Научная статья на тему 'Реализация права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации'

Реализация права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1775
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / STATE / IMPLEMENTATION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / ACCESS TO INFORMATION / PUBLIC AUTHORITIES / LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Геляхова Лейла Абдуллаховна

Статья посвящена реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, способам реализации этого права, причинам отказа в доступе к информации. Автором выделяются виды информации по уровню доступа к ней пользователей. В работе делается вывод о том, что доступность информации о деятельности органов власти направлена как на обеспечение личных интересов индивида, связанных с возможностью реализовать свои права и свободы, так и на его участие в делах общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The right of access to information on activities of public authorities and local governments IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the right to access to information about activities of public authorities and local governments, the exercise of this right, the reasons to deny access to such information. The author distinguishes the types of information according to the users' access level. The paper concludes that the availability of information on the activities of the authorities is aimed at both ensuring the personal interests of the individual associated with the ability to exercise one's rights and freedoms, and one's participation in the affairs of the society and the state.

Текст научной работы на тему «Реализация права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации»

УДК 351.74(470 + 571) Геляхова Лейла Абдуллаховна

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Gelyakhova Leila Abdulakhovna

PhD in Law,

Lecturer, General Vocational Disciplines Department, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE RIGHT OF ACCESS TO INFORMATION ON ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация:

Статья посвящена реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, способам реализации этого права, причинам отказа в доступе к информации. Автором выделяются виды информации по уровню доступа к ней пользователей. В работе делается вывод о том, что доступность информации о деятельности органов власти направлена как на обеспечение личных интересов индивида, связанных с возможностью реализовать свои права и свободы, так и на его участие в делах общества и государства.

Ключевые слова:

государство, реализация прав и свобод, обеспечение доступа к информации, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Summary:

The article deals with the right to access to information about activities of public authorities and local governments, the exercise of this right, the reasons to deny access to such information. The author distinguishes the types of information according to the users' access level. The paper concludes that the availability of information on the activities of the authorities is aimed at both ensuring the personal interests of the individual associated with the ability to exercise one's rights and freedoms, and one's participation in the affairs of the society and the state.

Keywords:

state, implementation of human rights and freedoms, access to information, public authorities, local government.

Основой осуществления контроля над деятельностью государства в лице его органов является доступ физических и юридических лиц к информации о соответствующей деятельности. Именно поэтому среди всех разновидностей информации особым интересом по критерию высокой социальной значимости и востребованности пользуется информация о деятельности органов власти.

С введением в Российской Федерации в силу федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» проблемы доступа граждан и организаций к информации начинают находить свое решение на практике. Положения указанного нормативно-правового акта регламентируют условия и методы предоставления гражданам и организациям информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации. В связи с этим данный закон призван реализовать конституционное право гражданина на информацию.

Без обеспечения государством способов доступа к информации данное право не может быть реализовано в полной мере. То есть без активного участия государственных органов, а также органов местного самоуправления, невозможно реализовать желание гражданина в получении информации о деятельности указанных субъектов. В связи с этим федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закрепляет в общем виде механизм реализации рассматриваемого права [1].

При этом возможности доступа различных категорий пользователей к указанной информации различаются. Граждане Российской Федерации могут обратиться в органы государственной власти, на предприятие, в учреждения, организации, государственные архивы с заявлением о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. В зависимости от гражданского статуса различен и порядок доступа к подобным сведениям [2].

Закон выделяет следующие способы реализации рассматриваемого права (список неисчерпывающий):

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами [3].

В соответствии со ст. 21 федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

1) передаваемая в устной форме;

2) размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах;

3) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией;

4) иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления.

Информация в рамках реализации рассматриваемого закона различается по категориям доступа: с ограниченным доступом и свободная для предоставления информация. Представляется целесообразным выделить еще одну категорию - информацию, временно ограниченную в доступе. К такому виду можно отнести, например, информацию, преждевременное раскрытие которой может повлечь неблагоприятные последствия для определенной категории процессов [4].

Причины отказа в доступе гражданам и организациям к запрашиваемой информации могут быть различными. Отнесение последней к информации с ограниченным доступом является лишь одной из таких причин [5]. Однако существуют основания, при наличии которых информация не предоставляется. Ст. 20 федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [6] также определяет, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в следующих случаях:

1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;

4) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

5) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией [7].

Помимо этого, государственный орган или орган местного самоуправления может отказать в предоставлении информации в случае, если таковая уже опубликована в СМИ.

Информация, размещенная в печатных СМИ либо в сети Интернет, может быть неполной и не удовлетворить запрашивающего [8]. В этом случае субъект вновь обращается с запросом в тот же орган власти. Однако и в этом случае орган государственной власти или орган местного самоуправления может дать отсылочный ответ. При этом общий срок ответа на оба запроса составляет 60 дней. Данный срок очень велик, и актуальность информации может быть утрачена. В связи с этим представляется целесообразным изменить срок рассмотрения запроса на информацию, сократив его до 10-15 дней.

Ссылки:

1. Таова Л.Ю. Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина и его реализация в ходе производства предварительного расследования : дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2008.

2. Таова Л.Ю. Обеспечение контроля за оперативно-розыскной деятельностью - гарантия соблюдения прав и свобод человека и гражданина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10 (57). Ч. II.

3. Арипшев А.М., Машекуашева М.Х. Спекулятивный экстремизм или ложный патриотизм // Черные дыры в российском законодательстве. 2014. № 5.

4. Тутуков А.Ю., Геляхова Л.А. Исторические аспекты развития профессиональной деятельности полиции и института общественного контроля [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/17/law/tutukov-gelyakhova.pdf (дата обращения: 07.05.2015).

5. Тарчоков Б.А., Кочесокова З.Х. О некоторых закономерностях экстремальных факторов особенностями оперативных действий правоохранительных органов в ситуациях захвата заложников // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 4. С. 243-244.

6. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ // Российская газета. 2009. 13 фев.

7. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х., Геляхова Л.А. Вопросы правомерного психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников ОВД [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития 2014. № 12. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/12/yurisprudentsiya/mashekuasheva-kochesokova-gelyakhova.pdf (дата обращения: 07.05.2015).

8. Тутуков А.Ю., Машекуашева М.Х., Геляхова Л.А. Характеристика объекта заведомо ложного сообщения об акте терроризма и террористического акта, выполненного в форме угрозы [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/16/law/tutukov-mashekuasheva-gelyakhova.pdf (дата обращения: 07.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.