Научная статья на тему 'Экономические основы механизма противодействия теневой экономике'

Экономические основы механизма противодействия теневой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочесокова Залина Хазраталиевна

Задачи Сегодня без скрытой экономической деятельности уже невозможно сделать объективное представление о масштабах национальной экономики, и особенно некоторые из ее секторов, таких как торговля и услуги. Статья посвящена поиску наиболее эффективных направлений государственной политики в борьбе с теневой экономикой и преступлениями экономической направленности. Модель и методы В Российской Федерации наличие теневой экономики, к сожалению, является признанным фактом. Кроме того, степень скрытой и преступной экономической деятельности уже достигла размера, где осуществляется значительное влияние на основные макроэкономические показатели. Выводы и результаты Теневая экономика представляет собой скрытые, не обнародованные факты производства, потребления, обмена, распределения, разделения материальных товаров, работ или услуг. Существует множество способов определения этого явления, однако суть его остается неизменной причинение вреда. Оригинальность и практическая ценность Сегодня без скрытой экономической деятельности уже невозможно сделать объективное представление о масштабах национальной экономики, и особенно некоторые из ее секторов, таких как торговля и услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC FUNDAMENTALS MECHANISM TO COMBAT THE SHADOW ECONOMY

Objectives: Today, without a hidden economic activity is no longer possible to make an objective idea of the scale of the national economy, and especially some of its sectors, such as trade and services. The article is devoted to finding the most effective public policies in the fight against the shadow economy and economic crimes. Models and methods In the Russian Federation the existence of the shadow economy, unfortunately, is a recognized fact. In addition, the extent of covert and criminal economic activity has reached a size where made a significant impact on the main macroeconomic indicators. Conclusions and results The shadow economy is hidden, undisclosed facts of production, consumption, exchange, distribution, division of material goods, works or services. Originality and practical value Today, without a hidden economic activity is no longer possible to make an objective idea of the scale of the national economy, and especially some of its sectors, such as trade and services.

Текст научной работы на тему «Экономические основы механизма противодействия теневой экономике»

4.6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Кочесокова Залина Хазраталиевна, канд. экон. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: СевероКавказский институт повышения квалификации. Филиал: филиал Краснодарского университета МВД России. Подразделение: кафедра специальных дисциплин. E-mail: mashekuasheva@mail.ru

Аннотация

Задачи - Сегодня без скрытой экономической деятельности уже невозможно сделать объективное представление о масштабах национальной экономики, и особенно некоторые из ее секторов, таких как торговля и услуги. Статья посвящена поиску наиболее эффективных направлений государственной политики в борьбе с теневой экономикой и преступлениями экономической направленности.

Модель и методы - В Российской Федерации наличие теневой экономики, к сожалению, является признанным фактом. Кроме того, степень скрытой и преступной экономической деятельности уже достигла размера, где осуществляется значительное влияние на основные макроэкономические показатели.

Выводы и результаты - Теневая экономика - представляет собой скрытые, не обнародованные факты производства, потребления, обмена, распределения, разделения материальных товаров, работ или услуг. Существует множество способов определения этого явления, однако суть его остается неизменной - причинение вреда.

Оригинальность и практическая ценность - Сегодня без скрытой экономической деятельности уже невозможно сделать объективное представление о масштабах национальной экономики, и особенно некоторые из ее секторов, таких как торговля и услуги.

Ключевые слова: преступление, правоохранительные органы, теневая экономика, экономическая безопасность, государственная политика, совершенствование деятельности, эффективное управление.

ECONOMIC FUNDAMENTALS MECHANISM TO COMBAT THE SHADOW ECONOMY

Kochesokova Zalina Hazratalievna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: North Caucasian Institute for Advanced Studies. Branch: Krasnodar University of MIA Russia branch. Department: special subjects chair. E-mail: mashekuasheva@mail.ru

Annotation

Objectives: Today, without a hidden economic activity is no longer possible to make an objective idea of the scale of the national economy, and especially some of its sectors, such as trade and services. The article is devoted to finding the most effective public policies in the fight against the shadow economy and economic crimes.

Models and methods - In the Russian Federation the existence of the shadow economy, unfortunately, is a recognized fact. In addition, the extent of covert and criminal economic activity has reached a size where made a significant impact on the main macroeconomic indicators.

Conclusions and results - The shadow economy - is hidden, undisclosed facts of production, consumption, exchange, distribution, division of material goods, works or services.

Originality and practical value - Today, without a hidden economic activity is no longer possible to make an objective idea of the scale of the national economy, and especially some of its sectors, such as trade and services. Keywords: crime, law enforcement agencies, the shadow economy, economic security, public policy, improvement of the activities, efficient management.

Наличие проявлений теневой экономики в той или иной степени стали типичными или даже привычными не только для развитых стран, но и для стран с переходной экономикой. То есть, это явление во многих случаях стали своего рода национальным проблемами. Данный факт связан с рядом как объективных, так субъективных факторов. Объективные факторы, в первую очередь, являются производными от структурной отсталости экономики, давления заинтересованных субъектов извне, неконтролируемых переходных процессов. Важным фактором является быстрое формирование огромного количества малых предприятий, особенно в сфере торговли и услуг, в отношении которых часто приходится использовать селективные методы контроля. Для многих стран с переходной экономикой также характерно сокращение производственной деятельности на крупных предприятиях и низкой общим уровнем жизни, что заставляет многих искать дополнительные источники дохода. К субъективным факторам, происходящим в некоторых странах с переходной экономикой, следует отнести, прежде всего, стремительный и радикальный характер экономических и государственных реформ, относительная слабость исполнительной власти и, в частности, налоговых органов, отсутствие достаточного опыта в странах с переходной экономикой. Кроме того, можно «винить» значительный уровень коррупции в правительстве и недостаточно энергичные меры по борьбе с организованной преступностью, которая приобрела значительное влияние в экономической сфере[8].

Особое беспокойство вызывает преступная деятельность в сфере экономики. На сегодняшний день существует ряд предпосылок для углубления и укрепления этих процессов в форме слияния общей уголовной и экономической преступности, совершенствование организации и профессионализма лиц, совершивших преступления, используется в преступной деятельности при помощи современных технологии, внедрение преступников в государственные органы[9].

Противодействие государства на теневую экономику всегда отличалась определенными внутренними противоречиями. С одной стороны, исторический опыт показывает, что теневая экономика всегда была неотъемлемой частью экономического механизма страны. С другой стороны, неизменным остается факт, что именно государство, в лице своих органов, «виновно» в распространении теневой экономики в общественные процессы. Естественно благоприятной средой для развития этой проблемы является слияние капитала и власти и коррупция. Борьба против этих источников неформальной экономики особенно затруднительна, так как речь идет о самых влиятельных представителях государственного и частного бизнеса. Не менее опасной является непродуманная социально-экономическая политика государства, в процессе которой были изгнаны в тень многие крупнейшие предприятия [4].

1-2016

Пробелы в российском законодательстве

Существуют различные точки зрения по поводу оснований или истоков распространения преступной теневой экономики. Обобщая данные мнения, можно прийти к выводу о том, что доля участия самого государства в распространении теневой экономики достаточно велика. Так, государство (в лице органов власти) нарушает определенные правовые нормы, ответственные за экономическую стабильность. Кроме того, имеют место факты так называемого «сговора» государства с хозяйствующими субъектами, противоречащие интересам общества. Соответственно, это порождает коррупцию чиновников. И, помимо прочего, нельзя не указать непрофессионализм в строительстве экономической политики страны.

Однако, несмотря на вышеизложенное, государство является первым и главным субъектом, способным противостоять проявлениям теневой экономики.

Государство обладает значительным арсеналом способов и средств противодействия преступным явлениям. Теневая экономика не является исключени-ем[1]. Так, возможно выделить различные направления государственной политики в этой сфере.

Специфика национальной экономической модели предопределяет формы и размеры теневой экономики. Одной из главных стратегических целей государства должно являться не искоренение неформальной экономики, а ее минимизация. Это возможно только при формировании основных макроэкономических параметров национальной экономики, основанной на честной конкуренции. Необходимо эффективное регулирование антимонопольного законодательства и установление максимально допустимого размера теневой экономики[2].

Кроме этого, важнейшим методом противодействия будет являться совершенствование законодательства, а именно установление наиболее целесообразного уровня налогов и пошлин; более тщательная проверка финансовой деятельности предприятий; введение упрощенной регистрации предприятий; повышение ответственности банков перед вкладчиками.

Нельзя не отметить и возможности социальной политики государства. Как известно, большая доля преступлений в экономической сфере зависит от уровня жизни граждан. Для достижения результата минимизации теневой экономики необходимо строительство правового социального государства, создание достойного уровня заработной платы, что позволит избежать глубокой социальной дифференциации и прочее.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса так же является значительным фактором противодействия теневой экономики. При этом, необходимо учитывать принцип равноудаленности бизнеса и власти. То есть государство должно сохранять самостоятельность частных предприятий, при этом оказывая поддержку экономически нестабильным субъектам.

Следующим направлением государственной политики противодействия теневой экономики можно назвать ужесточение карательной функции государства. Только государственные органы способны бороться с теневой экономикой на законных основаниях. Необходимо ужесточение ответственности в отношении коррумпированной части представителей государственных органов и олигархических структур.

Нельзя забывать также о сотрудничестве государства с институтами гражданского общества. Это позволит скоординировать деятельность органов местного самоуправления и правоохранительных органов, а также развивать сотрудничество с общественными и

религиозными организациями и с общественными палатами [5].

Государственная политика противодействия явлению теневой экономики должна осуществляться дифференцировано. С одной стороны, необходимо создание благоприятной рыночной среды. Борьба с преступлениями в экономической сфере должна вестись на основе административных методов и методов конституционного права, при активном участии правоохранительных органов.

Учитывая вопросы борьбы с теневой экономикой и экономической преступностью, необходимо сначала определить желаемый исход борьбы.

По борьбе с теневой экономикой, на наш взгляд, необходимо бороться не с отдельными ее проявлениями, а с комплексом причин и факторов, определяющих данное явление. Методически целесообразным представляется выявление ключевых институтов по борьбе с экономической преступностью, анализ ограничений, принятых во внимание при выборе модели поведения того или иного субъекта[7].

Среди вопросов, связанных с обеспечением эффективности органов государственной власти, особое место занимает коррупция. Это связано с тем, что неправомерные действия чиновников, осуществляемые для личной выгоды, заменяют истинные цели и назначение государственных органов. С высоким уровнем коррупционной преступности становится невозможным достижения государственной задачи противодействия теневой экономики.

В качестве возможных направлений государственной политики необходимо разработать рекомендации для совершенствования государственного механизма противодействия теневой экономике, построить стратегическое обеспечение экономической безопасности на основе системного подхода к оценке приоритетных направлений [6]. Необходимо повысить достоверность критериев и показателей оценки теневой экономики.

Путем поддержки малого предпринимательства разработать льготные режимы налогообложения и кредитования. Кроме того, целесообразно разработать предложения по совершенствованию деятельности подразделений и служб МВД России на основе усиления правоохранительных функций в сфере экономики.

Таким образом, существует два основных способа борьбы с теневой экономикой: улучшение экономических отношений и повышения эффективности правоохранительной деятельности.

Список литературы:

1. Буров В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий // ЭКО. - 2008. - N 4. - С.67-74.

2. Геляхова Л.А. Проблемы организации и проведения антикоррупционной экспертизы. //Система ценностей современного общества. 2014г. №33.

3. Кочесокова З.Х. Актуальные вопросы предупреждения экономической преступности и борьбы с коррупцией. //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 1. С. 135-138

4. Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР (Аналмз, оценки, прогнозы)//Вопросы экономики. 1990. №3.с. 110-119.

5. Геляхова Л.А. Тенденции развития информационного экстремизма в современном обществе. Научный журнал. /Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 4. с. 258-261.

6. Кочесокова З.Х..О некоторых вопросах государственной политики в сфере национальной безопасности.

Теория и практика общественного развития. 2015. № 9.

7. Машекуашева М.Х.Психологическое обеспечение деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков. Научный журнал. /Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 3. с. 258-261.

8. Актуальные вопросы использования социально-психологических тренингов в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 28. с. 115-120.

9. Терроризм как угроза национальной безопасности. Машекуашева М.Х. В сборнике: Современные проблемы уголовной политики материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Н. Ильяшенко; Министерство Внутренних Дел РФ, Краснодарский университет МВД России. 2012. с. 107112.

Рецензия

на научную статью по теме: «Экономические основы механизма противодействия теневой экономике» доцента кафедры специальных дисциплин СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидата экономических наук, доцента Кочесоковой За-лины Хазраталиены

Рецензируемая научная статья «Экономические основы механизма противодействия теневой экономике» посвящена актуальной теме, так как наличие проявлений теневой экономики в той или иной степени стали типичными или даже привычными не только для развитых стран, но и для стран с переходной экономикой.

Кочесокова З.Х. в своей научной статье анализирует, противодействие государства на теневую экономику, с одной стороны, исторический опыт показывает, что теневая экономика всегда была неотъемлемой частью экономического механизма страны. С другой стороны, неизменным остается факт, что именно государство, в лице своих органов, «виновно» в распространении теневой экономики в общественные процессы. Естественно благоприятной средой для развития этой проблемы является слияние капитала и власти и коррупция. Борьба против этих источников неформальной экономики особенно затруднительна, так как речь идет о самых влиятельных представителях государственного и частного бизнеса. Не менее опасной является непродуманная социально-экономическая политика государства, в процессе которой были изгнаны в тень многие крупнейшие предприятия.

На основании изложенного научная статья Кочесоко-вой З.Х. отвечает предъявленным требованиям к такого рода работе и может быть рекомендована к опубликованию.

Профессор кафедры СТП, к.ю.н, полковник полиции Х.А.Аккаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.