Научная статья на тему 'Актуальные Вопросы предупреждения экономической преступности и борьбы с коррупцией'

Актуальные Вопросы предупреждения экономической преступности и борьбы с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1220
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / КОРРУПЦИЯ / УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / КРИЗИС / СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НРАВСТВЕННЫЙ УЩЕРБ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочесокова Залина Хазраталиевна

Предметами исследования в данной статье являются основные направления угроз экономической и политической безопасности регионов России, связанные с коррупциогенностью силовых структур, обобщается логичная характеристика антикоррупционного механизма включающая три важнейших элемента: экономическую независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES WARNINGS AND ECONOMIC CRIME FIGHTING CORRUPTION

The subject of study in this article are the main directions of economic and political threats to the security of Russian regions, corruption − related power structures, generalized logical characterization of anti-corruption mechanism includes three major elements: economic independence, stability and sustainability of the national economy, the ability to self-development and progress.

Текст научной работы на тему «Актуальные Вопросы предупреждения экономической преступности и борьбы с коррупцией»

Кочесокова З. Х.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

9. КОРРУПЦИЯ; ТЕРРОРИЗМ; УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

9.1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Кочесокова Залина Хазраталиевна, доцент кафедры СД Северо-Кавказского инотитута повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета России, кандидат экономических наук, доцент

Место работы: Северо-Кавказский институт

повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета России

mashekuasheva@mail.ru

Аннотация: предметами исследования в данной статье являются основные направления угроз экономической и политической безопасности регионов России, связанные с коррупциогенностью силовых структур, обобщается логичная характеристика антикоррупционного механизма включающая три важнейших элемента: экономическую

независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.

Ключевые слова: социально-экономические и

политические проблемы, коррупция, угроза национальной безопасности государства, кризис, системы государственного управления, законодательная база, экономическая безопасности страны, теневая экономика, экономический и нравственный ущерб, фундаментальные антикоррупционные исследования

CURRENT ISSUES WARNINGS AND ECONOMIC CRIME FIGHTING CORRUPTION

Kochesokova Zalina Hazratalievna, assodate professor of DM North Kavkazckogo of Institute of Adva^ed Studies (bramh) Kracnodarckogo univerdteta Ro^ii, PhD, assodate professor

Work p^e: North Kavkazckogo of Institute of Advarned Studies (bra^h) Kracnodarckogo univerdteta Rocdi

mashekuasheva@mail.ru

Annotation: The subject of study in this article are the main directions of economic and political threats to the security of Russian regions, corruption - related power structures, generalized logical characterization of anti-corruption mechanism includes three major elements: economic independence , stability and sustainability of the national economy, the ability to selfdevelopment and progress.

Keywords: sodo- economic and political problems, corruption, the threat to national se^rity сгisis, governa^e, legislation, e^nomm se^rity of the ^untry, the shadow e^nomy, the economic and moral damage, the fundamental anti^on-upton investigation.

Среди множества острейших социально-экономических и политических проблем, стоящих перед современной Россией приоритетное место занимает коррупция, которая в последние годы превратилась в явление, представляющее особую угрозу национальной

безопасности государства.

Социально-экономический кризис в России,

обусловленный ломкой прежней системы государственного управления и отсутствием адекватной

переходному периоду законодательной базы, активизировал такое явление, как коррупция, которая в настоящее время стала реальной угрозой не только экономической, но и национальной безопасности страны.

Для России и, особенно, республик Южного Федерального Округа, коррупциогенность общества является проблемой, которая в последнее время приобретает особую значимость и актуальность. В бывшем СССР (в условиях тотального партийного режима) такой проблемы не существовало, т.к. по идеологическим причинам отрицалось наличие в стране коррупции, разветвленной теневой экономики, что, тем не менее, не могло не наносить огромный экономический и нравственный ущерб.

Это усугубляется еще и тем, что в отечественной литературе отсутствуют фундаментальные

антикоррупционные исследования. Определение содержания понятия «коррупция» имеет сложную внутреннюю структуру и является на сегодня проблемой полемической. В исследования отдельных аспектов данной проблемы отсутствует комплексный подход ко

всей совокупности взаимосвязанных элементов понятия

1

«коррупция» .

На наш взгляд, наиболее обобщенная и логичная характеристика антикоррупционного механизма включает три важнейших элемента: экономическая независимость; стабильность и устойчивость национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу.

Предметом рассмотрения в представленной статье являются основные направления угроз экономической и политической безопасности регионов России, связанные с коррупциогенностью силовых структур.

Производной коррупции в силовых структурах являются сопутствующие ей различные угрозы, среди которых, на наш взгляд, наибольшую опасность представляют: моральное разложение общества,

продолжающийся спад производства и его технического уровня, ухудшение структуры регионального производства и его деиндустриализация, кризис инвестиционной сферы, разрушение научнотехнического потенциала, уход из республики предпринимателей и высококвалифицированных специалистов, нарастание социальной напряженности, информационная незащищенность. Все это приводит к дальнейшей криминализации экономики.

В качестве аргументации выдвигаемых утверждений можно привести десятки примеров. Так, например, с целью восстановления горнолыжной зоны Приэльбрусье из федерального бюджета 2002-2003 гг. были выделены 139 млн. рублей на строительство канатно-кресельной дороги. Эти деньги были перечислены обратно в Москву одной коммерческой московской фирме, и с тех пор ОБЭП республики занимается поиском этих денег1 2.

Организацией Heritage Foundation в сотрудничестве с газетой Wall Street Journal ежегодно сопоставляется размер теневой экономики, как процент от ВВП, в 58 странах с так называемым «индексом экономической свободы». Индекс основан на пятибалльной шкале, на которой меньшее значение говорит о более высоком

1 Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики, № 10, 1998. С. 49

2 («Газета Юга».- 2005.- 15 сентября. -№37 (602)).

135

Бизнес в законе

1 ’2014

уровне экономической свободы. Исследования показывают, что размер теневой экономики тем меньше, чем выше степень экономической свободы. Еще одно явление, связанное с «зарегулированностью», непомерными налогами и сложной системой налогообложения (а значит, и с теневой экономикой), -это коррупция, которую часто обсуждают, когда речь заходит о России.

Организация Transparency International в 2001 году в г.Нальчике провела семинар «Антикоррупционное исследование, как способ анализа коррупциогенности общества» (в котором автор принимал участие) и составила индекс коррупции, отражающий уровень коррумпированности политиков и государственных служащих. Он основан на десятибалльной шкале, где меньший балл показывает более высокий уровень коррупции. Как и в случае с экономической свободой, уровень коррупции меньше в более развитых странах.

Страна с баллом ниже 1.95 считается «свободной», от 2 до 2.95 «в основном свободной», от 3 до 3.95 «в основном не свободной», а с баллом выше 4 «подавленной»3.

Любая ошибка в управлении государственных органов в сфере экономики или нормотворческой деятельности, явные отрицательные изменения в окружающем нас экономическом пространстве приводят к всплеску одного-двух из разобранных нами явлений: «теневая экономика», «коррупция», «организованная

экономическая преступность». При увеличении одного из них наблюдается резкий всплеск остальных, т. к. они взаимоувязаны и взаимообусловлены, что уже показывалось в первой главе.

В условиях нестабильности экономики, отсутствия надежного механизма зашиты собственности, предупреждение является одним из важнейших средств воздействия на экономическую преступность. Между ним, как видом общественной практики, и экономикой, как совокупностью определенных общественных отношений, имеется тесная, существенная связь.

Можно сказать, что диспропорции и деформации в системе экономики, будучи детерминантами экономической преступности, порождают не только причины преступлений, но одновременно предопределяют формы и методы их предупреждения. Формы связаны с самой сердцевиной - рыночными отношениями, методы - с системой контроля и управления в целом.

Угрозы, исходящие со стороны теневого бизнеса региона, всеобъемлющий институциональный характер теневых отношений, пронизывающий все без исключения сферы экономики, политики, силовых структур, юстиции, общественной жизни, в том числе национальной культуры, семейных отношений требует четких и адекватных мер для их предотвращения, основанных на политической воле, желании высшего руководства региона.

Между тем, в регионе применяются и получают все более значительный размах всевозможные способы получения теневых доходов: криминальный контроль в финансово-кредитной сфере, рэкет в производственном, коммерческом, торговом бизнесе, прямые хищения, фальсификация товаров, заказные убийства на экономической почве, похищения людей, проституция и другие виды незаконной деятельности.

3 "2002 Index of Economic Freedom", Heritage Foundation and Wall Street Journal, 2002).

Возникла, целя система коррупционных отношений, основанная на взятках, подкупе государственных чиновников, силовых структур, побуждающая осуществлять действия, направленные на:

а) предоставление прав лицам, имеющим с этими чиновниками родственные, клановые, корпоративные, национальные, религиозные и т.п. связи, распоряжаться по своему усмотрению определенной частью государственной собственностью;

б) незаконное (полное или частичное) освобождение определенных физических или юридических лиц от финансовых или иных материальных обязательств перед государством в предоставлении необоснованных или незаконных материальных и иных льгот;

в) лоббирование выгодных определенным лицам решений;

г) вымогательство материальных благ за различные услуги, решения и т.д.

Сегодня формирующемуся в республике гражданскому обществу принадлежит решающая базисная роль в обеспечении прозрачности государственных, в том числе, силовых структур, т.к. уровень коррумпированности определяется, в первую очередь, уровнем вмешательства силовых структур в экономику. В исследуемом регионе - Кабардино-Балкарской

республике существует объективная необходимость к пересмотру подходов к обеспечению экономической, физической и политической безопасности региона. Требуется разработка стратегической программы -концепции антикоррупционной деятельности,

опирающейся на долговременные национально-

государственные интересы.

Сущность и стратегия национальной безопасности не исчерпывается проблемами экономического роста на основе новой структурной политики, расширение потребительского и инвестиционного спроса, создание конкурентной среды, оптимизация отношений собственности, создание эластичной системы государственного регулирования рыночного типа. Стратегия не станет действенным инструментом политики, если не будут конкретизированы приоритетные задачи борьбы с коррупцией в отдельных сферах и, прежде всего, в силовых структурах, составляющих базис любого государства.

По нашему мнению, основой государственной стратегии экономической, политической и в целом национальной безопасности должна быть идеология развития, которая учитывает национальные интересы, стратегические приоритеты с целью сведения угроз безопасности к минимуму. Без идеологии развития, без культивирования антикоррупционного мировоззрения не возможны ни промышленный, ни научно-технический, ни культурный подъемы общества, т.к. даже если придут в регион миллионы долларов, то чтобы экономика КБР набрала скорость и взяла верный курс, нужны не только крепкие паруса частного предпринимательства, но и штурвал государственного регулирования, в первую очередь, с политической волей, не допускающей коррупционную деятельность.

Необходима новая модель экономического роста региона, стратегической целью которой будет преодоление коррупциогенности общества, позорного уровня бедности, социального расслоения.

Предупредительный потенциал плановой экономики и административно-командной системы управления действовал на детерминанты преступлений, затрагивающих в основном интересы государства.

136

Кочесокова З. Х.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Соответственно формировалась и вся уголовноправовая политика. Вполне естественно, что формы и методы превенции основывались на использовании механизмов централизованного управления. И это позволяло определенным образом влиять на экономическую преступность. Особенно важное значение это имело в тех случаях, когда приходилось сталкиваться с организованной преступностью.

Деятельность органов внутренних дел, как и других правоохранительных и контролирующих органов, направленная на предупреждение экономических преступлений в регионах, будет успешной только в том случае, если она учитывает факторы социального, экономического, политического характера на местах. Причем, как отмечалось, меры общесоциального предупреждения играют решающую роль в нормализации криминологической обстановки в сфере экономики.

Предупреждение преступлений на уровне регионов должно являться одним из приоритетных направлений деятельности в борьбе с преступностью. Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это деятельность по выявлению причин и условий преступлений, принятию мер к их устранению, позитивному корректирующему воздействию на лиц с противоправным поведением (профилактика), а также по предотвращению замышляемых и подготавливаемых или пресечению начатых и длящихся преступных деяний.

Успешное осуществление мер по предупреждению экономических преступлений возможно только при наличии надежной нормативно-правовой базы, являющейся гарантией законности и обоснованности их действий.

Несмотря на принимаемые меры, в условиях становления рынка в экономике региона сложилась весьма непростая ситуация. В настоящее время чрезвычайно малы возможности противодействия преступным формам накопления капитала. Под видом рыночных операций зачастую идет «перекачка» государственных средств на счета предпринимательских структур. Деятельность органов внутренних дел до сих пор затруднена из-за отсутствия механизма проверки законности образования первоначального капитала негосударственных предприятий.

Исходя из сложившихся реалий ситуация и дальше будет способствовать усилению тенденции современной преступности, связанной со стремлением криминальных структур проникнуть и закрепиться в экономике. Они будут стремиться «отмыть» незаконно нажитые денежные средства путем их пропуска через предприятия, совершенно очевидно занимающиеся законной предпринимательской деятельностью, что обосновывалось в теории «криминального денежного обращения». Конечной целью этой операции является возвращение денег обратно в сферу денежного обращения при помощи «законных способов».

Из-за отсутствия системы контроля со стороны государства за происхождением и движением капиталов работа в этом направлении становится малоэффективной. По нашему мнению, четким контролем на разных стадиях оборота денежных средств в регионах должны быть охвачены доходы, как юридических лиц, так и отдельных граждан.

Во вновь принятых законодательных актах предусмотрено, что налоговые, антимонопольные и другие государственные органы на которые

законодательством РФ возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия, могут осуществлять такие проверки по мере возникновения необходимости и в пределах своей компетенции. Основными субъектами осуществления деятельности по предупреждению экономических преступлений являются подразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности, предварительного следствия, а также другие подразделения, обеспечивающие в соответствии со своей компетенцией деятельность основных субъектов по реализации задач предупреждения преступлений,

Чтобы влиять на криминологическую ситуацию в регионе в негосударственном секторе экономики, необходима комплексная отработка конкретных объектов путем проведения, прежде всего, экономико-правового анализа с использованием в процессе получения исходной информации специальных сил, средств и методов.

Справедливо отмечается, что в результате применения экономико-правового анализа можно получить ценную информацию для:

- выявления на основе изучения и оценки различных экономических процессов, происходящих в народном хозяйстве, факторов, оказывающих отрицательное влияние на сохранность материальных ценностей и денежных средств, уровень хищений, должностных и хозяйственных преступлений;

- выявления причин и условий преступлений на основе изучения состояния финансово-хозяйственной и производственной деятельности конкретных объектов народного хозяйства;

- криминологического прогнозирования и установления тенденций в развитии преступности, определения главных направлении предупредительной работы;

- разработки экономически обоснованных рекомендаций, предложений по устранению причин и условий преступлений, по ликвидации возможных каналов хищений материальных ценностей и денежных средств4.

Экономический анализ (внешний и внутренний) должен стать одним из приоритетных методов предупреждения экономических преступлений. Исследование различных косвенных экономических показателей (особенно, в новых коммерческих структурах) может дать сотруднику милиции не меньше информации, чем специальные оперативно-розыскные действия. Все это актуализирует необходимость организации в рамках органов внутренних дел криминологического мониторинга предпринимательства. По форме он должен представлять собой систему постоянного сбора и анализа социологической и экономической информации. По содержанию криминологический мониторинг сводится к экономико-правовому анализу, а по сущности - носит криминологический характер. Информационной базой для проведения криминологического мониторинга

помимо результатов опросов экспертов должна служить статистическая и финансовая отчетность по п редпри ним ател ьству.

Действующее финансовое, хозяйственное,

гражданское, трудовое, уголовное, уголовнопроцессуальное и гражданско-процессуальное

законодательство постепенно устаревает и не обеспечивает эффективную правоприменительную практику в интересах экономических реалий. Имеются

4 Кочесокова З.Х. Причины и последствия теневой экономики. / Монография. - Нальчик: Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, 2012. - 114 с.

137

Бизнес в законе

1 ’2014

многочисленные законодательные пробелы, не учитывающие качественных изменений в характере преступности.

Более эффективному выполнению поставленных перед органами по борьбе с экономической преступностью задач по предупреждению экономических преступлений, по нашему мнению, могло бы способствовать решение таких проблем, как:

- отсутствие практического опыта и необходимых методик по предупреждению не имевших прежде аналогов экономических преступлений;

- трудности в идентификации противоправной деятельности, так как методы, используемые предпринимателями при совершении преступлений, нередко оказываются теми же, что приняты в правомерной практике. Это, с одной стороны, приводит к бездействию при получении информации о готовящемся преступлении, а с другой - к неправомерному вмешательству в хозяйственную деятельность предприятий:

- слабая профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел и их объективная неготовность работать в условиях стихийно складывающихся договорных отношений, полной самостоятельности хозяйствующих субъектов и свободы предпринимательства;

- трудности в назначении и проведении проверок финансовой деятельности негосударственных предприятий и документальных ревизий5.

В отношении борьбы с экономической преступностью в ЮФО стоит отметить сосредоточенные в регионе значительные природные и другие экономические ресурсы, объемы внешнеэкономической деятельности с использованием имеющейся инфраструктуры, широкие возможности предприятий, для реализации государственных программ через государственные заказы, превращают округ в зону интересов преступных группировок. Одновременно, появляются объективные условия для возникновения различных проявлений коррупции и расширения сфер ее влияния.

Особо следует отметить следующие трудности, связанные с выявлением, документированием и пресечением фактов коррупции, изобличением коррумпированных чиновников:

- отсутствие основополагающего Закона «О коррупции»;

- отсутствие у большинства представителей власти четко регламентированных и соответствующим образом документально оформленных функциональных обязанностей (должностных инструкций);

- высочайший уровень корпоративности среди чиновников, наличие связей в высших эшелонах власти, через которые оказывается давление на органы следствия и оперативные службы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- несовершенство законодательства, в соответствии с которым до вынесения приговора суда невозможно отстранить от должности выборного главу исполнительной власти;

- отсутствие всеобщего декларирования, как доходов, так и расходов, что позволяет коррумпированным чиновникам приобретать дорогостоящую недвижимость и т.д. и т. п. на подставных лиц;

- отсутствие в распоряжении ОВД достаточных валютных средств необходимых для проведения оперативных экспериментов по задержанию взяточников с поличным6.

Решение вышеперечисленных проблем на правительственном и ведомственных уровнях приведет к решению вопроса о снижении показателей экономической преступности и коррупции.

Список литературы:

1. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 10. С. 30 - 39

2. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. Декабрь 1994. С. 8.

3. «Газета Юга».- 2005.- 15 сентября. - №37 (602).

4. Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики, № 10, 1998. С. 49.

5. Кочесокова З.Х. Причины и последствия теневой экономики. / Монография. - Нальчик: Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, 2012. - 114 с.

6. "2002 Index of Economic Freedom", Heritage Foundation and Wall Street Journal, 2002.

Reference list:

1. Afontsev SA National economic security : towards a theoretical consensus / / World Economy and International Relations , 2002, № 10 . Pp. 30 - 39

2 . Abalkin Russian Economic Security : Threats and their reflection / / Problems of Economics . December 1994 . C. 8.

3 . " Gazeta Yuga ." - 2005 . - September 15. - № 37 ( 602).

4 . Illarionov AI Criteria for economic security / / Problems of Economics , № 10 , 1998 . P. 49 .

5 . Kochesokova ZH Causes and effects of the shadow economy. / Monograph . - Nalchik North- Caucasian Institute of Advanced Police Academy Russia (branch) of Krasnodar University of the Russian Interior Ministry , 2012 . - 114 .

6. "2002 Index of Economic Freedom", Heritage Foundation and Wall Street Journal, 2002 .

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Актуальные вопросы предупреждения экономической преступности и борьбы с коррупцией» Кочесоковой Залины Хазраталиевны Исследования в данной статье являются основные направления угроз экономической и политической безопасности регионов России, связанные с коррупциогенностью силовых структур, обобщается логичная характеристика антикоррупционного механизма включающая три важнейших элемента: экономическую независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.

Представленная статья раскрывает основополагающие факторы, множества острейших социально-экономических и политических проблем, стоящих перед современной Россией, где, приоритетное место занимает коррупция, которая в последние годы превратилась в явление, представляющее особую угрозу национальной безопасности государства.

Положительным моментом рецензируемой статьи является анализ регулирования экономической деятельности и теневой экономики.

Статья Кочесоковой З.Х. может быть рекомендована к публикации.

Профессор кафедры СТП кандидат юридических наук, полковник полиции

Х.А. Аккаева

5 Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. Декабрь 1994. С. 8.

6 Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 10. С. 30

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.