Научная статья на тему 'Некоторые особенности государственного регулирования обеспечения экономической безопасности региона'

Некоторые особенности государственного регулирования обеспечения экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антикоррупционный механизм / экономическая независимость / стабильность и устойчивость национальной экономики / угрозы экономической и политической безопасности / коррупциогенность силовых структур / anti-corruption mechanisms / economic independence / stability and sustainability of national economy / threats for economic and political security / corruption potential of security forces

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арипшев Ахмед Мухамедович

Предметом исследования в данной статье являются основные направления угроз экономической и политической безопасности регионов России, связанные с коррупциогенностью силовых структур. Сущность и стратегия национальной безопасности не исчерпываются проблемами экономического роста на основе новой структурной политики, расширения потребительского и инвестиционного спроса, создания конкурентной среды, оптимизации отношений собственности, создания эластичной системы государственного регулирования рыночного типа. Одним из важнейших прав человека и гражданина в любом правовом государстве мира является право на доступ к информации. Доступность информации о деятельности органов власти направлена как на обеспечение личных интересов индивидуума, связанных с возможностью реализовать свои права и свободы, так и на его участие в делах общества и государства. Основой осуществления контроля над деятельностью государства в лице его органов является доступ физических и юридических лиц к информации о соответствую-щей деятельности. Именно поэтому среди всех разновидностей информации особым интересом по критерию высокой социальной значимости и востребованности пользуется информация о деятельности органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арипшев Ахмед Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF STATE REGULATION OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

The subject of the study in this article is the main economic and political threats for the security of Russian regions related to the corruption of security structures. The essence and the strategy of the national security are not limited to problems of economic growth based on the new structural policy, the expan-sion of consumer and investment demands, creation of a competitive environment, optimization of property relations, and creation of a flexible system of national regulation of the market type. One of the most im-portant human and civil rights in jural states in the world is a legal right of access to information. Availabil-ity of information on the activities of the authorities is aimed both at ensuring the personal interests of indi-viduals associated with the ability to realize their rights and freedoms, and their participation in the affairs of society and state. The basis for exercising control over the activi-ties of the state through its agencies is the access of individuals and entities to the information on relevant activities. That is why amongst all kinds of information, the information on the activities of the authorities is of special interest and high social importance and rele-vance.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности государственного регулирования обеспечения экономической безопасности региона»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

УДК 343

АРИПШЕВ Ахмед Мухамедович, кандидат экономических наук,

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Предметом исследования в данной статье являются основные направления угроз экономической и политической безопасности регионов России, связанные с кор-рупциогенностью силовых структур. Сущность и стратегия национальной безопасности не исчерпываются проблемами экономического роста на основе новой структурной политики, расширения потребительского и инвестиционного спроса, создания конкурентной среды, оптимизации отношений собственности, создания эластичной системы государственного регулирования рыночного типа. Одним из важнейших прав человека и гражданина в любом правовом государстве мира является право на доступ к информации. Доступность информации о деятельности органов власти направлена как на обеспечение личных интересов индивидуума, связанных с возможностью реализовать свои права и свободы, так и на его участие в делах общества и государства.

Основой осуществления контроля над деятельностью государства в лице его органов является доступ физических и юридических лиц к информации о соответствующей деятельности. Именно поэтому среди всех разновидностей информации особым интересом по критерию высокой социальной значимости и востребованности пользуется информация о деятельности органов власти.

Ключевые слова: антикоррупционный механизм, экономическая независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, угрозы экономической и политической безопасности, коррупциогенность силовых структур.

Любая ошибка в управлении государственных органов в сфере экономики или нормотворческой деятельности, явные отрицательные изменения в окружающем нас экономическом пространстве приводят к всплеску одного-двух из разобранных нами явлений: «теневая экономика», «коррупция», «организованная экономическая преступность».

Стратегия не станет действенным инструментом политики, если не будут конкретизированы приоритетные задачи борьбы с коррупцией в отдельных сферах и, прежде всего, в силовых структурах, составляющих базис любого государства [4].

• По нашему мнению, основой государственной стратегии экономической, политической и в целом национальной безопасности должна быть идеология развития, которая учитывает национальные интересы, стратегические приоритеты с целью сведения угроз безопасности к минимуму [3].

С введением в Российской Федерации в силу Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» проблемы доступа граждан и организаций к информации начинают находить свое решение практически. Положения указанного нормативно-правового акта регламентируют условия и методы предоставления гражданам и организациям информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации, в связи с чем данный закон призван реализовать конституционное право гражданина на информацию.

• Без обеспечения государственными способами право на доступ к информации не может быть реализовано в полной мере. То есть без активного участия государственных органов, а также органов местного самоуправления невозможно реализовать желание гражданина в получении информации о деятельности указанных субъектов. В связи с этим Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закрепляет в общем виде механизм реализации рассматриваемого права [5].

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-111-113

ARIPSHEV Muhamedovich Ahmed, Candidate of Economic Sciences

SOME FEATURES OF STATE REGULATION OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

The subject of the study in this article is the main economic and political threats for the security of Russian regions related to the corruption of security structures. The essence and the strategy of the national security are not limited to problems of economic growth based on the new structural policy, the expansion of consumer and investment demands, creation of a competitive environment, optimization of property relations, and creation of a flexible system of national regulation of the market type. One of the most important human and civil rights in jural states in the world is a legal right of access to information. Availability of information on the activities of the authorities is aimed both at ensuring the personal interests of individuals associated with the ability to realize their rights and freedoms, and their participation in the affairs of society and state.

The basis for exercising control over the activities of the state through its agencies is the access of individuals and entities to the information on relevant activities. That is why amongst all kinds of information, the information on the activities of the authorities is of special interest and high social importance and relevance.

Key words: anti-corruption mechanisms, economic independence, stability and sustainability of national economy, threats for economic and political security, corruption potential of security forces

- 111 -

Социологические науки

Sociological Sciences

• Закон устанавливает, что пользователями информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления являются граждане (физические лица), организации (юридические лица), в том числе и сами государственные и муниципальные органы, а также общественные объединения. Таким образом, правом на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления обладают не только граждане Российской Федерации, но и иные лица [2].

При этом возможности доступа различных категорий пользователей к указанной информации различаются. Граждане Российской Федерации могут обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, государственные архивы с заявлением о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. В зависимости от гражданского статуса различен и порядок доступа к подобным сведениям.

Закон выделяет следующие способы реализации рассматриваемого права:

• обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

• размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

• размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

• ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

• присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

• предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

• другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

• передаваемая в устной форме;

• размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах;

• затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией;

• иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления [1].

Информация в рамках реализации рассматриваемого закона различается по категориям доступа как информация с ограниченным доступом и свободная для предоставления информация.

Представляется целесообразным выделить еще одну категорию - информацию, временно ограниченную в доступе. К такому виду можно отнести, например, информацию, преждевременное раскрытие которой может повлечь неблагоприятные последствия для определенной категории процессов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Кочесокова З.Х. Актуальные вопросы предупреждения экономической преступности и борьбы с коррупцией // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2014. - № 1. - C. 135-138.

- 112 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

2. Арипшев А.М. Экономическая безопасность предприятий строительной индустрии и роль правоохранительных органов в ее обеспечении.

3. Автореф. дисс. ... канд. экон. наук / Ставропольский гос. ун-т.

4. Власков А.С., Арипшев А.М. Формирование экономической безопасности предприятия // Общество и право. -2006. - № 2. - C. 151.

5. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Некоторые особенности мониторинга инновационного потенциала сотрудников полиции // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2014. - № 2. - C. 307-308.

6. Машекуашева М.Х, Бозиев А.Т. Об идеологии (историко-философский очерк) // Общество: философия, история, культура. - 2014. - № 4. - C. 12-15.

REFERENCES

1. Kochesokova ZH Topical issues of prevention of economic crime and the fight against corruption. [Aktual'nye voprosy preduprezhdenija jekonomicheskoj prestupnosti i bor'by s korrupciej]. Business Law. Economics and Law Journal. 2014. No. 1. pp. 135-138. (in Russ.)

2. Aripshev AM Economic security of the building industry and the role of law enforcement agencies in its maintenance. (in Russ.)

3. Author. diss. ... Cand. ehkon. Science. [Jekonomicheskaja bezopasnost' predprijatij stroitel'noj industrii i rol' pravoohranitel'nyh organov v ee obespechenii.

4. Avtoref. diss. ... kand. jekon. nauk]. Stavropol State. Univ. (in Russ.)

5. Vlaskov AS, AM Aripshev Formation of economic security of enterprise. [Formirovanie jekonomicheskoj bezopasnosti predprijatija]. Society and Law. - 2006no 2. p. 151. (in Russ.)

6. Kochesokova ZH, Mashekuasheva MH Some features of the innovative capacity of monitoring officers. [Mashekuashe-va M.H. Nekotorye osobennosti monitoringa innovacionnogo potenciala sotrudnikov policii]. Business Law. Economics and Law Journal. 2014. no 2. Pp. 307-308. (in Russ.)

7. Mashekuasheva MH, AT Boziev On ideology (historical and philosophical essay). [Mashekuasheva M.H. Nekotorye osobennosti monitoringa innovacionnogo potenciala sotrudnikov policii]. Society: philosophy, history, culture. 2014. no 4. pp. 12-15. (in Russ.)

Информация об авторе Information about the author

Арипшев Ахмед Мухамедович, кандидат экономических наук, заместитель начальника кафедры огневой подготовки СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД, полковник полиции, Нальчик (Кабардино-Балкарской Республики), Россия

Получена: 16.09.2015

Aripshev Ahmed Muhamedovich, Candidate of Economic Sciences, Deputy Head of the Chair of fire preparation of the North Kavkaskogo Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia, police colonel, Nalchik city,

(Kabardino-Balkarian Republic), Russia

Received: 16.09.2015

- 113 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.