Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка водителей / примерные программы / совершенствование системы допуска к управлению транспортными средствами / professional training of drivers / sample programs / improvement of the system of access to driving vehicles

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексей Владимирович Заостровцев, Екатерина Владимировна Марцога

Профессиональная подготовка водителей является ключевой в сфере допуска к управлению транспортными средствами. От ее качества зависит, с какими знаниями и навыками примут участие в дорожном движении выпускники автошкол. В статье проведены краткий анализ действующих примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств и сравнение их с ранее действовавшими, сделан вывод о необходимости их совершенствования и приведения в соответствие с современными реалиями. Сформулирован ряд предложений, касающихся примерных программ, в том числе связанных с готовящимися изменениями в законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING SAMPLE TRAINING PROGRAMS FOR VEHICLE DRIVERS

Professional training of drivers is key in the field of access to driving vehicles. Its quality determines the knowledge and skills with which driving school graduates will take part in road traffic. The article provides a brief analysis of current exemplary professional training programs for vehicle drivers and compares them with previously existing ones, and concludes that they need to be improved and brought into line with modern realities. A number of proposals were formulated regarding the necessary changes to the programs, including those related to upcoming changes in legislation.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Научная статья УДК 377.4

Безопасность дорожного движения -

© Заостровцев А.В., Марцога Е.В., 2023

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ

ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

'Алексей Владимирович Заостровцев, 2Екатерина Владимировна Марцога

'Учебно-методический центр «Профессионал» 2Научный центр БДД МВД России 'AlexZAO63@yandex.ru 2emartcoga@mvd.ru

Аннотация. Профессиональная подготовка водителей является ключевой в сфере допуска к управлению транспортными средствами. От ее качества зависит, с какими знаниями и навыками примут участие в дорожном движении выпускники автошкол. В статье проведены краткий анализ действующих примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств и сравнение их с ранее действовавшими, сделан вывод о необходимости их совершенствования и приведения в соответствие с современными реалиями. Сформулирован ряд предложений, касающихся примерных программ, в том числе связанных с готовящимися изменениями в законодательстве.

Ключевые слова: профессиональная подготовка водителей, примерные программы, совершенствование системы допуска к управлению транспортными средствами

Для цитирования: Заостровцев А.В., Марцога Е.В. Направления совершенствования примерных программ подготовки водителей транспортных средств // Безопасность дорожного движения. 2023. № 4. С. 24-29.

Original article

DIRECTIONS FOR IMPROVING SAMPLE TRAINING PROGRAMS

FOR VEHICLE DRIVERS

'Alexey V. Zaostrovtsev, 2Ekaterina V. Martsoga

'Educational and methodological center «Professional»

2Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

'AlexZAO63@yandex.ru

2emartcoga@mvd.ru

Abstract. Professional training of drivers is key in the field of access to driving vehicles. Its quality determines the knowledge and skills with which driving school graduates will take part in road traffic. The article provides a brief analysis of current exemplary professional training programs for vehicle drivers and compares them with previously existing ones, and concludes that they need to be improved and brought into line with modern realities. A number of proposals were formulated regarding the necessary changes to the programs, including those related to upcoming changes in legislation.

Keywords: professional training of drivers, sample programs, improvement of the system of access to driving vehicles For citation: Zaostrovtsev A.V., Martsoga E.V. Directions for improving sample training programs for vehicle drivers // Road Safety. 2023. № 4. P. 24-29.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 года № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (далее -приказ Министерства просвещения РФ от 08.11.2021 № 808) [1] вступил в силу с 1 сентября 2022 года и будет действовать до 1 сентября 2025 года.

Как следует из названия, он утвердил очередные примерные программы, на основании которых образовательным организациям следует осуществлять профессиональную подготовку водителей транспортных средств (далее - ТС) в Российской Федерации.

Следует отметить, что примерные программы подготовки, а с 2013 года - примерные программы профессионального обучения водителей, за период с 1998 года, то есть с момента их официального появления, по 2022 год менялись семь раз (табл. 1). При этом они неоднократно дополнялись, на их основе создавались программы переподготовки с категории на категорию (подкатегорию) ТС.

В утвержденных Министерством просвещения Российской Федерации 29 апреля 2022 года разъяснениях о вступлении в силу указанных примерных программ указано, что основное отличие новых примерных программ от ранее действовавших сорока девяти - это утверждение в дополнение к уже существующим новым девяти примерным программам переподготовки и включение положения, закрепляющего «необходимость изучения автоматизированных систем вождения и особенностей управления транспортным средством с высокой степенью автоматизации», и положения, предусматривающего «проведение практического экзамена только в условиях реальной дорожной обстановки, в связи со вступлением в силу с 1 апреля 2021 года изменений, внесенных в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения

экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») [8].

Однако, рассматривая примерные программы профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 года № 808 (далее - примерные программы), и ранее действовавшие, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 26 декабря 2013 года № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» [5], необходимо отметить, что даже с учетом внесенных изменений по тексту они практически не отличаются друг от друга. Да и сами утвержденные примерные программы на отдельные категории (подкатегории) являются практически точными копиями друг друга.

Таблица 1

Этапы совершенствования системы допуска водителей к управлению транспортными средствами

в Российской Федерации. Подготовка водителей

Примерные программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, утверждены Министерством образования РФ, согласованы с Министерством транспорта РФ и ГУ ГИБДД СОБ МВД России в 1998 и 2000 гг. Содержат 5 примерных программ подготовки

Приказ Минобрнауки РФ от 30 сентября 2008 г. № 278 «О введении в действие Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» [2] Содержит 8 примерных программ подготовки, текст которых практически не отличается

Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2009 г. № 6 «О введении в действие Примерных программ переподготовки водителей транспортных средств различных категорий» [3] Содержит 5 примерных программ, текст которых практически не отличается

Приказ Минобрнауки РФ от 18 июля 2010 г. № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» [4] Содержит 5 примерных программ, текст которых практически не отличается

Приказ Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» [5] Содержит 49 примерных программ, текст которых практически не отличается

Приказ Минобрнауки РФ от 12 мая 2015 г. № 486 «Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» [6] Содержит 21 примерную программу переподготовки, текст которой практически не отличается

Приказ Минобрнауки РФ от 19 октября 2017 г. № 1016 «О внесении изменений в отдельные примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408, и в отдельные примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 12 мая 2015 г. № 486» [7] Содержит 21 примерную программу переподготовки, текст которой практически не отличается

Приказ Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 г. № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» [1] Содержит 62 примерные программы, текст которых практически не отличается

Учебный план примерной программы подготовки на любую из категорий (подкатегорий) ТС включает базовый цикл, обязательный для подготовки водителей ТС любой категории и подкатегории, и специальный цикл, необходимый для подготовки водителей конкретной категории транспортных средств, на которую проходит подготовку (переподготовку) кандидат в водители.

Полагаем, что разделение программ на базовый и специальный циклы необходимо для того, чтобы в дальнейшем был реализован принцип ступенчатого получения права на управление ТС с низшей категории на высшую по достижении определенного возраста и при наличии водительского стажа.

Таким образом построены система допуска к управлению ТС и программы обучения водителей за рубежом [9, 10, 11]. Например, в п. 9

Постановления о водительских правах Германии (Fahrerlaubшsverordnung - FeV) от 19 января 2013 года указано, что водительское удостоверение категорий «С1», «С», <^1» или может быть

выдано только в том случае, если соискатель уже имеет водительское удостоверение категории «В». Водительское удостоверение высшей категории может быть выдано не раньше, чем водительское удостоверение категории «В» [12].

Полагаем целесообразным сориентировать базовый цикл обучения на водителей мототранспортных средств и легковых автомобилей (категорий «М», «А», «В», «ВЕ» и подкатегорий «В1», «А1»), не планирующих заниматься предпринимательской или трудовой деятельностью, связанной с управлением ТС, а специальный цикл - на водителей профессиональных категорий и подкатегорий ТС («С», «С1»,

- Безопасность до

«D», «D1») и прицепов к ним, а также дополнительно на водителей категории «В», имеющих водительский стаж не менее года и планирующих заниматься деятельностью, связанной с перевозкой пассажиров и грузов. При этом отдельные программы целесообразно ориентировать на конкретные категории ТС.

В действующих примерных программах темы базового курса одинаковы для всех категорий и подкатегорий ТС, поэтому принципиальные ошибки и несоответствия повторяются в тексте каждой отдельной программы.

Например, требования к техническому состоянию ТС включены в тему «Правила дорожного движения» базового цикла, хотя они содержатся в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 [13], и, по нашему мнению, имеют непосредственное отношение к теме специального цикла «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств как объектов управления».

Учебный предмет базового курса «Основы управления транспортными средствами» практически полностью дублируется учебным предметом специального курса «Основы управления транспортными средствами отдельных категорий (подкатегорий)».

Для примера рассмотрим программу профессиональной подготовки водителей ТС категории «М». Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) к категории «М» относятся мопеды - двух- или трехколесные механические транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Отметим, что в пояснительной записке к примерной программе указано, что она, как и все иные программы, «может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении условий, без которых невозможно или затруднительно освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Однако согласно постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами» [14] лица с ограниченными физическими возможностями полностью исключены из числа лиц, которым согласно медицинским показаниям разрешено управлять мотоциклами и мопедами.

Даже отсутствие или неподвижность двух пальцев на правой руке или трех - на левой является медицинским ограничением к управлению всеми видами мототранспортных средств.

Лица с ограниченными физическими возможностями имеют схожие ограничения к управлению ТС категорий «С», «СЕ», «D», «DE», «Тт» или «ТЪ», подкатегорий «С1», «D1», «С1Е» или «DIE», но и в пояснительных записках этих примерных программ имеется аналогичный абзац.

Час теоретических занятий (раздел 3.1.1.2 примерных программ «Правила дорожного движения»,

>жного движения -

категория «М») посвящен правилам буксировки ТС, перевозки людей и грузов: условиям и порядку буксировки механических ТС на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки; перевозке людей в буксируемых и буксирующих ТС; требованиям к перевозке людей в грузовом автомобиле; в том числе случаям, требующим согласования условий движения ТС с Госавтоинспекцией.

Любая буксировка двухколесных ТС согласно п. 24.9 ПДД РФ запрещена. Однако примерными программами подготовки водителей мототранспортных средств предусмотрено обязательное изучение правил буксировки на гибкой и жесткой сцепке, а также методом частичной погрузки.

Двухместные мопеды встречаются достаточно редко, однако согласно п. 22.2(1) ПДД РФ перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления ТС любой категории или подкатегории в течение двух и более лет.

Раздел 3.1.1.2 рассматриваемой примерной программы предполагает изучение следующих тем ПДД РФ, которые к управлению мопедом отношения не имеют.

Например, порядок движения по автомагистрали и правила остановки и стоянки на ней. Согласно п. 16.1 ПДД РФ водителям мопедов запрещено выезжать на автомагистраль.

Движение по дорогам с выделенной полосой для маршрутных ТС на мопеде не допускается (п. 18.2 ПДД РФ), кроме того, при наличии указанной полосы у правого края проезжей части водители мопедов не могут выполнить требования п. 24.7 ПДД РФ и занять правильное положение на дороге.

Учебная езда по дорогам на мопеде так же, как и на любом другом мототранспортном средстве, не допускается (п. 21.4 ПДД РФ), обучение проходит только на закрытой от движения площадке. Правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки к водителям мопедов не относятся.

Правила использования фары прожектора и опознавательного знака «Автопоезд» водителями мопедов и мотоциклов не применяются, тем более что в действующей редакции Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации этот знак и упоминание о нем исключены.

Информация о типах государственных регистрационных знаков (далее - ГРЗ) и порядке их установки также является излишней, так как Правила государственной регистрации транспортных средств устанавливают единый порядок государственной регистрации наземных самоходных устройств с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч и мопедам государственный регистрационный номер не присваивается и ГРЗ не выдается [15].

Полагаем, что программа профессионального обучения на категорию «М», так же, как и программы на иные виды ТС («А», «А1»), и не только они, перегружены излишней информацией. При этом забыты такие важные и влияющие на безопасность факторы, как: использование защитных средств, таких как перчатки, ботинки, защитная одежда и шлем, приспособления для защиты глаз;

видимость водителей мототранспортных средств для других участников дорожного движения;

дорожные условия, требующие повышенного внимания: канализационные люки, ливневые решетки, полимерная дорожная разметка (линии и стрелы), трамвайные пути, искусственные неровности;

риски, связанные с высокой травмоопасностью двухколесных мототранспортных средств по сравнению с четырехколесными при одинаковых дорожных условиях.

Рассматривая примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», необходимо также отметить, что изучению раздела 3.2.1.1 «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления», практически точной копией которого являются аналогичные разделы программ на иные категории ТС, посвящено 20 часов, из них 18 часов теоретических и только два практических.

При этом основное учебное время уделено изучению:

общего устройства двигателя (2 часа); общего устройства трансмиссии (2 часа); назначения ходовой части (2 часа); общего устройства и принципа работы тормозных систем (2 часа);

общего устройства рулевого управления (2 часа); источникам потребления электрической энергии (1 час);

общего устройства ТС категории «В» (1 час); общего устройства прицепов и тягово-сцепных устройств (2 часа);

электронным системам помощи водителю (2 часа) и др.

Собственно вопросу, касающемуся основных неисправностей тормозной системы и рулевого управления уделена всего одна строка примерной программы вместе с вопросами о неисправностях ходовой части.

Как пример процитируем один из абзацев раздела 3.2.1. учебного предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления», подраздел 3.2.1.1. «Устройство транспортных средств». «Общее устройство и принцип работы тормозных систем: рабочая и стояночная тормозные системы, их назначение, общее устройство и принцип работы; назначение и общее устройство запасной тормозной системы; электромеханический стояночный тормоз; общее устройство тормозной системы с гидравлическим приводом; работа вакуумного усилителя и тормозных механизмов; тормозные жидкости, их виды, состав и правила применения; ограничения по смешиванию различных типов тормозных жидкостей; неисправности тормозных систем, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства».

Теме, касающейся проверки технического состояния автомобиля на соответствие основным положениям по допуску ТС к эксплуатации и устранения мелких неисправностей в процессе эксплуатации, уделено всего 2 часа теоретических занятий, а этого явно недостаточно, так как согласно п. 2.3.1 ПДД РФ водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние ТС.

Полагаем, что эта тема, как и все, касающиеся устройства и технического состояния ТС, должны изучаться и прорабатываться на практических занятиях.

По нашему мнению, также требуют проработки и включения в базовый цикл для всех без исключения категорий и подкатегорий следующие вопросы, непосредственно влияющие на безопасность движения. Теоретические занятия.

Рассматривать положения ПДД РФ отдельно от основ безопасного управления ТС авторы считают системной ошибкой разработчиков.

В свою очередь, разделы ПДД РФ не должны цитироваться дословно, а рассматриваться во взаимосвязи друг с другом. Средства регулирования дорожного движения - с правилами проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков, запрещающие, предписывающие и предупреждающие знаки -с правилами маневрирования, обгона, соблюдения скоростного режима, правил остановки и стоянки и расположения ТС на проезжей части дороги.

При изучении примерных программ сложно уловить разницу между разделами базового, специального и профессионального циклов, которые называются соответственно «Основы управления транспортными средствами», «Управление транспортными средствами категории «В» и «Вождение транспортных средств категории «В».

Это, по сути, одно и то же. Детальное рассмотрение примерных программ показывает, что и по содержанию они практически не отличаются.

Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2013 года № 980 утверждены Правила разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее - Правила) [16].

Согласно п. 4 указанных Правил примерные программы должны предусматривать достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенции объем практики, являющейся их обязательной частью.

В действующей программе профессиональной подготовки водителей ТС категории «В» теории посвящено 86 часов, а практике всего 56 часов (54 часа для ТС с автоматической коробкой переключения передач).

По нашему мнению, тема «Основы безопасного управления ТС» должна занимать не менее половины времени теоретических занятий. При этом не следует забывать о том, что необходимые умения и навыки можно приобрести только в процессе практических занятий. Поэтому время практических занятий считаем необходимым увеличить за счет сокращения теоретических.

Продолжительность практических занятий должна рассчитываться индивидуально с каждым обучающимся по мере освоения материала и с учетом его психофизиологических особенностей.

Практические занятия.

Устройство и техническое обслуживание автомобиля должны изучаться только на практических занятиях. При этом количество часов базового цикла, посвященное этой теме, должно быть достаточным для того, чтобы кандидат в водители смог провести визуальный осмотр ТС с целью выявления неисправностей, с которыми запрещены дальнейшее движение или эксплуатация ТС, заменить колесо и не перепутать горловину расширительного бачка с горловиной для жидкости стеклоомывателя.

Полагаем необходимым, чтобы специальный цикл предусматривал углубленное изучение устройства ТС именно той категории (подкатегории), на которую проходит обучение, на реальном транспортном средстве, а не на плакатах и пособиях.

Водитель должен обладать навыками проведения технического обслуживания ТС в случае его поломки, иметь представление об устройстве тормозной системы, рулевого управления, тягово-сцепного устройства в составе автопоезда, и получены они могут быть только на практике.

Рассмотрение на теоретических занятиях общих правил безопасного вождения (соблюдение

- Безопасность до

безопасной дистанции и интервала между ТС, выбор скорости в соответствии с дорожными условиями, умение ориентироваться в дорожной обстановке и прогнозировать возможное развитие событий, движение в транспортном потоке, оповещение других участников дорожного движения о своих намерениях, движение на аварийно-опасных участках дороги, взаимодействие с другими участниками дорожного движения (водителями, пешеходами, велосипедистами) не принесет такой пользы, как отработка на практике в процессе обучения вождению на дорогах с различной интенсивностью транспортного потока.

Согласно п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) [17] российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление ТС любой из категорий или подкатегорий, подтверждает право на управление ТС категории «М».

Поэтому считаем целесообразным включить ряд вопросов, касающихся специфики безопасного управления мототранспортными средствами учебного предмета «Основы управления транспортным средством категории «М», в примерные программы профессиональной подготовки при первичном получении водительского удостоверения на категории «В», «С» и подкатегории «В1», «С1».

Можно до бесконечности искать и находить в примерных программах допущенные разработчиками очевидные ошибки. Но это не самое главное. Обучение водителей, как и вся система допуска к управлению ТС, требуют изменений.

По нашему мнению, требуется создание новых примерных программ профессиональной подготовки водителей ТС, и они должны быть принципиально новыми, а не переписанными с утвержденных более десяти лет назад и копирующими друг друга.

В п. 1 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ указано, что к сдаче экзаменов допускаются лица, в том числе прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полагаем, что соответствовать оно должно современным реалиям, и при разработке примерных программ профессионального обучения водителей ТС должны быть проведены тщательный анализ существующих проблем, передового зарубежного опыта в указанной сфере передовых обучающих практик и технологий и экспертное обсуждение подходов к профессиональной подготовке.

Список источников

1. Приказ Министерства просвещения России от 8 ноября 2021 г. № 808 (ред. от 26.09.2022) «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.03.2022 № 67672) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2023).

2. Приказ Минобрнауки РФ от 30 сентября 2008 г. № 278 «О введении в действие Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2023) (утратил силу).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2009 г. № 6 «О введении в действие Примерных программ переподготовки водителей транспортных средств

)жного движения -

различных категорий» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2023) (утратил силу).

4. Приказ Минобрнауки РФ от 18 июля 2010 г. № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2023) (утратил силу).

5. Приказ Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408 (ред. от 19.10.2017) «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 № 33026) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2023) (утратил силу).

6. Приказ Минобрнауки РФ от 12 мая 2015 г. № 486 «Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (утратил силу) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2023) (утратил силу).

7. Приказ Минобрнауки РФ от 19 октября 2017 г. № 1016 «О внесении изменений в отдельные примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 26 декабря

2013 г. № 1408, и в отдельные примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Ми-нобрнауки РФ от 12 мая 2015 г. № 486» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2023) (утратил силу).

8. Постановление Правительства РФ от 24 октября

2014 г. № 1097 (ред. от 25.06.2022) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2023).

9. Заостровцев А.В., Катальников С.В. Международный опыт экзаменационной деятельности, связанной с приемом экзаменов у водителей мототехники в условиях реального дорожного движения // Вестник НЦБЖД. 2015. № 4(26). С. 27-32.

10. Мухин Е.М., Заостровцев А.В., Амелин Н.В. Готовность водителей к безопасному управлению транспортным средством: учебное пособие. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2017. 92 с.

11. Заостровцев А.В., Катальников С.В. Начинающий водитель: понятие, факторы риска, пути решения проблемных вопросов // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ. 2016. № 3(39). С. 83-91.

12. URL: http://www.fahrtipps.de/verkehrsrecht/fev.php-?par=9#9 (дата обращения: 03.12.2023).

13. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2023).

14. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 (ред. от 03.08.2019) «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2023).

15. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. № 1764 (ред. от 02.12.2022) «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2023).

16. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 980 (ред. от 19.12.2018) «Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих

категорий и подкатегорий» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2023).

17. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2023).

References

1. Order of the Ministry of Education of Russia dated 08.11.2021 № 808 (as amended on 26.09 2022) «On approval of exemplary professional training programs for drivers of vehicles of relevant categories and subcategories» (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 10.03.2022 № 67672) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.12.2023).

2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 30.09.2008 № 278 «On the implementation of Model training programs for drivers of vehicles of various categories» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.12.2023) (lost force).

3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 20.01.2009 № 6 «On the implementation of Model retraining programs for drivers of vehicles of various categories» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.12.2023) (lost force).

4. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 18.07.2010 № 636 «On approval of Model training programs for drivers of vehicles of various categories» // // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.12.2023) (lost force).

5. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 26.12.2013 № 1408 (as amended on 19.10.2017) «On approval of exemplary professional training programs for drivers of vehicles of relevant categories and subcategories» (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 09.07.2014 № 33026) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.12.2023) (lost force).

6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 12.05.2015 № 486 «On approval of exemplary retraining programs for drivers of vehicles of relevant categories and subcategories» (lost force) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.12.2023) (lost force).

7. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 19.10.2017 № 1016 «On amendments to certain sample vocational training programs for drivers of vehicles of relevant categories and subcategories, approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 26.12.2013 № 1408, and to certain sample

retraining programs drivers of vehicles of the corresponding categories and subcategories, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 12.05.2015 N° 486» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.12.2023) (lost force).

8. Decree of the Government of the Russian Federation dated 24.10.2014 № 1097 (as amended on 25.06.2022) «On admission to driving vehicles» (together with the «Rules for conducting examinations for the right to drive vehicles and issuing driver's licenses») // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.12.2023).

9. Zaostrovtsev A.V., Katalnikov S.V International experience of examination activities related to taking exams for motor vehicle drivers in real traffic conditions // Bulletin of the National Center for Road Transport. 2015. № 4(26). P. 27-32.

10. Mukhin E.M., Zaostrovtsev A.V, Amelin N.V Drivers' readiness to drive safely: a training manual. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2017. 92 p.

11. Zaostrovtsev A.V., Katalnikov S.V. Novice driver: concept, risk factors, ways to solve problematic issues // Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2016. № 3(39). P. 83-91.

12. URL: http://www.fahrtipps.de/verkehrsrecht/fev.php-?par=9#9 (date of access: 03.12.2023).

13. Resolution of the Council of Ministers - Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On traffic rules» // Legal reference system «Consultant Plus» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.12.2023).

14. Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.12.2014 № 1604 (as amended on 03.08.2019) «On the lists of medical contraindications, medical indications and medical restrictions for driving a vehicle» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.12.2023).

15. Decree of the Government of the Russian Federation dated 01.11.2013 № 980 (as amended on 19.12.2018) «On approval of the Rules for the development of exemplary professional training programs for drivers of vehicles of the relevant categories and subcategories» // Legal reference system «Consultant Plus».

16. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.12.2023).

17. Decree of the Council of Ministers - the Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On the rules of the road» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.12.2023).

Информация об авторах

А.В. Заостровцев - старший преподаватель учебно-методического центра «Профессионал» Контакты: Балаклавский проспект, д. 2, к. 6, Москва, Россия, 117639

Е.В. Марцога - ведущий научный сотрудник отдела обеспечения научной и редакционно-издательской деятельности Научного центра БДДМВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the authors

A.V. Zaostrovtsev - Senior teacher of the educational and methodological center «Professional» Contacts: Balaklavsky Prospekt, d. 2, k. 6, Moscow, Russia, 117639

E.V. Martsoga - Leading researcher of the department for support of scientific editorial and publishing activities of Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 06.12.2023; одобрена после рецензирования 13.12.2023; принята к публикации 20.12.2023. The article was submitted 06.12.2023; approved after reviewing 13.12.2023; accepted for publication 20.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.