, as well as on the recognition as invalid of certain orders of the Ministry of Health of the Russian Federation» (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 30.11.2021 № 66130) // URL: http:// pravo.gov.ru (date of access: 26.03.2024).

5. Lebedev V.M. et al. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation in 4 vol. Vol. 4. Special part. Sections X - XII / executive editor V.M. Lebedev. M.: Yurayt Publishing House, 2023. 276 p.

6. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ // Collection Legislation of the Russian Federation. 17.06.1996. № 25. Art. 2954.

7. Decision of the Sobinsky City Court of the Vladimir Region dated 29.07.2020 in case № 2a-1-438/2020 // URL: https://sudact.ru/ (date of access: 01.03.2024).

8. Sentence of the Kireevsky District Court of the Tula Region dated 14.03.2018 in case № 1-45/2018 // URL: https://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/33309193 (date of access: 22.03.2024).

9. Resolution of the Pervomaisky District Court of the city of Izhevsk dated 07.02.2020 in case № 1-139/2020 // URL: https://sudact.ru/ (date of access: 01.03.2024).

10. Decision of the Vyaznikovsky City Court of the Vladimir Region dated 20.05.2020 in case № 1-61/2020 // URL: https://sudact.ru/ (date of access: 30.03.2024).

11. Resolution of the Kovrov City Court of the Vladimir Region dated 17.02.2020 in case № 1-69/2020 // URL: https://sudact.ru/ (date of access: 30.03.2024).

12. Decision of the Krasnogorsk City Court dated 28.05.2020 in the case № 2A-4371/2020 // URL: https:// sudact.ru/ date of access: 30.03.2024).

13. Bakanov K.S., Isaev M.M., Koblov P.S. The priority of road safety over the economic results of economic activity when transporting passengers by buses: M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. 282 p.

14. Determination of the Judicial Collegium for Civil Cases of the Supreme Court of the Russian Federation dated 17.04.2018 № 87-KG18-3 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 26.03.2024).

15. Kuznetsov D.Yu. Criminally relevant mental states of a persons driving a vehicles // Road Safety. 2023. № 3. P. 53-56.

16. Resolution of the Council of Ministers -Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On the Rules of the road» (together with the «Basic provisions for the admission of vehicles to operation and the responsibilities of officials to ensure road safety») // Collection of acts President and Government of the Russian Federation. 22.11.1993. № 47. Art. 4531.

17. Yakimov A.Yu. Absence of the right to drive vehicles as a qualifying feature of the composition of administrative offenses and criminal offenses in the field of traffic // Road Safety. 2022. № 3. P. 29-34.

18. Portashnikov O.M., Antonov S.N., Bakanov K.S. et al. Identification and proof by employees of the State Traffic Inspectorate of the facts of driving vehicles by drivers who are in a state of intoxication: methodological recommendations. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2016.

Информация об авторе

П.В. Ляхов - заместитель начальника отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения

Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293

Information about the author

P.V. Lyakhov - Deputy Head of the Departmentfor the Study of Problems of Regulatory Legal and Analytical Support of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 01.04.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 15.04.2024. The article was submitted 01.04.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 15.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.