Научная статья на тему 'Аннулирование водительских удостоверений у лиц, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами'

Аннулирование водительских удостоверений у лиц, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
аннулирование водительского удостоверения / медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами / прекращение права на управление транспортными средствами / единая база данных водителей с медицинскими противопоказаниями / доступ ГИБДД к врачебной (медицинской) тайне / работа ГИБДД по аннулированию водительских удостоверений / driver’s license cancellation / medical contraindications to driving / termination of the right to drive / united database of drivers with medical contraindications to drive / traffic police access to medical records / medical privacy / driver’s license cancellation by traffic police

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ленар Ринатович Габдурахманов, Андрей Владимирович Куртмин

Проблема управления транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания, на повестке дня органов ГИБДД МВД России стоит достаточно остро. До недавнего времени основной способ исключения водителей, не способных по состоянию здоровья обеспечить безопасное управление автомобилем, заключался в прекращении их права на управление в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Однако данный способ чрезвычайно затянут по времени, не способен обеспечить своевременное оперативное реагирование, так как требует судебного решения, зависящего от процессуальных сроков. В то же время законодательство предусматривает возможность аннулирования водительского удостоверения. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний Водительское удостоверение после аннулирования считается недействительным. В отличие от процедуры прекращения права на управление транспортными средствами в связи с медицинскими противопоказаниями для аннулирования водительского удостоверения установлен не судебный, а административный порядок. Аннулирование водительского удостоверения в полной мере отвечает целям исключения из дорожного движения лиц, имеющих медицинские противопоказания: за управление транспортными средствами лицами, чье водительское удостоверение признано недействительным, установлена административная ответственность с правом отстранения водителя от управления и задержания транспортного средства. В настоящей статье представлен юридический анализ процедуры аннулирования водительских удостоверений с предложениями способов решения отдельных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cancellation of driving licenses of people with medical contraindications to driving

The problem of drivers with medical conditions that prevent them from driving safely is among the most important ones for the Main Directorate for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Until recently, the main way to prevent these people from driving was to terminate their right to drive in accordance with article 28 of the Federal Law No. 196 «On Road Safety». However, this method is extremely time-consuming. It is unable to provide prompt response, as it requires a court decision that depends on the lengthy court proceedings. At the same time, the legislation provides the possibility to cancel a driving license. In accordance with paragraphs, subparagraph «ж», paragraph 35 of the Rules for conducting examinations for the right to drive vehicles and issuing driver’s licenses, any Russian national or international driver’s license is considered to be invalid and is subject to cancellation if the driver of the vehicle is confirmed to have specific medical conditions that prevent him from safe driving. After cancellation a driver's license is considered invalid. Unlike the procedure of termination of the right to drive due to medical conditions, for the cancellation of a driver's license, not a judicial, but an administrative procedure has been established. The cancellation of a driver's license fully meets the goal of excluding people with medical contraindications from being road traffic participants. This article presents a legal analysis of the procedure of driver's license cancellation. Suggestions to solve certain problems are made.

Текст научной работы на тему «Аннулирование водительских удостоверений у лиц, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами»

научный портал мвд России № 4 (60) 2022

scientific portal of the russia ministry of the interior " М '

Административное право

Научная статья УДК 342.951

Аннулирование водительских удостоверений у лиц, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами

Ленар Ринатович Габдурахманов1, Андрей Владимирович Куртмин2

1ГУОБДД МВД России, Москва, Россия, [email protected] 2УГИБДД МВД по Республике Татарстан, Казань, Россия, [email protected]

АННОТАЦИЯ. Проблема управления транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания, на повестке дня органов ГИБДД МВД России стоит достаточно остро. До недавнего времени основной способ исключения водителей, не способных по состоянию здоровья обеспечить безопасное управление автомобилем, заключался в прекращении их права на управление в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Однако данный способ чрезвычайно затянут по времени, не способен обеспечить своевременное оперативное реагирование, так как требует судебного решения, зависящего от процессуальных сроков. В то же время законодательство предусматривает возможность аннулирования водительского удостоверения. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний Водительское удостоверение после аннулирования считается недействительным. В отличие от процедуры прекращения права на управление транспортными средствами в связи с медицинскими противопоказаниями для аннулирования водительского удостоверения установлен не судебный, а административный порядок. Аннулирование водительского удостоверения в полной мере отвечает целям исключения из дорожного движения лиц, имеющих медицинские противопоказания: за управление транспортными средствами лицами, чье водительское удостоверение признано недействительным, установлена административная ответственность с правом отстранения водителя от управления и задержания транспортного средства. В настоящей статье представлен юридический анализ процедуры аннулирования водительских удостоверений с предложениями способов решения отдельных проблем.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аннулирование водительского удостоверения, медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, прекращение права на управление транспортными средствами, единая база данных водителей с медицинскими противопоказаниями, доступ ГИБДД к врачебной (медицинской) тайне, работа ГИБДД по аннулированию водительских удостоверений

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Габдурахманов Л. Р., Куртмин А. В. Аннулирование водительских удостоверений у лиц, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами // Научный портал МВД России. 2022. № 4 (60). С. 33-39.

© Габдурахманов Л. Р., Куртмин А. В., 2022

Administrative Law

Original article

Cancellation of driving licenses of people with medical contraindications to driving

Lenar R. Gabdurahmanov1, Andrei V. Kurtmin2

1 Main Directorate for Road Traffic of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]

2 State Traffic Safety Inspectorate of Internal Affairs of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia, [email protected]

ABSTRACT. The problem of drivers with medical conditions that prevent them from driving safely is among the most important ones for the Main Directorate for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Until recently, the main way to prevent these people from driving was to terminate their right to drive in accordance with article 28 of the Federal Law No. 196 «On Road Safety». However, this method is extremely time-consuming. It is unable to provide prompt response, as it requires a court decision that depends on the lengthy court proceedings. At the same time, the legislation provides the possibility to cancel a driving license. In accordance with paragraphs, subparagraph «x», paragraph 35 of the Rules for conducting examinations for the right to drive vehicles and issuing driver's licenses, any Russian national or international driver's license is considered to be invalid and is subject to cancellation if the driver of the vehicle is confirmed to have specific medical conditions that prevent him from safe driving. After cancellation a driver's license is considered invalid. Unlike the procedure of termination of the right to drive due to medical conditions, for the cancellation of a driver's license, not a judicial, but an administrative procedure has been established. The cancellation of a driver's license fully meets the goal of excluding people with medical contraindications from being road traffic participants. This article presents a legal analysis of the procedure of driver's license cancellation. Suggestions to solve certain problems are made.

KEYWORDS: driver's license cancellation, medical contraindications to driving, termination of the right to drive, united database of drivers with medical contraindications to drive, traffic police access to medical records, medical privacy, driver's license cancellation by traffic police

FOR CITATION: Gabdurahmanov L. R., Kurtmin A. V. Cancellation of driving licenses of people with medical contraindications to driving // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2022. № 4 (60). P. 33-39 (In Russ.).

Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД), утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711, органы ГИБДД обеспечивают соблюдение законодательства по вопросам безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства1. Таким образом, основная цель деятельности всей системы ГИБДД России - это безопасность на дорогах, которая достигается путем обеспечения безопасности всей дорожной инфраструктуры, технической безопасности автомобилей и безопасности непо-

1 См.: О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») : Указ Президента Рос. Федерации от 15 июня 1998 г. № 711. иЯ1_ : https://base.garant.ru/12111975/ (дата обращения : 25.01.2022).

средственно водителей как основных субъектов дорожного движения.

Следует отметить, что благодаря реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения», входящего в структуру национального проекта «Безопасные качественные дороги», уже на протяжении нескольких лет наблюдается положительная тенденция к снижению как количества дорожно-транспортных происшествий, так и лиц, в них погибших2.

Несмотря на то что смертность в дорожно-транспортных происшествиях с участием водителей в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения год за годом снижается, их доля остается достаточно высокой. Также сравнительно велико количество водителей, которым по медицинским противопоказаниям запрещено управлять транспортным средством. Нередки случаи, когда по их вине происходят дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП), в результате которых гибнут люди3. На эту проблему органы

2 См.: Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». URL : http://government.ru/ rugovclassifier/844/events/ (дата обращения : 25.01.2020).

3 См.: Статистические данные дорожно-транспортных

ГИБДД обращают пристальное внимание, реализуя все возможности, предоставленные законодателем4.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» существенной составляющей безопасности дорожного движения является медицинское освидетельствование водителей (кандидатов в водители) с целью определения наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Такое освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ)5. В ст. 23.1 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено, что при наличии медицинских противопоказаний водители не должны допускаться к управлению транспортными средствами. Согласно ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами6.

В Республике Татарстан с 2014 г. проводится работа по прекращению права на управление транспортными средствами лиц, имеющих медицинские противопоказания (в основном это больные наркоманией и хроническим алкоголизмом)7. В то же время, как показала практика, прекращение права на управление транспортными средствами лиц, имеющих медицинские противопоказания, посредством предъявления в суд административных исковых заявлений не спо-

происшествий. URL : ИПрву/гибдц.рф/ (дата обращения : 25.01.2022).

4 См.: Там же.

5 См.: О безопасности дорожного движения : Фецер. закон от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ : ред. от 29 нояб. 2021 г., ст. 23, ч. 7. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8585/ (дата обращения : 25.01.2022).

6 См.: Там же.

7 3а шесть последних лет в Республике Татарстан судами

прекращено право на управление транспортными средства-

ми 2 400 водителей по медицинским противопоказаниям.

собно кардинально решить проблему наличия водителей, чье состояние здоровья препятствует безопасному вождению. Количество ДТП8 по вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, все еще высоко и вызывает озабоченность.

Судебный порядок прекращения права лиц на управление транспортными средствами занимает, как правило, более четырех месяцев. Вначале требуются временные ресурсы для подготовки самого административного искового заявления, получения медицинского заключения о негодности водителя к управлению транспортными средствами9, уведомления водителя - административного ответчика о подготовленном административном иске10. В последующем два месяца уходит на саму процедуру судебного рассмотрения, после - месячный срок вступления решения в законную силу. В случае же апелляционного обжалования водителем принятого решения этот срок увеличивается еще минимум на один месяц. Таким образом, с момента выявления водителя с медицинскими противопоказаниями до реального прекращения его права на управление транспортными средствами проходит 5-6 месяцев, в течение которых он сохраняет возможность управления автомобилем, представляя потенциальную опасность для других участников дорожного движения.

В то же время в законодательстве наряду с прекращением права на управление транспортными средствами предусмотрена возможность аннулирования водительского удостоверения. В соответствии с подп. «ж» п. 35 Правил прове-

8 В 2021 г. на территории Республики Татарстан по вине водителей в состоянии алкогольного и наркотического опьянения произошло 274 ДТП с телесными повреждениями, в которых погибли 58 и был ранен 381 человек.

9 В соответствии с п. 8 ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» по результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, срок изготовления которого законодательно не регламентирован.

10 Согласно ст. 126 КАС РФ административный истец самостоятельно уведомляет административного ответчика о поданном административном исковом заявлении путем направления ему почтовой корреспонденции. С учетом асо-циальности лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, добровольно почтовую корреспонденцию они не получают; для соблюдения процессуальных требований необходимо дождаться, чтобы корреспонденция какое-то время находилась в почтовом отделении, а после вернулась. Только после этого водители - административные ответчики считаются надлежащим образом уведомленными.

дения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 109711, российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством. Водительское удостоверение после аннулирования считается недействи-тельным12.

В отличие от процедуры прекращения права на управление транспортными средствами в связи с медицинскими противопоказаниями (ограничение прав человека) для аннулирования водительского удостоверения (признание недействительным документа) установлен не судебный, а административный порядок. Согласно п. 212 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 80, аннулирование водительского удостоверения осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в информационную систему Госавтоинспекции13. Правовые отличия «прекращения права на управление транспортными средствами» от «аннулирования водительского удостоверения» значительны. Прекращение права означает, что у лица изменяется правосубъектность (набор субъективных прав и обязанностей), признание недействительным водительского удостоверения таких последствий не вызывает. Аннулирование водительского удостоверения не воз-

11 См.: Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 24 окт. 2014 г. № 1097, п. 35 // СПС Консуль-тантПлюс.

12 См.: О допуске к управлению транспортными средствами : постановление Правительства Рос. Федерации от 24 окт. 2014 г. № 1097 : с изм. и доп. URL : https://base.garant. ru/70774562/ (дата обращения : 25.01.2022).

13 См.: Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по

предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений : приказ МВД России от 20 февр. 2021 г. № 80. URL : https://мвд.рф/uр1оаd/site1816/ (дата обращения : 25.01.2022).

действует непосредственно на субъективное право человека, а касается лишь действительности конкретного документа. И в дальнейшем водителю после выздоровления потребуется не восстановление ранее прекращенного права, а лишь получение нового водительского удостоверения.

Очевидно, что процедуру аннулирования водительского удостоверения можно провести гораздо оперативнее, чем прекращение права. В соответствии с п. 218 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений при поступлении сведений о смерти владельца водительского удостоверения посредством информационных ресурсов МВД России аннулирование водительского удостоверения осуществляется в течение 10 рабочих дней. Специальные сроки внесения в базы данных ГИБДД России сведений об аннулировании водительского удостоверения в связи с медицинскими противопоказаниями административным регламентом не предусмотрены, однако по аналогии можно ориентироваться на те же 10 рабочих дней с момента принятия решения об аннулировании.

Стоит отметить, что признание недействительным водительского удостоверения, как и прекращение права лица на управление транспортными средствами, будет достаточным для исключения из дорожного движения лиц, имеющих медицинские противопоказания. В отсутствие водительского удостоверения лицо не вправе управлять транспортными средствами. К нарушителям применяются санкции ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды)) с задержанием транспортного средства и отстранением водителя от управления.

Таким образом, законодателем предусмотрен механизм оперативного устранения от управления транспортными средствами лиц, которые по состоянию здоровья представляют опасность для остальных участников дорожного движения. В то же время данный механизм на практике повсеместно не применяется14. Следо-

14 Статистические данные Госавтоинспекции России сколь-нибудь значимых показателей количества аннулированных водительских удостоверений по медицинским противопоказаниям не содержат.

вательно, очевидна потребность юридического анализа механизма аннулирования водительских удостоверений, способов преодоления проблем, возникающих в этой практике. Сделаем это на примере Республики Татарстан, в которой на конец 2021 г. проживает 3 894 тыс. жителей, из них более 1 500 тыс. имеют водительское удостоверение, количество зарегистрированных транспортных средств составляет 1 369 тыс. единиц. Как видим, практически на каждое водительское удостоверение приходится одно зарегистрированное транспортное средство. Учитывая высокий уровень автомобилизации, проблема управления автомобилем лицами, имеющими медицинские противопоказания, для Республики весьма актуальна.

Управление ГИБДД МВД по Республике Татарстан с 2021 г. активно реализует полномочия по прекращению действия водительского удостоверения во внесудебном порядке. При получении органами Госавтоинспекции сведений о наличии у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами выносится решение об аннулировании конкретного водительского удостоверения (серия, номер, дата выдачи) конкретного лица. На основании такого решения в базу данных ГИБДД вносится соответствующая отметка, о чем извещается само лицо с одновременным предъявлением требования сдать водительское удостоверение в органы ГИБДД и предупреждением о правовых последствиях управления транспортными средствами без водительского удостоверения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством относятся:

психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями), например, шизофрения, умственная отсталость, расстройства личности и поведения в зрелом возрасте;

психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ;

болезни нервной системы (эпилепсия);

болезни глаза и его придаточного аппарата (ахроматопсия, слепота обоих глаз)15.

Указанные заболевания оцениваются врачебной комиссией в медицинском заключении в соответствии с п. 8 ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами и делается вывод о годности (негодности) конкретного лица к управлению транспортными средствами16. На основании такого заключения уже принимается решение об аннулировании водительского удостоверения.

В целях реализации возможности органов ГИБДД самостоятельно исключать из процесса дорожного движения лиц, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, путем аннулирования водительского удостоверения Прокуратурой Республики Татарстан, Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, Министерством здравоохранения Республики Татарстан и Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 13 мая 2021 г. было принято многостороннее Соглашение о взаимодействии. В рамках исполнения принятого Соглашения прокуратура проверяет лиц, у которых выявлены медицинские противопоказания, на наличие водительского удостоверения; в случае наличия такового Управление ГИБДД МВД по Республике Татарстан ставится в известность для принятия решения об аннулировании водительского удостоверения на основании п. 35 постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»17. В 2021 г. в Республике Татарстан таким образом было аннулировано 3 085 водительских удостоверений. При этом стоит отметить, что посредством подачи в суд искового заявления на прекращение

15 См.: О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством : постановление Правительства Рос. Федерации от 29 дек. 2014 г. № 1604 : с изм. и доп. URL : https://base.garant.ru/70836098/ (дата обращения : 25.01.2022).

16 См.: О безопасности дорожного движения : Фе-дер. закон от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ : ред. от 29 нояб. 2021 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8585/ (дата обращения : 25.01.2022).

17 См.: О допуске к управлению транспортными средствами : постановление Правительства Рос. Федерации от

24 окт. 2014 г. № 1097 : с изм. и доп. URL : https://base.garant. ru/70774562/ (дата обращения : 25.01.2022).

права на управление транспортными средствами в среднем за год прекращалось такое право только у 400 лиц, имеющих медицинские противопоказания.

Однако правовой механизм признания недействительными водительских удостоверений нельзя назвать безупречным. Очевидно, что выявление медицинских противопоказаний возможно лишь при обращении такого водителя в медицинскую организацию для прохождения полного медосмотра при замене водительского удостоверения, получении лицензии на оружие, устройстве на работу, оформлении группы инвалидности и т. д. И даже в этом случае возможны ситуации, когда лицо, проходящее медосмотр на замену водительского удостоверения, прибыло из другого субъекта Российской Федерации, где стоит на диспансерном учете в медицинской организации с заболеванием, являющимся противопоказанием к управлению автомобилем, но по причине отсутствия единой базы заболеваний может успешно пройти медосмотр, так как на момент осмотра заболевание не проявит себя, а сведения о прежнем диагнозе в медицинские учреждения Татарстана поступить не успеют. Необходима целенаправленная деятельность по выявлению среди водителей лиц, имеющих медицинские противопоказания. Очевидно, что такую деятельность должны осуществлять органы ГИБДД. В то же время органам Госавтоинспекции затруднительно получение сведений о наличии у лиц заболеваний, препятствующих управлению транспортными средствами, так как они не включены в перечень лиц, имеющих доступ к врачебной тайне18. Очевидно, что для надлежащей работы по выявлению водителей транспортных средств, имеющих медицинские противопоказания, необходимо наделение органов ГИБДД правом получения сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в части наличия у лиц заболеваний, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских

противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»19. Для этого предлагается дополнить ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»20 п. 3.2 следующего содержания: «для обеспечения безопасности участников дорожного движения управлениям ГИБДД в субъектах Российской Федерации в части наличия у лиц заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для управления транспортными средствами».

Наделение органов ГИБДД правом получения сведений о наличии у лиц, имеющих водительское удостоверение, заболеваний, являющихся противопоказаниями для управления автомобилем (ограниченный доступ к медицинской тайне), позволит решить и другие сложности в достижении цели повышения безопасности дорожного движения путем исключения из числа водителей лиц, чье состояние здоровья не позволяет управлять автомобилем. Например, из военной прокуратуры Казанского гарнизона Министерства обороны Российской Федерации поступили сведения в отношении 59 лиц (призыв 2019 и 2020 гг.), у которых в ходе призывной военно-врачебной комиссии установлены медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, а именно эпилепсия (код МКБ 10 «в»). 49 лиц из представленного списка имели действующие водительские удостоверения. Меры по аннулированию их водительских удостоверений Управлением ГИБДД МВД по Республике Татарстан приняты. Поскольку врачи военных комиссариатов не относятся к Министерству здравоохранения, получение соответствующей информации в порядке многостороннего Соглашения от 13 мая 2021 г. было бы невозможным.

Следует также отметить, что МВД России подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения» (Ю проекта 02/04/11-19/00097252) (не внесен в Государственную Думу), в рамках

18 Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, суда, по запросу органов прокуратуры, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением административных наказаний в отношении больных наркоманией и других подобных случаях.

19 См.: О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством : постановление Правительства Рос. Федерации от 29 дек. 2014 г. № 1604 : с изм. и доп. URL : https://base.garant.ru/70836098/ (дата обращения : 25.01.2022).

20 См.: Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ : с изм. и доп. URL : https://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения : 25.01.2022).

которого рассматривается организация информационного взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия21.

Разработка законопроекта обусловлена необходимостью исключения возможности управления транспортными средствами водителями, у которых при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований либо оказании медицинской помощи установлены заболевания (состояния), являющиеся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, а также организации межведомственного электронного взаимодействия с использованием единой системы меж-

21 См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения : проект федер. закона (подготовлен МВД России 30 июля 2021 г.). URL : https://base.garant.ru/56888315/ (дата обращения : 25.01.2022).

ведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) по обмену сведениями о выявлении у водителя транспортного средства заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством), об оформленных, приостановленных и аннулированных медицинских заключениях о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами и о выданных водительских удостоверениях. В случае принятия этого законопроекта будет создана единая база, в которую будут поступать сведения о лицах, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, от любых организаций, такие заболевания выявивших.

В завершение следует сделать вывод, что активное применение всеми структурными подразделениями ГИБДД России механизма аннулирования водительского удостоверения позволит значительно повысить уровень безопасности дорожного движения.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Л. Р. Габдурахманов - первый заместитель начальника Главного управления по обеспечению дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Российская Федерация, 121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 17);

А. В. Куртмин - начальник отдела исполнения административного законодательства управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (Российская Федерация, Республика Татарстан, 420959, г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 5).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

L. R. Gabdurahmanov - First Deputy Head of the Main Directorate for Road Traffic of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Poklonnaya Str., 17, Moscow, 121170, Russian Federation);

A. V. Kurtmin - Head of the Department for the Execution of Administrative Legislation of the State Traffic Safety Inspec-

torate of Internal Affairs of the Republic of Tatarstan (Orenburg tract, 5, Kazan, 420059, Republic of Tatarstan, Russian Federation).

ВКЛАД АВТОРОВ

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

CONTRIBUTION OF THE AUTHORS

The authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Рукопись поступила в редакцию 09.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 14.11.2022.

The article was submitted 09.02.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 14.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.