Бизнес в законе
5'2015
11. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ; МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
11.1. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Кочесокова Залина Хазраталиевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры специальных дисциплин
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Аннотация: Задачи: В современных условиях факторы, способствующие социально-экономическому развитию и формированию экономической безопасности являются важным элементом национальной безопасности.
Модель и методы - Вопросы, затрагиваемые в работе с уверенностью можно отнести к мультидисциплинарным, тат как они затрагивают политические структуры, общественные явления, организационные и идеологические ресурсы, интегративные процессы и мировоззренческие. Выводы и результаты - Основополагающие условия и факторы противостояния экономической угрозы для системы экономической безопасности страны являются условиями и механизмами, созданными для борьбы с экономическими угрозами, в том числе угрозы со стороны теневой экономики.
Оригинальность и практическая ценность - При организации мероприятий по противодействию теневой экономике, необходимо учитывать уже накопленный в этой сфере опыт, в том числе основанный на анализе сведений содержащихся в его источниках
Ключевые слова: экономическая безопасность, правоохранительные органы, политическая стратегия, противодействие, идеология, ценности и идеалы
ABOUT SOME QUESTIONS OF THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF NATIONAL SECURITY
Kochesokova Zalina H., PhD, associate professor, assistant professor of special subjects
Work place: the North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of Krasnodar University of the Russian Interior Ministry
Annotation: There are considered some factors promoting social and economic development and formation of economic security that are an important element of national security in modern conditions.
In this article are mentioned the main questions of political structures, the public events, organizational and ideological resources, integrative processes and world outlook.
Conclusions and results. Fundamental conditions and factors of economic threat's opposition for state economic security system are the conditions and mechanisms created for fight against economic threats, including threat from shadow economy.
Originality and practical value. It is necessary to consider the experience which is already saved up in the sphere of shadow economy counteraction based on the analysis of the data containing in its sources
Keywords: economic security, law enforcement agencies, political strategy, counteraction, ideology, values and ideals
Актуальность решения проблемы противодействия теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности, недостаточное знание теоретических и методологических аспектов в контексте повышения криминализации хозяйственной деятельности определили выбор темы диссертации, и рассматривается в ее пределах вопросов [1].
Исходя из текущего состояния российской экономики в неформальном секторе, со всеми признаками криминальной экономики, повышения угрозы экономической безопасности, российские правоохранительные органы и международные организации, работают по борьбе с экономической преступностью. Тем не менее, опыт показывает, что в борьбе с экономической преступностью, является основой уголовного теневой экономики, является недостаточно обоснованным методическую и аналитическую поддержку для правоохранительных органов, особенно в оценке теневой экономики. [3]
В настоящее время существует огромное количество работ по различным вопросам, затрагивающим проблемы теневой экономики и экономической безопасности правоохранительных органов.
Однако в большинстве случаев эти исследования не рассматривали вопросы борьбы с теневой экономикой во взаимосвязи с экономической безопасностью, как одним из путей создания методологической основы управления для правоохранительных органов в борьбе с экономической преступностью.
В этой связи, необходимо изучить проблему экономической безопасности с механизмами борьбы с теневой экономикой, для выработки более совершенных методов оценки ее масштабов и видов, с учетом отраслевых и региональных аспектов, который позволит своевременно выявлять теневые процессы в федеральной экономике, проводить профилактические операции по борьбе с экономической преступностью, эффективно бороться с теневой экономикой и обеспечения экономической безопасности страны и, таким образом, внести свой вклад в рост валового внутреннего продукта (ВВП) и повышение уровня жизни населения России[2].
Экономическая безопасность является основным, стратегическим компонентом национальной безопасности. Проявляя себя в области других видов национальной безопасности, в свою очередь, претерпевает некоторые изменения, переживая противоположный эффект.
Экономическая безопасность государства - это комплексное социально-экономическое явление, отражающее масштабность постоянно меняющихся [4] условий материального производства и воздействия внешних и внутренних факторов. Это определяется уровнем развития производительных сил и состояния социально-экономических отношений, развитие научно-технического прогресса (НТП) и использования ее достижений в народном хозяйстве, иностранной валюты и международной среде.
Материальной основой экономической безопасности являются: развитие производительных сил, способных обеспечить расширенное воспроизводство; цивилизо-
Кочесокова З. Х.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ванный (высокий) уровень жизни граждан; экономическая независимость государства; благоприятное управление на всех уровнях экономики; борьба с преступностью [5].
Анализ сущности экономической безопасности предполагает рассмотрение ключевых понятий, таких как:
1) объекты экономической безопасности. Они выступают в качестве экономической системы в целом и ее компонентов: природные ресурсы, производственные и непроизводственные активы, недвижимость, финансовые ресурсы (финансовые и экономические ресурсы), экономическая структура семьи, отдельных лиц и других лиц;
2) субъекты экономической безопасности. Ими являются: государство и его институты (министерства, ведомства, службы и другие), правовые структуры, органы и учреждения, как государственные, так и частные секторы;
3) угроза экономической безопасности - это явления и процессы, которые оказывают негативное влияние на экономику страны, нарушают экономические интересы личности, общества и государства.
4) показатели экономической безопасности - самые важные параметры, которые дают представление о состоянии экономической системы в целом, ее стабильности и мобильности [6].
Основные показатели экономической безопасности системы являются: темпы роста ВВП; уровень и качество жизни; темпы инфляции; уровень безработицы; структура экономики; расслоение населения; техническая база государственной экономики; расходы на исследования и разработки; конкурентоспособность; зависимости от импорта; открытость экономики; внутренний и внешний долг государства, и другие [7].
Меры по обеспечению экономической безопасности - это сознательная, повседневная деятельность государственных учреждений, направленных на отражение (блока) негативных явлений и процессов в экономической сфере.
Финансовый рынок Российской Федерации еще не отвечает критериям эффективности, во многом из-за несостоятельности или слабости его отдельных секторов, и государственного регулирования. К сожалению, по факту, с одной стороны, избыточный вес финансовых ресурсов сосредоточенных на финансовом рынке, а с другой - неудовлетворенные потребности растущей экономики России в инвестиционных ресурсах.
Обращает на себя внимание тот факт, что если государственное регулирование экономических секторов, прежде всего, влияет негосударственные предприятия, особенно малого и среднего бизнеса, а государственные предприятия частично защищены государством, которое, при желании, может быть больше, чтобы поддержать их. Тем не менее, ряд государственных предприятий сталкиваются с трудностями, которые на порядок выше, чем у коммерческих предприятий. Это относится к оборонной промышленности, для которой государство - и заказчик и покупатель их конкретных продуктов и, следовательно, их деятельность не подлежит целиком рыночным правилам и в значительной степени зависит от состояния государства.
В некоторых случаях правительство «умывает руки» и не обеспечивает эффективную защиту организаций, оставляя их во власти коррумпированных чиновников и преступников.
Некоторые методы государственного регулирования не отвечают интересам предприятий и отрицательно влияют на экономическую безопасность. Таким образом, организации вынуждены лавировать, искать законодательные пробелы, используя нормативную базу для достижения максимальных выгод. Следует отметить, что в дополнение к правовым мерам защиты интересов своей организации руководители реализуют незаконные меры, такие как уклонение от уплаты налогов, невыплата заработной платы. Эти незаконные действия иногда приводят руководство организации к печальным последствиям.
Следовательно, главным элементом борьбы с теневой экономикой является государство. Его работа в этой области направлена на изменение правил поведения человека.
Целесообразным представляется выделение следующих направлений институциональных реформ. Во-первых, это преобразование формальных институтов. Во-вторых, создание благоприятных условий делового климата неформальных институтов. В-третьих, ликвидация вредных социальных институтов. Наконец, разрушение функциональных отношений и организаций, которые воспроизводят криминальные учреждения.
На наш взгляд, подавляющее большинство предложений по борьбе с теневой экономикой не носят системный характер. В связи, с чем представляется необходимым дальнейший анализ причин и условий возникновения теневой экономики.
Список литературы:
1. Геляхова Л.А. Тенденции развития информационного экстремизма в современном обществе. Научный журнал. / Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 4. с. 258-261.
2. Кочесокова З.Х.. О некоторых вопросах государственной политики в сфере национальной безопасности. Теория и практика общественного развития. 2015. № 9.
3. Машекуашева М.Х. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков. Научный журнал. / Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 3. с. 258-261.
4. Актуальные вопросы использования социально-психологических тренингов в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 28. с. 115-120.
5. Экономическая безопасность предприятий строительной индустрии и роль правоохранительных органов в ее обеспечении. Арипшев А.М. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставропольский Государственный Университет.
6. Формирование экономической безопасности предприятия. Власков А.С. Арипшев А.М.. Общество и право. 2006. № 2. с. 151.
7. Некоторые особенности мониторинга инновационного потенциала сотрудников полиции. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 2. с. 307-308.