2.2. ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НЕФОРМАЛЬНОЙ, КРИМИНАЛЬНОЙ И ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Кочесокова Залина Хазраталиевна, канд. экон. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: СевероКавказский институт повышения квалификации. Филиал: филиал Краснодарского университета МВД России. Подразделение: кафедра специальных дисциплин. Email: [email protected]
Аннотация
Задачи - Обеспечение экономической безопасности является одним из приоритетных направлений деятельности российского государства. Существует множество факторов, представляющих угрозу стабильности и защищенности экономической сферы.
Модель и методы - Обеспечение экономической безопасности является одним из приоритетных направлений деятельности российского государства. Существует множество факторов, представляющих угрозу стабильности и защищенности экономической сферы.
Выводы и результаты - Среди факторов составляющих угрозу экономической безопасности особо выделяются существующие в стране незаконные виды экономики: неформальная, криминальная и теневая.
Оригинальность и практическая ценность - Автор ставит перед собой задачу определить степень их воздействия на экономическую безопасность государства и предложить возможные пути противодействия данным негативным явлениям.
Ключевые слова: преступление, правоохранительные органы, теневая экономика, экономическая безопасность, государственная политика, совершенствование деятельности, эффективное управление.
FACTORS OF IMPACT OF INFORMAL, CRIMINAL AND SHADOW ECONOMY ON ECONOMIC SECURITY
Kochesokova Zalina Hazratalievna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: North Caucasian Institute for Advanced Studies. Branch: Krasnodar University of MIA Russia branch. Department: special subjects chair. E-mail: [email protected]
Annotation
Objectives - Ensuring economic security is one of the priorities of the Russian state. There are many factors that threaten the stability and security of the economic sphere.
Model and methods - Ensuring economic security is one of the priorities of the Russian state. There are many factors that threaten the stability and security of the economic sphere.
Conclusions and results - Among the factors constituting threat to the economic security of the highlights existing in the country illegal forms of economy: an informal, criminal and shadow.
Originality and practical value - Author aims to determine the extent of their impact on the economic security of the state and to suggest possible ways to counteract these negative phenomena.
Keywords: crime, law enforcement agencies, the shadow economy, economic security, public policy, improvement activities, effective management.
Финансовый кризис, нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране оказывает дестабилизирующее влияние на всю систему безопасности российского государства. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Защите и реализации экономических интересов по обеспечению экономической безопасности препятствуют различного рода угрозы и риски. Факторы, создающие опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства, достаточно многообразны, поэтому их выявление имеет первостепенное значение в системе обеспечения безопасности Российской Федерации. Следует отметить, что фактор - это источник воздействия на экономическую систему, оказывающий влияние на ее состояние, функционирование, развитие. Его влияние отражается через значения переменных, описывающих состояние системы. Отрицательные последствия для экономической безопасности России влекут за собой неблагоприятные внешние и внутренние факторы, развитие теневой и криминальной экономики, особенно в приграничных районах России и т.д.
Перечень наиболее вероятных угроз экономической безопасности содержится в Стратегии экономической безопасности РФ [1]. В качестве основных угроз экономической безопасности России в контексте ее вхождения в правовое поле ВТО специалисты называют:
- усиление ее импортной зависимости (включая зависимость от импорта продовольствия);
- чрезмерную открытость экономики и превращение России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
- рост государственного долга, безработицы и социальной напряженности (вследствие резкого падения доходов, отечественного производства и потребления) [2, с. 7].
Вместе с тем следует признать, что сохранение значительной доли теневой экономики и криминализации хозяйственно-финансовых отношений в Российской Федерации - главные стратегические угрозы национальной безопасности в области экономики.
Теневая экономика - сложное системное явление, не контролируемое и (или) не регулируемое законодательством, договорными отношениями, представленное социально-экономической деятельностью субъектов хозяйствования, сделки которых скрываются от налогообложения и (или) не учитываются статистикой. Бесспорно, что причиняемый теневой экономикой вред актуален сегодня как никогда, поскольку она затрагивает наиболее чувствительные стороны жизни государства и общества.
В современных условиях теневая экономика достигла значительных масштабов и угрожает экономическим основам безопасности государства. В ее рамках формируются преступные капиталы, происходит отмывание и легализация денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем. Любое пред-
ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Кочесокова З.Х.
принимательство, результатом которого является сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов, нелегальный выпуск товаров может считаться теневой экономической деятельностью.
Сегодня теневая экономика является ключевой угрозой экономической безопасности и проявляется в следующем:
- разрушение организационных начал производственного процесса, снижающее его эффективность и ставящее барьеры для нормального, стабильного и эффективного развития хозяйственных отношений -растрата ресурсов и хищение готовой продукции, что ведет к увеличению производственных издержек, провоцирует рост цен, сокращает объемы выручки, а соответственно и прибыли;
- рост общественных издержек из-за дополнительных затрат, связанных с тем, что при использовании теневого механизма в экономике хозяйствующий субъект несет издержки «цены теневой деятельности»;
- дифференциацию населения по имущественному принципу, регионов - по уровню неравномерного социально-экономического развития и уровню жизни, что приводит к социальной напряженности и ухудшает психологический климат в обществе [6, с. 270].
Разрастание теневой экономической деятельности в первую очередь приводит к росту недоверия общества к государству, что является главным барьером на пути их дальнейшего развития, а, следовательно, уменьшается потенциал экономики и ее эффективность. Теневая экономика порождает ряд последствий негативно сказывающихся на экономике страны, которые проявляются в сокращении бюджетных расходов; сокращении доходов государственного бюджета, что приводит к снижению финансирования расходов, связанных с развитием науки, обороны, здравоохранения и т.д.; принятии ошибочных решений на макроуровне из-за отсутствия достоверных данных о масштабах теневого сектора; росте инвестиционных рисков и т.д.
Особые опасения вызывает криминальная деятельность в экономике, представляющая серьезную угрозу для всей системы национальной безопасности Российской Федерации.
Мощнейшим негативным фактором, подрывающим экономическую безопасность российского государства, выступает экономическая преступность, рост которой, а также увеличение влияния криминальных элементов на деятельность государственных структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны, коррупция в системе государственного управления, так называемые «черные рынки» (наркобизнес, проституция, торговля оружием) негативным образом отражаются на экономической безопасности российского государства. А масштабы преступлений в экономической сфере только подтверждают факты криминального влияния на предпринимательскую деятельность.
Тарасов Ю.А., анализируя основные направления экономической деятельности государственных органов исполнительной власти, выделяет в качестве наиболее криминогенных:
«- финансово-кредитную сферу, криминализация которой является наиболее опасной для личности, общества и государства, поскольку криминализации в результате нее подвержены все звенья экономической системы в целом;
- сферу внешнеэкономической деятельности, являющуюся самым эффективным средством незаконно-
го экспорта капиталов через криминальную систему экспорта энергетических и сырьевых ресурсов;
- сферу отношений собственности, в первую очередь в топливно-энергетическом, агропромышленном и строительном комплексах, а также на рынке недвижимости;
- сферу потребительского рынка, строго контролируемую криминальными структурами, квотирующими размеры продаж, устанавливающими монопольные цены и взимающими дань в виде доли от участия в капитале, а также в виде прямых платежей за право осуществлять торговую деятельность» [5, с. 34].
Расширению масштабов теневой экономики, и, как следствие, осложнению криминальной ситуации в экономической сфере способствует также незаконная миграция, которая является неотъемлемой частью инфраструктуры криминального бизнеса. Присутствие мигрантов порождает множество угроз безопасности для принимающей страны: международная миграция рабочей силы создает напряженность на рынке труда; способствует развитию теневой экономики; оказывает давление на социальную инфраструктуру; понижает уровень оплаты труда и др. Именно теневая экономика формирует спрос на нелегальных мигрантов, поскольку последние, в силу своей специфики, являются наиболее работоспособной, но в тоже время низкооплачиваемой рабочей силой.
Сегодня актуальным является тезис о том, что «теневая экономика и организованная преступность сложились в некое интеграционно-целостное явление, все больше проникающее вглубь социально-экономической структуры государств и поражающее некогда здоровые сферы социальной жизни, подрывая фундаментальные основы мира и безопасности человечества» [3, с. 3].
В последние годы на экономическую безопасность оказывает воздействие так называемая «неформальная экономика», которая «включает ту экономическую деятельность, которая обходит частные издержки и исключает общественные выгоды и права, предписанные законами и административными правилами, регулирующими отношения собственности, коммерческое лицензирование, трудовые контракты, отношения финансового кредитования и социального страхования» [4, с. 64].
Неформальная экономика является причиной экономической нестабильности российского государства, видом экономики, которая способствует сокращению заработных плат, снижению доходов консолидированного бюджета, ухудшению международного делового климата в стране, уменьшению инвестиционных потоков в экономику страны.
Существенная доля неформального сектора в экономике приводит не только к низкой собираемости налогов, но и к учащению случаев нарушения трудовых прав работников. Практически все отношения между работниками и работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, лежат в сфере неформальной экономики и в Российской Федерации не выработано действенных механизмов контроля за складывающимися отношениями, что не позволяет обеспечить эффективное функционирование хозяйствующих субъектов.
Особенностью российского хозяйствования является то, что разделить неформальную, теневую и криминальную экономику достаточно сложно в силу размытости границ между ними. Однако главное отличие неформальной экономики от теневой и криминальной
заключается в том, что в первом случае скрываются полученные доходы, в то время как отличительной особенностью криминальной и теневой экономики является сокрытие самого факта ведения любой деятельности. Специфика национальной экономической модели определяет формы и размеры теневой экономики. [7. стр. 86]
Неформальная, криминальная и теневая экономики приводят к ослаблению функционирования единого экономического пространства и разрушению традиционных экономических отношений, оказывают негативное воздействие на принятие экономических решений. Сокрытие реальных объемов экономической деятельности, как правило, ограничивает возможности привлечения ресурсов, особенно со стороны иностранных инвесторов, т.к. велики риски инвестиционных вложений капиталов в российскую экономику. Таким образом, снижаются темпы экономического роста и уровень экономической безопасности страны в целом. В современный период - период кризиса - степень подверженности экономической сферы негативному воздействию указанных факторов резко повышается, что требует от органов государственной власти и органов местного самоуправления выработки, соответствующих мер по их предотвращению. Такие меры должны отвечать принципам законности, эффективности, экономности и оказывать положительное воздействие на развитие экономики и обеспечение экономической стабильности в обществе.
Стратегической целью противодействия неформальной, криминальной и теневой экономикам как угрозам экономической безопасности должно стать достижение оптимального уровня защищенности интересов личности, общества и государства в экономической сфере и своевременное реагирование на криминальные проявления в деятельности хозяйствующих субъектов.
Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2117.
2. Кабанова Н.А., Чаленко Н.Н. Правовые аспекты влияния экологической безопасности России на ее экономическую безопасность в системе ВТО // Международное публичное и частное право. 2015. № 3.
3. Нафиков И.С. Теневая экономика как материальная основа организованной преступности в условиях крупного города: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013.
4. Степичева О.А. О сущности и содержании категории «теневая» экономика // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 8 (52).
5. Тарасов Ю.А. Государственный контроль как эффективный механизм противодействия экономической преступности // Российский следователь. 2013. № 3.
6. Турлачева М.А. Теневая экономика как угроза экономической безопасности национального хозяйства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 1.
7. Экономические основы механизма противодействия теневой экономике. Кочесокова З.Х. Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 1. С. 85-87.
Рецензия
На статью Кочесоковой Залины Хазраталиевны, кандидата экономических наук, доцента, доцента кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России «Факторы воздействия неформальной, криминальной и теневой экономики на экономическую безопасность»
В представленной на рецензирование статье автор справедливо отмечает, что финансовый кризис, нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране оказывает дестабилизирующее влияние на всю систему безопасности российского государства.
Стратегией национальной безопасности РФ являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
В работе указан конкретный перечень наиболее вероятных угроз экономической безопасности содержится в Стратегии экономической безопасности РФ, что значительно повышает интерес к рецензируемой работе.
В качестве основных угроз экономической безопасности России в контексте ее вхождения в правовое поле ВТО специалисты называют:
- усиление ее импортной зависимости (включая зависимость от импорта продовольствия);
- чрезмерную открытость экономики и превращение России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
- рост государственного долга, безработицы и социальной напряженности (вследствие резкого падения доходов, отечественного производства и потребления).
На основании вышеизложенного следует сделать вывод о степени актуальности и высоком методическом уровне работы.
Статья соответствует требованиям, предъявляемыми к подобного рода работам и может быть рекомендована к печати.
Начальник кафедры ГиГПД, к.ю.н., подполковник полиции Р.Р.Карданов