Научная статья на тему 'Некоторые особенности государственного регулирования обеспечения экономической безопасности региона'

Некоторые особенности государственного регулирования обеспечения экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / СТАБИЛЬНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочесокова Залина Хазраталиевна, Кочесокова Ирина Хазраталиевна

В статье отражены основные характеристики и механизмы, а так же наиболее обобщенная и логичная характеристика антикоррупционного механизма, включающего три важнейших элемента: экономическая независимость; стабильность и устойчивость национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу. Предметом исследования в данной статье являются основные направления угроз экономической и политической безопасности регионов России, связанные с коррупциогенностью силовых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME STATE REGULATION OF ECONOMIC SECURITY REGION

The paper describes the main characteristics and mechanisms, as well as the most generalized and logical characteristics of the anti-corruption mechanism, which includes three major elements: economic independence; stability and sustainability of the national economy; capacity for self-development and progress. Subject of study in this article are the main directions of economic and political threats to the security of Russian regions, corruption-related power structures.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности государственного регулирования обеспечения экономической безопасности региона»

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

11.13. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Кочесокова Залина Хазратапиевна, канд. экон. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра СД. E-mail: zalina-solnce@mail. ru

Кочесокова Ирина Хазратапиевна, канд. экон. наук. Должность: главный специалист. Место работы: OOO «Оптима».

Аннотация: В статье отражены основные характеристики и механизмы, а так же наиболее обобщенная и логичная характеристика антикоррупционного механизма, включающего три важнейших элемента: экономическая независимость; стабильность и устойчивость национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу. Предметом исследования в данной статье являются основные направления угроз экономической и политической безопасности регионов России, связанные с корруп-циогенностью силовых структур.

Ключевые слова: антикоррупционный механизм, экономическая независимость; стабильность и устойчивость национальной экономики; угрозы экономической и политической безопасности, коррупциогенность силовых структур.

SOME STATE REGULATION OF ECONOMIC SECURITY REGION

Kochesokova Zalina Hazratalievna, PhD, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasus Institute of Advanced Studies. E-mail: zalina-solnce@mail.ru

Kochesokova Irina Hazratalievna, PhD. Position: chief specialist. Place of employment: Optima LLC.

Annotation: The paper describes the main characteristics and mechanisms, as well as the most generalized and logical characteristics of the anti-corruption mechanism, which includes three major elements: economic independence; stability and sustainability of the national economy; capacity for self-development and progress. Subject of study in this article are the main directions of economic and political threats to the security of Russian regions, corruption-related power structures.

Keywords: anti-corruption mechanism, economic independence; stability and sustainability of the national economy; threat to the economic and political security, corruption potential power structures.

Социально-экономический кризис в России, обусловленный ломкой прежней системы государственного управления и отсутствием адекватной переходному периоду законодательной базы, активизировал такое явление, как коррупция, которая в настоящее время стала реальной угрозой не только экономической, но и национальной безопасности страны.

Для России и, особенно, республик Южного Федерального Округа, коррупциогенность общества явля-

ется проблемой, которая в последнее время приобретает особую значимость и актуальность. В бывшем СССР (в условиях тотального партийного режима) такой проблемы не существовало, т.к. по идеологическим причинам отрицалось наличие в стране коррупции, разветвленной теневой экономики, что, тем не менее, не могло не наносить огромный экономический и нравственный ущерб.

Это усугубляется еще и тем, что в отечественной литературе отсутствуют фундаментальные антикоррупционные исследования. Определение содержания понятия «коррупция» имеет сложную внутреннюю структуру и является на сегодня проблемой полемической. В исследования отдельных аспектов данной проблемы отсутствует комплексный подход ко всей совокупности взаимосвязанных элементов понятия «коррупция».

Производной коррупции в силовых структурах являются сопутствующие ей различные угрозы, среди которых, на наш взгляд, наибольшую опасность представляют: моральное разложение общества, продолжающийся спад производства и его технического уровня, ухудшение структуры регионального производства и его деиндустриализация, кризис инвестиционной сферы, разрушение научно-технического потенциала, уход из республики предпринимателей и высококвалифицированных специалистов, нарастание социальной напряженности, информационная незащищенность. Все это приводит к дальнейшей криминализации экономики.

Организацией Heritage Foundation в сотрудничестве с газетой Wall Street Journal ежегодно сопоставляется размер теневой экономики, как процент от ВВП, в 58 странах с так называемым "индексом экономической свободы". Индекс основан на пятибалльной шкале, на которой меньшее значение говорит о более высоком уровне экономической свободы. Исследования показывают, что размер теневой экономики тем меньше, чем выше степень экономической свободы. Еще одно явление, связанное с "зарегулированностью", непомерными налогами и сложной системой налогообложения (а значит, и с теневой экономикой), - это коррупция, которую часто обсуждают, когда речь заходит о России.

Организация Transparency International в 2001 году в г. Нальчике провела семинар «Антикоррупционное исследование, как способ анализа коррупциогенности общества» (в котором автор принимал участие) и составила индекс коррупции, отражающий уровень коррумпированности политиков и государственных служащих. Он основан на десятибалльной шкале, где меньший балл показывает более высокий уровень коррупции. Как и в случае с экономической свободой, уровень коррупции меньше в более развитых странах.

Страна с баллом ниже 1.95 считается "свободной", от 2 до 2.95 "в основном свободной", от 3 до 3.95 "в основном не свободной", а с баллом выше 4 "подавленной" (дополнительную информацию см. "2002 Index of Economic Freedom", Heritage Foundation and Wall Street Journal, 2002).

Множество исследований было посвящено вопросу о вреде избыточного регулирования экономической деятельности, которое порождает коррупцию среди чиновников. Поскольку в странах с сильно зарегулированной экономикой объем теневой экономики обычно больше, а в странах с меньшей экономической свободой уровень коррупции более высок, это говорит о том, что существует также связь между уровнем коррупции и объемом теневой экономики. Данные показа-

286

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Кочесокова З.Х. Кочесокова И.Х.

тели очень актуальны для республик Южного Федерального Округа, уровень теневой экономики в которых достаточно высок, что подтверждает приведенный анализ доходов-расходов на душу населения по регионам.

Любая ошибка в управлении государственных органов в сфере экономики или нормотворческой деятельности, явные отрицательные изменения в окружающем нас экономическом пространстве приводят к всплеску одного-двух из разобранных нами явлений: «теневая экономика», «коррупция», «организованная экономическая преступность». При увеличении одного из них наблюдается резкий всплеск остальных, т. к. они взаимоувязаны и взаимообусловлены, что уже показывалось в первой главе.

В условиях нестабильности экономики, отсутствия надежного механизма зашиты собственности, предупреждение является одним из важнейших средств воздействия на экономическую преступность. Между ним, как видом общественной практики, и экономикой, как совокупностью определенных общественных отношений, имеется тесная, существенная связь. Можно сказать, что диспропорции и деформации в системе экономики, будучи детерминантами экономической преступности, порождают не только причины преступлений, но одновременно предопределяют формы и методы их предупреждения. Формы связаны с самой сердцевиной - рыночными отношениями, методы - с системой контроля и управления в целом.

Сущность и стратегия национальной безопасности не исчерпывается проблемами экономического роста на основе новой структурной политики, расширение потребительского и инвестиционного спроса, создание конкурентной среды, оптимизация отношений собственности, создание эластичной системы государственного регулирования рыночного типа. Стратегия не станет действенным инструментом политики, если не будут конкретизированы приоритетные задачи борьбы с коррупцией в отдельных сферах и, прежде всего, в силовых структурах, составляющих базис любого государства [4] .

По нашему мнению, основой государственной стратегии экономической, политической и в целом национальной безопасности должна быть идеология развития, которая учитывает национальные интересы, стратегические приоритеты с целью сведения угроз безопасности к минимуму. Без идеологии развития, без культивирования антикоррупционного мировоззрения не возможны ни промышленный, ни научнотехнический, ни культурный подъемы общества, т.к. даже если придут в регион миллионы долларов, то чтобы экономика КБР набрала скорость и взяла верный курс, нужны не только крепкие паруса частного предпринимательства, но и штурвал государственного регулирования, в первую очередь, с политической волей, не допускающей коррупционную деятельность.

Необходима новая модель экономического роста региона, стратегической целью которой будет преодоление коррупциогенности общества, позорного уровня бедности, социального расслоения.

Предупредительный потенциал плановой экономики и административно-командной системы управления действовал на детерминанты преступлений, затрагивающих в основном интересы государства. Соответственно формировалась и вся уголовно-правовая политика. Вполне естественно, что формы и методы превенции основывались на использовании механизмов

централизованного управления. И это позволяло определенным образом влиять на экономическую преступность. Особенно важное значение это имело в тех случаях, когда приходилось сталкиваться с организованной преступностью [3] .

Деятельность органов внутренних дел, как и других правоохранительных и контролирующих органов, направленная на предупреждение экономических преступлений в регионах, будет успешной только в том случае, если она учитывает факторы социального, экономического, политического характера на местах. Причем, как отмечалось, меры общесоциального предупреждения играют решающую роль в нормализации криминологической обстановки в сфере экономики.

Предупреждение преступлений на уровне регионов должно являться одним из приоритетных направлений деятельности в борьбе с преступностью. Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это деятельность по выявлению причин и условий преступлений, принятию мер к их устранению, позитивному корректирующему воздействию на лиц с противоправным поведением (профилактика), а также по предотвращению замышляемых и подготавливаемых или пресечению начатых и длящихся преступных дея-ний»[2] .

Успешное осуществление мер по предупреждению экономических преступлений возможно только при наличии надежной нормативно-правовой базы, являющейся гарантией законности и обоснованности их действий.

Несмотря на принимаемые меры, в условиях становления рынка в экономике региона сложилась весьма непростая ситуация. В настоящее время чрезвычайно малы возможности противодействия преступным формам накопления капитала. Под видом рыночных операций зачастую идет «перекачка» государственных средств на счета предпринимательских структур. Деятельность органов внутренних дел до сих пор затруднена из-за отсутствия механизма проверки законности образования первоначального капитала негосударственных предприятий.

Исходя из сложившихся реалий ситуация и дальше будет способствовать усилению тенденции современной преступности, связанной со стремлением криминальных структур проникнуть и закрепиться в экономике. Они будут стремиться «отмыть» незаконно нажитые денежные средства путем их пропуска через предприятия, совершенно очевидно занимающиеся законной предпринимательской деятельностью, что обосновывалось в теории «криминального денежного обращения». Конечной целью этой операции является возвращение денег обратно в сферу денежного обращения при помощи «законных способов»[1] .

Из-за отсутствия системы контроля со стороны государства за происхождением и движением капиталов работа в этом направлении становится малоэффективной. По нашему мнению, четким контролем на разных стадиях оборота денежных средств в регионах должны быть охвачены доходы, как юридических лиц, так и отдельных граждан.

Во вновь принятых законодательных актах предусмотрено, что налоговые, антимонопольные и другие государственные органы на которые законодательством РФ возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия, могут осуществлять такие проверки по мере возникновения необходимости и в пределах своей компетенции. Основными субъектами

287

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

осуществления деятельности по предупреждению экономических преступлений являются подразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности, предварительного следствия, а также другие подразделения, обеспечивающие в соответствии со своей компетенцией деятельность основных субъектов по реализации задач предупреждения преступлений.

Чтобы влиять на криминологическую ситуацию в регионе в негосударственном секторе экономики, необходима комплексная отработка конкретных объектов путем проведения, прежде всего, экономико-правового анализа с использованием в процессе получения исходной информации специальных сил, средств и методов.

Список литературы:

1. Мисаков В.С. Силовые структуры и теневая экономика // Материалы Междунар. науч. конф. «Коррупция в странах СНГ».- Гамбург: Университет, 2005.-1,2 п.л

2. Мишин Г. Проблемы экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). — М.: ВНИИ МВД России, 1994.

3. Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблема экономической безопасности // Вопросы экономики. — 1995. — № 1.

4. Неформальная экономика и гибкий рынок труда: теория и практика ФРГ Научно-аналитический обзор. -М.: ИНИОН АН СССР, 1987.

5. Шхагапсоев З.Л., Тутуков А.Ю. Организация работы ОВД по предупреждению правонарушений со стороны молодежных объединений экстремистской направленности. // Бизнес в законе. М.- Издательский дом «Юр - ВАК» №1.2014.

6. Шхагапсоев 3. Л., Гаужаева В. А. Задачи предварительного исследования следов взрыва на месте происшествия // Бизнес в законе. М.- Издательский дом «Юр - ВАК» №1.2014.

7. Шхагапсоев З.Л., Харзинова В.М. Участники уголовного судопроизводства, способствующие обеспечению и реализации функции защиты // Пробелы в российском законодательстве. М.- Издательский дом «Юр - ВАК» №1.2014.

Рецензия

на статью «Некоторые особенности государственного регулирования обеспечения экономической безопасности региона»

доцента кафедры СД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России Кочесоковой Залины Хаз-раталиевны и Главного специалиста ООО «Оптима» Кочесоковой Ирины Хазраталиевны.

В статье отражены основные характеристики и механизмы, а также наиболее обобщенная и логичная характеристика антикоррупционного механизма, включающего три важнейших элемента: экономическая независимость; стабильность и устойчивость национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу.

Предметом исследования авторов в данной статье являются основные направления угроз экономической и политической безопасности регионов России, связанные с коррупциогенностью силовых структур.

Авторы обращают внимание на социальноэкономический кризис в России, обусловленный ломкой прежней системы государственного управления и отсутствием адекватной переходному периоду законодательной базы. Авторы подчеркивают, что данный кризис активизировал такое явление как коррупция, которая в настоящее время стала реальной угрозой не только экономической, но и национальной безопасности страны.

Научная статья З.Х.Кочесоковой, И.X.Кочесоковой соответствует всем требованиям, предъявленным к работам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.

Старший преподаватель кафедры ОД, кандидат психологических наук М.Х.Машекуашева

288

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.