Научная статья на тему 'Проблемы теоретического определения сущности феномена религиозного фундаментализма в общественном сознании'

Проблемы теоретического определения сущности феномена религиозного фундаментализма в общественном сознании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
147
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXTREMISM / LAW ENFORCEMENT / TERRORISM / PREVENTIVE WORK / FUNDAMENTALISM / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ТЕРРОРИЗМ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

Актуальность данной темы обусловлена так же и стимулированием межнациональных противоречий и конфликтов на религиозной почве, опасностью активного вторжения религии в общественную, политическую и экономическую жизнь Северокавказских Республик. Одной из главных задач современной России является достижение гражданского мира и согласия, веротерпимости, противодействие распространению исламского экстремизма и терроризма, обеспечение национальной безопасности. Термин «экстремизм» происходит от латинского слова «extremus» и переводится как «крайний», в смысловом значении – как крайние взгляды и меры (обычно в политике). Автор статьи отмечает, «крайность» экстремизма выражается зачастую в применении силы, агрессии, бандитизме, разжигании розни и т. п. Попытаемся кратко охарактеризовать феномен религиозного возрождения в России [3. стр. 230]. Активизация и рост экстремизма, в большинстве случаев, бывают связаны с: социально-экономическими кризисами, ухудшением уровня жизни основной массы населения, тоталитарностью политического режима, при котором власти подавляют оппозицию, преследуют инакомыслие [1. стр.198].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THEORETICAL DEFINITION OF ESSENCE OF THE RELIGIOUS FUNDAMENTALISM PHENOMENON IN THE PUBLIC CONSCIOUSNESS

Actuality of this topic due to the same stimulation and ethnic conflicts and religious conflicts, the danger of active intrusion of religion in the social, political and economic life of the North Caucasian republics. One of the main problems of modern Russia is to achieve civil peace and harmony, religious tolerance, combating the spread of Islamic extremism and terrorism, national security. The term "extremism" is derived from the Latin word "Extremus" and translates as "extreme" in the semantic meaning both extreme views and actions (usually in the policy). The author notes, "Extreme" Extremism is expressed often in the use of force, aggression, banditry, inciting hatred, and so on. N. Let us try to describe briefly the phenomenon of religious revival in Russia [3. pp. 230]. Revitalization and growth of extremism, in most cases, are related to: socioeconomic crisis, the deterioration of the living standards of the general population, a totalitarian political regime in which the authorities suppress opposition persecuted dissent.

Текст научной работы на тему «Проблемы теоретического определения сущности феномена религиозного фундаментализма в общественном сознании»

УДК 343

МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна Северо - Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ г. Нальчик, Россия [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ФЕНОМЕНА РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

Актуальность данной темы обусловлена так же и стимулированием межнациональных противоречий и конфликтов на религиозной почве, опасностью активного вторжения религии в общественную, политическую и экономическую жизнь Северокавказских Республик. Одной из главных задач современной России является достижение гражданского мира и согласия, веротерпимости, противодействие распространению исламского экстремизма и терроризма, обеспечение национальной безопасности. Термин «экстремизм» происходит от латинского слова «extremus» и переводится как «крайний», в смысловом значении - как крайние взгляды и меры (обычно в политике). Автор статьи отмечает, «крайность» экстремизма выражается зачастую в применении силы, агрессии, бандитизме, разжигании розни и т. п. Попытаемся кратко охарактеризовать феномен религиозного возрождения в России [3. стр. 230]. Активизация и рост экстремизма, в большинстве случаев, бывают связаны с: социально-экономическими кризисами, ухудшением уровня жизни основной массы населения, тоталитарностью политического режима, при котором власти подавляют оппозицию, преследуют инакомыслие [1. стр.198].

Ключевые слова: экстремизм, правоохранительные органы, терроризм, профилактическая работа, фундаментализм

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-127-129

Margarita Kh. MASHEKUASHEVA North - Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs Nalchik, Russia [email protected]

PROBLEMS OF THEORETICAL DEFINITION OF ESSENCE OF THE RELIGIOUS FUNDAMENTALISM PHENOMENON IN THE PUBLIC CONSCIOUSNESS

Actuality of this topic due to the same stimulation and ethnic conflicts and religious conflicts, the danger of active intrusion of religion in the social, political and economic life of the North Caucasian republics. One of the main problems of modern Russia is to achieve civil peace and harmony, religious tolerance, combating the spread of Islamic extremism and terrorism, national security. The term "extremism" is derived from the Latin word "Extremus" and translates as "extreme" in the semantic meaning -both extreme views and actions (usually in the policy). The author notes, "Extreme" Extremism is expressed often in the use of force, aggression, banditry, inciting hatred, and so on. N. Let us try to describe briefly the phenomenon of religious revival in Russia [3. pp. 230]. Revitalization and growth of extremism, in most cases, are related to: socioeconomic crisis, the deterioration of the living standards of the general population, a totalitarian political regime in which the authorities suppress opposition persecuted dissent.

Keywords: extremism, law enforcement, terrorism, preventive work, fundamentalism

Сам по себе экстремизм, как явление политическое и социальное, возник давно. Сложная система взаимоотношений между людьми с древних времен выстраивалась и определялась политиками. Одним из видов политической борьбы, когда все иные аргументы уже исчерпаны, всегда становилась война. На войне стороны возникшего конфликта применяют открытое насилие с использованием всех возможных видов оружия для защиты своих интересов. Это самый жестокий способ политической борьбы, где одна сторона выступает в роли агрессора, а другая отстаивает свои интересы любыми возможными и доступными ей способами [2, с. 97].

Со временем формы ее ведения были расширены. Она стала представлять собой не только открытое столкновение противоборствующих сторон с применением различных видов оружия. Проникнув во все сферы деятельности человека, война обрела новые формы. К примеру, появилось такое понятие, как «холодная война». Открытое противостояние экономик и идеологий стало ничем иным, как продолжением политической борьбы крайними методами с учетом реалий изменившегося мира. Оказавшись в духовном вакууме, каждый народ пытался найти собственное «Я». В этот период, не имея конкретных планов действия, властями допускались серьезные ошибки в управлении страной, в том числе и в национальной политике. В частности, в поисках своей идентичности многие народы обратились к национальным корням, в том числе и к своему религиозному прошлому [4, с. 371].

В этих условиях, экстремистские лозунги и идеология часто становятся движущей силой и оправданием совершаемого беззакония со стороны агрессора. Самое главное заключается в том, что истинный агрессор как бы и невиден. При этом для достижения своих целей он, как правило, использует живую силу противника, идущего в наступление под его лозунгами, как под своими. Чтобы уяснить сущность такого негативного правового и социального явления, как экстремизм, необходимо определить, что понимается под экстремизмом. Принято считать, что это слово происходит от латинского «extremus», дословный перевод которого означает «крайний». Именно на основании этого толкования экстремистами принято считать тех, кто при достижении своих целей привержен сам и призывает других к применению самых крайних мер. Здесь было бы кстати привести еще хотя бы пару научных определений экстремизма, и тогда следующее

Социологические и гуманитарные науки

Sociological and Humanities Sciences

предложение будет выглядеть уместно, а иначе получается, что вывод делается лишь по одному определению, содержащемуся, видимо, в словаре. На основании изложенного насильственные действия, угрожающие жизни и здоровью других людей, а равно призывы к таким действиям принято считать экстремистскими. Экстремизм может иметь различные формы. Он бывает политическим, религиозным, социальным, расовым, бытовым и т.д.

Исходя из этого можно предположить, что и способы противодействия им должны быть различны, однако с учетом, что наиболее распространенными формами экстремизма являются политический и религиозный, имеющие много схожих признаков. Для того чтобы понять, что из себя представляет экстремизм религиозный, надо иметь понятие о том, что такое религия. Это сложное социальное явление, представляющее из себя особую форму осознания мира, основанную на вере большого числа людей в существование высших сил (Бога). Она устанавливает особые правила обращения к этим силам. Мировыми религиями принято считать те, которые имеют весомое число последователей во всем мире и не ограничены какой-либо одной национальной и государственной общностью. В современном мире мировыми религиями принято считать: буддизм, христианство и ислам (религии перечислены в порядке возникновения). По данным статистики, по состоянию на 2015 г. население Земли по религиозному признаку распределилось следующим образом:

- христиане - 2,31 млрд (33% населения Земли)

- мусульмане - 1,58 млрд (23% населения Земли)

- буддисты - 0,47 млрд (6,7% населения Земли)

- иудаизм -15 млн (0,2% населения Земли).

Религия давно стала явлением несоизмеримо большим, чем система символов и правил обращения к Богу. Для своих приверженцев она не только разъясняет смысл бытия, но и диктует правила поведения. Именно эту особенность часто используют деструктивные силы в своих смысловых переводах различного рода священных текстов. При зарождении мировых религий внутри каждой из них в действие всегда вступала дезинтегрирующая функция. Именно это обстоятельство неминуемо приводило к возникновению непримиримых противоречий внутри каждой из конфессий. Так христиане оказались разделены на католиков и православных, а мусульмане - на шиитов и суннитов. Нежелание одной из сторон услышать и понять другую в конечном итоге и стало питательной средой для проявления крайних форм нетерпимости, а как следствие - для религиозного экстремизма. В современной политике противоречия, имеющие сходство с дезинтегрирующей функцией в религии, можно легко обнаружить, рассмотрев конфликт между сторонниками и противниками процесса глобализации, которая может и должна рассматриваться не иначе как попытка концентрации политической и экономической власти над миром в руках группы единомышленников. Тенденция нарастания экстремизма на религиозной основе в России, в частности, во многом обусловлена существующими противоречиями во взаимоотношениях как между конфессиями, так и внутри них, последствиями экономического кризиса, социальным расслоением общества, а также ростом культурно-религиозной экспансии из стран зарубежья.

В целом существуют следующие основополагающие причины возникновения и распространения религиозного экстремизма:

историко-доктринальный фактор (концептуальные выводы относительно появления, распространения, эволюции, механизма идейного обоснования фундаментализма); фактор модернизации (неуспешный процесс модернизации, наличие острых социальных, экономических, экологических и других проблем); геополитический фактор («большая геополитика» основных событий, явлений и процессов); глобалистский фактор (возникновение экстремизма, процессов модернизации религиозных обществ). Особым фактором возникновения религиозного фундаментализма является также феномен «исламского возрождения». Далеко не последнюю роль в развитии и распространении фундаменталистского течения играет изменившаяся в большинстве исламских государств ориентация народного образования: изучению национального языка, традиций, а с ними и ислама как части национальной культуры отводится значительно больше внимания по сравнению с предшествующими десятилетиями независимого развития. Особенности проявления экстремизма в Северо-Кавказском регионе, в частности возникновение ваххабизма на фоне усиления активности исламских радикалов, связано с тяжелым социально-экономическим и политическим кризисом в России конца ХХ - начала XXI вв. [6, с. 31].

В некоторых мусульманских странах количество подобных школ измеряется десятками тысяч. Ученики там воспитываются в духе консерватизма и агрессивного неприятия западных ценностей. Это в свою очередь ведет к вытеснению из сознания рядовых граждан демократических ценностей и замене их фундаменталистскими. Следует отметить, что исламисты чаще, чем другие, обращаются к бедным и средним слоям населения, выдвигая популистские лозунги

и эгалитаристскую риторику, включающую в себя далекие от истины клише о «естественном равноправии в исламе». Этим объясняется их особая популярность.

Таким образом, вышеперечисленные факты указывают на серьезность проблемы противодействия и отражают наличие вопросов противоречивости современных религиозных этносоциальных процессов (социального пространства), а также проявления единства положительных и отрицательных моментов [5, с. 169]. На сегодняшний день состояние дел в борьбе как с терроризмом, так и с экстремизмом во всех его формах требует критического взгляда на деятельность правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Машекуашева М.Х., Арипшев А.М. Понятие и деструктивная сущность экстремизма / В сб.: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2015. - С. 198-199.

2. Зяблов Д.Н. Особенности религиозного экстремизма в современной России: Историко-правовые аспекты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 5 (11): в 4-х ч. Ч. II. - C. 97-100.

3. Кочесокова З.Х., Гзляхова Л.А., Машекуашева М.Х. Некоторые особенности религиозного фундаментализма // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - № 4 (6). - С. 230-231.

4. Бозиев А.Т., Машекуашева М.Х. Распространение ваххабизма на Северном Кавказе // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 4 (4). - С. 371-372.

5. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Противоречия между религиями как фактор, разрушающий общественную мораль и угрожающий стабильности и безопасности государства / В сб.: Приоритетные направления развития науки и образования. Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. - С. 169-170.

6. Машекуашева М.Х. Историко-методологический анализ возникновения экстремизма и терроризма // Общество: философия, история, культура. - 2014. - № 3. - С. 31-33.

REFERENCES

1. Mashekuasheva M.Kh., Aripshev A.M. The concept and the destructive nature of extremism. In: Science, education and society: Trends and Prospects The collection of materials of the International scientific-practical conference. 2015. Pp 198-199.

2. Zyablov D.N. Features of religious extremism in modern Russia: Historical and legal aspects. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. Tambov: Diploma, 2011. № 5 (11): at 4 pm, Part II. Pp. 97-100.

3. Kochesokova Z.Kh., Gelyahova L.A. Mashekuasheva M.Kh. Some features of religious fundamentalism. The new word in science: prospects for development. 2015. № 4 (6). Pp. 230-231.

4. Boziev A.T., Mashekuasheva M.Kh. The spread of Wahhabism in the North Caucasus. Innovatsionnye technologies in science and education. 2015. № 4 (4). Pp. 371-372.

5. Mashekuasheva M.Kh., Kochesokova Z.Kh. Conflicts between religions as a factor that destroys social morality, and threatening the stability and security of the state. In: Priority directions of development of science and education. Proceedings of the IV International scientific-practical conference. 2015. Pp. 169-170.

6. Mashekuasheva M.Kh. Historical and methodological analysis of the emergence of extremism and terrorism. Society: philosophy, history, culture. 2014. № 3. Pp. 31-33.

Информация об авторе

Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, кандидат психологических наук, профессор РАЕ, старший преподаватель, кафедра ОПД, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ, г. Нальчик, Россия [email protected]

Получена: 11.06.2016

Для цитирования статьи: Машекуашева М.Х. Проблемы теоретического определения сущности феномена религиозного фундаментализма в общественном сознании. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 3. Часть 2. с. 127-129. РО1: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-127-129.

Information about the author

Margarita Kh. Mashekuasheva, Candidate of Psychological Sciences, Professor of RAE, Senior Lecturer, CPD Department, North-Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, Nalchik, Russia [email protected]

Received:11.06.2016

For article citation: Mashekuasheva M.Kh. Prob-lemy teoreticheskogo opredeleniya sushchnosti fenomena religioznogo fundamentalizma v ob-shchestvennom soznanii. [Problems of theoretical definition of essence of the religious fundamentalism phenomenon in the public consciousness.]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 3. Part. 2. Pp. 127-129.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-127-129. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.