Научная статья на тему 'Критерии и пороговые значения экономической безопасности'

Критерии и пороговые значения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочесокова Залина Хазраталиевна

Статья повествует о роли правоохранительных органов в реализации основных направлений государственной политики в борьбе с преступлениями экономической направленности. Национальная политика страны на современном этапе развития общественных отношений должна идти к освоению новых механизмов для достижения социального «спокойствия» политической, экономической и духовной сфере общества. Предназначение «новой» политики состоит в том, чтобы добиться максимально эффективной устойчивости государственных сил и институтов власти. Другими словами, необходимо создание качественно нового уровня экономических отношений как основу политики экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND THRESHOLD VALUES OF ECONOMIC SAFETY

The article tells about the role of law enforcement agencies in implementing the main directions of state policy in the fight against economic crimes. The national policy of the country at the present stage of development of public relations should go to the development of new mechanisms for achieving social "tranquility" of the political, economic and spiritual sphere of society. The purpose of the "new" policy is to achieve the most effective sustainability of state forces and institutions of power. In other words, it is necessary to create a qualitatively new level of economic relations as the basis for the policy of economic security.

Текст научной работы на тему «Критерии и пороговые значения экономической безопасности»

10.2. КРИТЕРИИ И ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Кочесокова Залина Хазраталиевна, канд. экон. наук. Должность: Доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо - Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра Специальных дисциплин. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья повествует о роли правоохранительных органов в реализации основных направлений государственной политики в борьбе с преступлениями экономической направленности. Национальная политика страны на современном этапе развития общественных отношений должна идти к освоению новых механизмов для достижения социального «спокойствия» политической, экономической и духовной сфере общества. Предназначение «новой» политики состоит в том, чтобы добиться максимально эффективной устойчивости государственных сил и институтов власти. Другими словами, необходимо создание качественно нового уровня экономических отношений как основу политики экономической безопасности.

Ключевые слова: преступление, правоохранительные органы, теневая экономика, экономическая безопасность, государственная политика, совершенствование деятельности, эффективное управление, преступления экономической направленности.

CRITERIA AND THRESHOLD VALUES OF ECONOMIC SAFETY

Kochesokova Zalina Khazratalievna, PhD in Economics. Position: Associate Professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: Special disciplines chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article tells about the role of law enforcement agencies in implementing the main directions of state policy in the fight against economic crimes. The national policy of the country at the present stage of development of public relations should go to the development of new mechanisms for achieving social "tranquility" of the political, economic and spiritual sphere of society. The purpose of the "new" policy is to achieve the most effective sustainability of state forces and institutions of power. In other words, it is necessary to create a qualitatively new level of economic relations as the basis for the policy of economic security.

Keywords: crime, law enforcement agencies, shadow economy, economic security, state policy, improvement of activities, effective management, economic crimes.

Национальная политика страны на современном этапе развития общественных отношений должна идти к освоению новых механизмов для достижения социального «спокойствия» политической, экономической и духовной сфере общества. Предназначение «новой» политики состоит в том, чтобы добиться максимально эффективной устойчивости государственных сил и институтов власти. Другими словами, необходимо создание качественно нового уровня экономических отно-

шений как основу политики экономической безопасности. 1

Основной акцент должен быть сделан на формировании экономического сознания граждан, так как это важнейший элемент политических, экономических институтов, а также политики в области экономической безопасности. Следует отметить, что политика обеспечения экономической безопасности страны, в том числе как стратегическая цель минимизации экономических преступлений, может быть основана только на единстве различных подходов и стратегий.

На наш взгляд, политика противодействия теневой экономике должна реализовываться с применением принципов системного подхода и внимания по приоритетным направлениям. Важную роль в решении данного вопроса принадлежит органам внутренних дел. Основным субъектом противодействия борьбы с экономической преступностью выступают правоохранительные органы. Занимая центральное место среди государственных органов по реализации мер, закрепленных в законодательстве, правоохранительные органы выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления и правонарушения в экономической сфере. Они обладают всеми необходимыми и законом обоснованными правами для обеспечения осуществления широкого диапазона задач для достижения конечной цели борьбы и предотвращения дальнейшего роста экономической преступности.

Правоохранительные органы создаются во исполнение функций надзора за исполнением законов, привлечения виновных ко всем юридическим видам ответственности. Суд, прокуратура, Федеральная служба безопасности, органы внутренних дел, Федеральная таможенная служба, представляют собой систему правоохранительных органов, осуществляющих противодействие преступности в сфере экономической деятельности. Каждый из этих субъектов обладает специальной компетенцией. В настоящее время основную функцию по борьбе с преступностью в сфере экономики осуществляет Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (далее ГУЭБиПК МВД России).

Названный орган внутренних дел является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. В пределах соей компетенции ГУ-ЭБиПК МВД России обеспечивает и осуществляет основные задачи и функции Министерства внутренних дел по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в части, касающейся выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. ГУЭБиПК МВД России реализует функции основного и главного подразделения в системе МВД России, осуществляющее организацию борьбы с явлениями теневой экономики и другими экономическими преступлениями.

1 Городецкий А.Е., Морукова А.А. Формирование единой системы государственного финансового контроля// Вопросы экономики. - 2004. - №1. -С.85-97.

2 Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России.Утверждено при-

казом МВД России от 16 марта 2015 г. N 340 «Об утверждении

положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации»

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Кочесокова З.Х.

Основные задачи ГУЭБиПК МВД России перечислены в приказе МВД России от 16 марта 2015 г. N 340 «Об утверждении положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации». К ним относятся, реализация мер по организации и участии в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления; обеспечение совершенствования нормативно-правовой базы по вопросам деятельности Главного управления; организация предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; определение основных положений по направлениям деятельности Главного управления.

Помимо этого, ГУЭБиПК МВД принимает в пределах своей компетенции меры по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления, а также координирует деятельность всех структурных подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления.3

В своей деятельности ГУЭБиПК МВД России руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

Главное управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями системы МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и междуна-

4

родными полицейскими организациями.

Наиболее важными направлениями совершенствования деятельности ОВД в обеспечении экономической безопасности следует признать:

- организацию стратегического планирования деятельности отделов и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции на основе научных прогнозов социологических опросов и анализа оперативной обстановки;

- укрепление потенциала (правовые, информационные, материально-технической) деятельности отделов и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции;

- организацию координации и сотрудничества между подразделениями экономической безопасности и про-

3 Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России. Утверждено приказом МВД России от 16 марта 2015 г. N 340 «Об утверждении положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации»

4 Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России. Утверждено приказом МВД России от 16 марта 2015 г. N 340 «Об утверждении положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации»

тиводействия коррупции и другими ОВД по борьбе с экономической преступностью;

- взаимовыгодное и равноправное сотрудничества с международными правоохранительными органами зарубежных стран.

Организационными и структурными мерами, способными повысить эффективность деятельности ОВД в борьбе с экономической преступностью могут быть:

- реализация новых актуальных задач, возложенных на управления и отделы экономической безопасности и противодействия коррупции, с учетом тенденций в преступности и необходимости обеспечения эффективного реагирования на его проявления;

- улучшение стратегического и оперативного командования и управления отделами и подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции,

- усиление управления и оптимизации функциональной деятельности структурных подразделений, а также ужесточение дисциплины;

- укрепление сотрудничества с другими правоохранительными и другими государственными органами. 5

Уникальность системы ОВД состоит в ее разветвленной структуре, что позволяет собирать и анализировать социологическую и криминологическую информацию, на основе которой можно было бы производить прогнозы криминологических и связанных с ними организационных, правовых и экономических решений.6

К сожалению, общественное сознание не может не наложить отпечаток на сознание сотрудника ОВД. Необходимо повышение уровня экономической культуры, так как именно этот фактор обуславливает совершение корыстных экономических преступлений.7

На наш взгляд было бы целесообразно возложить на ОВД в лице учебных заведений системы функцию по обучению молодых сотрудников эффективным методам защиты от нечестной конкуренции.

Министерство внутренних дел, посредством реализации основной функции правоохранительных органов должно активно работать по направлению сохранения и более эффективного использования экономических ресурсов и, тем самым, развивать в правильном направлении производственные отношения.

Список литературы:

1. Городецкий А.Е., Морукова А.А. Формирование единой системы государственного финансового контроля// Вопросы экономики. - 2004. - №1. -С.85-97.

2. Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России. Утверждено приказом МВД России от 16 марта 2015 г. N 340 «Об утверждении положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации»

5 Чайка А.А., Геляхова Л.А. Правовые проблемы имплемента-ции в национальное законодательство ст.20 конвенции организаций объединенных наций «против коррупции». В сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2014 г.: в 11 частях. Тамбов, 2014. С. 147-151.

6 Кочесокова З.Х. Актуальные вопросы предупреждения экономической преступности и борьбы с коррупцией. //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 1. С. 135-138

7 Кочесокова З.Х., Яхьяев Т.Л. предупреждение экономической преступности и борьба с коррупцией в регионе // TerraEconomicus. 2008. Т. 6. № 4-2. С. 332-337.

3. Кочесокова З.Х. Актуальные вопросы предупреждения экономической преступности и борьбы с коррупцией. //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 1. С. 135-138.

4. Кочесокова З.Х., Яхьяев Т.Л. предупреждение экономической преступности и борьба с коррупцией в регионе // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 4-2. С. 332337.

5. Чайка А.А., Геляхова Л.А. Правовые проблемы имплементации в национальное законодательство ст.20 конвенции организаций объединенных наций «против коррупции». Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2014 г.: в 11 частях. Тамбов, 2014. С. 147-151.

Рецензия

На научную статью «Критерии и пороговые значения экономической безопасности» Кочесоковой Залины Хазраталиевны, доцента кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД РФ», кандидата экономических наук, профессора РАЕ.

Автор отмечает в статье, что основной акцент должен быть сделан на формировании экономического сознания граждан, так как это важнейший элемент политических, экономических институтов, а также политики в области экономической безопасности.

Следует отметить, что политика обеспечения экономической безопасности страны, в том числе как стратегическая цель минимизации экономических преступлений, может быть основана только на единстве различных подходов и стратегий.

Правоохранительные органы создаются во исполнение функций надзора за исполнением законов, привлечения виновных ко всем юридическим видам ответственности. Суд, прокуратура, Федеральная служба безопасности, органы внутренних дел, Федеральная таможенная служба, представляют собой систему правоохранительных органов, осуществляющих противодействие преступности в сфере экономической деятельности.

Каждый из этих субъектов обладает специальной компетенцией.

В статье изложены так же наиболее важные направления совершенствования деятельности ОВД в обеспечении экономической безопасности следует признать:

- организацию стратегического планирования деятельности отделов и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции на основе научных прогнозов социологических опросов и анализа оперативной обстановки;

- укрепление потенциала (правовые, информационные, материально-технической) деятельности отделов и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции;

- организацию координации и сотрудничества между подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции и другими ОВД по борьбе с экономической преступностью;

- взаимовыгодное и равноправное сотрудничества с международными правоохранительными органами зарубежных стран.

Организационными и структурными мерами, способными повысить эффективность деятельности ОВД в борьбе с экономической преступностью могут быть:

- реализация новых актуальных задач, возложенных на управления и отделы экономической безопасности и противодействия коррупции, с учетом тенденций в преступности и необходимости обеспечения эффективного реагирования на его проявления;

- улучшение стратегического и оперативного командования и управления отделами и подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции,

- усиление управления и оптимизации функциональной деятельности структурных подразделений, а также ужесточение дисциплины;

- укрепление сотрудничества с другими правоохранительными и другими государственными органами.

Автор справедливо отмечает что, было бы целесообразно возложить на ОВД в лице учебных заведений системы функцию по обучению молодых сотрудников эффективным методам защиты от нечестной конкуренции. Министерство внутренних дел, посредством реализации основной функции правоохранительных органов должно активно работать по направлению сохранения и более эффективного использования экономических ресурсов и, тем самым, развивать в правильном направлении производственные отношения.

Статья полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобным работам и вполне может быть опубликована в открытой печати.

Рецензент:

начальник кафедры ОПД кандидат юридических наук полковник полиции А.Ю.Тутуков

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,88%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.