ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 351.74 DOI 10.24412/2073-0454-2021-1-232-239
ББК 67.401 © К.С. Баканов, 2021
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
ПРИЗНАНИЕ РЕШЕНИЯ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА
Кирилл Сергеевич Баканов, помощник начальника по правовой работе, кандидат юридических наук ФКУ «Научный центр БДД МВД России» (121170, Москва, ул. Поклонная, д. 17) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются взаимосвязи оснований и юридически значимых последствий прекращения права на управление транспортным средством и признанием недействительным водительского удостоверения и его аннулированием. Разграничиваются понятия, процедуры и последствия прекращения права на управление транспортным средством и признанием решения о представлении права на управление транспортным средством недействительным. Формируются предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемо сфере.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, право на управления транспортным средством, прекращение действия права, водительское удостоверение, разрешение, недействительный документ, аннулирование.
RECOGNITION OF THE DECISION ON THE PRESENTATION OF THE RIGHT TO DRIVE A VEHICLE INVALID AND ITS DIFFERENCE FROM TERMINATION
Kirill S. Bakanov, Assistant to the Head of Legal Work, Candidate of Legal Sciences
Federal State Institution «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» (121170, Moscow, ul. Poklonnaya, d. 17) E-mail: [email protected]
Abstract. The article examines the relationship between the grounds and legally significant consequences of the termination of the right to drive a vehicle and the invalidation of a driver's license and its cancellation. The concepts, procedures and consequences of the termination of the right to drive a vehicle and the recognition of the decision to invalidate the right to drive a vehicle are distinguished. Proposals are being drawn up to improve legislation in this area.
Keywords: traffic safety, right to drive, termination of the right, driver's license, permit, invalid document, cancellation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Баканов К.С. Признание решения о представлении права на управление транспортным средством недействительным и его отличие от прекращения права. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(1):232—239.
Действующее законодательство предусматривает «О безопасности дорожного движения» закрепляет
ограничительные процедуры не только к праву на три основания его прекращения: истечение срока
управление транспортным средством (далее — ТС), но действия водительского удостоверения; выявление
и к юридическому документу, подтверждающему на- медицинских противопоказаний; лишение права на
личие такого права (водительскому удостоверению). управление ТС1.
В целом для права на управление ТС действующее В отношении водительского удостоверения п. 35
законодательство предусматривает следующие формы Правил проведения экзаменов на право управления
его реализации и ограничения: возникновение, при- транспортными средствами и выдачи водительских
остановление, прекращение и возобновление права. удостоверений, утвержденных постановлением Пра-
Применительно к водительскому удостоверению пред- вительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 «О до-
усмотрены следующие процедуры: получение, призна- пуске к управлению транспортными средствами»
ние недействительным, аннулирование и возврат. (далее — Правила выдачи ВУ) предусмотрено, что
В р амках данного исследов ания установим вз аи- оно считается недействительным и подлежит аннули-
мосвязи и соотношения ограничений, предусмот- рованию в случаях: ренных для права управления и водительского а) истечения срока действия;
удостоверения. -
Применительно к праву управления ч. 1 ст. 28 1 ^дералшьш зак°н °т 10 декабря 1995 г. № 19б-ф3 (ред. °т
8 декабря 2020 г.) «О безопасности дорожного движения» // Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ сз РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
б) изменения персональных данные владельца;
в) приведения в негодность (износ, повреждение и др. если сведения, указанные в нем, не читаемы);
г) выдачи на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными), либо выданы с нарушением установленного порядка;
д) поступления заявления об утрате (хищении);
е) выдачи нового;
ж) подтверждения наличия у водителя ТС медицинских противопоказаний или ограничений;
з) смерти владельца2.
Признание водительского удостоверения недействительным в рассматриваемом контексте представляет собой официальное подтверждение утраты его юридических свойств. С определенного момента оно перестает являться официальным юридическим подтверждением наличия права управления. Следовательно, аннулирование водительского удостоверения в рассматриваемом контексте представляет собой юридическую процедуру признания водительского удостоверения недействительным.
Рассматривая взаимосвязь прекращения права управления и аннулирования водительского удостоверения можно выделить три группы их взаимодействия между собой.
В рамках первой группы прекращение права порождает аннулирование водительского удостоверения. Во второй группе аннулирование водительского удостоверения не влияет на наличие права на управление. В третьей группе аннулирование водительского удостоверения подтверждает, что указанное право в принципе не возникало. Рассмотрим указанные группы более подробно.
Первое. Только два из трех оснований прекращения права управления ТС влекут признание водительского удостоверения недействительным и его аннулирование — истечение срока его действия (п. «а») и подтверждение наличия медицинских противопоказаний (п. «ж»).
Оставшееся основание прекращения права управления ТС в виде лишения специального права управления не указано в качестве основания для аннулирования водительского удостоверения. Однако, считать его действительным также нельзя, так как основная его функция — подтверждение наличия специального права, а лицо такого права лишено, следовательно, и юридический документ, подтверждаю-
щий такое право, следует считать недействительным. Более того, истечение срока лишения права управления автоматически не восстанавливает право управления, следовательно, не восстанавливает и действие самого водительского удостоверения.
Рассматривая лишение права заниматься деятельностью по управлению ТС как вид уголовного наказания, стоит отметить, что в настоящее время это не является основанием прекращения права управления ТС, однако в соответствии с ч. 2 ст. 35 УИК РФ органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, обязаны аннулировать разрешение на занятие этой деятельностью и изъять соответствующий документ3. Такое основание аннулирования водительского удостоверения Правилами выдачи ВУ не предусмотрено. По аналогии с лишением права управления действительным, такое удостоверение на период лишения права считаться не может. Действительным его следует считать с момента истечения срока лишения права заниматься определенной деятельностью, так как в настоящее время специальной процедуры его возврата не предусмотрено.
Второе. Ряд оснований аннулирования водительского удостоверения никак не связан с наличием права управления — это изменение персональных данных владельца (п. «б»), приведение его в негодность (п. «в»), поступление заявления об утрате или хищении (п. «д»), выдача нового водительского удостоверения (п. «е»).
Как справедливо отмечает ВС РФ, «признание недействительным бланка водительского удостоверения вследствие изменения персональных данных не влечет прекращения права лица на управление транспортным средством, а лишь является административной процедурой»4.
2 Постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 (ред. от 20 декабря 2019 г.) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») // СЗ РФ. 2014. № 44. Ст. 6063.
3 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 26 июля 2019 г.) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
4 Решение Верховного Суда РФ от 13 февраля 2015 г. № АКПИ14-1449 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпунктов «б», «е» пункта 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утв. постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 2.
Третье. Водительское удостоверение аннулируется, если оно выдано на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными), либо выданы с нарушением установленного порядка (п. «г»). Указанные обстоятельства не могут является основанием для прекращения права управления ТС, ввиду того, что право, полученное на основе подложных (недействительных) документов, незаконных решений должностных лиц или в нарушение установленного порядка, не могло изначально возникнуть. В этом случае правильнее сказать о том, что право управления ТС у этого лица никогда не возникало.
В этом случае стоит говорить не о признании документа недействительным, так как признать недействительным можно только то, что было до этого действительным, а о признании решения о представлении права управления недействительным (незаконным).
Таким образом, мы наблюдаем определенную несогласованность оснований и процедур прекращения права управления ТС (разрешения), а также отсутствие конкретной взаимосвязи этих процессов для признания недействительным и аннулирования водительского удостоверения.
Рассматривая соотношение аннулирования разрешения на занятие определенным видом деятельности (ст. 35 УИК) с аннулированием водительского удостоверения (п. 35 Правил выдачи ВУ) стоит отметить, что аннулирование разрешения необходимо рассматривать шире, чем аннулирование водительского удостоверения. С точки зрения разрешительной системы, как самостоятельного института административного права, разрешением (индивидуальным правовым актом)5 в рассматриваемом случае является предоставление уполномоченным должностным лицом права управления ТС, наличие которого подтверждается выдачей в установленном порядке водительского удостоверения6.
Следовательно, разрешение на управление ТС включает в себя представление права на управление и выдачу водительского удостоверения, а аннулирование разрешения должно повлечь прекращение права управления и признание недействительным самого водительского удостоверения.
Данная ситуация стала возможной ввиду несовершенства законодательства, не предусматривающего четкого соотношения возникновения, приостановления, прекращения права управления и получения, признания недействительным, аннулирования и возврата водительского удостоверения.
В целом, рассматривая различные формы ограничения специального права, стоит отметить, что, согласно толковому словарю, слово «прекращать» означает положить конец чему-нибудь, перестать делать что-нибудь [10].
Под аннулированием (от лат. аппиИо — уничтожаю) в юридической науке понимают расторжение договора, отмену заказа, признание недействительным ранее заключенного соглашения, прав или полномочий, принятых обязательств, отказ от них7.
Прекращение или ограничение специального права гражданина, представленного ему специальным разрешением, и изменение статуса выданного официального документа рассматривается специфически для каждого вида общественных отношений.
Однако, все они имеют общие начала и конкретный порядок оспаривания таких решений и выданных на основе них документов, так как все они представляют властный правоприменительный акт (решение) уполномоченных должностных лиц.
В этой связи рассмотрим указанные категории через призму гражданского, арбитражного и административного права.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными8.
Под ненормативным правовым актом понимается акт публичной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц9 (ненормативный правовой акт еще на-
5 Акт как волеизъявление, а не документ.
6 Решение в данном случае представляет собой совокупность действий по утверждению уполномоченным должностным лицом экзаменационного листа, внесении уполномоченными должностными лицами сведений в информационную систему и физической выдачи водительской удостоверения и фиксации этого факта в журнале.
7 Юридическая энциклопедия. 2015 // URL://https://yuridiches-kaya_encyclopediya.academic.ru/403
8 Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. II)» от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 г., с изм. от 28 апреля 2020 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
9 Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм законодательства, регулирующих предоставление земельных участков для строительства (одобрен Президиумом Федерального арбитражного суда Уральского округа 15 июня 2007 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
зывают индивидуальным правовым актом или индивидуальным правовым предписанием) [2].
В рассматриваемых правоотношениях таким ненормативным правовым актом следует считать решение должностного лица о представлении права на управление ТС.
Акт, нарушающий права и свободы граждан, с момента вступления в законную силу решений суда считается не действующим полностью или в части. Признание судом недействительным ненормативный или нормативный акта означает, что он не создал юридических последствий с момента его принятия [1].
В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка является недействительной с момента ее совершения. В соответствии с ч. 7 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания, признанное судом недействительным, является недействительным с момента его принятия10.
Основания и порядок признания ненормативного акта недействительным полностью или в части определены в гл. 25 ГПК РФ и в гл. 24 АПК РФ [2].
В арбитражном процессе, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт, не соответствующий закону или иному нормативному правовому акту, и нарушающий права и законные интересы заявителя, может быть признан судом недействительным, а решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, незаконными11.
В судебной практике отмечается, что ненормативный правовой акт, не отвечающий требованиям закона, является незаконным (ничтожным) с момента его принятия, а не с момента вступления в силу решения суда о признании его недействительным12.
Признание оспариваемого ненормативного акта недействительным означает одновременное признание этого акта, не порождающее правовые последствия с момента его принятия13. Кроме того, отмечается, что при отмене акта самим органом, его принявшим, акт считается недействующим с момента его отмены, а при признании ненормативного акта недействительным (незаконным) в судебном порядке устанавливается юридический факт недействительности акта с момента его издания14.
Мы наблюдаем определенное расхождение подходов, определяющих момент, с которого признание ненормативным правового акта или решения недействительным (незаконным) прекращаются
юридические последствия, связанные с таким актом или решением.
В этой связи стоит отметить, что в теории административного права используются категории ничтожных и оспоримых административно-правовых актов по аналогии с ничтожными и оспоримыми сделками. Согласно сложившимся подходам, административный акт, изданный с нарушением закона, является ничтожным с момента его издания и именно с этого момента не порождает никаких юридически значимых последствий, а не с момента признания его незаконным судом [6, с. 59-62]. Именно такой подход, исходя из сложившейся практики применения законодательства, имеет место в российской правовой системе15.
В науке административного права административно-правовые акты, в зависимости от их соответствия требованию законности, принято разделять на:
1) правомерные (законные) — акты, отвечающие всем требованиям;
2) ничтожные — акты, юридическая несостоятельность которых очевидна в момент принятия, они не порождают юридически значимых последствий;
3) оспоримые — акты, незаконность которых не очевидна, но они могут быть оспорены [3, с. 296; 11, с. 352].
Ничтожный акт не существует с момента издания и признается таковым в случаях, если:
♦ есть прямое указание закона;
♦ грубо нарушена подведомственность;
♦ нет законного основания для принятия акта;
♦ нарушен срок давности;
♦ акт предписывает совершение правонарушения [3, с. 296].
Рассматривая вопросы прекращения права управления и признания недействительным решения о вы-
10 Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 г., с изм. от 28 апреля 2020 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
11 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
12 Постановление Верховного Суда РФ от 17 октября 2016 г. № 309-АД16-10395 по делу № А60-16466/2015.
13 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.09.2019 № Ф10-3873/2019 по делу № А83-8020/2018.
14 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2018 г. № 13АП-8973/2018 по делу № А56-49135/2017; постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2017 г. № Ф05-11743/2017 по делу № А40-238260/2016.
15 Тютин Д.В. Налоговое право: Курс лекций // СПС «Кон-сультантПлюс».
даче водительского удостоверения или отказе в возврате водительского в рамках гражданского судопроизводства суды отмечали, что последствия вынесенного судом решения о признании оспариваемого решения незаконным заключаются в том, что недействительное решение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению с момента издания16.
Мы видим, как понятия недействительности правовых актов и решений уполномоченных должностных лиц из гражданского судопроизводства применяются к правоотношениям, связанным с прекращением и восстановлением права управления и признанием недействительным ВУ и их аннулированием, а также их последующим возвратом, которые имеют принципиально разные значения.
Некоторые суды, устанавливая нарушения законодательства при выдаче водительского удостоверения, не разграничивают признание решения о выдаче водительского удостоверения и самого водительского удостоверения недействительными и прекращение права управления.
Например, в судебных решениях констатировалось, что водительское удостоверение, выданное в нарушение требований указанных нормативных актов, например, лицу, имевшему медицинские противопоказания17, получившему медицинское заключение без проведения необходимых осмотров18, или на основании подложных документов об образовании19, подлежит признанию недействительным и влечет прекращение права управления ТС.
Вместе с тем, признание недействительным (незаконным, ничтожным) решения о выдаче водительского удостоверения отличается от признания недействительным водительского удостоверения, так как первое означает, что решение о выдаче ВУ недействительно (ничтожно) с самого начала и это лицо никогда не имело право управления, а во втором случае признается недействительным сам бланк водительского удостоверения с момента принятия такого решения, не влекущего ограничения имеющегося права управления.
Следовательно, в случае признания недействительным (незаконным, ничтожным) решения о выдаче водительского удостоверения нельзя решать вопрос о прекращении права управления, так как у лица оно и не возникало.
В научной литературе отмечается, что прекратить действие права управления можно только по
действигельным водительским удостоверениям. Если же прокурор заявляет требования о признании недействительным водительского удостоверения на право управления ТС, то правовые последствия сами по себе уже наступают с момента их выдачи, т.е. утрачивают юридическую силу с момента их получения [7, с. 10; 5, с. 67]. Соглашаясь по сути с этим утверждением, следует отметить подмену понятий признания недействительным водительского удостоверения и решения о предоставлении права управления.
В этой связи показательны другие подходы в судебной практике.
Например, Верховным судом Чеченской Республики справедливо отмечалось, что, признавая незаконным решения суда о прекращении права управления лица, имеющего медицинские противопоказания, нельзя согласиться с требованием о признании недействительным водительского удостоверения, так как доказательств, подтверждающих, что водительское удостоверение выдано с нарушением закона, административным истцом не представлено, медицинских ограничений на допуск к управлению ТС на момент выдачи водительского удостоверения не имелось20.
Напротив, Челябинским областным судом отмечалось, что в случае, если на момент выдачи водительского удостоверения ответчик имел медицинские противопоказания, препятствующие получению права управления, то такое водительское удостоверение является недействительным21.
Пермский краевой суд, разграничивая прекращение права управления и признание недействительным водительского удостоверения, отмечает, что признание водительского удостоверения недействительным влечет для М. необходимость прохождения процедуры! по
16 Апелляционное определение Пермского краевого суда от 8 июня 2015 г. по делу № 33-5586; апелляционное определение Пермского краевого суда от 22 апреля 2015 г. по делу № 334045-2015; апелляционное определение Пермского краевого суда от 20 апреля 2015 г. по делу № 33-3858-2015.
17 Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 19 июня 2018 г. по делу № 33а-2450/2018; апелляционное определение Московского городского суда от 30 июня 2015 г. по делу № 33-22332/2015.
18 Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 7 июня 2017 г. по делу № 33-2220/2017.
19 Апелляционное определение Московского городского суда от 22 мая 2018 г. по делу № 33а-3789/2018.
20 Апелляционное определение Верховного суда Чеченской Республики от 26 июня 2018 г. по делу № 33а-385/2018.
21 Определение Челябинского областного суда от 12 мая 2011 г. по делу № 33-4894/2011.
получению водительского удостоверения на право управления ТС вновь22, в отличие от установленных в п. 8 Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1191 (далее — Правила возврата ВУ)23.
Отмечая справедливость и законность указанных решений следует отметить терминологическую путаницу, в соответствии с которой признание водительского удостоверения недействительным используется не в смысле, придаваемом ему п. 35 Правил выдачи ВУ, а в смысле признания недействительным (ничтожным) решения о представлении права управления и выдаче водительского удостоверения в соответствии со ст. 13 ГК РФ.
Принципиальным отличием правовых последствий является то, что при признании недействительным водительского удостоверения лицу необходимо пройти упрощенную процедуру возврата водительского удостоверения, а при признании недействительным (ничтожным) решения о представлении права на управление ТС лицу необходимо заново пройти процедуру получения права управления.
Данный правовой пробел также не остался без внимания, в результате чего внесены изменения в Правила выдачи ВУ, которые должны вступить в силу с 1 апреля 2021 г.
Согласно данным нововведениям предусматривается новая мера государственного принуждения, затрагивающая вопросы наличия права управления у гражданина.
В соответствии с п. 23(1) Правил выдачи ВУ результаты экзамена будут подлежать аннулированию в случае:
а) удовлетворения жалобы кандидата в водители на результат проведения экзамена;
б) признания в установленном порядке документов, указанных в подп. «б»-«е» п. 18 Правил выдачи ВУ, подложными (поддельными) (медицинское заключение, документ об образованиии др.);
в) получения от компетентного органа иностранного государства информации об отсутствии сведений о выдаче иностранного водительского удостоверения — в случае обмена иностранного водительского удостоверения;
г) проведения экзамена с нарушением установленных требований24.
Стоит отметить, что данная процедура в ряде случаев будет проводиться одновременно с аннулированием водительского удостоверения.
По нашему мнению, данное нововведение по смыслу является верным, однако использует неоптимальный подход к решению обозначенной правовой неопределенности, так как фактически подменяет решение о представлении права на управление ТС результатами экзаменов. В то время, как результат экзаменов является только одним из условий для получения права управления.
В этой связи представляют интерес подходы, сформировавшиеся в других разрешительных системах. Д.Н. Бахрах, анализируя лицензионно-разре-шительную систему, отмечает, что основанием для принятия решения о прекращении лицензии (аннулировании или отзыве) могут являться следующие обстоятельства:
♦ обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии (несоответствие стартовым лицензионным требованиям) (нарушения со стороны лицензиата);
♦ неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий (нарушение функциональных лицензионных требований) (совершения уголовных или административных нарушений, а также нарушения лицензионных требований);
♦ незаконность решения о выдаче лицензии (нарушения со стороны лицензирующего органа) [4, с. 165].
При этом аннулирование лицензии производится, если она выдана незаконно в связи с нарушениями стартовых условий лицензиатом или лицензирующим органом (такая лицензия не имеет силу с момента ее выдачи).
Отзыш лицензии производится за нарушение лицензиатом требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, решение об от-
22 Апелляционное определение Пермского краевого суда от
22 апреля 2015 г. по делу № 33-4045-2015; апелляционное определение Пермского краевого суда от 20 апреля 2015 г. по делу № 33-3858-2015.
23 Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1191 (ред. от 10 октября 2018 г.) «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» // СЗ РФ. 2014. № 47. Ст. 6551.
24 Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 г. № 1734 (ред. от 28 апреля 2020 г.) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами» // СЗ РФ. 2019. № 52 (ч. I). Ст. 7974.
зыве лицензии действует с даты принятия такого решения [4, с. 165].
В виду отсутствия единого законодательного акта, регулирующего разрешительную систему в РФ, каждая разрешительная деятельность шла своим путем и устанавливала самостоятельные правила; в результате все возможные ограничения права (разрешения) имеют свой терминологический аппарат, правила их установления и прекращения.
Например, в соответствии с п. 3 ст. 153 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» разрешения на переработку товаров может быть отозвано таможенным органом или аннулировано, при этом решение об отзыве действует с момента принятия решения об отзыве, а решение об аннулировании действует с даты выдачи такого разрешения25. Как справедливо отмечают в специальной научной литературе, данный подход представляется наиболее ясным и логичным при анализе лицензионной системы [9, с. 70].
Ввиду того, что представление и прекращение права управления и лицензионно-разрешительная деятельность являются видами единой разрешительной системы, данные подходы в полной мере могут быть применимы к рассматриваемым нами правоотношениям.
I. При нарушении стартовых требований и условий получения права управления решение о представлении права управления подлежит признанию недействительным (незаконным) с момента принятия решения о представлении такого права.
К нарушениям стартовых условий со стороны кандидата в водители относятся следующие.
1. Представление подложных документов:
1.1) медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний (наличие соответствующих заболеваний на момент получения права управления);
1.2) документа об образовании;
1.3) других документов (например, паспорта).
2. Нарушение установленного порядка получения:
2.1) медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний (прохождение обследования нарколога или психиатра не в специализированных медицинских организациях, получение заключения без проведения необходимых осмотров, прохождение обязательного МО не в уполномоченных организациях (отсутствие лицензии и др.) или утверждение не уполномоченным лицом и др.);
2.2) документа об образовании;
2.3) других документов.
К нарушениям стартовых условий со стороны уполномоченных экзаменационных подразделений Госавтоинспекции следует рассматривать различные фальсификации со стороны должностных лиц при проведении экзаменов при получении права на управление ТС [8, с. 65].
II. При нарушении функциональных требований и условий право управления подлежит прекращению, а водительское удостоверение — аннулированию.
К нарушениям функциональных требований и условий относятся следующие.
1. Совершение административных правонарушений, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения права на занятие деятельностью по управлению ТС.
2. Совершение преступления, предусматривающего наказание в виде лишения права на занятие деятельностью по управлению ТС.
3. Ухудшение состояния здоровья, в результате которого у лица появляются медицинские противопоказания к управлению ТС.
Следовательно, в ФЗ о БДД предлагается закрепить норму, согласно которой, в случае, если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными), либо выданы с нарушением установленного порядка, решение о представлении права управления ТС и водительское удостоверение подлежат признанию ничтожными (незаконными), а водительское удостоверение — уничтожению.
В тоже время, в Правилах выдачи ВУ среди оснований аннулирования водительского удостоверения должно быть закреплено основание в виде прекращения действия права на управление транспортным средством.
Литература
1. Абова Т.Е., Беляева З.С., Гендзехадзе Е.Н. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации Комментарий к Гражданскому ко-
25 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ (ред. от 13 июля 2020 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5082.
дексу Российской Федерации, части первой (постатейный). В 3 т. Т. 1 / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Ка-балкина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007.
2. Андропов В.В., Беляев К.П., Гонгало Б.М. и др. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011.
3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2001.
4. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2002.
5. Закирова О.Н. Реализация участия прокурора при решении вопросов о признании недействительным водительского удостоверения на управление транспортными средствами и о прекращении действия права на управление транспортными средствами в рамках административного судопроизводства // Административное право и процесс. 2019. № 4. С. 65-68.
6. Кононов П.И. О некоторых вопросах понимания и применения в судебной практике отдельных положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Тезисы конф. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации — 10 лет: актуальные вопросы кассационного производства». Екатеринбург, 2012. С. 59-62.
7. Крапивина Ю.П. Административные исковые заявления прокурора о прекращении действия права гражданина на управление транспортными средствами // Законность. 2020. № 9. С. 9-12.
8. Крючкова Н.В., РусецкийА.Е. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере организации подготовки водителей и получения права на управление транспортными средствами // Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности дорожного движения. 2012. С. 65-66.
9. Малышева И.А. Судебный контроль за приостановлением, отзывом и аннулированием лицензий // Экономическое правосудие в Уральском округе. 2018. № 1. С. 64-85.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. М., 1949-1992.
11. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 2: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. М.: Норма, 2002.
References
1. Abova T.E., Belyayeva Z.S., Gendzekhadze E.N. i dr. Kommentariy k Grazhdanskomu kodeksu Rossiys-koy Federatsii Kommentariy k Grazhdanskomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii, chasti pervoy (postateynyy). V 3 t. T. 1 / Pod red. T.E. Abovoy, A.Yu. Kabalkina. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Yurayt-Izdat, 2007.
2. Andropov V.V., BelyayevK.P., Gongalo B.M. i dr. Postateynyy kommentariy k Grazhdanskomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii, chasti pervoy / Pod red. P.V. Krasheninnikova. M.: Statut, 2011.
3. Bakhrakh D.N. Administrativnoye pravo Rossii: Uchebnik dlya vuzov. M.: Norma, 2001.
4. Bakhrakh D.N. Administrativnoye pravo Rossii: Uchebnik dlya vuzov. M., 2002.
5. Zakirova O.N. Realizatsiya uchastiya prokurora pri reshenii voprosov o priznanii nedeystvitel'nym vodi-tel'skogo udostovereniya na upravleniye transportnymi sredstvami i o prekrashchenii deystviya prava na upravleniye transportnymi sredstvami v ramkakh administrativ-nogo sudoproizvodstva // Administrativnoye pravo i protsess. 2019. № 4. S. 65-68.
6. Kononov P.I. O nekotorykh voprosakh ponima-niya i primeneniya v sudebnoy praktike otdel'nykh poloz-heniy glavy 24 Arbitrazhnogo protsessual'nogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii: Tezisy konf. «Arbitrazhnyy pro-tsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii — 10 let: ak-tual'nyye voprosy kassatsionnogo proizvodstva». Ekaterinburg, 2012. S. 59-62.
7. Krapivina Yu.P. Administrativnyye iskovyye za-yavleniya prokurora o prekrashchenii deystviya prava grazhdanina na upravleniye transportnymi sredstvami // Zakonnost'. 2020. № 9. S. 9-12.
8. Kryuchkova N.V., Rusetskiy A.E. Prokurorskiy nadzor za ispolneniyem zakonov v sfere organizatsii pod-gotovki voditeley i polucheniya prava na upravleniye transportnymi sredstvami // Prokurorskiy nadzor za ispolneniyem zakonov o bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya. 2012. S. 65-66.
9. Malysheva I.A. Sudebnyy kontrol' za priostanovle-niem, otzyvom i annulirovaniyem litsenziy // Ekonomiche-skoe pravosudie v Ural'skom okruge. 2018. № 1. S. 64-85.
10. OzhegovS.I., ShvedovaN.Yu. Tolkovyy slovar' Ozhegova. M., 1949-1992.
11. Starilov Yu.N. Kurs obshchego administrativ-nogo prava. V 3 t. T. 2: Gosudarstvennaya sluzhba. Up-ravlencheskie deystviya. Pravovye akty upravleniya. Ad-ministrativnaya yustitsiya. M.: Norma, 2002.